|
Организуем творческую деятельность на основе литературного текстаВоспитатель организовывает общение по поводу литературных текстов, театральных постановок, театрализованных игр, обеспечивая развитие умения анализировать художественный текст и выразительность речи исполнителей, содействуя освоению литературной речи, развитию эстетического вкуса детей. Создавать образовательные и игровые ситуации для развития следующих умений. Выразительно пересказывать вновь прочитанные литературные произведения близко к тексту; пересказывать рассказы и сказки от лица литературного героя. Выразительно читать поэтические произведения разного характера (лирические, комические, драматические, патриотические). Предлагать свои варианты продолжения сюжетной линии произведения, сочинять сказки и истории на основе фольклорных и литературных текстов. Педагог поддерживает стремление детей сохранять стилистические и жанровые особенности литературных текстов в самостоятельной речевой деятельности на их основе. Инициирует развитие у детей умений использовать комплекс средств выразительности в разных видах художественно-речевой деятельности, в том числе в процессе проектной деятельности на тему «Секреты Волшебницы Речи». Воспитатель планирует творческие задания, литературные и читательские игры для активного освоения дошкольниками средств лексической и интонационной выразительности, для развития умений творческой речевой деятельности. Взрослый проводит беседы о книгах, о творческой деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, знакомит детей с особенностями книгопечатания для развития умений, необходимых для изготовления дошкольниками детских самодельных книжек, журналов и энциклопедий. В ходе организации детской проектной деятельности («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг») дети совершенствуют умения отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности (пересказывание, сочинение, рассуждение) и изобразительной деятельности (рисование, апплицирование, конструирование, оформление). Педагог поощряет импровизацию и творчество воспитанников в художественно-речевой, игровой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе литературных текстов. Обеспечивает возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в процессе отбора текстов для детских постановок, предварительного совместного обдумывания и оформления «театрального действа», в поиске способов воплощения задуманного образа с помощью различных средств вербальной и невербальной выразительности. Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) ü Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать. ü Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения. ü Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся. ü Знает фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества. ü Знает фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знает некоторые особенности их изобразительной манеры. ü Различает основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представления о некоторых их особенностях. ü Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения. ü Выразительно исполняет литературные произведения. ü Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов. ü Выразительно передает образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей ü Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен. Ребенок неохотно реагирует на предложения самому научиться читать. ü С трудом называет знакомые книги, не может объяснить, чем они ему нравятся. ü Не знает жанров литературных произведений. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их особенностей не может. ü При восприятии литературного произведения понимает его содержание, затрудняется интерпретировать подтекст, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку, обращает внимание только на традиционные средства речевой выразительности. ü Невыразительно читает короткие стихи, рассказывает сказки и рассказы, не может придумать сказку по аналогии, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх. ü Пассивен при обсуждении книг, не проявляет инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературного текста. В театрализованных играх является либо зрителем, либо невыразительно передает типизированный, упрощенный образ второстепенного героя.
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания Круг чтения у детей 6—7 лет продолжает расширяться и усложняться как с позиции содержания текстов, так и со стороны их художественной формы (разнообразие композиционного строения, стилей речи, выразительных средств). По сравнению с предыдущей возрастной группой изменяется главным образом проза, которую слушают дети. Им становится доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объему произведений. Прежде всего этому соответствуют сказки-повести, в том числе фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия. Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Бегут, бегут со двора», «Береза моя, березонька», «Богат Ермошка», «Вот пришло и лето красное...», «Вы послушайте, ребята...», «Заря-заряница», «Идет матушка-весна...», «Из-за леса, леса темного», «Как на Масленой неделе...», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...», «Коляда! Коляда! А бывает коляда...», «Коляда, коляда, ты подай пирога...», «Масленица, Масленица», «Наши уточки с утра...», «Синички-сестрички, тетки-чечетки», «Уж ты Зимушка-зима», «Уж ты, ласточка...». Волшебные сказки. «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Волшебное кольцо», «Жар Птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Финист—Ясный сокол», «Хрустальная гора», «Царевна-змея». Бытовые сказки. «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум». Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин-царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «На заставе богатырской», «Про прекрасную Василису Микулишну», «Садко», «Святогор -Богатырь», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца». Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Ой, зачем ты, жаворонок...» (укр.), «Улитка» (молд.). Сказки. «Айога» (нан.), «Джек, покоритель великанов» (вал., пер. К.Чуковского), «Золотой холм» (чеш. нар. ск.), «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.). Поэтические произведения Лирические стихи о природе. Я.Аким «Яблоко»; К.Бальмонт «Осень»; А. Блок «Ну лугу»; И. Бунин «Первый снег»; Г. Виеру «У моря» (пер. с молд. Я.Акима); Воронько «Есть в лесу под елкой хата...» (пер. с укр. З.Александровой); С.Есенин «Береза»; А.Кушнер «Птицы»; М.Лермонтов «На севере диком...», «Горные вершины...» (из Гёте); А. Майков «Летний дождь»; С. Маршак «Тает месяц молодой...»; А. Плещеев «Весна» (отрывок), «Мой садик», «Осень наступила», «Скучная картина!..» (отрывок); А.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» («Осень»), «Уж небо осенью дышало...» («Евгений Онегин»); Г. Сатир «Месяц», «Ночь и день», «Тень- олень», «Тучи», «Про овечку и человечка»; Е. Серов «Ветерок спросил, пролетая...»; И. Токмакова «Туман», «Яблонька», «Разговор Старой Ивы с Дождем»; А. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...», «Что за вечер! А ручей...», «Чудная картина...»; А. Черный «Волк». Стихи об окружающей предметной и социальной действительности. В. Берестов «Восьмое марта», «Читалочка», «О чем поют воробушки»; Б. Заходёр «Повара»; В. Левин «Мистер Сноу»; А. Майков «Колыбельная песня»; Е. Михайлова «Что такое Новый год»; Э. Мошковская «Какие бывают подарки»; Г. Сатир «Лошарик», «Семья», «Удивительный день»; И. Токмакова «Кораблик», «Это праздник...», «Мне грустно...», «Я ненавижу Тарасова...»; Д. Чиарди «Прощальная игра» (пер. с англ. Р. Сефа). Веселые стихи. В. Берестов «Дракон»; М. Бородицкая «Убежало молоко»; Б. Заходер «Кавот и Камут»; С. Маршак, Д. Хармс «Веселые чижи»; Э. Мошковская «Хитрые старушки»; Р. Сеф «Бесконечные стихи», «Совершенно не понятно»; В. Левин «Мистер Квакли»; И. Токмакова «Плим»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»; С. Черный «Приставалка». Поэтические сказки. П. Ершов «Конек-горбунок»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. Чуковский «Бармалей», «Одолеем Бармалея». Басни поэтические и прозаические. И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»; С.Михалков «Аисты и Лягушки», «Осел и Бобр», «Слон-живописец», «Соловей и Ворона»; По мотивам текстов Эзопа «Кошка и Куры», «Лисица и виноград», «Лисица и Лев», «Лягушки», «Орел и Жук». Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|