Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факультет Техники разведки и разработки





МГРИ

Факультет Техники разведки и разработки

Компьютерная графика

Скомпилировал пособие доцент Крылков М.Ю.

Москва

Г

Введение

Сорок лет тому назад для наших студентов владение логарифмической линейкой, карандашом было обычным делом. Они умели с помощью этих инструментов рассчитывать и чертить детали и механизмы, проектировать горные выработки.

Сейчас мы живем в информационном обществе. Вместо логарифмической линейки для расчетов удобно применять MathCAD. Вместо карандаша, ластика и линеек –AutoCAD.

Чтобы научиться пользоваться карандашом, нужно взять его в руки и чертить. То же самое, чтобы научиться рисовать в AutoCAD-e, нужно выполнить какой-то минимум заданий. Многие этого не понимают, ходят на занятия как будто в кино.

Раньше, в советское время, самостоятельной практической работе студентов уделялось особое внимание. Нас обучали специальности через выполнение графических и расчетных работ. Мы должны были сами показать свое умение в том или ином предмете, решая по какому-то разделу курса практические задания и вырисовывая соответствующую ему графику.

Данный курс «Машинной графики» преследует цель обучения студентов рисованию двумерных видов деталей и азам трехмерного моделирования. Этому посвящены четыре задания.

Для культурного освоения материала предмета от студента требуется минимальный объем знаний по математике (матрицы и линейные преобразования) и по информатике (знание систем счисления и трех основных операторов программирования: присваивания, цикла и условного перехода). Если студента не смогли качественно обучить математике и информатике, то он может выполнить эти четыре работы, тупо следуя пошаговым инструкциям (как обычно делают многие user-ы).

Освоение на первом курсе данного минимума позволит в дальнейшем строить в AutoCAD-е не только чертежи деталей и механизмов, но и трехмерные изображения рудных тел и их двухмерные разведочные разрезы (погоризонтные планы). Более того, для горных инженеров, которым требуется воплощать свои творческие замыслы в производственные проекты, система AutoCAD является наилучшим инструментом в плане реализации этих проектов. Она - лидер в программном обеспечении САПР.
Для работы необходимо иметь на компьютере программу AutoCAD (начиная с версии AutoCAD-2004) и MathCAD (можно Еxсel из стандартного пакета Microsoft Office). Студенту также в электронном виде предоставляются учебники, например, признанные во всем мире бестселлеры по компьютерной графике:

1. Д. Роджерс, Дж. Адамс. Математические основы машинной графики.

2. Джордж Омура. AutoCAD.

 

Содержание

Обозначения.  
Работа 1. Понимание векторной графики. Основные средства AutoCAD.  
Работа 2. Двухмерное черчение. Выполнение типового чертежа детали.  
Работа 3. Трехмерное черчение. Рисование кронштейна.  
Работа 4. Трехмерное твердотельное моделирование горных выработок для разведки и разработки месторождения полезных ископаемых.  
Приложения. Варианты самостоятельных и контрольных работ.  

Обозначения.

В тексте для уменьшения количества повторений слов вводятся следующие сокращения и обозначения:

главное меню и название вкладки (ᶆ Format);
ᶬ♂ нажатие левой кнопки мышки (ᶬ♂ ᶆ Format –нажатие левой кнопки мышки на слове «Format» в главном меню);
♂ᶬ нажатие правой кнопки мышки;
(↓) нажатие на клавиатуре кнопки «Enter»;
ВМ выпадающее меню;
КМ каскадное меню;
ПИ панель примитивов (инструментов);
ВПИ выпадающая панель инструментов;
ДО диалоговое окно;
МСК мировая система координат;
ПСК пользовательская система координат;
кн. кнопка (пиктограмма) на ПИ или в ДО;
КтМ контекстное меню;
КуМ курсорное меню;
переход от одного действия к другому.

 

Работа 2. Двухмерное черчение. Выполнение типового чертежа детали.

Выполнить чертеж детали, показанный на рис.1. Построить ступенча­тый разрез по линии А-А.

Рис.1.

Выполнение работы. Вначале выполним подготовительную работу настроим AutoCAD. Создадим необходимых слои с типами, цветом и толщиной линий. Затем нарисуем основную надпись, главный вид детали, для удобства рисования постоянно будем создавать ПСК (пользовательские системы координат). В завершение выполним ступенчатый разрез и нанесем размеры на главном изображении.

Выполнение. Первоначальная организация работы в AutoCAD-e.

Создаём рамку формата A3 и настраиваем AutoCAD под советский стандарт ЕСКД.

ВМ Tools (Сервис) → Options... (Настройка...) → в ДО Options (Настройка → щелкаем на вкладке System (Система) → в окне General Options (Общие параметры) разворачиваем список Startup (При запуске) и выбираем из него Show Startup dialog box (Диалоговое окно начала работы) → щелчком на кнопке ОК закрываем ДО.

Рис.2.

После такой настройки при создании нового чертежа (рис. 2) откроется ДО (рис. 3) Create New Drawing (Создание нового рисунка). Часто бывает, что готовый шаблон для черчения отсутствует, поэтому его надо создать, используя мастер быстрой подготовки чертежа (рис.3).

Рис. 3.

→ User a Wizard → Advanced Setup → OK→ 0 → Далее → 0 → Далее → East → Далее→ Counter-Clockwise→ Далее→420→ 297→Готово.

Для порядка сохраним шаблон этой заготовки под именем «А3 русская система.dwt»(формат Dwt), а сам рисунок – «Работа_2.dwg».

Продолжим настраивать рабочую среду.

Создание слоев. Для управления видимостью получаемых изображе­ний создаем пять новых слоев:

TEXT (ТЕКСТ) — для создания текстовой информации, цвет white (белый) не изменяется;

CONSTR (ПОСТРОЕНИЯ) — для выполнения вспомогательных построений, цвет white (белый) и толщина default (по умолчанию) не изменяются;

CONTUR (КОНТУР) — для выполнения контурных линий, назначают цвет red (красный), толщина 0,8;

AXIS (ОСЕВЫЕ) — для выполнения осевых линий, цвет white (белый) и толщина default (по умолчанию) не изменяются, назначают тип линии CENTER2 (ОСЕВАЯ2);

DIMENSION (РАЗМЕРЫ) — для нанесения размеров, цвет magenta (фиолетовый) и толщина default (по умолчанию) не изменяются.

 

→ ВМ Format (Формат) → Layer... (Слои...)

Или → см.рис.4 → ПИ Layers (Слои) — кн. Layer Properties Manager (Диспетчер свойств слоев) → и в окне Диспетчера свойств слоев все делаем как надо (см. стрелки на рис.4) → …

ДО Layer Properties Manager (Диспетчер свойств слоев), рис. 4

кн. New Layer (Создать слой) → вместо предложенного имени Layer 1 (Слой1) в водим свое имя нового слоя. Так создают перечисленные выше слои.

Задание цвета в слоях CONTUR (КОНТУР) и DIMENSION (РАЗМЕРЫ) осуществляют щелчком мыши на имени цвета или на значке квадрата справа от имени слоя в столбце Color (Цвет) (см. рис.4). Открывается ДО Select Color (Выбор цвета) с палитрой цветов, в котором выбирают требуемый цвет и. щелчком на кнопке ОК за­крывают это ДО.

Рис.4. Создание слоев.

Задание типа линии в слое AXIS (ОСЕВЫЕ) осуществляется щелчком мыши на соответствующей строке списка слоев, например в строке «осевые», в столбце Linetype (Тип линий), (рис. 5 стрелка 1), на слове CONTINUOUS (СПЛОШНАЯ). Открывается ДО Select Linetype (Выбор типа линий), → щелчком на кнопке Load... (Загрузить...) (рис. 5 стрелка 2) открывают ДО Load or Reload Linetypes (Загрузка/перезагрузка типов линий) → выбирают из списка Avialable Linetypes (Доступные типы линий) строку CENTER2 (ОСЕВАЯ2) →OK

Рис.5.

Щелчок на кнопке ОК загружают в чертеж этот тип линии, и мы возвращаются в ДО Select Linetype (Выбор типа линий), в списке Loaded linetypes (Загружаемые типы линий) появляется линия типа CENTER2 (ОСЕВАЯ2) → выбираем из списка Loaded linetypes (Загружаемые типы линий), строку CENTER2 (ОСЕВАЯ2) → щелчком на кнопке ОК загружам в чертеж этот тип линии и возвращаемся в ДО Layer Properties Manager (Диспетчер свойств слоев), для выбранного слоя в столбце Linetype (Тип линии) устанавливается тип линии CENTER2 (ОСЕВАЯ2). → Задание толщины (веса) линии, равной 0,8 мм, в слое CONTUR (КОНТУР) осуществляется щелчком мыши в соответствующей строке списка слоев в столбце Lineweight (Вес линий), рис. 4 (стрелка 5), → Открывается ДО Lineweight (Вес линий), рис. 4, со списком линий разной толщины Lineweight: (Вес линий:), в котором выбирают требуемое значение и щелч­ком на кнопке ОК закрывают это ДО.

 

Рис.6.

 

Для непосредственного управления цветом, типом и толщиной линий можно использовать ВМ Format (Формат) функции Color... (Цвета...), Linetype... (Типы линий...), Lineweight... (Веса линий...). С помощью этих функций открывают ДО настроек.

Например, можно изменять масштабы штрихов прерывистых линий. Для этого открывают область Details (Подробности) щелчком на кнопке Show details (Вкл. подробности). Эта кнопка преобразуется в кнопку Hide details (Откл. подробности). В поле ввода Global scale factor: (Глобальный масштаб:) изменяют масштаб для всех созданных и будущих линий чертежа. В поле ввода Current object scale: (Текущий масштаб:) — только для будущих линий чертежа.

Заполнение основной надписи. Нарисуем рамку формата А3 и заполним следующие графы основной надписи:

Разработчик — Ф.И.О. студента.

Дата — дата начала работы с чертежом.

Наименование изделия — Деталь.

Материал изделия — Сталь.

Масштаб — 1:1.

Наименование предприятия — наименование ВУЗа (МГРИ), кафедры и группы.

Первые две графы заполняют в левой части основной надписи, следующие две — в центральной части основной надписи, последние — в правой ее части.

 

Создаём рамку формата A3. →Нажимаем ᶆ Format, Units. →Проверяем, что в ДО задан десятичный (Decimal) формат представления единиц измерения линейных величин (Length) с точностью до одной десятой (0.0), десятичный (Decimal) формат представления единиц измерения угловых (Angle) величин с точностью до единицы (0), ось начала отсчета угловых величин «на восток» (, East), направление отсчета угловых величин против часовой стрелки ( Clockwise). →Задаем единицы измерения – Millimeters.

→Поверяем границы чертежа: → ᶆ Format, → Drawing Limits → Specify lower left corner or [On/Off]: “0, 0” (↓)
Specify upper right corner or [On/Off]: “420, 297” (↓) (для формата А3).

→Устанавливаем текущим слой «0» и создаем в нем следующие типы линий: ᶆ Format, → Linetype…, Available linetypes:
Выберем из представленного списка только dashed и center. →В окне Linetype Manager нажмем и выберем общий фактор масштабирования (Global scale factor) равным 0.5.

 

→ Сохраним конфигурацию рабочей среды: → ᶆ Format, → Save… Files of type: «AutoCAD Drawing Template (*.DWT)», Save in: «А3_рус_сис_.dwt»,→кн. и рисунок под именем «работа_2.dwg».

→ Создадим следующие текстовые стили:

ᶆ Format, → Text Style… и затем вводим (рис.7)

параметры шрифта в соответствии с приведенной ниже таблицей:

Style name Font name Height (высота) Width Factor Oblique Angle
А25 monotxt.shx 2.5 0.8  
А35 monotxt.shx 3.5 0.8  
A0 monotxt.shx   0.8  

 

Рис.7.

 

При вводе однострочных текстов проблем с данными шрифтами не возникает (только отсутствует буква «ё» и символ «№»). При вводе многострочных текстов «MTEXT» отображение русских символов может происходить вне стандарта ЕСКД. В случае проблем можно использовать шрифт Courier New (все символы отображаются, заданный наклон сохраняется).

Формат основной надписи:

 

 

Нарисуем внешнюю рамку формата A3. Делаем текущим слой «0». →Кнопка или команда «RECTANGLE» →Specify first corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width]: «0,0» (↓) →Specify other corner point or [Dimensions]: «420,297»(↓) . → Устанавливаем границы области вычерчивания. → Команда «LIMITS» →Specify lower left corner or [ON/OFF]: «0,0» (↓) — координаты левого нижнего угла чертежа; →Specify upper right corner: «420,297» (↓) — координаты правого верхнего угла чертежа. → Вновь команда «LIMITS» → Specify lower left corner or [ON/OFF]: «on» (↓) — включаем контроль соблюдения пределов чертежа. → Устанавливаем текущую толщину линии 0.7 мм (основная линия). → На инструментальной панели Properties открываем раскрывающийся список Lineweight и выбраем в предлагаемом перечне указанную толщину линий 0.7 mm для объектов, принадлежащих слою 0. В строке состояния кнопкой можно включить режим отображения на экране монитора толщины линий (по умолчанию все линии отображаются тонкими). После включения линии отображаются слишком толстыми, причем изменение размера изображения не влияет на толщину линий. Для устранения этого недостатка выполняем: →ᶆ Tools, Option… User Preferences, → →, и переводим ползунок Adjust Display Scale ближе к положению min.

→Чертим внутреннюю рамку формата A3. →Внутренняя рамка чертежа выполняется толстой основной линией. → Кнопка на панели рисования → Specify first corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width]: «20,5» → Specify other corner point or [Dimensions]: «415,292»

→ Вычерчиваем контур основной надписи. → Tолщина линий — 0,7 мм. → Кнопка на панели рисования→ Specify first point: «230,5» → Specify next point or [Undo]: «@0,55» → Specify next point or [Undo]: «@185,0» → Specify next point or [Close/Undo]: → Передвигаем систему координат. → Кнопка на панели ПСК (UCS) → устанавливаем точку начала текущей пользовательской системы координат в ее левом нижнем углу рамки. → Enter an option: «n» → Specify origin of new UCS or [ZAxis/3point/OBject/Face/View/X/Y/Z]: «230,5» → Вычерчиваем графы основной надписи. Для этого включаем сетку и привязку к сетке. Шаги в сетке выбираем кратными в зависимости от необходимости 5мм или 1мм. При черчении удобно использовать ПСК. Согласно стандарту, зоны с наименованием граф основной надписи очерчиваются сплошными основными линиями.

Для выполнения текстовой записи следует вначале увеличить левую часть основной надписи (рис.8) с помощью команды ZOOM Window на стандартной панели.

Рис.8.

→ ПИ Standard (Стандартная) → нажать на кн. Zoom Window (Зумирование рамкой) на запрос в командной строке Specify first comer: (Первый угол:) вводят графическим курсором координаты левого нижнего угла основной надписи → на запрос в командной строке Specify opposite comer: (Противоположный угол:) вводят графическим курсором координаты диагонально противоположной точки правее и выше графы «Дата». → На экране появится увеличенное изображение правой части основной над­писи. Для удобства восстановления этого увеличения основной надписи сохраним это изображение как именованный вид с именем Title (Осн_надп), выполнив: ВМ View (Вид) → Named Views... (Именованные виды...) →в ДО View (Вид) → открываем вкладку Named Views (Именованные виды) → кн. New... (Новый...) → в ДО New View (Новый вид) в поле ввода View Name: (Имя вида:) вводим имя Title (Осн_надн) → щелчком на кнопке ОК возвращаются в ДО View (Вид) → щелчком на кнопке ОК завершаем диалог.

Для возврата к прежнему увеличению изображения используют кнопку Zoom Previous (Показать Предыдущий) на ПИ Standard Toolbar (Стандартная)(см. рис.8). Для удобства можно это делать с помощью панели инструментов Вид (View) (см. рис.9)

Рис.9.

Ввод текста осуществляется с помощью команд DTEXT (ДТЕКСТ) — динамический (или однострочный) текст и МТЕХТ (МТЕКСТ) — многострочный текст (или мультитекст). Первую команду рекомендуется использовать для работы с отдельными строками текста, а вторую — с многострочными блоками текста.

Перед вводом однострочного текста обязательно, а многострочного текста рекомендуется, создать текстовые стили, используемые в чертеже и соответствующие ЕСКД (ГОСТ 2.304—81),

Для создания наборов текстовых стилей служит команда STYLE (СТИЛЬ). С ее помощью создают именованные гарнитуры шрифтов, форма которых определяется специальными файлами шаблонов системы AutoCAD и Windows и настройками начертания символов и эффектов.

Для создания текстового стиля выполняют:

→ ВМ Format (Формат) →Text Style... (Текстовые стили...) →

Второй вариант: можно использовать ПИ Styles (Стили) → кн. Text Style Manager (Текстовые стили...), рис. 10.

 

Рис.10.

 

→ создание нового текстового стиля завершают щелчком на кнопке Apply (Применить) → закрывают окно щелчком на кнопке Close (Закрыть).

Стили хранятся в файле чертежа. Необходимый текущий стиль для выполнения текстовых надписей удобно устанавливать с помощью ПИ Styles (Стили), рис. 10, для чего разворачивают список Text Style Control (Управление текстовыми стилями) и выбирают в нем имя нужного текущего стиля. По отображаемому в списке имени контролируют текущий стиль.

Рассмотрим ввод текста с помощью команд DTEXT (ДТЕКСТ) и МТЕХТ (МТЕКСТ).

Геометрические построения

Выполнение изображения контура детали связано с геометрическими построениями, такими как сопряжения окружностей, дуг и прямых и др. Графически эти задачи решают с помощью вспомогательных построе­ний, которые в дальнейшем удаляют. В AutoCAD такие построения значительно упрощаются благодаря автоматизации работы, однако необходимость в них остается. В этом случае система предоставляет возможность не удалять дополнительные построения, а просто отключать их отображение. Это реализуется посредством работы со слоями. Вспомогательные геометрические построения осуществляются в слое «построения», для этого устанавливаем его текущим.

Рис.15.

Выполнение вспомогательных геометрических построений

Чтобы в дальнейшем легко избавиться от линий вспомогательных построений после получения чистового контура, эти построения выполняют в отдельном слое с именем «Построения», который затем отключают.

Для ускорения процесса черчения неплохо знать, что последнюю команду повторно вводят простым нажатием клавиши < Enter> или щелчком правой кнопки мыши на области построений и выбором в КтМ первой функции Repeat... (Повторить...) с названием последней команды. Повторный ввод последних шести выполненных команд можно выполнить с использованием КтМ командной строки, в котором пункт Recent Comands (Последние команды) открывает КМ, содержащее эти команды. При построениях также учтем симметричность изображения контура детали, что позволит выполнять вспомогательные построения только верхней части детали.

Ниже (на рис.16) приведена последовательность шагов геометрических вспомогательных построений для контура, представленного на рис. 17(см.рис.1). Цифрами в прямоугольных рамках на рисунке (и в скобках в тексте) указаны номера шагов или номера вызовов примитивов, используемых при вычерчивании контура.

 

Рис.16. Проведение прямой линии (1). Команда XLINE (ПРЯМАЯ).

Вычерчивание окружностей (2), (3), (4). Команда CIRCLE (КРУГ).

Выполнение сопряжений (5) и (6). Команда FILLET (СОПРЯГИ).

 

Первой вычерчивают прямую горизонтальную линию (1), соответствующую верхней из двух параллельных линий, отстоящих друг от друга на 50 мм (см. рис.1). Прежде установим текущим слой «построения».

Далее→ На панели Draw (Рисование) → выбираем кнопку→ кн. Construction Line (Прямая) → на запрос в командной строке Specify a point or [Hor/Ver/...]: (Укажите точку или [Гор/Вер/...]:) → отвечаем Н (Горизонтально) → на запрос Specify through point: (Через точку:) вводим значения координат (0,25) → (↓) на повторный запрос Specify through point: (Через точку:) завершаем команду нажатием клавиши → (↓) (<Enter>) или щелчком правой кнопкой мыши.

Окружности вычерчиваем с помощью команды CIRCLE (КРУГ), используя различные способы (режимы) ее рисования.

 

Рис.17.

 

Строим окружность (2). → На панели Draw (Рисование) → нажимаем кн. Circle (Круг) → на запрос в командной строке Specify center point for circle: (Центр круга:) → вводим в командной строке значения координат центра (0,0) → (↓) → на запрос в командной строке Specify radius of circle or [Diameter]: 5 вводим значение диаметра 50 → (↓)

На экране появляется окружность с центром в точке (0,0) и диаметром 100 мм.

Строим окружность (3). → На панели Draw (Рисование) → нажимаем кн. Circle (Круг) → на запрос в командной строке Specify center point for circle: (Центр круга:) → вводим значения координат центра (50,0) → (↓)→на подсказку Specify radius of circle or [Diameter] <50.0>: →вводим значение → 120→ (↓).

Сохраним на всякий случай чертеж под именем Contur (Контур).

 

Режимы объектных привязок

При вычерчивании окружности (4) см. рис.16, соответствующей на чертеже дуге окружности с радиусом 15 мм, необходимо использовать режимы объектных привязок. Режимы объектных привязок работают только во время диалога с какой-либо командой при запросе о вводе точки. После задания режима объектной привязки курсором указывают на объект. На месте характерной точки возникнет маркер «типа привязки» и всплывет подсказка с названием привязки.

Различают разовые и постоянные режимы объектных привязок. Для разовых режимов привязок нужно загрузить ПИ Object Snap (Объектная привязка), (рис. 18), которую открывают с помощью щелчка правой кнопки мышки на любой кнопке любой ПИ и выбора Object Snap (Объектная привязка).

Постоянный режим объектной привязки удобен при выполнении пос­троений с часто применяемыми привязками. Устанавливают постоянный режим с помощью команды OSNAP (ПРИВЯЖИ). Для работы с командой выполняют: ВМ Tools (Сервис) → Drafting Settings... (Режимы рисования...) …

Или нажать правой кнопкой мышки в строке состояния на кнопке OSNAP (ПРИВЯЗКА), и затем выбрать настройки Settings... (Настройка...) (см. рис.19). Затем щелчком мыши в полях выбора (белые квадратики) включают необходимые режимы, устанавливая на кнопках флажки-галочки.

Командными кнопками Select All (Выбрать все) и Clear All (Очистить все) назначают или отменяют все режимы привязок.

 

Рис.18.

 

Форма маркера привязки показана слева от полей выбора типов привязок. Щелчком на кнопке ОК завершают диалог.

Рис.19.

Помните, что постоянные привязки приоритетны и часто могут ме­шать вводу других координат. Поэтому существует способ временного их отключения (без отмены) с помощью клавиши <F3> или щелчка мыши в строке состояния на кнопке OSNAP (ПРИВЯЗКА).

Несколько альтернативных привязок могут мешать и друг другу, для выбора нужной привязки можно воспользоваться помощью неоднократного нажатия клавиши <Таb> до появления подсказки или маркера с нужной привязкой.

Теперь строим окружность (4) по центру и радиусу. Из рис. 1 видно, что центр окружности удален от точки центра окружности (3) с координатами (50,0) на расстояние 105 мм под углом 30 градусов. Для ввода этой точки используем объектную привязку From (Смещение) панели ПИ Object Snap. После ввода команды Circle (Круг) на запрос в командной строке Specify center point for circle...: (Центр круга...:) → нажимаем вторую кнопку «Snap From» на панели «Object Snap» (рис.18) →на подсказку _from Base point: →50,0 → (↓) →на подсказку <Offset>:→ @105<30 → (↓)) → на подсказку Specify radius of circle or [Diameter] <120.0>: → вводим 15 → (↓).

Элементы сопряжения (5) и (6) построений выполняют с помощью команды FILLET (СОПРЯГИ) на панели Modify (Редактирование) → кн. Fillet (Сопряжение) →на запрос в командной строке Select first object or [.../Radius/...]: (Выберите первый объект или [.../ради­ус/...]:) из КтМ области построений выбираем функцию Radius (радиус) →на запрос в командной строке Specify fillet radius: (Радиус сопряжения:) → вводим значение, равное 10 мм →10 → (↓)→ на повторный запрос в командной строке Select first object...: (Выберите первый объект...:) щелкаем курсором мыши (при этом курсор будет иметь форму квадрата) на окружности (4) → на запрос в командной строке Select second object: (Выберите второй объект:) щелкаем курсором мыши на прямой (1). Оба объекта (рис. 20) сопрягаются дугой окружности с радиусом 10 мм.

Повторяем аналогичные шаги для сопряжения окружности (2) и прямой (1). Значение радиуса не задаем, так как прежнее его значение хранится в памяти.

Этим завершается этап вспомогательных построений на чертеже.

Сохраняем чертеж под тем же именем Contur (Контур).

Рис.20.

Построение контура

Построение контура осуществляется в слое CONTUR (КОНТУР), для этого устанавливаем слой «контур» текущим.

Обводку полуконтура (1) (см. рис. 17) осуществляем с помощью команды PLINE (ПЛИНИЯ). Эта команда позволяет вычерчивать составную линию, состоящую из непрерывной последовательности прямолинейных и дуговых элементов. Такая линия рассматривается системой AutoCAD как единый объект. Линия, вычерченная с помощью этой команды, поддается редактированию, можно добавлять, удалять, сглаживать вершины ломаной линии дугами или сплайнами и т. п. В этой команде мно­го режимов, в каждый конкретный момент их вызывают с помощью нажатия правой кнопки мыши при обводке изображения контура.

Составную линию проводят непрерывно от точки к точке. Этими точками на изображении контура фигуры могут быть характерные точки построенных объектов. Это концы отрезков и дуг, общие точки нескольких геометрических элементов (точки пересечения), центры дуг и окружностей, квадрантные точки окружностей и т. д. В ряде случаев координаты этих точек неизвестны. Тогда их вводят с помощью режимов объектной привязки, при этом используют постоянные привязки. Для нас это будут: Intersection (Пересечение) — общие точки нескольких геометрических элементов (маркер в форме крестика); Center (Центр) — центры дуг и окружностей (маркер в форме кружка); Quadrant (Квадрантная) — четыре точки на квадрантных направлениях окружности (маркер в форме ромба). Поэтому вначале задаем эти режимы (см рис.19).

Начинать обводку фигуры следует из точки с координатами (170,0) на окружности (3) см. рис.16. Это вызвано требованием к обеспечению положительного направления обводки дуг окружностей против часовой стрелки. Итак меняем слой – текущий слой «контур». Устанавливаем постоянные привязки. → ВМ Draw (Рисование) → Polyline (Полилиния) … и т. д.

→ Или на панели рисования Draw (Рисование) нажать на кн. Polyline (Полилиния) → на запрос в командной строке Specify start point: (Начальная точка:) указываем курсором мыши на правую часть окружности (3) (см. рис.16) и при появлении маркера привязки в форме ромба и всплывающей подсказки Quadrant (Квадрант) (см. рис. 17) щелчком мыши вводим эту точку→на запрос в командной строке Specify next point or [Arc/Close/...]: (Следующая точка или [Дуга/...]:) → жмем правую кнопку мышки и из контекстного меню выбираем режим Arc (Дуга) (переход в режим построения дуг) → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc or [.../Center/.../Line/...]: (Конечная точка дуги или [.../Центр/.../Линейный/...]:) → вызывают КтМ, выбираем из него режим Center (Центр) → на запрос в командной строке Specify center point of arc: (Центр дуги:) указываем курсором мыши на окружность (3) из рис. 16 и при появлении маркера привязки в форме ромба с помощью неоднократного нажатия клавиши <Таb>пролистываем привязки до появления маркера в форме круга в центре окружности (3) и всплывающей подсказки Center (Центр), затем щелчком мыши вводим эту точку → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc...: (Конечная точка дуги...:) указываем курсором мыши на точку касания окружностей (3) и (4) из рис. 16, при появлении маркера в форме крестика и всплывающей подсказки Intersection (Пересечение) (см. рис.17) щелчком мыши вводим эту точку → аналогично вводим точку касания окружности (4) и сопрягающей дуги (5) и точку касания этой дуги с прямой (1) (маркер в форме крестика или ромба) → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc or [.../Center/Close/.../Line/...]: (Конечная точка дуги или [.../Центр/Замкнуть/.../Линейный/...]: вызываем КтМ, выбираем из него режим Line (Линейный) (переход в режим построения прямолинейных отрезков) → на запрос в командной строке Specify next point...: (Следующая точка...:) указываем курсором мыши на точку касания прямой (1) и дуги (6) из рис. 16 и при появлении маркера привязки в форме крестика или ромба щелчком мыши вводим эту точку → на запрос в командной строке Specify next point or [Arc/Close/...]: (Следующая точка или [Дуга/Замкнуть/...]:) вызываем КтМ, выбираем из него режим Arc (Дуга) (переход в режим построения дуг) → на запрос в командной строке Specify next point or [Arc/Close/...]: (Следующая точка или [Дуга/Замкнуть/...]:) вызываем КтМ, выбираем из него режим Arc (Дуга) (переход в режим построения дуг) → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc...: (Конечная точка дуги...:) указываем курсором мыши на точку касания дуги (6) и окружности (2) из рис. 16, при появлении маркера в форме крестика щелчком мыши вво­дим эту точку → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc...: (Конечная точка дуги...:) указываем курсором мыши на левую часть окружности (2) из рис.16 и при появлении маркера привязки в форме ромба щелчком мыши вводим эту точку →так как построение полуконтура закончено, вызываем КтМ и выбираем из него режим Enter (Ввод) или нажимаем клавишу <Enter> для завершения команды POLYLINE (ПОЛИЛИНИЯ). При построениях можно пользоваться увеличением области построения.

Для последующих построений контура уже не нужны вспомогательные геометрические построения, поэтому слой «построения» отключаем (или замораживаем).

Текущим по-прежнему является слой «контур».

Окружность (2) (рис. 17) строят командой CIRCLE (КРУГ) по центру в точке (0,40) и диаметру, равному 10 мм.

Элемент «звездочка» (см. рис.17) на контуре можно представить как результат пересечения двух квадратов со сторонами, равными 36 мм, повернутых относительно друг друга на 45 градусов. Построение квадрата (3) (см. рис. 17) осуществляется с помощью правильного многоугольника (четырехугольника).

Построение многоугольника осуществляют командой POLYGON (МНОГОУГОЛЬНИК) панели рисования Draw (Рисование), → кн. Polygon (Многоугольник) →на запрос в командной строке Enter number of sides<4>: (Число сторон<4>:) → 4→нажатием клавиши <Enter > или щелчком правой кнопки мыши на области построений подтверждаем предложенное по умолчанию в угловых скобках значение 4 → на запрос в командной строке Specify center of polygon...: (Укажите центр многоугольника...:) вводим координаты (0,0) (↓)→на запрос в командной строке Enter an option [.../ Circumscribed about circle]: (Задайте опцию размещения [.../Описанный вокруг окружности]:) вводим из КтМ области построений функцию Circumscribed about circle (Описанный вокруг окружности) →C(↓)→на запрос в командной строке Specify radius of circle: (Радиус окружности:) → вводим значение 18(↓) (половина стороны квадрата). Команда завершается построением квадрата.

Построение шестиугольника (4) на рис. 17, с шириной, равной 13 мм, осуществляем аналогично построению квадрата. Число сторон задаем равным 6, центр выбираем в точке с координатами (65,10), а радиус впи­санной окружности задаем равным 6,5 мм, половине ширины фигуры.

Эллипс (5) (см. рис. 17) строим с помощью команды ELLIPSE (ЭЛЛИПС) по значениям центра и полуосям. → На панели рисования Draw (Рисование) → находим кнопку Эллипс → кн. Ellipse (Эллипс)— КтМ Center (Центр) → на запрос в командной строке Specify center of ellipse: (Центр эллипса:) →вводим координаты (150,0) → (↓)→ на запрос в командной строке Specify endpoint of axis: (Конечная точка оси:) → вводим точку на расстоянии длины малой полуоси эллипса с относительными полярными координатами→ (@10<0) → (↓)→ на запрос в командной строке Specify distance to other axis...: (Длина другой оси...:) → вводим точку на расстоянии длины большой полуоси эллипса с относительными полярными координатами → (@20<90) → (↓).

 

Редактирование контура

Вторую половину внешнего контура (1) (рис. 21) получают зеркальным копированием построенной верхней его половины с помощью команды MIRROR (ЗЕРКАЛО). Для этого вызывают команду MIRROR (ЗЕРКАЛО) с помощью кн. Mirror (Зеркало) на панели редактирования Modify (Редактирование). → На запрос в командной строке Select objects: (Выберем объекты:) щелкаем курсором мыши на верхней половине

Рис.21.

контура→ на повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) для завершения выбора нажимаем клавишу <Enter>

→ На запрос в командной строке Specify first point of mirror line: (Первая точка оси отражения:) включаем ранее отключенную постоянную объектную привязку и вводим левую квадрантную точку на дуге→ на запрос в командной строке Specify second point of mirror line: (Вторая точка оси отражения:) → вводим правую квадрантную точку на дуге→ на запрос в командной строке Delete source objects? [Yes/No] → <N>: (Удалить исходные объекты? [Да/Нет]<Н>:) → для подтверждения предложенного по умолчанию режима No (Нет) нажимают клавишу (↓) <Enter> или из КтМ выбираем функцию <Enter>.

Временно отключаем постоянную объектную привязку.

Для построения элемента «звездочка» (см. рис. 17) вначале копируем квадрат (3) сам на себя с помощью команды COPY (КОПИРУЙ) панели редактирования и получаем копию квадрата (3), совмещенную с оригиналом. Для этого выполняют: команду Сору (Копировать): можно использовать ПИ Modify (Редактирование) → кн. Copy Object (Копировать) →

ВМ Modify (Редактирование) —

Рис.22.

 

→ на запрос в командной строке Select objects: (Выбе­рите объекты:) щелкаем курсором мыши на квадрате → на повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) для завершения выбора на­жимаем клавишу <Enter> или щелкаем правой кнопкой мыши → на запрос в командной строке Specify base point or displacement: (Базовая точка или перемещение:) вводим координату любой точки, например (0,0) →на запрос в командной строке Specify second point or displacement or <use first point as displacements (Вторая точка перемещения или < считать перемещением первую точку>:) вводим координаты (0,0) той же точки.

 

Рис.23.

 

Затем поворачиваем копию квадрата (2) на 45 градусов вокруг точки начала координат (0,0) и получаем фигуру (3) (рис. 21). Для этого используем команду ROTATE (ПОВЕРНИ), выполнив: → Панель редактирования Modify (Редактирование) → кн. Rotate (Повернуть) → на запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) щелкаем курсором мыши на квадрате → на повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) → для завершения выбора нажимаем клавишу <Enter> 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.