|
Билет 4. Проанализируйте основные характеристики современной системы мировой политики.После распада Ялтинско-Постдамской системы международных отношений в 1991 году, была образованная качественно новая система мирового устройства. От биполярности мир перешел к однополярности - гегемония США и Западных союзников. (Между тем, официальная позиция России – за многополярность мира). Соответственно, существуют две концепции современной мировой политики: 1) Многополярность. После обвала биполярности формируются новые центры силы и влияния на мировую политику (те же АСЕАН, Меркосур, ЕС, которые ранее находились в тени США и СССР, и конфронтация последних оказывала сильное воздействие на обстановку в регионах), что должно способствовать выработке механизма обеспечения баланса интересов и препятствовать стремлению отдельных государств монополизировать право принимать решения в новых международных отношениях. 2) Однополярность. США объективно являются мировым лидером, а другие гос-ва или ЕС не могут с ними тягаться комплексно. Тем самым, только США в условиях новых конфликтов могут претендовать на глобальное доминирование и стабилизирующую роль и на то, чтобы диктовать свои условия миру. Конец «Холодной войны» означал конец противоборства идеологий – деидеологизация международных отношений (победа либерализма над коммунизмом породила концепции наподобие «конца истории») и преимущественно идеологического характера крупных конфликтов, вместо которых на авансцену выходят другие типы конфликтов: на периферии, религиозные, этнические, «конфликты идентичности». С 90-х неуклонно уменьшалась роль ООН, его резолюции и санкции не выполнялись. И совсем он свелся на нет во второй половине 90-х после «гуманитарной интервенции» НАТО в Югославию. В свою очередь, роль США и НАТО изменилась. Сначала это были гуманитарные интервенции в 1996-1999, в 2001-2003 - «интервенции возмездия» (Афганистан, Ирак), которые с 2002 года обосновывались «стратегией смены режимов». США сейчас являются бесспорным лидером, хотя другие страны предпринимают значительные попытки в том, чтобы им противостоять. Китай, Россия, ЕС и некоторые другие страны на региональных уровнях стремятся отстоять автономию своих действий по отношению к США, но на глобальном уровне не могут и не пытаются всерьез с ними соперничать. Россия, будучи правопреемницей СССР, получила с его распадом много проблем. Как экономических, так и политических. Сохраняя свое влияние на постсоветском пространстве, Россия также является членом таких крупных международных и региональных организаций, как ООН (постоянный член СБ ООН), СНГ, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ЕврАзЭС, АТЭС, ЦАС, ОДКБ, Большая Восьмерка (после присоединения Крыма к РФ участие России в клубе было временно приостановлено), Совет Европы. Постепенно отходя от первостепенности США в своей внешней политике, Россия вернулась к СНГ как приоритетному ее направлению. Расцвет Китая, ставший возможным благодаря быстро растущему экономическому потенциалу, военной мощи и огромному человеческому ресурсу, также характерен для нового времени. ЕС в мировой политике играет заметную упорядочивающую роль с т.з. выработки ценностных принципов и правил поведения государств. Именно ЕС является своего рода полигоном для выработки правил применительно к новым реалиям, приоритет индивидуального права человека в сопоставлении с правами группы, а прав человека вообще – с национальным интересом той или иной страны. В мировой политике могут теперь преобладать не конфронтационные военно-политические связи, а кооперационные экономические, а сама система основываться не на балансе сил, что было привычно для всех предыдущих, а на взаимозависимости и интеграции в единый мирохозяйственный комплекс, в котором стабильность составляющих элементов необходима для благополучия других и стабильности в целом. Не было заключено новых крупных международных договоров, которые бы прописывали «правила игры» (как, например, Версальский, Ялтинский, Потсдамский договоры). Не было войн, которые привели бы к таким договорам (сейчас главный политический инструмент – ядерное оружие). Количество региональных войн увеличилось. Это конфликт на Балканах, Нагорный Карабах, война между Грузией и Южной Осетией (2008), конфликт на Востоке Украины (2014). Процесс глобализация ускорился в разы. Примером этому может служить образование Европейского Союза (1992), образование ВТО (1995). Появление новых акторов в мировой политики, таких как ТНК. Транснационализация мировой политики, усиление значимости новых субъектов международных отношений – международные и общественные организации. Речь идет об эрозии суверенитета государств и том, что мировая политика уже не просто арена столкновения национальных интересов государств. Однако, глобализация вызывает неоднозначную реакцию. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Что же касается экономической глобализации, то происходит развитие новых технологий. Деятельность ВТО, расширение торговли и снятие таможенных барьеров. Это заставляет страны корректировать свои позиции по политическим и военным проблемам. Экономика мира в целом развивается очень успешно, но постсоветское пространство находится в стагнации. Отказ бывших социалистических стран от централизации планирования экономики означал включение в 90-х в глобальную систему рыночного экономического потенциала и рынков этих стран. Верховенство суверенитета больше не соблюдается (пример – гуманитарная интервенция в Югославию, Ирак, Афганистан). Постоянно происходят нарушения международного права. (Восток Украины) Произошло масштабное изменение геополитической карты мира. После распада СССР появились новые государства, такие как Россия, Украина, Белоруссия, страны Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), Армения, Азербайджан, Казахстан и так далее. В дальнейшем многие из этих стран образовали СНГ. Мы и сейчас наблюдаем процесс образования новых стран – в основном путем выхода субъектов из состава государства. Они образовывают национальные республики, которые либо остаются непризнанными большинством государств (Абхазия, Южная Осетия), либо являются частично-признанными (Косово). Происходит активизация деятельности международных организаций и интеграционных группировок, создание новых – ОБСЕ, АТЭС, Меркосур, т.д. В 1999 году произошло четвертое расширение НАТО. В Альянс вступили некоторые бывшие страны социалистического лагеря: Венгрия, Польша и Чехия. Пятое расширение состоялось в 2004 году: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. Последние шестое расширение НАТО состоялось в 2009 году: Албания и Хорватия. Возникновение новых международных проблем (терроризм, природные явления, наркотики, торговля людьми, голод, ядерное оружие).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|