|
Характеристика мирового фармацевтического рынка
Мировой фармацевтический рынок. Получить представление о месте, которое занимает фармацевтический рынок среди других секторов мировой экономики, позволяют данные, публикуемые на протяжении 20 лет лондонской газетой Financial Times о 500 ведущих компаниях мира. При этом основным критерием оценки компаний является показатель размера рыночной капитализации (стоимости, полученной в результате умножения числа выпущенных акций на их рыночную цену), рассчитанный по состоянию на конец сентября каждого года. В качестве единой валюты рейтинга FT 500 используется доллар США. Оценивая положение фармацевтической отрасли за последнее пятилетие XX в., можно отметить, что доля фармации в общем объеме рыночной капитализации 500 ведущих мировых компаний начиная с 1997 г. составляла 13%. В рейтинг 1998 г. вошло 25 фармацевтических компаний, которые в совокупности по рыночной капитализации заняли третье место среди остальных секторов экономики, пропустив вперед только коммерческие банки и компании, предоставляющие услуги телефонной связи. В список FT 500 за 2006 г. вошли 27 фармацевтических компаний, в том числе Pfizer, Johnson& Johnson, GlaxoSmithKline, Novartis,Roche, Sanofi-Aventis, Genentech, Amgen, AstraZeneca, Merck, Abbott Lab., Wyeth, Bayer и др. Фармацевтические компании постоянно присутствуют в рейтинге журнала FORFUNE — Global 500, в который включаются компании с самыми большими доходами, например в список 2006 г. вошли Pfizer, Johnsond Johnson,GlaxoSmithKline, Sanofi-Aventis, Bayer, Novartis и др. По оценкам журнала «Pharmaceutical executive» и агентства «IMS Health» (International Marketing Service Health — международная маркетинговая служба) первые десять позиций в списке 50 крупнейших фармацевтических компаний в 2006 г. по приросту объема продаж и расходам на научные исследования выглядят следующим образом: Pfizer, GlaxoSmith Kline, Sanofi-Aventis,Novartis, AstraZeneca, Johnson& Johnson, Merck, Wyeth, Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly и т. д. Одной из основных тенденций мирового фармбизнеса конца XX в. стала консолидация бизнеса — М&А. Тенденция к слияниям (Merger) и поглощениям (Acquisition) обусловлена глобализацией фармацевтической отрасли; европейской интеграцией; усилением влияния на мировую экономику Всемирной торговой организации; растущими затратами на научные исследования и разработки, а также маркетинг ЛС. Достаточно только вспомнить наиболее крупные из них за последние 10 лет — поглощение компании American Cyanamid корпорацией American Ноте Products, приобретение фирмой SmithKline Beecham у Isthmian Kodak фармацевтического отделения Sterling Health, слияние Glaxo и Wellcome, а также швейцарских Ciba и Sandoz (новый концерн Novartis), шведско-американское слияние компаний Pharmacia и Upjohn. В середине ноября 1998 г. два крупнейших европейских производителя фармацевтической продукции Hoechst (Германия) и Rhone-Poulenc (Франция) опубликовали совместное заявление о будущем слиянии. Тогда же новый консолидированный концерн получил свое название — Aventis. Штаб-квартира нового концерна находится в г. Страсбург (Франция). В декабре 1999 г. объединение было завершено. В начале декабря 1998 г. о своем намерении объединиться объявили шведская компания Astra и английская фирма Zeneca. В мае 1999 г. в Париже было объявлено о слиянии двух французских компаний Sanofi и Synthelabo. Объединившись, новая компания заняла второе место во Франции и шестое место в Европе, а также вошла в двадцатку фармацевтических компаний мира (ее годовой оборот составлял 35 млрд франц. франков). В 2000 г. по оценкам аналитиков произошли феноменальные слияния, приведшие к образованию двух гигантов фармацевтической индустрии. Компания Pfizer, поглотившая компанию Warner-Lambert, вышла на первое место с 7%-й долей мирового объема продаж лекарств, а закончившееся в конце декабря слияние таких крупных фармацевтических компаний, как SmithKline Beecham и Glaxo Wellcome, привело к созданию второй по величине компании Glaxo Smith Kline (6,9 % мирового объема продаж лекарственных препаратов). Объемы продаж каждого из этих гигантов по всему миру в 2001 г. превысили 26 млрд. долл. США. В разные годы процессы М&А протекали неравномерно, наибольший объем сделок в первом десятилетии XXI в. был зафиксирован в 2000 г. (238 млрд. долл.). В 2003 г. было завершено только одно крупномасштабное слияние — приобретение Pharmacia компанией Pfizer. В 2004 г. было зафиксировано 52 сделки, среди которых слияние французских компаний Sanofi и Aventis. Главным событием 2006 г. стало образование альянса Bayer-Schering. Наибольшее количество сделок заключается американскими компаниями, хотя в последние годы растет количество соглашений у европейских фирм. В табл. 3.1 приведены данные о фармацевтических компаниях, на протяжении 2000 — 2002 гг. входивших в рейтинг 500 крупнейших.
Таблица 3.1 - Крупнейшие фармацевтические компании мира, 2000 — 2002 гг.
Показателен факт, что более половины компаний, фигурирующих в рейтинге, представляют США. Это лишний раз подтверждает доминирование американских компаний на мировом фармацевтическом рынке. Такое положение является следствием традиционно более строгой ориентации американских компаний на текущие требования рынка и максимального подчинения этим требованиям деятельности всех своих структур, особенно исследовательских подразделений. Высокая оперативность в развертывании исследований по наиболее актуальным проблемам медицины позволяет им часто опережать европейских коллег и быстро захватывать значительную долю мирового рынка на самых приоритетных направлениях. Анализируя ситуацию на мировом фармацевтическом рынке по заданию комиссара промышленности и торговли Европейского сообщества (ЕС) Э.Лииканена, профессор Ф.Памолли также пришел к выводу, что в 90-е гг. XX в. американские фармацевтические предприятия стали конкурентоспособнее европейских. Так, если доля мирового фармацевтического рынка в начале 1990 г. между Европой и США делилась как 26,5 % и 32,4 % соответственно, то в начале 2000 г. это соотношение составляло 26,7 % для Европы и 40,2 % для США, а в 2006 г. - 30,1 % и 42 %. В период 1990 — 1995 гг. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) европейских фармацевтических компаний превосходили затратыамериканских, а к началу XX в. расходы США почти на 4 млрд. евро превысили вложения в научные исследования европейцев. В отчете названы основные причины разной конкурентоспособности европейской и американской фармацевтической промышленности (табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Причины различной конкурентоспособности европейской и американской фармацевтической промышленности (проф. Ф. Памолли с соавторами «Global Competitiveness in Pharmaceuticals», ноябрь 2000)
В резюме доклада констатируется, что потеря конкурентоспособности Европой стала результатом нестандартности в работе индивидуальных фирм в разных странах. В Великобритании, Дании, Швеции и Ирландии наблюдается прогресс в отличие от Германии и Италии. Крупные многонациональные европейские предприятия могут конкурировать с аналогичнымиамериканскими. В докладе комиссару ЕС даны следующие рекомендации: · повысить ценность научных фундаментальных исследований путем сильного финансового стимулирования и реорганизации системы (расширить теоретические и практические исследования вбиотехнологических науках; создать систему дифференцированного предоставления средств из бюджета и условия для конкуренции среди исследовательских учреждений; разработать интегрированную европейскую систему продвижения продукта вместо отдельных национальных систем); · объединить в сеть системы академических и промышленных исследований для целенаправленных прикладных исследований; · расширить исследования в фармацевтической промышленности за счет собственных ресурсов и сотрудничество с университетами или новыми биотехнологическими предприятиями; · способствовать большей конкуренции и интеграции в европейский рынок здоровья (усилить патентную защиту для инноваций, отменить регулирование в беспатентном секторе и в сфере распределения, создать конкурентные системы снабжения и увеличить финансирование здравоохранения, изменить механизм доплат). На основе результатов исследования Европейской федерации ассоциации фармацевтической промышленности (EFPIA — European Federation of Pharmaceutical Industries Associations) для улучшения функционирования европейского фармацевтического рынка были поставлены следующие цели: · увеличение финансирования потребностей лекарственного обеспечения населения; · более эффективное использование средств, отпускаемых для сохранения здоровья населения; · ускорение поступления новых ЛС на рынок; · информирование пациентов о терапии их заболеваний и о возможности получения необходимых сведений; · отмена всех барьеров при допуске ЛС на рынок; · недопущение поглощения рынков при расширении Европейского союза на Восток. Мировые лидеры фармацевтической индустрии имеют полинаправленный характер деятельности. Это объясняется, с одной стороны, требованиями рыночной конкуренции, а с другой — особенностями современного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований, на который вышло большинство из них. Это достижения в области современной генетики, органического синтеза, биотехнологии и др. Благодаря научным исследованиям в 1999 г. на мировой фармацевтический рынок поступили лекарственные препараты, содержащие 32 новые активные субстанции, в 2000 г. выпуск инновационных ЛС пополнился еще на 43 единицы, в 2001 г. было зарегистрировано 37 новых активных субстанций (НАС), из которых более 30% составляли продукты, полученные на основе новых биотехнологий, в 2006 г. — 31. Предполагается, что тенденция общего уменьшения количества НАС и увеличения доли биотехнологическихпродуктов сохранится как минимум в ближайшее десятилетие. Перспективность разработок в области биотехнологии подтверждает весьма динамичное развитие американской корпорации Amgen (название представляет собой аббревиатуру, в пер. с англ. — прикладнаямолекулярная генетика), которая со 190-й позиции в 1998 г. переместилась в 2006 г. на 85-ю позицию и продолжает свое дальнейшее развитие. Занимаясь исследованиями в области технологии рекомбинантныхДНК, молекулярной генетики, клеточной инженерии для целенаправленного создания лекарственных препаратов, компания Amgen выпускает ЛС, применяемые для стимуляции гемопоэза, повышения иммунитета, а также в области нейробиологии. Лекарственные препараты от анемии эйпоген и стимулятор иммунной системы нейпоген обеспечивают около 90 % общего объема продаж этой компании. Почти четверть своего дохода компания тратит на исследования и развитие производства. Она имеет соглашения о совместных исследованиях с рядом крупных фирм, включая Johnson & Johnson и Kirin (японская пивоваренная фирма, активно расширяющая фармацевтическое производство). Говоря об ассортиментном портфеле компаний, находящихся в верхней части рейтинга в связи с их высокими затратами на исследовательскую деятельность, следует отметить, что у каждой из них есть один или несколько современных наукоемких препаратов, претендующих на значительные доли рынка. В последнее время в ассортиментной политике лидеров особое внимание уделяется стратегии создания мегабрэндов (блокбастеров). Мегабрэнд (или блокбастер) — это продукт, удовлетворяющий следующим характеристикам: · объем его продаж во всем мире составляет более миллиарда долларов ежегодно, начиная со второго года после выпуска лекарственного препарата в торговую сеть, с пиковыми объемами продаж, превышающими несколько миллиардов долларов; · распространение продукта очень широко — до 60 стран в течение двух лет со дня появления препарата на рынке. Если в 1992 г. было всего 4 таких лекарства, то в 1998 г. число мегабрэндов составляло 29, а к 2002 г. их количество возросло до 66 наименований. Доля общемирового фармацевтического рынка, занимаемогоблокбастерами, возросла с 6 до 45 %. Создание мегабрэндов определяется распространенностью заболевания (например, онкология, остеопороз, тромбоз, сердечно-сосудистые болезни и др.), широтой охвата населения, ценовым потенциалом. В ассортиментном портфеле ведущих фармацевтических производителей присутствуют несколькомегабрендов, например у AstraZeneca — 10, Glaxo Smith Kline — 9, Pfizer— 8, Merck — 5, Bristol Myers Squibb и Johnson & Johnson — no 4. Европейским компаниям принадлежит 28 % мегабрэндов, компаниям США — 68 % и 4 % — Японии. Например, Pfizer владеет такими блокбастерами, как понижающий уровень холестериналипитор (объем продаж в 2001 г. — 6,4 млрд долл., а в 2005 г. — 12,9 млрд долл.), антигипертензивныйпрепарат норваск (962 млн долл., а в 2005 г. — 5,0 млрд долл.), антидепрессант зофолт, противоэпилептическое средство нейро- поэтин, препарат для повышения потенции виагра, революционноеантиревматическое средство целебрекс. Причем целебрекс, виагру и липитор можно уже отнести ксуперблокбастерам, так как каждый из этих лекарственных препаратов достиг миллиардного объема продаж в долларовом эквиваленте всего за год. Бестселлером компании Merck является гиполипидемическое, гипохо-лестеринемическое средство зокор, у фармацевтической фирмы ScheringPlough — это антигистаминное средство кларитин, для AstraZeneca — средство для лечения язвенной болезни лозек, Eli Lilly имеет в ассортименте таких лидеров продаж, как антидепрессанты прозак и зипрекса. На положение фармацевтических компаний в мировом рейтинге существенное влияние оказывают: · окончание сроков патентной защиты производимых компаниями оригинальных препаратов; · размещение производства в странах с дешевыми ресурсами; · особенности интенсификации потребления ЛС (рецептурный отпуск, заболеваемость и др.); · ограничения ряда стран по расширению границ фармацевтического рынка (регистрация, лицензирование и др.); · часто опережающие темпы роста инвестиций в исследовательские проекты над темпами роста продаж готовой продукции; · горизонтальный интеграционный рост, заключающийся в слияниях фирм и оптимизации расходов на производство и последующее продвижение продукции. Некоторые аналитики полагают, что горизонтальная интеграция может со временем перерасти в глобальное разделение труда, когда за развитыми странами Северной Америки, Западной Европы, а также Японией, Австралией и некоторыми другими странами окончательно закрепится статус «мозговых центров» производства. Несмотря на различия в геополитических условиях развития и функционирования ведущих фармацевтических фирм, характерными для них являются не только инвестиции в перспективные научные исследования, обоснованный выбор стратегии развития (в том числе ассортиментной), но и активное создание стратегических альянсов с исследовательскими центрами и другими фармацевтическими компаниями. Например, компания Aventis в2001 г. заключила соглашение с фармацевтической фирмой Millennium о технологическом кооперировании для реализации 11 новых проектов по выпуску лекарственных препаратов для лечения воспалительных заболеваний; концерн Bayer AG и компания Glaxo-SmithKline являлись партнерами по подготовке ЛС, предназначенного для лечения нарушений эрекции варденафил, к продаже на рынке Европы (в первой половине 2003 г.), компании Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|