Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Все в полях. В деревне глухо,





Словно жизнь сковало сном.

Лишь в одной избе старуха,

Знай, шуршит веретеном.

Нет в руках уж прежней силы,

Темный лик грубей коры,

Горе лоб избороздило,

Но глаза еще остры.

Смеха словно не бывало

На сухом и впалом рту,

Без хлопот, хоть сил и мало,

Старой жить невмоготу.

Целый день она при деле,

С прялкой ей сподручней жить.

Левой тянет прядь кудели,

Правой тоненькую нить.

То вздремнет она немного,

То очнется, а затем

«Ну, работка! — скажет строго.-

Видно, хлеб я даром ем!»

Упадет ли коромысло

С перекладины, — со зла

Бабка скажет: «Чтоб ты скисло!

Хоть бы смерть меня взяла!»

Вон на лавке у окошка

Умывает рыльце кот.

«Ох, прибраться бы немножко,

Может, добрый гость зайдет».

А икнет — и пробормочет,

Сжав рукой сухую грудь:

«Хоть в Сибири ты, сыночек,

Вспомни мать и счастлив будь!»

(1861—1864)

 

 

Вопросы Вероники:

 

1. С каким чувством поэт создает образ своей героини? Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворения? Что нового открыл вам поэт?

2. Найдите ключевые слова в тексте стихотворения. В каких строфах представлена портретная характеристика героини? Можно ли назвать портрет старухи «говорящим»? Какие психологические черты старухи передает ее портрет? О каких особенностях социального положения старухи можно судить по портрету?

3. Что мы узнаем о прошлом и настоящем героини? Реалистичен ли данный образ? Докажите.

4. Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Почему воспоминания о сыне так волнительны для старухи? Как вы думаете, почему поэт заканчивает текст стихотворения именно этими строчками?

 

 

Комментарий профессора: Годы изнурительно-тяжелого труда неизбежно накладывают свой отпечаток на человека. Перед нами старуха в селе, которое опустело в летнюю страду. Она уже не может работать на полях, на сенокосе, но «привычка к труду благородная» не дает ей сидеть без дела: она прядет свою бесконечную пряжу, а безрадостные думы переносят ее в Сибирь, где находится сын. Поэт реалистически, умело подобранными деталями создает яркий образ старухи, выразительную картину быта коми крестьянства. У нее лицо и руки потемнели от времени и жизненных невзгод, горе и заботы избороздили глубокими морщинами лоб, не улыбаются сурово сжатые морщинистые губы, только в постоянной работе она находит себе утешение. Ее характеристика дополняется бытовыми штрихами: она сидит за прялкой, к которой привязана большая борода кудели; кот моется рядом на лавке – будет гость нежданный; иногда тишина нарушается упавшим сверху коромыслом или пестом, непрочно положенными дряхлой рукой.

 

Профессор: С августа 1860 года по апрель 1861 года И. Куратов находится в Москве. Время пребывания в Москве он использует для подготовки к поступлению в университет, но Иван, не имея никаких средств к существованию, все же в течение 7 месяцев упорно держится в Москве в надежде поступить в университет на правах освобожденного от ежегодной платы за обучение студента. Но весной 1861 г. издается указ об обязательной плате за посещение университета для всех категорий студентов. В этот период и было создано стихотворение «Лодка».

 

 

ЛОДКА

Вверх по речке, по стремнине

Поднимаюсь еле-еле.

Все гребу, и все ни с места -

Не застрял ли в самом деле?

 

Уж давно напротив елку

Я приметил над водою.

Все гребу... Не водяной ли

Увязался вслед за мною?

 

Подналягу ж, поднажму я!

Лодка тронулась, сдается,

На волну с волны взбегает

Мета сзади остается!

 

Подналягу ж, поднажму я!

Но пока твердил старался,

Глянул, снова на стремнине

Ниже елки оказался...

 

Ой, досель на том же месте

Лодка мается, родная

Лишь волна волну под лодкой

Заменяет, набегая.

1860, Москва

 

(пер. А. Смольнкова)

 

Вопросы Вероники:

1. Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения?

2. Какие чувства лирического героя передает текст стихотворения? Меняется ли настроение лирического героя? В какой строфе мы чувствуем удивление, сомнение, в какой – радость, а в какой – огорчение?

3. Помогают ли выразить настроение лирического героя вопросительные и побудительные интонации? Передайте их при выразительном чтении стихотворения.

4. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. С какими трудностями он столкнулся? Какие черты характера отражает его поведение? Почему он называет лодку «родной»?

5. Как вы думаете, связано ли стихотворение с личной судьбой поэта? О каких трудностях в своей жизни рассказывает нам поэт?

6. Почему автор назвал стихотворение «Лодка»? В чем смысл сравнения судьбы человека и движением лодки по реке? Как вы поняли главную мысль стихотворения?

 

Профессор: Ребята, анализируя стихотворение, вы справедливо отметили, что оно связано с личной судьбой поэта. И. Куратов надеялся, что поездка в Москву, в культурный и общественный центр Российской империи, откроет для него новые перспективы развития как поэта. Действительно, этот период имел плодотворное значение для его духовного роста и возмужания его поэтического таланта, расширения кругозора. Но стремление вырваться из трудных материальных условий жизни, антипатичной ему среды, оставалось иллюзорным. В стихотворении «Лодка» он создает яркий поэтический образ беспомощной лодки, подхваченный бурным течением. В этот образ поэт вкладывает свои мысли и чувства о судьбе человека, о столкновении с трудностями внешнего мира, о разрушении юношеских иллюзий. Лирический герой, выбиваясь из сил, пытается плыть вверх по течению, наперекор неблагоприятным обстоятельствам, он напрягает все свои силы, его охватывает радостное чувство стремительного движения, и цель уже близка, но лодка, как заколдованная, не трогается с места. Размышляя о жизни, поэт показывает стремление человека занимать активную позицию в борьбе с невзгодами и неудачами, которые преподносит судьба, несмотря на неудачи, на разочарования, он должен идти вперед. Этот жизненный принцип сопровождал И. Куратова на протяжении всей его нелегкой, но богатой на события судьбы.

 

 

 

v Ребята, изучая творчество И. Куратова, вы обратили внимание на стремление поэта отразить в произведениях реальную жизнь коми народа. Особый интерес вызывают у поэта народные сказки, которые он любил слушать еще в детстве, а в юности он начинает собирать и записывать известные ему сюжеты коми народных сказок. Стихотворение «Микул» является ярким примером обработки известного фольклорного сюжета о лентяе Микуле. И. Куратов определил жанр данного произведения - поэма-сказка. Встречались ли вы с таким жанром раннее?

Как вы думаете, с какой целью автор определяет жанр произведения?

Какую «подсказку» он предлагает читателю? Вспомните, какие поэмы вы уже знаете, какие сказки коми народа вам знакомы? Определите художественные особенности поэмы и фольклорной сказки. Подумайте, как поэту И. Куратову удалось совместить особенности жанра поэмы и фольклорной сказки. Составьте схему жанра сказка- поэма, раскрывающую художественные особенности этого жанра.

v Прочитайте коми народную сказку о Микуле. Найдите отличия и сходства фольклорного текста и текста И. Куратова.

Поэ́ма — (греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

 

 

МИКУЛ

(Поэма- сказка)

 

Вот поди с Микулом

Побеседуй ты!

Он махнет рукою:

«Не учи меня!»

Он в лесу все лето,

Травы да кусты,

Елки да березы

Молодцу родня.

 

Ищет он грибные

По лесу места

И зверье пугает

Громовым ружьем,

И в деревне люди,

Право, неспроста

Шутят, что под ёлкой

Сам, как гриб, рожден.

 

Все-то пашут, сеют,

Проливают пот,

А Микул смеется:

«Это не по мне,

Черная работа

Со свету сживет,

В жизни обойдусь я

Без нее вполне!»

 

Что ж, оно, конечно...

Только наш герой

Начинал без хлеба

По-другому петь:

«Что теперь мне делать?

Хоть глаза закрой

И соси всю зиму

Лапу, как медведь...»

 

Но грустил недолго:

«Скоро все равно

Счастье прямо в руки

Упадет дождем!»

Этот дар небесный

Ждет Микул давно,

Все твердит: «Потерпим,

Малость подождем...»

 

Он однажды летом

Собирал грибы,

Милостями леса

Обогрет и сыт.

Вдруг увидел: в яме

(Прямо перст судьбы!),

Сладко, безмятежно

Крупный заяц спит.

 

И Микул ваш сразу

Думает: «Дадут

Гривенник за шкуру,

Столько же, считай,

 

Выручу за мясо...

А велик ли труд:

Лишь нагнись и быстро

За уши хватай!

 

Двадцать-то копеек

Не пустяк какой,

А куплю на них я

Пару поросят.

Как опоросятся —

Будут под рукой

Все двадцать четыре!

Пусть себе визжат...

 

Их продам — и десять

Золотых рублей

Зазвенят в кармане!

Самка же с самцом

Вновь дадут потомство...

Я не дуралей,

Я уж не ударю

С ними в грязь лицом!

 

Дом и двор поставлю,

Окна прорублю

В горнице большие —

Как у русских, брат!

А еще я стулья

Мягкие куплю,

Благородным лаком

Пусть они горят!

 

Собирать грибы мне

Будут батраки,

Ну а сам, как барин,

Лягу на кровать:

Подавай жену мне —

Чтобы в полщеки

Пламенел румянец —

Буду целовать!

 

Эх, жена такая —

Солнышко сквозь плоть

Чтоб у ней сияло,

Чтоб малиной кровь...

Переедем в город —

Братец, так-то вот:

Будет в нашем доме

Дружба да любовь!

 

Станет к нам с женою

Даже становой

Подходить с поклоном

У всех на виду.

Так вот жить и буду

С гордой головой,

Даже с протопопом

Дружбу заведу.

 

 

Кушанья любые

На моем столе

Возвышаться будут

Пестрою горой.

 

И не ковыряться

Мне сохой в земле,

Не бродить за дичью

Осенью сырой.

 

Что мне и обедня,

Я просплю её.

Ну а в полдень встану —

Натяну зипун:

Золотое всюду

По нему шитьё,

Пуговиц с полсотни —

Блещут ярче лун.

 

А жена, голубка,

Тонет в кружевах,

Личико — яичка

Глаже и белей.

Мне она, родная,

Нарожает — ах,

Полный дом здоровых,

Резвых сыновей!

 

Будем мы с голубкой

У окна сидеть,

Будем любоваться

На своих ребят.

Как сынам я крикну:

«Эй, чтоб знали впредь

Вашу прыть и силу,

Бейте всех подряд!»

 

Так Микул над зайцем

Гаркнул сгоряча,

А матерый заяц,

Хоть и крепко спал,

Как вскочил, как задал

В чащу стрекача —

Только под прыжками

Хворост затрещал.

 

Близкое богатство

Микул не сберег:

Заяц вскачь пустился,

Не жалея ног!

И жену-надежу,

Красную одежу,

И червонцев воз,

Новый дом, светлицу,

Сыновей, столицу —

Всё с собой унёс!

(1857 1862)

 

(пер. Б. Сиротина)

 

 

1. Почему люди шутят, что Микул рожден под елкой, как гриб? Как относятся односельчане к главному герою?

2. О чем мечтает Микул? Какие особенности народной жизни находят отражение в его мечтах? В чем разница между реальной жизнью народа и иллюзиями Микула? А как вы оцениваете его мечты?

3. Каково отношение поэта к своему герою? Какие художественные средства помогают раскрыть истинные черты Микула?

4. Как вы думаете, Микул - фантазер, мечтатель или лентяй, тунеядец. Докажите свое мнение.

 

 

И. Куратов - основоположник коми литературы. В его творчестве находит воплощение национальная самобытность жизни коми народа. Родившись в маленьком коми селе Кебра, в настоящее время Куратово, он пронес любовь к малой родине через все свое творчество. Ребята, а что понимаете под «малой родиной». Почему, как вы думаете, место, где человек проводит детские годы, оставляет неизгладимое впечатление. Село Куратово находится в Сысольском районе Республики Коми. Оно расположено в 32 км от райцентра (Визинга), на правом берегу реки Буб. Найдите на карте его место расположение.

Село Куратово - одно из древнейших коми селений. Упоминается при переписи населения 1586 г. как погост Кибра. На погосте была деревянная церковь, в окрестностях разбросано около двух десятков деревень. Близ погоста на реке Бубе находился укрепленный городок Котек, построенный, вероятно, во второй половине XV - первой половине XVI вв. для укрытия местного населения во время вражеских нападений. К концу XVI в. нужда в городке отпала и он был заброшен.

Ребята, а каким вы представляете малую родину И. Куратова в 19 веке? Напишите сочинении – миниатюру «Малая родина И. Куратова». Создайте образ села: расположение, архитектура, жители, сезонные изменения, жизнедеятельность населения и.т.п.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.