Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сатирические романы Ивлина Во.





Ивлин Во (точнее Уо, 1903—1966) тоже начал писать еще в конце.20-х годов, и его первые романы и критические очерки вышли в деся­тилетие, предшествовавшее второй мировой войне. И вместе с тем про­изведения, написанные им в довоенные годы, оказались эскизами к ^большим романам послевоенных лет.

В 1945 году появилась одна из наиболее значительных книг Во «Снова в Брайдсхеде». В 1952 году вышел первый роман «военной» трилогии Во «Вооруженные люди». Через три года появилась вторая часть трилогии — «Офицеры и джентльмены». Завершающая часть— «Безоговорочная капитуляция» — опубликована в 1961 году *. В 1965 году Во объединил все три части под общим названием «Шпага чести».

В 1935 году Во принял католичество. Этим, в частности, объяс­няется его двусмысленное отношение к итальянскому фашизму.

В романах Во о войне, написанных в послевоенные годы, немало.двусмысленных высказываний о советском союзнике Великобритании. Католические симпатии писателя и здесь порой отражаются на трактовке событий. Много определяют и консервативные симпатии автора, идеализирующего старую Англию. И в то же время было бы ошибкой не увидеть в католике и консерваторе Во крупного художника, не уви­деть, как образы, созданные им, опровергают почти на каждом шагу тенденциозные суждения и выводы писателя.

В книгах Во отчетливо выступает связь с литературной традицией, идущей от Вена Джонсона к Смоллету. Все творчество Во пропитано сатирической тенденцией. Изображая жизнь современного ему общест­ва, рисуя картину, хотя и пеструю, но ограниченную (и в ранних кни­гах, и в романе «Снова в Брайдсхеде» это описание жизни довольно узкой аристократической прослойки довоенного английского общества; в «военной» трилогии картина намного шире), писатель с пренебреже­нием относится к людям, которых рисует. Его насмешка порой чрез­вычайно остра, наблюдения необыкновенно точны, ирония убийственна.

В период создания своих наиболее значительных романов Во' опубликовал антиаме­риканский фарс «Возлюбленная» (1948), исторический роман «Елена» (1950) и сбор­ник рассказов «Испытание Джильберта Пинфолда» (1957).

В книге «Роман н народ» Р. Фоке нс без основания упрекнул Во в том, что тот ока­зался в годы широкого антифашистского движения накануне второй мировой войны «в гостеприимных объятиях национализма другой страны» (см.: Фоке Р. Роман и народ. Л., 1939, с. 42).

Католицизм не помогает Во найти «исходную позицию», более того— подвергается в его лучших романах уничтожающей критике.

Сам Во опроверг причисление его к сатирикам на том основании^ что сатира якобы невозможна в обществе, «не дающем писателю при­емлемых норм поведения и моральных принципов». Дело, понятно, не-в отсутствии положительных ценностей в современном обществе, а в. полном скепсисе самого Во, художника, обладающего острым зрением, большой наблюдательностью и талантом, но, подобно герою Голсуорси, «обернувшегося лицом к хвосту коня».

Сатирическое обличение в романах, справедливое в изображений представителей правящих кругов Великобритании, немало теряет из-за пессимизма, с которым Во рассматривает решительно все — правых га виноватых, угнетающих и угнетенных. Он видит многие, притом рази­тельные пороки «командующего класса», к которому принадлежит, сры­вает покровы с многих секретов его «командования», но даже не пы­тается смотреть вперед, и дело в конечном счете сводится к одному га тому же — к любованию ушедшим.

«Снова в Брайдсхеде» — ретроспективный рассказ от лица худож­ника Райдера, случайно оказавшегося во время войны вблизи загород­ного дома маркиза Марчмейна. Хозяева замка Брайдсхед — предста­вители одной из старинных католических фамилий британской аристо­кратии, Во рисует убедительную картину нравов, психологии, образа» жизни и образа мыслей наиболее консервативных кругов английской аристократии в период между двумя войнами.

Особенно интересно, что, показывая католическую семью, охвачен­ную предрассудками, верную почти отжившим даже в их среде тради­циям, писатель-католик поднимается до сурового осуждения фанатиз­ма, формальной логики, буквализма, характерных для сторонников ка­толицизма.

В трилогии «Шпага чести» контрасты разительнее, парадоксаль­ность сочетания подчас как будто несочетаемых явлений еще более ощутима. Все три книги трилогии содержат комедийные ситуации, жи­во напоминающие фарсовые сцены в романах Смоллета. Источник смеха здесь — почти невероятная нелепость положений, значительно» реже — комизм персонажей. В таком плане выдержано изображение-ночного свидания героя с его бывшей женой, когда сердечные излияния Крачбэка весьма некстати прерываются нелепыми телефон­ными звонками чудака Эпторпа. Ближе к сатире описание ночного «подвига» бывшего парикмахера Триммера во время диверсии в тылу противника или диалог двух штабных бюрократов, запутавшихся в се­тях секретности.

Наряду с комедийно-фарсовыми эпизодами, которыми изобилуют все три книги; через всю трилогию проходит жестокое, злое, ничем не-смягченное осмеяние английской военной машины. Наподобие изобра­женной некогда Диккенсом в «Крошке Доррит» старинной системы, ра­ботавшей по принципу «как не сделать этого», она выступает в романах Во неповоротливой, лишенной логики, награждающей бездельников карающей героев. Через все три романа проходит один почти символи­ческий мотив секретной папки, заведенной на Гая Крачбэка на основа­нии дикого недоразумения и в ходе войны пополняемой новыми и но­выми «документами». В то время как реклама и случай делают и^ Триммера — бахвала и труса — национального героя, Гай, полный бла­гих намерений и скромного мужества, так и остается в положении «дя­дюшки» и демобилизуется из армии, не поднявшись выше чина капи­тана.

Все повествование строится вокруг истории Гая Крачбэка, отпрыска одной из древнейших аристократических фамилий Англии, — от момен­та его женитьбы до вступления в армию, службы в ней во время вто­рой мировой войны и, наконец, возвращения к родным пенатам после ее окончания.

История эта печальна, как печальна вся картина, нари­сованная автором трилогии. Хотя Во нельзя причислить к писателям-экзистенциалистам, в его трилогии звучит признание абсурдности того мира, в котором вынужден существовать герой. Манерой письма автор подчеркивает горчайший скептицизм, граничащий с цинизмом, в оценке людей и их поступков. Мир насилия, тупости и неправды рисуется как зло, с которым не может быть борьбы, которое непреодолимо. Сатира автора трилогии «тотальна»; все, что рисует Во — военные всех чинов и рангов, политические деятели, священники, простые солдаты, — оди­наково достойно осмеяния.

Плоские шутки и пьяные проделки молодых офицеров в первой части трилогии, дикие чудачества бригадного генерала во время афри­канской экспедиции или выходки полусумасшедшего дезертира, по не­доразумению ставшего героем, во второй—выражение философии ав­тора, склонного видеть вокруг себя преимущественно торжество безоб­разного и несправедливую гибель прекрасного, — таков пессимистичный итог романа.

Во с печалью любуется престарелым отцом Крачбэка, аристокра­том и католиком, тщательно и с любовью выписывает церемонию его похорон, восхищается патриархальными нравами, взглядами и тради­циями. Когда Во рассказывает о моральном подвиге Гая, усыновившего чужого ребенка, поступок Гая воспринимается как донкихотство имен­но потому, что подлинные идеалы писателя зыбки и неустойчивы. Имен­но в силу этой неустойчивости, в силу того, что, прославляя отжившее и реакционное, Во в него уже фактически и сам не верит, трилогия изо­билует кричащими противоречиями, несовместимыми утверждениями и образами.

В предисловии к тексту трилогии, вышедшему в 1965 году, Во пи­сал: «Перечитав книги своей трилогии, я понял, что создал нечто не похожее на то, что хотел изобразить поначалу. Объективно я написал заупокойную по английской католической церкви, существовавшей в течение многих веков... Когда я писал «Снова в Брайдсхеде», я созна­тельно писал некролог обреченной английской аристократии». Слова эти — превосходное свидетельство того, насколько сложна была идейная позиция одного из виднейших, хотя и наиболее консервативных анг­лийских прозаиков XX века.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.