Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лирика первой половины XX века





 

Вениамин Тимофеевич Чисталев

(Тима Вень)

(1890-1939)

Профессор: В.Т. Чисталев родился 20 октября 1890 года в селе Помоздино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в многодетной крестьянской семье. У него было два брата и пять сестер. Будущий писатель окончил в родном селе начальную школу, а затем продолжил обучение во второклассной школе села Деревянск. Во время обучения в Деревянской школе в период революции с 1905-1907 годов Чисталев знакомится с так называемой нелегальной литературой. Он читает журналы «Народная весть», «Вестник знания», «Новь» и выносит из них дух борьбы за справедливость, за уничтожение неравенства между людьми, угнетение крестьян. Позднее, в его революционной поэзии будет воспет подвиг народа и подвиг страны, вступившей на путь революционных изменений. В 1908 г. Вениамин Чисталев становится учителем в селе Пожег, где стремился учить детей на коми языке, составляет для учащихся русско-коми букварь и книгу для чтения «Растения и деревья» (Рассказы о природе).

После Октябрьской революции В. Чисталев приезжает в родное село и активно занимается культурно-просветительской работой. В 1919 году он выпускает рукописный журнал «Молодая поросль» и много печатается (например, печатает рассказы «В голодный год», «Под свет лучины»).

В 1921 году писатель публикует в сборнике «Песнь северного ветра» поэму «Сокол, парящий на гребне северного ветра», написанную по мотивам «Песни о Соколе» А.М. Горького, а в 1926 г. он пишет пьесу «Изкар», а в 1928 г. выходит его первая книга.

В 1929 году Вениамин Чисталев публикает рассказ о коми крестьянине – «Трипан Вась», ставший событием в литературе. Главный герой – Трипан Вась. Так в коми селах называли крестьян (Трифон сын Василия). За публикацию этого рассказа В. Чисталев был исключен из коми писательской организации.

Творческие планы писателя были нарушены неожиданным арестом в печально известном 1937 году (период массовых сталинских репрессий). Его не спасло ничто – ни авторитет крупного коми писателя, ни любовь, ни слабое здоровье. Он как буржуазный националист был заключен в тюрьму Верхнего Чова под Сыктывкаром. Писатель скончался 13 октября в 1939 г. в тюремной больнице в возрасте 39 лет.

Вениамин Чисталев прожил короткую жизнь, но оставил яркий след в культуре и литературе Республики Коми как мастер высокой лирики.

- Ребята, В. Чисталев был одним из выдающихся мастеров пейзажной лирики. В пейзажном стихотворении В. Чисталева «Лиственница» представлен поэтический образ дерева. Рассмотрим художественные особенности данного произведения.

ЛИСТВЕННИЦА

На скале крутой упорно,

Вырастала ладно, чинно,

Глубоко пустила корни,

К тучам вскинула вершину.

 

Перед ветром – супостатом

Не склонилась трудным часом;

Ствол у корня – в три обхвата,

Не достать вершины глазом.

 

Сучья – будто из железа,

А листва шумит, струится…

Чудо-лиственница к лету

Нарядилась, как девица.

(пер. И. Молчанова)

 

Вопросы Вероники:

1. Выразительно прочитайте текст стихотворения.

2. Назовите главные образы произведения.

3. Можно ли сказать, что эти образы из природного мира отображают человека и его чувства?

4. Какие ассоциации вызывает у вас образ лиственницы в первой строфе?

5. Что нового добавляет к нашим представлениям о лиственнице образ ветра из второй строфы и образ девицы из третьей?

6. Выпишите глаголы движения, характеризующую лиственницу.

 

Читательский практикум.

- Ребята, вы без труда назовете основные образы стихотворения В. Чисталева. Конечно же, это сама лиственница и сопутствующие ей образы скалы, туч, ветра и девицы. Однако пока открытым остается вопрос: что хотел сказать нам поэт, изображая при помощи слова эти образы. Автор прибегает здесь к приему олицетворения, наделяя дерево лиственницу человеческими чувствами. Такой же приём использует и М.Ю. Лермонтов в изученном вами ранее стихотворении «На севере диком…». Давайте вспомним текст стихотворения М.Ю. Лермонтова и попытаемся сравнить оба произведения. Прочитаем его:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь,

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Вы легко можете выявить сходные образы обоих стихов. Это образ дерева (сосны и лиственницы). В стихотворении В. Чисталева, как и у Лермонтова, лиственница расположена на высокой скале («на скале крутой»). У обоих авторов-поэтов тот же прием олицетворения – перенесение свойств человека на другие объекты окружающего мира. И сосна, и лиственница наделяются человеческими чувствами, одушевляются. Однако мы с вами можем увидеть и разницу. Нам ясно, что чувства, которые вызывают оба стихотворения, разные. Стих Лермонтова навевает ощущение одиночества человека в мире, покоя и сна. А стих Чисталева – напротив – ощущение единства человека и природы (об этом свидетельствуют эпитеты, при помощи которых описывается лиственница – «вырастала ладно, чинно, глубоко пустила корни»). В этом легко убедится, если сопоставить образы стихотворений:

 

Лиственница На севере диком

На скале крутой… …на голой вершине

(в первом стихотворении эпитет «крутой» усиливает ощущение мощи лиственницы, а во втором – эпитет «голой» усиливает чувство одиночества сосны)

Глубоко пустила корни, К тучам вскинула вершину, Перед ветром – супостатом Не склонилась трудным часом… А листва шумит, струится…   На севере диком Стоит одиноко
Нарядилась, как девица И снегом сыпучим Одета, как ризой, она

В тексте В. Чисталева усилено ощущение движения, борьбы лиственницы с трудными обстоятельствами жизни при помощи глаголов движения – «вскинула», «не склонилась», «шумит», «струится». В тексте М. Лермонтова ощущение одиночества и одновременно холодного великолепия убранства сосны подчеркнуто при помощи сравнительного оборота «одета, как ризой, она» (риза – парадная одежда царей), в то время как одежда лиственницы в стихотворении Чисталева уподоблена наряду простой девицы («нарядилась, как девица»).

- Ребята, мы с вами убедились в том, что изображение образа природы, в частности, лиственницы, отличается от изображения сосны в стихотворении Лермонтова. Образ лиственницы олицетворяет красоту, независимость, силу, а у русского классика сосна олицетворяет одиночество человека в мире. Чем это обусловлено? Прежде всего, особенностями жизни человека в Республике Коми. Коми народные предания поэтизируют леса. Парма (тайга) – одно из самых почитаемых мест. Коми писатель И. Торопов в книге «Вам жить дальше» пишет: «У нас, у коми, особое отношение к лесу в крови». По мере овладения человеком новыми техническими средствами произошло отчуждение человека от природы. Истина, что «человек есть часть природы», постепенно вытеснялась на последний план. Вся жизнь, вся история коми – это отличная от европейской цивилизации жизнь охотников, оленеводов, рыболовов. Корни этого уклада жизни уходят в глубь веков, когда коми человек ежедневно общался с природой, когда господствовал принцип не покорения природы, а согласия, содружества с нею. Об этом напоминает нам творчество коми писателей и поэтов, в том числе и В. Чисталева.

 

Ребята, мы хотим предложить следующее творческое задание. Подберите стихи поэтов Республики Коми о природе и выучите понравившиеся вам наизусть.

v Постарайтесь передать переживания лирического героя во время выразительного чтения выученного вами стихотворения.

Художественный образ природы Коми края представлен и в стихотворении «Зимняя ночь». Познакомимся с ним.

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Светлая ночь.

Лунная ночь.

Снег под ногами кажется синим.

Видишь – над бором Полярная всходит

звезда,

Первые сполохи, словно зарницы сверкают.

Дремлют деревья, в снеговую одеты доху,

Снится деревьям весна,

Снится им жаркое лето.

Заяц куда-то белым клубком прокатился,

Тетерев спать завалилсяв снежную лунку,

Откуда-то издали собачий доносится лай

Да твердый снежок чуть хрустит под ногами.

Светлая ночь.

Лунная ночь.

В избах уже не видать огоньков.

Знать, соседи мои крепко-крепко уснули.

Золотистыми искрами звезды сыплются

с неба в леса,

В синеватых снегах догорают беззвучно

и тают.

(пер. В. Журавлева-Печорского)

 

 

Вопросы Вероники:

1. О чем это стихотворение?

2. Какие ассоциации вызывает у вас образ светлой зимней ночи?

3. Какие художественные приемы использует автор в стихотворении, чтобы передать красоту и величие зимней ночи?

4. Выпишите цепочку художественных образов из текста и подберите к ним синонимы?

5. В чем смысл заглавия стиха?

6. Уточните главную мысль стихотворения.

- Ребята, вы сразу сможете сказать, о чем это стихотворение. О светлой, лунной зимней ночи. О том, как над бором всходит Полярная звезда, как спят деревья и видят сны о лете, о ночной жизни лесных животных. Однако это только поверхностный смысл стихотворения, дающий толчок движению мысли поэта.

- Давайте вместе с вами попытаемся выявить те чувства и настроения, которые вызывает в нас образ зимней ночи. А для этого попытаемся «нарисовать» это стихотворение.

Образ зимней ночи воспринимается нами не только как простое природное явление: мысленно мы представляем себе зимний ночной пейзаж. Деревья спят, но природа не мертва, не отделена от человека, - она как бы живет единой с ним жизнью. Можно увидеть, как «над бором Полярная всходит звезда», как сверкают первые её сполохи, «словно зарницы». Далее обнаружим «неточность» словоупотребления – если понимать слова лишь в их прямом смысле. Можно ли увидеть, как «золотистыми искрами звезды сыплются с неба»? Вероятно, не может быть отдельно прослежено то, как они «догорают и беззвучно тают» в синеватых снегах. Данные выражения используются поэтом в явно расширительном, переносном смысле. Здесь мы с вами сталкиваемся с многозначностью поэтического слова, его способностью вызывать множество различных ассоциаций, представлений. Кроме того, смысл стиха прояснится, если мы с вами поймем, что речь в этом стихотворении В. Чисталева идет не только о природном явлении – зимней ночи, но и о тех чувствах и мыслях, которые она вызывает в душе человека. Это не просто «пейзаж», но «пейзаж души». Явления природы – лишь средство, с помощью которого поэт выражает особые переживания, собственное отношение к миру. Здесь всё гармонично, подчинено одному чувству – любованию ночной северной природой, «растворению» в ней. Можно выделить ключевые слова, несущие в себе основную, преобладающую эмоцию. Это будут слова «светлая», «лунная», «беззвучно», выражающие чувство покоя, умиротворения, гармонии человека и мира. А дополняющие образ светлой лунной ночи образы золотистых звезд, «сыплющихся с неба в леса», вызывают представления о прекрасной сказочной стране, где исполняются все желания. Здесь автор использует прием метафоры, а звездопад изображается с помощью метафорических образов сыплющихся в синеватый снег золотистых искр.

Ребята, метафора - это употребление слова в переносном значении или это словосочетание, характеризующее явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению на основе их сходства.

Мы хотим вам предложить написать сочинение-миниатюру на тему: «Красота зимнего дня (вечера, ночи)».

 

ВНОВЬ УШЕЛ НА СЕВЕР ВЬЮЖНЫЙ

Вновь ушел на север вьюжный

Злой старик февраль;

Бушевал, ревел натужно

Занавесив даль.

 

Март за ним вослед помчался,

Стер дороги все,

Чтоб назад не возвращался

Злой февраль совсем.

 

И апрель ушел за ними,

Свесив снег с берез;

И охотничьи он лыжи

На плечах унес.

 

Так зима минула. В гости

К нам спешит - встречай! –

С комсомольскою ухваткой

Светлый месяц май.

 

А за ним с охапкой сена

К нам июнь идет.

Май с июнем – пара братьев,

Золотой народ!

 

Будут с ягодой и хлебом

Наши люди вновь.

После жатвы чашки-ложки,

Труженик готовь!

(пер. И. Молчанова)

Вопросы Вероники:

1. О чем размышляет поэт в данном cтихотворении?

2. Какие чувства возникли у вас во время прочтения стихотворения?

3. В чем смысл заглавия лирического произведения?

 

 

- Ребята, вы без труда назовете тему данного стиха – времена года, календарь и его роль в жизни человека-труженика.

Как известно, земледельческий календарь был тесно связан с кругом сельскохозяйственных работ. Народ отмечал в этом календаре явления природы, приметы, связанные с трудом: «поворот солнца на лето», что в нашем стихотворении отметил В. Чисталев строчками «Вновь ушел на север вьюжный злой старик февраль…»; весеннее пробуждение земли от зимнего сна - «И апрель ушел за ними, свесив снег с берез; и охотничьи он лыжи на плечах унес»; начало полевых работ, завершение сбора урожая – «А за ним с охапкой сена к нам июнь идет. Май с июнем – пара братьев, золотой народ!»; завершение сбора урожая - «Будут с ягодой и хлебом наши люди вновь. После жатвы чашки-ложки, труженик, готовь!».

В земледельческом календаре народ отмечал также древнейшие праздники. Наиболее известный из таких праздников – Масленица, которая с древнейших времен означает проводы зимы и встречу весны. Она стала всенародным праздником, её одинаково любят взрослые и дети, «стар» и «млад».







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.