Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи воспитания этнотолерантности





1. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

2. Воспитывать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, в том числе по национальному признаку.

3. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка.

4. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своей страны, ее народа, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.

5. Поддерживать у детей интерес к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.

6. Обогатить представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных этносов (в соответствии с региональными особенностями проживания ребенка), о культуре ближайших «соседей» России, чьи представители проживают на ее территории (украинцев, белорусов, представителей кавказских национальностей и других).

7. Познакомить с некоторыми особенностями жизни и культуры разных этносов мира, которые отражены в их искусстве.

8. Обеспечить познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий в проявлени­ ях материальной и духовной культуры.

9. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных стран и этносов.

10. Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и пове­дения в процессе освоения культуры разных видов, в частности на­родной культуры и искусства.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной дея­тельности.

Основные методы воспитания этнотолерантности у детей 6—7 лет следующие.

Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.

Знакомство детей с устным народным творчеством, народными иг­рушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусствами, народными праздниками.

Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия.

Проведение детских и народных обрядовых праздников, театрализовано -музыкальных представлений, «семейных вечеров» с приглаше­нием на них людей (взрослых и детей) разных национальностей.

Особое значение для решения более сложных (специфических) задач будут иметь следующие методы.

Сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народ­ного искусства. Педагог с детьми обсуждают причины различий, вы­званные природными условиями жизни этноса, особенностями их ма­териальной культуры в процессе сравнения народных подвижных игр (например, русская народная игра «У медведя во бору» и ненецкая игра «Олени»), народных игрушек (например, зависимость материа­лов, которые используются для изготовления кукол, от природно-климатических условий жизни народов Африки и России). Постепенно дети подводятся к мысли о единстве социально-нравственных ценнос­тей (например, ценности единства, дружбы членов семьи при сравне­нии русской сказки «Старик и сыновья» и болгарской сказки в обра­ботке А. Каралийчева «Завет хана Кубрата»; ценности трудолюбия и уважения старших по русской народной сказке «Морозко» и немецкой сказке «Госпожа Метелица» в обработке бр. Гримм).

Решение проблемных ситуаций (типа «Нужен твой совет», «Невы­думанная история»), образно-игровые этюды и импровизации, театра­лизованные игры содействуют развитию у детей способности к толе­рантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми (взрослыми и детьми) разных стран и этносов, помогают понять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Игры-путешествия по глобусу, карте мира, карте родной страны.

Организация детской проектной деятельности углубляет интерес ребенка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Ожившая карта», «Создание альбома „Мы все живем в России"» и прочее.

Тематический день «Дружат дети всей Земли», который дети стар­ших групп вместе с воспитателями и родителями готовят и проводят для всего детского сада в начале мая.

 

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ли­тература», «Художественное творчество», «Музыка».

Ориентации детей в образовательной области

О чем узнают дети

Познавательный компонент этнотолерантности. Дети знакомятся с расовым и этническим разнообразием людей планеты Земля; относят себя к определенному этносу, имеют некоторые представления об осо­бенностях этого этноса (его древности, культуре, искусстве, обычаях и традициях).

Дошкольники понимают, что Россия — многонациональная стра­на, могут назвать 3—4 национальности людей, населяющих ее, в за­висимости от региональных особенностей проживания.

Дошкольники знают, что люди объединяются в различные нацио­нальные группы, могут назвать 3—4 национальности людей разных стран мира.

Видят внешние особенности представителей разных этносов: цвет кожи, черты лица, обобщенные особенности фигуры, прически.

Дети знакомы с некоторыми особенностями материальной культу­ры (одежда, жилище, посуда, еда, игрушки и прочее), своеобразием произведений народного искусства, народных игр и праздников, по­нимают, что их различия определяются природно-климатическими ус­ловиями жизни этноса.

Знают отдельные произведения устного, музыкального, декоратив­но-прикладного искусств, некоторые народные игры людей разных этносов.

С помощью взрослого дети начинают осознавать, что основные социально-нравственные и эстетические ценности разных этносов едины: все любят свою страну, чтят предков и уважают старших, за­ботятся о близких людях, младших членах семьи, ценят и берегут природу, красоту окружающего мира, поощряют трудолюбие, друже­любие, любят весело и дружно отдыхать и прочее.

Дети понимают значение миролюбия, толерантного общения с детьми и взрослыми, осознают значение взаимопомощи в трудных ситуациях, необходимость позитивного взаимодействия с людьми раз­ных стран и этносов.

Организация опыта освоения содержания

Что осваивают дети

Эмоциональный компонент этнотолерантности. Педагог воспитыва­ет в детях уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Поддерживает и поощряет интерес к русской народной культуре, культуре родного ребенку этноса, культурам разных народов и этносов.

Обеспечивает реализацию потребности детей в общении по поводу этнической проблематики.

Поддерживает желание детей организовывать содержательную со­вместную деятельность с детьми других национальностей, посещаю­щих детский сад, стремление налаживать контакты с детьми, которые недавно живут в нашей стране и не знают русского языка.

Педагог формирует у детей негативное отношение к агрессии по национальному признаку, способствует проявлению детьми миролю­бия, принятия и понимания людей (особенно детей) разных нацио­нальностей.

Практический компонент этнотолерантности. Воспитатель обеспе­чивает развитие умения воспринимать, понимать и обсуждать разли­чия и сходства народной культуры некоторых этносов на основе озна­комления с особенностями материальной и духовной культуры, на­родного искусства, игр, игрушек, праздников.

В разных видах совместной деятельности развивает у детей умение сравнивать внешние признаки представителей разных этносов, отме­чать своеобразие их материальной культуры, определять взаимосвязь их различий с особенностями природно-климатических условий.

В ходе совместных обсуждений особенностей духовной культуры подводит детей к пониманию глубинной схожести народных культур ввиду наличия общих нравственно-этических и эстетических ценно­стей: (Родина, труд, доброта, красота, семья и т. д.).

Воспитатель создает условия для освоения детьми умения общать­ся и организовывать разные виды деятельности с детьми другой на­циональности, в том числе с теми, кто плохо знает русский язык.

Инициирует стремление детей разучивать и исполнять некото­рые произведения устного, музыкального творчества разных наро­дов, изготавливать игрушки-самоделки, поделки в русле народных традиций.

В ходе организации игровой, художественной и проектной де­ятельности педагог обеспечивает развитие умения отражать пред­ставления о многообразии этнического состава мира, об особен­ностях материальной и духовной культуры разных народов, знание детьми произведений народного искусства в разных видах деятель­ности (общении, художественно-речевой, игровой, изобразительной и т.д.).

Итоги освоения содержания







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.