Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика мирового фармацевтического рынка





 

Мировой фармацевтический рынок. Получить представление о месте, которое занимает фармацевтический рынок среди других секторов мировой экономики, позволяют данные, публикуемые на протяжении 20 лет лондонской газетой Financial Times о 500 ведущих компаниях мира. При этом основным критерием оценки компаний является показатель размера рыночной капитализации (стоимости, полученной в результате умножения числа выпущен­ных акций на их рыночную цену), рассчитанный по состоянию на конец сентября каждого года. В качестве единой валюты рей­тинга FT 500 используется доллар США.

Оценивая положение фармацевтической отрасли за последнее пятилетие XX в., можно отметить, что доля фармации в общем объеме рыночной капитализации 500 ведущих мировых компаний начиная с 1997 г. составляла 13%. В рейтинг 1998 г. вошло 25 фармацевтических компаний, которые в совокупности по рыноч­ной капитализации заняли третье место среди остальных секторов экономики, пропустив вперед только коммерческие банки и ком­пании, предоставляющие услуги телефонной связи. В список FT 500 за 2006 г. вошли 27 фармацевтических компаний, в том числе Pfizer, Johnson& Johnson, GlaxoSmithKline, Novartis,Roche, Sanofi-Aventis, Genentech, Amgen, AstraZeneca, Merck, Abbott Lab., Wyeth, Bayer и др. Фармацевтические компании постоянно присутствуют в рей­тинге журнала FORFUNE — Global 500, в который включаются компании с самыми большими доходами, например в список 2006 г. вошли Pfizer, Johnsond Johnson,GlaxoSmithKline, Sanofi-Aventis, Bayer, Novartis и др. По оценкам журнала «Pharmaceutical executive» и аген­тства «IMS Health» (International Marketing Service Health — меж­дународная маркетинговая служба) первые десять позиций в списке 50 крупнейших фармацевтических компаний в 2006 г. по приросту объема продаж и расходам на научные исследования выглядят следующим образом: Pfizer, GlaxoSmith Kline, Sanofi-Aventis,Novartis, AstraZeneca, Johnson& Johnson, Merck, Wyeth, Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly и т. д.

Одной из основных тенденций мирового фармбизнеса конца XX в. стала консолидация бизнеса — М&А. Тенденция к слияниям (Merger) и поглощениям (Acquisition) обусловлена глобализацией фармацевтической отрасли; европейской интеграцией; усилени­ем влияния на мировую экономику Всемирной торговой органи­зации; растущими затратами на научные исследования и разра­ботки, а также маркетинг ЛС.

Достаточно только вспомнить наиболее крупные из них за последние 10 лет — поглощение компании American Cyanamid кор­порацией American Ноте Products, приобретение фирмой SmithKline Beecham у Isthmian Kodak фармацевтического отделения Sterling Health, слияние Glaxo и Wellcome, а также швейцарских Ciba и Sandoz (новый концерн Novartis), шведско-американское слияние компаний Pharmacia и Upjohn. В середине ноября 1998 г. два круп­нейших европейских производителя фармацевтической продукции Hoechst (Германия) и Rhone-Poulenc (Франция) опубликовали совместное заявление о будущем слиянии. Тогда же новый консолидированный концерн получил свое название — Aventis. Штаб-квартира нового концерна находится в г. Страсбург (Франция). В декабре 1999 г. объединение было завершено. В начале декабря 1998 г. о своем намерении объединиться объявили шведская ком­пания Astra и английская фирма Zeneca. В мае 1999 г. в Париже было объявлено о слиянии двух французских компаний Sanofi и Synthelabo. Объединившись, новая компания заняла второе место во Фран­ции и шестое место в Европе, а также вошла в двадцатку фарма­цевтических компаний мира (ее годовой оборот составлял 35 млрд франц. франков).

В 2000 г. по оценкам аналитиков произошли феноменальные слияния, приведшие к образованию двух гигантов фармацевти­ческой индустрии. Компания Pfizer, поглотившая компанию Warner-Lambert, вышла на первое место с 7%-й долей мирового объема продаж лекарств, а закончившееся в конце декабря слияние та­ких крупных фармацевтических компаний, как SmithKline Beecham и Glaxo Wellcome, привело к созданию второй по величине компании Glaxo Smith Kline (6,9 % мирового объема продаж лекарствен­ных препаратов). Объемы продаж каждого из этих гигантов по всему миру в 2001 г. превысили 26 млрд. долл. США. В разные годы процессы М&А протекали неравномерно, наибольший объем сделок в первом десятилетии XXI в. был зафиксирован в 2000 г. (238 млрд. долл.). В 2003 г. было завершено только одно крупномасштабное слияние — приобретение Pharmacia компанией Pfizer. В 2004 г. было зафиксировано 52 сделки, среди которых слияние французских компаний Sanofi и Aventis. Главным событием 2006 г. стало образо­вание альянса Bayer-Schering. Наибольшее количество сделок за­ключается американскими компаниями, хотя в последние годы растет количество соглашений у европейских фирм.

В табл. 3.1 приведены данные о фармацевтических компаниях, на протяжении 2000 — 2002 гг. входивших в рейтинг 500 крупней­ших.

 

Таблица 3.1 - Крупнейшие фармацевтические компании мира, 2000 — 2002 гг.

Компания Страна Место в рейтингеFТ500 Рыночная капитализация, млн. долл. США
                   
Pfizer Inc. США       249 020,7 263 995,9 118 801,2
Merck США       130 767,1 195 743,1 152 079,7
GlaxoSmith Kline Великобритания     145 378,3 160406,4
Johnson & Johnson США       197912,2 135 007,6 123 444,4
Novartis Швейцария       114 056,4 123 428,5 104 559,2
Bristol Myers Squibb США       78 342,4 123 310,9 118029,7
Lilly США       85 649,7 91 450,1 68968,2
Roche-Holding Швейцария       70 409,7 87013,0 108 390,1
AstraZeneca Великобритания       86 985,8 82 735,9 71 275,8
Schering- Plough США       45 872,3 76 340,0 55 890,0
American Home Products США     73 496,9 52 102,9
Pharmacia США     58411,9 71 895,8
Amgen Inc. США       62 717,5 65 291,9 59 493,5
Aventis Франция       55 303,4 57 146,8 44 774,2
Taceda Chemical Industries Япония ПО     36430,2 53 462,2 40034,0
Sanofi-Synthelabo Франция       47238,1 42 703,0 28425,3
Genentech США       26 551,8 38 848,2 32 652,8
Rio Tinto Британия/Австралия       27331,8 25 992,8 38457,3
Immunex США       16 589,7 22 030,8 14821,2
ВНР BiIIIton Австралия/Британия     35 740,9 19211,8
Yamanouchi Pharmaceutical Япония     15 031,2 11 020,8
Elan Ирландия   13 994,0
Millennium Pharmaceuticals США   12 326,9
Novo Nordisk Дания     12051,1 10957,2
Medimmune США     9735,8 10443,2
Sankyo Япония   10415,8
Schering Германия   11 631,6
Serono Швейцария   10311,3
Alkon США   10155,0
Becton Diskinson США   9750,7

 

Показателен факт, что более половины компаний, фигуриру­ющих в рейтинге, представляют США. Это лишний раз подтверж­дает доминирование американских компаний на мировом фарма­цевтическом рынке. Такое положение является следствием тради­ционно более строгой ориентации американских компаний на текущие требования рынка и максимального подчинения этим требованиям деятельности всех своих структур, особенно иссле­довательских подразделений. Высокая оперативность в разверты­вании исследований по наиболее актуальным проблемам медици­ны позволяет им часто опережать европейских коллег и быстро захватывать значительную долю мирового рынка на самых при­оритетных направлениях.

Анализируя ситуацию на мировом фармацевтическом рынке по заданию комиссара промышленности и торговли Европейско­го сообщества (ЕС) Э.Лииканена, профессор Ф.Памолли также пришел к выводу, что в 90-е гг. XX в. американские фармацевти­ческие предприятия стали конкурентоспособнее европейских. Так, если доля мирового фармацевтического рынка в начале 1990 г. между Европой и США делилась как 26,5 % и 32,4 % соответствен­но, то в начале 2000 г. это соотношение составляло 26,7 % для Европы и 40,2 % для США, а в 2006 г. - 30,1 % и 42 %. В период 1990 — 1995 гг. расходы на научные исследования и опытно-конст­рукторские разработки (НИОКР) европейских фармацевтических компаний превосходили затратыамериканских, а к началу XX в. расходы США почти на 4 млрд. евро превысили вложения в науч­ные исследования европейцев. В отчете названы основные причи­ны разной конкурентоспособности европейской и американской фармацевтической промышленности (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2 - Причины различной конкурентоспособности европейской и американской фармацевтической промышленности

(проф. Ф. Памолли с соавторами «Global Competitiveness in Pharmaceuticals», ноябрь 2000)

 

Европа США
Внутренние причины, присущие фармацевтической промышленности
Большая доля затрат в стоимости продукции Затраты на единицу продукции незначительно повышают производительность труда Незначительное инвестирование в НИОКР, так как мала доля нова­торских предприятий Запоздалое и медленное развитие молекулярно-биологических ис­следований, привязанность к тра­диционным химическим исследо­ваниям Исследования перемещаются в США Более старые портфели продуктов Зависимость от внешних влияний, таких, как политика, цены и регу­лирование, лицензионная зави­симость Использование новых технологий и кооперирование новых техноло­гических предприятий и оферен­тов Портфель ценных бумаг с большой долей инноваций Возрастающие инвестиции в НИОКР Расширенное внешнее сотрудни­чество в доклинических исследо­ваниях Увеличение количества новыхбиотехнологических предприятий Увеличение оборота за счет агрес­сивного маркетинга и рекламы
Внешние структурные причины Государственные механизмы продвижения
Недостаточность государственных средств для внедрения биомеди­цинских инноваций Внедрения фрагментированы, что недостаточно для создания крити­ческой массы Ориентация на специализирован­ные исследовательские учрежде­ния без связи с медицинской практикой и промышленными исследованиями Отсутствие конкурса исследова­тельских учреждений на получение средств на развитие Опережающее продвижение госу­дарством биомедицинских иссле­дований Средства на исследования распре­деляются Национальным институ­том здоровья на проекты, нацелен­ные на практическое применение Конкурс исследовательских учреж­дений для получения денежных средств на ускоренное развитие Большое поступление капитала от крупных предприятий Тесное сотрудничество промыш­ленности и высшей школы (но возрастающая критика из-за при­ватизации знаний)
Развитие технологической специализации
Недостаточное количество новых предприятий, специализирующих­ся по инновационным технологи­ям (химическая комбинаторная технология, скрининг сырья, геномика) Дефицит венчурного капитала Капитал больших европейских предприятий перетекает в предриятия США Рынок труда для ученых менее привлекателен и гибок Мало хозяйственников обучаются в высшей школе Появление большого количества новых предприятий с передовыми технологиями Достаточное количество венчурно­го капитала
Патентная защита
Длительный процесс получения патентной защиты биотехнологи­ческих изобретений Оперативное регулирование патентной защиты биотехнологий
Рынок
Вместо единого рынка отдельные рынки и системы здравоохранения Дефицит механизмов конкурен­ции, стимулирования инноваций Системы регулирования цен защи­щают предприятия с устаревшими технологиями и препятствуют из­готовлению дженериков Отрегулированный рынок с расту­щим спросом Свободные цены делают доходны­ми предприятия и стимулируют реинвестиции в исследования Система управляемого обслужива­ния благоприятствует конкурен­ции

 

 

В резюме доклада констатируется, что потеря конкурентоспо­собности Европой стала результатом нестандартности в работе индивидуальных фирм в разных странах.

В Великобритании, Дании, Швеции и Ирландии наблюдается прогресс в отличие от Германии и Италии. Крупные многонацио­нальные европейские предприятия могут конкурировать с анало­гичнымиамериканскими. В докладе комиссару ЕС даны следующие рекомендации:

· повысить ценность научных фундаментальных исследований путем сильного финансового стимулирования и реорганизации системы (расширить теоретические и практические исследования вбиотехнологических науках; создать систему дифференцирован­ного предоставления средств из бюджета и условия для конкурен­ции среди исследовательских учреждений; разработать интегри­рованную европейскую систему продвижения продукта вместо отдельных национальных систем);

· объединить в сеть системы академических и промышленных исследований для целенаправленных прикладных исследований;

· расширить исследования в фармацевтической промышленно­сти за счет собственных ресурсов и сотрудничество с университе­тами или новыми биотехнологическими предприятиями;

· способствовать большей конкуренции и интеграции в европей­ский рынок здоровья (усилить патентную защиту для инноваций, отменить регулирование в беспатентном секторе и в сфере рас­пределения, создать конкурентные системы снабжения и увели­чить финансирование здравоохранения, изменить механизм доплат).

На основе результатов исследования Европейской федерации ассоциации фармацевтической промышленности (EFPIA — Euro­pean Federation of Pharmaceutical Industries Associations) для улучше­ния функционирования европейского фармацевтического рынка были поставлены следующие цели:

· увеличение финансирования потребностей лекарственного обес­печения населения;

· более эффективное использование средств, отпускаемых для сохранения здоровья населения;

· ускорение поступления новых ЛС на рынок;

· информирование пациентов о терапии их заболеваний и о воз­можности получения необходимых сведений;

· отмена всех барьеров при допуске ЛС на рынок;

· недопущение поглощения рынков при расширении Европей­ского союза на Восток.

Мировые лидеры фармацевтической индустрии имеют поли­направленный характер деятельности. Это объясняется, с одной стороны, требованиями рыночной конкуренции, а с другой — особенностями современного уровня фундаментальных и приклад­ных научных исследований, на который вышло большинство из них. Это достижения в области современной генетики, органи­ческого синтеза, биотехнологии и др. Благодаря научным иссле­дованиям в 1999 г. на мировой фармацевтический рынок поступи­ли лекарственные препараты, содержащие 32 новые активные суб­станции, в 2000 г. выпуск инновационных ЛС пополнился еще на 43 единицы, в 2001 г. было зарегистрировано 37 новых активных субстанций (НАС), из которых более 30% составляли продукты, полученные на основе новых биотехнологий, в 2006 г. — 31. Пред­полагается, что тенденция общего уменьшения количества НАС и увеличения доли биотехнологическихпродуктов сохранится как минимум в ближайшее десятилетие.

Перспективность разработок в области биотехнологии подтвер­ждает весьма динамичное развитие американской корпорации Amgen (название представляет собой аббревиатуру, в пер. с англ. — прикладнаямолекулярная генетика), которая со 190-й позиции в 1998 г. переместилась в 2006 г. на 85-ю позицию и продолжает свое дальнейшее развитие. Занимаясь исследованиями в области техно­логии рекомбинантныхДНК, молекулярной генетики, клеточ­ной инженерии для целенаправленного создания лекарственных препаратов, компания Amgen выпускает ЛС, применяемые для стимуляции гемопоэза, повышения иммунитета, а также в облас­ти нейробиологии. Лекарственные препараты от анемии эйпоген и стимулятор иммунной системы нейпоген обеспечивают около 90 % общего объема продаж этой компании. Почти четверть свое­го дохода компания тратит на исследования и развитие производ­ства. Она имеет соглашения о совместных исследованиях с рядом крупных фирм, включая Johnson & Johnson и Kirin (японская пи­воваренная фирма, активно расширяющая фармацевтическое про­изводство).

Говоря об ассортиментном портфеле компаний, находящихся в верхней части рейтинга в связи с их высокими затратами на исследовательскую деятельность, следует отметить, что у каждой из них есть один или несколько современных наукоемких препа­ратов, претендующих на значительные доли рынка. В последнее время в ассортиментной политике лидеров особое внимание уде­ляется стратегии создания мегабрэндов (блокбастеров).

Мегабрэнд (или блокбастер) — это продукт, удовлетворяющий следующим характеристикам:

· объем его продаж во всем мире составляет более миллиарда долларов ежегодно, начиная со второго года после выпуска ле­карственного препарата в торговую сеть, с пиковыми объемами продаж, превышающими несколько миллиардов долларов;

· распространение продукта очень широко — до 60 стран в тече­ние двух лет со дня появления препарата на рынке.

Если в 1992 г. было всего 4 таких лекарства, то в 1998 г. число мегабрэндов составляло 29, а к 2002 г. их количество возросло до 66 наименований. Доля общемирового фармацевтического рынка, занимаемогоблокбастерами, возросла с 6 до 45 %. Создание ме­габрэндов определяется распространенностью заболевания (напри­мер, онкология, остеопороз, тромбоз, сердечно-сосудистые бо­лезни и др.), широтой охвата населения, ценовым потенциалом.

В ассортиментном портфеле ведущих фармацевтических произ­водителей присутствуют несколькомегабрендов, например у AstraZeneca — 10, Glaxo Smith Kline — 9, Pfizer— 8, Merck — 5, Bristol Myers Squibb и Johnson & Johnson — no 4. Европейским компаниям принадлежит 28 % мегабрэндов, компаниям США — 68 % и 4 % — Японии. Например, Pfizer владеет такими блокбастерами, как по­нижающий уровень холестериналипитор (объем продаж в 2001 г. — 6,4 млрд долл., а в 2005 г. — 12,9 млрд долл.), антигипертензивныйпрепарат норваск (962 млн долл., а в 2005 г. — 5,0 млрд долл.), антидепрессант зофолт, противоэпилептическое средство нейро- поэтин, препарат для повышения потенции виагра, революцион­ноеантиревматическое средство целебрекс. Причем целебрекс, виагру и липитор можно уже отнести ксуперблокбастерам, так как каждый из этих лекарственных препаратов достиг миллиард­ного объема продаж в долларовом эквиваленте всего за год. Бест­селлером компании Merck является гиполипидемическое, гипохо-лестеринемическое средство зокор, у фармацевтической фирмы ScheringPlough — это антигистаминное средство кларитин, для AstraZeneca — средство для лечения язвенной болезни лозек, Eli Lilly имеет в ассортименте таких лидеров продаж, как антиде­прессанты прозак и зипрекса.

На положение фармацевтических компаний в мировом рей­тинге существенное влияние оказывают:

· окончание сроков патентной защиты производимых компани­ями оригинальных препаратов;

· размещение производства в странах с дешевыми ресурсами;

· особенности интенсификации потребления ЛС (рецептурный отпуск, заболеваемость и др.);

· ограничения ряда стран по расширению границ фармацевти­ческого рынка (регистрация, лицензирование и др.);

· часто опережающие темпы роста инвестиций в исследователь­ские проекты над темпами роста продаж готовой продукции;

· горизонтальный интеграционный рост, заключающийся в сли­яниях фирм и оптимизации расходов на производство и последу­ющее продвижение продукции.

Некоторые аналитики полагают, что горизонтальная интегра­ция может со временем перерасти в глобальное разделение труда, когда за развитыми странами Северной Америки, Западной Европы, а также Японией, Австралией и некоторыми другими странами окончательно закрепится статус «мозговых центров» производства.

Несмотря на различия в геополитических условиях развития и функционирования ведущих фармацевтических фирм, характер­ными для них являются не только инвестиции в перспективные научные исследования, обоснованный выбор стратегии развития (в том числе ассортиментной), но и активное создание стратеги­ческих альянсов с исследовательскими центрами и другими фар­мацевтическими компаниями. Например, компания Aventis в2001 г. заключила соглашение с фармацевтической фирмой Millennium о технологическом кооперировании для реализации 11 новых про­ектов по выпуску лекарственных препаратов для лечения воспа­лительных заболеваний; концерн Bayer AG и компания Glaxo-SmithKline являлись партнерами по подготовке ЛС, предназначен­ного для лечения нарушений эрекции варденафил, к продаже на рынке Европы (в первой половине 2003 г.), компании







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.