Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Продвижение - совокупность мероприятий по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию у них желания его купить.





Основное предназначение или цель продвижения - это информирование потребителей о предлагаемом товаре, его потребительских свойствах, цене и месте продаж. Для того чтобы решить задачи по продвижению товара, аптечное предприятие (АП) должно иметь общую программу маркетинговых коммуни­каций или комплекс продвижения, представляющих собой специфическое сочетание средств продвижения, с помощью которых можно довести информацию до потребителя. Эффек­тивные маркетинговые коммуникации также позволяют увеличить продажи и укрепить позиции АП на фармацев­тическом рынке.

В программах продвижения това­ров, как правило, задействованы все основные составляющие маркетинг-mix (товар, цена, места продаж, потребители), они направлены на опреде­ленную целевую группу потребителей (если товар универсальный - на все группы или сегменты рынка).

Например, противодиабетические препараты предназначены для конкретной целевой группы потребителей - больных сахарным диабетом, витаминные препараты, отпускаемые без рецепта, необходимы всем, хотя в обширном ассортименте этой группы ЛС, есть комплексы, специально разработанные для беременных женщин, лиц пожилого и старческого возраста, деловых людей, спортсменов, подростков т. п. В программе продвижения витаминных препаратов (мультивитаминных комплексов) должны быть предусмотрены мероприятия по продвижению, направленные как на всех потребителей, так и на конкретные группы.

При разработке комплекса продвижения нужно учитывать следующие факторы:

· бюджет (ассигнования на различ­ные методы и средства продвиже­ния);

· наличие реальных и потенциаль­ных потребителей;

· конкуренцию на рынке;

· место реализации;

· тип товара, этап его жизненного; цикла и др.

Современные средства продвижения представлены в табл. 4.22.

 

Таблица 4.22 - Современные средства продвижения

Типсредств Средства продвижения
Безличные Реклама (телевидение, пресса, радио, кино, наружная реклама) Стимулирование сбыта Паблисити (пресс-релизы, спонсорство)
Личные Персональные продажи Телемаркет Торговые ярмарки, выставки Отчеты, письма, доклады Электронная почта

 

Среди основных типов средств продвижения выделяют 2 типа:

· безличные (многие - многим);

· личные (один - одному).

С появлением Интернета выделяют один комбинированный тип: многие - одному.

Все средства имеют свои особенности, правила, стоимость, что позволяет организации выбрать и применять такие, которые она может позволить себе в зависимости от творческих возможностей и финансовых ресурсов, выделяемых для этих целей.

Основная цель безличных средств - воздействие на широкую аудиторию для повышения осведомленности по­тенциальных потребителей об имею­щемся товаре. Информация о товаре передается без личных контактов и обратной связи через различные кана­лы, в частности рекламу на ТВ, радио, в прессе, кино, наружные средства и т. д. Составляются и рассылаются информационные письма, формиру­ются системы стимулирования сбыта, применяются мероприятия паблисити.

Опыт работы в рыночных условиях позволил маркетологам сформулиро­вать некоторые принципы планиро­вания и реализации продвижения (А. Крылов, 2007):

· для нужных людей;

· в нужном месте;

· в нужный момент времени;

· в течение нужного времени;

· нужное количество раз;

· за оптимальные деньги.

Одним из широко распространен­ных и эффективных средств продви­жения товара является реклама, любая оплачиваемая форма представления товаров и услуг, направленная на уве­личение продаж и прибыли.

Реклама классифицируется:

· по типу целевой аудитории (потре­бительская - нацелена на людей, приобретающих товары себе и другим людям, деловая - ориентиро­вана на закупочные центры);

· уровню охвата территории (зару­бежная подготовлена зарубежными компаниями; общенациональная - отечественными производителями для покупателя на террито­рии России; региональная предна­значена для потребителей на уровне регионов; местная - для потреби­телей локального уровня);

· целям (информативная информи­рует потребителей о новых про­дуктах или о новых свойствах из­вестных товаров; побудительная используется для создания у потребителей сравнительного выборочного спроса на какой-то продукт путем внушения им, что рекламируемый продукт является лучшим в рамках имеющихся у них денежных средств; реклама-напо­минание предоставляет повторную информацию о существующих продуктах, подкрепляющая стремление уверить имеющихся покупателей в правильности сделанного ими выбора);

· средствам передачи сообщений (печатная тиражируется полиграфическим методом; электрон­ная - на радио, ТВ, ПК; наружная размещается на улицах, площадях, транспорте и т. д.).

В качестве носителя рекламы используются разные способы.

Листовка - страница стандартного формата с текстом на одной или обеих сторонах, сообщающая рекламную информацию о конкретном товаре.

Буклет - небольшой по объему, отпечатанный с двух сторон, выпол­ненный в цвете рекламный материал.

Проспект - рекламный материал в виде брошюры с преобладанием фотографий и диаграмм для демонстрации товаров или услуг аптеки.

Постер - плакат с рекламным со­общением, красочное крупноформат­ное издание.

Кроме вышеперечисленных, к пе­чатным носителям рекламы относят открытки, закладки, календари и ка­лендарики, блокноты, ежедневники и др.

В последние годы появились печат­ные средства в виде шелфтокеров и воблеров:

Воблер - рекламное изображение на подвижной ножке, которое одним концом прикрепляется кповерхности полки или витрины.

Шелфтокеры - полочные наклей­ки, предназначенные для выделения торгового ряда товаров одного бренда, а также рекламного материала.

Мобайлы - подвижные макеты изделия, выполненные в величину, превышающую натуральную.

Муляжи - увеличенные или в на­туральную величину копии товаров или их упаковок.

Стикеры, или наклейки - прикре­пляются рядом с товаром или на ме­бель, дверь, например, следы с защит­ной поверхностью, наклеиваемые на асфальт и показывающие путь к необ­ходимому ЛС.

Кронштейн - конструкция, при­крепляемая к торцу здания для рек­ламных целей.

Штендеры - выносимые напольные конструкции, располагающиеся рядом саптекой, по ходу движения прохожих.

Различная сувенирная продукция (ручки, брелоки, пакеты и др.) также является носителем рекламы.

При подготовке рекламного сооб­щения учитывают большое количест­во факторов, среди которых основ­ные - цели рекламы и планируемый характер воздействия на адресата.

Выделяют следующие уровни, воздействия рекламы на получателя информации:

· когнитивный (передача опреде­ленного объема информации о товаре, факторах, характеризую­щих его качество);

· аффективный (превращение по­лучаемой информации в систему установок, мотивов и принципов поведения);

· суггестивный (использование осознаваемых и бессознательных психологических элементов, кото­рые усваиваются без активного мышления и без логических дока­зательств);

· конативный (определение поведе­ния, "подталкивая" или подсказы­вая адресату ожидаемые от него действия).

На базе вышеперечисленных уровней воздействия маркетологами создан ряд рекламных моделей, среди которых наиболее распространенными являются: AIDA (осведомленность - интерес - желание - действие);ATR (осведомленность - проба - подкреп­ление).

В рекламных обращениях применяется различная мотивация адресата. Мотивы (внутреннее психологическое состояние, движущее человеком) условно подразделяют на следующие три группы:

1) рациональные (прибыль, здоро­вье, надежность, гарантии, удобства, дополнительные преимущества);

2) эмоциональные (страх, свобода и независимость от определенных обстоятельств, любопытство, любовь к новизне, гордость, патриотизм, радость, юмор);

3) нравственные и социальные (справедливость, порядочность, защита окружающей среды).

Рекламная кампания - это определенные усилия по продвижению товаров и услуг, при которых обычно в разных средствах распространения информации размещаются специально подготовленные рекламные обраще­ния по определенной теме.

Наиболее важный и ответственныйучасток работы в рекламной кампании - это подготовка рекламных текстов, которой должны заниматься специалисты, имеющие соответствующее образование и подготовку. Провизор, занимающийся маркетинговой деятельностью, должен быть компетентным в композиции рекламного сообщения, что может быть ему полезным при подготовке рекламной кампа­нии для ЛС (рис. 4.24).

Рис. 4.24. Основные части композиции рекламного сообщения.

 

Композиция рекламного сообще­ния выясняется в ходе творческого процесса его создания, но вышепере­численные основные части ее должны присутствовать в любом варианте.

Прежде чем разрабатывать план продвижения товара (табл. 4.23) специалист-маркетолог должен ответить на вопросы:

1) Кому сказать?

2) Что сказать?

3) Как сказать?

Таблица 4.23 - Подготовительный процесс для разработки плана продвижения товаров.

 

Вопросы Содержание анализа Методы анализа Информация для разработки плана
Кому сказать? Целевые аудитории (сегменты) потребителей, реальные потребители Сегментационный анализ Потенциальные группы потребителей, на которые должна быть направлена рекламная кампания
Что сказать? Потребительские свойства товара, его ценность для потребителя, его уникальные достоинства, целевые характеристики, мотивационные стимулы приобретения, место покупок и др. Маркетинговые методы анализа товара, цены, места продаж Конкретная информация для каждого сегмента потенциальных потребителей о товаре, удовлетворении их потребностей, ценах и преимуществах, местах его приобретения
Как сказать? Средства коммуникаций безличные и личные: реклама, стимулирование сбыта, паблисити и др. Маркетинговые методы анализа средств коммуникаций Средства коммуникаций, которые нужно задействовать для информирования потребителей о продвигаемом товаре

 

 

РЕКЛАМА В ПРОДВИЖЕНИИ ЛС

В настоящее время продвижение ЛС в России регламентируется действующим законодательством, в частно­сти Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и Федеральным законом от 13.03.06 № 38-ФЗ "О рекламе". В данных до­кументах регулируется применение определенного набора приемов продвижения, а именно - прямая реклама, направленная на специа­листов и население для ЛС рецептурного (Rx) и безрецептурного отпуска БРО.

NB!

Реклама рецептурных препаратов, направленная на конечного потре­бителя, запрещена.

Продвижение рецептурных ЛС имеет свои особенности, т. к. информацию о них можно доводить только до медицинской общественности в специальной периодической печати и на совещаниях различного уровня, т. е. усилия должны быть направлены в первую очередь на врачей и фармацевтов. Рекомендуется применятьинтернет-проекты, телефонные горячий линии др.

По мнению специалистов, массоваяреклама через СМИ в настоящее время является самым эффективным средством охвата целевой аудитории ЛС безрецептурного отпуска (БРО). Применяются, как правило, оповещательная, поддерживающая, напоми­нающая, разъяснительная, имиджевая и другие виды рекламы.

В фармацевтической печати выделяют такие PR-коммуникации при - продвижении ЛС БРО, как рекламные ролики, новый имидж упаковки, тысячный покупатель, проведение не­стандартных акций с привлечением известных, публичных персон, кон­курсы, связанные с атрибутами ЛС (выбор "лица" с помощью потребителей), благотворительные и спонсорские проекты и др.

Специалисты-маркетологи реко­мендуют при продвижении ЛС БРО привлекать и стимулировать такую целевую аудиторию, как фармацевты. По разным данным, до 64% решений о покупке обычного препарата принимается на месте покупки, т. е. в ап­теке и, как правило, по совету фармацевта.

Следует помнить и о специфиче­ских свойствах ЛС как товара, что ограничивает эту сферу деятельности в АП.

Напомним о некоторых запретах и обязательных требованиях к рекламе ЛС, регламентированных в вышеука­занных законах:

· не допускается недостоверная, не­добросовестная, скрытая реклама товаров, в т. ч. ЛС;

· не допускается реклама товаров, не зарегистрированных, не имеющих обязательной сертификации, не имеющих лицензии или специаль­ных разрешений на производство и (или) реализацию, в тех случаях, если вышеперечисленные условия и документы обязательны;

· запрещены к использованию в ' рекламных роликах на ТВ образы врачей и фармацевтических работ­ников; нельзя давать положитель­ные отзывы о последствиях приема лекарств;

· если для ЛС установлены в регла­ментирующем порядке правила использования, хранения или транспортировки или регламенты применения, то в рекламе такие сведения должны им соответст­вовать;

· запрещена реклама наркотических, психотропных ЛС и их прекур­соров (для специалистов здраво­охранения они могут рекламиро­ваться).

Реклама ЛС, адресованная населе­нию, не должна:

1) обращаться к несовершенно­летним;

2) содержать примеры конкретных случаев излечения (не распространяется на рекламу для специалистов здравоохранения);

3) содержать выражения благодар­ности (не распространяется на рекламу для специалистов здравоохранения);

4) создавать представление о пре­имуществах ЛС путем ссылки на факт проведения исследований, обязатель­ных для государственной регистрации;

5) содержать утверждение или предположение о наличии у потреби­телей рекламы тех или иных заболе­ваний;

6) способствовать созданию впе­чатления о необходимости применения рекламируемого препарата у здорово­го человека (кроме рекламы ЛС, применяемых для профилактики);

7) создавать впечатление ненужно­сти обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие рекламируемых ЛС, его безопасность, эффективность и отсут­ствие побочного действия;

9) представлять ЛС в качестве БАД, пищевой добавки и т. п.;

10) утверждать, что безопасность и (или) эффективность ЛС гарантирова­ны его естественным происхождением.

В рекламе для населения следует предупреждать о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации специалистов; предупреждать о нали­чии противопоказаний к применению и использованию ЛС.

Завершая краткий обзор особенно­стей рекламирования ЛС, напомним о некоторых типичных ошибках в продвижении ЛС, которые выделяет А. Крылов (2007):

· планирование коммуникаций и продвижения исключительно на целевых потребителей ЛС (напри­мер, для ЛС от простатита, целевым потребителем является мужчина, однако целесообразно направить рекламу и на женщин);

· рекламирование и продвижение в тех местах, где рекламируются товары разных номенклатур и конку­рентов;

· рекламирование только в сезонные подъемы потребительского спроса и отсутствие рекламной поддержки в периоды его спада;

· определение бюджета на продви­жение по остаточному принципу.

 

Анализ печатной рекламы проведем на примере буклетов ЛС Эссливер форте (ситуационная задача):

Результаты анализа печатной рекламы - буклетов ЛС Эссливер форте. Внешний вид анализируемых буклетов во многом зависит от ориен­тации данного рекламного обращения (для специалистов или пациентов). В первом случае чаще встречаются буклеты большого формата (206х206, 210х150, 224х140, 154х209), что связано с желанием рекламодателей обеспечить специалистов как можно большим объемом информации о ха­рактеристиках препарата. В то время как для пациентов важны лишь неко­торые потребительские свойства ЛС, которые вполне умещаются на буклете небольшого размера (149х105). Одна­ко в буклете для пациентов делается ставка на высокое качество бумаги (плотная глянцевая) дабы иметь боль­ше возможностей привлечь внимание потребителя. В большинстве реклам­ных буклетов применяется удобная для восприятия величина шрифта (10-12 кегль).

Один из существенных недостат­ков всех анализируемых буклетов - отсутствие какого бы то ни было добав­ленного товара. В случае ориентации буклетов на специалистов это может иметь не такое большое значение, как при направленности на потребителей. Наличие дополнительных сведений, имеющих определенную важность для потенциальных потребителей, явилось бы существенным фактором успеха в конкурентной борьбе. В качестве примера добавленного товара в букле­те можно рекомендовать следующие варианты:

· специальная диета, позволяющая снизить негативное воздействие на печень;

· список продуктов и вредных фак­торов, ухудшающих состояние печени, степень их влияния и др.

Стилевое решение содержит наглядную демонстрацию или описание эффекта ЛС; кроме того, использова­лись и рекомендации ученых и специа­листов.

В буклете для потребителей приве­дены лишь основные сведения о препарате, касающиеся его действия и состава. Отсутствует так необходимый в любой рекламе заметный с первого взгляда элемент. В качестве средства привлечения внимания выбран контур женского тела с обозначением места нахождения печени, однако это под­сознательно исключает у потребите­лей-мужчин рекламируемый препарат, как подходящий именно им. Чаще всего мужчины даже не обратят вни­мания на название ЛС, сочтя его ориентированным исключительно на женщин.

Все составные части рекламного обращения имеет только один буклет, в остальных отдельные части не отра­жены (сведения о производителе, эхофраза и др.). Возможно, в рекламе для специалистов, уже знакомых с ЛС Эссливер, это не так важно. Однако при обращении к потребителям не стоит игнорировать ни одну из частей рекламы, т. к. это не только привлекает дополнительное внимание, но и уверя­ет их в высоком качестве и безопасности рекламируемого препарата.

Все анализируемые буклеты объе­диняет сходный объект рекламы в виде схематичного изображения чело­веческой печени.

В большинстве случаев информа­ция в рекламных обращениях представляется в виде текста (рисунки, демонстрирующие эффект ЛС, есть только в образцах, ориентированных на специалистов), расположенного в виде одной колонки по ширине буклета.

Цветовая гамма буклетов практи­чески полностью соответствует упа­ковке препарата, оформленной в жел­тых цветах. Это является дополнитель­ным фактором узнавания рекламируе­мого ЛС по его фирменным цветам.

Среди используемых в рекламных буклетах ЛС цветовых сочетаний текст - фон наиболее успешными яв­ляются "черный на желтом", "черный на белом", "красный на белом".

Фирменный рекламный слоган: "Печень защищает организм, Эссливер форте защищает печень" по своему содержанию основан на контрасте. В одном буклете рекламный слоган звучит как "6 лет вместе", что призвано сформировать у медицинского работ­ника чувство надежности при использовании долго существующего на рынке ЛС. В рекламном буклете для пациентов слоган основан на представ­лении печени в качестве "хрупкого органа" и звучит как "С заботой о пе­чени, Эссливер форте " Все используемые вариантыслогана сразу информируют потребителя о сфере применения рекламируемого ЛС, поэтому их мож­но отнести к образцам информативной рекламы и к рекламе-напоминанию.

Все буклеты о ЛС используют ког­нитивный уровень воздействия на потребителей, причем чаще всего де­лается акцент на мотив надежности и здоровья.

Эссливер форте имеет зарегистрированный товарный знак, который придает ему значимость и является дополнительным фактором его высо­кого качества.

По степени содержательности ин­формации лишь один буклет можно охарактеризовать как предоставляющий достаточный объем сведений, т. к. в его составе указываются данные о заболевании, описание эффекта препарата, сравнение с другими ЛС, состав, показания к применению, способ применения и дозы. Остальные рекламные обращения имеют недо­статочный объем информации, т. к. в большинстве своем лишь описывают эффект препарата, иногда добавляя к этому его состав и способ применения. Однако такой важный аспект, как меры предосторожности и возможные побочные эффекты, не были указаны ни в одном буклете. В буклетах отсутствуют требования к условиям хране­ния ЛС, нет сведений, способных по­высить общую медицинскую культуру потенциального потребителя, за ис­ключением одного, который косвенно указывает пользователю рекламы на необходимость ведения здорового образа жизни.

В рекламных буклетах, ориентиро­ванных на специалистов, сведения о производителе носят сокращенный характер (название, логотип, реже контактный телефон и адрес в Интер­нете). Однако в рекламном обращении к потенциальным потребителям дан­ный раздел расширяется за счет такого существенного факта, как номер регистрационного удостоверения.

Эссливер форте выпускается только в форме капсул, поэтому в рекламных обращениях отсутствуют сведения о его дополнительных фор­мах выпуска. В рекламе ЛС не содер­жится сведений об особых достижени­ях, подтверждающих его качество или эффективность. Однако при этом в качестве уникальных достоинств препарата выделены высокая эффективность и удобная форма выпуска.

Детальный анализ исследуемых рекламируемых буклетов на соответ­ствие требованиям рекламного законодательства показал, что все они им отвечают, нарушений не выявлено.

Этот факт является неоспоримым преимуществом и подтверждением желания производителя вести корректную и законную рекламную кампанию по продвижению ЛС Эссливер форте.

Отразим полученные результаты анализа рекламных буклетов в SWOT -анализе (табл. 4.24): соответствие требованиям рекламного законодательства как сильную сторону, а недостатки воформлении и содержании как слабые стороны этих средств продвижения.

Кроме того, по условию изучаем практической ситуации в АП специальных мероприятий попродвижении ЛС Эссливер форте не проводилось, поэтому в слабых сторонах SWOT-анализа нужно отразить отсутствие кампании по продвижению данного ЛС.

 

Таблица 4.24 - Результаты SWOT-анализа (для практической ситуации с ЛС Эссливер)

Сильные стороны Слабые стороны
Соответствие рекламных буклетов требованиям рекламного законодательства Недостатки в оформлении и содержании рекламных буклетов. Отсутствие у АП кампании по продвижению ЛС Эссливер

 

МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

 

Планирование маркетинга применяют многие зарубежные преуспевающие компании, ориентированные на рынок. Как отмечают маркетологи, на практике оно используется с разной степенью объективности и обоснованности, что во многом обусловлено целями компании и искусством маркетологов.

Для российского фармацевтического менеджмента маркетинговое планирование (МП) является новым методом, с принципами и правилами которого многим работникам аптеч­ного предприятия (АП) не приходи­лось ранее сталкиваться. Главная особенность плана маркетинга - это попытка учета потребностей потреби­телей с выгодой для предприятия. План маркетинга не подменяет другие функциональные, финансовые и производственные планы, он рассматри­вается как комплекс мероприятий повышения в общем итоге эффектив­ности деятельности предприятия на рынке.

В специальной литературе по маркетингу имеется несколько опреде­лений этого процесса.

Маркетинговое планирование (marketing planning) (МП ) - это по­этапный процесс исследования и анализа рынка и конкретной рыноч­ной ситуации с последующей выработкой целей, стратегий и детальных планов (программ) маркетинга, кото­рые соответствуют ресурсам, возможностям, миссии и целям данной организации, сопровождающийся практической реализацией, оценкой, при необходимости внесением поправок (Вуд М.Б., 2005).

Современная маркетинговая среда настолько изменчива, что одни усло­вия фиксируются сразу, а другие на какой-то период могут быть и заблокированы.

Исходя из содержания планирования, в его процессе выделяют три логических и хронологических этапа:

1. Анализ текущего положения организации и прогнозирова­ние будущего состояния (ситуационный анализ, аудит).

2. Разработка целей и стратегий для их достижения.

3. Формирование комплекса мероприятий (план маркетинга) для реализации разработанных стратегий.

Предваряет процесс планирования идентификация рыночной проблемы организации, которая уже может быть ярко выражена или же пока проявляются только отдельные ее признаки.

В связи с этим первоначальные цели и задачи организации по решению установленной рыночной проблемы, характеризующей­ся, как правило, уменьшением спроса на отдельные товары, сниже­нием показателей объема продаж, в ходе маркетингового аудита и грамотной интерпретации его результатов корректируются в соответствии с имеющимися ресурсами организации.

Маркетинговый аудит (ситуаци­онный анализ) представляет собой анализ и оценку различных аспектов рыночной деятельности предприятия, результаты которого позволяют про­гнозировать тенденции их развития и разработать план маркетинга.

Иначе, маркетинг-аудит - это ре­визия, обнаружение слабых мест в концепции маркетинга предприятия, т.е. аудит является обязательным методом контроля за деятельностью организации. В наиболее расширенном варианте аудит применяется в маркетинговом планировании.

Результатом МП является марке­тинговый план, или план маркетинга (ПМ), - документ, в котором содер­жатся сведения о рынке, указываются маркетинговые стратегии и конкретные мероприятия, которые предпола­гается выполнить для укрепления рыночных позиций предприятия.

Предприятие должно иметь не­сколько официальных плановых доку­ментов, таких как бизнес-план (БП) и стратегический план на ближайшие 3-5 лет. Маркетинговый план отлича­ется от БП своей направленностью: отправной точкой и конечной целью БП является бизнес, а ПМ начинается с потребителя и заканчивается бизне­сом (Булль Дж., 2000).

Цель разработки плана маркетинга заключается в выработке краткосрочного оперативного подхода к реализации тех стратегий, которые были выработаны по результатам аудита для достижения общих финансовых целей.

Значение маркетингового плана заключается в том, что он:

· координирует управленческие решения и действия в соот­ветствии с целями;

· информирует сотрудников о целях, стратегиях, мероприяти­ях, ресурсах и ответственности за исполнение плана;

· мотивирует сотрудников, если от достижения целей организации зависят их личные цели (зарплата, карьера, престиж);

· создает предпосылки для оценки и контроля результатов.

Маркетинговое планирование осуществляется на опреде­ленный период (месяц, квартал, год, 3-5 лет). Однако формулировки целей, стратегий, мероприятий систематиче­ски корректируются в силу быстро меняющихся условий рынка. Как правило, внесение корректив возмож­но по результатам отчетного периода, но предприятие вправе само прини­мать решение о целесообразности корректировки плана маркетинга.

За рубежом в процессе маркетингового планирования прини­мают участие и руководители, и рядо­вые сотрудники компании, которым предоставляется возможность выска­зать собственные идеи и соображения по поводу улучшения деятельности той или иной составляющей комплек­са маркетинга. План маркетинга может составлять­ся в целом для компании, для отдель­ных ее подразделений и для отдельных товаров. Все эти планы имеют различ­ное конкретное содержание, объем, формат, отличающиеся в разных орга­низациях, но есть ряд разделов, кото­рые присутствуют во всех.

Маркетологи выделяют следующие разделы плана маркетинга, представленные в табл. 4.25.

 

Таблица 4.25 - Основные разделы плана маркетинга

Раздел ПМ Описание
1. Резюме для руководства Краткий обзор основных особенностей ПМ (составляется в последнюю очередь)
2. Текущая маркетинговая ситуация   Результаты аудита внешней и внутренней среды,SWOT- анализ, характеристика целевого рынка
3. Цели и потенциальные проблемы Конкретные цели и возможные проблемы, которые могут повлиять на их достижение
4.Маркетинговые стратегии Конкретные стратегии для укрепления рыночных позиций по отдельным составляющим комплекса маркетинга
5. Маркетинговые программы/планы Конкретные мероприятия, сроки, ответственные, ресурсы для выполнения ПМ
6. Финансовые планы Детализируются предполагаемые доходы, расходы, прибыль
7. Методы контроля за выполнением плана Контроль за исполнением плана, возможная корректировка, альтернативные стратегии

 

Независимо от конкретной отрасли или товара все маркетологи должны соблюдать этапы маркетингового планирования, когда прихо­дится принимать обоснованные ре­шения по выбору наиболее эффектив­ных маркетинговых действий. Обобщенная схема МП приведена на рисунке 4.25.

 

Рис. 4.25. Схема маркетингового планирования.

 

Стандартизованная (типовая) структура маркетинговых программ включает в себя несколько разделов, в частности:

· характеристику и прогноз развития целевого рынка, в т. ч. факторов микро- и макросреды;

· рыночную позицию АП с обосно­ванием выбора стратегии и такти­ки поведения на целевом рынке;

· комплекс маркетинга с обосновани­ем разработок по товарной, комму­никационной, сбытовой, ценовой и кадровой политике; источники финансирования про­граммы и контроль за ее осущест­влением.

Маркетологи признают, что не всегда возможна и целесообразна полная стандартизация и унификация структуры и содержания МП, в каж­дом отдельном случае следует подхо­дить дифференцированно, выделяя приоритеты на определенный период планирования. Однако такие составляющие, как товарная политика, коммуникационная политика, сбытовая политика, ценовая политика должны присутствовать в обязательном по­рядке.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.