|
УНИКАЛЬНЫЕ ДОСТОИНСТВА ТОВАРА
УДТ - это потребительские характеристики товара, отличающие его от аналогичных товаров; имеют очень большое значение для товаров при наличии серьезной конкуренции на рынке. Если у товара есть УДТ, то потребитель выбирает именно его; поэтому УДТ являются сильной стороной товара организации. Для ЛС - это возможное специфичное, благоприятное действие на организм, малая дозировка, низкая токсичность и минимум побочных действий или их отсутствие, наличие нескольких лекарственных форм, позволяющих подобрать ЛС для конкретного больного с учетом его индивидуальных потребностей, обусловленных течением болезни именно у него; а также другие характеристики товара. Например, уникальные достоинства товара ЛС Эссливер: 1. Действие эссенциальных фосфолипидов усилено витаминным комплексом. 2. Высокая эффективность, безопасность и хорошая переносимость (согласно данным клинических исследований в России). 3. Восстанавливает клетки печени и улучшает обмен веществ не только в печени, но и во всем организме. 4. Комплекс фармакологических эффектов: гепатопротекторное, гиполипидемическое,гипогликемическое, антиоксидантное, дезинтоксикационное, поэтому может применяться не только при заболеваниях печени.
В отношении рассматриваемой задачи по ЛС Эссливер можно сделать следующие выводы: сущность, фактический товар и УДТ могут быть расценены как сильные стороны в SWOT-анализе. Виды добавленного товара, недостаточны, что отражается в слабых сторонах SWOT-анализа и требует разработки других форм этого уровня ТАТ. Согласно классификации товаров по интенсивности спроса, ЛС Эссливер можно отнести к группам особого спроса или предварительного выбора, т. е. большей частью приобретать ЛС первоначально потребитель будет после назначения или рекомендации врача. В дальнейшем, если потребитель будет принимать ЛС 2-3 месяца, как рекомендуется, покупка может быть и безрецептурная. Поэтому отнесем этот факт к слабым сторонам в SWOT-анализе. По признаку комплементарности ЛС Эссливер относится к группе взаимозаменяемых, потому что оно является аналогом Эссенциале. Этот факт расценивается как слабая сторона товара, т. к. в процессе покупки у потребителя есть выбор между товарами-аналогами, в SWOT-анализе отражается в разделе слабых сторон. По признаку влияния на спрос ЛС Эссливер можно отнести к группе ЛС, пользующихся успехом.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА
Следующей концепцией аудита является определение жизненного цикла товара (ЖЦТ), т. к. в зависимости от его этапа формируются стратегии дальнейшего позиционирования конкретного товара на рынке. ЖЦТ - это период времени с момента появления товара на рынке до прекращения его реализации вследствие отсутствия спроса на него (или же последовательность фаз жизни товара на рынке). Суть концепции заключается в том, что объем продаж товара и величина прибыли в разные этапы ЖЦТ меняются, причем в процессе аудита важно знать этапы с прибылью и этапы спада продаж для своевременного решения наступающей рыночной проблемы ("уводить" товар с рынка или поддержать его) с этим товаром. В традиционном ЖЦТ выделяют 4-5 этапов: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Линия жизненного цикла товаров (этап: В – внедрение, Р – рост, З – зрелость, Н – насыщение, С - спад).
Для каждого этапа имеются характерные признаки, в т. ч.: · внедрение - незначительный объем продаж, малые темпы прироста, большие затраты на продвижение, нет прибыли, есть убытки за счет больших затрат на выведение товара на рынок. Факт этапа внедрения в ЖЦТ расценивается как слабые стороны в аудите товара; · рост - отмечаются значительные темпы прироста продаж, имеются затраты на продвижение, возможно появление прибыли и ее рост, в SWOT-анализе можно отразить в сильных сторонах товара; · зрелость - более медленные темпы прироста продаж, но абсолютные величины их объема значительны, рост прибыли, усиление конкуренции. В SWOT-анализе также отражается в сильных сторонах. Однако факт этого этапа для маркетолога является сигналом приближения рыночной проблемы, о которой говорилось выше; насыщение - объем продаж достигает максимальных значений, но более не растет (темпы прироста нулевые), прибыль достигает тоже максимума и начинает снижаться, в SWOT-анализе этот факт отражается и в сильных, и в слабых сторонах; · спад - объем продаж снижается, темпы прироста продаж отрицательные, прибыль снижается, факт этого этапа отражается в слабых сторонах SWOT-анализа. У АП должно быть время, чтобы своевременно разработать стратегии дальнейшей реализации товара, в частности: 1) можно не вкладывать дополнительные средства в укрепление позиций товара на рынке и с течением времени на этапе спада исключить его из ассортиментного портфеля закупок; 2) можно вложить дополнительные средства в кампанию по продвижению товара и укреплению его позиций на рынке; 3) можно принять решение о модификации товара, если для этого есть производственные мощности и финансовые возможности. Модификации возможны с изменением качества, свойств, дизайна товара. Выделяют различные виды линий ЖЦТ, среди них основные: · классический или бум - стабильный сбыт на протяжении долгого времени (рис. 4.10);
Рис. 4.10. Классический жизненный цикл.
· с повторным циклом (возобновление, ностальгия) - сбыт товара возобновляется с течением времени (рис. 4.11); Рис. 4.11. ЖЦТ - с повторным циклом
· увлечение - быстрый взлет и падение спроса на товар (рис. 4.12);
Рис. 4.12. ЖЦТ – увлечение. · продолжительное увлечение - значительный период максимального сбыта (рис. 4.13);
Рис. 4.13. ЖЦТ – продолжительное увлечение
· гребешковая кривая - несколько повторных этапов роста без спада; - мода, сезонность - рост и снижение спада повторяются в разные сезоны года (рис. 4.14);
Рис. 4.14. ЖЦТ – гребешковая кривая
· фетиш - резкий рост сбыта и моментальный спад (рис. 4.15);
Рис. 4.15. ЖЦТ – фетиш
· провал - объемы продаж небольшие, после чего спад (рис. 4.16).
Рис. 4.16. ЖЦТ – провал.
Следует иметь в виду, что ЖЦТ не всегда описывается одной из перечисленных линий, возможны комбинации; не всегда можно и спрогнозировать переход от одного этапа к другому, т. к. часто характер линии ЖЦТ не только зависит от спроса, но и является результатом управленческих действий. Для того чтобы определить вид, этапы и стратегию ЖЦТ, необходимо провести следующие процедуры и расчеты: 1) построить график динамики сбыта товара и в ходе сравнительного анализа с изображениями существующих видов ЖЦТ примерно определить вид жизненного цикла конкретного товара; 2) рассчитать темпы прироста показателей сбыта и по их величинам определить этапы ЖЦТ. Темпы прироста: · 0-10-15%-этапвнедрения (В); · 15-100% (200%) и выше - этап роста (Р); · 5-15-20% (после роста) - этап зрелости (3); · 0-5% - этап насыщения (Н); · отрицательные - этап спада (С).
Более наглядно линия ЖЦТ может быть представлена после выявления тенденции в динамике с использованием математического моделирования. Факты этапов насыщения, спада и внедрения в ЖЦТ отражаются в SWOT-анализе аудита товара как слабые стороны; этапы роста, зрелости и насыщения - сильные стороны (насыщение отражается в двух разделах, т. к. на этом этапе сбыт и прибыль - максимальные, но за ним следует их спад).
Итак, обратимся к исходным данным динамики продаж ЛС Эссливер (табл. 4.8), рассчитаем темпы прироста (%) и определим этапы ЖЦТ.
Таблица 4.8 – Динамика сбыта ЛС Эссливер за 1999-2005 гг.
Как следует из представленных данных, в динамике ЖЦТ отмечается значительный рост продаж в 2000-2003 гг. - в 5,3 раза по сравнению с исходным 1999 г. (1600/300), однако далее последовал спад продаж на треть (1600 - 1050 = 550; 1600/550 = 2,9). В линии ЖЦТ отсутствует четко выраженный этап насыщения, сбыт в течение 2001-2003 гг. можно идентифицировать как этап зрелости. Графически изобразим динамику продаж (рис. 4.17) и увидим, что линия ЖЦТ ЛС Эссливер при сравнительном анализе с эталонными видами линий ЖЦТ совпадает с линией "увлечения", т. е. значительным ростом продаж, а затем сразу наблюдается спад. Эта линия ЖЦТ расценивается в аудите товара и отражается в SWOT-анализе как слабая сторона, т. к. по прогнозу на ближайшее время, в соответствии с данной линией ожидаются дальнейший спад и уход с рынка.
Рис. 4.17. Графический анализ сбыта ЛС Эссливер.
ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Портфельный анализ, или анализ продуктового портфеля, проводится с целью выявления наиболее эффективных с позиций спроса и прибыльности товаров в ассортименте АП. Для этих целей применяется матрица БКГ (Бостонской консалтинговой группы) (рис. 4.18). Рис. 4.18. Схема матрицы БКГ
Высокими считают темпы прироста рынка свыше 10%, а доля рынка - более 1,0 (изображается в форме обратной шкалы: 2,0-1,0-0 - по входу товара в матрицу - см. стрелки). В секторе "Трудные дети" позиционируют товары с высокими темпами роста, но пока низкой долей рынка, т. е. это большей частью новые товары на этапе роста в ЖЦТ. Наличие в портфеле АП таких товаров требует интенсификации маркетинговых усилий и инвестиций в продвижение товара с тем, чтобы перевести его в сектор " Звезды " с высокой долей рынка; в противном случае возможны переход товара в сектор "Собаки" и уход с рынка. Факт присутствия в секторе " Трудные дети " рассматривается в SWOT-анализе как слабая сторона товаров; в секторе " Звезды " - как сильная сторона. Наличие в ассортименте товаров в секторе "Дойные коровы" с высокой долей рынка, но снижающимися темпами роста (соответствует этапам зрелости и насыщения в ЖЦТ) отражается в SWOT-анализе в сильных и слабых сторонах для АП. При переходе товара в категорию " Собаки " (что соответствует в ЖЦТ этапу спада) сбыт не приносит прибыли, товар не пользуется спросом, возможны убытки, что расценивается как слабые стороны в SWOT-анализе. Вместе с тем социально значимые, жизненно важные ЛС даже при малом спросе должны быть в ассортиментном портфеле АП, в связи с чем от маркетолога требуется серьезное обоснование ассортиментной политики, чтобы сформировать сбалансированный портфель из товаров секторов " Звезды " и " Дойные коровы ", часть прибыли от реализации которых можно направить на поддержку инновационных " Трудных детей " и социально значимых " Собак ".
В отношении задачи по ЛС Эссливер из-за отсутствия дополнительных данных по доле рынка, которую занимает ЛС Эссливер в условии практической ситуации, можно предположить позиции ЛС Эссливер в матрице БКГ как переход в сектор " Собаки ", что расценивается как слабая сторона в аудите товара и соответственно отражается в SWOT-анализе (табл. 4.9).
СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Для укрепления своих позиций на рынке организация может воспользоваться различными стратегиями реализации товара или услуги, представленными в матрице Ансоффа (рис. 4.19).
Рис. 4.19. Матрица Ансоффа. Исходное состояние - это расположение существующего товара на существующем рынке. При наличии рыночной проблемы (снижение сбыта) необходимо обоснованно принять решение о дальнейшей стратегии реализации товара. Внедрение на освоенный рынок - это поиск потенциальных покупателей на том же, существующем рынке. Степень риска этой стратегии - минимальная, т.к. известны особенности рынка. Расширение рынка - поиск новых рынков сбыта существующему товару, используя демографический аспект новых рынков: рынок молодежи, среднего возраста, пожилых людей, рынок организаций: оптовые звенья, розничные; географический обзор новых рынков, выясняя можно ли их освоить. Степень риска - средняя, т.к. нет уверенности в потенциальном спросе новых покупателей на известные товары. Развитие товара - создание нового или модифицированного товара, моделей для продажи на существующем рынке. Часто решение проблемы возможно за счет расширения спектра дополнительных услуг и добавленного товара. Степень риска - средняя, т.к. нет уверенности в потенциальном спросе потребителей на новый товар. Диверсификация - введение в портфель организации новой ассортиментной линии, т.е. продажа совершенно нового товара на новом рынке. Степень риска - максимальная, т.к. велик риск организации производства и реализации товара, который не выдержит конкуренции на рынке. Выбор стратегии реализации товара осуществляется, как правило, после проведения глубокого маркетингового аудита. Возможности выбора стратегий реализации товаров относятся к сильной стороне организации. По результатам маркетингового аудита товара с использованием маркетинговых исследований выявляются сильные и слабые стороны организации по ассортименту товаров. Итак, возможность использования вышеперечисленных стратегий реализации товара рассматривается в аудите товара как его сильная сторона и отражается в SWOT-анализе в соответствующем разделе. Но их выбор должен быть подкреплен материальным и финансовым обеспечением. Вернемся к практической ситуации с ЛС Эссливер: его позиции в настоящее время в матрице Ансоффа "существующие товары/существующие рынки". Анализ возможных стратегий реализации ЛС Эссливер: 1. "Внедрение на рынок" - возможна при условии значительных усилий по продвижению ЛС Эссливер среди врачей разных специальностей, которые потенциально могут назначать это ЛС в терапии их заболеваний; 2. "Развитие товара" (новые товары/существующие рынки) - возможна при условии разработки тактик ценообразования и различных форм добавленного товара, таким образом, модифицируя известный товар; 3. "Расширение рынка" и "Диверсификация" - пока использовать не целесообразно, т. к. в анализируемом АП не планируются выход на другие территориальные рынки и кардинальные изменения в ассортиментной политике АП. Итак, отсутствие стратегий реализации ЛС Эссливер расценивается как слабая сторона в SWOT-анализе, а возможность применения в маркетинговой деятельности АП для этого ЛС двух стратегий из четырех - как сильная сторона (табл. 4.9). Таблица 4.9 – Результаты SWOT-анализа по аудиту товара (для практической ситуации с ЛС Эссливер)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА
Понятие «конкуренция» известно с давних времен как состязательность на рынке, которая преследует цель увеличения доли рынка и сопровождается постоянной борьбой. Термин «конкуренция» происходит от латинского «concure» (бежать к цели) и обозначает соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще. Рыночная конкуренция (с точки зрения концепции маркетинга) – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособности спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Предмет конкуренции – это товар или услуга, посредством которого фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это удовлетворение потребности. Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого ведут борьбу на рынке противоположные стороны, и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. В конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар, с одной стороны, и потребитель с другой. В связи с этим и различные методы, и принципы конкурентной борьбы, различное их влияние. Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: 1) наличие нескольких соперников; 2) принадлежность к одной и той же сфере деятельности; 3) совпадающие цели на рынке. Она носит принудительный характер, т. к. заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка непрерывно заниматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их деятельности. Виды конкуренции
С точки зрения маркетинга конкуренция бывает трех видов (или родов): · функциональная предусматривает удовлетворение потребности разными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером могут быть товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге: книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д. В здравоохранении примером функциональной конкуренции могут быть разные способы лечения одного заболевания (например, с помощью оперативных методов, лекарственных средств, фитопрепаратов, физиотерапии, мануальной терапии и т.д.); · видовая существует между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-либо существенными параметрами потребительских свойств. Например, автомобили различных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, имеющие разную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, изготовленные по разным технологиям и т.д.; · предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, выпускаемыми разными фирмами. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей. Такая конкуренция возникает, например, между лекарственными средствами-дженериками, имеющими одну химическую структуру, но выпускаемыми разными фирмами. Кроме того, выделяют следующие методы конкурентной борьбы: 1) Ценовая конкуренция — между однородными товарами, которые различаются ценой. Основным способом конкурентной борьбы является снижение цены на товары. Этот метод был характерен для ранних периодов развития рынка. Ценовая конкуренция может быть открытой и скрытой. Открытая ценовая конкуренция («война цен») неэффективна, т.к. приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирмы, разорению, и возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. Применяется: · фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; · для проникновения на рынки с новыми товарами; · для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. Скрытая ценовая конкуренция применяется фирмами при введении нового товара с существенно улучшенными потребительскими свойствами, цену которых поднимают непропорционально мало. Ценовая конкуренция может осуществляться с помощью: скидок, демпинговых цен, купонов, взаимозачетов. Демпинг — продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам, возможно даже ниже себестоимости. Используется для проникновения на новые рынки, в т.ч. зарубежные. Купон — часть ценной бумаги, которая отрезается от нее и дается вместо расписки для получения процентов, дивидендов, дает право на вещевую премию и т. д. 2) Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену до потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой: · разработка и выпуск новых товаров; · усовершенствование выпускаемой продукции; · комплексные исследования рынка, планирование маркетинга; · организация работы торгового аппарата; · реклама в стимулирование сбыта; · политика цен; · выбор наиболее эффективных каналов товародвижения. 3) Незаконные методы конкурентной борьбы — дискредитация товаров конкурентов, выпуск товаров-имитаторов (фальсификатов), имеющих низкое качество. Всоответствии со статьей 10Bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещена дискредитация товаров, промышленной и торговой деятельности конкурентов; запрещены какие-либо действия, способные ввести в заблуждение относительно способа изготовления, свойств, годности или качества товара. Например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара и т.п. Среди инструментов конкурентной борьбы выделяют следующие: · цена на товары или услуги; · качество товара; · развертывание новой сбытовой сети; · проведении оригинальных рекламных компаний; · новый технологический пакет; · исключительные льготные условия оплаты сделки; · тонко продуманный этикет общения дилера с покупателями; · эффективный сервис; · привлечение возможностей внешней среды (приучение школьников к фирменным товаров); · юридически грамотный обход «нормативных актов», затрудняющих производство и сбыт товара. Служба маркетинга должна сформировать и эффективно использовать весь комплекс этих инструментов с учетом специфики деятельности фирмы и складывающейся рыночной ситуации. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|