Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Щественные отношения, складывающиеся в про-





Цессе управленческой (исполнительно-распоряди-

Тельной) деятельности органов государственной

Власти.

Характерной особенностью отношений, регулиру-

емых административным правом — административ-

ных правоотношений — является то, что в них в ка-

честве одного из субъектов всегда выступает орган

государственного управления или должностное лицо

органа государственного управления, а в качестве

другого выступают другие государственные органы,

отдельные граждане, организации. Поэтому эти от-

ношения основываются на началах власти и подчи-

нения.

Особенности предмета административного права

(регулируемых им отношений) предопределяют осо-

бенности его метода, т. е= того, как, какими спосо-

бами осуществляется регулирование этих отношений.

Метод административного права преимущественно им-

перативный. Данной отраслью права используются

в основном такие инструменты, как односторонние

предписания и запреты, которые носят юридически

обязательный характер и обеспечиваются государ-

ственным принуждением.

Иногда административное право пользуется и та-

ким методом, как дозволение, однако чаще всего пре-

доставленное право выбора вариантов поведения ог-

раничивается двумя-тремя строго определенными

вариантами. И лишь в немногих случаях админист-

ративное право предоставляет лицу право самому ре-

шать, как ему поступать.

13.2. Административная

ответственность

Как известно, важнейшим признаком правовой

нормы является охрана ее государством. Эффектив-

ность правового регулирования общественных отно-

шений обусловлена, в частности, тем, что требова-

ния норм права обеспечиваются в случае необходи-



мости мерами государственного принуждения. Нор-

мы административного права в этом смысле не явля-

ются исключением.

Следует, правда, иметь в виду, что администра-

тивное принуждение не сводится к мерам админист-

ративной ответственности. Помимо мер юридической

ответственности выделяют административно-предуп-

редительные меры, основной целью которых является

предупреждение возможных правонарушений и кото-

рые носят принудительно-профилактический харак-

тер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка доку-

ментов, введение карантина и др.), а также меры пре-

сечения, которые направлены на прекращение проти-

воправных деяний, предотвращение их последствий

(требование прекратить противоправное поведение,

применение физической силы, специальных средств,

оружия, административное задержание и т. п.).

Тем не менее, ключевую роль в системе мер адми-

нистративного принуждения играют меры админист-

ративной ответственности.

Административная ответственность — вид юриди-

ческой ответственности, которая выражается в при-

менении уполномоченными органами государствен-

ного управления и их должностными лицами, а так-

же судьями предусмотренных законом администра-

тивных наказаний к лицам, совершившим админис-

тративные правонарушения.

Важнейшим нормативно-правовым актом, устанав-

ливающим административную ответственность и ре-

гулирующим порядок ее применения, является Кодекс

РФ об административных правонарушениях (далее —

КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией

РФ административное законодательство относится к

предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ,

некоторые аспекты административной ответственнос-

ти могут регулироваться законодательством субъек-

тов РФ. В частности, законами субъектов РФ (респуб-

лик в составе РФ, краев, областей и т. д.) может пре-

дусматриваться административная ответственность за

правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Од-

нако установление общих положений и принципов

административной ответственности, перечня видов

административных наказаний и правил их примене-

ния, порядка производства по делам об администра-

тивных правонарушениях и исполнения постановле-

ний о назначении административных наказаний от-

носится к ведению Российской Федерации.

Административная ответственность обладает ря-

дом признаков, общих с другими видами публично-

правовой ответственности и отличающих ее от ответ-

ственности частно-правовой. Административная от-

ветственность:

— является штрафной ответственностью, т. е. нап-

равлена на наказание нарушителя (а не на восстанов-

ление имущественного положения кредитора, как в

праве гражданском) и тем самым на предупреждение

совершения правонарушений в будущем как самим

виновным, так и другими лицами, которым стало

известно о правонарушении и последовавшем за него

наказании;

— необходимым условием ее применения являет-

ся вина нарушителя; объективное вменение не допус-

кается. В административном праве, как и в уголов-

ном, налоговом и других отраслях публичного права,

действует презумпция невиновности: лицо считается

невиновным, пока его вина в совершении админист-

ративного правонарушения не будет установлена всту-

пившим в законную силу постановлением правопри-

менительного органа или должностного лица, рассмат-

ривающего дело (в отличие от этого, в гражданском

праве возможна ответственность без вины и действует

обратная презумпция — презумпция виновности);

— может воздействовать не только на имуществен-

ную сферу правонарушителя, но и на саму его лич-

ность (например, административный арест);

— всегда применяется в пользу государства, а не

потерпевшего (в частном же праве меры имуществен-

ной ответственности применяются в пользу кредито-

ра, в том числе потерпевшего);

— о применяется только по инициативе специ-

ально уполномоченных государственных (муници-

пальных) органов и их должностных лиц (а не по

усмотрению потерпевшего, как в частном праве);

— не может быть понесена правонарушителем доб-

ровольно, без применения государственного принуж-

дения (напротив, в гражданском и трудовом праве

должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска,

может возместить причиненные кредитору убытки,

уплатить ему неустойку и т. п.);

— императивно установлена законом и не может

быть изменена по соглашению сторон администра-

тивного правоотношения.

Эти признаки административной ответственности,

как уже было сказано, являются общими с другими

видами публично-правовой ответственности. Наряду

с ними административная ответственность имеет и свои

собственные, характерные только для нее признаки:

— основанием применения административной от-

ветственности является правонарушение особого вида,

именуемое административным;

— мерами административной ответственности яв-

ляются административные наказания, предусмотрен-

ные КоАП РФ;

— административная ответственность применяет-

ся (по общему правилу) во внесудебном порядке орга-

нами государственного управления и их должност-

ными лицами.

13.3. Административное

правонарушение

Как уже было сказано, основанием администра-

тивной ответственности является административное

правонарушение.

Административное правонарушение — это проти-

воправное, виновное действие или бездействие физи-

ческого или юридического лица, за которое Кодек-

сом РФ об административных правонарушениях или

соответствующими законами субъектов РФ установ-

лена административная ответственность.

Из этого определения можно выделить признаки

административного правонарушения:

— деяние (действие или бездействие);

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.

От этих признаков следует отличать состав ад-

министративного правонарушения, элементы которого

хотя и связаны с этими признаками, но не совпада-

ют с ними.

Элементами состава административного правона-

рушения, как и любого правонарушения вообще, яв-

ляются:

— субъект;

— объект;

— объективная сторона;

— субъективная сторона.

Субъектами административных правонарушений

могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица подлежат административной от-

ветственности при условии, что к моменту соверше-

ния административного правонарушения они достиг-

ли возраста 16 лет.

Юридические лица могут быть субъектами адми-

нистративных правонарушений в сфере землепользо-

вания, охраны окружающей среды, налоговых и та-

моженных отношений и т. д., хотя, разумеется, да-

леко не все виды административных наказаний к ним

применимы (например, в отношении юридического

лица не может быть применено такое наказание, как

административный арест).

Под объектом правонарушения вообще понима-

ются какие-либо охраняемые правом общественные

отношения. Объектами административных правона-

рушений могут быть самые разнообразные обществен-

ные отношения, складывающиеся в сфере государ-

ственного управления: общественный порядок, здо-

ровье населения и общественная нравственность, по-

рядок управления, дорожное движение и т. д.

Объективная сторона правонарушения включа-

ет в себя:

1) противоправное деяние (действие или бездей-

ствие);

2) вредные последствия;

3) причинно-следственную связь между противо-

правным деянием и вредными последствиями.

Специфика объективной стороны административ-

ного правонарушения состоит в том, что в подавляю-

щем большинстве случаев административная ответ-

ственность предусматривается за само противоправ-

ное деяние, независимо от того, повлекло ли оно ка-

кие-либо отрицательные последствия или нет. Ины-

ми словами, административная ответственность мо-

жет наступать и без причинения вреда: достаточно

лишь самого факта нарушения закона.

Соответственно и причинно-следственная связь

между противоправным деянием и вредными послед-

ствиями является элементом объективной стороны ад-

министративного правонарушения далеко не всегда.

С точки зрения субъективной стороны, т. е. ви-

ны правонарушителя, административное правонару-

шение может быть совершено умышленно или по нео-

сторожности. В большинстве статей, формулирующих

составы административных правонарушений, не со-

держится указаний на форму вины. Это связано либо

с тем, что закон признает конкретное противоправ-

ное деяние административным правонарушением не-

зависимо от формы вины субъекта, либо с тем, что

данное правонарушение по самой своей сути может

быть совершено только с какой-либо одной формой

вины (умышленно или по неосторожности), а потому

специальное указание на это в правовой норме было

бы излишним. Придавая в отдельных случаях юри-

дическое значение формам вины, КоАП РФ, в отли-

чие от Уголовного кодекса РФ, не различает ее ви-

дов — прямого и косвенного умысла, легкомыслия и

небрежности. Крайне редко включаются в составы

административных правонарушений и такие субъек-

тивные признаки, как цель и мотив противоправно-

го поведения.

Административные наказания

Мерами ответственности за совершение админис-

тративных правонарушений являются администра-

Тивные наказания.

Статья 3.2. КоАП РФ предусматривает, что за со-

вершение административных правонарушений могут

устанавливаться и применяться следующие админи-

стративные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или

предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предме-

та административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленно-

го физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ

иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Рассмотрим эти виды административных наказа-

ний подробнее.

Предупреждениеявляется наиболее мягким ад-

министративным наказанием и применяется, как пра-

вило, к тем, кто впервые совершил административ-

ное правонарушение, а также за незначительные де-

яния. Предупреждение выражается в официальном

порицании физического или юридического лица.

Выносится предупреждение в письменной форме, что

отличает его от устного замечания, которое админис-

тративным наказанием не является.

Административный штраф— это основная мера

административного наказания, предусмотренная по-

чти за все виды административных правонарушений.

Административный штраф выражается во взыскании

с нарушителя в доход государства определенной де-

нежной суммы, размер которой устанавливается в ве-

личине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без уче-

та районных коэффициентов), установленному феде-

ральным законом на момент окончания или пресече-

ния административного правонарушения;

2) стоимости предмета административного право-

нарушения на момент окончания или пресечения ад-

министративного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подле-

жащих уплате на момент окончания или пресечения

административного правонарушения, либо сумме не-

законной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть

менее одной десятой минимального размера оплаты

труда.

Размер административного штрафа, налагаемого

на граждан и исчисляемого исходя из минимального

размера оплаты труда, как правило, не может пре-

вышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на

должностных лиц — 50 размеров оплаты труда, на

юридических лиц — 1 тыс. минимальных размеров

оплаты труда.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.