Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Генезис и основные черты российского национального характера





Великорусский этнос сформировался из части древнерус­ского, финноугорских племен и тех кочевников, которые пришли во время татаро-монгольского нашествия и ига. Он сформировался в верховье Волги, в междуречье Волги и Оки, Волги и Камы.

Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса — не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал, «чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру: индивидуально-психологические методы здесь недостаточны».

Две противоположные тенденции — западная и восточ­ная — весьма существенно повлияли на формирование рус­ского национального характера. Под национальным харак­тером Н.А. Бердяев понимал устойчивые качества, прису­щие представителям данной нации и возникающие под вли­янием природных и исторических факторов, проявляющихся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе нации, государства.

В своей работе «Характер русского народа» Н.О. Лосский отмечает в качестве фундаментальных качеств русско­го человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость.

В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось рус­ской культурой в обстановке постоянной внешней опасно­сти. Татаро-монгольское иго, польско-шведская интервен­ция в начале XVII в., нашествие Наполеона грозили поте­рей независимости русскому народу. Мужественная борьба с интервентами воспитывала у населения страны патриотизм и свободолюбие.



Крепостное право и самодержавие не превратили рус­ского крестьянина в раба. Казачество возникло как результат бегства смелых, предприимчивых людей, ищущих свободы от помещика и государства. Вольнолюбивые русские люди освоили суровые земли Сибири и севера России.

Суровая жизнь русского человека воспитала в нем глубокое уважение к сильной воле, упорству в достижении цели и бурным эмоциональным переживаниям. В.О. Клю­чевский отмечал, что жизнь в суровых природных усло­виях приучила великороссов к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил в летний период для выращивания урожая, великорусс привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжении вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Находясь между двумя культурами — Западной и Вос­точной — и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности.

Соборность предполагает нравственную общность коллек­тива, подчиненную интересам церкви, религии. Только та­кая нравственная общность может служить основой, опорой индивидуальных действий.

Длительное время в систему ценностей русской культу­ры официально включались «православие», «народность» и « самодержавие ».

В истории России православие сыграло исключительно большую роль. Оно сплачивало русских людей в борьбе с татаро-монгольским игом. Защита «святой Руси» от «пога­ных» была делом чести и славы.

Великорусский национальный характер определяется следующим: русские— это эпилептоиды с репрессивным типом реакций и явно выраженным судейским комплексом.

Эпилептоидность — это сдвиг к внутренним ритмам, за­держка реакции, вязкость мышления, основательность дей­ствий, склонность к долгому, поэтапному достижению фикси­рованных целей, задний ум. Большинство русских людей —это люди крайностей. Они не фиксируются на середине, так же как и нация в целом.

Судейский комплекс — склонность переступать через сиюминутные обстоятельства, нелюбовь к среде, которая за­едает, тяга судить о вещах с точки зрения вечности.

Репрессивная реакция — это подсознательное подавле­ние всего, что не соответствует представлениям о миропо­рядке. Это знаменитое русское терпение.

Терпение у русских кажется безграничным и преодоле­вает почти все. Но обратной его стороной является русский бунт — бессмысленный и жестокий.

Русскому менталитету присущи:

1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных;

2) стремление к социальной справедливости и равенству; высшая ценность— равенство людей, а не индивидуальная свобода;

3) традиция подчинения человека государству, патерна­листская традиция ждать от государства гарантий обеспече­ния благоденствия и порядка;

4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;

5) противоречия между долгим терпением, послушани­ем и кратковременными приступами бурного протеста, бун­та, анархии, жестокости, насилия, противоречия между дес­потизмом, подчинением жесткой власти и порядку и сти­хийностью, непредсказуемостью поведения, между трудо­любием и небрежностью, неорганизованностью в работе;

6) вера в великую миссию русского народа, поиск абсо­лютного добра, справедливости и смысла жизни, свободо­любие и правдолюбие;

7) борьба в русской душе восточного и западного начала;

8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направлен­ность на будущее;

9) созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям;

10) выносливость, мужество, стойкость.

 

Культура России в XVII веке

XVII в. — «бунташный век» — Смута, складывание все­российского рынка, юридическое закрепощение крестьян, народные выступления, формирование абсолютизма, завер­шившего централизацию государства, церковная реформа и вызванный ее раскол. Важнейшим явлением стал рост на­ционального самосознания в период Смуты.

XVII в. в истории русской культуры — это конец эпохи средневековья. В этот период возникает много новых явле­ний, так как происходит разрушение традиционного миро­воззрения и все сильнее во всех сферах жизни проявляются светские начала. Такой процесс называется «обмирщением

культуры». Обмирщение «проявилось:

♦ в науке— как рост интереса к обобщению практичес­кого опыта;

♦ в литературе — в формировании демократического светского направления;

♦ в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»;

♦ в живописи— в постепенном разрушении иконогра­фических канонов и появлении реалистических тен­денций.

Борьба светского и духовного направлений характерна для культуры XVII в. Центрами культуры стали русские города. В планировке городов произошли изменения, впервые возникло регулярное расположение улиц, имеющее вид правильной сет­ки, состоящее из параллельно идущих проездов и пересекаю­щаяся под прямым углом.

Развитие торговли, связанное с формированием всероссийского рынка, способствовало строительству каменных, промышленных, торговых и других помещений. Улицы мо­стились бревнами. В зодчестве господствовал шатровый стиль. Усилилось стремление к декоративности: церкви украшались цветными изразцами и фигурным кирпичом. Всечаще заказчиками в строительстве храмов выступали купцы и посадские общины. Соревнуясь друг с другом в роско­ши отделки храмов, они порой забывали о духовном их назначении, делая церкви символами своего земного процветания. В конце XVII в. оформлялся новый стиль в зодче­стве: московское,илинарышкинское, барокко — многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декора­тивная резьба по белому камню, подчеркнутая устремлен­ность здания вверх (церковь Покрова в Филях).

Процесс «обмирщения» затронул и живопись: «строганов­ские иконы» первой половине XVII в. впервые наряду с ре­лигиозной функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, полихромный колорит. Появилась свет­ская портретная живопись — парсуны (персона). Художественным центром была Оружейная палата Кремля, где рабо­тал Симон Ушаков, сочетавший традиционные приемы ико­нописи с объемной свето-теневой лепкой формы. Его икона Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа Россий­ского государства (1668 г.), содержит портреты деятелей рус­ской истории (Спас Нерукотворный). Портреты царей стали носить реалистический характер, передавали внутренний мир персонажа. Икона «Троица», написанная Ушаковым, в отли­чие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изображая ангелов цветущими, полными здоровья. Реалистические устремления в искусстве отражали становление нового мировоззрения.

К XVII в. относятся первые записи произведений устно­го народного творчества: историй, песен, былин, заговоров. Появился новый жанр — сатира. Среди объектов сатиры — церковь и суд («Повесть о куре и лисе», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Повесть о Шемякином суде»). Появился жанр биографической повести («Житие протопа Аввакума, им самим написанное»), бытовой повести (в «По­вести о Горе-злосчастии» затронута тема взаимоотношений отцов и детей). Основными литературными жанрами оста­ются, как и прежде, летописи, сказания: например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Распространена на Руси пе­реводная литература. В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, в том числе светские. Продолжали выходить и рукописные книги.

Основоположником русской драматургии и поэзии был С. Полоцкий (комедия «Притча о блудном сыне»), первые театральные представления состоялись в 1672 г. блудном сыне»), первые в придворном театрецаря Алексея Михайловича. В 1675 г. впервые был поставлен балет на сцене русского театра. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт ипредставления возобновились только при Петре I.

Оживление торговли и промышленности побуждало к овладению грамотой, так как это давало возможность посадскому человеку поступить на службу в приход.

Издавались учебные пособия: «Букварь Бурцева», «Арифметика Смадлинского», «Грамматика», «Считание удобное для купующих и продающих». Кроме того, имелись рукописи — «Азбуковники», «Цифирные счетные премудрости». Открывались городские посадские школы. В Москву приглашались ученые монахи из Киева, знакомые с науками Западной Европы. Уровень грамотности среди купечества составлял 96%, среди помещиков —65%, среди крестьян— 15%, среди казаков, пушкарей— 1%.

Для того чтобы готовить подьячих (чиновников) и дьячков для правительственных учреждений, в 1665 г. Симеоном Полоцким была открыто государственная школа. В 1687 г. основана славяно-греко-латинское училище, позже академия — первое высшее учебное заведение в России.

Посольский приказ издавал для царского дома первую рукописную газету «Куранты». Новые явления в культуре XVII в. утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищало церковь, препятствуя расширению культурных связей с латинствующей Западной Европой (патриарх Иоаким добился закрытия первого светского театра, считая это порождением сатаны).

В 1653-1656 г. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу, которая привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология раскола (старообрядчества) включала сложный спектр идей от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека.

Победа светского начала стала очевидна лишь в XVIII в.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.