|
Щественные отношения, складывающиеся в про-Цессе управленческой (исполнительно-распоряди- Тельной) деятельности органов государственной Власти. Характерной особенностью отношений, регулиру- емых административным правом — административ- ных правоотношений — является то, что в них в ка- честве одного из субъектов всегда выступает орган государственного управления или должностное лицо органа государственного управления, а в качестве другого выступают другие государственные органы, отдельные граждане, организации. Поэтому эти от- ношения основываются на началах власти и подчи- нения. Особенности предмета административного права (регулируемых им отношений) предопределяют осо- бенности его метода, т. е= того, как, какими спосо- бами осуществляется регулирование этих отношений. Метод административного права преимущественно им- перативный. Данной отраслью права используются в основном такие инструменты, как односторонние предписания и запреты, которые носят юридически обязательный характер и обеспечиваются государ- ственным принуждением. Иногда административное право пользуется и та- ким методом, как дозволение, однако чаще всего пре- доставленное право выбора вариантов поведения ог- раничивается двумя-тремя строго определенными вариантами. И лишь в немногих случаях админист- ративное право предоставляет лицу право самому ре- шать, как ему поступать. 13.2. Административная ответственность Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством. Эффектив- ность правового регулирования общественных отно- шений обусловлена, в частности, тем, что требова- ния норм права обеспечиваются в случае необходи- мости мерами государственного принуждения. Нор- мы административного права в этом смысле не явля- ются исключением. Следует, правда, иметь в виду, что администра- тивное принуждение не сводится к мерам админист- ративной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предуп- редительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и кото- рые носят принудительно-профилактический харак- тер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка доку- ментов, введение карантина и др.), а также меры пре- сечения, которые направлены на прекращение проти- воправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.). Тем не менее, ключевую роль в системе мер адми- нистративного принуждения играют меры админист- ративной ответственности. Административная ответственность — вид юриди- ческой ответственности, которая выражается в при- менении уполномоченными органами государствен- ного управления и их должностными лицами, а так- же судьями предусмотренных законом администра- тивных наказаний к лицам, совершившим админис- тративные правонарушения. Важнейшим нормативно-правовым актом, устанав- ливающим административную ответственность и ре- гулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией РФ административное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, некоторые аспекты административной ответственнос- ти могут регулироваться законодательством субъек- тов РФ. В частности, законами субъектов РФ (респуб- лик в составе РФ, краев, областей и т. д.) может пре- дусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Од- нако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их примене- ния, порядка производства по делам об администра- тивных правонарушениях и исполнения постановле- ний о назначении административных наказаний от- носится к ведению Российской Федерации. Административная ответственность обладает ря- дом признаков, общих с другими видами публично- правовой ответственности и отличающих ее от ответ- ственности частно-правовой. Административная от- ветственность: — является штрафной ответственностью, т. е. нап- равлена на наказание нарушителя (а не на восстанов- ление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании; — необходимым условием ее применения являет- ся вина нарушителя; объективное вменение не допус- кается. В административном праве, как и в уголов- ном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении админист- ративного правонарушения не будет установлена всту- пившим в законную силу постановлением правопри- менительного органа или должностного лица, рассмат- ривающего дело (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция — презумпция виновности); — может воздействовать не только на имуществен- ную сферу правонарушителя, но и на саму его лич- ность (например, административный арест); — всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имуществен- ной ответственности применяются в пользу кредито- ра, в том числе потерпевшего); — о применяется только по инициативе специ- ально уполномоченных государственных (муници- пальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве); — не может быть понесена правонарушителем доб- ровольно, без применения государственного принуж- дения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.); — императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон администра- тивного правоотношения. Эти признаки административной ответственности, как уже было сказано, являются общими с другими видами публично-правовой ответственности. Наряду с ними административная ответственность имеет и свои собственные, характерные только для нее признаки: — основанием применения административной от- ветственности является правонарушение особого вида, именуемое административным; — мерами административной ответственности яв- ляются административные наказания, предусмотрен- ные КоАП РФ; — административная ответственность применяет- ся (по общему правилу) во внесудебном порядке орга- нами государственного управления и их должност- ными лицами. 13.3. Административное правонарушение Как уже было сказано, основанием администра- тивной ответственности является административное правонарушение. Административное правонарушение — это проти- воправное, виновное действие или бездействие физи- ческого или юридического лица, за которое Кодек- сом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установ- лена административная ответственность. Из этого определения можно выделить признаки административного правонарушения: — деяние (действие или бездействие); — противоправность; — виновность; — наказуемость. От этих признаков следует отличать состав ад- министративного правонарушения, элементы которого хотя и связаны с этими признаками, но не совпада- ют с ними. Элементами состава административного правона- рушения, как и любого правонарушения вообще, яв- ляются: — субъект; — объект; — объективная сторона; — субъективная сторона. Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица подлежат административной от- ветственности при условии, что к моменту соверше- ния административного правонарушения они достиг- ли возраста 16 лет. Юридические лица могут быть субъектами адми- нистративных правонарушений в сфере землепользо- вания, охраны окружающей среды, налоговых и та- моженных отношений и т. д., хотя, разумеется, да- леко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в отношении юридического лица не может быть применено такое наказание, как административный арест). Под объектом правонарушения вообще понима- ются какие-либо охраняемые правом общественные отношения. Объектами административных правона- рушений могут быть самые разнообразные обществен- ные отношения, складывающиеся в сфере государ- ственного управления: общественный порядок, здо- ровье населения и общественная нравственность, по- рядок управления, дорожное движение и т. д. Объективная сторона правонарушения включа- ет в себя: 1) противоправное деяние (действие или бездей- ствие); 2) вредные последствия; 3) причинно-следственную связь между противо- правным деянием и вредными последствиями. Специфика объективной стороны административ- ного правонарушения состоит в том, что в подавляю- щем большинстве случаев административная ответ- ственность предусматривается за само противоправ- ное деяние, независимо от того, повлекло ли оно ка- кие-либо отрицательные последствия или нет. Ины- ми словами, административная ответственность мо- жет наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона. Соответственно и причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными послед- ствиями является элементом объективной стороны ад- министративного правонарушения далеко не всегда. С точки зрения субъективной стороны, т. е. ви- ны правонарушителя, административное правонару- шение может быть совершено умышленно или по нео- сторожности. В большинстве статей, формулирующих составы административных правонарушений, не со- держится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправ- ное деяние административным правонарушением не- зависимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совершено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по неосторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Придавая в отдельных случаях юри- дическое значение формам вины, КоАП РФ, в отли- чие от Уголовного кодекса РФ, не различает ее ви- дов — прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административных правонарушений и такие субъек- тивные признаки, как цель и мотив противоправно- го поведения. Административные наказания Мерами ответственности за совершение админис- тративных правонарушений являются администра- Тивные наказания. Статья 3.2. КоАП РФ предусматривает, что за со- вершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие админи- стративные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предме- та административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленно- го физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. Рассмотрим эти виды административных наказа- ний подробнее. Предупреждение является наиболее мягким ад- министративным наказанием и применяется, как пра- вило, к тем, кто впервые совершил административ- ное правонарушение, а также за незначительные де- яния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое админис- тративным наказанием не является. Административный штраф — это основная мера административного наказания, предусмотренная по- чти за все виды административных правонарушений. Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной де- нежной суммы, размер которой устанавливается в ве- личине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда (без уче- та районных коэффициентов), установленному феде- ральным законом на момент окончания или пресече- ния административного правонарушения; 2) стоимости предмета административного право- нарушения на момент окончания или пресечения ад- министративного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подле- жащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме не- законной валютной операции. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, как правило, не может пре- вышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|