Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодейст­вие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в этот период педагог корректиру­ет детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей — игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается на раз­вивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспи­тательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка.

Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои пе­дагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы.- Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредствен­но связан с повышением компетентности родителей по проблеме под­готовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педа­гогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитии любознательности, самостоятель­ности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.

2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (за­нятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.

3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направлен­ности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внима­ние, заботу о взрослых и сверстниках.

4. Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.

5. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в при­роде), развитию желания трудиться, ответственности, стремления до­вести начатое дело до конца.

6. Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительно­му искусству) и художественной литературе.

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Педагогический мониторинг

В старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные за­просы родителей, педагог стремится учесть их пожелания, узнать ихвозможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на темы «Какие мы родители?», «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств». Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей, полученные ими знания и умения в конкретных областях семейного воспитания, возможности конкрет­ного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. Такая диагностика предваряет внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и под­держки семьи.

В ходе педагогической диагностики воспитатель обращает внима­ние на характер детско-родительских отношений в семьях, проблемы семьи и семейного воспитания. Воспитатель использует методики, ко­торые позволяют увидеть проблемы семьи «глазами ребенка». Это ана­лиз детских рисунков на тему «Моя семья», проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?», диагностические игры «Семья» (автор — Т. И. Пухова, модификация В.И.Худяковой), «День рождения» (автор — М. Панфилова) и другие.

Так, проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?» (модифи­цированный вариант методики Г. Т. Хоментаускаса) направлена на изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми. В ходе этой методики ребенку предлагают обсудить по оче­реди шесть ситуаций.

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье для ребенка более значим, кому он доверяет, а с кем, наоборот, от­ношения не сложились, какие проблемы возникают у дошкольника в семейном общении. Старший дошкольный возраст — это возраст, когда особое внима­ние семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению. Поэтому уже в старшей группе воспитатель использует такие методики, как анкетирование родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?», беседа с детьми «Хочу ли я в школу?», «Что я знаю о школе?», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни. Анализ и совместное с родителями обсуж­дение результатов этих методик позволит увидеть особенности отно­шения к будущей школьной жизни как родителей, так и детей, наме­тить пути дальнейшей подготовки каждого ребенка к будущей школь­ной жизни, ответить на волнующий многих родителей вопрос — когда лучше отдавать ребенка в школу?

Педагогическая поддержка

В старшем дошкольном возрасте для удовлетворения сформиро­вавшихся образовательных запросов родителей педагог организует раз­ные формы взаимодействия — семинары, выставки, «видеосалоны», «творческие гостиные».

Беседуя с родителями старших дошкольников, воспитатель обра­щает их внимание на развивающуюся самостоятельность детей, по­требность в познавательном общении со взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников. Воспитатель показывает близким ребенка, что именно в старшем дошкольном дет­стве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим. Этому будет способст­вовать создание совместно с детьми рукописного журнала «Традиции моей семьи», альбома «А в детство заглянуть так хочется».

В альбоме воспоминаний «Это было недавно, это было давно...» при участии дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек воспитан­ников могут быть собраны рассказы о их жизни, о тех случаях, кото­рые особенно запомнились, о праздниках и буднях, о войне и блокаде. Такие альбомы всегда пользуются большим интересом у детей группы. Они с удовольствием их рассматривают, находят знакомые лица, с гордостью показывают членов семьи своим сверстникам, рассказыва­ют их истории.

Достижения детей помогают увидеть выставки детского и совмест­ного детско-родительского творчества: «Вот мы какие», «Мы рисуем город наш», «Рождественская открытка». Видя рост своего ребенка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную досуговую деятельность: детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу. В ходе со­вместных с родителями прогулок воспитатель знакомит их с играми, упражнениями, которые развивают детскую любознательность, па­мять, внимание: «Я назову, а ты продолжи», «Так и не так», «Кто больше запомнит и назовет», «Зададим друг другу интересные вопро­сы», «Угадай, что это».

Для расширения представлений старших дошкольников о социаль­ном мире воспитатель помогает родителям организовать с детьми игры-беседы о профессиях родителей и близких родственников, по­знакомить детей с родной страной и другими странам мира. Совмест­ная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.