|
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛИСТАСоциально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций. В рамках определенной социальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов. Так, Е. П. Прохоров различает шесть функций журналистики: · коммуникативную (исходная функция) – общение, налаживание контакта; · непосредственно-организаторскую, в которой «наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе»; · идеологическую (социально ориентирующую) – оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностную ориентацию аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов; · культурно-образовательную – пропаганда и распространение в жизни общества высоких культурных ценностей, способствование всестороннему развитию человека; · рекламно-справочную – «удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений различных слоев аудитории»; · рекреативную – развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия. Г. Першке видит функции журналистики во влиянии, оказываемом на общество и способствующем развитию общества. В частности, он выделяет три группы функций журналистики: 1) идеологические – совокупность действий, направленных на интеграцию людей в идеологической, прежде всего политической, сфере, помощь при ориентировании в социальной действительности, для определения своего места в общественных отношениях, сохранение и развития этих отношений; 2) культурные – связанные с участием журналиста в развитии человека, проявлении его личности, зависящей от многообразия его общественных связей; в формировании образа жизни, основанного на достижениях человеческого развития. Это выражается в журналистских действиях, направленных на воспитание, образование, развлечение; 3) социальные – участие журналистики не в культурном развитии самом по себе, а в развитии личности, формировании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей. Таким образом, функциональная роль СМИ в общественной системе достаточно разнообразна. Однако все без исключения функции базируются на одной – информационной. В структуре функций журналистики приоритетными традиционно считаются идеологические, коммуникативные и культуроформирующи е, однако проявления массовой культуры во главу угла ставят распространение утилитарной информации. Поэтому СМИ уделяют много внимания развлечению, а рекреативные функции часто становятся определяющими. Журналистика в рамках массово-информационной деятельности участвует в обеспечении решения важных политических, экономических, социальных и других задач государства. Роль журналистики в управлении и социальном контроле остается одной из важнейших уже в течение нескольких столетий, поскольку объем и качество информационного обеспечения общества создают прецедент для формирования общественного мнения и направлений деятельности. Функционирование журналистики может быть эффективным только тогда, когда у журналиста выработана четкая социальная позиция и соблюдается ряд принципов. Традиционно к принципам журналистики относят: принцип правдивости, принцип объективности и принцип социальной ответственности. В Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации» содержится перечень принципов деятельности средств массовой информации. Это: · достоверность информации – средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности; · законность – информация не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь; · равенство – средства массовой информации исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации; · уважение прав и свобод человека – средства массовой информации в рамках своей деятельности обеспечивают соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь; · многообразие мнений – средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе; · развитие национальной культуры – средства массовой информации содействуют распространению и популяризации национальных культурных ценностей; · защита нравственности – средства массовой информации не должны допускать распространения информации, посягающей на нормы общественной нравственности; · соблюдение норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали – журналисты средств массовой информации в своей деятельности должны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики и общепринятые нормы морали.
ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТА.(Фихтелиус Эрик) 1. Работай увлеченно! 2. Сообщай о важном! 3. Работай планомерно! 4. Будь конкретен! 5. Подготовься и слушай! 6. Не мешай развитию событий! 7. Береги культуру речи! 8. Создавай новыe версии! 9. Будь нейтрален к последствиям! 10. Иди в ногу со временем!
ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ 1. Закон Республики Беларусь о СМИ от 17 июля 2008 г. №4273 2. Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 2253 о рекламе 3. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. № 37013 об авторском праве и смежных правах (в редакции законов РБ от 11,08,1998г. № 1943, от 04,01,2003 г. № 1833, от 14,07,2008 г. № 3963) На 1 ноября в РБ зарегистрировано 677 газет, 666 журналов, 41 бюллетеней, 1 альманах, 9 информационных агентств. Глава 1 «Закона РБ о СМИ» 1. Аккредитация – подтверждение права журналиста СМИ освещать мероприятие и др. события в РБ и за ее пределами. 2. Вид СМИ газета, журнал, радио, кинохроникальная программа, бюллетень, иная совокупность информационных сообщений, носящий периодический характер и предназначен. Для неопред. Круга лиц. 3. Видео или кинохроникальная программа – совокупность аудио, аудиовизуальных сведений, имеющих постоянное название и носящий периодический характер. 4. Выпуск СМИ выход в свет печатного СМИ либо СМИ, распростр. Через интернет, либо выход в эфир телевизион., радиовещательн. Средства массовой информации. 5. Главный редактор (редактор СМИ) – руководитель юридического лица, на которого возложены функции редакции СМИ или уполномоченное им лицо. 6. Информационное агентство – юридическое лицо, которое осуществляет сбор, создание (подготовку), хранение инф. Сообщений и их распростр. В СМИ и имеющ. Статус юрид. Лица, на которого возложены функции редакции СМИ, и распространителя СМИ. 7. Корреспондентский пункт – это обособленное подразделение юридического лица, на которого возложены функции ред. СМИ, и осуществл. Сбор, хранение и создание сообщений для СМИ, а также распространение его продукции. 8. Печатные СМИ – газета, журнал, бюллетень, и др. издание, которое имеет постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страницы, выход в свет не менее 1 раза в 6 месяцев. 9. Распространение – продажа, подписка, доставка, трансляция, ретрансляция, демонстрация кинохроникальн. Программ, форма доведения массовой инф. До всеобщ. СМИ. 10. Распространители – почта, союзпечать, курьеры, магазины и др. 11. СМИ – форма периодич. Распростр. Массовой инф. С использ. Газет, телевиден., радиовещ и др. 12. Субъект. Право – республ. Орган гос. управления в сфере массовой инф: общественнокоординационный совет в сфере мас. инф. учредитель гл. редактор, журналист, юр.лицо, на которое возложены функции редакций, инф. агенство, корресп. Пункт, распростр. СМИ. 13. Учредитель СМИ – физ. или юр. лицо, в том числе государственный орган, самостоятельно либо совместно с др. физ. Лицами, принявшие решение о создании СМИ и обратившиеся за регистрацией СМИ. Не имеет право быть учредителем: 1. Физ.лица младше 18 лет 2. Недееспособные физич. И психич. Лица 3. Отбывающие наказание 4. Иностр. Граждане (но если совместно с бел., то можно) 5. В теч. 3 лет с момента налажения взыскания о закрытии издания В заявлении указывается: 1. Название издания 2. Тематика 3. Террит. Распростр. 4. Язык выхода 5. Тираж 6. Сведения учредителя 7. Источники финансирования 8. Адрес редакции 9. Данные о юридич. Лице
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ “О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ” Закон РБ «О СМИ» был принят 17 июля 2008 года и вступил в силу 8 февраля 2009 года. Закон состоит из 9 глав (55 статей). В 1й главе – Общие положения – даны основные определения терминов, касающихся СМИ. Кроме того, там прописаны основные принципы деятельности СМИ (достоверность, равенство). Правовой платформой для деятельности согласно этому закону является Конституция, данный закон, международные соглашения в этой сфере. Притом если закон «О СМИ»» и международные соглашения противоречат, большую силу имеют соглашения. Эта же часть гарантирует прессе своду мнений и возможность их высказывать, недопустимость монополизации СМИ, недопустимость незаконного ограничения свободы СМИ. Глава 2 – целиком и полностью об учреждении и регистрации СМИ. Там есть сведения о том, кто может учредить СМИ (не могут – иностранные граждане самостоятельно, недееспособные, отбывающие наказание, несовершеннолетние и лишенные права заниматься этой деятельностью). Ответственными за прессу в РБ назначаются Министерство Информации РБ и, в случаях, не прописанных в Законе «О СМИ», Совет Министров. Заявление о регистрации СМИ должны рассмотреть и дать ответ в течение месяца. Если заявление было подано с нарушением требований или неуполномоченным для этого лицом, заявление имеют право вернуть без рассмотрения в течение 10 дней. Отказать в регистрации вправе, если · вы собрались распространять порнографию, данные порочащие честь РБ · если учредитель не обладает правами на учреждение СМИ · если название, тираж, тематика издания не совпадут с заявленными · если такое название уже зарегистрировано. СМИ считается зарегистрированным с момента внесения его в Государственный реестр СМИ. С этого момента в течение полугода (для печатки) и года (для аудиовиз.) средство может начинать выпускаться, если не успели – регистрация аннулируется. НЕ требуется регистрация для: · СМИ, учрежденных госвом только для публикации свои актов и вердиктов · Радио и телепрограмм распростр. на территории организации (не более 10 абонентов) · Радио и телепрограмм тиражом не более 10 экз. · Печатного СМИ тиражом не более 299 экз. · Интернет СМИ (но тут есть нюансы – деятельность Интернет СМИ регулируется Советом Министров) Глава 3 касается распространения. Интересного там то, что СМИ обязано разместить информационное сообщение от госва, если таковое подлежит доведению до сведения народа (то есть вам прислали – вы обязаны разместить), если госорганы прислали вам письмо о вашей деятельности, его тоже надо опубликовать, учредитель имеет право в любой момент поместить материал в заранее оговоренном размере. Президент оставил себе право в любой момент выступать с заявлениями народу и быть транслированным. Копии вышедших номеров\передач должны храниться у редактора не менее одного года. Глава 4. Распространение печатной продукции Обязательны выходные данные, обязательно предоставлять бесплатные номера учредителю, Министерству Информации, в учреждения «Национальная книжная палата Беларуси», «Национальная библиотека Беларуси», «Президентская библиотека Республики Беларусь», «Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси». Глава 5 Теле и радиовещание Не реже 4 х раз в сутки озвучивать\показывать название станции\канала. В любой момент без предварительного согласования предоставлять возможность президенту и его команде выступать с заявлениями. Глава 6 Правовой статус всех субъектов в этой сфере Главный госорган – Министерство Информации Есть еще Общественный координационный совет в сфере массовой информации – его решения носят рекомендательный харр. Здесь же – права и компетенции журналиста. И один забавный факт – деятельность иностранных журналистов без аккредитации ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Для освещения гос. важных мероприятий также нужна аккредитация. Глава 7 Об информации, ее получении и опровержениях Информация должна предоставляться свободно, кроме информации, кот. явл. · Государственной или коммерческой тайной · Материалами оперативно-розыскной работы · Материалами, по которым ведется судебное разбирательство Нельзя публиковать заявления от незарегистрированных организаций, пропаганду употребления наркотиков, насилия, жестокости и национальной розни. Нельзя воздействовать на подсознание человека(25 кадр и т.д.). Если опубликованное вами оказалось не соответствующим действительности и вам об этом сказали. Нужно опубликовать опровержение(дополнение, пояснение) на той же странице, тем же шрифтом в следующем номере\выпуске (для еженедельников – не больше 10 дней). Отказать в опровержении, если это уже опровергалось, если это противоречит вступившему в силу решению суда и если требует опровержения анонимус. Глава 8 Международная деятельность Им можно у нас нам можно у них, только подайте заявление за месяц. Глава 9 Наказания За распространение запрещенной, порочащей честь, выпущенной без разрешения главреда или информации ограниченного доступа для начала выписывают предупреждение, с указанием, где облажались и сколько времени на исправление. Оно должно быть доставлено в течение 3х дней. Если не исправились, деятельность редакции могут приостановить на три месяца. Прекращение выпуска издания может быть определено только через суд. Журналисты, редакторы и прочие не несут ответственность, если дословно печатают выступления официальных лиц, материалы от госва, партий, и агентства новостей, при условии наличия ссылки на них. Но опровержения такому все равно публиковать надо.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|