|
Задачи воспитания этнотолерантности⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 1. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. 2. Воспитывать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, в том числе по национальному признаку. 3. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка. 4. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своей страны, ее народа, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов. 5. Поддерживать у детей интерес к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей. 6. Обогатить представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных этносов (в соответствии с региональными особенностями проживания ребенка), о культуре ближайших «соседей» России, чьи представители проживают на ее территории (украинцев, белорусов, представителей кавказских национальностей и других). 7. Познакомить с некоторыми особенностями жизни и культуры разных этносов мира, которые отражены в их искусстве. 8. Обеспечить познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий в проявлени ях материальной и духовной культуры. 9. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных стран и этносов. 10. Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства. Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности. Основные методы воспитания этнотолерантности у детей 6—7 лет следующие. Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок. Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусствами, народными праздниками. Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия. Проведение детских и народных обрядовых праздников, театрализовано -музыкальных представлений, «семейных вечеров» с приглашением на них людей (взрослых и детей) разных национальностей. Особое значение для решения более сложных (специфических) задач будут иметь следующие методы. Сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного искусства. Педагог с детьми обсуждают причины различий, вызванные природными условиями жизни этноса, особенностями их материальной культуры в процессе сравнения народных подвижных игр (например, русская народная игра «У медведя во бору» и ненецкая игра «Олени»), народных игрушек (например, зависимость материалов, которые используются для изготовления кукол, от природно-климатических условий жизни народов Африки и России). Постепенно дети подводятся к мысли о единстве социально-нравственных ценностей (например, ценности единства, дружбы членов семьи при сравнении русской сказки «Старик и сыновья» и болгарской сказки в обработке А. Каралийчева «Завет хана Кубрата»; ценности трудолюбия и уважения старших по русской народной сказке «Морозко» и немецкой сказке «Госпожа Метелица» в обработке бр. Гримм). Решение проблемных ситуаций (типа «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»), образно-игровые этюды и импровизации, театрализованные игры содействуют развитию у детей способности к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми (взрослыми и детьми) разных стран и этносов, помогают понять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Игры-путешествия по глобусу, карте мира, карте родной страны. Организация детской проектной деятельности углубляет интерес ребенка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Ожившая карта», «Создание альбома „Мы все живем в России"» и прочее. Тематический день «Дружат дети всей Земли», который дети старших групп вместе с воспитателями и родителями готовят и проводят для всего детского сада в начале мая.
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Музыка». Ориентации детей в образовательной области О чем узнают дети Познавательный компонент этнотолерантности. Дети знакомятся с расовым и этническим разнообразием людей планеты Земля; относят себя к определенному этносу, имеют некоторые представления об особенностях этого этноса (его древности, культуре, искусстве, обычаях и традициях). Дошкольники понимают, что Россия — многонациональная страна, могут назвать 3—4 национальности людей, населяющих ее, в зависимости от региональных особенностей проживания. Дошкольники знают, что люди объединяются в различные национальные группы, могут назвать 3—4 национальности людей разных стран мира. Видят внешние особенности представителей разных этносов: цвет кожи, черты лица, обобщенные особенности фигуры, прически. Дети знакомы с некоторыми особенностями материальной культуры (одежда, жилище, посуда, еда, игрушки и прочее), своеобразием произведений народного искусства, народных игр и праздников, понимают, что их различия определяются природно-климатическими условиями жизни этноса. Знают отдельные произведения устного, музыкального, декоративно-прикладного искусств, некоторые народные игры людей разных этносов. С помощью взрослого дети начинают осознавать, что основные социально-нравственные и эстетические ценности разных этносов едины: все любят свою страну, чтят предков и уважают старших, заботятся о близких людях, младших членах семьи, ценят и берегут природу, красоту окружающего мира, поощряют трудолюбие, дружелюбие, любят весело и дружно отдыхать и прочее. Дети понимают значение миролюбия, толерантного общения с детьми и взрослыми, осознают значение взаимопомощи в трудных ситуациях, необходимость позитивного взаимодействия с людьми разных стран и этносов. Организация опыта освоения содержания Что осваивают дети Эмоциональный компонент этнотолерантности. Педагог воспитывает в детях уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживает и поощряет интерес к русской народной культуре, культуре родного ребенку этноса, культурам разных народов и этносов. Обеспечивает реализацию потребности детей в общении по поводу этнической проблематики. Поддерживает желание детей организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей, посещающих детский сад, стремление налаживать контакты с детьми, которые недавно живут в нашей стране и не знают русского языка. Педагог формирует у детей негативное отношение к агрессии по национальному признаку, способствует проявлению детьми миролюбия, принятия и понимания людей (особенно детей) разных национальностей. Практический компонент этнотолерантности. Воспитатель обеспечивает развитие умения воспринимать, понимать и обсуждать различия и сходства народной культуры некоторых этносов на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры, народного искусства, игр, игрушек, праздников. В разных видах совместной деятельности развивает у детей умение сравнивать внешние признаки представителей разных этносов, отмечать своеобразие их материальной культуры, определять взаимосвязь их различий с особенностями природно-климатических условий. В ходе совместных обсуждений особенностей духовной культуры подводит детей к пониманию глубинной схожести народных культур ввиду наличия общих нравственно-этических и эстетических ценностей: (Родина, труд, доброта, красота, семья и т. д.). Воспитатель создает условия для освоения детьми умения общаться и организовывать разные виды деятельности с детьми другой национальности, в том числе с теми, кто плохо знает русский язык. Инициирует стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов, изготавливать игрушки-самоделки, поделки в русле народных традиций. В ходе организации игровой, художественной и проектной деятельности педагог обеспечивает развитие умения отражать представления о многообразии этнического состава мира, об особенностях материальной и духовной культуры разных народов, знание детьми произведений народного искусства в разных видах деятельности (общении, художественно-речевой, игровой, изобразительной и т.д.). Итоги освоения содержания Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|