Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура публичного выступления





В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление– это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в истории культуры, ее место в культурологическом знании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная частьречи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логическим требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада:

• выход за пределы рассматриваемой темы;

• отсутствие четкого плана изложения материала;

• излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается);

• перескакивание с одного вопроса на другой.

Заключениедолжно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.

Тематика рефератов

1. Культурология как общая теория культуры.

2. Основные направления в культурологии ХХ века.



3. История становления культурологии.

4. Ценности: классификация и проблема эволюции.

5. Миф как явление культуры.

6. Религия, искусство, наука как феномены культуры.

7. Культура как деятельность.

8. Концепция культуры З.Фрейда.

9. Структурная антропология К. Леви-Стросса

10. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

11. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж.Руссо.

12. Концепция истории культуры О.Шпенглера.

13. Теория культуры и культурных типов П.Сорокина.

14. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.

15. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева

16. Восток-Запад: противостояние или диалог культур.

17. Техногенный кризис современного общества: проблемы и последствия

18. Культура и личность.

19. Синкретический характер первобытной культуры.

20. Методы и формы образования и воспитания в восточных культурах.

21. Нравы и обычаи древней Греции.

22. Ораторское искусство в Риме.

23. Исламский культ: элементы и смысл.

24. Мистицизм в исламе.

25. Аль-Фараби о путях к истине.

26. Картина мира в культуре Возрождения.

27. Идеалы и достижения культуры Возрождения.

28. Значение научных открытий в эпоху Нового времени.

29. Литература и искусство российского Золотого века.

30. Реализм и модернизм: судьба двух методов отражения мира.

31. Искусство и мифология саков.

32. Верования древних тюрков.

33. Великий Шелковый путь и средневековая культура.

34. Литературные наследия «Золотой Орды».

35. «Жети жаргы» Тауке хана и их роль в жизни казахов.

36. Ораторское искусство казахских биев.

37. Творчество казахских акынов и жырау.

38. Роль и значение творчества Абая в казахской культуре.

39. Музыкальная культура казахов в ХIХ в.

40. Мистические искания А.Яссави.

41. Обряды, традиции и верования казахов.

42. Язык и этническая культура.

43. Роль казахской интеллигенции в развитии культуры.

44. Шакарим – поэт и мыслитель.

45. А.Байтурсынов и развитие языковой культуры казахов.

46. Гуманизм как абсолютная ценность культуры.

47. Деэстетизация искусства как кризис современной культуры.

48. Будущее человечества как социокультурная проблема.

49. Этно-социальные особенности художественных промыслов и ремесел.

50. Фольклор, праздники и обряды народов Казахстана.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. С какими дисциплинами связана культурология?

2. Охарактеризуйте предмет культурологии?

3. В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру?

4. Как вы объясните то, что в культурологии существуют различные теоретические подходы, направления и школы?

5. Назовите известные вам теоретические направления, подходы и школы в культурологии.

6. В чем, на ваш взгляд, актуальность культурологического знания?

7. Каково место культурологического знания в современном мире?

8. Каковы истоки культурологического знания?

9. В чем смысл профессиональной культуры?

10. Что такое социальная компетентность?

11. Что может выступать в качестве оснований для типологии культуры?

12. Что такое типология культуры?

13. Что является основанием для типологии культуры в концепции О. Шпенглера? Какие культурно-исторические типы выделяет О. Шпенглер?

14. Что лежит в основе концепции локальных цивилизаций А. Тойнби?

15. Какие современные цивилизации выделяет А. Тойнби?

16. Какие основания для типологии культуры выдвигаются в концепции Н.Я. Данилевского?

17. Каковы культурно-исторические типы, описанные Н.Я. Данилевским?

18. Охарактеризуйте типы мышления, присущие восточному и западному типам культуры.

19. Какие периоды мировой истории выделяет К. Ясперс? Что имел он в виду, говоря о двух дыханиях в историко-культурном процессе?

20. Что лежит в основе типологии культуры П. Сорокина?

21. Что собой представляет мир человека?

22. Что делает человека личностью?

23. Что собой представляет мир культуры индивида?

24. Какие типы отношений индивида с другими людьми вы можете назвать? Охарактеризуйте их как меру культурности.

25. Что такое культура личности как самосознание?

26. Как соотносятся мир культуры индивида и окружающий мир?

27. Каковы особенности формирования и существования мира культуры индивида?

28. Что такое мир ценностей личности?

29. Что представляет собой ядро ценностей индивида и какую роль оно играет в культурном развитии человека?

30. Охарактеризуйте творчество как критерий культурного потенциала личности.

31. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?

32. В чем заключена проблема отношений религии и науки в истории культуры?

33. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением и возрастанием научного знания.

34. Чем объяснить тот факт, что многие ученые. В том числе в области естественных наук, продолжают оставаться верующими людьми?

35. Почему и как связан феномен религии с экономическим устройством государства?

36. Дайте характеристику синкретизма, тотемизма, других архаических религиозных верований.

37. Каковы этапы становления научной картины мира?

38. Каким образом техногенная структура общества влияет на соотношение религиозных и научных представлений о мире?

39. Проведите сравнительный анализ ценностных систем религии и науки

40. Какова проблема соотношения религии и науки в истории культуры?

41. Что такое техника? Какова ее природа и истоки?

42. Каковы фундаментальные черты техники как материального феномена? Как социального? Как культурного явления?

43. В чем проявляется социокультурная обусловленность развития техники?

44. Как связана техника с другими феноменами культуры (наукой, искусством, моралью, политикой и т.д.).

45. Каковы формы и пределы воздействия техники на человеческое бытие?

46. Почему в ХХ столетии взаимоотношение естественной и искусственной технической среды превратилось в глобальную проблему? Каковы новые проблемы и ситуации в культуре ХХ рубежа ХХ1 века порождает современная техника?

47. Техника и наука: эволюция взаимоотношений.

48. Техника и искусство.

49. Техника и личность.

50. Техногенная цивилизация: есть ли будущее?

51. Миф как способ освоения мира.

52. Особенности синкретического сознания античности.

53. Особенности религиозного мировоззрения средневековья.

54. Исходные мировоззренческие установки Нового времени

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Основные проблемы современной молодежной культуры

2. Традиционная народная культура прошлого (культурное наследие или актуальный, культуротворческий компонент)

3. Массовая культура как социальный заказ

4. Искусство как форма протеста

5. Internet: изменение стиля мышления и образа жизни

6. Антигуманизм, тема ужаса, культ повседневности как выражение кризиса современной культуры

7. Интеллектуальный и духовный потенциал человека будущего

8. Деструктивные процессы в системе образования

9. Субкультурные объединения современной молодежи

10. Молодежная интернетзависимость в виртуальных мирах: ддуховно-религиозный аспект

11. . "Электронная зависимость" современной молодежи: культурный взлет или духовный упадок?

12. Современные межцивилизационные противоречия

13. Художник и рынок: проблема выживания

14. Антигуманизм, тема ужаса, культ повседневности как выражение кризиса современной культуры

15. Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.) (культ секса. психотропных препаратов, использование современных достижений науки и техники для вхождение в состояние транса)

ТЕМЫ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Возникновение мифологии и искусства Виды искусства.

2. Верования в культуре первобытных людей и их мировоззренческая ценность.

10. Проблемы множества культур и их языка. Культура и ее критерий

11. Феномен культурного человека.

17. Человек и природа. Экологическая культура Экологические проблемы как выражение кризиса в системе: природа- цивилизация - культура

18. Человек и животный мир. Отношение к животным как проблема культуры.

19. Культурный универсализм или культурный релятивизм: Слияние или разбегание культур? Дилемма: «Восток-Запад».

23. Понимание красоты в различных эпохах и культурах. Идеал и критерий красоты. Любовь. Счастье.

24. Культура древнего Египта. Ее символы и достижения.

25. Идея бессмертия в древнеегипетской культуре. «Книга мертвых».

27. Культура общения. Знакомство. Друзья.

28. Разнообразие и самобытность культуры древней Индии. Личность Будды. Буддизм. «Веды», «Сутры», «Упанишады».

29. Китай страна церемоний и ритуалов. Достижений и ценности китайской культуры. Лао-изы (Конфуций).

30. Характер и мера античной культуры. Мифология, искусство и философия Древней Греции.

31. Художественная культура античного мира: Гомер, Гесиод, Архилох, Софокл, Аристофан.

32. Античная культура и её мыслители: Фалес, Сократ, Пифагор, Платон, Аристотель. Античное образование.

33. Культура Древнего Рима, Власть, право, «экономика» в культурном измерении Древнего Рима.

34. Быт и нравы античного Рима. Разложение и упадок древнеримской цивилизации.

35. Эллинизм как межкультурный феномен Европы и Азии.

36. Культура древней Японии. Природа в культурном пространстве японцев.

37. Древнеамериканские цивилизации: Ацтеки. Майя. Инки.

38. Человек коммуникация в культурах народов Африки. Проблема личной и социальной идентичности человека в африканских культурах.

39. Культура европейского средневековья. Место христианства в европейской средневековой культуре. Личность Иисуса Христа. «Библия» как историко-культурная ценность.

41. Истоки и смысл исламской культуры. Пророк Мухаммед. «Коран» и ее каноны.

42. Наука и художественная культура исламского Средневековья.

43. Гуманизм как кредо культуры Возрождения.

44. Художественная культура Возрождения. Титаны возрождения: Рафаэль, да Винчи, Микианджело, Тициан.

45. Культура России. Достижения и памятники русской культуры.

46. Русская художественная культура. (А.Пушкин, А.Чехов, И.Тургенев, Л.Толстой, Ф.Достаевский).

47. Демократизм и достижения советской культуры. Причины кризиса советской культуры.

48. Древняя культура кaзaxoв: мировоззрение и мировосприятие в условиях географии обитание человека.

49. Этнокультурные процессы на территории Казахстана.

50. Нравы, обычаи, традиции и мораль казахов.

51. Средневековая культура казахов: преемственность и понимание тюркских традиций в культуре казахов.

52. Система казахских этнических ценностей. Религия казахов.

53. Казахский эпос. Феномен казахских акынов.

54. Народные ремесла и народные знания казахов. Казахское просвещение: Абай, Алтынсарин, Валиханов.

55. Аль-Фараби и судьба его духовного наследия.

57. Культура Казахстана в пространстве субкультур. Культурное влияние России и его противоречия.

58. Советская культура в Казахстане: достижения и потери.

59. Проблема возрождения и развития национальной культуры. Программа «Казахстан-2030».

62. Особенности эволюции культуры Нового времени. Романтизм. Классицизм.

63. Просвещение, его мыслители, идеи и ценности.

64. Кризис сознания и изменения в европейской культуре XIX века: И.Кант, В.Гегель, С.Кьеркегор, К.Маркс, Ф.Ницше.

66. Авангард стилевое своеобразие и основные течения,

67. Модернизм в культуре XX в.: Разнообразие форм и стилей.

68. Формирование постиндустриальной культуры и её последствия для судьбы общества.

69. Массовая культура: истоки, смысл и стратегия. География массовой культуры.

70. Молодежная субкультура и паракультура а системе культуры. Культура и контркультура. Культура и антикультура.

72. Постмодернизм как явление современной культуры,

73. Человек в культуре XX века Отчуждение как культурологическая проблема современного общества.

74. Мистика и мифилогизм как явление современной культуры.

75. Культура и женщина. Семья, любовь и счастье как культурная повседневность. Женское и мужское начала в культуре.

77. Культура и культы. Культ детей и культ стариков (проблемы герантологии)

78. Задачи и смысл современного образования. Роль учителя в культуре Востока,

81, Деятельность как способ развития культуры. Субъекты культуры.

82. Творчество как способ инкультурации.

83. Свобода и гуманизм как будущее культуры. Мегатенденции будущего. Синергетическая модель культуры. Культура как открытая система.

86. Культура и религия. Отличие и единство религиозного, научного и художественного взглядов на мир.

87. Профессиональная этика и культурный этикет.

5. Экзаменационные вопросы по дисциплине КУльтурология

1. Предмет культурологии.

2. Понятие культуры и ее функции.

3. Структура культуры.

4. Виды культуры. Материальная культура.

5. Духовная культура и ее компоненты.

6. Культура и личность.

7. Человек как основной объект изучения культурологии.

8. Культура и демократия, взаимосвязь и обусловленность их развития.

9. Продуктивное и репродуктивное потребление культурных ценностей.

10. Тенденция изменения культурных потребностей в постсоветском пространстве.

11. «Контркультура», «антикультура» и мифологизированные тексты.

12. Дикость, варварство, цивилизация.

13. Миф как способ ориентации первобытного человека в мире.

14. Тотем, табу и талион в первобытной культуре.

15. Древние религиозные верования (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

16. Цивилизация Шумер.

17. Культура древнего Египта.

18. Доарийская культура Древней Индии (Хараппа, Мохенджодаро).

19. Истоки и самосознание китайской культуры.

20. Конфуцианство и воспитание совершенномудрого человека.

21. Материальная и духовная культура Древнего Ирана.

22. Основные этапы античной культуры.

23. Мифология древней Греции.

24. Особенности средневековой культуры на Западе.

25. Подъем арабо-иранской культуры.

26. Особенности эпохи Возрождения в странах Европы.

27. Человек как субъект и объект культуры Ренессанса.

28. Живопись как определяющий элемент культуры Возрождения.

29. Особенности становления европейской культуры Нового времени.

30. Реформация,Просвещение и Романтизм как ступени самосознания западной культуры.

31. Особенности западной технической цивилизации.

32. Этика ненасилия как теоретическая основа гуманизма ХХ века.

33. Вестернизации как глобальное явление.

34. Массовая культура ХХ века.

35. Становление экранной культуры.

36. Основные этапы истории культуры Казахстана.

37. Номадизм как архетип казахской культуры.

38. «Звериный стиль» саков и проявление его в казахском орнаменте.

39. Религия и верования тюрков.

40. Культурологический анализ тенгрианства.

41. Роль ислама в духовной жизни тюркских народов.

42. Материальная культура казахских ханств.

43. Традиции, обычаи, обряды и нравы казахского народа.

44. Эпическая культура казахского народа.

45. Космологические представления кочевников.

46. Музыкальная культура казахского народа.

47. Маргинальность и манкуртизм светской культуры.

48. Культура Древнего Китая.

49. Тотемизм: понятие и функции.

50. Культура Древнего Египта.

51. Магия: понятие и функции.

52. Культура Древнего Китая.

53. Анимизм: понятие и функции.

54. Сущность, задачи культуры, ее традиции.

55. Культура Древней Индии.

56. Мифология, тотемизм, магия, фетишизм.

57. Культурология как общая теория культуры.

58. Европейская культура Нового времени.

59. Национальное в общечеловеческой культуре.

60. Истоки казахской культуры.

61. Культура Нового времени.

62. Функции культурологии.

63. Взаимодействие культур: общечеловеческая и национальная.

64. Современная культура.

65. Мифология как форма общественного сознания.

66. Учение Конфуция о «благородном муже».

67. Первобытная культура.

68. Культурология и ее роль в обществе.

69. Общая характеристика античной культуры.

70. Первобытная культура: ее особенности и проявления.

71. Миф как явление культуры.

72. Современные проблемы возрождения казахской духовной культуры.

73. Предпосылки возникновения культуры эпохи Возрождения.

74. Особенности античной культуры.

75. Основные понятия в культурологии.

76. Система ценностей средневековой культуры.

77. Человек в культуре 21 века.

78. Концепция культуры О. Шпенглера.

79. Первобытная культура.

80. Мировоззрение и мифология древних греков.

81. Культура и религия.

82. Культура эпохи Возрождения.

83. Особенности античной культуры.

84. Культура и религия.

85. Культура Древнего Египта.

86. Культ и культура.

87. Концепция культуры О. Шпенглера.

88. Культура Нового времени.

89. Миф как явление культуры.

90. Культура и нравственность.

Добавить тесты!!!!

Глоссарий

ангардизм (передовой отряд) — тенденция отрицания традиций эксперементального поиска новых форм.

аккультурация — (англ. от лат. образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого, это многообразие процессов ассимиляции и политической консолидации.

анимизм — (от лат. — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений, в существования; обязательный элемент всякой религии.

архаика — (от греч. arhatos- древний) - ранний этап развитии' искусства какого-либо стиля (обычно, с Х по VII вв до н. э )

архетип — ( греч.- начало + образ )- прообраз, по К.Свету первичная Н психологическая форма, образец бессознательной деятельности людей, служат питательной почвой творчески-продуктивного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

артефакт — (лат. — искусственно +сделанный) — процесс или, образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

базилика — (от греч. basilike) — здание вытянутой прямоугольной формы. Постепенно приобрел форму латинского креста.

буддизм — одна из трех мировых религий . Возник в Др.Индии в И— V в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. В центре буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.

барокко — (итал. – причудливый, странный) — художественный стиль XVI — XVIII вв; характеризуемый динамикой, экспрессией д драматизмом, мистическим ощущением пространства.

вера — особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события в предлагаемом поведении человека. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

гармония – (греч.) – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Осуществленную гармонию, направленную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

генезис – (греч.) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

готика — (от итал. gotico — готы ) — художественный стиль, в котором Х — XV вв. возник на основе народных традиций германцев, достижение ранней культуры и христианского мировоззрения.

гуманизм — (лат. — человеческий, человечный, образованный)— прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

герменевтика — (греч – истолковательное искусство) — традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. Следуя этой традиции герменевтика определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования «жизненного мира» (Э.Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных памятников.

динамика социокультурная - изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

диффузия культурная - распространение особенностей, свойств данной исторической культурой на другие культуры. детерминизм культурный - (лат. определять) - философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

знак - материальный предмет (явление, событие) выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

золотое сечение - («правило золотого деления» -геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее приятное визуальное впечатление. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную геометрическую основу искусства.

ислам - одна из мировых религий, возникшая в веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама является Мухаммад, которого по преданию Аллах избрал своим «посланником», – пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие - вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов, Не признает разделение духовных и светских функций, закрепляя неразделейность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

искусство - неотъемлемая составная часть культуры человечества, специфический способ освоения действительности человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества. Отличается полифункциональностью коммуникативную

средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное существование.

идеал - (греч.-идея, понятия, представления) - совершенство, совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

идеализация - отвлечения от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им признаков совершенства.

игра - форма свободного самовыражения человека, которая предлагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуациях, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й.Хейзинга)- егвееновываст сквоз пее-значение игры и развитии основных культурных

еетва, науки, философии, политики

иррационализм - (лат. – неразумный, бессознательный) -философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процессы разумного познания действительности.

идеальный тип - теоретическая конституция, абстрактная модель не имущая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схем «изучаемого объекта» Идеальная идиализация была предложена

инкультурация - процесс освоения человеком - членом конкретного общества - черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов поведения и мышления

инновация культурная - ( лат. - возобновлять, обновлять, изменять)'- впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности, и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

культурогенез - процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей . /-"

контркультура - (лат. - против) - направление развития современной культуры

канон - ( греч. норма, правило) - система правил норм, господствующих в искусстве какое -либо исторический период или в каком -либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

катарсис - ( греч. очищение ) - термин античной эстетики, служившей для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека- очищение через страдания и сострадания.

кич - (этимология слова имеет несколько версий )1. от нем. музыкального жаргона нач. XX в. - по смыслу «халтура»; 2. от нем. удешевлять; 3. от англ. - «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4. Специфическое явление относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффектными, деталями.

контекст - (лат. «согласование») - общий смысл социально - исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

креационизм - (лат. «создавать) - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

агйя - (греч. «волшебство, колдовство») - совокупность обрядов и гдеиствии, связанных с верой в возможность повлиять с помощью, воображаемых и сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия - одна из форм древней духовной культуры.

маргинальность - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них , в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. д.

ментальность - мироощущение, мировосприятие формирующиеся глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических поведенческих установок индивида или социальной группы. Ментальность формируется в недрах культуры под воздействием традиции, социальных институтов , среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

мимезис- (греч. «подражание») способ художественного творчества, выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Мимезис - основа натурализма в искусстве.

наука - сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний.

ноосфера - (греч. «ум, разум + шар») новое эволюционное достояние биосферы, при котором разумная деятельность человека / становится решающим фактором развития человека и и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления.

прогресс - (лат. «движение вперед») - переход от низшего, менее "Свершенного уровня к более высокому.

профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески - созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций - конкретно -технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетенции.

рационализм - (лат. «разумный») философское направление признающее разум основой познания и поведения людей.

символ-(греч.) 1. условный, вещественный, опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2. предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого - либо образа, понятия, идеи; 3. художественный образ, воплощающий какую - либо идею.

синкретизм - (греч. «соединение, объединение») слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего - либо.

субкультра - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.

семиотика - (греч. «знак») - дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки, Основными функциями знаковой системы являются: а) функция передачи сообщения или выражения смысла; б) функция общения.

синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представления об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.

синтез культур - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающийся от составляющих его компонентов и имеющие собственное качество, определенное содержание и (или ) форму.

социокультурных анализ - метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на исторически -аналитических, социологических в социально - философических подходов. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривает в широком смысле слова как вне-природное, связанное с человеческой деятельностью

тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанно с представление о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которые представляет предкам - покровителем). Тотемизм был распространен у всех народов )а, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.

текст - (лат. «ткань», «соединение») последовательность символов. разующих сообщение. Выделяют пять функций: 1. Сообщение, направленное от носителя информации к субъекту. 2. Коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других. 3. Общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны. 4. Текст становится собеседником. 5. Общение между текстом и культурным подтекстом. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; языкознание - последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается как бесконечный

безграничный текст

техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, для механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

технология - способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

технологическая культура - степень технологического совершенства.

технократизм - стиль мышления и действия,

ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий ( и даже игнорирующий) гуманистический и социокультурные смыслы техники и технологии

техногенность - выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное , культурное содержание цивилизации.

универсалии культурные - своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности правила , традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базисных ( физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.

универсалии культуры - исторический обусловленная система понятий и способов осмысление мира, где фиксируется свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и.т.д. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводства образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.