|
Обращения побочных септаккордов.Побочные септаккорды имеют те же обращения, как и главный доминантаккорд. Обращения эти, при употреблении их в гармонии, безусловно должны быть хорошо приготовлены. Приготовляющие их аккорды должны иметь с ними не менее двух общих тонов, остающихся, при их соединении в тех же голосах, - и только секундаккорд, по необходимости, должен ограничиваться одним общим тоном предыдущего аккорда, подготавливающим его септиму. Обращения побочных септаккордов могут быть разрешены только в аккорд, тоника которого отстоит от тоники основного септаккорда на кварту вверх или квинту вниз, а секундаккорд - в его секстаккорд. Квинтсекстаккорд субдоминантовый, при 1 NB, не может быть разрешён в уменьшенное трезвучие, но требует после себя, как и его основной септаккорд, трезвучия на пониженной седьмой ступени, принадлежащие строю ми бемоль мажор. Квинтсекстаккорд 2 ступ, разрешается только в доминантовое трезвучие минора, как при 2 NB. Разрешение же его в тоническое трезвучие мажора невозможно, так как септима с терцией дают в таком случае явные квинты, а разрешение его в секстаккорд дает неестественное удвоение в нем терции, как при 4 NВ. Приготовление доминантового квинтсекстаккорда уменьшенным секстаккордом, как при 3 NВ, не совсем удовлетворительно, так как требует удвоения терций в основном тоническом аккорде при разрешении, иначе же дает параллельную октаву, при скачке на терцию. Квинтсекстаккорд 6 ступ., как видим, вполне свободно разрешается в аккорд 2 ступ., в то время как тонический септаккорд, при том же ходе баса, требовал мажорного строя в том же аккорд
При 1 NВ представлен пример приготовления терцквартаккорда 3 ступ, секстаккордом доминантовым, при 4 №-секстаккордом уменьшенным, - который предпочтительнее из этих двух секстаккордов для подготовки, это дело вкуса, хотя доминантовый секстаккорд дает больше общих тонов. Что касается других терцквартаккордов, то там подобная замена настоящих приготовляющих трезвучие секстаккордами от трезвучий, на терцию выше тоник основных септаккордов, неудобно потому, что все вообще секстаккорды представляют собой гармонию не твердую и нерешительную, и склонны занимать более слабые части тактов, а не сильные, между тем как приготовление должно стоять пред диссонансом на сильной части, отодвигая сам диссонанс на слабую часть такта. В отношении некоторых упомянутых раньше септаккордов и их обращений, употребление секстаккорда для приготовления допускается только как крайность, за отсутствием подходящих трезвучий. Что указанное приготовление терцквартаккордов наиболее естественно, очевидно из того, что оно также наиболее естественно и для доминантового терцквартаккорда. Уменьшенный терцквартаккорд может быть разрешаем еще в тонический секстаккорд мажора, как это видим при 5 NВ.
Как нетрудно заметить, секундаккорд более естественно разрещается, чем все другие обращения септаккорда, и не требует особенных хроматических изменений в аккордах, в которые ему нужно разрешиться. Так как септима обыкновенно разрешается в терцию аккорда, то и секундаккорд разрешается обыкновенно в секстаккорд. Но тогда только признать можно было бы удовлетворительность этого разрешения секундаккорда, когда бы после басовой сексты мы поставили бы основное трезвучие на секунду выше от неё, так как эта секста, служа вводным тоном, требует движения аккорда на полутон или малую секунду вверх, почему и окончательным разрешением секундаккорда следует считать окончательное утверждение его в том трезвучном аккорде, тоника которого есть септима секундаккорда. Если же не так, то все же течение гармонии не может остановиться на секстаккорде, но нужно искать окончательное разрешение в ближайшем основном трезвучном аккорде. Уменьшенный секундаккорд разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, как при 3 NВ. Обращения побочных септаккордов могут быть употреблены и разрешаемы и с проходящей их септимой, но в соединении с аккордами, имеющими с ними не менее двух общих тонов. Побочные квинтсекстаккорды подготавливаются трезвучными секстаккордами, на одном с ними басе, при удвоении в этих последних основного тона.
Подготовка побочных квинтсекстаккордов трезвучными секстаккордами предпочтительно их подготовкой основными трезвучными аккордами, потому что, когда квинтсекстаккорду стал бы предшествовать основной трезвучный аккорд, септима с тоникою аккорда должна была бы идти в одном направлении, что нарушает естественность и красоту голосоведения, так как септима обыкновенно возникает при наличности основного тона аккорда, или же при противоположном с нею движении, но не наоборот, как при 3 NВ. Побочные секундаккорды с проходящей септимой подготавливаются основными трезвучными аккордами, одноступенными с ними, при трех общих тонах, остающихся в тех же голосах.
Задача. Квинтсекстаккорды 2 ступени в каденции. Увеличенный септаккорд 2 ступени и уменьшенный септаккорд 7 ступени минора. Предложенное при 1 NB следование квинтсекстаккорода 2 ступ., после тонического секстаккорда и субдоминантового трезвучия, как видим, дает нескрываемые запрещенные параллельные квинты у альта и тенора; в миноре же подобное следование вполне возможно, так как образуемые при этом квинты по сути являются чистые и уменьшенные. Квинтсекстаккорд и терцквартаккорд, от уменьшенных септаккордов 7 ступени мажора и 2 ступени минора, могут быть разрешаемы особенным образом, со скачком баса на кварту вниз, и таким образом дают своеобразную, как бы плагальную каденцию.
В уменьшенном квинтсекстаккорде, при подобном голосоведении, септима, удерживаемая во всех трех аккордах в том же голосе, остается без обычного разрешения на ступень вниз. При 1 и 2 NВ мы имеем два уменьшенных септаккорда, которые энгармонически равны и разрешаются со скачком баса на кварту вниз в мажорное трезвучие. Первый вид септаккорда мы можем произвести от уменьшенного трезвучия 7 ступени, минора. Но в нем неестественно разрешение главного вводного тона соль-диез — з на полтона вниз в соль натур. — g, да, кроме того, разрешение в мажорное трезвучие указывает на принадлежность этого септаккорда к мажору. Тогда мы должны обратиться ко 2-му виду септаккорда с септимою ля бемемоль— и рассматривать его как терцквартаккорд от уменьшенного трезвучия 7 ступени мажора, но с уменьшенною септимою, которую можно получить лишь от пониженной 6-й ступени мажора. Увеличенный септаккорд, как раньше встречавшееся увеличенное трезвучие, представляют собой гармонию слишком неестественную, напряженную и напыщенную, в ущерб естественной простоте и спокойному изяществу обыкновенных гармонических звукосочетаний, - для того, чтобы предполагать, что строгий стиль нуждается в ней, или потерпит недочет от её полного отсутствия, при своем естественном гармоническом богатстве. Уменьшенные аккорды, особенно же септаккорды, не могут, в свою очередь, часто, без особой необходимости, быть употреблены в строгом стиле. Задача. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|