Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гармоническая Фигурация. Органный пункт или педаль. Многоголосное сложение.





Украшение гармонии вспомогательными, проходящими и украшающими нотами носит название мелодической фигурации. Украшение гармонии идущими в восходящем и нисходящем порядке гармоническими аккордовыми нотами называется гармонической фигурацией. Гармоническая фигурация принадлежит собственно к свободному стилю, инструментальной музыке, и в строгом стиле может иметь едва ли даже и самое незначительное применение, притом, скорее случайное, эпизодическое, чем преднамеренное и мотивированное.
Гармоническая фигурация нередко соединяется с ритмической, состоящей в правильном ритмическом расчленении мотива на известные ритмические части, вперемешку с паузами.

Всевозможные, известные нам, гармонические сочетания и последовательности, мелодические и гармонические украшения, диатонические и хроматические, в общей своей совокупности находят себе наилучшее применение в так называемом оранном пункте или педали. В строгом стиле органный пункт имеет не частое применение и носит на себе консонансный, строгий характер; в свободном же стиле он находит себе наиболее частое применение и носит характер диссонирующий, хроматический, с применением негармонических последований и всех вообще музыкальных средств гармонии - характер вполне свободный. Органный пункт состоит в том, что на басу, выдерживаемом в тонике, или доминанте, или же на той и другой вместе, в продолжении нескольких тактов строятся гармонические сочетания и последования, имеющие более или менее близкое сходство со строем тоники и, наконец, гармония заканчивается аккордом на тонике, в виде полного совершенного заключения. Подобная форма построения гармонии чаще всего употребляется в конце сочинения, в виде наиболее распространенной каденции, для утверждения в данном строе, после некоторых предшествовавших уклонений в другие строи. Но, как выдерживаемый тон, органный пункт употребляется и в средине сочинения, особенно в конце его отделов.
Употребляя органный пункт, не нужно переполнять его чуждыми главному строю проходящими аккордами, но умело перемешать их с аккордами основного строя гармоническими, только тогда получится более или менее цельное музыкальное впечатление.

Употребление органного пункта в двух тонах, тонике и доминанте, требует уже
больше голосов, чем обыкновенно, так как остающиеся свободными два голоса не в
состоянии удовлетворить требованиям полноты и правильности гармонии. Отсюда мы уже
можем видеть, что гармония не ограничивается только одними четырьмя голосами, но иногда
может быть пяти-шеститолосною и многоголосною. По существу дела, обычная гармония,
в смысле известных нам сочетаний и последований аккордов, остается неизменно той
же самой, но аккордовые интервалы выполняются нередко не одним, а двумя голосами,
или в октаве, или, реже, в однозвучии. Поэтому для получения пятиголосной и шестиголосной гармонии необходимо удваивать интервалы, и большею частью основной тон и
квинту, как более способный к удвоению. В подлинном же значении самостоятельное
многоголосное сложение может иметь место только при контрапунктической разработке мелодии, в форме имитаций, канона и фуги, при помощи двойного и тройного перемещающихся контрапунктов октавы, децимы, дуодецимы и проч. Лучшие образцы подобных многоголосных сочинений в строгом стиле принадлежат композиторам западной католической
церковной музыки Аллегри, Орландо Лассо, Палестрине и др. Современный строгий стиль
ограничивается употреблением многоголосного сложения в относительно скромных размерах, более в смысле гармоническом, чем контрапунктическом.

Шестиголосное и многоголосное сложение, в виду значительного стеснения голосов в движении, для большей естественности своего построения, требует обыкновенно введения, по временам, паузам в голосах и перекрещивания голосов или такого временного их сопоставления, когда относительно низкий голос берет ноты высшего и наоборот, напр. альт берет временно ноты выше низких нот дисканта, дискант же, наоборот, берет ноты ниже высоких нот альта. Такое перекрещивание голосов возможно только в голосах смежных между собой. Для того же чтобы яснее видеть движете отдельных голосов, многоголосное сложение пишется в голосовых ключах, в виде партитуры. Упражнения в составлении многоголосного сложения и чтения партитур в ключах могут быть предоставлены собственной любознательности изучающего гармонию.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.