|
СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА
Существует несколько определений стимулирования сбыта (СтиС): 1. СтиС - это набор различных методов стимулирующего воздействия с целью обеспечения быстрых покупок, причем направлены они могут быть на конечных потребителей, торговых посредников и розничных продавцов. Особенностью СтиС является немедленное воздействие на поведение потребителя с целью стимулирования его на покупку товара. 2. СтиС - это совокупность приемов, способствующих увеличению объема продаж напротяжении всего жизненного цикла товара. Как правило, мероприятия_СтиС применяют на этапе первого спада жизненного цикла продукта и повторного вывода на рынок. 3. СтиС - это вид деятельности, направленной на побуждение к покупке в определенный период времени за счет предложения дополнительных ценностей товара или услуги, т. е. это краткосрочная стратегия, которая помогает подтолкнуть потребителей к покупке. Специалисты считают, что СтиС должно решить три основные задачи, которые позволят потребителю: · попробовать товар; · сообщить другим потенциальным потребителям информацию о товаре; · сформировать у себя лояльное отношение к АП, что будет способствовать созданию лояльной клиентуры АП. По мнению маркетологов, СтиС не должно быть случайным, эпизодическим - стратегия стимулирования должна реализовываться постоянно и сочетаться с другими составляющими маркетингового плана. В АП мероприятия СтиС возможны только для покупателей ЛС безрецептурного отпуска ипарафармацевтической продукции. Вместе с тем хронические больные, постоянно приобретающие рецептурные лекарственные средства (ЛС), тоже могут составить основной костяк лояльной клиентуры, поэтому мероприятия СтиС должны быть направлены и на этот сегмент потребителей Вообще, стимул - это то, что вызывает конкретное желание или побуждение к действию. В нашем случае стимулы - это ценности, которые АП будет предлагать потенциальному потребителю для совершения покупки именно у него. Выделяют следующий список ценностей для потребителей, которые можно применять по отдельности или в комплексе: · экономия денег; · возможность бесплатно попробовать товар; · подарок; · приобретение опыта. Исходя из этого перечня СтиС, подразделяют: · на ценовое стимулирование (применение скидок, величину которых нужно рассчитать в оптимальных размерах: она должна быть привлекательна для потребителей и быть приемлемой для АП, где наценки регламентированы); · ценностное стимулирование (повышение ценности покупок товаров именно в данном АП, формирование у потребителя приятных впечатлений об АП и его работниках (положительного имиджа). Формы ценностного стимулирования - подарки, призы, клубы потребителей, атмосфера АП, комфорт, сервис, дополнительные услуги). Средства СтиС подразделяют на: · ценовые; · товарные (натуральные); · активные. Ценовые средства СтиС: · сниженные цены (скидки) в честь праздников (Новый год, Рождество, 1 Мая, выборы мэра или Президента, юбилей фирмы); · снижение цены в соответствии с купонами (их выдают при покупке, печатают в СМИ, рассылают по почте). Скидки бывают накопительные и ненакопительные: · накопительная - скидка, которую получает клиент после совершения нескольких покупок за определенный период времени; · ненакопительная - единовременная (разовая) скидка, которую получит потребитель при покупке определенного количества товаров или на определенную сумму. Товарное (натуральное) стимулирование - это: · бесплатное распространение образцов товара, приглашение его попробовать (сэмплинг); · подарки из числа сопутствующих товаров. Активные средства - это конкурсы, лотереи, игры и др. Отдельно нужно сказать о программах лояльности, под которыми понимается специальный список или перечень мероприятий или действий, направленных на увеличение повторных покупок со стороны потребителей, реально имеющих альтернативный выбор обратиться за покупкой в другую аптеку. Для этих целей применяются: · карты постоянного покупателя (дисконтные карты), выдаваемые бесплатно при покупке определенного количества товаров или за покупку на определенную сумму (в дальнейшем обеспечивают скидку 5-15%); · бонусные программы для постоянных покупателей, не распространяющиеся на случайных посетителей; · специальные предложения для постоянных покупателей; · специальные программы для постоянных покупателей с социально значимым контекстом (пенсионеры, многодетные семьи, ветераны труда и др.). Нужно отличать программы лояльности от обычных скидок. Скидки стимулируют пробные, первые и спонтанные покупки, а программы лояльности направлены на формирование постоянной клиентуры.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ
В практической фармации получило широкое распространение такое направление маркетинговой практики стимулирования сбыта, как мерчандайзинг. Общее определение этому термину дал Е.П. Голубков (2001). Мерчандайзинг (merchandising) -это комплекс маркетинговых мероприятий, осуществляемых в торговых помещениях, прежде всего при ведении розничной торговли, и направленных на то, чтобы "подвести" покупателя к товару и создать благоприятную ситуацию, обеспечивающую максимальную вероятность совершения покупки. Н.М. Тельпуховская в своей книге "Горячие точки мерчандайзинга в аптеке" (2006) уточняет: мерчандайзинг - комплекс мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационно-рекламных материалов с целью скорейшей реализации товаров и стимулирования покупателя принять решение о покупке. Существует и такое определение: мерчандайзинг - торговля, искусство сбыта, сбытовая политикарозничного торговца по продвижению в своем предприятии определенных товаров, по привлечению покупателей и созданию ему конкретных условий обслуживания. Анализ этих терминов позволяет обобщить их в краткое определение: Мерчандайзинг - набор технологий для построения эффективных коммуникаций между товаром и потребителем на местах продаж. Основное предназначение мерчандайзинга - обратить внимание потенциального покупателя на товар, который желательно побыстрее продать. Поэтому все его инструменты основываются преимущественно на психологии поведения человека, психофизиологических аспектах его поведения под воздействием внешних факторов среды. Особенностью мерчандайзинга в АП является его направленность на препараты безрецептурного отпуска и парафармацевтическую продукцию, т.е. те товары, выбирать которые может сам потребитель. Другие особенности мерчандайзинга в аптеке обусловлены спецификой ее товаров, необходимость в которых возникает большей частью во время проблем со здоровьем. АП посещают больные люди, коммуникации с которыми тоже имеют свою специфику. Систематизация целей и задач мерчандайзинга для покупателей и аптек предложена Н.М. Тельпуховской (табл. 4.19). Таблица 4.19 - Цели и задачи мерчандайзинга
Перечень целей и задач для покупателей и для АП можно продолжить и расширить, но суть будет одна - как можно лучше обслужить больного или человека, заботящегося о своем здоровье и благополучии. Маркетологи установили, что покупатели оставляют на 13% больше денег в тех предприятиях розничной торговли, где хорошо организован мерчандайзинг. В состав мерчандайзинга входят: · концепция места; · внешний вид АП; · атмосфера торгового зала (интерьер, размер, планировка, распределение площадей, оборудование и оснащение рабочих мест, освещение, цвета, используемые в интерьере, температура внутри помещения, запахи и др.), отдельные правила и принципы торговли. Мерчандайзинг призван обеспечить быструю реализацию в АП товаров, удобный их поиск в свободной выкладке, выбор в альтернативном ассортименте, постоянное улучшение качества обслуживания. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|