|
Сатирические романы Ивлина Во.Ивлин Во (точнее Уо, 1903—1966) тоже начал писать еще в конце.20-х годов, и его первые романы и критические очерки вышли в десятилетие, предшествовавшее второй мировой войне. И вместе с тем произведения, написанные им в довоенные годы, оказались эскизами к ^большим романам послевоенных лет. В 1945 году появилась одна из наиболее значительных книг Во «Снова в Брайдсхеде». В 1952 году вышел первый роман «военной» трилогии Во «Вооруженные люди». Через три года появилась вторая часть трилогии — «Офицеры и джентльмены». Завершающая часть— «Безоговорочная капитуляция» — опубликована в 1961 году *. В 1965 году Во объединил все три части под общим названием «Шпага чести». В 1935 году Во принял католичество. Этим, в частности, объясняется его двусмысленное отношение к итальянскому фашизму. В романах Во о войне, написанных в послевоенные годы, немало.двусмысленных высказываний о советском союзнике Великобритании. Католические симпатии писателя и здесь порой отражаются на трактовке событий. Много определяют и консервативные симпатии автора, идеализирующего старую Англию. И в то же время было бы ошибкой не увидеть в католике и консерваторе Во крупного художника, не увидеть, как образы, созданные им, опровергают почти на каждом шагу тенденциозные суждения и выводы писателя. В книгах Во отчетливо выступает связь с литературной традицией, идущей от Вена Джонсона к Смоллету. Все творчество Во пропитано сатирической тенденцией. Изображая жизнь современного ему общества, рисуя картину, хотя и пеструю, но ограниченную (и в ранних книгах, и в романе «Снова в Брайдсхеде» это описание жизни довольно узкой аристократической прослойки довоенного английского общества; в «военной» трилогии картина намного шире), писатель с пренебрежением относится к людям, которых рисует. Его насмешка порой чрезвычайно остра, наблюдения необыкновенно точны, ирония убийственна. В период создания своих наиболее значительных романов Во' опубликовал антиамериканский фарс «Возлюбленная» (1948), исторический роман «Елена» (1950) и сборник рассказов «Испытание Джильберта Пинфолда» (1957). В книге «Роман н народ» Р. Фоке нс без основания упрекнул Во в том, что тот оказался в годы широкого антифашистского движения накануне второй мировой войны «в гостеприимных объятиях национализма другой страны» (см.: Фоке Р. Роман и народ. Л., 1939, с. 42). Католицизм не помогает Во найти «исходную позицию», более того— подвергается в его лучших романах уничтожающей критике. Сам Во опроверг причисление его к сатирикам на том основании^ что сатира якобы невозможна в обществе, «не дающем писателю приемлемых норм поведения и моральных принципов». Дело, понятно, не-в отсутствии положительных ценностей в современном обществе, а в. полном скепсисе самого Во, художника, обладающего острым зрением, большой наблюдательностью и талантом, но, подобно герою Голсуорси, «обернувшегося лицом к хвосту коня». Сатирическое обличение в романах, справедливое в изображений представителей правящих кругов Великобритании, немало теряет из-за пессимизма, с которым Во рассматривает решительно все — правых га виноватых, угнетающих и угнетенных. Он видит многие, притом разительные пороки «командующего класса», к которому принадлежит, срывает покровы с многих секретов его «командования», но даже не пытается смотреть вперед, и дело в конечном счете сводится к одному га тому же — к любованию ушедшим. «Снова в Брайдсхеде» — ретроспективный рассказ от лица художника Райдера, случайно оказавшегося во время войны вблизи загородного дома маркиза Марчмейна. Хозяева замка Брайдсхед — представители одной из старинных католических фамилий британской аристократии, Во рисует убедительную картину нравов, психологии, образа» жизни и образа мыслей наиболее консервативных кругов английской аристократии в период между двумя войнами. Особенно интересно, что, показывая католическую семью, охваченную предрассудками, верную почти отжившим даже в их среде традициям, писатель-католик поднимается до сурового осуждения фанатизма, формальной логики, буквализма, характерных для сторонников католицизма. В трилогии «Шпага чести» контрасты разительнее, парадоксальность сочетания подчас как будто несочетаемых явлений еще более ощутима. Все три книги трилогии содержат комедийные ситуации, живо напоминающие фарсовые сцены в романах Смоллета. Источник смеха здесь — почти невероятная нелепость положений, значительно» реже — комизм персонажей. В таком плане выдержано изображение-ночного свидания героя с его бывшей женой, когда сердечные излияния Крачбэка весьма некстати прерываются нелепыми телефонными звонками чудака Эпторпа. Ближе к сатире описание ночного «подвига» бывшего парикмахера Триммера во время диверсии в тылу противника или диалог двух штабных бюрократов, запутавшихся в сетях секретности. Наряду с комедийно-фарсовыми эпизодами, которыми изобилуют все три книги; через всю трилогию проходит жестокое, злое, ничем не-смягченное осмеяние английской военной машины. Наподобие изображенной некогда Диккенсом в «Крошке Доррит» старинной системы, работавшей по принципу «как не сделать этого», она выступает в романах Во неповоротливой, лишенной логики, награждающей бездельников № карающей героев. Через все три романа проходит один почти символический мотив секретной папки, заведенной на Гая Крачбэка на основании дикого недоразумения и в ходе войны пополняемой новыми и новыми «документами». В то время как реклама и случай делают и^ Триммера — бахвала и труса — национального героя, Гай, полный благих намерений и скромного мужества, так и остается в положении «дядюшки» и демобилизуется из армии, не поднявшись выше чина капитана. Все повествование строится вокруг истории Гая Крачбэка, отпрыска одной из древнейших аристократических фамилий Англии, — от момента его женитьбы до вступления в армию, службы в ней во время второй мировой войны и, наконец, возвращения к родным пенатам после ее окончания. История эта печальна, как печальна вся картина, нарисованная автором трилогии. Хотя Во нельзя причислить к писателям-экзистенциалистам, в его трилогии звучит признание абсурдности того мира, в котором вынужден существовать герой. Манерой письма автор подчеркивает горчайший скептицизм, граничащий с цинизмом, в оценке людей и их поступков. Мир насилия, тупости и неправды рисуется как зло, с которым не может быть борьбы, которое непреодолимо. Сатира автора трилогии «тотальна»; все, что рисует Во — военные всех чинов и рангов, политические деятели, священники, простые солдаты, — одинаково достойно осмеяния. Плоские шутки и пьяные проделки молодых офицеров в первой части трилогии, дикие чудачества бригадного генерала во время африканской экспедиции или выходки полусумасшедшего дезертира, по недоразумению ставшего героем, во второй—выражение философии автора, склонного видеть вокруг себя преимущественно торжество безобразного и несправедливую гибель прекрасного, — таков пессимистичный итог романа. Во с печалью любуется престарелым отцом Крачбэка, аристократом и католиком, тщательно и с любовью выписывает церемонию его похорон, восхищается патриархальными нравами, взглядами и традициями. Когда Во рассказывает о моральном подвиге Гая, усыновившего чужого ребенка, поступок Гая воспринимается как донкихотство именно потому, что подлинные идеалы писателя зыбки и неустойчивы. Именно в силу этой неустойчивости, в силу того, что, прославляя отжившее и реакционное, Во в него уже фактически и сам не верит, трилогия изобилует кричащими противоречиями, несовместимыми утверждениями и образами. В предисловии к тексту трилогии, вышедшему в 1965 году, Во писал: «Перечитав книги своей трилогии, я понял, что создал нечто не похожее на то, что хотел изобразить поначалу. Объективно я написал заупокойную по английской католической церкви, существовавшей в течение многих веков... Когда я писал «Снова в Брайдсхеде», я сознательно писал некролог обреченной английской аристократии». Слова эти — превосходное свидетельство того, насколько сложна была идейная позиция одного из виднейших, хотя и наиболее консервативных английских прозаиков XX века.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|