|
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Разберем методику оценки конкурентоспособности на примере. Проведем оценку конкурентоспособности ЛС-аналогов Эссливер - гепатопротекторов Эссенциале Н,Гептрала, Карсила и Лив 52 по шести параметрам с участием 10 врачей. Для этих целей нужно подготовить специальную анкету, в которой эксперт должен указать свои профессиональные данные и оценить ЛС, указанные в анкете, по предлагаемым оценкам от 1 до 5 баллов. Прежде чем рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности, проведем подсчет компетентности экспертов (табл. 4.11). При подсчете профессиональной компетентности экспертов используют следующую систему перевода профессиональных данных в баллы: 1. Стаж по специальности: · До 5 лет – 1 балл · От 5 до 10 лет – 2 балла · От 10 до 20 лет – 3 балла · От 20 до 30 лет – 4 балла · Свыше 30 лет – 5 баллов 2. Наличие врачебной категории, ученой степени: · 2 категория – 1 балл · 1 категория – 2 балла · Высшая категория – 3 балла · Канд. мед. н. – 2 балла · Докт. мед. н. – 3 балла
Таблица 4.11 – Подсчет профессиональной компетентности экспертов - Кm
После перевода данных экспертов в баллы (табл. 4.11 колонки 4, 6, 8) подсчитывается сумма баллов (колонка 9), которая идентифицируется как профессиональная компетентность экспертов - Кт. В табл. 4.12 представлен расчет средневзвешенной оценки ЛС Эссливер по одному параметру конкурентоспособности "Фармакотерапевтическая эффективность".
Таблица 4.12 – Расчет средневзвешенной оценки ЛС Эссливер по параметру «Фармакотерапевтическая эффективность»
Средневзвешенная оценка ЛС Эссливер по параметру "Фармакотерапевтическая эффективность" (по формуле 16):
Ссрji = 243 / 64 = 3,8
Эта оценка и рассчитанные аналогичным образом средневзвешенные оценки других параметров конкурентоспособности выбранных для анализа ЛС-гепатопротекторов приведены в табл. 4.13.
Таблица 4.13 – Средневзвешенные оценки параметров конкурентоспособности ЛС группы гепатопротекторов
Далее в табл. 4.14 показаны расчеты потребительского (Iпi = Ккач.i ) и экономического (Iэi) индексов и интегральных показателей конкурентоспособности ЛС-гепатопротекторов (Кi).
Таблица 4.14 – Расчет потребительского и экономического индексов и интегральных показателей конкурентоспособности ЛС-гепатопротекторов.
Итак, проанализируем полученные результаты. По мнению группы экспертов-врачей, потребительский индекс (формула 15) самый высокий получился у ЛС Эссенциале Н (4,67) и Гептрал (4,69). Эссливер имеет средний потребительский индекс или коэффициент качества, равный 3,68. Из пяти анализируемых гепатопротекторов Карсил и Лив 52 имеют низкие Ккач. Экономический индекс (формула 17), рассчитанный как произведение цены ЛС (табл. 4.13) на весовой коэффициент этого параметра (0,82), также оказался наибольшим у Гептрала, т. к. он имеет самую большую цену (в примере приведены не стоимость ЛС на курс лечения, а для простоты расчетов цена 1 упаковки в руб.). Остальные ЛС имеют экономические индексы значительно ниже. После расчета интегрального показателя конкурентоспособности (формула 18) ситуация среди ЛС-гепатопротекторов оказалась следующая (рейтинг приведен в табл. 4.14 в скобках): · самым конкурентоспособным (по величине К) оказалось ЛС Эссенциале Н, у него высокая оценка потребительских свойств и средняя цена из представленных аналогов за упаковку; · на втором месте в рейтинге конкурентоспособности находится изучаемое ЛС Эссливер форте; · третье и четвертое места в рейтинге конкурентоспособности заняли ЛС Карсил и Лив 52, у них низкие оценки потребительских параметров, но они самые дешевые из анализируемых; · на последнем месте в рейтинге оказался Гептрал, который был очень высоко оценен экспертами по его параметрам качества, но из-за высокой цены он оказался неконкурентоспособным в этой группе ЛС. В SWOT-анализ в раздел угроз заносится наличие серьезных конкурентов ЛС-аналогов, а в благоприятные возможности - высокая конкурентоспособность ЛС Эссливер (табл. 4.18). Итак, при формировании ассортиментного портфеля закупок гепатопротекторов ООО "Панацея" должно учесть полученные оценки конкурентоспособности: однозначно следует осуществлять закупки первых четырех ЛС в рейтинге, т. к. они пользуются спросом у потребителей с разными доходами. Что касается Гептрала, то закупки его могут быть в минимальном количестве или же под заказ.
ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОГО ПОРТФЕЛЯ ЗАКУПОК
Для формирования ассортиментного портфеля закупок применимы ABC- и XYZ-анализ, процедуры которых разберем на примере гепатопротекторов. В последние годы в аптечную практику стали внедряться методы управленческого анализа для формирования ассортимента закупок, в число которых входят ABC- и XYZ-анализ. АВС-анализ ABC-анализ основан на правиле (законе) Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наименований товара. Эти товары составляют наиболее ценную для аптеки группу - А, которая требует постоянного и скурпулезного учета и контроля, т. к. ее доля в ассортименте - 20 (15)%, а в продажах -75-80%. Группа В - менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах - 15-20%. Группа С - малоценные товары (малозначимые для объема продаж) для аптеки, т. к. их доля в продажах 5-10%, а в ассортименте - 50 (75)%. С помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассортиментные позиции ЛС, которые обязательно должны входить в портфель закупок для реализации населению. Алгоритм расчетов по методу ABC-анализ покажем на примере реализации гепатопротекторов за три месяца в ООО "Панацея" (пример условный) (табл. 4.15).
Таблица 4.15 – Расчеты по методу АВС-анализа
Последовательность действий по методу АВС-анализ: 1) определим суммы продаж ЛС за I квартал в тыс. руб. и общую сумму по группе ЛС-конкурентов гепатопротекторов (табл. 4.15, колонка 6); 2) определим долю в общей сумме оборота, приходящуюся на сумму продаж каждого ЛС, в процентах (колонка 7), например: доля продаж Эссливера = 1246,05 × 100% / 2928,08 = 42,5%; 3) желательно проранжировать доли продаж (колонка 7): 1 место - максимальная доля, 2 место - доля меньше и т. д. и расположить в таблице ЛС по этому рейтингу; 4) рассчитаем кумулятивную сумму долей продаж (в %) (колонка 8), прибавляя к первой доле последовательно следующие, например: 42,5% + 32,6% = 75,1% - Эссливер форте и Эссенциале Н. Эта кумулята означает, что на долю продаж двух первых ЛС приходится 75,1% общего объема продаж - эти ЛС относятся к группе А; 5) рассчитаем кумуляту далее: 75,1% + 12,6% = 87,7% - группа В Лив 52; 87,7% + 11,0% = 98,7% - группа В Карсил; 6) последнее ЛС - Гептрал, его доля продаж составляет 1,3%, поэтому этот препарат попадает в группу С и является малоценным для ассортиментного портфеля закупок. В портфель закупок, согласно АВС-анализу, должны быть включены безоговорочно первые два ЛС, для вторых двух ЛС закупки должны быть обоснованы, последнее ЛС закупать нежелательно. XYZ-анализ XYZ-анализ - это оценка значимости анализируемых товаров в зависимости от частоты потребления или вариации реализации. Он позволяет структурировать ассортимент по фактору стабильности потребления и возможности прогнозирования изменений в потребности. Группа X включает в себя товары со стабильной величиной потребления / реализации со случайными незначительными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высокую точность (50-55% от общего количества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов. Группа Y состоит из товаров периодического потребления/реализации с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассортимента); закупки осуществляются в соответствии с плановой потребностью. В группу Z входят товары без выявленной закономерности потребления, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозможно вообще (примерно 15-20% от общего количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере возникновения потребности. Критерием отнесения ЛС в группы X, Y, Z является коэффициент вариации, который рассчитывается по данным продаж в определенный период времени (в %) по следующей формуле:
где Кv - коэффициент вариации, %; σ - стандартное отклонение (отклонения исходных данных продаж от их среднего значения) (формулы 6-7); х - средняя величина продаж.
где хi - значения продаж в динамике; п - количество наблюдений; D - дисперсия, промежуточная величина для расчета σ.
Для отнесения продаж к определенной группе можно воспользоваться следующими границами Кv: · группа X: 0% < Кv < 10%; · группа Y: 10% < Kv < 25%; · группа Z: Kv > 25%
Последовательность действий по XYZ-анализу (табл. 4.16):
Таблица 4.16 – Расчеты по методу XYZ (тыс.руб.)
1) определим сумму продаж за квартал (или за полгода, 9 месяцев, год) (колонка 2): Эссливер форте - 1246,05 тыс. руб. 2) рассчитаем среднее значение за квартал (колонка 3): 3) определим дисперсию, стандартное отклонение и Кv:
Согласно вышеприведенным границам ЛС Эссливер можно отнести к группе X, так же как и ЛС Гептрал, который имеет Кv = 9,42%. В группу Y вошли ЛС Эссенциале Н и Карсил; Лив 52 - относится к группе Z. После этих расчетов результаты ABC- и XYZ-анализа совмещаются в одной матрице, где по вертикали располагаются группы ABC, а по горизонтали - XYZ (табл. 4.17). Таблица 4.17 – Совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа. Характеристики товаров по квадрантам матрицы: · АХ - высокая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза; · AY - высокая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза; · AZ - высокая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза; · ВХ - средняя потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза; · BY - средняя потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза; · BZ - средняя потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза; · СХ - низкая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза; · CY - низкая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза; · CZ - низкая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза.
Таким образом, опираясь на результаты ABC- и XYZ-анализа в конкурентном анализе гепатопротекторов, примем решение о включении в ассортиментный портфель закупок ЛС Эссливер форте и Эссенциале Н, т. к. они имеют высокую потребительскую стоимость, более или менее стабильные продажи и хорошую надежность прогноза, что расценивается как благоприятные возможности в SWOT-анализе (табл. 4.18). Два ЛС, Карсил и Лив 52, характеризуются средней потребительской стоимостью, нестабильным, возможно, непредсказуемым, потреблением и недостаточно высокой надежностью прогноза, поэтому включение их в портфель закупок должно опираться на показатели спроса на конкретном рынке. ЛС Гептрал имеет очень незначительную долю в объеме продаж, что повлияло на отнесение его в группу с низкой потребительской стоимостью, но характеризуется стабильными продажами, поэтому этот препарат можно включить в портфель закупок при условии обеспечения спроса. Это ЛС новое на фармрынке, поэтому возможно кампания по продвижению ЛС пока проведена на недостаточном уровне.
Таблица 4.18 – Результаты SWOT-анализа (для практической ситуации с ЛС Эссливер)
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Проблема формирования маркетинговых коммуникаций в аптечном предприятии (АП) чрезвычайно актуальна, т.к. затрагивает вопросы сбыта, представляющего собой комплекс мероприятий: • организационных (подбор поставщиков, оформление с ними деловых отношений, учет, контроль поставок); • технологических (доставка, прием, хранение, подготовка товаров к продаже); • коммерческих (изучение рынка, потребителей, спроса, стимулирование сбыта и продвижение товара на рынке). Правильная организация товародвижения, или сбытовая политика, играет важную роль в маркетинговой деятельности любого предприятия, в т.ч. и аптечного. Все виды деятельности АП так или иначе работают именно на сбыт, продажи, лекарственное обеспечение населения.
Маркетинговые коммуникации -это деятельность, средства и конкретные действия организации, предприятия по поиску, анализу, подготовке и распространению информации, значимой для субъектов рыночных отношений. Маркетинговые коммуникации - продвижение (promotion) - четвертая составляющая комплекса маркетинга любой организации. Промоушн - это любая форма распространения сообщений, создающих лояльность потребителей и общества к предприятию, информирующих, убеждающих или напоминающих о его деятельности или продукции. Эффективная коммуникативная политика любого предприятия обеспечивает его успешную работу и выживание в условиях конкуренции. АП формирует свои маркетинговые коммуникации (деятельность) в соответствии со своей миссией, уставом, стратегическими направлениями деятельности. В настоящее время уделяется большое внимание формированию лояльности потребителей и созданию клиентской базы. В качестве средств коммуникационных связей применяют, как правило, комплекс различных носителей и способов передачи информации различного содержания об организации, ее товарах, преимуществах покупки товаров именно у нее. Конкретные действия предусматривают: · маркетинговые исследования по выявлению целевой аудитории (сегмента) потребителей для конкретного товара или группы товаров, по обеспечению осведомленности потенциальных потребителей об аптеке, ее товарах, условиях покупок; · ряд других мероприятий, позволяющих аптеке осуществлять процесс продаж или обеспечения населения фармацевтической продукцией. В маркетинге принята модель процесса коммуникаций Лассвелла (рис. 4.22).
Рис 4.22. Модель процесса коммуникации (схема Лассвела)
Основная цель коммуникаций - побудить потенциального потребителя совершить покупку в конкретной организации, т. е. в идеале потребитель, получив информацию о товаре, должен в качестве ответной реакции приобрести товар. Но это в идеале, оптимальный итог - повысить осведомленность потенциального потребителя о том, что в случае необходимости нужный ему товар можно приобрести именно в той аптеке, о которой говорится в обращении. Поэтому большое значение придается подготовке обращения к потребителю (кодированию содержания и формы сообщения). От того, как потребитель расшифрует (декодирует), сообщение, будет зависеть ответная реакция. Существенное влияние на этот процесс оказывает так называемый "шум" (помехи), под которым понимаются мнения и суждения о товаре различных референтных групп (врачей, аптечных работников, знакомых, родственников, соседей, сослуживцев, СМИ и др.). "Шум" может оказать положительное влияние и способствовать росту продаж, но может сказаться отрицательно, снизить продажи вплоть до дискредитации товара или организации. Работа по формированию коммуникаций должна осуществляться профессионально грамотно. Традиционно выделяют следующие элементы маркетинговых коммуникаций: · реклама; · PR; · стимулирование сбыта; · индивидуализированная продажа (личные контакты). Индивидуализированная продажа (персональные продажи) основана на устном представлении товаров ходе беседы с потенциальным покупателем с целью совершения покупки (именно такие продажи осуществляются в АП). Главное преимущество этой формы продажи (например, в отделах готовых форм, безрецептурного отпуска, парафармации с открытым доступом к товарам) заключается в обеспечении эффективной обратной связи между работником аптеки и потребителем. Персонал аптеки должен обладать определенными коммуникативными способностями.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|