Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов





Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознава­тельные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбо­ра слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объ­яснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследова­тельской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися2. Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронталь-
ная проверка, фонетический разбор на доске.

Комментарии

Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.

Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].

Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.

Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.

ill. Самоопределение к деятельности

Как называются части слова?

Какое общее название имеют части слова?

Что такое орфограмма?

Как обнаруживать орфограммы в словах?

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принад­лежности слова к той или иной части речи.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 16).) Дополнительные вопросы

Как отличить форму слова от однокоренного слова?

Как вы понимаете слова: «Орфограммы являются точками применения правил»?

Найдите такие «точки» в словах упр. 19 (кроме тех, кото­рые выписали дома). (Дач, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)

В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил?

2. Морфемный разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфем­ный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вари­ант 2 — (на) перепутьях.)

3. Работа по учебнику

1. Упр. 23 — устное выполнение.

2. Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей
роверкой.

3. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске
и в тетрадях.

роверкой.

3. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске
и в тетрадях.

 

 

Мор- Буква
фема ё о е и
Ко- шёрстка, щёл- шов, крыжов-   цилиндр,
рень кать, шёлковый, ник, шорох   акация, цирк,
жёлудь, щёлка,     цифра, де-
  чётный, жёсткий,     монстрация,
  пчёлка, шёпот,     циклон, цит-
  щётка, жёлтый,     русовый
  чёрный, чёрточка      
Окон- стережёт в чужом краю, на свежем  
чание   врачом, от- воздухе,  
    цом, свечой, товари-  
    в большом щем, по-  
    здании лотенцем  

4. Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам. Комментарии

Основная мысль текста «Мещёра» заключена в словах «Лю­бовь к родной земле не забудется».

Варианты заглавия текста И. Бунина: «Осеннее утро», «Хо­лодное солнце осени».

Дополнительный вопрос

- С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину при­роды? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и ти­шину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в сол­нечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.) Комментарии

Изменяемые слова, основа которых состоит из: а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голу­бых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города;

б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) топо-
линой;

в) приставки, корня и суффикса - промелькнут, покажется.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)

3. Лингвистическая задача

- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

Переправа, переводчик, перина, периодический. {Переводчик. Окон­чание нулевое.)

VI. Подведение итогов урока

Какие орфограммы в корнях слов вы знаете?

Назовите известные вам орфограммы в приставках.

- Почему важно изучать морфемику?

Домашнее задание

Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по темам «Фонетика», «Морфем и ка».

Урок 5. Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»

Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Фонети­ка», «Морфемика»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение навыками фонетическо­го и морфемного анализа слов; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 26 - запись стихотворения под диктовку, выделение
орфограмм в приставках и корнях слов.

2. Упр. 30 - подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока
Тестовая работа

(См.: КИМы,тест 1.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: § 6.

Рабочая тетрадь: задание 9.

 

Урок 6. Части речи. Морфологический разбор слова

Цели: повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического раз­бора.

Планируемые результаты: знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологиче­ским признакам, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 9 из рабочей тетради — взаимопроверка.)

IV. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

Терпение, потерпеть, терпеливый, нетерпеливо.

Рассвет, светлый, высветить, светло.

Что объединяет данные группы слов? (Общие корни.) Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпи­мо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча и т. д.)

Являются ли однокоренными с первой группой слов слова терпуг, терпкий! Обоснуйте своё мнение. При необходи­мости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение: терпуг — морская панцирная рыба; терпкий — имеющий вяжущий вкус.)

Являются ли однокоренными со второй группой слов слова священный, посвятить! Обоснуйте своё мнение.

(Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение. Священный — обладающий святостью; глубо­ко чтимый; нерушимый в силу своей важности. Посвя­тить — осведомить о чём-то тайном; предназначить для какой-либо деятельности; предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)

— Являются ли однокоренными с глаголом посвятить сло­ва посвящу, посвятишь, посвятят! (Нет, это формы одного и того же слова.)

V. Самоопределение к деятельности

Посмотрите на группы слов ещё раз. Чем отличаются слова каждой группы? (Они принадлежат к разным частям речи.)

Назовите части речи.

Как вы определяете, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

Почему нужно уметь определять, какой частью речи явля­ется то или иное слово?

Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфо­логия.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфоло­гии, потренироваться в определении частей речи, в морфо­логическом разборе слов, в правописании слов разных частей речи.)

VI. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений» (с. 19).)

2. Морфологический разбор слов

— Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет — однокоренное с данными словами. У существитель­ного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой начальная форма светлый, у глагола светит началь­ная форма светить.)

— Рассмотрите порядок морфологического разбора существи­тельного, прилагательного и глагола на с. 19, 20 и разберите слова просветом, светлой и светит.

3. Составление таблицы «Части речи»

(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся - в тетрадях.)

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 32 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения, морфологический разбор на доске и в тетрадях.

Упр. 31 — выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём учебника (мшара), самостоятельное выполение письменных заданий с последующей проверкой. Комментарии

Варианты заглавия текста: «Как догорает день», «Волшебная ючь в лесу».

Тип речи — описание, стиль текста — художественный. 2. Лингвистическая игра

— Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение (на слух). Объясните свой выбор.

1) Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная
седина. (Посидел с удочкой — слова с омофоничными (одинаково звучащими)
корнями.)

2) Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный. (Снегоубороч-
ый — единственное прилагательное среди существительных.)

3) Синева, синеть, синька, просинь. (Синеть — единственный глагол
среди существительных.)

(Могут быть предложены и другие варианты ответов, главное, чтобы они были обоснованными. Так, во втором ряду лишним можно считать существительное подснежник — единственное сло­во с приставкой, в третьем ряду на том же основании лишним оказывается существительное просинь.)

VIII. Подведение итогов урока

— Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 6, упр. 33.

Урок 7. Орфограммы в окончаниях слов

Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления;

владение элементами анализа текста; развитие мотивации к ис-следовательской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфо­логический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Прелесть поздней осени», «В осеннем лесу».

Основная мысль текста выражена в словах: «Есть прелесть и в самой поздней осени...»

В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дуб­ки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.

Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания.

Купается в озере, в русской печке, помнят о дочери, напишешь в со­чинении, поздней осени.

Чем похожи все слова? (Во всех словах есть орфограмма в окончании.)

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окон­чания слова?

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить правила правописания окончаний слов разных частей речи.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений (с. 22).)

2. Практическое задание

- Определите части речи по окончаниям. 1) -его, -ый, -ому (прилагательные);

-ет, -ишь, -ют (глаголы);

-ами, -е, -у (существительные).

3. Объяснительный диктант

В задании по математике, зачерпывает ковшом, к синему морю, го­нится за зайцем, покрывается инеем, хорошего настроения, побываешь и Софии, отливает глянцем, в зимнем уборе, танцуешь на палубе, на эти­кетке шампуня, вертится на языке, открывает ключом.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 34 — самостоятельное выполнение.

2. Упр. 35 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро-
сов и заданий, комментированное письмо, морфологический раз-
бор (устно).

Комментарии

Варианты заглавия текста: «От корней до плодов», «Какживёт дерево».

В первом предложении слово корни — подлежащее, в четвер­гом — дополнение; слово сучья — дополнение. Вариант простого плана текста:

Зачем дереву корни?

Для чего служит дереву ствол?

Какое значение в жизни дерева имеют сучья и ветви?

3. Упр. 36 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 37 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменного задания.

Упр. 38 — подготовка к домашнему сочинению: обсуждение темы, выбор типа текста, формы сочинения, составление плана консультации учителя.

— Какие встречи изображены на рисунках? О какой встрече вы хотели бы написать?

План сочинения должен состоять из трёх основных частей: I) вступление (введение); 2) основная часть; 3) заключение.

Во вступлении надо кратко написать, почему выбрана эта тема, чем она интересна. Если выбрана форма письма, необ­ходимо начать с обращения к адресату, сказать о теме письма. Сочинение-сказку можно начать с традиционного сказочного зачина.

Основная часть небольшого сочинения состоит из двух-трёх подпунктов (микротем), каждый из которых выражает закончен­ную мысль.

В заключительной части следует сделать вывод, подвести итог написанному, высказать своё отношение к тому, о чём написали. VII. Подведение итогов урока

-- Как можно проверить написание окончаний в существи­тельных, прилагательных, глаголах?

Какие типы речи вы знаете?

Из каких частей должно состоять сочинение?

Домашнее задание

Написать сочинение (по заданию упр. 38).

Подготовиться к тестовой работе по теме «Части речи».

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.