Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Септаккорды. Доминантаккорд, и его обращения.





До сих пор мы имели дело с аккордами трезвучными, состоящими из интервалов терции и квинты, со ступенями тоники, терций, квинты и октавы. Но аккорд может состоять и не из трех звуков, а из четырех. Если к трезвучию, над квинтою, мы прибавим терцию, а по отношению к тонике - септиму, то получим четырехзвучный аккорд, который, по вступающей в него септиме, называется септаккорд. Октава в таком четырехзвучном аккорде, в виду его полноты в сравнении с трезвучием, выпускается. Так как вновь прибавляемый интервал, септима, есть диссонанс, то и септаккорд имеет диссонирующий характер, состоящий в том, что этот аккорд не может быть употреблён свободно, без приготовления в предыдущем аккорде - трезвучном, его диссонанса - септимы, и без разрешения его в консонанс в последующем аккорде. Приготовление септимы состоит в том, что она в предыдущем аккорде, в одном и том же голосе, должна быть консонирующим интервалом, основным тоном, терциею, или же квинтою того аккорда, и затем уже являться септимою в новом аккорде, септаккорде. Разрешение септимы состоит в том, что она безусловно ведется вниз на полуступень, или ступень, в терцию нового, последующего аккорда. Весь же септаккорд, в полном составе своем, разрешается обыкновенно и самым естественным образом в трезвучный аккорд, тоника которого отстоит от тоники септаккорда на кварту вверх, или, в обращении, на квинту вниз, что одно и тоже.

Основываясь на предыдущем опыте, мы должны ожидать, что главнейшие септаккорды должны возникать из главных трезвучий тонического, доминантового и субдоминантового. Но сравнивая эти септаккорды между собой и по отношению к септаккордам других ступеней, побочным, мы находим, что побочные септаккорды мажора имеют малую септиму, интервал менее диссонирующий, чем главные аккорды, тонический и субдоминантовый, имеющие сильно диссонирующую септиму большую; только аккорд доминантовый имеет септиму малую. Но если несовершенство двух главных септаккордов составляет диссонирующая большая септима, то несовершенство побочных септаккордов составляет их малая терция, -придающая им нерешительный неопределенный характер. Во всех отношениях удовлетворяющим оказывается, таким образом, доминантовый септаккорд, имеющий большую терцию и малую септиму. Естественное его разрешение - в тонический аккорд лада. Его септима фа идет на полутон вниз в терцию тонического трезвучия - ми, терция си, как вводный тон, на полутон выше - в октаву, до, основный тон соль - в тонику до, квинта может быть одинаково ведена на ступень вверх, или вниз смотря по надобности, хотя как нижний вводный тон тонического аккорда, она лучше разрешается в тонику до, тем более, что в терцию ми, куда она может быть ведена, неизбежно разрешается септима, между тем как удвоение терции не естественно, основной тон легко и свободно ему подчиняется.

Как видно из примера, доминантсептаккорд, в своем обычном виде, разрешается в тоническое трезвучие без квинты, отчего получается аккорд неполный, хотя утроенная тоника, как в третьем такте, и терция от септимы, достаточно удостоверяют, что это тонический аккорд. Для того, чтобы иметь тонический аккорд с квинтой, квинту доминантсептаккорда, как менее существенный интервал аккорда, выпускают и взамен того удваивают основный тон, оставляя его, при вступлении последующего тонического аккорда, в том же голосе, сообщая тем и гармонии большую свежесть, плавность и целостность, как у b.
В миноре, при разрешении доминантсептаккорда, как при NB терция тонического
аккорда может быть удвоена. Доминантсептаккорд или, короче, доминантаккорд, как и трезвучие имеет свои обращения. Первое его обращение, когда бас, вместо тоники, берет терцию, называется квинтсекстаккорд, по тем интервалам какие при этом образуются между басом и тоникой в октаве (секста), и между басом же и септимой (квинта). Второе обращение, когда бас берет квинту аккорда, называется, на том же основании, терцквартаккорд, так как бас с септимой дают терцию, бас с тоникой - кварту. То и другое обращение доминантаккорда разрешается по общим с ним правилам. Третье обращение доминантаккорда, когда бас берет септиму аккорда, а остальные голоса распределяются, как обычно, по другим интервалам, называется секундаккорд, так как интервал баса с тоникою есть секунда в септиме же он находится сам. Так как септима разрешается обыкновенно в терцию аккорда, то и секундаккорд разрешается не в основное трезвучия, а в его первое обращение - секстаккорд. Бас перенимая в обращениях доминантаккорда интервалы других голосов, естественно подчиняется правилам, разрешения этих интервалов, - находясь в терции, идет безусловно на полутон вверх, в септиме - на полутон вниз, в квинте - на ступень вверх, или вниз, по надобности. Другие голоса, в свою очередь, перенимая интервал баса, вместе с тем получают возможность делать скачки вверх и вниз на кварту и квинту, в особенности при общем тоне в том же голосе, если не нарушают при этом других требований правильного голосоведения, а также сохранялось противоположное движение с басом. Так как основной тон при обращениях переходит от баса к одному из трех прочих, верхних голосов, то разрешение обращений доминантаккорда дает всегда полное тоническое трезвучие с квинтой, остающейся общим тоном обоих аккордов и в том же голосе.

Как видим, мелодические скачки наиболее удобны для верхнего голоса дисканта, не стесняемого в своем движении другими голосами. Хуже других обращений доминантаккорда переносит эти скачки терцквартаккорд, при разрешении которого, должно или получиться основное трезвучие без квинты, или, ради получения этой квинты, вводный тон, если он находится в одном из средних голосов, должен идти, вопреки правилу, на терцию вниз, что может быть допустимо, лишь изредка, для особенной красоты гармонии, или же в заключительном такте сочинения, для полноты заключительного аккорда.
Правило 21. Септима никогда не может быть удвоена в септаккорде и не может быть ведена вверх, находясь в верхнем, или в нижнем голосе.

Задача.
Написать и исполнить доминантаккорд с его обращениями и разрешениями в различных мажорных и минорных ладах.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.