Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пользовательская система координат





При выполнении чертежа координаты удобнее отсчитывать от некоторой базовой точки. На чертеже нашей детали (см. рис.1) эта точка соответствует центру круга с диаметром 100 мм. Так как по умолчанию отсчет координат ведется от начала мировой системы координат — World (МСК) (левый нижний угол формата), необходимо перенести начало координат в указанную точку с координатами 140,200. Это осуществляется командой UCS (ПСК) — пользовательская система координат.

Для изменения начала системы координат выполняем: → ВМ Tools (Сервис) → New UCS (Новая ПСК)→(войдите сначала в World (МСК)!!!) → ВМ Tools (Сервис) → New UCS (Новая ПСК) → КМ с режимами команды. Для изменения начала координат используется режим или функция Origin (Начало) → на запрос в командной строке Origin point: (Новое начало координат:) → вводим координаты 140,200 → (↓) .

Можно использовать специальную функцию переноса ПСК:

ВМ Tools (Сервис) → Move UCS (Перенести ПСК) → на запрос в командной строке Specify new origin point...: (Новое начало координат...:) → вводим те же координаты 140,200→ (↓) .

Для показа положения системы координат служит пиктограмма (знак) ПСК, расположенная в исходном состоянии в левом нижнем углу экрана. После переноса начала координат в новую точку внутри пиктограммы ПСК исчезает изображение символа в форме квадрата, означающее, что построения ведутся в ПСК, а не в МСК. При работе удобнее расположить пиктограмму ПСК в истинной точке начала координат. Для этого надо галку поставить, а именно: нужно выполнить следующие шаги: → ВМ View (Вид) → Display (Отображение) →КМ UCS Icon (Знак ПСК) → On. (Command: _ucsicon Enter an option [ON/OFF/All/Noorigin/ORigin/Properties] <OFF>: _on)

 

Рис. 13.

 

В результате пиктограмма ПСК перемещается в точку истинного начала координат. Для удобства переключения ПСК при последующих построениях их конфигурацию запоминают под именами (рис.15).



Так, созданную ПСК сохраним под именем Изображение. Для этого выполним: → ВМ Tools (Сервис) → Named UCS... (Именованные ПСК...) → в ДО UCS (ПСК) откроем вкладку Named UCSs (Именованные ПСК) → в области Current UCS: (Текущая ПСК:) в списке щелчком на строке Unnamed (Без имени) вызовем КтМ → в этом меню выберем функцию Rename (Переименовать) → введем имя ПСК Изображение и нажмем на клавишу <Enter>. Для удаления ненужных ПСК используют функцию Delete (Удалить) в КтМ, вызванном щелчком на имени ПСК→ завершаем диалог щелчком на кнопке ОК.

 

Рис. 14.

Чтобы построения не были слишком мелкими, следует перед выполнением изображений на чертеже вначале увеличить центральную часть формата с помощью команды ZOOM (ПОКАЖИ) в режиме Window (Рамка) .

Координаты левого нижнего угла рамки задают равными (-70,-140). Координаты диагонально противоположного утла рамки задают равными (210,80).

Для удобства восстановления этого увеличенного изображения при дальнейшей работе с ним сохраним это увеличение как именованный вид с именем «Изображение» (рис.15).

Рис.15.

Выполнение вспомогательных геометрических построений

Чтобы в дальнейшем легко избавиться от линий вспомогательных построений после получения чистового контура, эти построения выполняют в отдельном слое с именем «Построения», который затем отключают.

Для ускорения процесса черчения неплохо знать, что последнюю команду повторно вводят простым нажатием клавиши < Enter> или щелчком правой кнопки мыши на области построений и выбором в КтМ первой функции Repeat... (Повторить...) с названием последней команды. Повторный ввод последних шести выполненных команд можно выполнить с использованием КтМ командной строки, в котором пункт Recent Comands (Последние команды) открывает КМ, содержащее эти команды. При построениях также учтем симметричность изображения контура детали, что позволит выполнять вспомогательные построения только верхней части детали.

Ниже (на рис.16) приведена последовательность шагов геометрических вспомогательных построений для контура, представленного на рис. 17(см.рис.1). Цифрами в прямоугольных рамках на рисунке (и в скобках в тексте) указаны номера шагов или номера вызовов примитивов, используемых при вычерчивании контура.

 

Рис.16. Проведение прямой линии (1). Команда XLINE (ПРЯМАЯ).

Вычерчивание окружностей (2), (3), (4). Команда CIRCLE (КРУГ).

Выполнение сопряжений (5) и (6). Команда FILLET (СОПРЯГИ).

 

Первой вычерчивают прямую горизонтальную линию (1), соответствующую верхней из двух параллельных линий, отстоящих друг от друга на 50 мм (см. рис.1). Прежде установим текущим слой «построения».

Далее→ На панели Draw (Рисование) → выбираем кнопку→ кн. Construction Line (Прямая) → на запрос в командной строке Specify a point or [Hor/Ver/...]: (Укажите точку или [Гор/Вер/...]:) → отвечаем Н (Горизонтально) → на запрос Specify through point: (Через точку:) вводим значения координат (0,25) → (↓) на повторный запрос Specify through point: (Через точку:) завершаем команду нажатием клавиши → (↓) (<Enter>) или щелчком правой кнопкой мыши.

Окружности вычерчиваем с помощью команды CIRCLE (КРУГ), используя различные способы (режимы) ее рисования.

 

Рис.17.

 

Строим окружность (2). → На панели Draw (Рисование) → нажимаем кн. Circle (Круг) → на запрос в командной строке Specify center point for circle: (Центр круга:) → вводим в командной строке значения координат центра (0,0) → (↓) → на запрос в командной строке Specify radius of circle or [Diameter]: 5 вводим значение диаметра 50 → (↓)

На экране появляется окружность с центром в точке (0,0) и диаметром 100 мм.

Строим окружность (3). → На панели Draw (Рисование) → нажимаем кн. Circle (Круг) → на запрос в командной строке Specify center point for circle: (Центр круга:) → вводим значения координат центра (50,0) → (↓)→на подсказку Specify radius of circle or [Diameter] <50.0>: →вводим значение → 120→ (↓).

Сохраним на всякий случай чертеж под именем Contur (Контур).

 

Режимы объектных привязок

При вычерчивании окружности (4) см. рис.16, соответствующей на чертеже дуге окружности с радиусом 15 мм, необходимо использовать режимы объектных привязок. Режимы объектных привязок работают только во время диалога с какой-либо командой при запросе о вводе точки. После задания режима объектной привязки курсором указывают на объект. На месте характерной точки возникнет маркер «типа привязки» и всплывет подсказка с названием привязки.

Различают разовые и постоянные режимы объектных привязок. Для разовых режимов привязок нужно загрузить ПИ Object Snap (Объектная привязка), (рис. 18), которую открывают с помощью щелчка правой кнопки мышки на любой кнопке любой ПИ и выбора Object Snap (Объектная привязка).

Постоянный режим объектной привязки удобен при выполнении пос­троений с часто применяемыми привязками. Устанавливают постоянный режим с помощью команды OSNAP (ПРИВЯЖИ). Для работы с командой выполняют: ВМ Tools (Сервис) → Drafting Settings... (Режимы рисования...) …

Или нажать правой кнопкой мышки в строке состояния на кнопке OSNAP (ПРИВЯЗКА), и затем выбрать настройки Settings... (Настройка...) (см. рис.19). Затем щелчком мыши в полях выбора (белые квадратики) включают необходимые режимы, устанавливая на кнопках флажки-галочки.

Командными кнопками Select All (Выбрать все) и Clear All (Очистить все) назначают или отменяют все режимы привязок.

 

Рис.18.

 

Форма маркера привязки показана слева от полей выбора типов привязок. Щелчком на кнопке ОК завершают диалог.

Рис.19.

Помните, что постоянные привязки приоритетны и часто могут ме­шать вводу других координат. Поэтому существует способ временного их отключения (без отмены) с помощью клавиши <F3> или щелчка мыши в строке состояния на кнопке OSNAP (ПРИВЯЗКА).

Несколько альтернативных привязок могут мешать и друг другу, для выбора нужной привязки можно воспользоваться помощью неоднократного нажатия клавиши <Таb> до появления подсказки или маркера с нужной привязкой.

Теперь строим окружность (4) по центру и радиусу. Из рис. 1 видно, что центр окружности удален от точки центра окружности (3) с координатами (50,0) на расстояние 105 мм под углом 30 градусов. Для ввода этой точки используем объектную привязку From (Смещение) панели ПИ Object Snap . После ввода команды Circle (Круг) на запрос в командной строке Specify center point for circle...: (Центр круга...:) → нажимаем вторую кнопку «Snap From» на панели «Object Snap» (рис.18) →на подсказку _from Base point: →50,0 → (↓) →на подсказку <Offset>:→ @105<30 → (↓)) → на подсказку Specify radius of circle or [Diameter] <120.0>: → вводим 15 → (↓).

Элементы сопряжения (5) и (6) построений выполняют с помощью команды FILLET (СОПРЯГИ) на панели Modify (Редактирование) → кн. Fillet (Сопряжение) →на запрос в командной строке Select first object or [.../Radius/...]: (Выберите первый объект или [.../ради­ус/...]:) из КтМ области построений выбираем функцию Radius (радиус) →на запрос в командной строке Specify fillet radius: (Радиус сопряжения:) → вводим значение, равное 10 мм →10 → (↓)→ на повторный запрос в командной строке Select first object...: (Выберите первый объект...:) щелкаем курсором мыши (при этом курсор будет иметь форму квадрата) на окружности (4) → на запрос в командной строке Select second object: (Выберите второй объект:) щелкаем курсором мыши на прямой (1). Оба объекта (рис. 20) сопрягаются дугой окружности с радиусом 10 мм.

Повторяем аналогичные шаги для сопряжения окружности (2) и прямой (1). Значение радиуса не задаем, так как прежнее его значение хранится в памяти.

Этим завершается этап вспомогательных построений на чертеже.

Сохраняем чертеж под тем же именем Contur (Контур).

Рис.20.

Построение контура

Построение контура осуществляется в слое CONTUR (КОНТУР), для этого устанавливаем слой «контур» текущим.

Обводку полуконтура (1) (см. рис. 17) осуществляем с помощью команды PLINE (ПЛИНИЯ). Эта команда позволяет вычерчивать составную линию, состоящую из непрерывной последовательности прямолинейных и дуговых элементов. Такая линия рассматривается системой AutoCAD как единый объект. Линия, вычерченная с помощью этой команды, поддается редактированию, можно добавлять, удалять, сглаживать вершины ломаной линии дугами или сплайнами и т. п. В этой команде мно­го режимов, в каждый конкретный момент их вызывают с помощью нажатия правой кнопки мыши при обводке изображения контура.

Составную линию проводят непрерывно от точки к точке. Этими точками на изображении контура фигуры могут быть характерные точки построенных объектов. Это концы отрезков и дуг, общие точки нескольких геометрических элементов (точки пересечения), центры дуг и окружностей, квадрантные точки окружностей и т. д. В ряде случаев координаты этих точек неизвестны. Тогда их вводят с помощью режимов объектной привязки, при этом используют постоянные привязки. Для нас это будут: Intersection (Пересечение) — общие точки нескольких геометрических элементов (маркер в форме крестика); Center (Центр) — центры дуг и окружностей (маркер в форме кружка); Quadrant (Квадрантная) — четыре точки на квадрантных направлениях окружности (маркер в форме ромба). Поэтому вначале задаем эти режимы (см рис.19).

Начинать обводку фигуры следует из точки с координатами (170,0) на окружности (3) см. рис.16. Это вызвано требованием к обеспечению положительного направления обводки дуг окружностей против часовой стрелки. Итак меняем слой – текущий слой «контур». Устанавливаем постоянные привязки. → ВМ Draw (Рисование) → Polyline (Полилиния) … и т. д.

→ Или на панели рисования Draw (Рисование) нажать на кн. Polyline (Полилиния) → на запрос в командной строке Specify start point: (Начальная точка:) указываем курсором мыши на правую часть окружности (3) ( см. рис.16) и при появлении маркера привязки в форме ромба и всплывающей подсказки Quadrant (Квадрант) (см. рис. 17) щелчком мыши вводим эту точку→на запрос в командной строке Specify next point or [Arc/Close/...]: (Следующая точка или [Дуга/...]:) → жмем правую кнопку мышки и из контекстного меню выбираем режим Arc (Дуга) (переход в режим построения дуг) → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc or [.../Center/.../Line/...]: (Конечная точка дуги или [.../Центр/.../Линейный/...]:) → вызывают КтМ , выбираем из него режим Center (Центр) → на запрос в командной строке Specify center point of arc: (Центр дуги:) указываем курсором мыши на окружность (3) из рис. 16 и при появлении маркера привязки в форме ромба с помощью неоднократного нажатия клавиши <Таb>пролистываем привязки до появления маркера в форме круга в центре окружности (3) и всплывающей подсказки Center (Центр), затем щелчком мыши вводим эту точку → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc...: (Конечная точка дуги...:) указываем курсором мыши на точку касания окружностей (3) и (4) из рис. 16, при появлении маркера в форме крестика и всплывающей подсказки Intersection (Пересечение) (см. рис.17) щелчком мыши вводим эту точку → аналогично вводим точку касания окружности (4) и сопрягающей дуги (5) и точку касания этой дуги с прямой (1) (маркер в форме крестика или ромба) → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc or [.../Center/Close/.../Line/...]: (Конечная точка дуги или [.../Центр/Замкнуть/.../Линейный/...]: вызываем КтМ , выбираем из него режим Line (Линейный) (переход в режим построения прямолинейных отрезков ) → на запрос в командной строке Specify next point...: (Следующая точка...:) указываем курсором мыши на точку касания прямой (1) и дуги (6) из рис. 16 и при появлении маркера привязки в форме крестика или ромба щелчком мыши вводим эту точку → на запрос в командной строке Specify next point or [Arc/Close/...]: (Следующая точка или [Дуга/Замкнуть/...]:) вызываем КтМ , выбираем из него режим Arc (Дуга) (переход в режим построения дуг) → на запрос в командной строке Specify next point or [Arc/Close/...]: (Следующая точка или [Дуга/Замкнуть/...]:) вызываем КтМ , выбираем из него режим Arc (Дуга) (переход в режим построения дуг) → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc...: (Конечная точка дуги...:) указываем курсором мыши на точку касания дуги (6) и окружности (2) из рис. 16, при появлении маркера в форме крестика щелчком мыши вво­дим эту точку → на запрос в командной строке Specify endpoint of arc...: (Конечная точка дуги...:) указываем курсором мыши на левую часть окружности (2) из рис.16 и при появлении маркера привязки в форме ромба щелчком мыши вводим эту точку →так как построение полуконтура закончено, вызываем КтМ и выбираем из него режим Enter (Ввод) или нажимаем клавишу <Enter> для завершения команды POLYLINE (ПОЛИЛИНИЯ). При построениях можно пользоваться увеличением области построения.

Для последующих построений контура уже не нужны вспомогательные геометрические построения, поэтому слой «построения» отключаем (или замораживаем).

Текущим по-прежнему является слой «контур».

Окружность (2) (рис. 17) строят командой CIRCLE (КРУГ)по центру в точке (0,40)и диаметру, равному 10 мм.

Элемент «звездочка» (см. рис.17) на контуре можно представить как результат пересечения двух квадратов со сторонами, равными 36 мм, повернутых относительно друг друга на 45 градусов. Построение квадрата (3) (см. рис. 17) осуществляется с помощью правильного многоугольника (четырехугольника).

Построение многоугольника осуществляют командой POLYGON (МНОГОУГОЛЬНИК) панели рисования Draw (Рисование), → кн. Polygon (Многоугольник) →на запрос в командной строке Enter number of sides<4>: (Число сторон<4>:) → 4→нажатием клавиши <Enter > или щелчком правой кнопки мыши на области построений подтверждаем предложенное по умолчанию в угловых скобках значение 4 → на запрос в командной строке Specify center of polygon...: (Укажите центр многоугольника...:) вводим координаты (0,0) (↓)→на запрос в командной строке Enter an option [.../ Circumscribed about circle]: (Задайте опцию размещения [.../Описанный вокруг окружности]:) вводим из КтМ области построений функцию Circumscribed about circle (Описанный вокруг окружности) →C(↓)→на запрос в командной строке Specify radius of circle: (Радиус окружности:) → вводим значение 18(↓) (половина стороны квадрата). Команда завершается построением квадрата.

Построение шестиугольника (4) на рис. 17, с шириной, равной 13 мм, осуществляем аналогично построению квадрата. Число сторон задаем равным 6, центр выбираем в точке с координатами (65,10), а радиус впи­санной окружности задаем равным 6,5 мм, половине ширины фигуры.

Эллипс (5) (см. рис. 17) строим с помощью команды ELLIPSE (ЭЛЛИПС) по значениям центра и полуосям. → На панели рисования Draw (Рисование) → находим кнопку Эллипс → кн. Ellipse (Эллипс)— КтМ Center (Центр) → на запрос в командной строке Specify center of ellipse: (Центр эллипса:) →вводим координаты (150,0) → (↓)→ на запрос в командной строке Specify endpoint of axis: (Конечная точка оси:) → вводим точку на расстоянии длины малой полуоси эллипса с относительными полярными координатами→ (@10<0) → (↓)→ на запрос в командной строке Specify distance to other axis...: (Длина другой оси...:) → вводим точку на расстоянии длины большой полуоси эллипса с относительными полярными координатами → (@20<90) → (↓).

 

Редактирование контура

Вторую половину внешнего контура (1) (рис. 21) получают зеркальным копированием построенной верхней его половины с помощью команды MIRROR (ЗЕРКАЛО). Для этого вызывают команду MIRROR (ЗЕРКАЛО) с помощью кн. Mirror (Зеркало) на панели редактирования Modify (Редактирование). → На запрос в командной строке Select objects: (Выберем объекты:) щелкаем курсором мыши на верхней половине

Рис.21.

контура→ на повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) для завершения выбора нажимаем клавишу <Enter>

→ На запрос в командной строке Specify first point of mirror line: (Первая точка оси отражения:) включаем ранее отключенную постоянную объектную привязку и вводим левую квадрантную точку на дуге→ на запрос в командной строке Specify second point of mirror line: (Вторая точка оси отражения:) → вводим правую квадрантную точку на дуге→ на запрос в командной строке Delete source objects? [Yes/No] → <N>: (Удалить исходные объекты? [Да/Нет]<Н>:) → для подтверждения предложенного по умолчанию режима No (Нет) нажимают клавишу (↓) <Enter> или из КтМ выбираем функцию <Enter>.

Временно отключаем постоянную объектную привязку.

Для построения элемента «звездочка» (см. рис. 17) вначале копируем квадрат (3) сам на себя с помощью команды COPY (КОПИРУЙ) панели редактирования и получаем копию квадрата (3), совмещенную с оригиналом. Для этого выполняют: команду Сору (Копировать): можно использовать ПИ Modify (Редактирование) → кн. Copy Object (Копировать) →

ВМ Modify (Редактирование) —

Рис.22.

 

→ на запрос в командной строке Select objects: (Выбе­рите объекты:) щелкаем курсором мыши на квадрате → на повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) для завершения выбора на­жимаем клавишу <Enter> или щелкаем правой кнопкой мыши → на запрос в командной строке Specify base point or displacement: (Базовая точка или перемещение:) вводим координату любой точки, например (0,0) →на запрос в командной строке Specify second point or displacement or <use first point as displacements (Вторая точка перемещения или < считать перемещением первую точку>:) вводим координаты (0,0) той же точки.

 

Рис.23.

 

Затем поворачиваем копию квадрата (2) на 45 градусов вокруг точки начала координат (0,0) и получаем фигуру (3) (рис. 21). Для этого используем команду ROTATE (ПОВЕРНИ) , выполнив: → Панель редактирования Modify (Редактирование) → кн. Rotate (Повернуть) → на запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) щелкаем курсором мыши на квадрате → на повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) → для завершения выбора нажимаем клавишу <Enter> → на запрос в командной строке Specify base point: (Базовая точка:) → повторно вводим начало координат → (0,0) → (↓) →на запрос в командной строке Specify rotation angle...: (Угол поворота...:) → вводим значение 45→ (↓).→

 

Рис.24.

 

→ Внутренние линии (4) элемента «звездочка» удаляют с помощью команды ТРИМ (ОБРЕЖЬ). На панели редактирования Modify (Редактирование) →нажимаем кн. Trim (Обрезать) →на запрос в командной строке Select cutting edges… Select objects: (Выберите режущие кромки… Выберите объекты:) → щелкаем по очереди курсором мыши на обоих квадратах, выбирая их в качестве секущих сторон, и завершаем выбор нажатием клавиши (↓)<Enter>→ на запрос в командной строке Select objects to trim…: (Выберите обрезаемый… объект…:) → щелкаем по очереди курсором мыши внутри контура «звездочка» на восьми удаляемых отрезках сторон квадратов, отрезки сразу исчезают → после завершения удаления восьми отрезков сторон квадратов на повторный запрос в командной строке Select objects to trim…: (Выберите обрезаемый… объект…:) → нажимаем клавишу (↓) <Enter>.

Далее шестиугольник (4) на рис.17 нужно расположить вершиной вверх с помощью поворота вокруг его геометрического центра с ко­ординатами (65,10) на угол 90 градусов. Для этого используем команду ROTATE (ПОВЕРНИ), описанную выше.

Окружность (2) из рис. 17 и этот повернутый шестиугольник размножаем с помощью команды ARRAY (МАССИВ). Эта команда создает несколько копий выбранных объектов, расположенных по кругу (круговой массив) или в нескольких горизонтальных или вертикальных рядах (прямоугольный массив).

Размножение элементов окружности (2) рис.17 осуществляется по кругу в режиме Polar Array (Круговой массив). Для этого нажимаем кнопку → кн. Array… (Массив…) на панели Modify (Редактирование) → в ДО Array (Массив) щелкаем на кнопке выбора Polar Array (Круговой массив) → и задаем все, как на рис.25: → в полях ввода Center point: X: и Y: (Центр:

Рис.25.

X: и Y:) → вводим значения координат точки, относительно которой образуется массив. → В нашем случае это значения 0 и 0. → 0,0 (↓)→ в области Metod & Values (Способ и значения) в списке Metod: (Способ построения:) выбираем один из трех вариантов, а именно: → число элементов и угол, заполняемый элементами→ в поле ввода Total number of items: (Число элементов:)вводим значение 6→в поле ввода Angle to fill: (Угол заполнения:) оставляем предложенное по умолчанию значение <360>→в поле выбора Rotate items as copied (Поворачивать элементы массива) оставляем флажок-галочку, так как для крута это не имеет значения → щелчком на кнопке Select objects (Выбор объектов) временно закрываем ДО.→ На запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) щелкаем курсором мыши на окружности (2) из рис. 17 (стрелка 4 на рис.25). ВНИМАНИЕ! Перед дальнейшим действием следует отключить режим постоянных объектных привязок, так как иначе возможно неправильное определение точки центра массива. → На повторный запрос в командной строке Select objects: (Выберите объекты:) →для завершения выбора нажимают клавишу(↓) <Enter> → После этого ДО снова автоматически открывается → для завершения команды щелкаем на кнопке ОК.

В результате выполнения команды на экране отображаются шесть окружностей.

Из шестиугольника (5) на рис. 21 сформируем прямоугольный массив, состоящий из двух строк и трех столбцов (см. рис.26). При этом размножа­емый объект чертежа располагается в левом верхнем углу создаваемого массива.

Операцию размножения опять выполняем с использованием команды ARRAY (МАССИВ): → в ДО Array (Массив) щелкаем на кнопке выбора Rectangular Array (Прямоугольный массив), рис.26 стрелка1 → в поле ввода Rows: (Рядов:) вводим значение 2→ в поле ввода Columns: (Столбцов:) вводим значение 3 → в области Offset distance and direction (Расстояния и направление) в поле ввода Row offset: (Между рядами:) вводим отрицательное значение→ -20 для формирования массива вниз →в поле ввода Columns offset: (Между столбцами:) вводим положительное значение 25 для формирования массива вправо →в поле ввода Angle of array: (Угол поворота:) оставляем предложенное по умолчанию значение 0 → выбор объекта и завершение команды осуществляем так же, как при создании кругового массива (см. стрелку 3 на рис.26).

 

Рис.29.

В результате выполнения команды на экране отображаются шесть шестиугольников.

Контур построен. Для отображения реальных толщин линий включим режим LWT (ВЕС). (рис.27).

 

Рис.27.

Нанесение осевых линий

Для нанесения осевых линий согласно ГОСТ 2.303 — 68 используют штрихпунктирную линию (в обозначениях AutoCAD тип этой линии — Center (Осевая)). Такую линию можно выполнить с помощью любой команды рисования AutoCAD, например LINE, CIRCLE и др., если перед ее исполнением назначен данный тип линии. Тип линии назначают либо с помощью команды LINETYPE (ТИПЛИН), либо в отдельном слое с помощью команды LAYERS (СЛОИ). Рекомендуется обычно послойное определение типа линии. Для этого ранее нами был создан слой с именем «осевые» с типом линии CENTER2 (ОСЕВАЯ2).

Последовательность дальнейших построений проиллюстрирована на рис. 28. Вначале устанавливаем слой «осевые» текущим. Затем с помощью команды CIRCLE (КРУГ) проводим линию (1) для центров окружностей. Удобно при построении использовать постоянную объектную привязку Center (Центр). С ее помощью вводим точку центра круга, указав на начало координат (это центр левой дуги внешнего контура). Значение радиуса вводим как расстояние между предыдущей точкой и центром любой из шести окружностей Прямолинейные осевые линии проводим с помощью команды LINE (ОТРЕЗОК) в соответствии с чертежом.

 

Рис.28.

 

ВНИМАНИЕ! Продление осевых линий за пределы контуров мы выполним с помощью редактирования позже (см. ниже по тексту).

К ранее установленным постоянным привязкам добавим еще привязку Midpoint (Середина) — точка середины незамкнутого элемента (маркер в форме треугольника).

Осевую линию (2) строят между квадрантными точками крайних правой и левой дуг контура.

Осевые линии (3) для верхней малой окружности и (6) для эллипса строят так же между квадрантными точками объектов.

Осевую линию (4) левую вертикальную для шестиугольников строят между их вершинами, к которым привязываются как к точкам пересечения.

Осевую линию (5) верхнюю горизонтальную для шестиугольников строят между серединами сторон шестиугольников (маркер привязки в форме треугольника).

Осевую линию (7) для дуги контура с радиусом 15 мм, наклоненную под углом 30 градусов построим с использованием разовой объектной привязки From (Смещение).

Этот способ основан на использовании разовой объектной привязки From (Смещение). → После ввода команды Line (Отрезок): → на запрос в командной строке from Base point: (Ба­зовая точка:) →нажимаем на вторую кнопку панели «Object Snap» → на подсказку «line Specify first point: _from Base point:» → вводим координаты точки (50,0) → (↓)→ на запрос в командной строке <Offset> (<Смещение>)→ вводим значение относительной координаты левой точки осевой линии (7), равное @90<30 (расстояние получают как разность значений радиусов 105 мм и 15 мм) → <Offset>:→@90<30→ (↓)→ на запрос в командной строке Specify next point...: (Следующая точка...:)→ вводим приращения координат относительно текущих координат правой точки осевой линии (7), равные @30<30 → Specify next point or [Undo]: → @30<30(↓).

Часть дугообразной осевой линии (8)(см. рис.28) строят с помощью команды ARC (ДУГА) в режиме: начальная точка, центр и конечная точка.

 

Рис.29.

Для построения выполняем: ВМ Draw (Рисование) → Arc (Дуга) → КМ Start, Center, End (Начало, Центр, Конец) → на запрос в командной строке Specify start point for arc...: (Начальная точка дуги...:) сначала включаем режим постоянных объектных привязок, затем указываем курсором на верхнюю дугу контура, → а затем подводим курсор к точке предполагаемого центра этой дуги до появления маркера объектной привязки Center (Центр) и щелчком мыши вводим эту точку в качестве начала дуги → на запрос в командной строке Specify center of arc: (Определите центр дуги:), указываем курсором на правую дугу контура, пролистываем привязки с помощью неоднократного нажатия клавиши <Таb> до появления маркера объектной привязки Center (Центр) и щелчком мыши вводим эту точку в качестве центра дуги → на запрос в командной строке Specify end point for arc...: (Конечная точка дуги...:) → указываем курсором на верхнюю дугу контура в районе ее пересечения с осевой линией до появления маркера объектной привязки Nearest (Ближайшая) и щелчком мыши вводим эту точку в качестве конца дуги. После использования режима объектной трассировки его отключаем.

Рис. 30.

Редактирование осевых линий

Остальные осевые линии получают из построенных с помощью команд редактирования. Рассмотрим три этапа редактирования осевых линии.

Удлинение осевых линий

Построенные осевые линии проведены от линий контуров изображений. Они должны выступать за контуры на 3...5 мм.

Продление осевых линий за пределы контуров изображений осуществляем с помощью функции Lengthen (Увеличить) в режиме Delta (Дельта) (рис. 31).

Рис.31.

Предварительно временно отключим постоянные объектные привязки. Затем выполним следующие действия: → ᶆ Modify (Редактирование) → выбираем Lengthen (Увеличить) → на запрос в командной строке Select an object or [Delta/.../Dynamic]: (Выберите объект или [Дельта/.../ Динамика]:) → из КтМ области построений выбираем режим Delta (Дельта) →на запрос в командной строке Enter delta length...: (Приращение длины...:) → вводим значение 3(↓)→ на запрос в командной строке Select an object to change or [Undo]: (Выберите объект для изменения или [Отменить]:) → щелкаем курсором по очереди на концах всех осевых линий, кроме нижнего конца дугообразной осевой (2) на рис. 31, они удлиняются на 3 мм, выступая за контуры изображений. Режим Undo (Отменить) позволяет восстановить прежнее значение → на последний запрос в командной строке Select аn object to change...: (Выберите объект для изменения...:) для завершения функции → нажимаем клавишу <Enter> или из КтМ области построений выбираем режим Enter (Ввод).

Нижний конец дугообразной осевой линии (2) на рис.31 продлеваем с помощью этой же функции в режиме Dynamic (Динамика). На запрос в командной строке Select an object or [Delta/.../Dynamic]: (Выбери те объектили [Дельта /.../Динамика]:) из КтМ области построений вводим режим Dynamic (Динамика) → на запрос в командной строке Select an object to change...: (Выберите объект для изменения...:) → щелкаем курсором на нижнем конце дугообразной осевой линии (2) (см. рис. 31) → на запрос в командной строке Specify new end point: (Новая конечная точка:) вручную удлиняем ее вниз, не доводя до изображений эллипса и его оси, и щелкаем курсором → на повторный запрос в командной строке Select ап object to change...: (Выберите объект для изменения...:) → для завершения функции нажимаем клавишу <Enter> или из КтМ области построений выбираем режим Enter (Ввод).

Сохраним для порядка чертеж под тем же именем Contur (Контур).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.