Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как относится лирический герой к обновлению природы и жизни? Какие художественные приемы помогают лирическому герою выразить свое отношение к миру?





Профессор: Ребята! Выучите это стихотворение наизусть. Постарайтесь передать внутренние переживания лирического героя. Лирический герой лелеет мечту о рождении новой жизни в темной парме. В первых двух строфах поэт реалистически описывает весенний северный пейзаж. Обратим внимание на функцию глаголов будущего времени, которые передают внутреннюю уверенность лирического героя в возможность преображения не только мира природы, но человеческой жизни. Преобладание побудительных интонаций в последней строфе сопровождает проявление образа строителей этой новой жизни как непосредственных участников обновления мира природы и человека. Важно, что человек и силы природы выступают единой преобразовательной силой, способной превратить мир в «вечную весну». Чувство радости и уверенности растет, находит выражение в последней строке стихотворения.

 

Вероника: В самом начале 1919 года грозные события гражданской войны вторглись в жизнь Василия Ильича. 25 января он стал командиром маршевой роты, а затем, как вспоминал сам. В. Лыткин, в течение двух лет ни разу не покидал передовой линии, участвовал во всех сражениях. Вот один из боевых случаев о котором вспоминал сам В. Лыткин: «Был случай, когда внезапно из-за опушки леса проявилась кавалерия белополяков и лавиной двинулась на наш полк. Пехотинцы растерялись и бросились бежать. Тут проявили себя пулеметчики. Они открыли шквальный огонь по наступающим. Многих тогда оставили на поле боя…». В начале 1921 г. В.Лыткин получил отпуск по болезни и приехал в Усть-Сысольск. В основе стихотворения «О рукавицах» события, которые произошли с ним по дороге домой. Теплые воспоминания об одной удивительной встрече он пронес через всю жизнь.

 

О РУКАВИЦАХ

Был двадцатый год. И мы, три друга

с фронта в отпуск шли. То выла вьюга,

то мороз трещал на всю округу.

 

Картузы у нас — не для метелей.

Ветерком подбитые шинели

тоже, разумеется, не грели.

 

Ветер сек, ни жег мороз проклятый.

Что ему фронтовики-солдаты!

А они к тому ж не бородаты.

 

В Сыктывкар из Мурашей шагали.

Самолетов мы тогда не знали.

И машины нас не нагоняли.

 

День за днем та ж самая дорога.

до ночлега б только, до порога

донянуться и отдохнуть немного.

 

И порой изба случалась кстати.

А в одной, как в сказочных палатах,

для троих друзей нашлись полати.

 

И хозяйка вкусно накормила...

Вот какое счастье привалило.

Глядь – уж подниматься надо было.

 

Нас в деревне ждать уж перестали.

В поминальники, знать, записали.

Ну а мы.., себя несем мы сами!

 

Сотни километров нам до дому.

Знай идем не привыкать к такому.

Вьюги и морозы нам знакомы.

 

За хлеб-соль благодарим хозяйку.

А она сует - не без утайки

что-то в руки мне, мол, забирай-ка.

 

Шепчет, словно мужу в час разлуки:

«Вот бери, чтоб не замерзли руки.

Но про то хозяину ни звука.

 

Передай привет в деревню маме.

В добрый путь!— и, попрощавшись с нами,

постояла с грустными глазами.

 

Слушал я, как спутан, не переча.

Словно шаль накинула на плечи -

Ласковыми были ее речи.

 

И рукам и сердцу был он жарок,

Этой милой женщины подарок.

И через полвека день тот ярок.

 

Мне б поцеловать ее за это,

поблагодарить пред белым светом

за ее радушие, но где там!

 

Растерялся, не сказал ни слова.

Я три года был в боях суровых.

Очень скоро в бой идти мне снова.

 

Время то умчалось, улетело.

Голова давно уж поседела.

Но тревожит память то и дело.

 

Тянутся воспоминаний нити:

«Выше доброту людей цените.

Благодарность в сердце к ним храните!»

 

Если жизнь моя еще продлится,

воспою в поэме рукавицы.

Посвящу им лучшие страницы.

 

Сердце коми женщины чудесной

красоты и чистоты небесной

буду славить своей новой песней.

Пер. О. Мишина

Вероника:

1. Какие факты биографии В.И. Лыткина помогают понять стихотворение? Каким чувством проникнуты воспоминания лирического героя? Почему он вспоминает этот эпизод своей биографии?

2. Представьте зрительные картины, изображенные в стихотворении? Опишите образ трех фронтовиков и коми женщины. Какие слова помогают вам изобразить эти образы и передать их чувства?

3. Помогает ли картина природы передать эмоциональное состояния фронтовиков? Докажите на примерах.

4. Перечитайте строки:

Словно шаль накинула на плечи –

Ласковыми были ее речи.

И рукам, и сердцу был он жарок,

Этой милой женщины подарок.

Каково авторское отношение к изображаемому? Какое значение имеет подарок хозяйки дома для героя? Какие слова и выражения помогают позволяют нам понять значение подарка для героя? Почему лирический герой растерян, смущен подарком?

5. Как вы понимаете слова: «Тянутся воспоминаний нити: «Выше доброту людей цените, Благодарность в сердце к ним храните!». Какое значение они имеют для вас? Были ли у вас в жизни встречи, воспоминания, которые вы храните с благодарностью в сердце?

6. Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение «О рукавицах»? Определите смысл заглавия стихотворения?

Профессор: Ребята! Если бы вам предложили выразить свое впечатление от стихотворения «О рукавицах» в рисунках, чтобы вы изобразили? Почему? Попробуйте разбить текст на эпизоды и смонтировать кадры из ваших рисунков. Создайте мини-фильм, сопровождаемый выразительным чтением стихотворения.

Обратите внимание на интонационный рисунок первых пяти трехстихий. Поэт точно определяет год и время происходящих событий, чтобы передать внутреннее состояние друзей-фронтовиков, готовых к трудностям в эти суровые военные годы. Они идут пешком, их путь нелегок, и автор намеренно обращает внимание на природные условия: мороз, вьюга, метель – они не дают фронтовикам расслабиться, а, напротив, испытывают людей на прочность. Повествовательная интонация, с одной стороны, передает упорство, готовность пройти через любые преграды, чтобы увидеть родной дом и близких, а с другой стороны – усталость от тяжких военных испытаний.

При чтении отрывка о встрече в коми избе важно найти нужную интонацию. Изба становится для друзей-фронтовиков не только защитой от зимнего холода, но и символом теплоты человеческого сердца, в котором горит огонь доброты и милосердия. Попробуйте передать чувство смущения лирического героя от неожиданного, искреннего подарка коми женщины, напутствующей героев: «В добрый путь». Сердце фронтовиков привыкло к суровым будням, к испытаниям, оно забыло человеческую теплоту, доброту, которые могут исходить даже от совершенно посторонних людей.

Последние четыре четверостишия раскрывают тему человеческой памяти и благодарности, которые являются вечными истинными ценностями в мире людей в прошлом, настоящем и будущем. Следует логически выделить слова: ««Выше доброту людей цените, Благодарность в сердце к ним храните!», обращенные к современникам и будущим поколениям. Поэт восхищен открытостью сердца незнакомой ему коми женщины, используя определения «чудесная красота и чистота небесная», раскрывающие черты женского идеального образа, он выражает искренне чувство благодарности, которое вдохновляет его на создание новых поэтических произведений.

 

 

Познакомившись с поэтическим творчеством Илля Вася, Вы обратили внимание на главную тему его творчества - любовь к родной земле, восхищение простыми коми тружениками.

Какие характерные черты лирического героя поэзии В.И.Лыткина вы можете выделить?

v Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Эжва», обратите внимание на ритм, настроение, которые сопровождают текст. Какими чувствами проникнуто стихотворение? Какие традиционные особенности лирического героя В.И. Лыткина можно выделить в произведении? Докажите.

v Выполните творческое задание. В стихотворении «Эжва» упоминаются села Республики Коми, связанные с именами известных коми поэтов, с творчеством которых вы уже знакомы или познакомитесь в процессе дальнейшего изучения литературы нашего края. Найдите на географической карте эти населенные пункты, обозначьте их и перенесите на карту литературного атласа. Ваши материалы будут включены в «Литературный архив Республики Коми».

 

 

ЭЖВА

В след стучится могучая Эжва,

От истоков до устья звеня:

«Собирайся в дорогу, как прежде!» -

Память вновь окликает меня.

 

Лес уперся вершинами в небо.

Ветки в инее хрупком – не тронь.

Вездеход наш несется по снегу –

Этот с сердцем железным конь.

 

И уж виден, ветрам открытый

Корткерос – на обрыв вознесен.

Жил здесь Лебедев наш знаменитый.

Низкий дому его поклон!

 

Вот деревня другая. Хоть песен

Виктор Савин давно не поет,

Не забыл я: отчаян и весел

К новой жизни он звал свой народ.

 

Деревянск проезжаем, и чистый

Голос детства услышал я вновь:

Здесь из Нёбдино Виттор учился,

Вышел в жизнь Тима Вень Чисталев.

 

Едем ельниками и борами.

Как прекрасена ты, Коми земля!

Беспредельное небо над нами.

Беспредельны леса и поля.

 

Мы въезжаем в Помоздино. Дерзко

Возвышаются строек леса.

Вновь шагая по улице сельской,

Слышу давних друзей голоса.

 

Тех кто жил и работал когда-то,

Вел за правду и счастье бои.

Тима Вень да Иона – два брата

Начинали здесь песни свои.

 

Вместе с ними был Маегов-Сокол,

И Вась Педор друзьям подпевал.

Вознеслась коми муза высоко,

Ведь народ свои крылья ей дал.

 

Все вы были друзьями моими.

Знают всюду вас в Коми краю.

Повторяю за именем имя,

Словно песню народа пою.

 

Мне б слова благодарности нежной

Для товарищей всех подобрать.

Имена сыновей твоих, Эжва,

Будут люди в веках повторять!

 

Перевод. О. Мишина

Вероника:

1. Определите тему стихотворения «Эжва». Какие чувства передает лирический герой в стихотворении?

2. В какую дорогу приглашает поэта его память? Какие места он посещает? Почему он выбирает именно эти населенные пункты?

3. С каким чувством говорит поэт о своих предшественниках? Как это его характеризует?

4. Перечитайте строки:

Вознеслась коми муза высоко,

Ведь народ свои крылья ей дал.

Какая мысль выражена в этих строках? Помогает ли она понять главную мысль стихотворения?

5. Вспомните стихотворение В.И. Лыткина, посвященное его музе. Каковы общие характеристики музы коми поэтов? Докажите примерами из текста.

6. Какое значение имеет в стихотворении последняя строфа? Что она открывает для вас, изучающих литературу коми края?

 

Ребята! Вы уже знакомы с понятием рифмы. Обратите внимание на рифмы в стихотворении «Эжва». Выделите их. Подумайте, почему переводчик О. Мишин рифмует эти слова? Какова функция рифмы в стихотворении? Помогает ли она раскрытию главной мысли произведения?

Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких стихов. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами, которые подчеркивают ритмическую законченность каждой строки; в этом ритмическое значение рифмы, — она является звуковым сигналом, который разделяет данное ритмическое движение на определенные единицы. Наряду с ритмическим в рифме имеется и большое смысловое значение. Слово, находящееся на конце строки, подчеркнутое следующей за ним паузой и выделенное при помощи звукового повтора, естественно привлекает к себе наибольшее внимание, занимает наиболее выгодное место в строке

 

«Проба пера». В качестве творческого задания предлагаем стать издателями книжек, изготовленных своими руками. “Тем, кто любит делать красивые вещи: сделайте книжку – альбом “Весна (зима, лето, осень) в стихах поэтов Республики Коми». Подберите стихи и иллюстрации (вы их можете нарисовать сами или вырезать и наклеить). Подумайте, как расположить подобные стихи, каким шрифтом написать заглавия и тексты, как оформить первые страницы, где и как иллюстрации поместить, будет ли предисловие в вашей книге». В конце каждой четверти устраивайте презентации ваших сборников.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.