Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лирика второй половины XX века.





Слово профессора о лирике второй половины XX века:

- Ребята, центральной для лирики Республики Коми во второй половине XX становится тема родного края. В лирических произведениях таких поэтов, как Серафим Попов, Альберт Ванеев, Геннадий Юшков, одним из самых распространенных мотивов становится мотив любви лирического героя к своей родине. Поэты ищут в жизни своего народа такие нравственные основы, как совесть, любовь к родной земле, память о предках. В их стихах оживают общечеловеческие проблемы – раздумья о смысле жизни, о предназначении человека на земле, о любви, о красоте мира. Есть отчий дом, есть родная земля, есть память о славных делах предков, которая тысячами нитей связывает лирического героя с отчим краем, с окружающими людьми. Эти мотивы постоянно звучат в стихотворениях поэтов. Обратимся за иллюстрацией к поэзии известного в Республике Коми поэта С. Попова.

 

 

Серафим Алексеевич Попов

(Ольош Сим)

(1913 - 2003)

Рассказ профессора:

- Итак, ребята, С.А. Попов родился 8 января 1913 года в селе Жешарт Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в местной начальной школе, а затем в Усть-Вымской школе второй ступени. С 1934 по 1938 год С.А. Попов служит в рядах Красной Армии. После демобилизации он работает в редакции газеты «Коми комсомолец» литературным сотрудником, а впоследствии редактором. Именно здесь «пробует перо» молодой автор, пишет стихотворения, воспевая родной край, комсомол, энергию молодости. Во время Великой Отечественной войны С.А. Попов с оружием в руках участвует в борьбе с фашизмом и в 1943 г. получает тяжелое ранение. В этом же году автора принимают в члены Союза писателей СССР. Наиболее известные стихотворения данного периода следующие: «Мать», «Лось», «Стихи о сыне», «Осень», «Сталинградская баллада». В 70-е годы С.А. Попов работает главным редактором литературно-художественного журнала «Войвыв кодзув» (Северная звезда»). В 1984 г. произошло знаменательное событие в жизни художника слова – ему присвоили почетное звание народного поэта Коми АССР.

Переводы его стихотворений осуществляли московские поэты С. Обрадович, В. Потапова, Л. Шкваро. Однако центральное место в книге «Утро на Вычегде» (1952) заняли переводы И. Молчанова – известного русского поэта. Знаменитое стихотворение С. Попова «На ветку рябины черпак берястяный» именно в переводах Молчанова стало известно по всей стране. Мы рассмотрим с вами его стихи из сборника «У лесного ручья» (1982) в переводе И. Михайлова.

- Ребята, вы впервые познакомитесь с творчеством Серафима Попова. Истинно народным его творчество делает личная заинтересованность поэта во всех явлениях окружающей жизни, умение слышать и понимать рядом живущих людей, радоваться счастью другого. Давайте убедимся в этом вместе, прочитав стихотворение «Голос совести».

 

ГОЛОС СОВЕСТИ

Бог знает где,

На самом донном дне

сознанья,

где душа давно укрылась, -

там совесть наша с детства разместилась

и чутко дремлет в тайной глубине.

Наверно, потому в глуши глухой

она таится в ожиданье дела,

чтоб не окислилась, не проржавела,

соприкасаясь с разной чепухой!

 

Но если до серьезного дошло,

она из глубины своей всплывает

и безошибочно определяет,

добро мы сотворили или зло.

 

Ты – словно скользкой вымазан грязюкой,

зарывшись по уши в болотный ил,

коль в чем-то сподличал или схитрил,

коль обманул жену

иль предал друга…

 

Нам голос совести необходим,

чтоб с ним соизмерять свои поступки,

чтоб не пойти соблазнам на уступки

и чтоб глаза не ел нам едкий дым.

 

Без совести ты слепнешь, как в пургу,

бредешь по жизни, как по бурелому,

не спрячешься ты хитрой щукой в омут

и зайцем не зароешься в тайгу!

 

О нет – мы не останемся без казни:

настигнет совесть нас наверняка

и будет носом тыкать, как щенка,

и содеянное нами безобразье.

 

Встречал я и таких в своем окружье,

чья доля в жизни легче мотылька,

чей век идет к концу,

но он пока

ни грамма совести не обнаружил.

 

Она заговорит и в нем, поверь –

да как заговорит! – во весь свой голос,

когда уж не исправишь ни на волос

всех черных дел

и не вернешь потерь.

 

Вот тут она свою покажет прыть!

и лишь тогда ее иссякнут силы,

когда, надежно спрятавшись в могилу,

тот перестанет, наконец, грешить…

 

(пер. И. Михайлова

 

Вопросы Вероники:

1. О чем, о каких проблемах размышляет поэт в этом cтихотворении?

2. Какие чувства возникли у вас во время прочтения стихотворения?

3. Какие зрительные образы предстали в вашем воображении?

4. Вспомните ситуации в своей жизни, когда голос совести побуждал

вас сделать хорошие поступки и, наоборот, предостерегал от плохих?

5. Найдите в тексте стихотворения приём олицетворения. С какой целью автор наделяет совесть свойствами одушевленного существа?

6. Почему стихотворение заканчивается многоточием?

7. Какую авторскую мысль отражает заглавие произведения «Голос

совести»?

 

Читательский практикум.

-Ребята, для того, чтобы помочь вам понять смысл стихотворения Г. Юшкова, мы побеседуем с вами о таком нравственном понятии, как Совесть.

Обратите внимание на то, что это понятие встречается уже в первых шести строках стихотворения Серафима Попова. Начнем наш разговор с выяснения смысла слова «Совесть».

- Мы предлагаем вам, ребята, прочитать словарную статью, в которой автор знаменитого толкового словаря В.И. Даль определяет значение понятия «Совесть» таким образом:

СОВЕСТЬ - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

- Прочитайте пословицы совести. Какие из них иллюстрируют авторскую мысль в стихотворении «Голос совести»? Приведите примеры из текста.

Пословицы:

Робка совесть, поколе не заглушишь ее.

От человека утаишь, от совести (от бога) не утаишь.

Совесть мучит, снедает, томит или убивает, угрызение совести.

Пословицы:

У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Беззуба, а с костьми сгложет (или съест), совесть.

Делай по совести, честно.

Это у меня лежит на совести.

Надобно же и совесть знать.

У него совесть мешок: что хочешь положи.

Добрая совесть - глаз божий (глас божий).

Рожа кривая, да совесть прямая.

Совесть спать не дает.

К кафтану (к коже) совести не пришьешь.

В ком стыд, в том и совесть (и страх).

Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука.

 

- Да, действительно, слово «совесть» состоит из двух частей – приставки «со» и слова «весть». То есть весть, идущая от человека к человеку, а также от человека к Богу. Поэтому, если человек посылает в мир добрые вести, а именно – любовь к другому человеку, желание добра другому, сочувствие, милосердие, прощение, сострадание по отношению к кому-либо, - то его душа и сердце будут спокойны. И, наоборот, если человек посылает в мир «весть» злобы, зависти, вражды, то его душа будет мучиться этим грехом.

Теперь нам с вами нетрудно будет ответить на вопрос, почему С. Попов использует приём олицетворения, наделяя совесть человеческими качествами – совесть обладает голосом, дремлет в глубине души, определяет добро и зло в жизни человека, настигает человека, тыкает носом, как щенка, говорит в человеке.

 

Напомним вам, что олицетворение – это художественный приём, в частности, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами, например, в известном стихотворении А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…"

Мы хотим предложить вам выполнить творческое задание. Расскажите, опираясь на текст стиха, какие чувства и размышления у вас вызвало стихотворение Серафима Попова. У вас должен получиться рассказ-размышление. Этот рассказ должен стать материалом для основной части сочинения-размышления на тему: «Как надо жить по совести?». Вы можете вставить в свой текст собственные размышления о значении совести в жизни человека и написать сочинение-миниатюру.

v Ваши рассуждения должны быть аргументированы примерами из текста стихотворения С. Попова или из других литературных произведений. Кроме того, вспомните, бывали с вами такие случаи, когда ваша совесть была неспокойна?

 

Серафим Попов – поэт, в творчестве которого тема человеческого добра и милосердия занимает особое место, потому что годы его детства пришлись на тяжелое время испытаний человеческого мужества и стойкости. Он познал многие профессии – был лесорубом и сплавщиком, работал бригадиром, мастером в лесопункте, смолокуром и плотником. Вместе со своими сверстниками поэт был ударником первых пятилеток, с оружием в руках защищал свою страну от фашистских варваров, работал журналистом и оставался поэтом с ярко выраженной гражданской позицией.

В стихотворении С. Попова «На шоссе» представлена личностная, гражданская позиция автора, который размышляет о человеческой черствости и бездушии.

 

НА ШОССЕ

День – явно для прогулок непригодный:

в такую слякоть все спешат домой.

и над асфальтом – черным и холодным –

холодный дождь танцует танец свой.

Шуршат поспешно по асфальту шины,

а женщина с ребенком на руках

пытается остановить машину –

бежит навстречу, машет впопыхах…

 

И крошка-дочка ручку тянет тоже,

вдруг переняв у мамы этот жест:

Остановись! Ну что же это, что же?!

В машинах ведь полно свободных мест!..

 

Казалось бы любой, чье сердце шерстью

не обросло, - пусть и спешит домой,

растрогается детским этим жестом

и встанет, словно лист перед травой.

 

Вот некто, избалован и удачлив,

соскучась на участке на своем,

укрыться едет от простуды дачной

в своем уютном доме городском.

 

Какой-то новоявленный вельможа

наедине с шофером со своим

промчался с полным безразличьем тоже,

величественно-туп и нелюдим.

 

В чем этого бездушия причина?

ответь хоть ты, мой возмущенный стих!

иль, может, уйма ценного бензина

истратится добавочно на них?

 

Так продолжалось час, наверно, с лишком.

Устала женщина «голосовать»,

и поднимала ручку лишь малышка,

с недоумением смотря на мать…

(пер. И. Михайлова)

 

Вопросы Вероники:

1. Выразительно прочитайте стихотворение. О чем оно?

2. Какие чувства вы испытали, читая данное стихотворение?

3. Найдите ключевые образы, которые определяют смысл

стихотворения.

4. К кому обращены вопросы лирического героя? Что вы можете

сказать о его чувствах, переживаниях?

5. Уточните главную мысль стихотворения.

6. Найдите глаголы и прилагательные, выражающие внутренние

переживания лирического героя?

 

- Ребята, вы сразу сможете сказать, о чем это стихотворение. Об отсутствии в жизни доброты и милосердия.

- Давайте вместе с вами попытаемся выявить смысл слова «милосердие». Кто как понимает его значение (выберите из предложенных ниже).

Милосердие это…

- готовность помочь кому-либо

- простить кого-нибудь;

- доброе сердце;

- творить добро людям;

- самое важное качество человека;

- нести благо не только людям, но и самим себе;

- это значит быть отзывчивым человеком, иметь милое сердце.

- Подумайте, какие из этих значений «милосердия» присутствуют в стихотворении С. Попова?

Да, действительно, героям стихотворения «На шоссе» не хватает доброты, к ним можно отнести такие понятия, как «немилосердный человек», «немилосердный поступок», т.е. не несущий благодеяния.

Ребята, давайте вместе с вами подумаем, какие синонимы можно подобрать к слову милосердие?

Милосердный от слова «милость» - доброе, человеколюбивое. Не случайно А.С. Пушкин о себе сказал: «И милость к падшим призывал».

- Доброжелательный – готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому; сочувствующий кому-либо, человечный, участливый, бескорыстный, благородный, отзывчивый, несущий благополучие, добро.

Автор стихотворения «На шоссе» использует специальные художественные приемы – эпитеты, метафоры, олицетворения, для того чтобы более ярко высветить отсутствие человеческой доброты в своих героях. Слово в лирическом тексте утрачивает своё прямое значение, обогащаясь новыми смыслами. Задача поэта – сказать как можно короче и ярче о смысле человеческого бытия, добре и зле. Слово же в поэзии призвано решить эту задачу, при этом само оно превращается в образ. Именно при помощи разных художественных средств выразительности обычное слово превращается в образ.

 

В стихотворении «На шоссе» С. Попов тоже использует метафоры. Например, в первой строфе встречается метафора - «холодный дождь танцует танец свой». Безусловно, смысл этой метафоры может быть понят через проблематику всего стихотворения. В нём слякоть, асфальт, дождь, люди, не откликнувшиеся на беду, образуют одно смысловое целое – холод и черствость человеческой души в противовес женщине с ребенком на руках, тщетно взывающей о помощи.

А в четвертой строфе встречается другая метафора:

Казалось бы любой, чьё сердце шерстью

не обросло, - пусть и спешит домой,

растрогается детским этим жестом

и встанет, словно лист перед травой.

Смысл метафоры «чьё сердце шерстью не обросло» заключается в неразрывной связи мира людей и мира природы. Ведь «обрасти шерстью», значит превратиться в зверя. С другой стороны, звери не бросают в беде своих. Более того, звери способны помочь человеку. Вспомните историю Маугли. Таким образом, бросить человека в беде способен только человек. А метафора сердца, обросшего шерстью, обозначает человека с каменным сердцем. То есть сопоставляемые внутри метафоры явления «человек- животные» дополняют друг друга, помогают читателю проникнуться проблемой очерствения человеческой души. На это указывает и образное сравнение из мира природы – «встанет, словно лист перед травой».

Обратите внимание, что сравнение – это художественный приём, обычно использующийся для того, чтобы при помощи одного явления объяснить другое. Авторская мысль становится понятной, если для сравнения используется конкретный изобразительный образ. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «К няне» буря сравнивается с воющим зверем и плачущим ребенком: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…».

 

v Определите стихотворный размер лирических стихотворений «Голос совести» и «На шоссе ». Подумайте, какие эмоциональные состояния и чувства лирического героя помогает передать данный стихотворный размер.

v мы хотим предложить вам выполнить творческое задание – подобрать стихи русских поэтов о добре и зле, совести и бесчестии, милосердии и душевной черствости, где были бы образы из мира людей и природы.

Двусложные размеры стихотворения.

Двусложные размеры стихотворения – система построения стиха, основанная на чередовании ударных и безударных слогов. Различают ямб – с ударением на втором слоге стопы (-/) (например, «Люблю тебя Петра творенье…) и хорей – с ударением на первом слоге стопы (/-) (например, «Мчатся тучи, вьются тучи…»).

Стопа

 

В стихотворении С. Попова «Мать» представлен один из самых поэтических образов - художественный образ матери, в котором воплотился нравственный идеал автора.

 

МАТЬ

В час, когда пехотинцы уснули,

Мне приснилось в тот час на войне,

Что идешь ты сквозь ветер и пули

И находишь дорогу ко мне.

 

В неуютное наше жилище

Будто входишь

(Блиндаж темноват),

Ты руками лицо моё ищешь

Среди спящих вповалку солдат.

 

Материнской любовью ведома,

Отыскала меня средь огня,

Обняла меня мама,

Как дома,

Будто в детство вернула меня.

 

Видел я тебя сильной,

Не старой,

Как тогда,

Когда сам я был мал,

Хоть, конечно,

Холодные нары

В темноте я в ту ночь обнимал.

 

Ты ведь только солдату приснилась,

И была это ты –

И не ты…

По привычке крестом осенила

И не слышно ушла сквозь посты.

 

Я потом по сигналу тревоги

Поднял спящую роту свою…

Потеряв в наступленье немногих,

Победили мы в этом бою.

 

Я не верю ни снам, ни приметам,

Истолковывать их не могу,

Но о сне замечательном этом

Память я до сих пор берегу.

 

.

Знаю:

Мать увидать перед боем –

Это к жизни,

к победе,

к добру.

Вопросы Вероники:

1. Выразительно прочитайте стихотворение

2. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения?

3. Опишите обстановку, в которой происходит действие в стихотворении?

4. Что приснилось лирическому герою перед боем? Почему он был уверен в спасительной силе этого образа?

5. Определите основной образ стихотворения и дайте его характеристику.

7. Какую авторскую мысль отражает заглавие стихотворения «Мать»?

 

- Ребята, вы сразу сможете сказать, о чем это стихотворение. О любви человека к матери. О том, как материнская любовь и тепло согревают человека на войне, и вообще – в тяжелых жизненных обстоятельствах. Этот смысл стихотворения лежит на поверхности и даёт толчок движению поэтической мысли поэта.

- Давайте вместе с вами попытаемся выявить ассоциации, которые вызывает в нас образ матери в стихотворении.

Во-первых, образ матери воспринимается нами не только как образ женщины: любовь к матери влечет за собой ассоциации с любовью к Родине, Отечеству. А дополняющие образ матери поэтические детали: «по привычке крестом осенила и неслышно ушла сквозь посты», вызывают ассоциации с одним из ключевых образов в христианской культуре – образом Богоматери.

Давайте вместе с вами разберемся – кто такая Богоматерь, и почему в стихотворении С. Попова «Мать» образ солдатской матери вызывает ассоциации с Богородицей, являющейся нравственным идеалом многих поколений людей?

Рассказ профессора: В России издревле существует особое почитание Божией Матери – Богородицы или Богоматери, трепетное благоговение перед Ней и сердечное отношение к Ней как к родной любимой матери. В памяти народной сохраняются предания о том, как она приходила на помощь в самую трудную для России минуту к ее защитникам и заступникам.

Шел 1395 год, прошло 15 лет после Куликовской битвы, в которой войска Дмитрия Донского одержали победу над татаро-монгольскими захватчиками. На Руси княжил сын Дмитрия Донского – Василий I. Наступала страшная гроза. Тамерлан шел окончательно разбить Русь, отомстить за поражение на поле Куликовом и восстановить господство татаро-монголов. Очень много погибло сильных воинов на Куликовом поле, а новые еще не возмужали.

Наскоро собранное слабое ополчение стояло за Коломною. Тамерлан был уже в пределах нынешней Орловской области и двинулся вверх по берегу Дона, но по дороге остановился. Как говорят летописи, страшные муки переживала Москва. В этой скорби ждали спасения только от Бога: послали во Владимир за иконою Владимирской Богоматери, прославившейся своими чудотворениями. Покаянием и постом готовил себя народ московский к принятию святыни. Икона приближалась. 26 августа население Москвы пошло за город встречать икону. Соединяясь в одной соборной молитве, народ взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

В тот же день Тамерлан из Рязанской земли внезапно обратился в бегство: как сказано в летописи, «убояся и устрашеся, и смятеся; восколебашася аки некими гонима быша». Как пишут историки, в час встречи иконы в Москве Тамерлан отдыхал и увидел поразительный сон. Стояла высочайшая гора, и с горы шли к нему святители с золотыми жезлами в руках, наводя на него ужас. И вот над святителями в воздушном пространстве восстала Жена в багряных ризах, со множеством воинства, жестоко угрожая ему. И внезапно он содрогнулся, вскочил с одра и воскликнул:

- О, что это?

Князья же и воеводы Тамерлана расспрашивали его, что случилось. Долго он не мог прийти в себя. Когда же рассказал своё видение, повелел обратить вспять бесчисленную рать свою и побежал, как отмечает летописец, гонимый Божиим гневом и силою Пречистой Девы. После этого икона Владимирская была устроена в специально воздвигнутом храме, у Владимирских ворот, а потом навеки поставлена в Успенском соборе Кремля за заступление и охранение царствующего града Москвы.

На месте сретения (встречи) иконы стоит Сретенский монастырь, куда ежегодно 26 августа совершается крестный ход.

Другой пример относится к XX веку, к событиям Великой Отечественной войны.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни – Кенигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были еще сильны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, офицеры, с ними – священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли – с иконой – к передовой. Мы с недоумением смотрели: «Куда они идут? Их же все перебьют! Но они спокойно шли в огонь. Вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны одновременно по всему фронту. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город».

Пресвятую Богородицу представляют с ясными и проницательными глазами, исполненными любви и милости, со светло-русыми златовидными волосами, с продолговатым овальным лицом. Её главу покрывает накидка (мафорий) со звездами.

«Владимирская икона Божией Матери»

— наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в.

 

На Руси издавна существует несколько особо любимых образов Богоматери. Одним из них является «Умиление». Мы видим, как Богоматерь и младенец Иисус Христос склонились друг к другу. Она обнимает и ласкает своего сына. Младенец нежно обнимает мать и прижимается к её щеке. Мы понимаем, что перед нами не только образ материнской и сыновней любви. Это еще и образ соединения двух миров – земного и небесного. Самым известным из таких образов является чудотворная Владимирская икона Божией Матери (см. рисунок).

Полюбили на Руси и образ Богоматери «Путеводительница» (по-гречески – «Одигитрия». На таких иконах Богоматерь выглядит иначе. Она изображена с прямо сидящим на её руках Богомладенцем. Он одной рукой благославляет весь мир, а во второй держит свиток – знак учения. Богоматерь рукой указывает на него, как бы говоря, что Его учение – путь для каждого человека.

Такой образ мы сможем увидеть на Смоленской иконе Божией Матери (см. рисунок).

v Мы хотим предложить вам творческое задание, выполнить которое вы сможете, если обратитесь в библиотеку или в подготовьте устное сообщение об одном из образов Пресвятой Богородицы, иконы которой находятся в храме вашего, города, села, поселка.

 

 

 

АЛЬБЕРТ ЕГОРОВИЧ ВАНЕЕВ (1933 - 2001)

Профессор: Альберт Ванеев - народный поэт земли Коми, которая стала его поэтическим вдохновением. Здесь он родился и впитал с ранних лет любовь к неповторимому северному краю, воспетому им в 20 сборниках стихов на русском и коми языках. В своей автобиографии А. Ванеев, как истинный сын родного края, отразил нерасторжимую связь своей биографии с эпохальными событиями страны и республики.

Автобиография

«…Мои родители – обычные деревенские люди, крестьяне. В меру грамотные, поскольку с 1897 года в деревне Буткан (Удорский район – примечание профессора Вычегодина) работала двухклассная земская школа. И отец, и мать учились на краткосрочных курсах, а отец еще учился даже в Сыктывкаре на курсах избачей. Это было низшее, но очень важное звено в культурно-просветительской и политической работе села….Перед самой войной отца избрали депутатом райсовета и он работал секретарем Удорского райисполкома. Мы всей семьей, в которой было уже трое детей, переехали в Кослан. Я очень любил отца. Он был удачливым охотником, хотя и не занимался промыслом профессионально. Он не позволил быть в запустении дедовской охотничьей тропе, на которой были три избушки – баньки. На всю жизнь запечатлелись несколько картин из детства.

… в солнечное летнее утро меня легонько, как-то ласково будит отец. Накануне я целый день приставал к нему, чтобы он взял меня на рыбалку. Мы сели в лодку. В руках у отца двухлопастное весло, а я, малец, еще некудышный гребец. А поверхность бутканского озера гладкая-гладкая, действительно зеркальная гладь. Я сейчас уже не помню, сколько рыбы мы наловили, но в моей памяти красота и нежность родной природы запечатлелась навсегда.

…Красочные картины остались и от поры сенокоса. Вдоль Мезени раскинулись обширные заливные луга, и к середине июля они превращались в сплошные, бесконечные цветные ковры. Хотя уже перед самой Великой Отечественной войной стали появляться некоторые сельхозмашины… я еще помню, как по утрам выходили на луг сразу 20 – 30, а то и 50 косарей, становились в ряд и отмеривали длинные полосы. Картина была чудная, и наполняла меня счастьем, хотя труд косарей был тяжелым и вышибал немало пота.

Отец мой всегда был среди людей, и все воспоминания детства связаны с образом отца…

В годы войны мне и моим сверстникам пришлось быстро взрослеть: по возрасту нам полагалось быть маленькими и слабенькими, но на наши плечи неожиданно легли взрослые заботы и обязанности. Учебу в школе я не прерывал, как это пришлось делать многим, но каждое лето я работал на сенокосе, на сенокосилке… обстановка этих незабываемых лет стала темой и сюжетом многих моих стихотворений.

С шестого класса я вновь стал учиться в Косланской средней школе. Именно здесь произошла счастливая встреча с удивительным человеком, преподавателем коми языка и литературы Владиленом Васильевичем Крюковым. Это встреча по сути определила всю мою судьбу. Дело в том, что Владилен Васильевич, сам пишущий стихи и активно печатающийся в газетах и журналах, организовал в школе литературно-творческий кружок «Пионеры Удоры», вокруг которого сплотились юнцы с первыми пробами пера. Не все они стали писателями, но чувство слова, любовь к слову и сыновнее уважение к родному коми языку они сохранили на всю жизнь. В апреле 1949 года, когда я учился в восьмом классе, в числе других литкружковцев впервые были опубликованы в журнале «Войвыв кодзув» и 5 моих стихотворений. В конце этого же года был издан поэтический сборник «Том голосъяс» («Молодые голоса»), куда в числе 10 молодых коми поэтов вошли и мои стихотворения. Мне тогда было 16 лет.

Мой «литературный» жизненный опыт окончательно определился после того, как я стал студентом коми отделения историко-филологического факультета Коми государственного педагогичного института. Впоследствии и в литературном творчестве, и в научной работе это систематическое образование мне здорово пригодилось…

… в жизни я встретил добрых и талантливых людей. Они помогают мне советом и делом, часто подставляли мне свое плечо.

Искренне и честно говорю, что если что-то хорошее есть во мне, то это - от людей, а все мои недостатки – только мои.

 

Июль 1999

Сыктывкар Альберт Ванеев»

Профессор: Ребята, какие события жизни Альберта Ванеева, на ваш взгляд, повлияли на его становление как поэта? Почему, по вашему мнению, в автобиографии Альберт Егорович особенно проникновенно рассказывает о своем детстве, стараясь передать непосредственные впечатления о родном крае его детских лет?

Коми Республика стала для А. Ванеева не только малой родиной, но и воплощением его любви, гордости за людей. Труженики Севера - неотъемлемая часть образа родины для поэта – верного сына суровой, но неповторимо красивой земли Коми. Судьба поэта - гражданина связана с судьбой обновляющейся Республики Коми 20 века. А. Ванеев в каждом стихотворении постигает и заново открывает красоту, необычайную притягательность родной северной природы. Его произведения наполнены точными зрительными образами, образами – символами, которые передают глубину его чувств к родной земле.

Образ – символ. Писатели, поэты стремятся обратить внимание читателей, направив его восприятие на постижение смысла текста. «Авторские сигналы" – важнейшие элементы текста (например, заглавие произведения, эпиграф, функциональные паузы и т.п.). К числу таких "сигналов" принадлежат и образы-символы. Образ-символ (от герч. symbolon – условный знак) – предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого – либо явления.

СНЕГИРЬ

 

Мой снегирь, красногрудый ты мой,

Ты у вьюги пощады не просишь.

Как ты выжил холодной зимой?

Ведь ты шубы, как люди, не носишь?

 

Сколько помню себя я - всегда -

И весною, и в дни листопада,

Пусть мороз, пусть жара – не беда –

Ты со мной, драгоценный мой, рядом,

 

Мой крылатый, мой вечный сосед!

Мы с тобой не расстанемся,

Ибо

Не покинешь ты севера, нет…

И за это - большое спасибо

Пер. М. Светлова

 

 

Вероника:

1. Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Определите особенности его восприятия окружающего мира.

2. Найдите в тексте обращения. К кому обращается лирический герой? Почему?

3. Опишите образ «снегиря», созданный в стихотворении. Какие образные выражения использует поэт для создания образа снегиря? Как они помогают передать отношение поэта к северной птице?

4. Почему лирический герой называет снегиря своим «вечным соседом»? Что их сближает?

5. Как вы понимает последние две строки стихотворения? За что лирический герой благодарит снегиря?

6. Выделите в стихотворении образ – символ. Определите его значение для глубинного понимания произведения.

7. Что для вас означает слово «патриотизм»? Вспомните произведения русских поэтов, в которых раскрывается патриотическая тема?

8. Как вы думаете, можно ли отнести данное стихотворение к патриотической тематике? Докажите.

 

 

В стихотворении «Снегирь» представлено поэтическое раздумье лирического героя о пернатом друге жителей севера. С глубокой признательностью автор создает образ красногрудого, крылатого снегиря, Его образ неотделим от образа мужественных стойких людей, которые несмотря на суровые климатические условия, не существуют, а живут, радуясь каждому времени года, его неповторимости на северной земле. Обращение в первой строфе стихотворения к снегирю – «мой снегирь», во второй – «драгоценный мой» - определяет эмоциональную тональность лирического произведения, передающего чувство внутренней, даже родственной связи снегиря и человека. Для автора снегирь становится символом верности суровому северному краю, что особенно ярко отражено в строках «Не покинешь ты севера нет… И за это - большое спасибо». Использование вопросительных и восклицательных интонаций позволяют поэту показать движение внутреннего раздумья лирического героя, размышляющего о характере северян. В последней строфе, выражая благодарность снегирю, лирический герой обращается и к людям – жителям родной республики, которые никогда не покинут ее, и будут жить и трудиться на благо своей родины – коми земли.

 

Профессор: Лирическое «я» Альберта Ванеева неразрывно связано с судьбами жителей его малой родины, поэтому поэт часто использует в стихотворениях местоимения «мы»», «нас», придавая достоверность и правдивость произведениям, проникнутым большой любовью к своему родному северному народу.

Особое место в поэзии А. Ванеева отводится раскрытию образов самых дорогих его сердцу людей – матери и отцу.

В автобиографии поэт вспоминает: «А мать моя, Анастасия Марковна, была миловидной и симпатичной женщиной. Она навсегда так и осталась молодой, поскольку умерла обидно рано, в 37 лет, оставив сиротами пятерых детей. К сожалению, были тогда и остаются еще теперь неизлечимые болезни.

Рассказывают, что к красавице Настеньке сватались многие парни из своей и соседних деревень, но она по любви вышла замуж за моего отца. Моя сердечная боль из-за ранней смерти мамы не утихла до сих пор. Об этом я говорю во многих стихотворениях. Горькая судьба мамы не позволила нам отблагодарить ее за заботу и ласку: мы не успели повзрослеть…».

В стихотворении «Песня о матерях» поэт выражает благодарность всех сыновей. Поэт создает обобщенный образ Матери, в котором отражаются личные переживания поэта.

 

ПЕСНЯ О МАТЕРЯХ

 

Когда мы свой дом покидаем

Для дальних нелегких дорог,

Нас мать провожает седая

И комкает влажный платок.

 

Мамы, мамы,

Чем дальше наш путь и суровей,

Тем с большим волненьем

Вы будете нас ожидать.

Вдалеке

Матерей вспоминаем с любовью,

И скоро вернемся,

Вернемся вас нежно обнять.

 

На службе солдатской в дозоре,

На стыке космических трасс,

Мы помним заречные зори

И руки, ласкавшие нас.

Нам хочется, чтобы печали

Не знали глаза матерей,

Чтоб им почтальоны вручали

Побольше счастливых вестей.

 

Мамы, мамы,

Чем дальше наш путь и суровей,

Тем с большим волненьем

Вы будете нас ожидать,

Вдалеке

Матерей вспоминаем с любовью

И скоро вернемся,

Вернемся вас нежно обнять.

Пер. И. Лашкова

 

Вопросы Вероники:

1. Какие чувства и мысли поэта близки и понятны вам? Прочитайте строки, в которых выражена любовь, искренняя благодарность, нежность, сочувствие к матерям.

2. В стихотворении представлен обобщенный образ сына и матери. Выделите зрительные характеристики, внутренние состояния данных образов.

3. Почему стихотворение названо «Песня о матерях»? Какой смысл вкладывает поэт в понятие «песня»?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Выучите наизусть.

 

Профе







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.