Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Побочные септаккорды. Септаккорды с проходящей септимой и приготовляемые аккордом на кварту вниз, или на квинту вверх.





Побочные септаккорды разрешаются, как и главный септаккорд — доминантовый, или в трезвучие на кварту выше, или же в трезвучие на секунду выше.
Все их интервалы разрешаются по общим для септаккордов правилам. Септима в них может быть, и приготовленною в предыдущем аккорде, и неприготовленною, проходящею; но сами септаккорды, как представляющие собой сильно диссонирующую гармонию не могут выступать свободно, как доминантаккорд, но должны быть приготовлены предыдущими аккордами, имеющими с ними не менее двух общих тонов, остающихся в одних и тех же голосах, и это лишь в том случае, когда септима является приготовляемою. Когда же септима должна выступить проходящею, то предыдущей приготовляющий аккорд должен иметь с последующим септаккордом не менее трех общих тонов в тех же голосах. Таким приготовляющим аккордом и может быть для септаккорда только первоначальный его трезвучный аккорд. Когда септима в таком расположении аккордов ведется проходящею, то септаккорд может быть разрешен, или на кварту, или на секунду выше, причем, в последнем случае, терция последующего аккорда удваивается, во избежание квинт и октав. Равным образом и с приготовляемой септимой септаккорд может разрешиться, и на секунду, и на кварту вверх. Ему могут служить приготовлением только те аккорды, где есть его септима и другой какой-либо общий тон, или же два общих тона. Такими приготовляющими аккордами для каждого септаккорда может быть, или аккорд отстоящий от него на квинту вверх, - что тоже, на кварту вниз,- и имеющий с ним два общих тона, или аккорд лежащий на терцию выше и имеющий с ним три общих тона. Когда для септаккорда служит приготовлением аккорд, отстоящий от него на квинту вверх, или на кварту вниз, то, при разрешении септаккорда на кварту вверх, оказываются неизбежными два больших скачка подряд, или на квинту вниз и кварту вверх, или же, что еще хуже, на две кварты вверх, поэтому и разрешение септаккорда на кварту вверх при таких условиях неестественно, особенно, если принять во внимание, что имеем дело с сильно диссонирующей гармонией. Септаккорд в таком случае лучше, естественнее разрешается на секунду вверх, образуя как бы прерванную или, вернее, половинную каденцию.
Когда же для септаккорда служит приготовлением аккорд, отстоящий от него на терцию вверх, с тремя общими с ним тонами, то разрешение септаккорда правильнее и естественнее при движении вверх на кварту, Чем при движении на секунду вверх. Септаккорды, как представляющие собой диссонирующую гармонию, ставятся всегда на слабых долях, приготовляющие же их аккорды, как консонирующие, - на сильных.

Септаккорд 2 ступени, вследствие гармонического соотношения с аккордом 3 ступени, может быть разрешен, как при и NВ, только в доминантовое минорное трезвучие и, следовательно, должен быть рассматрен, скорее, как септаккорд 4 ступ, минора.

Септаккорд 4 ступени мажора не может быть разрешен на кварту вверх, в уменьшенное трезвучие, но разрешается только на ступень вверх, в доминантовое трезвучие с удвоением его терции, как при 2 NВ. Септаккорд 6 ступени, напротив, не может быть разрешен на ступень вверх, в уменьшенное же трезвучие, но только на кварту вверх, как при 3 NВ. Септаккорд тонический, с приготовляемой септимой в доминантовом аккорде, не подчиняется разрешению на ступень вверх, в минорное трезвучие 2 ступени, но требует после себя мажорного аккорда, на том основании, что такое следование аккордов представляет собой половинную каденцию строя соль мажор, а также и потому, что две больших терции при негармоническом движении вниз, образуют следование тритона, все же вводные тоны получают при этом ненормальное разрешение, необходимые же вводные тоны, ведущие или в тонику, или в терцию последующего аккорда, вполне отсутствуют. Кроме того, следование с доминантового аккорда на аккорд 2 ступени, хотя бы и через посредство септаккорда, представляется также неестественным, как и последование трезвучий доминантового и субдоминантового, представляющих собой движение совершенно противоположное каденции и, следовательно, неприменимое к разрешению септаккорда.
Септаккорд 2 ступ., при 5 NВ, разрешается также, как и при и NВ, и на том же основании. Септаккорд 3 ступени может иметь перед собой только уменьшенный секстаккорд, как при 6 NВ, но не уменьшенное трезвучие. Септаккорд 6 ступени не может быть разрешен на секунду вверх, в уменьшенное трезвучие, как при 7 NВ, а подлежит употреблению в своем месте, в строе ми минор. Септаккорд от уменьшенного трезвучия (малый) может быть взять только при скачке баса от предыдущего аккорда на квинту уменьшенную, как при 8 NВ, а не на увеличенную кварту. Представляя собой более полную и более естественно разрешаемую гармонию, в сравнении с уменьшенным трезвучием, он может быть совершенно свободно употребляем и разрешён, в доступных ему пределах, главным образом, в тонический аккорд.

Задача.
Написать примеры, употребляя септаккорды с проходящей септимой, на основании изложенного.

Задача.
Написать примеры, употребляя септаккорды с приготовляемой септимой и разрешением септаккордов на секунду вверх.

Септаккорды, приготовляемые трезвучиями, отстоящими от них на терцию вверх, при остающихся в одних и тех же голосах общих трех тонах, правильно могут быть разрешаемы только на кварту вверх; разрешение же их на секунду вверх влечет за собой нескрываемые скачком баса вниз, на терцию, запрещенные параллельные квинты и октавы одновременно. При разрешении этих септаккордов не нужно упускать из внимания высказанных выше замечаний о соединении аккордов.

NВ 2 указывает на то, что субдоминантовый септаккорд не может быть разрешен на кварту вверх, в уменьшенное трезвучие, ни в его секстаккорд, так как тогда септима и основной тон септаккорда должны были бы разрешиться в один тон, терции этого аккорда; доминантовый септаккорд может быть приготовлен, если это нужно, только септаккордом уменьшенного трезвучия (малым).
В NВ 3 приведен пример разрешения септаккорда на ступень вверх, дающий нескрываемый скачком терции, квинты и октавы. Трезвучие и его септаккорд в данном случае рассматриваются как представляющие одну и туже гармонию (Правило 22).

Задача.
Примеры с данным приготовлением и разрешением септаккордов.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.