Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ведическая культура и искусство.





Многих людей пугает сознание Кришны, представленное как религия, но, вместе с тем, они охотно воспринимают вайшнавизм через различные аспекты ведической культуры: музыку, изобразительное искусство, театр. Эти аспекты культуры могут непосредственно передавать сознание Кришны: бхаджаны и киртаны, Божества, храмы, театральные постановки – все это и было средствами выражения любви и преданности с начала творения.

Сюда же попадают классические ведические отрасли прикладной науки: аюрведа (медицина), джьотиш (астрология), васту (архитектурный дизайн). Это относится к косвенной проповеди. Преданные-профессионалы в этих областях могут привести многих людей на духовный путь. Вместе с тем следует быть осторожными, чтобы люди не задерживались на этих, по сути своей мирских, вещах, а те, кто уже стал преданным, не опускались до этого косвенного уровня.

Среди других программ можно перечислить образовательные программы, гурукулы, проповедь в вузах, работу с молодежью, развитие сельскохозяйственных общин, работа с заключенными и наркоманами, проповедь через Интернет… С течением времени список этот будет расширяться. Но все равно, основой всех этих программ будут три вещи: распространение книг, воспевание святого имени и распространение Кришна-прасада.

Задание 26. Покажите, как в каждой из перечисленных выше программ могут использоваться «три кита» проповеди.

Задание 27. Выберите три из перечисленных выше программ и покажите, как проявляется в них девиз Шрилы Прабхупады: «Проповедь – наша сущность. Книги – наша основа. Чистота – наша сила. Практичность – наш принцип».

 
 

 


ИСККОН как часть Общества.

Три роли ИСККОН.



Если рассматривать ИСККОН как часть общества, он выступает здесь в трех ролях.

Во-первых, он является традиционной религией для Индии и индийских общин на Западе. Здесь ИСККОН представляет индийскую культуру и религию в ее наиболее чистой форме.

ИСККОН во второй роли представляет обособленную социальную группу, синтезирующую в себе местную и ведическую культуру. Преданные этой группы принимают все внешние аспекты ведической культуры: обряды, стиль одежды, образ жизни, обычаи и т.д. Вместе с тем, эти аспекты как бы «прививаются» на стебель местной культуры. Преданные «кришнаизируют» праздники типа Нового Года, поют «бардовские» песни про Кришну, находят вегетарианские аналоги блюдам местной кухни и т.п. Преданные этой группы стараются дружить, общаться и работать вместе и таким образом формируют свою субкультуру в рамках местной культуры. Когда об ИСККОН на Западе говорят как о нетрадиционной религии, имеется в виду именно эта роль ИСККОН.

Третья роль ИСККОН выходит за рамки конкретных социальных групп и в потенциале может и должна охватить собой все общество. Преданные такого ИСККОН принимают основные положения философии вайшнавов, основные формы духовной практики, а также развитие чистой любви к Богу как окончательную цель жизни. Вместе с тем, они продолжают оставаться частью традиционной местной культуры.

Еще раз отметим, что это не духовное, а чисто социальное деление, и в каждом из этих «ИСККОН» мы встретим преданных разного уровня: от начинающих до возвышенных. Мы оставим ИСККОН как традиционную ветвь индуизма и ИСККОН как нетрадиционную западную религию в качестве объектов исследований для религиоведов и социологов, и остановимся на ИСККОН как носителе универсальной духовной культуры. Этот третий аспект ИСККОН находится только еще в начале своего развития, но именно ему предстоит стать ведущей силой мирового сообщества. В своей работе мы воспользуемся анализом структуры уровней культуры общества, проведенной Бхактивинодом Тхакуром в его книге «Шри Чайтанья Шикшамрита».

Структура уровней культуры общества.

Бхактивинод Тхакур выстраивает уровни культуры общества в структуру в соответствии с уровнем духовности человека, то есть степенью приближения его сознания к идеалу чистой любви к Богу. Он выделяет следующие уровни:

см. рисунок

1. Уровень телесных потребностей.

2. Уровень науки и искусства.

3. Уровень атеистической нравственности.

4. Уровень теистической нравственности.

5. Уровень преданного служения.

6. Уровень любви к Богу.

Мы можем заметить следующее:

* Эта структура является естественной: каждый человек, вне зависимости от его религиозной, национальной, социальной и др. принадлежности, занимает определенное положение в рамках этой системы.

* В любом обществе есть или потенциально есть социальные группы, относящиеся к каждому из уровней. Вместе с тем, она охватывает все общество. То есть, структура является необходимой и достаточной.

* На каждом последующем уровне:

а) в более полной мере и с меньшими затратами удовлетворяются потребности предшествующего уровня;

б) появляются новые, более утонченные потребности;

в) появляется вкус к потребностям нового уровня, оттесняющий на задний план вкус к более грубым потребностям предшествующего уровня.

* У человека существует естественная внутренняя тенденция продвигаться по этой лестнице уровней культуры.

* Факторы, способствующие этому естественному прогрессу, являются благоприятными. Их следует поощрять.

* Факторы, сдерживающие или обращающие естественный прогресс, являются неблагоприятными. Их следует избегать и нейтрализовывать.

Функция ИСККОН по отношению к обществу состоит в том, чтобы содействовать его продвижению от низших уровней к более высоким. ИСККОН достигает этого тремя путями:

1. Занимаясь просветительской деятельностью.

2. Самостоятельно реализуя отдельные социальные проекты, способствующие духовному прогрессу общества, с целью обучения на своем примере.

3. Поощряя и содействуя развитию внешних социальных проектов, способствующих духовному прогрессу общества.

При этом важно отметить, что непосредственной миссией ИСККОН является просветительская деятельность. Развитие собственных проектов и содействие внешним социальным программам самостоятельной ценности не имеет. Оно обязательно должно сопровождаться просветительской деятельностью. Например, мы должны не просто поощрять благотворительность, а делать это, объясняя, что благотворительность – это одна из ступеней лестницы духовного прогресса человека и общества в целом на пути к окончательной цели жизни: любви к Богу. ИСККОН должен выступать в роли лидера общества, обозначая для него четкие ориентиры и указывая конечную цель. Теперь рассмотрим место и роль в ИСККОН по отношению к каждому из обозначенных выше уровней культуры.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.