|
Достижения и недостатки советской культуры⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Культура в советском обществе понималась как комплекс духовных и материальных ценностей, определяющих прогресс общественных отношений с позиций классовой борьбы и продвижения к социализму, как инструментарий социальных преобразований, как сфера государственно-политической заботы и контроля. Культурная революция Советской России была направлена на внедрение социалистической идеологии, достижение всеобщей грамотности населения, на производство технических знаний, на развитие социалистического реализма в искусстве. Решение задачи достижения всеобщий грамотности было успешно осуществлено в кратчайшие сроки (в начале XX в. в дореволюционной России было всего 29,6 % грамотных, и в 1905 г. предполагали, что достижение грамотности в Сибири и на Севере России станет реальностью через 300—400 лет), но по переписи 1939 г. после введения бесплатного обязательного обучения детей и взрослых грамотность составила 89,7%, а в 1970 г. грамотность населения достигла 99,7%. Уже перед Великой Отечественной войной в стране насчитывалось 10 млн специалистов, в том числе около 900 тысяч с высшим образованием, что способствовало подъему материальной и духовной культуры. В советский период большое развитие получила российская наука: физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация вышли на передовые рубежи мировой науки и технологии. Серьезные успехи в советское время были достигнуты в области литературы, кино, музыки, живописи, скульптуры, балета. В области литературы Нобелевской премин были удостоены Б. Пастернак (1958 г.), М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.) и находившийся в эмиграции в США поэт И.А. Бродский (1987 г.). Культура советского периода внесла много яркого, неповторимого в отечественную и мировую культуру, прежде всего потому что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд. Навязывание обязательной коммунистической линии и понятной для широких масс социальной задачи способствовало рождению большого количества песен, кинофильмов, произведений, симфоний с отчетливо выраженной гражданской и патриотической тематикой: песни Дунаевского, Блантера, скульптура Мухиной («Рабочий и колхозница»), романы Шолохова («Тихий Дон» и «Поднятая целина») и др. вазывали патриотические чувства у широких масс. Но и появлялась спекуляция гражданской тематикой, формировался казенный стиль в кино, театрах, романах — культура была парализована деятельностью власти. Безудержный процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности политизированных оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода. Но культура жила и заявляла о себе. В самые тяжелые времена постсталинизма на Западе вышли произведения, свидетельствующие о развитости творчества и духовности. Среди них «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына (1974), «Верный Руслан» Г. Владимова (1975), «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (1976), «Конец прекрасной эпохи» И. Бродского (1977), «Зияющие высоты» А. Зиновьева (1977), «Школа для дураков» С.Соколова (1976), «Ожог» В. Аксенова (1980), «Москва — Петушки» В. Ерофеева и др. Песни В. Высоцкого были духовной отдушиной для всей страны и духовным противоядием для эпохи застоя.
Постсоветская культура Процессы демократизации, начавшиеся во второй половине 80-х гг., способствовали проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентации, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей — все это признаки кризиса отечественной культуры. Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.
Культура русского зарубежья Первым массовым исходом российских граждан за рубеж явилась эмиграция, вызванная революцией 1917 г. После событий октября 1917 г., в ходе гражданской войны из России уехало два миллиона человек, главным образом людей интеллектуального труда. В 1922 г. за рубеж были насильственно высланы как «потенциальные друзья возможных врагов Советской власти» свыше 160 наиболее выдающихся русских философов, ученых, инженеров, агрономов. Всего вне пределов образованного в 1922 г. СССР оказалось около 10 млн русских. Представителями второй волны эмиграции явились люди, оставшиеся за рубежом после Великой Отечественной войны. Эта эмиграция уже имела другой социальный состав. Послереволюционная эмиграция состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык, культуру и не ассимилироваться в странах проживания. Послевоенные эмигранты не питали иллюзий овозможности возвращения, ибо знали, что там их ждут репрессии. Поэтому послевоенные эмигранты стремились скорее раствориться в местном населении и лишь немногие из них хотели чувствовать себя и оставаться русскими. Третья волна эмиграции приходится на 60-80-е гг. Она состояла в основном из диссидентов: за рубежом оказалось очень много представителей творческой интеллигенции, которая не мирилась со своим положением изгнанников и продолжала активную борьбу за свою творческую индивидуальность, за преобразования на родине. И, наконец, бурные события 90-х гг. привели к распаду СССР, образованию самостоятельных государств на базе бывших союзных республик. Вне России оказалось 35 миллионов русских. Начиная с первого массового исхода русской интеллигенции за рубеж после революции эмиграция много сделала для сохранения и развития там русской культуры. Русские эмигранты послереволюционной поры уделяли большое внимание образованию и просвещению, воспитанию молодого поколения в духе национальных традиций. Для этого во многих европейских столицах были созданы русские школы и высшие учебные заведения, научные учреждения, книжные издательства, выходили русские газеты, журналы, альманахи. Так, с 1919 по 1952 г. увидело свет 1571 периодическое издание на русском языке, а всего до 1970 г. выходило за рубежом России 2230 журналов и газет на русском языке. Русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов получили образование на родном языке и не порвали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы. Значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки внесли уехавшие за рубеж русские ученые, представлявшие практически все научные направления. По данным Белградского Русского научного института, в 1931 г. эмиграции находились 472 русских ученых. В их числе 5 академиков и около 140 профессоров русских университетов и специальных высших школ. Среди наиболее известных российских ученых, оказавшихся в эмиграции и успешно сочетавших научную и преподавательскую деятельность, можно назвать: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Зентковского, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, Л.И. Шестова; в области юридических наук: академика П.И. Новгородцева, профессоров П.Б. Струве, М.А. Таубе и др.; историков Т.В. Вернадского, СП. Мигунова, И.А. Курганова, А. А. Кизеветтера; социологов П.А. Сорокина, Н.С. Тимашева, Г.Д. Гурвига и др. О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит хотя бы тот факт, что трое из них были удостоены Нобелевских премий: И.Р. Пригожий (1977 г.) — по химии, С. Кузнец (1971 г.) и В. Леонтьев (1973 г.)— по экономике. В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, ибо художественное творчество во многом определяется эмоциональным настроем, совершается по вдохновению, и для многих русских писателей, поэтов, композиторов, оказавшихся вне родины, эмиграция обернулась настоящей трагедией. После революции за рубежом оказались многие известные русские писатели и поэты: А.Т. Аверченко, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский, А.Н. Толстой, Н.А. Тэффи, М.И. Цветаева, И.С. Шмелев и др. С конца 60-х гг. до конца 80-х гг. родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Владимир Войнович, Владимир Максимов, Виктор Некрасов, Андрей Синявский, Александр Солженицын и др. Эмигрировав на Запад, русские писатели и поэты не прекращали активной творческой работы. Русская культура через эмигрантскую литературу получила всемирную известность и влияние, ибо большая часть книг и статей, опубликованных первоначально на русском языке, переводилась затем и издавалась на других европейских языках. Большой вклад в сохранение и развитие русской культуры внесли деятели музыкального искусства, художники, артисты. Среди них композиторы А.К. Глазунов, А.Г. Гречанинов, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский; ведущие русские артисты балета: Анна Павлова, В.Ф. Нижинский, В. Коралли, М. Кшесинская, А. Данилова, С.П. Дягилев и С.М. Лифарь, ну и, конечно, певец Ф.И. Шаляпин. Традиции русского изобразительного искусства развивали за рубежом многие художники, скульпторы, архитекторы. Среди них: А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, А.Б. Билибин, С.В. Жуковский и др. За рубежом уже в последние десятилетия оказались такие всемирно известные художники, как Михаил Шемякин, Лев Збарский, Эрнст Неизвестный, Виталий Комар и др. В целом, говоря о культуре России XX в., следует отметить, что этот век явился свидетельством выдающегося расцвета русской культуры, внесшей огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|