|
Ведическая культура и искусство.Многих людей пугает сознание Кришны, представленное как религия, но, вместе с тем, они охотно воспринимают вайшнавизм через различные аспекты ведической культуры: музыку, изобразительное искусство, театр. Эти аспекты культуры могут непосредственно передавать сознание Кришны: бхаджаны и киртаны, Божества, храмы, театральные постановки – все это и было средствами выражения любви и преданности с начала творения. Сюда же попадают классические ведические отрасли прикладной науки: аюрведа (медицина), джьотиш (астрология), васту (архитектурный дизайн). Это относится к косвенной проповеди. Преданные-профессионалы в этих областях могут привести многих людей на духовный путь. Вместе с тем следует быть осторожными, чтобы люди не задерживались на этих, по сути своей мирских, вещах, а те, кто уже стал преданным, не опускались до этого косвенного уровня. Среди других программ можно перечислить образовательные программы, гурукулы, проповедь в вузах, работу с молодежью, развитие сельскохозяйственных общин, работа с заключенными и наркоманами, проповедь через Интернет… С течением времени список этот будет расширяться. Но все равно, основой всех этих программ будут три вещи: распространение книг, воспевание святого имени и распространение Кришна-прасада. Задание 26. Покажите, как в каждой из перечисленных выше программ могут использоваться «три кита» проповеди. Задание 27. Выберите три из перечисленных выше программ и покажите, как проявляется в них девиз Шрилы Прабхупады: «Проповедь – наша сущность. Книги – наша основа. Чистота – наша сила. Практичность – наш принцип».
ИСККОН как часть Общества. Три роли ИСККОН. Если рассматривать ИСККОН как часть общества, он выступает здесь в трех ролях. Во-первых, он является традиционной религией для Индии и индийских общин на Западе. Здесь ИСККОН представляет индийскую культуру и религию в ее наиболее чистой форме. ИСККОН во второй роли представляет обособленную социальную группу, синтезирующую в себе местную и ведическую культуру. Преданные этой группы принимают все внешние аспекты ведической культуры: обряды, стиль одежды, образ жизни, обычаи и т.д. Вместе с тем, эти аспекты как бы «прививаются» на стебель местной культуры. Преданные «кришнаизируют» праздники типа Нового Года, поют «бардовские» песни про Кришну, находят вегетарианские аналоги блюдам местной кухни и т.п. Преданные этой группы стараются дружить, общаться и работать вместе и таким образом формируют свою субкультуру в рамках местной культуры. Когда об ИСККОН на Западе говорят как о нетрадиционной религии, имеется в виду именно эта роль ИСККОН. Третья роль ИСККОН выходит за рамки конкретных социальных групп и в потенциале может и должна охватить собой все общество. Преданные такого ИСККОН принимают основные положения философии вайшнавов, основные формы духовной практики, а также развитие чистой любви к Богу как окончательную цель жизни. Вместе с тем, они продолжают оставаться частью традиционной местной культуры. Еще раз отметим, что это не духовное, а чисто социальное деление, и в каждом из этих «ИСККОН» мы встретим преданных разного уровня: от начинающих до возвышенных. Мы оставим ИСККОН как традиционную ветвь индуизма и ИСККОН как нетрадиционную западную религию в качестве объектов исследований для религиоведов и социологов, и остановимся на ИСККОН как носителе универсальной духовной культуры. Этот третий аспект ИСККОН находится только еще в начале своего развития, но именно ему предстоит стать ведущей силой мирового сообщества. В своей работе мы воспользуемся анализом структуры уровней культуры общества, проведенной Бхактивинодом Тхакуром в его книге «Шри Чайтанья Шикшамрита». Структура уровней культуры общества. Бхактивинод Тхакур выстраивает уровни культуры общества в структуру в соответствии с уровнем духовности человека, то есть степенью приближения его сознания к идеалу чистой любви к Богу. Он выделяет следующие уровни: см. рисунок 1. Уровень телесных потребностей. 2. Уровень науки и искусства. 3. Уровень атеистической нравственности. 4. Уровень теистической нравственности. 5. Уровень преданного служения. 6. Уровень любви к Богу. Мы можем заметить следующее: * Эта структура является естественной: каждый человек, вне зависимости от его религиозной, национальной, социальной и др. принадлежности, занимает определенное положение в рамках этой системы. * В любом обществе есть или потенциально есть социальные группы, относящиеся к каждому из уровней. Вместе с тем, она охватывает все общество. То есть, структура является необходимой и достаточной. * На каждом последующем уровне: а) в более полной мере и с меньшими затратами удовлетворяются потребности предшествующего уровня; б) появляются новые, более утонченные потребности; в) появляется вкус к потребностям нового уровня, оттесняющий на задний план вкус к более грубым потребностям предшествующего уровня. * У человека существует естественная внутренняя тенденция продвигаться по этой лестнице уровней культуры. * Факторы, способствующие этому естественному прогрессу, являются благоприятными. Их следует поощрять. * Факторы, сдерживающие или обращающие естественный прогресс, являются неблагоприятными. Их следует избегать и нейтрализовывать. Функция ИСККОН по отношению к обществу состоит в том, чтобы содействовать его продвижению от низших уровней к более высоким. ИСККОН достигает этого тремя путями: 1. Занимаясь просветительской деятельностью. 2. Самостоятельно реализуя отдельные социальные проекты, способствующие духовному прогрессу общества, с целью обучения на своем примере. 3. Поощряя и содействуя развитию внешних социальных проектов, способствующих духовному прогрессу общества. При этом важно отметить, что непосредственной миссией ИСККОН является просветительская деятельность. Развитие собственных проектов и содействие внешним социальным программам самостоятельной ценности не имеет. Оно обязательно должно сопровождаться просветительской деятельностью. Например, мы должны не просто поощрять благотворительность, а делать это, объясняя, что благотворительность – это одна из ступеней лестницы духовного прогресса человека и общества в целом на пути к окончательной цели жизни: любви к Богу. ИСККОН должен выступать в роли лидера общества, обозначая для него четкие ориентиры и указывая конечную цель. Теперь рассмотрим место и роль в ИСККОН по отношению к каждому из обозначенных выше уровней культуры. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|