Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С каким чувством обращается поэт к солнцу? Почему образ солнца для поэта имеет тесную взаимосвязь с жизнью коми земледельца?





Представьте зрительные картины стихотворения, воспроизводящие природные изменения. А как меняется деятельность пахаря? Найдите ключевые слова в тексте стихотворения, которые передают тесную взаимосвязь действий крестьянина и состояния солнца. Смонтируйте документальный мини-фильм, каждая сцена которого должна отражать ключевые слова стихотворения.

В стихотворении присутствуют обращения к коми крестьянину, пахарю. Найдите их. Какую авторскую позицию передают эти обращения?

4. Подумайте над строками «Как Иисус Навин не будем мы приказывать, но людям хочется в сырую высь крикнуть: «Солнце, появись!». Как вы понимаете эти слова. От каких мыслей и чувств пытается предостеречь поэт коми земледельца?

Поэт создает стихотворение, состоящее из пяти строф. Какую роль играет деление текста стихотворения на пять строф для раскрытия главной мысли произведения? Как вы поняли главную мысль произведения?

СТРОФА

Строфа от греч. strophe - оборот, кружение.

Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе

Строфика
раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.

 

Профессор: Ребята, анализируя стихотворение И. Куратова «О солнце», вы обратили внимание на христианские образы, которые помогают понять важные черты мироощущения труженика-земледельца как верующего православного человека. По своему значению хозяйственный труд не сводился только к целенаправленному воздействию человека на землю, преобразованию природы и удовлетворению, таким образом, собственных потребностей. Посредством труда человек осуществляет самого себя как человека, как образ и подобие Божие. Молясь о хлебе насущном, обращаясь к небесным богам, крестьянин просит благословения на хозяйственную деятельность и хозяйственную заботу, на все народное хозяйство. Рассматривая влияние христианства на хозяйственный земледельческий труд, следует исходить из признания глубокой внутренней связи между христианством и земледельческой сферой человеческой деятельности. Христианство выработало отношение крестьянина к земле и всему тому, что на ней произрастает, как к земле Божией, к домашнему скоту и всякой «твари» как к «Божией твари» и наложило отпечаток на практику земледельчества, определив всю систему взаимоотношений: человек — природная среда. Труд земледельца в морально-психологическом отношении был немыслим вне осознания ответственности перед Богом и исполнения Его заповедей по отношению к земле и своему ближнему в процессе хозяйственной деятельности.

Профессор: Обстоятельства жизни И. Куратова мало чем отличались от существования низших слоев Российской империи. Поэт умеет передать яркие образы жителей коми деревни в своем творчестве.

 

У ЗАХАРА

Наш Захар — кладет он печки —

Нынче лавку посетил,

Чай да сахар, спички, свечки —

Всё за пазуху сложил.

В кабаке закрытом выбил

Он окошко, черт рябой,

Взял бутылку, но не выпил,

А унес ее с собой.

Будут гости у Захара,

Всё прославленный народ.

Медвежатника Макара

Перво-наперво он ждет.

А Макар охотник странный,

Тридцать штук свалил в упор,

Ну а сам в кошачьей драной

Ходит шкуре до сих пор.

И Кась Вась придет, он знатный

По округе лаптеплёт,

С полуслова всем понятно:

Этот муж умом берет.

И Руч Вань придет, длиною

Под косяк. Придет и он, — С бородой своей льняною —

Славный знахарь Спиридон.

Травками да словом верным

Он взбодрит и старика!

 

Будет Петрэ Элеш Герман

Иль Железная Рука.

Древен дед и с виду жалок,

Но сильнее не найдешь –

В перетягиваньи палок

Побеждает молодежь!

 

С ним и в песне не поспоришь,

С ендовы – и то не пьян…

Будет и церковный сторож, Тихий, скромный Митрофан.

И Тарас – озера, реки,

Словно сестры, молодцу,

И приклеилась навеки

Чешуя к его лицу.

 

С ним гуляла-пировала

Знать окрестная не раз,

Но ушицы до отвала

Не поел пока Тарас…

Скоро Педь придет. Хоть громко

Всех он учит, но притом

Лишь поповскую котомку

И таскает за попом.

 

И пожалуйте степенный,

Словно бы архиерей,

С длинной палкой непременной

Тощий старец Еремей.

Есть ещё в убогом сила,

Но в глазах – столетний сон.

Просто смерть его забыла

И как призрак ходит он…

 

Дмитрий будет. Этот Дмитрий

Зайцев ловит по лесам.

Он давно уже не хитрый

И труслив, как заяц, сам.

Ожидается и хилый,

Как доска сухой, Софрон.

Хил-то хил, да только силой

Отличается и он.

 

Ест он жадно, торопливо,

Словно филин, пучеглаз.

Ну, а сила в том, что пива

И бочонок выпьет враз!

Ожидается Гервасий,

Смирный божий человек,

И подвижный, тонкий Власий,

Водонос и дровосек.

 

И Микаль придет, конечно, -

Длинный волос по плечам.

Много выстроил навечно

Он усадеб богочам.

Хоть в летах, но крепкожилый,

Вкусно стружкою пропах.

Многих-многих он в могилы

Проводил в своих гробах.

 

Коль от новоселья к тризне

Совершают стрелки бег,

Он для смерти и для жизни

Самый нужный человек.

 

…До Захара путь не длинный,

Вон уже слышны шаги,

И кричит Захар: «Поскорей свечу зажги!»

Вот заходят, половицы

Прогибаются, скрипят.

Гости шапки, рукавицы

Поснимали и стоят.

 

Здесь бывали не однажды,

Да грешно смущать покой…

И в смущенье будет каждый

Трогать волосы рукой.

Вот Марине и Захару

Поклонились не спеша;

Кошке, печке, самовар –

Это ж всё избы душа!

 

Каждый гость – как голубь кроткий

В тесной праздничной избе.

…Дождалась, бутылка водки,

Поклонились и тебе!

После водки – мясо будет,

После мяса – крепкий чай.

И споют, и спляшут люди,

И поздравят невзначай…

 

Хоть и прежде их могли вы

Видеть рядом каждый день,

То общенье торопливо,

Полон день делами всклень.

 

А сейчас друг перед другом

За одним сидят столом,

Счет ведут своим заслугам,

Вспоминая о былом.

 

Очень быстро вспыхнет ссора,

Вмиг изба накалена.

Но как вспыхнула – так скоро

И уляжется она.

Снова слезы и объятья,

Каждый каждому – родной,

И опять все гости – братья,

И живут семьей одной.

(1867)

 

(пер. Б. Сиротин)

 

Вопросы Вероники:

1. Сколько односельчан ждет к себе в гости Захар? Выделите особенности каждого гостя? О чем нам говорят эти характеристики? Определите род их занятий.

2. О каких особенностях жизни коми крестьянина вы узнаете в стихотворении? Как социальные и профессиональные черты героев раскрывают уклад жизни коми народа второй половины 19 века? А на какие психологические черты коми мужика указывает их поведение?

3. Какие средства художественной выразительности помогают создать яркий психологический образ каждого гостя? Можно ли их назвать кличками-дразнилками? Почему? Подумайте, какую роль играет юмор в создании шуточных, но достоверных характеристик героев? Заметили вы шутливую манеру повествования в произведении?

 

4. Как ведут себя мужики-крестьяне в гостях? Как относятся к гостям хозяева и как односельчане к ним? Почему гости «…Поклонились не спеша; кошке, печке, самовару…»? О чем говорит выражение «…это ж все избы душа»?

5. Обратите внимание: сколько строф в стихотворении? А сколько строк в каждой строфе? Выделите строфы, воссоздающие зрительные образы. Нарисуйте образ одного из героев стихотворения, выделяя его индивидуальные особенности.

6. Можно ли назвать происходящее событие в произведении - праздником? Докажите. Сравните образ коми мужика в стихотворении «О солнце» с образами данного стихотворения. Какие чувства владеют лирическим героев в первом произведении, а какие в этом?

7. Как вы поняли главную мысль произведения? Обратите внимание на последние строки: «.. Каждый каждому - родной, И опять все гости – братья, И живут одной семьей»

 

Профессор: ребята, стихотворение «У Захара» написано в 1867 г., когда И. Куратов осознает себя национальным поэтом, в творчестве которого коми народный характер и его история получают социально-нравственное осмысление. Поэт рассматривает народную нравственность, народную этику и эстетику как часть национального самосознания. Особое место в лирике поэта занимают зарисовки крестьянских характеров, сценки из крестьянской жизни. И Куратова привлекает будничная сторона крестьянского быта. В стихотворении «У Захара», на первый взгляд, изображена обычная вечеринка у печника Захара. Мы узнаем о занятиях жителей коми деревни благодаря точным и лаконичным «профессиональным» и социальным» характеристикам героев, о правилах гостеприимства. Но главное в произведении – не внешняя картинность изображения, а постижение крестьянской жизни: поэт создает целую галерею крестьянских типов, основанную на народных идеалах. Социальные условия жизни, конечно, наложили различный отпечаток на крестьянские характеры, но крестьяне сохранили свои исконные черты - трудолюбие, чувство собственного достоинства, смекалку, юмор, простодушие, смирение, красоту души. И. Куратов утверждает в них свой авторский идеал труженика и творца. В стихотворении мы чувствуем одобрительную усмешку поэта и грустное сожаление, восхищение простыми коми мужиками. Исследователь В. Демин называет стихотворение «У Захара» «гимном коми крестьянину, сохранившему на протяжении веков лучшие черты трудового народа».

 

Вероника: Уважаемый профессор, а к какому жанру лирического рода следует отнести стихотворение «У Захара»?

Профессор: Вероника, очень интересный вопрос, как ты думаешь, ребята помнят особенности жанра баллада? Вспомните, баллады какого русского поэта вы изучали?

БАЛЛАДА - это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным драматическим сюжетом исторического или бытового характера.

 

Вероника: Ребята, вам уже знакомы баллады В.А. Жуковского – поэтические произведения на сюжеты исторических событий или легенд и преданий. характера вы можете выделить? Какими чертами характера они обладали?

 

Профессор: И. Куратов увлекается балладным творчеством В. Жуковского еще в Вологодском училище (семинарии). В балладах В. Жуковского его привлекал не только драматический сюжет и увлекательная фантастика, но умение поэта детально воссоздать этнографические стороны русского народного быта и тип народного сознания. А в 1858 г. он предпринял попытку перевести на коми язык балладу В. Жуковского «Ленора». Будучи зрелым поэтом, И. Куратов предпринял попытку создания коми баллады. Одним из ярких примеров служит стихотворение «У Захара», которое относится к жанру баллады. Как вы с ребятами уже отмечали, в этом произведение заметен интерес к этнографическим деталям жизни коми народа, которые подчинены выявлению социальных и национально-самобытных характеров и ситуаций. Балладные мотивы стихотворения «У Захара» связаны с поэтизаций крестьянского праздника, что выявляет коми народный характер куратовских баллад.

Ребята! Подумайте, на какие традиции В. Жуковского опирается коми поэт И. Куратов, создавая балладу «У Захара»

 

 

Профессор: В середине апреля 1861 г. И.Куратов приехал в Усть-Сысольск. Жизнь в Усть-Сысольске открывала перед поэтом широкие возможности общения с населением родного края. Он часто бывает на вечеринках молодежи, на сельских празднествах и ярмарках, ездит в далекие глухие деревни, прислушивается к народным песням, собирает популярные на Севере сказки. Он узнает реальную жизнь коми народа, познает ее радости и печали. Близкое знакомство с бытом простого народа позволило Куратову познать печальную участь коми крестьян, задавленных нуждой. Поэт без прикрас изображает деревенскую действительность, он наблюдает за жизнью внимательным взглядом и выражает горячее сочувствие к народу, сострадание и любовь. В этот творческий период крестьянин в его стихах прежде всего неутомимый труженик, обладающий высокими душевными качествами трудового человека. Во всех случаях жизни он способен сохранить свое человеческое достоинство, стойкость и мужество.

 

СТАРУХА







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.