Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАПОВЕДИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА





■ «Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц» (Г Селье).

■ Взвешивайте целесообразность действий и поступков.

■ Учитесь планировать дела.

■ Не забывайте об отдыхе.

■ Цените радость подлинной простоты.

■ Относитесь к другим, как к себе.

■ Ставьте реальные цели.

■ Верьте в себя!

■ Не откладывайте на потом особенно неприятные дела.

■ Берите пример с солнечных часов, ведите счет лишь радостных дней (народная мудрость).

■ Здоровья и удачи вам!

И самое главное правило: не нужно поддаваться унынию и как можно чаще УЛЫБАТЬСЯ!

Итак, подведем итоги. Для того чтобы успешно бороться с недугом, больному гипертонией необходимо изо дня в день соблюдать следующие правила игры:

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. При этом постепенно развиваются эмоциональное, умственное истощение, физическое утомление, личная отстраненность и снижение удовлетворения исполнением работы. СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание». Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), можно отметить врачей, учителей, психо-

логов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.



Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечаются обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ.

К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся:

■ высокая рабочая нагрузка;

■ отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу;

■ высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

■ невозможность влиять на принятие решений;

■ двусмысленные, неоднозначные требования к работе;

■ постоянный риск штрафных санкций;

■ однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;

■ необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;

■ отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий

уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и подавлением в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует СЭВ.

Для синдрома хронической усталости типичны прогрессирующая усталость; снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; рас-

стройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, могут наблюдаться длительный субфебрилитет, боли в горле. При этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, характерные для появления подобных симптомов.

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение.Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность.В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или уменьшение самооценкив рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение массы тела; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение АД; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы).

2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализа-

ции своей или других - люди становятся безликими, как манекены, преобладает чувство одиночества).

3. Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 ч в неделю; во время работы появляются усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и др.; импульсивное эмоциональное поведение).

4. Интеллектуальное состояние (снижение интереса к новым теориям и идеям в работе, альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы).

5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; ограничение социальных контактов работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Лечение и профилактика СЭВ

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снижение рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

■ Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о

том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания).

■ Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы).

■ Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).

■ Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.).

■ Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ).

■ Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).

■ Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление алкоголем, табаком, снижение массы тела или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

■ стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

■ учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

■ проще относиться к конфликтам на работе;

■ не пытаться быть лучшим всегда и во всем.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.