|
Потребности и поведение работниковИерархия потребностей человека, разработанная в 1943 году американским психологом А. Маслоу, относится к числу наиболее известных теорий мотивации. Маслоу представил пятиуровневую классификацию потребностей[6] и определил их взаимосвязи (рис.3).
Рис. 3. Иерархия потребностей А.Маслоу Потребности делятся на два типа: первичные потребности изначально (генетически) присущие любому человеку; вторичные – к ним относятся потребности, осознанные и приобретенные в ходе жизни. Физиологические потребности являются врожденными. Забота о пропитании, утолении жажды, продолжении рода, восстановлении физического и эмоционального состояния, по сути, есть проявление инстинкта самосохранения человека. Потребности в безопасности отражают стремление любого индивида к достижению такого состояния, при котором его собственная жизнь становится стабильна и предсказуема в будущем. Это потребности в отсутствии угроз жизни и здоровью, сохранении работы, гарантированности определенного уровня заработка и т.д. Социальные потребности [7] – это потребности в принадлежности к определенной социальной группе и признании со стороны ее членов. Потребности в уважении и самоуважении (статусе) отражают стремление человека к положительной оценке со стороны других индивидов проявлений его индивидуальности. Потребности самовыражения (самореализации) – это стремление человека к развитию и наиболее полному раскрытию своих способностей, талантов, знаний, умений, навыков. Маслоу считал, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации[8]. Потребности становятся активными, требующими удовлетворения, если потребности более низких уровней уже реализованы[9]. То есть, если одновременно существуют две одинаково сильные потребности, то управлять поведением человека будет более низкого уровня. Маслоу также отмечал что, удовлетворяя потребность в самореализации, человек скорее повышает, чем уменьшает эту потребность. Он утверждал, что человеческие потребности плотно взаимосвязаны и перекликаются между собой настолько, что часто их невозможно отделить друг от друга. Вместе с тем, поскольку потребности могут быть классифицированы по группам, следовательно, есть потребности, присущие нескольким или многим людям одновременно. По сути, это означает, наличие метапотребностей, проявляющихся через потребности группы индивидов. Сложность и многообразие структуры потребностей обусловливают многообразие проявлений индивидуального и группового поведения в рабочей среде. Иерархия потребностей разрабатывалась Маслоу как теория в области психиатрии, однако в последующие годы ее основные положения стали активно применяться в практике менеджмента. Формирование систем мотивации основывалось на суждении о том, что поведение работника определяется его потребностями и, следовательно, чтобы управлять сотрудником, нужно продемонстрировать возможности для удовлетворения его потребностей в организации. Очевидно, что большинство потребностей человека удовлетворяется в труде. Он может реализовать свои первичные потребности получая заработную плату и другие компенсационные выплаты, либо путем прямого удовлетворения потребностей в виде различных социальных услуг (питание, спецодежда). Общение и признание на работе чрезвычайно важны для любого человека, однако всегда есть люди, не стремящиеся к расширению сферы социального взаимодействия. Точно также не каждый работник стремится к должностному росту или постоянному профессиональному развитию. Для одних людей очень важно материальное вознаграждение, а для других – отношения с коллегами. Более того, значимость тех или иных потребностей для работника изменяется с течением времени или под влиянием жизненных обстоятельств – одни потребности становятся первостепенными, другие отходят на второй план. Таким образом, каждый человек имеет собственную структуру потребностей, при этом следует учитывать, что ее развитие происходит непрерывно и не имеет пределов. Помимо прочего, чрезвычайно сложно установить значимость тех или иных потребностей для индивида в тот или иной момент времени. Структура потребностей человека, по мнению К. Алдерфера, автора так называемой модели ERG, состоит из трех основных групп: потребности существования, потребности связи, потребности роста (рис. 4).
Рис. 4. Структура потребностей по К.Алдерферу К.Алдерфер предположил, что изначально работники заинтересованы в удовлетворении потребностей существования, объединяющие физиологические факторы и факторы безопасности и стабильности (оплата труда, физические условия труда, гарантии сохранения рабочего места, дополнительные материальные блага). Следующими в иерархии Алделфера являются потребности во взаимоотношениях, проявляющиеся в желании быть понятым и воспринятым руководителем, подчиненными и коллегами, другими людьми. Третью группу потребностей составляют потребности роста, связанные со стремлением к самоуважению и самоактуализации. При всей схожести классификаций, К.Алдерфер утверждал, что актуализация потребностей может происходить не только от низших уровней к высшим, но и в обратном направлении, т.е. если не происходит удовлетворения потребности высшего уровня, но индивид стремится к удовлетворению потребностей более низкого уровня, причем: – чем меньше удовлетворена потребность во взаимоотношениях, тем выше потребности существования; – чем меньше удовлетворена потребность в росте, тем выше потребность во взаимоотношениях. Движение вверх по иерархии характерно для процесса удовлетворения потребностей, а вниз – фрустрации (поражения в стремлении удовлетворить потребность). В отличие от других авторов Алдерфер не утверждал, что потребности более высокого уровня становятся мотиваторами поведения, только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Например, согласно теории ERG происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлетворенным потребностям существования, и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|