|
Генезис и основные черты российского национального характераВеликорусский этнос сформировался из части древнерусского, финноугорских племен и тех кочевников, которые пришли во время татаро-монгольского нашествия и ига. Он сформировался в верховье Волги, в междуречье Волги и Оки, Волги и Камы. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса — не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал, «чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру: индивидуально-психологические методы здесь недостаточны». Две противоположные тенденции — западная и восточная — весьма существенно повлияли на формирование русского национального характера. Под национальным характером Н.А. Бердяев понимал устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникающие под влиянием природных и исторических факторов, проявляющихся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе нации, государства. В своей работе «Характер русского народа» Н.О. Лосский отмечает в качестве фундаментальных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось русской культурой в обстановке постоянной внешней опасности. Татаро-монгольское иго, польско-шведская интервенция в начале XVII в., нашествие Наполеона грозили потерей независимости русскому народу. Мужественная борьба с интервентами воспитывала у населения страны патриотизм и свободолюбие. Крепостное право и самодержавие не превратили русского крестьянина в раба. Казачество возникло как результат бегства смелых, предприимчивых людей, ищущих свободы от помещика и государства. Вольнолюбивые русские люди освоили суровые земли Сибири и севера России. Суровая жизнь русского человека воспитала в нем глубокое уважение к сильной воле, упорству в достижении цели и бурным эмоциональным переживаниям. В.О. Ключевский отмечал, что жизнь в суровых природных условиях приучила великороссов к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил в летний период для выращивания урожая, великорусс привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжении вынужденного осеннего и зимнего безделья». Находясь между двумя культурами — Западной и Восточной — и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности. Соборность предполагает нравственную общность коллектива, подчиненную интересам церкви, религии. Только такая нравственная общность может служить основой, опорой индивидуальных действий. Длительное время в систему ценностей русской культуры официально включались «православие», «народность» и «самодержавие». В истории России православие сыграло исключительно большую роль. Оно сплачивало русских людей в борьбе с татаро-монгольским игом. Защита «святой Руси» от «поганых» была делом чести и славы. Великорусский национальный характер определяется следующим: русские— это эпилептоиды с репрессивным типом реакций и явно выраженным судейским комплексом. Эпилептоидность — это сдвиг к внутренним ритмам, задержка реакции, вязкость мышления, основательность действий, склонность к долгому, поэтапному достижению фиксированных целей, задний ум. Большинство русских людей —это люди крайностей. Они не фиксируются на середине, так же как и нация в целом. Судейский комплекс — склонность переступать через сиюминутные обстоятельства, нелюбовь к среде, которая заедает, тяга судить о вещах с точки зрения вечности. Репрессивная реакция — это подсознательное подавление всего, что не соответствует представлениям о миропорядке. Это знаменитое русское терпение. Терпение у русских кажется безграничным и преодолевает почти все. Но обратной его стороной является русский бунт — бессмысленный и жестокий. Русскому менталитету присущи: 1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных; 2) стремление к социальной справедливости и равенству; высшая ценность— равенство людей, а не индивидуальная свобода; 3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка; 4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции; 5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе; 6) вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие; 7) борьба в русской душе восточного и западного начала; 8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее; 9) созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям; 10) выносливость, мужество, стойкость.
Культура России в XVII веке XVII в. — «бунташный век» — Смута, складывание всероссийского рынка, юридическое закрепощение крестьян, народные выступления, формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства, церковная реформа и вызванный ее раскол. Важнейшим явлением стал рост национального самосознания в период Смуты. XVII в. в истории русской культуры — это конец эпохи средневековья. В этот период возникает много новых явлений, так как происходит разрушение традиционного мировоззрения и все сильнее во всех сферах жизни проявляются светские начала. Такой процесс называется «обмирщением культуры». Обмирщение «проявилось: ♦ в науке— как рост интереса к обобщению практического опыта; ♦ в литературе — в формировании демократического светского направления; ♦ в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; ♦ в живописи— в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Борьба светского и духовного направлений характерна для культуры XVII в. Центрами культуры стали русские города. В планировке городов произошли изменения, впервые возникло регулярное расположение улиц, имеющее вид правильной сетки, состоящее из параллельно идущих проездов и пересекающаяся под прямым углом. Развитие торговли, связанное с формированием всероссийского рынка, способствовало строительству каменных, промышленных, торговых и других помещений. Улицы мостились бревнами. В зодчестве господствовал шатровый стиль. Усилилось стремление к декоративности: церкви украшались цветными изразцами и фигурным кирпичом. Всечаще заказчиками в строительстве храмов выступали купцы и посадские общины. Соревнуясь друг с другом в роскоши отделки храмов, они порой забывали о духовном их назначении, делая церкви символами своего земного процветания. В конце XVII в. оформлялся новый стиль в зодчестве: московское, или нарышкинское, барокко — многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декоративная резьба по белому камню, подчеркнутая устремленность здания вверх (церковь Покрова в Филях). Процесс «обмирщения» затронул и живопись: «строгановские иконы» первой половине XVII в. впервые наряду с религиозной функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, полихромный колорит. Появилась светская портретная живопись — парсуны (персона). Художественным центром была Оружейная палата Кремля, где работал Симон Ушаков, сочетавший традиционные приемы иконописи с объемной свето-теневой лепкой формы. Его икона Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа Российского государства (1668 г.), содержит портреты деятелей русской истории (Спас Нерукотворный). Портреты царей стали носить реалистический характер, передавали внутренний мир персонажа. Икона «Троица», написанная Ушаковым, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изображая ангелов цветущими, полными здоровья. Реалистические устремления в искусстве отражали становление нового мировоззрения. К XVII в. относятся первые записи произведений устного народного творчества: историй, песен, былин, заговоров. Появился новый жанр — сатира. Среди объектов сатиры — церковь и суд («Повесть о куре и лисе», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Повесть о Шемякином суде»). Появился жанр биографической повести («Житие протопа Аввакума, им самим написанное»), бытовой повести (в «Повести о Горе-злосчастии» затронута тема взаимоотношений отцов и детей). Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания: например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Распространена на Руси переводная литература. В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, в том числе светские. Продолжали выходить и рукописные книги. Основоположником русской драматургии и поэзии был С. Полоцкий (комедия «Притча о блудном сыне»), первые театральные представления состоялись в 1672 г. блудном сыне»), первые в придворном театрецаря Алексея Михайловича. В 1675 г. впервые был поставлен балет на сцене русского театра. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт ипредставления возобновились только при Петре I. Оживление торговли и промышленности побуждало к овладению грамотой, так как это давало возможность посадскому человеку поступить на службу в приход. Издавались учебные пособия: «Букварь Бурцева», «Арифметика Смадлинского», «Грамматика», «Считание удобное для купующих и продающих». Кроме того, имелись рукописи — «Азбуковники», «Цифирные счетные премудрости». Открывались городские посадские школы. В Москву приглашались ученые монахи из Киева, знакомые с науками Западной Европы. Уровень грамотности среди купечества составлял 96%, среди помещиков —65%, среди крестьян— 15%, среди казаков, пушкарей— 1%. Для того чтобы готовить подьячих (чиновников) и дьячков для правительственных учреждений, в 1665 г. Симеоном Полоцким была открыто государственная школа. В 1687 г. основана славяно-греко-латинское училище, позже академия — первое высшее учебное заведение в России. Посольский приказ издавал для царского дома первую рукописную газету «Куранты». Новые явления в культуре XVII в. утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищало церковь, препятствуя расширению культурных связей с латинствующей Западной Европой (патриарх Иоаким добился закрытия первого светского театра, считая это порождением сатаны). В 1653-1656 г. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу, которая привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология раскола (старообрядчества) включала сложный спектр идей от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека. Победа светского начала стала очевидна лишь в XVIII в.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|