|
Культура русского Просвещения и реформы Петра I
Начало XVIII в. стало новым этапом в развитии России, а его содержанием вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Оно ознаменовано реформами Петра I, которые завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроение и др.) XVIII в. — время кардинального перелома, перехода от «древней» России к новой. Основные черты этого периода: 1) дальнейшее обмирщение культуры; 2) развитие личностного начала; 3) европеизация, преодоление национальной замкнутости; 4) ускорение темпов и усложнение общественного развития. Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые навигационная и артиллерийская (1701), медицинская школа, где учение приравнивалось к службе и учащиеся получали «кормовые» деньги), в том числе начальных (циферных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии, грамматики. Дворян стали направлять учиться за границу, а специальный указ 1714 г. запрещал неграмотным дворянам жениться. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 профессиональных школ, которые существовали как государственное учреждение. Появились учебники: «Арифметика» Магницкого (1703), календари-письмовники. Для печатания книг с 1708 г. были введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера. С 80-х гг. XVIII в. начала формироваться государственная система общеобразовательных школ, и к концу XVIII в. в России было 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тыс. человек. В живописи парсуны сменяются портретами (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»). Рост промышленности сопровождался подъемом естественных наук, технических изобретений. Географы обстоятельно изучили плохо известные в Европе Каспийское и Аральское моря. В. Атласов — устюжский крестьянин, составил первое описание Камчатки. В 1720 г. была отправлена в Сибирь первая чисто научная экспедиция Мессершмидта. Рудознатцы нашли каменный уголь в Подмосковье и Кузнецке, серебро и медь в Забайкалье. Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, в которой были объединены научно-исследовательские и педагогические функции, готовились собственные научные кадры. Крестьяне М. Ломоносов, М. Головин, солдатские дети И. Лепехин, С. Крашенников были в числе первых академиков русской науки. Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. В Петровское время впервые решающую роль стало играть личностное начало, деловые качества человека, а не его сословное происхождение. Европеизация коснулась и быта российского: летосчисление от рождества Христова (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя, материал одежды с фабрик, которые при Петре I получили начало (шерсть). Новая культура, по мысли Петра I, должна была внедряться в русский быт с помощью «воспитывающего» законодательства и совершенной структуры государственного правления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из заграничного путешествия в 1698 г. Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введены по царскому указу с 1718 г. — это была новая форма общения высшего круга дворянского общества: танцевали, беседовали, играли в шахматы. Преобразования коснулись лишь дворянства, почти не затронув крестьянство. Таким образом, в эпоху Петра начался раскол общества и культуры на западную европейскую культуру, цивилизацию и на народную, почвенную, крестьянскую, евразийскую культуру и цивилизацию. Великие преобразования, ориентированные на приобщение России к западноевропейской культуре и образу жизни, проявлялись поначалу в такой радикальной форме, что, естественно, это встречало сопротивление хранителей древнерусских, церковных традиций. Петровские указы регламентировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилища (например, потолок должен был быть оштукатурен), а всю жизнь человека от рождения до смерти. Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заведенную при церквах, чтобы его можно было вовремя определить в школу, полк, канцелярию, назначить подушную подать; умершего даже хоронить надо было в гробу установленного образца. Одно из начинаний Петра I — создание всепроникающей полицейской системы, охватывающей гигантское здание российской государственности. В положении о полиции воплотилась идея Петра I о введении в повседневную жизнь российского общества «регулярства» (единообразия, унификации на основе западноевропейских принципов гражданского устройства). Идея «регулярства» была главным элементом военной реформы. Военные успехи в Северной войне позволили распространить эту идею на реформы гражданской, повседневной жизни и быта. Идея «регулярства» воплотилась в организующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели культуры находились на государственной службе, получали жалованье. Достаточно вспомнить М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Ф.Г. Волкова и др.
94. Культура Петербургского периода XVIII века Центром культурных преобразований, зарождения новой культуры явилась новая столица государства — Петербург. Петербург был задуман как образец новой культуры, был разработан план застройки города. Впервые русский город строился по правилам: прямые улицы, единый архитектурный стиль, определена высота домов. Архитектор Леблон разработал первый план застройки города, архитектор Трезини построил Петропавловский собор. В середине XVIII в. в стиле барокко архитектором Растрелли был создан ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Зимний дворец, Большой Дворец в Царском Селе и Петергофе. Выдающиеся русские архитекторы В. Баженов, М. Казаков в стиле классицизма создали много прекрасных зданий в Петербурге, Москве, Твери. По красоте городов и величественности зданий Россия в XVIII в. встала в один ряд с западноевропейскими странами. XVIII век — это век просвещения, идущего из Европы и придававшего большое значение распространению науки. Происходила аккультурация, взаимодействие культур России и Европы. Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов. Формируются характерные свойства новой российской культуры: светскость; ускорение темпов развития культуры, смены стилей в архитектуре, литературе; превращение науки в высшую ценность; активизация преобразующей деятельности государства. Петровские реформы положили начало строительству новых городов, в том числе новой столицы — Петербурга, освоению новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. В свою очередь появление новых городов — это развитие городской культуры в ее «овеществленных» формах: школы, Академия наук, библиотеки, типографии, театры, музеи, архитектурные сооружения и т.д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в «Словаре Академии Российской», изданном в 90-х гг. XVIII в. Все эти тенденции обусловили изменения в организационной структуре культуры. Это, в частности, выразилось в том, что общеевропейская тенденция превращения науки эпохи Просвещения в высшую культурную ценность реализовалась и в системе русской культуры XVIII в. В 1725 г. была создана и получила государственную поддержку Академия наук, общегосударственная система образования, в 1757 г. открыта Российская императорская Академия художеств, в которой выросло новое поколение художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий (портретисты). В XVIII в. в России происходило небывалое развитие ваяния — осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры: И. Мартос создает скульптуры в стиле классицизма (памятник Минину и Пожарскому), скульпторы И. Прокофьев, Ф. Шубин — бюсты Ломоносова, Потемкина, Э. Фальконе — памятник Петру I («Медный всадник»). Реформы раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации». Основные черты «почвы» сформировались в условиях Московского царства (с ним связана основная масса населения): коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения, традиции народной культуры. Второй уклад — западного типа (с ним связана профессиональная интеллигенция, предприниматели-промышленники). В России сложились две культуры, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший ее развитие в XVIII-XIX вв.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|