Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ





 

Разберем методику оценки конкурентоспособности на примере.

Проведем оценку конкуренто­способности ЛС-аналогов Эссли­вер - гепатопротекторов Эссенциале Н,Гептрала, Карсила и Лив 52 по шести параметрам с участием 10 врачей.

Для этих целей нужно подготовить специальную анкету, в которой эксперт должен указать свои профессиональ­ные данные и оценить ЛС, указанные в анкете, по предлагаемым оцен­кам от 1 до 5 баллов.

Прежде чем рассчитать интеграль­ный показатель конкурентоспособно­сти, проведем подсчет компетентности экспертов (табл. 4.11).

При подсчете профессиональной компетентности экспертов используют следующую систему перевода профессиональных данных в баллы:

1. Стаж по специальности:

· До 5 лет – 1 балл

· От 5 до 10 лет – 2 балла

· От 10 до 20 лет – 3 балла

· От 20 до 30 лет – 4 балла

· Свыше 30 лет – 5 баллов

2. Наличие врачебной категории, ученой степени:

· 2 категория – 1 балл

· 1 категория – 2 балла

· Высшая категория – 3 балла

· Канд. мед. н. – 2 балла

· Докт. мед. н. – 3 балла

 

Таблица 4.11 – Подсчет профессиональной компетентности экспертов - Кm

№п/п Медицинская специальность эксперта Стаж работы, годы Балл Врачебная категория Балл Ученая степень Балл Суммарный балл (компетентность)
                 
  Врач-терапевт     Высшая   Канд. мед.наук    
  Врач-гастроэнт.     Высшая   Д-р мед.наук    
  Врач терапевт     Вторая   -    
  Врач-гастроэнт.     - - - -  
  Врач-терапевт     Высшая   - -  
  Врач-гастроэнт.     Высшая   -    
  Врач дерматолог     Вторая   - -  
  Врач-терапевт     Высшая   Д-р мед.наук    
  Врач-терапевт     Первая   Канд. мед.наук    
  Врач-кардиолог     Высшая   - -  
  Σ = 64 балла Ср. балл = 6,4

 

 

После перевода данных экспертов в баллы (табл. 4.11 колонки 4, 6, 8) подсчитывается сумма баллов (колонка 9), которая идентифицируется как профессиональная компетентность экс­пертов - Кт.

В табл. 4.12 представлен расчет сред­невзвешенной оценки ЛС Эссливер по одному параметру конкурентоспособ­ности "Фармакотерапевтическая эффективность".

 

Таблица 4.12 – Расчет средневзвешенной оценки ЛС Эссливер по параметру «Фармакотерапевтическая эффективность»

№ эксп. Кm Сi Ci × Кm
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Σ   Σ  

 

Средневзвешенная оценка ЛС Эссливер по параметру "Фармакотерапевтическая эффективность" (по формуле 16):

 

Ссрji = 243 / 64 = 3,8

 

Эта оценка и рассчитанные анало­гичным образом средневзвешенные оценки других параметров конкурен­тоспособности выбранных для анали­за ЛС-гепатопротекторов приведены в табл. 4.13.

 

Таблица 4.13 – Средневзвешенные оценки параметров конкурентоспособности ЛС группы гепатопротекторов

№ п/п Наименование параметра Весовой коэффициент(Кw) Средневзвешенные оценки ЛС (Сji)
Эссенциале Н Гептрал Эссливерфорте Карсил Лив 52
  Фармакотерапевтическая эффективность 1,12 4,7 4.8 3,8 1,1 1,1
  Безопасность 1,00 4,7 4,7 3,5 1,2 1,2
  Показания к применению (широта) 1,10 4,8 4,9 3,5 1,1 1,0
  Быстрота действия 0,97 4,5 4,3 3,3 1,0 1,0
  Удобный способ применения (длительность курса лечения) 0,65 4,6 4,7 4,6 3,0 2,9
  Цена (руб.) 0,82 217-20 1110-00 180-40 80-80 86-90

 

Далее в табл. 4.14 показаны расчеты потребительского (Iпi = Ккач.i ) и экономического (Iэi) индексов и интеграль­ных показателей конкурентоспособно­сти ЛС-гепатопротекторов (Кi).

 

Таблица 4.14 – Расчет потребительского и экономического индексов и интегральных показателей конкурентоспособности ЛС-гепатопротекторов.

№ параметра Весовой коэффициент (Кw) Сji × Кw
Эссенциале Н Гептрал Эссливерфорте Карсил Лив 52
  1,12 5,264 5,376 4,260 1,230 1,230
  1,00 4,700 4,700 3,500 1,200 1,200
  1,10 5,280 5,390 3,850 1,210 1,100
  0,97 4,365 4,171 3,201 0,970 0,970
  0,65 2,990 3,055 2,990 1,950 1,885
Сумма Σ 4,84 22,599 22,692 17,801 6,560 6,385
Потребительский индекс Iпi =Ккачi 22,599/4,84 = = 4,67 22,692/4,84 = = 4,69 17,801/4,84 = = 3,68 6,560/4,84 = = 1,35 6,385/4,84 = = 1,32
Эконом, индекс - Iэi 0,82 217,20 х 0,82 = = 178,04 1110,00 х 0,82 = = 910,20 180,40 х 0,82 = = 147,93 80,80 х 0,82 = = 66,26 86,90 х 0,82 = = 71,26
Интегральный показатель - Кi 4,67/178,04 = = 0,026 (1) 4,69/910,20 = = 0,005 (5) 3,68/147,93 = = 0,025 (2) 1,35/66,26 = = 0,020 (3) 1,32/71,26 = = 0,018 (4)

 

Итак, проанализируем полученные результаты. По мнению группы экспертов-врачей, потребительский ин­декс (формула 15) самый высокий получился у ЛС Эссенциале Н (4,67) и Гептрал (4,69). Эссливер имеет средний потребительский индекс или коэффи­циент качества, равный 3,68. Из пяти анализируемых гепатопротекторов Карсил и Лив 52 имеют низкие Ккач.

Экономический индекс (форму­ла 17), рассчитанный как произведение цены ЛС (табл. 4.13) на весовой коэффи­циент этого параметра (0,82), также оказался наибольшим у Гептрала, т. к. он имеет самую большую цену (в при­мере приведены не стоимость ЛС на курс лечения, а для простоты расчетов цена 1 упаковки в руб.). Остальные ЛС имеют экономические индексы значительно ниже.

После расчета интегрального пока­зателя конкурентоспособности (фор­мула 18) ситуация среди ЛС-гепатопротекторов оказалась следующая (рей­тинг приведен в табл. 4.14 в скобках):

· самым конкурентоспособным (по величине К) оказалось ЛС Эссенциале Н, у него высокая оценка потребительских свойств и средняя цена из представленных аналогов за упаковку;

· на втором месте в рейтинге конку­рентоспособности находится изучаемое ЛС Эссливер форте;

· третье и четвертое места в рейтин­ге конкурентоспособности заняли ЛС Карсил и Лив 52, у них низкие оценки потребительских парамет­ров, но они самые дешевые из анализируемых;

· на последнем месте в рейтинге оказался Гептрал, который был очень высоко оценен экспертами по его параметрам качества, но из-за высокой цены он оказался неконкурентоспособным в этой группе ЛС.

В SWOT-анализ в раздел угроз за­носится наличие серьезных конкурен­тов ЛС-аналогов, а в благоприятные возможности - высокая конкурентоспособность ЛС Эссливер (табл. 4.18).

Итак, при формировании ассор­тиментного портфеля закупок гепатопротекторов ООО "Панацея" должно учесть полученные оценки конкурентоспособности: однозначно следует осуществлять закупки первых четырех ЛС в рейтинге, т. к. они пользуются спросом у потребителей с разными доходами. Что касается Гептрала, то закупки его могут быть в минимальном количестве или же под заказ.

 

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОГО ПОРТФЕЛЯ ЗАКУПОК

 

Для формирования ассортимент­ного портфеля закупок применимы ABC- и XYZ-анализ, процедуры кото­рых разберем на примере гепатопротекторов.

В последние годы в аптечную практику стали внедряться методы управленческого анализа для форми­рования ассортимента закупок, в число которых входят ABC- и XYZ-анализ.

АВС-анализ

ABC-анализ основан на правиле (законе) Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наименований товара.

Эти товары составляют наиболее ценную для аптеки группу - А, которая требует постоянного и скурпулезного учета и контроля, т. к. ее доля в ассортименте - 20 (15)%, а в продажах -75-80%.

Группа В - менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах - 15-20%.

Группа С - малоценные товары (малозначимые для объема продаж) для аптеки, т. к. их доля в продажах 5-10%, а в ассортименте - 50 (75)%.

С помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассорти­ментные позиции ЛС, которые обяза­тельно должны входить в портфель закупок для реализации населению.

Алгоритм расчетов по методу ABC-анализ покажем на примере реализации гепатопротекторов за три месяца в ООО "Панацея" (пример ус­ловный) (табл. 4.15).

 

Таблица 4.15 – Расчеты по методу АВС-анализа

№ п/п Наименование ЛС Объем продаж, тыс. руб. Итого за I кв., тыс. руб. Доля в обороте, % Кумулята, % Группа ABC
январь февраль март
                 
  Эссливер форте 383,75 421,31 440,99 1246,05 42,5 42,5 А
  Эссенциале Н 249,07 324,65 379,61 953,33 32,6 75,1 А
  Лив 52 75,94 109,67 182,48 368,09 12,6 87,7 В
  Карсил 75,37 125,70 121,98 323,05 11,0 98,7 В
  Гептрал 11.41 11,99 14,16 37,56 1,3 100,0 С
        Σ 2928,08 100,0    

 

 

Последовательность действий по методу АВС-анализ:

1) определим суммы продаж ЛС за I квартал в тыс. руб. и общую сумму по группе ЛС-конкурентов гепатопротек­торов (табл. 4.15, колонка 6);

2) определим долю в общей сумме оборота, приходящуюся на сумму продаж каждого ЛС, в процентах (ко­лонка 7), например:

доля продаж Эссливера = 1246,05 × 100% / 2928,08 = 42,5%;

3) желательно проранжировать доли продаж (колонка 7): 1 место - максимальная доля, 2 место - до­ля меньше и т. д. и расположить в таблице ЛС по этому рейтингу;

4) рассчитаем кумулятивную сум­му долей продаж (в %) (колонка 8), прибавляя к первой доле последова­тельно следующие, например:

42,5% + 32,6% = 75,1% - Эссливер форте и Эссенциале Н.

Эта кумулята означает, что на долю продаж двух первых ЛС приходится 75,1% общего объема продаж - эти ЛС относятся к группе А;

5) рассчитаем кумуляту далее:

75,1% + 12,6% = 87,7% - группа В Лив 52;

87,7% + 11,0% = 98,7% - группа В Карсил;

6) последнее ЛС - Гептрал, его доля продаж составляет 1,3%, поэтому этот препарат попадает в группу С и явля­ется малоценным для ассортиментно­го портфеля закупок.

В портфель закупок, согласно АВС-анализу, должны быть включены безоговорочно первые два ЛС, для вторых двух ЛС закупки должны быть обосно­ваны, последнее ЛС закупать нежела­тельно.

XYZ-анализ

XYZ-анализ - это оценка значимо­сти анализируемых товаров в зависи­мости от частоты потребления или вариации реализации. Он позволяет структурировать ассортимент по фактору стабильности потребления и возможности прогнозирования изме­нений в потребности.

Группа X включает в себя товары со стабильной величиной потребления / реализации со случайными незначитель­ными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высо­кую точность (50-55% от общего коли­чества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов.

Группа Y состоит из товаров пе­риодического потребления/реализа­ции с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассор­тимента); закупки осуществляются в соответствии с плановой потреб­ностью.

В группу Z входят товары без вы­явленной закономерности потребле­ния, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозмож­но вообще (примерно 15-20% от обще­го количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере воз­никновения потребности.

Критерием отнесения ЛС в группы X, Y, Z является коэффициент вариа­ции, который рассчитывается по дан­ным продаж в определенный период времени (в %) по следующей формуле:

 

 

где Кv - коэффициент вариации, %;

σ - стандартное отклонение (от­клонения исходных данных продаж от их среднего значения) (форму­лы 6-7);

х - средняя величина продаж.

 

 

где хi - значения продаж в динамике;

п - количество наблюдений;

D - дисперсия, промежуточная величина для расчета σ.

 

Для отнесения продаж к опреде­ленной группе можно воспользоваться следующими границами Кv:

· группа X: 0% < Кv < 10%;

· группа Y: 10% < Kv < 25%;

· группа Z: Kv > 25%

 

Последовательность действий по XYZ-анализу (табл. 4.16):

 

Таблица 4.16 – Расчеты по методу XYZ (тыс.руб.)

Наименование ЛС Сумма за квартал D σ Kv, % Группа XYZ
             
Эссенциале Н 953,33 317,8 2863,73 53,51 16,84 Y
Эссливер форте 1246,05 415,35 563,83 23,74 5,71 X
Лив 52 368,09 122,70 1976,64 44,46 36,23 Z
Карсил 323,05 107,68 519,70 22,80 21,17 Y
Гептрал 37,56 12,52 1,40 1,18 9,42 X

 

 

1) определим сумму продаж за квартал (или за полгода, 9 месяцев, год) (колонка 2):

Эссливер форте - 1246,05 тыс. руб.

2) рассчитаем среднее значение за квартал (колонка 3):

3) определим дисперсию, стандарт­ное отклонение и Кv:

 

Согласно вышеприведенным гра­ницам ЛС Эссливер можно отнести к группе X, так же как и ЛС Гептрал, который имеет Кv = 9,42%.

В группу Y вошли ЛС Эссенциале Н и Карсил; Лив 52 - относится к группе Z.

После этих расчетов результаты ABC- и XYZ-анализа совмещаются в одной матрице, где по вертикали рас­полагаются группы ABC, а по горизон­тали - XYZ (табл. 4.17).

Таблица 4.17 – Совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа.

Характеристики товаров по квадрантам матрицы:

· АХ - высокая потребительская стоимость, стабильное потребле­ние, высокая степень надежности прогноза;

· AY - высокая потребительская стоимость, нестабильное потреб­ление, средняя степень надежности прогноза;

· AZ - высокая потребительская стоимость, стохастическое потреб­ление, низкая степень надежности прогноза;

· ВХ - средняя потребительская стоимость, стабильное потребле­ние, высокая степень надежности прогноза;

· BY - средняя потребительская стоимость, нестабильное потреб­ление, средняя степень надежности прогноза;

· BZ - средняя потребительская стоимость, стохастическое потреб­ление, низкая степень надежности прогноза;

· СХ - низкая потребительская стоимость, стабильное потребле­ние, высокая степень надежности прогноза;

· CY - низкая потребительская стоимость, нестабильное потреб­ление, средняя степень надежности прогноза;

· CZ - низкая потребительская стоимость, стохастическое потреб­ление, низкая степень надежности прогноза.

 

Таким образом, опираясь на ре­зультаты ABC- и XYZ-анализа в конкурентном анализе гепатопротекторов, примем решение о включении в ассортиментный портфель закупок ЛС Эссливер форте и Эссенциале Н, т. к. они имеют высокую потребительскую стоимость, более или менее стабильные продажи и хорошую надежность прогноза, что расценивается как бла­гоприятные возможности в SWOT-анализе (табл. 4.18).

Два ЛС, Карсил и Лив 52, характе­ризуются средней потребительской стоимостью, нестабильным, возможно, непредсказуемым, потреблением и недостаточно высокой надежностью прогноза, поэтому включение их в портфель закупок должно опираться на показатели спроса на конкретном рынке.

ЛС Гептрал имеет очень незначи­тельную долю в объеме продаж, что повлияло на отнесение его в группу с низкой потребительской стоимо­стью, но характеризуется стабиль­ными продажами, поэтому этот пре­парат можно включить в портфель закупок при условии обеспечения спроса.

Это ЛС новое на фармрынке, по­этому возможно кампания по продви­жению ЛС пока проведена на недоста­точном уровне.

 

Таблица 4.18 – Результаты SWOT-анализа (для практической ситуации с ЛС Эссливер)

Сильные стороны Слабые стороны
Высокая конкурентоспособность ЛСЭссливер,а также высокая потребительская стоимость, стабильные продажи, хорошая надежность прогноза Жесткая конкуренция среди различныхаптечных организаций на фармацевтическом рынке. Серьезные конкуренты среди ЛС-субститутовЭссливера

 

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Проблема формирования марке­тинговых коммуникаций в аптечном предприятии (АП) чрезвычайно акту­альна, т.к. затрагивает вопросы сбыта, представляющего собой комплекс ме­роприятий:

• организационных (подбор постав­щиков, оформление с ними дело­вых отношений, учет, контроль поставок);

• технологических (доставка, прием, хранение, подготовка товаров к продаже);

• коммерческих (изучение рынка, потребителей, спроса, стимулирование сбыта и продвижение товара на рынке).

Правильная организация товаро­движения, или сбытовая политика, играет важную роль в маркетинговой деятельности любого предприятия, в т.ч. и аптечного. Все виды деятель­ности АП так или иначе работают именно на сбыт, продажи, лекарствен­ное обеспечение населения.

 

Маркетинговые коммуника­ции -это деятельность, средства и конкретные действия организации, предприятия по поиску, анализу, подготовке и распространению информа­ции, значимой для субъектов рыночных отношений.

Маркетинговые коммуникации - продвижение (promotion) - четвертая составляющая комплекса маркетинга любой организации.

Промоушн - это любая форма распространения сообщений, создающих лояльность потребителей и общества к предприятию, информирующих, убеждающих или напоминающих о его деятельности или продукции.

Эффективная коммуникативная политика любого предприятия обеспе­чивает его успешную работу и выжи­вание в условиях конкуренции. АП формирует свои маркетинговые ком­муникации (деятельность) в соответ­ствии со своей миссией, уставом, стратегическими направлениями дея­тельности. В настоящее время уделяет­ся большое внимание формированию лояльности потребителей и созданию клиентской базы.

В качестве средств коммуникаци­онных связей применяют, как правило, комплекс различных носителей и способов передачи информации раз­личного содержания об организации, ее товарах, преимуществах покупки товаров именно у нее.

Конкретные действия предусмат­ривают:

· маркетинговые исследования по выявлению целевой аудитории (сегмента) потребителей для кон­кретного товара или группы това­ров, по обеспечению осведомлен­ности потенциальных потребите­лей об аптеке, ее товарах, условиях покупок;

· ряд других мероприятий, позволяю­щих аптеке осуществлять процесс продаж или обеспечения населения фармацевтической продукцией.

В маркетинге принята модель процесса коммуникаций Лассвелла (рис. 4.22).

 

Рис 4.22. Модель процесса коммуникации (схема Лассвела)

 

Основная цель коммуникаций - побудить потенциального потребителя совершить покупку в конкретной ор­ганизации, т. е. в идеале потребитель, получив информацию о товаре, дол­жен в качестве ответной реакции приобрести товар. Но это в идеале, оптимальный итог - повысить осведомленность потенциального потребителя о том, что в случае необходимо­сти нужный ему товар можно приоб­рести именно в той аптеке, о которой говорится в обращении. Поэтому большое значение придается подготов­ке обращения к потребителю (кодиро­ванию содержания и формы сообще­ния). От того, как потребитель рас­шифрует (декодирует), сообщение, будет зависеть ответная реакция.

Существенное влияние на этот процесс оказывает так называемый "шум" (помехи), под которым понима­ются мнения и суждения о товаре различных референтных групп (вра­чей, аптечных работников, знакомых, родственников, соседей, сослуживцев, СМИ и др.). "Шум" может оказать по­ложительное влияние и способство­вать росту продаж, но может сказаться отрицательно, снизить продажи вплоть до дискредитации товара или органи­зации. Работа по формированию коммуникаций должна осуществлять­ся профессионально грамотно.

Традиционно выделяют следую­щие элементы маркетинговых коммуникаций:

· реклама;

· PR;

· стимулирование сбыта;

· индивидуализированная продажа (личные контакты).

Индивидуализированная прода­жа (персональные продажи) основана на устном представлении товаров ходе беседы с потенциальным покупателем с целью совершения покупки (именно такие продажи осуществляются в АП).

Главное преимущество этой формы продажи (например, в отделах готовых форм, безрецептурного отпуска, парафармации с открытым доступом к товарам) заключается в обеспечении эффективной обратной связи между работником аптеки и потребителем. Персонал аптеки должен обладать определенными коммуникативными способностями.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.