Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура русского Просвещения и реформы Петра I





 

Начало XVIII в. стало новым этапом в развитии России, а его содержанием вызревание в недрах феодализма капитали­стического уклада, формирование русской нации на базе ве­ликорусской народности. Оно ознаменовано реформами Пет­ра I, которые завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроение и др.) XVIII в. — время кардиналь­ного перелома, перехода от «древней» России к новой.

Основные черты этого периода:

1) дальнейшее обмирщение культуры;

2) развитие личностного начала;

3) европеизация, преодоление национальной замкнутости;

4) ускорение темпов и усложнение общественного раз­вития.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые навигационная и артиллерийская (1701), медицин­ская школа, где учение приравнивалось к службе и учащи­еся получали «кормовые» деньги), в том числе начальных (циферных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии, грамматики. Дворян стали на­правлять учиться за границу, а специальный указ 1714 г. запрещал неграмотным дворянам жениться. Во второй по­ловине XVIII в. в России насчитывалось около 20 професси­ональных школ, которые существовали как государственное учреждение. Появились учебники: «Арифметика» Магницкого (1703), календари-письмовники. Для печатания книг с 1708 г. были введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера.

С 80-х гг. XVIII в. начала формироваться государствен­ная система общеобразовательных школ, и к концу XVIII в. в России было 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тыс. человек.

В живописи парсуны сменяются портретами (А. Матве­ев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»).

Рост промышленности сопровождался подъемом есте­ственных наук, технических изобретений. Географы обсто­ятельно изучили плохо известные в Европе Каспийское и Аральское моря. В. Атласов — устюжский крестьянин, со­ставил первое описание Камчатки. В 1720 г. была отправле­на в Сибирь первая чисто научная экспедиция Мессершмидта. Рудознатцы нашли каменный уголь в Подмосковье и Куз­нецке, серебро и медь в Забайкалье.

Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, в которой были объединены научно-исследо­вательские и педагогические функции, готовились собствен­ные научные кадры. Крестьяне М. Ломоносов, М. Головин, солдатские дети И. Лепехин, С. Крашенников были в числе первых академиков русской науки. Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой.

В Петровское время впервые решающую роль стало иг­рать личностное начало, деловые качества человека, а не его сословное происхождение.

Европеизация коснулась и быта российского: летосчисление от рождества Христова (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя, материал одежды с фабрик, которые при Петре I получили начало (шерсть).

Новая культура, по мысли Петра I, должна была вне­дряться в русский быт с помощью «воспитывающего» зако­нодательства и совершенной структуры государственного правления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из загра­ничного путешествия в 1698 г.

Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введе­ны по царскому указу с 1718 г. — это была новая форма общения высшего круга дворянского общества: танцевали, беседовали, играли в шахматы. Преобразования коснулись лишь дворянства, почти не затронув крестьянство. Таким образом, в эпоху Петра начался раскол общества и культу­ры на западную европейскую культуру, цивилизацию и на народную, почвенную, крестьянскую, евразийскую культу­ру и цивилизацию.

Великие преобразования, ориентированные на приобще­ние России к западноевропейской культуре и образу жизни, проявлялись поначалу в такой радикальной форме, что, ес­тественно, это встречало сопротивление хранителей древне­русских, церковных традиций. Петровские указы регламен­тировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилища (например, потолок должен был быть оштукату­рен), а всю жизнь человека от рождения до смерти. Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заве­денную при церквах, чтобы его можно было вовремя опре­делить в школу, полк, канцелярию, назначить подушную подать; умершего даже хоронить надо было в гробу установ­ленного образца.

Одно из начинаний Петра I — создание всепроникаю­щей полицейской системы, охватывающей гигантское зда­ние российской государственности.

В положении о полиции воплотилась идея Петра I о вве­дении в повседневную жизнь российского общества «регулярства» (единообразия, унификации на основе западноев­ропейских принципов гражданского устройства).

Идея «регулярства» была главным элементом военной реформы. Военные успехи в Северной войне позволили рас­пространить эту идею на реформы гражданской, повседнев­ной жизни и быта. Идея «регулярства» воплотилась в орга­низующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели куль­туры находились на государственной службе, получали жа­лованье. Достаточно вспомнить М.В. Ломоносова, Г.Р. Дер­жавина, Ф.Г. Волкова и др.

 

94. Культура Петербургского периода XVIII века

Центром культурных преобразований, зарождения новой культуры явилась новая столица государства — Пе­тербург. Петербург был задуман как образец новой культуры, был разработан план застройки города. Впервые русский город строился по правилам: прямые улицы, еди­ный архитектурный стиль, определена высота домов. Архитектор Леблон разработал первый план застройки горо­да, архитектор Трезини построил Петропавловский собор. В середине XVIII в. в стиле барокко архитектором Рас­трелли был создан ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Зимний дворец, Большой Дворец в Царском Селе и Петергофе. Выдающиеся русские архитекторы В. Баже­нов, М. Казаков в стиле классицизма создали много прекрасных зданий в Петербурге, Москве, Твери. По красоте городов и величественности зданий Россия в XVIII в. встала в один ряд с западноевропейскими странами.

XVIII век — это век просвещения, идущего из Европы и придававшего большое значение распространению науки.

Происходила аккультурация, взаимодействие культур России и Европы. Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов.

Формируются характерные свойства новой российской культуры: светскость; ускорение темпов развития культуры, смены стилей в архитектуре, литературе; превращение науки в высшую ценность; активизация преобразующей де­ятельности государства.

Петровские реформы положили начало строительству новых городов, в том числе новой столицы — Петербурга, освоению новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.

     

В свою оче­редь появление новых городов — это развитие городской культуры в ее «овеществленных» формах: школы, Акаде­мия наук, библиотеки, типографии, театры, музеи, архи­тектурные сооружения и т.д. Формируется общенациональ­ный русский язык, который впервые был закреплен в «Сло­варе Академии Российской», изданном в 90-х гг. XVIII в.

Все эти тенденции обусловили изменения в организацион­ной структуре культуры. Это, в частности, выразилось в том, что общеевропейская тенденция превращения науки эпохи Просвещения в высшую культурную ценность реализовалась и в системе русской культуры XVIII в. В 1725 г. была создана и получила государственную поддержку Академия наук, общегосударственная система образования, в 1757 г. открыта Российская императорская Академия художеств, в которой выросло новое поколение художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий (портретисты). В XVIII в. в России проис­ходило небывалое развитие ваяния — осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры: И. Мартос создает скульптуры в стиле классицизма (памятник Минину и По­жарскому), скульпторы И. Прокофьев, Ф. Шубин — бюсты Ломоносова, Потемкина, Э. Фальконе — памятник Петру I («Медный всадник»).

Реформы раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации». Ос­новные черты «почвы» сформировались в условиях Москов­ского царства (с ним связана основная масса населения): коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения, традиции народной культуры. Второй уклад — западного типа (с ним связана профессиональная интеллигенция, предпринимате­ли-промышленники). В России сложились две культуры, об­ладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противосто­яние двух культур — важнейший фактор, определивший ее развитие в XVIII-XIX вв.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.