|
Задержания в нотах, ундецим и терцдецим.
Гармонические сочетания тонов в аккордах не ограничиваются известными нам интервалами терций, квинты, септимы и октавы; но для большей полноты гармонии, к трезвучным аккордам и септаккордам и их обращениям прибавляют иногда еще интервалы ноны, ундецимы, или терцдецимы, которые при перемещении в нижнюю октаву являются интервалами секунды, кварты и сексты. От прибавления этих тонов к септаккордам получаются как бы аккорды пяти- шести- и семизвучные, нонаккорд, ундецим-аккорд и терцдецимаккорд. В действительности же такие своеобразные сочетания тонов не могут быть названы аккордами (в рамках строгого стиля). В составе каждого аккорда мы различаем только четыре самостоятельных голоса: дискант, альт, тенор и бас, каждый со своеобразным тэмбром и регистром. Другие голоса, как баритон, меццо-сопрано, контральто, занимают только средину между ними. Затем, в каждой гамме, как полной восьмитонной системе, октахорде, мы в состоянии построить, не выходя за её пределы, только известные нам трезвучные аккорды и септаккорды, хотя бы сама гамма была удвоена и утроена. Наконец, с понятием аккорда мы соединяем возможность его обращения, в пределах составляющих его интервалов. Упомянутые нонаккорд, ундецимаккорд и терцдецимаккорд, по количеству составляющих их интервалов выходят как из пределов чистого четырехголосного сложения, так и из пределов гаммы, как октахорда, захватывая тоны, принадлежащее другой октаве; наконец, они не могут подлежать обращениям, а в основном своем виде требуют удаления лишних тонов. Следовательно, такие звукосочетания мы должны считать лишь случайными, а не постоянными, возможными лишь при известных условиях сопоставления аккордов и голосоведения, а не при всех тех, хотя обусловливают обычное употребление аккордов. При каких же именно условиях возможно прибавление к аккордам интервалов ноны, ундецимы и дуодецимы? Как сильные диссонансы по отношению к основным тонам аккордов, эти добавочные тоны могут занимать в аккордах не более полтакта, а затем тотчас же должны разрешаться в консонирующий интервал аккорда, восстановляя его обычный четырехголосный вид трезвучия, или септаккорда; остальные интервалы того и другого аккорда в это время, оставаясь в тех же голосах, за исключением баса, который иногда переменяет свое место, - выдерживаются во все продолжение звучания данного аккорда. Стремясь разрешиться в консонансы, эти тоны, как диссонансы, и в самом аккорде могут появляться не сразу и свободно, но лишь хорошо приготовленными в одном и том же голосе, в предыдущем аккорде. Подготовка этих диссонансов правильно тогда только, когда подготовляющий их тон является консонансом. Так как подготавливающие тон как бы сливается в один с подготовляемым, то разрешение этого последнего, как диссонанса, в консонанс аккорда, на слух представляется как бы задержанием по отношению к этому аккорду того тона, который принадлежит предыдущему аккорду, подготовляемому, почему и форма употребления подобных подготовляемых и разрешаемых диссонансов называется задержанием. Так как подготовка принадлежит предыдущему аккорду в отношении к данному, то и подготовка размещается естественно на слабой его части, а так как диссонанс и разрешение его в аккорде приходятся в одном и том же такте, то естественно, что разрешение, следующее за диссонансом, падает на слабую часть такта (слабую долю), а вступление диссонанса на сильную, первую его часть. Подготавливающим аккордом может быть всякий аккорд, главным же образом трезвучный, в основном виде и как секстаккорд, - имеющий тон, нужный для приготовления данного диссонанса, и способный к гармоническому сопоставлению с данным аккордом. Подготавливающими тонами могут быть все тоны аккорда: основной, октава, терция и квинта, первый для задержания в басу, остальные - для задержаний в других голосах. В редких случаях подготавливающим аккордом может быть доминантсептаккорд, подготавливающим же тоном его - септима. Разрешение может быть в октаву от основного тона, но только в том случае, когда этот последний находится в басу, а затем в терцию и квинту, но при том лишь условии, если их нет в наличии, в аккорде, у какого-либо из трех верхних голосов, или же, если и есть какой-нибудь из них, но лежит в басу, при секстаккорде и квартсекстаккорде. Такие условия разрешения диссонансов задержаний объясняются из самого гармонического их свойства возбуждать интерес к тем тонам аккорда, которых еще в нем нет, которые ожидаются только при разрешении; только бас по своему своеобразному тембру и особенному положению в глубине гармонии, в отдалении от других голосов, в состоянии переносить это удвоение, не умаляя музыкального интереса и не разрушая впечатления ожидаемой гармонии. В некоторых случаях, при особенно хорошем голосоведении, когда бас держит терцию аккорда, а тенор основной тон, - дискант, в виде исключения, может быть, в октаве, разрешен в этот основной тон у тенора. Из всех задержаний самое естественное и совершенное в музыкальном смысле есть задержание в верхнем голосе, дисканте, - наименее же естественное и столь же мало употребляемое - в нижнем голосе, в басу. При задержании в басу, тон разрешения задержания не может находиться ни в одном из трех верхних голосов аккорда. Наилучшие задержания т.е. те, которые разрешаются в октаву и терцию аккорда и состоят в интервалах ноны и ундецимы; хуже их задержания, разрешаемые в квинту аккорда и получаемые от терцдецимы, иначе сексты. В этом последнем случае задержание как бы теряется, и аккорд, в который направляется разрешение из основного вида превращается в секстаккорд. Чтобы придать этому аккорду характер основного аккорда, нужно прибавить к нему малую септиму, превратив его, в доминантсептаккорд. Таким образом задержание в терцдециме - сексте естественнее всего является при разрешении в доминантсептаккорд с его обращениями.
При NB представлен случай, когда два диссонанса, септима и терцдецима встречаются вместе; такие положения не должны иметь места, как дающие сильный диссонанс; интервалы эти могут быть в подобном случае употреблены только на расстоянии септимы, но не секунды, и в голосах не смежных.
Как видим, задержание в басу хорошо только в интервале ундецимы и при разрешении его в терцию следующего аккорда, в секстаккорд, или квинтсекстаккорд. В двух других случаях, при NВ, оно является неблагозвучным и довольно неуклюжим. Задержание может одновременно быть в двух голосах, в терциях, или в секстах, когда мы, напр., соединим задержание ноны и ундецимы, или ундецимы и терцдецимы; соединение же задержаний ноны и терцдецимы дает или запрещенные ходы квинтами, или ходы квартами, не всегда возможные. Двухголосное задержание при участии баса не употребляется.
При NВ представлен пример задержания снизу вверх, а также одновременно снизу и сверху. Задержание снизу вверх обыкновенно бывает в малой секунде и по большей части соединяется с задержанием, разрешающимся сверху вниз и употребляется не очень часто. Правило 24. Задержание не может быть разрешаемо ни в один тон, занятый каким-либо голосом, кроме басового, но не меньше как на расстоянии октавы.
Задача. Написать примеры с употреблением приготовленных задержаний и их разрешений, на основании изложенного.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|