|
Вопрос 7. Теории «демократического мира» и «режимного детерминизма». Мир-системный анализ Валлерстайна.Теория демократического мира— популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом. Эта теория является одной из ключевых предпосылок построения доктрины внешней политики США. Теория демократического мира (1983, М.Дойл), основные положения которой состоят в следующем: • Демократии не воюют друг с другом, а противоречия разрешают исключительно мирным путем. • Нормы и принципы демократии универсальны и не зависят от цивилизационных условий. • Мир, состоящий из демократических государств, был бы миром без войны. Для ее реализации необходимы определенные экономические, культурно-нормативные и институциональные условия. Экономические условия: • свободный экономический обмен – источник стабильности и мира; • Богатые страны не хотят воевать, т.к. могут стать слабее; • Государства, установившие обширные экономические связи, избегают вооруженных конфликтов и концентрируются на накоплении богатства. Культурно-нормативные условия: • Демократия вырабатывает нормы взаимного доверия; • Запрещаются недопустимые формы политического поведения, которые подвергаются осуждению; • Открытость и состязательность процедуры принятия внешнеполитических решений. Институциональные условия: • исключение войн связано с развитием демократических институтов; • создаются организации и соответствующие нормы и правила взаимоотношений между государствами; • эти правила меняют поведение государств на международной арене. “Режимный детерминизм” предполагает, что государства в своей внешнеполитической деятельности проецируют вовне ценности и поведенческие модели, сформировавшиеся в сфере внутренней политики. На практике это воздействие ограничивается, модифицируется, затушевывается множеством других факторов, но “режимное естество” не может не сказываться на поведении на международной арене. Мир-системный анализ Валлерстайна Главный труд И.Валлерстайна – многотомник Современная мир-система: в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в 16 в., во втором (1980) – ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в 19–20 вв. и даже делает прогнозы на 21 век. Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития. Традиционно считалось, что капитализм как общественная система первоначально зародился в отдельных наиболее развитых странах, и лишь затем стало складываться капиталистическое мировое хозяйство. Согласно же концепции Валлерстайна, напротив, капитализм изначально развивался как целостная система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики. Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию, т.е. являются экономически и политически зависимыми. Отсталость стран периферии объясняется, по Валлерстайну, целенаправленной политикой стран ядра – они навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Хотя развитые страны пропагандируют идеологию «свободной торговли», Валлерстайн считает капитализм глубоко антирыночной системой, поскольку страны ядра монополизируют свое привилегированное положение и силой защищают его. Впрочем, в 20 в. грань между между ядром и периферией стала отчасти стираться из-за активных попыток ранее отсталых стран (например, Японии) ворваться в круг активных участников мирового хозяйства. Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра. Роль гегемона в мировой торговле последовательно играли Голландия (17 в.), Великобритания (19 в.) и США (20 в.); промежутки между периодами гегемонии были заполнены экономическим и политическим противоборством сильнейших в экономическом отношении держав (англо-французские войны 18 в., Первая и Вторая мировые войны в 20 в.). По мнению Валлерстайна, в современную эпоху Америка теряет статус абсолютного лидера: «США пока сильнейшая держава в мире, – пишет он – но это увядающая держава». Вопрос 8. Концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона (1927-2008) Хантингтон выдвигал свою концепцию развития мира после окончания холодной войны, основной идеей которой было то, что главными игроками на мировой арене отныне станут не государства и правительства, а цивилизации, которые могут заключать в себе до нескольких десятков государств. Основными причинами войн будут не экономические или политические интересы, а культурные столкновения. Границы противостояния различных блоков будут определяться не принадлежностью к какому-либо из трёх миров, а принадлежностью к той или иной культуре, общности.
Основные идеи концепции “столкновения цивилизаций” конец 80-х-начало 90-х – теоретические попытки объяснить изменения ХВ.
Географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах (faultlines) цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.
История
XIX век – конфликты в основном происходят между нациями (до Французской революции – преимущественно между правителями). НО: Первая мировая война + Русская революция 1917 г. => конфликт наций уступил место конфликту идеологий. Стороны конфликта: нацизм, коммунизм, либеральная демократия. Затем в эпоху холодной войны сторонами стали две сверхдержавы.
С концом первой мировой войны и завершения революций в России и Германии, столкновение наций уступило место конфликту идеологий. Главными игроками на мировой арене теперь становились три идеологических лагеря - либералистический, коммунистический и националистический. С окончанием холодной войны подходит к концу и западная фаза развития международной политики. В центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями. Народы и правительства незападных цивилизаций уже не выступают как объекты истории — мишень западной колониальной политики, а наряду с Западом начинают сами двигать и творить историю. Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия 7-8крупных цивилизаций. Список цивилизаций:
1. Западная цивилизация (Западная Европа + Северная Америка + ЛА) 2. Исламская цивилизация (часть Сев.Африки, Средняя Азия, часть ЮВ Азии) 3. Индуистская цивилизация (часть Южной Азии) 4. Синская цивилизация (Китайская?; сначала конфуцианская) 5. Японская цивилизация 6. Латиноамериканская цивилизация (Южная и Центральная Америка) 7. Православная цивилизация (=русская, восточно-европейская, восточно-христианская; ВЕ + Сибирь; на грани исчезновения) 8. Африканская цивилизация (центральная часть Южной и Северной Африки, претендент) 9. Буддистская цивилизация
Особенности цивилизаций.
Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. Цивилизации - это социокультурные общности самого высшего ранга и самый широкий уровень культурной идентичности людей. Для каждой цивилизации характерно наличие некоторых объективных признаков: § общности истории, религии, языка, обычаев, § особенностей функционирования социальных институтов, § а также субъективной самоидентификации человека. Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию
Западная цивилизация возникла в VIII—IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации Цивилизационный фактор в МО будет постоянно усиливаться, потому что: 1.Различия между цивилизациями, основу которых составляют религии, наиболее существенны, эти различия складывались столетиями и они сильнее, нежели между политическими режимами. Различия не обязательно предполагают конфликт, а конфликт не обязательно предполагает насилие НО в течение столетий самые затяжные и кровопролитные конфликты порождались именно различиями между цивилизациями. 2.Усиливается взаимодействие между народами разной цивилизационной принадлежности, что ведет как к росту самосознания, так и к пониманию единичного и общего в рамках своей цивилизации (глобализация, иммиграция, интеграция). 3.Возрастает роль религии, причем последняя проявляется нередко в форме фундаменталистских движений. 4.Ослабевает влияние Запада в незападных странах, что находит выражение в процессах девестернизации местных элит и усиленном поиске собственных цивилизационных корней. 5.Культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и, следовательно, менее способствуют компромиссным решениям. 6.Усиление экономического регионализма, неразрывно связанного с цивилизационным фактором — культурно-религиозная схожесть лежит в основе многих экономических организаций и интеграционных группировок.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|