Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Доминантаккорд в каденции. Более свободное употребление.





Доминантаккорд может заменять собой доминантовое трезвучие почти во всех случаях каденции; нередко же он только ставится рядом с этим трезвучием, соучаствует с ним в каденции, разделяя его значение и дополняя собой гармоническое впечатление, производимое каденциею.
Когда доминантаккорд стоит в каденции после субдоминантового трезвучия, трезвучия 2-й ступени и его секстаккорда, - словом, когда его септима приготовлена в предыдущем аккорде, то она остается непременно в том же голосе; когда же он стоит после доминантового трезвучия, или после тонического квартсекстаккорда, то септима является в нем без приготовления, как проходящая. Это возможно в том случае, когда септима возникает через поступенное мелодическое движете голоса сверху, или снизу, по направлению к её местоположению.

Подобным же образом, или вместо доминантового трезвучия, или совместно с ним, доминантаккорд находит себе применение в ложной или прерванной каденции; равным образом он может служить и к образованию каденции полной несовершенной.

Доминантаккорд минора не может быть употреблен с приготовлением своей септимы при образовании прерванной каденции, как это видно при NB. При втором NВ встречается такая комбинация двух крайних голосов, дисканта и баса, при которой получается запрещенная параллельная октава, каковой тщательно нужно избегать, если такой скачек на терцию появляется в одном и том же аккорде или его обращении.
Подобным же образом может образоваться и квинта, которую также тщательно нужно избегать. Преимущественно такие октавы и квинты должны быть избегаемы на сильных долях.

Правило 22. Октавы и квинты в голосах на сильных долях двух смежных тактов не могут быть скрыты скачком на терцию, если он является в одном и том же аккорде.
Доминантаккорд иногда разрешается в квартсекстаккорд тонического трезвучия. В заключительной каденции, для полноты заключительного аккорда, а иногда и в средине сочинения, для красоты поступенного мелодического движения голосов, септима доминантаккорда, находясь лишь в средних голосах, в теноре, или альте, может быть введена, в виде исключения, вверх.

При NВ мы видим, что квинтсекстаккорд не допускает ведения септимы вверх, так как при этом возникают запрещенные квинты между терцией аккорда и септимой, в виде последования квинты уменьшенной и чистой. Секундаккорд также не допускает ведения септимы вверх на том основании, что находясь в басу в крайнем голосе, она имеет тоже гармоническое и мелодическое значение, как если бы она была в верхнем голосе, в дисканте, где подобное ведете ни в каком случае не позволительно.
Когда, для большей красоты заключительной каденции, доминантаккорд заступает вместо доминантового трезвучия, то после заменяющего субдоминантовый аккорд трезвучия 2 ступени, его секстаккорда и квинтсекстаккорда, септима может быть взята от скачка снизу вверх, или сверху вниз, на терцию; все же другие скачки в её отношении не позволительны; в миноре она берется от скачка на терцию сверху вниз. При подобных скачках септимы движете баса должно быть предпочтительнее противоположное ей; отступления от этого возможны только в каденции.

Подобное свободное употребление и разрешение доминантаккорда и его септимы не должно рассматривать как вполне и часто позволительное, но, напротив, как особенное и исключительное, вызываемое лишь высшими эстетическими требованиями художественной свободы, красоты и полноты гармонии, а также самостоятельности и изящества мелодического ведения голосов. В строгом стиле гармонии предпочтительны естественные сочетания и разрешения аккордов и более консонирующая, строгая, спокойная и определенная гармония чем беспокойная, не постоянная, изменчивая, более свободная гармония септаккордов.
Доминантаккорд, как и трезвучие, может быть взят на одном и том же основном басе в различных положений, с постепенною переменою интервалов в голосах; равным образом он можем быть по порядку взят в различных своих обращениях, но с тем условием, чтобы септима его оставалась общим тоном в том же голосе.

Задача.
Написать примеры, употребляя доминантаккорд с его обращениями и разрешениями.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.