Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ





БЛОК 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Как и всякий социальный (общественный) институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем заняла свое сегод няшнее положение в мире. Пресса как старейший вид журналистики – это продукт и составная часть человеческой цивилизации, отражающая национальную и мировую культуру, а ее содержание и формы деятельности прямо пропорциональны потребностям определенной социальной системы на конкретном историческом этапе. Несмотря на то что есть ряд известных фактов истории печатного слова, сама журналистика имеет короткую биографию. Первые проявления массово-информационной деятельности в теории носят название «пражурналистские явления». Естественные потребности людей в информации и знаниях способствовали формированию предпосылок к возникновению журналистики. Эти предпосылки складывались в следующих сферах:

· информационной (естественная потребность людей в инфор мации);

·  духовной культуры (отражение мировоззрения и духовной жиз ни: ораторское мастерство, рукописные книги, философские воззре ния и др.);

· материальнотехнической(прогресс в научной и производствен ной областях, расширивший материальную базу образования и куль туры).

Переход общества от феодальноабсолютистского строя к буржуазному, становление капитализма – вот главные причины возникновения журналистики. Разделение труда и рыночный обмен товарами, оживление связей между населенными пунктами и городами требовали периодического поступления информации. А поскольку имен но периодичность делает прессу журналистикой, историческим периодом возникновения журналистики традиционно считается конец XVII – начало XVIII в.



Первые периодические печатные издания появились в Европе:

· В 1609 г. – в Германии (Zeitung)

· В 1622 г. – в Англии (Weekly News)

· В 1631 г. – во Франции (La Gasette).

· В 1665 г. в Париже вышел первый журнал (Jurnal de Savan).

· В России возникновение журналистики свя зано с деятельностью Петра I: в январе 1728 г. увидела свет первая российская газета «Ведомости».

· Первая белорусская газета – «Кур’ер Віленскі» (1760 г.).

 

С 1850 г. начался бурный рост газетного бизнеса в США. Ежедневные газеты издавались профессионалами-газетчиками. В содержательном плане это были рассчитанные на купцов и богатых горожан издания, размещавшие сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, внутренней жизни стран и международных отношениях. Тип системы журналистики обусловливается социально-политической организацией общества и общественными интересами.

В практике журналистики приняты четыре типа прессы («четыре теории прессы»). Авторы данной концепции Сиберт, Шрамм и Питерсон в основу деления положили два важных критерия – отношения СМИ и власти и вид собственности на СМИ.

1. Самая «древняя» теория прессы – авторитарная. Возникнув на рубеже XVI–XVII вв. в монархических государствах, журналистика су ществовала в условиях, которые ей диктовала власть. Это выражалось в ограничении свободы, запрете частной собственности на СМИ, в рабо те на государство, а также недопущении всякой критики в адрес власти.

2. На рубеже XIX–XX вв. на основе философии Дж. Локка и идеи прав человека в США и Англии сформировалась вторая теория – либертарианская (теория свободной воли журналиста). Ее сущность заключается в том, что СМИ осуществляют контроль за деятельностью власти, ­собственность на СМИ – частная, ими может владеть каждый, кто имеет на это средства, а контроль над СМИ производится самопроизвольно либо в судебном порядке.

3. В 1918 г. оформилась коммунистическая теория, ядро которой со ставили труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно этой теории, собственность на СМИ может быть только государственной, подвергать критике особ, стоящих у власти, запрещено, а на всю распространяемую СМИ информацию устанавливается жесткая цензура.

4. Модель журналистики, которая закрепилась и господствует сегодня в демократических государствах, получила название «теория социальной ответственности журналиста». Суть ее в том, чтобы выполнять свой профессиональный долг, соблюдая принципы гласности, правдивости, социальной ответственности, стремясь к достижению бесконфликтных ситуаций. Теория ограничена рамками профессиональной этики, принципы которой должны соблюдаться всеми, кто задействован в системе журналистских отношений и связей.

Белорусская модель журналистики во многом переняла традиции мировой печати. До распада СССР основные направления деятельности отечественных СМИ определялись программными документами КПСС. Современная белорусская журналистика регулируется правовыми нормами, которые при необходимости изменяются и дополняются. Основными законодательными документами в области СМИ в Республике Беларусь являются: Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), законы Республики Беларусь (с соответствующими изменениями и дополнениями): «О средствах массовой информации» (от 17.07.2008 № 427З), «Об авторском праве и смежных правах» (от 17.05. 2011 № 262З), «О рекламе» (от 10.05.2007 № 225З), «Об издательском деле в Республике Беларусь» (от 29.12.2012 № 8З), а также «Кодекс профессиональной этики журналиста» (при нят 18.10.1995), «Декларация принципов профессиональной деятель ности журналиста» (принята 06.06.2003) и ряд иных нормативных до кументов, которые регулируют правоотношения между различными субъектами, входящими в поле зрения СМИ.

 

Уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.

В соответствии с этим долгом журналист во все времена обязан защищать принципы свободы объективного сбора и публикации новостей, а также право непредвзятого комментирования и критики.

Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.

Журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.

Журналист обязан сделать все возможное для исправления или опровержения информации, если она не соответствует истине.»

ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТА.(Фихтелиус Эрик)

1. Работай увлеченно!

2. Сообщай о важном!

3. Работай планомерно!

4. Будь конкретен!

5. Подготовься и слушай!

6. Не мешай развитию событий!

7. Береги культуру речи!

8. Создавай новыe версии!

9. Будь нейтрален к последствиям!

10. Иди в ногу со временем!

 

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Закон Республики Беларусь о СМИ от 17 июля 2008 г. №4273

2. Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 2253 о рекламе

3. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. № 37013 об авторском праве и смежных правах (в редакции законов РБ от 11,08,1998г. № 1943, от 04,01,2003 г. № 1833, от 14,07,2008 г. № 3963)

На 1 ноября в РБ зарегистрировано 677 газет, 666 журналов, 41 бюллетеней, 1 альманах, 9 информационных агентств.

Глава 1 «Закона РБ о СМИ»

1. Аккредитация – подтверждение права журналиста СМИ освещать мероприятие и др. события в РБ и за ее пределами.

2. Вид СМИ газета, журнал, радио, кинохроникальная программа, бюллетень, иная совокупность информационных сообщений, носящий периодический характер и предназначен. Для неопред. Круга лиц.

3. Видео или кинохроникальная программа – совокупность аудио, аудиовизуальных сведений, имеющих постоянное название и носящий периодический характер.

4. Выпуск СМИ выход в свет печатного СМИ либо СМИ, распростр. Через интернет, либо выход в эфир телевизион., радиовещательн. Средства массовой информации.

5. Главный редактор (редактор СМИ) – руководитель юридического лица, на которого возложены функции редакции СМИ или уполномоченное им лицо.

6. Информационное агентство – юридическое лицо, которое осуществляет сбор, создание (подготовку), хранение инф. Сообщений и их распростр. В СМИ и имеющ. Статус юрид. Лица, на которого возложены функции редакции СМИ, и распространителя СМИ.

7. Корреспондентский пункт – это обособленное подразделение юридического лица, на которого возложены функции ред. СМИ, и осуществл. Сбор, хранение и создание сообщений для СМИ, а также распространение его продукции.

8. Печатные СМИ – газета, журнал, бюллетень, и др. издание, которое имеет постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страницы, выход в свет не менее 1 раза в 6 месяцев.

9. Распространение – продажа, подписка, доставка, трансляция, ретрансляция, демонстрация кинохроникальн. Программ, форма доведения массовой инф. До всеобщ. СМИ.

10. Распространители – почта, союзпечать, курьеры, магазины и др.

11. СМИ – форма периодич. Распростр. Массовой инф. С использ. Газет, телевиден., радиовещ и др.

12. Субъект. Право – республ. Орган гос. управления в сфере массовой инф: общественнокоординационный совет в сфере мас. инф. учредитель гл. редактор, журналист, юр.лицо, на которое возложены функции редакций, инф. агенство, корресп. Пункт, распростр. СМИ.

13. Учредитель СМИ – физ. или юр. лицо, в том числе государственный орган, самостоятельно либо совместно с др. физ. Лицами, принявшие решение о создании СМИ и обратившиеся за регистрацией СМИ.

Не имеет право быть учредителем:

1. Физ.лица младше 18 лет

2. Недееспособные физич. И психич. Лица

3. Отбывающие наказание

4. Иностр. Граждане (но если совместно с бел., то можно)

5. В теч. 3 лет с момента налажения взыскания о закрытии издания

В заявлении указывается:

1. Название издания

2. Тематика

3. Террит. Распростр.

4. Язык выхода

5. Тираж

6. Сведения учредителя

7. Источники финансирования

8. Адрес редакции

9. Данные о юридич. Лице

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ “О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ”

Закон РБ «О СМИ» был принят 17 июля 2008 года и вступил в силу 8 февраля 2009 года. Закон состоит из 9 глав (55 статей).

В 1й главе – Общие положения – даны основные определения терминов, касающихся СМИ. Кроме того, там прописаны основные принципы деятельности СМИ (достоверность, равенство). Правовой платформой для деятельности согласно этому закону является Конституция, данный закон, международные соглашения в этой сфере. Притом если закон «О СМИ»» и международные соглашения противоречат, большую силу имеют соглашения.

Эта же часть гарантирует прессе своду мнений и возможность их высказывать, недопустимость монополизации СМИ, недопустимость незаконного ограничения свободы СМИ.

Глава 2 – целиком и полностью об учреждении и регистрации СМИ. Там есть сведения о том, кто может учредить СМИ (не могут – иностранные граждане самостоятельно, недееспособные, отбывающие наказание, несовершеннолетние и лишенные права заниматься этой деятельностью).

Ответственными за прессу в РБ назначаются Министерство Информации РБ и, в случаях, не прописанных в Законе «О СМИ», Совет Министров.

Заявление о регистрации СМИ должны рассмотреть и дать ответ в течение месяца. Если заявление было подано с нарушением требований или неуполномоченным для этого лицом, заявление имеют право вернуть без рассмотрения в течение 10 дней.

Отказать в регистрации вправе, если

· вы собрались распространять порнографию, данные порочащие честь РБ

· если учредитель не обладает правами на учреждение СМИ

· если название, тираж, тематика издания не совпадут с заявленными

· если такое название уже зарегистрировано.

СМИ считается зарегистрированным с момента внесения его в Государственный реестр СМИ. С этого момента в течение полугода (для печатки) и года (для аудиовиз.) средство может начинать выпускаться, если не успели – регистрация аннулируется.

НЕ требуется регистрация для:

· СМИ, учрежденных госвом только для публикации свои актов и вердиктов

· Радио и телепрограмм распростр. на территории организации (не более 10 абонентов)

· Радио и телепрограмм тиражом не более 10 экз.

· Печатного СМИ тиражом не более 299 экз.

· Интернет СМИ (но тут есть нюансы – деятельность Интернет СМИ регулируется Советом Министров)

Глава 3 касается распространения. Интересного там то, что СМИ обязано разместить информационное сообщение от госва, если таковое подлежит доведению до сведения народа (то есть вам прислали – вы обязаны разместить), если госорганы прислали вам письмо о вашей деятельности, его тоже надо опубликовать, учредитель имеет право в любой момент поместить материал в заранее оговоренном размере. Президент оставил себе право в любой момент выступать с заявлениями народу и быть транслированным.

Копии вышедших номеров\передач должны храниться у редактора не менее одного года.

Глава 4. Распространение печатной продукции

Обязательны выходные данные, обязательно предоставлять бесплатные номера учредителю, Министерству Информации, в учреждения «Национальная книжная палата Беларуси», «Национальная библиотека Беларуси», «Президентская библиотека Республики Беларусь», «Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси».

Глава 5 Теле и радиовещание

Не реже 4х раз в сутки озвучивать\показывать название станции\канала.

В любой момент без предварительного согласования предоставлять возможность президенту и его команде выступать с заявлениями.

Глава 6 Правовой статус всех субъектов в этой сфере

Главный госорган – Министерство Информации

Есть еще Общественный координационный совет в сфере массовой информации – его решения носят рекомендательный харр.

Здесь же – права и компетенции журналиста.

И один забавный факт – деятельность иностранных журналистов без аккредитации ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Для освещения гос. важных мероприятий также нужна аккредитация.

Глава 7 Об информации, ее получении и опровержениях

Информация должна предоставляться свободно, кроме информации, кот. явл.

· Государственной или коммерческой тайной

· Материалами оперативно-розыскной работы

· Материалами, по которым ведется судебное разбирательство

Нельзя публиковать заявления от незарегистрированных организаций, пропаганду употребления наркотиков, насилия, жестокости и национальной розни. Нельзя воздействовать на подсознание человека(25 кадр и т.д.).

Если опубликованное вами оказалось не соответствующим действительности и вам об этом сказали. Нужно опубликовать опровержение(дополнение, пояснение) на той же странице, тем же шрифтом в следующем номере\выпуске (для еженедельников – не больше 10 дней).

Отказать в опровержении, если это уже опровергалось, если это противоречит вступившему в силу решению суда и если требует опровержения анонимус.

Глава 8 Международная деятельность

Им можно у нас нам можно у них, только подайте заявление за месяц.

Глава 9 Наказания

За распространение запрещенной, порочащей честь, выпущенной без разрешения главреда или информации ограниченного доступа для начала выписывают предупреждение, с указанием, где облажались и сколько времени на исправление. Оно должно быть доставлено в течение 3х дней.

Если не исправились, деятельность редакции могут приостановить на три месяца. Прекращение выпуска издания может быть определено только через суд.

Журналисты, редакторы и прочие не несут ответственность, если дословно печатают выступления официальных лиц, материалы от госва, партий, и агентства новостей, при условии наличия ссылки на них. Но опровержения такому все равно публиковать надо.

 

Телевидение

Программы АТН:

"Панорама"

С наиболее важными событиями дня ежедневно по будням в 21.00 зрителей знакомит информационный канал Агентства теленовостей.

"Новости"

Информационные обзоры последних событий в стране и мире выходят по будням с 07.00 до 19.00. Подводит итог дня ночной информационный выпуск.

"В центре внимания"

В воскресный вечер в эфире информационно-аналитическая программа "В центре внимания". Обзор основных событий в республике и мире за неделю.

"Вокруг планеты"

Еженедельное путешествие по планете осуществляют в среднем пять съемочных групп Агентства. Некоторые из них проводят в командировках большую часть года. Смотрите по субботам.

"Новости региона"

В нашей стране есть много интересной информации. В каждом областном центре страны ежедневно журналисты АТН готовят 1200 секунд информации о событиях своего края. Смотрите в 15.15 и 19.20.

"Сфера интересов"

А материалы еженедельного экономического обозрения "Сфера интересов" не один раз подталкивали деловые круги к созданию новых проектов. Вторник, четверг 19.35, среда, пятница 08.35.

«День спорта"

Ежедневно в эфире Первого и "Беларусь ТВ" обзор спортивных событий. Корреспонденты АТН компетентно и обстоятельно рассказывают о значимых событиях дня. Поздно вечером по будням.

"Арена"

Ведущая еженедельной программы "Арена" Ольга Барабанщикова как никто квалифицированно может говорить о спорте, поскольку сама в прошлом знаменитая теннисистка. Понедельник 19.35, вторник 08.35.

"Спорткадр"

Итоговая аналитическая программа о главных событиях спортивной жизни нашей страны и за ее пределами за прошедшую неделю.

"Nota Bene"

Возьмите на заметку советы единственной правовой программы телеканала. Ведущие помогают телезрителям избежать правовых коллизий в повседневной жизни благодаря советам юристовпрактиков. Вторникпятница, воскресенье итговый выпуск.

Программы ОНТ

а) «Контуры» (по воскресеньям в 20:00)

Жанр, в котором работают «Контуры», – «информационный арт». Это самый прогрессивный стиль подачи информации, предполагающий особенную авторскую позицию репортера по отношению к событию и интересное режиссерское решение. Александр Аверков ведущий программ «Наши новости» и «Контуры».

б) «Открытый формат»(по понедельникам после вечернего выпуска программы «Наши новости»)

«Открытый формат» – новое общественнополитическое токшоу на телеканале ОНТ. В основе проекта заложены глобальные вопросы и проблемы, касающиеся Беларуси: внутренняя и внешняя политика, национальный интерес, молодое поколение.

Выходит в эфир по понедельникам после вечернего выпуска программы «Наши новости». Гости в студии – это компетентные и профессиональные представители разных сфер: политики, международные эксперты, политологи, социологи. Модерируют беседу ведущие Тенгиз Думбадзе и Вячеслав Бондаренко.

в) Кто там?(по четвергам)

«Кто там?» – авторский проект Алексея Михальченко. «Кто там?» – актуальное интервью на важную тему. «Кто там?» – коллекция неудобных вопросов. Гостем студии может стать совершенно любой человек. Главное, быть в центре актуального события и владеть важной информацией.

Д) «Как есть»

«Как есть» – информационноаналитическая авторская программа с актуальными комментариями и видеосюжетами на злободневные темы в Беларуси и за ее пределами. Выходит внутри вечернего выпуска программы «Наши новости». Автор и ведущий Алексей Михальченко.

Печатные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2016 года в Беларуси издавалось 723газеты и 823 журнала. Более двух третей из них являются частными.

Печатные СМИ в Беларуси издаются преимущественно на белорусском и русском языках, хотя есть издания на английском, польском, украинском и немецком.

Наиболее влиятельными в стране являются газеты "СБ.Беларусь сегодня" и "Рэспубліка". Также в Беларуси популярны местные выпуски крупных российских газет "Комсомольская правда" и "Аргументы и факты".

Всего же в Беларуси распространяется более 4 тысяч зарубежных печатных СМИ, в том числе из России, Украины, Казахстана, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Нидерландов, Польши, Литвы, Латвии.

Электронные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2016 года в Беларуси осуществляли вещание 173 радиопрограммы и 100 телепрограмм. Из них 24 радиопрограммы и 59 телепрограмм – частные.

Высокая доля общественных радиопрограмм объясняется тем, что большая их часть – это региональное радио, в качестве учредителей выступают местные органы власти.

Вещание в FM-диапазоне в Беларуси осуществляют около 30 радиостанций, в том числе "Радиус-FM", "Радио "Юнистар" (белорусско-германский медиапроект), "Европа плюс" и другие.

На зарубежную аудиторию, интересующуюся событиями в нашей стране, рассчитаны передачи радиостанции "Беларусь", вещающей на белорусском, русском, английском, немецком, польском, французском, испанском и китайском языках.

В Беларуси действуют общенациональные телеканалы "Беларусь 1", "Беларусь 2" (молодежный), "Беларусь 3" (социокультурный), "Беларусь 5" (спортивный), "Общенациональное телевидение" (ОНТ), "Столичное телевидение" (СТВ).

С сентября 2015 года начал работу новый региональный телеканал "Беларусь 4", который выступает платформой для всех областей страны. В каждой из них основная сетка вещания будет заполняться оригинальным телепродуктом и выходить на одной кнопке с указанием своего региона: "Беларусь 4. Могилев", "Беларусь 4. Гомель"…

Первый и единственный международный спутниковый телеканал Беларуси – "Беларусь 24" – начавший вещание в 2005 году ("Беларусь ТВ"), сегодня работает 24 часа в сутки для 270.000.000 зрителей в 100 странах. Основу контента составляют новости и аналитика о важнейших событиях в стране и мире, интересные телепроекты и качественный кинопоказ. И, безусловно, в сетке вещания – множество программ о Беларуси: уникальной истории и культуре страны, главных достопримечательностях и туристических направлениях, белорусской кухне, знаменитых брендах, выдающихся людях…

Сигнал канала ретранслируется с помощью трех спутников – ABS-2, HotBird А13 и Galaxy 19. "Беларусь 24" могут смотреть зрители в странах Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Северной Америки. Вещание ведется круглосуточно на белорусском и русском языках. Для пользователей сети Интернет организована онлайн-трансляция.

На территории Беларуси ретранслируется более 200 зарубежных телеканалов, в том числе "Euronews", BBC, "Eurosport".

К июню 2015 года Беларусь осуществила полный переход от аналогового к эфирному цифровому телевещанию. Сегодня цифровое вещание (первый мультиплекс из 8 теле- и 1 радиопрограммы) доступно практически 100% населения страны.

Литературные способности

Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма

Харизма, внутренний мир

Профессиональные качества в зависимости от специализации:

Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, особый «репортёрский нюх» на интересную информацию

Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, объективно подмечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.

Ведущий телевизионного токшоу, модератор, организующий общение в студии, это человек артистичный, обаятельный, обладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь своё «лицо», ярко выраженную индивидуальность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Одной из важнейших черт является эмоциональность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и участниками передачи. Короче говоря, каждая из специализаций требует определённой совокупности качеств.

Журналист должен:

быть осмотрительным в суждениях,

открытым для поправок и дополнений,

уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,

владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики,

владеть образным мышлением и видением явлений действительности.

Очень важны:

· общительность,

· стремление понять даже противника,

· быстрота реакции,

· умение сосредоточиться,

· умение работать в трудных условиях,

· собранность,

· находчивость,

· мобильность,

· психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых.

Физические данные:

· выносливость,

· работоспособность,

· готовностью переносить лишения («трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете») и т.д.

 

ЖУРНАЛИСТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Выпускники факультета журналистики должны приходить в газету, на телевидение, радио, вооруженными методологической культурой — они обязаны понимать законы массово-информационной деятельности, знать функции и принципы журналистики, факторы ее эффективности; уметь отбирать и интерпретировать факты социальной действительности. В то же время в современной Беларуси складывается рынок журналистского труда, предъявляющий работникам СМИ новые требования.

Выделяется следующий комплекс требований к журналисту:

«а) тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступ­ления;

б) соотнесение их с научно-материалистическими закономерностями общественного развития; оценка их с точки зрения интересов большинства трудящихся;

в) единство слова и дела, публикаций и собственных общественных проявлений каждого публициста, обеспечивающих искреннюю эмоциональность творчества;

г) объединение качеств глубинного и правдивого отображения событий с популярностью изложения, доступно­стью публицистических произведений».

Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.

Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концен­трических окружностей. Ядро личности — это склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый крут вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психоло­гические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопе­дизм, профессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, спо­собности и знания журналиста. В практической деятельности одновремен­но проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридической, этической (четвертый круг схемы) [2]. Сегодня весьма актуальным становится поиск средств максималь­ного раскрытия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования.

Творческая личность в журналистике может быть изначально ориен­тирована не на виртуозное владение приемами, а на творческое самовыра­жение, в каких бы жанрах журналист не выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки, сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные ирони­ей, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.

В условиях рынка важнейшими требованиями к менеджеру-журналисту становятся не только способность к анализу, лидерство, оператив­ность, коммуникабельность, но и предприимчивость, независимость, уме­ние рисковать. Последние три качества особенно нужны, поскольку редак­ция сталкивается с постоянным дефицитом средств на издание и проблемой стабильного спроса на газету. Это вызывает необходимость искать спонсо­ров, развертывать рекламную деятельность и внежурналистскую коммер­ческую работу. Стремясь уйти от финансового банкротства, редакции мо­гут использовать самые неожиданные, иногда остроумные методы добыва­ния денег и пополнить тем самым пестрый опыт белорусской прессы по выживанию в условиях рынка.

Информационный рынок вынуждает журналиста максимально раскрывать свои творческие способности, приобретать навыки самоконтроля и саморегулиро­вания. Важным инструментом в ускорении развития журналистской карьеры мог бы стать самомаркетинг, когда работник СМИ точно сегментирует рынок труда, выбирая и средство массовой информации, и тематику, и жанр, в котором намерен работать, добивается успехов в избранной нише, чутко реагирует на колебания спроса массовой аудитории на его произведения.

В последние годы возросла текучесть журналистских кадров, медленно адап­тируются в редакционных коллективах молодые сотрудники. Одной из причин этих явлений является уравнительный подход к оценке труда, независимо от трудоемко­сти произведения. Следовало бы провести в отношении журналистского труда та­кое же разделение, как между качественной и массовой прессой. Принадлежность к качественной журналистике могли бы определять сами редакции совместно с твор­ческими Союзами журналистов.

Устойчивое положение СМИ на рынке во многом зависит от качества редак­ционного многоуровневого менеджмента. Его функции — финансовая, производ­ственная (содержание журналистских произведений), маркетинговая и кадровая. В числе его актуальных проблем находятся оплата труда журналистов, порядок при­ема их на работу, (в частности, по контракту).

Журналистский менеджмент из должности становится профессией, актуаль­ной и перспективной. Это ведет к корректировке в системе подготовки кадров на факультетах журналистики белорусских университетов, на разного рода курсах, пе­реключению внимания на овладение знаниями журналистского бизнеса, социоло­гии и психологии журналистики, профессиональной и служебной этики. Становле­ние и развитие журналистского менеджмента в Беларуси, подготовка квалифициро­ванных специалистов в этой области уменьшит число конфликтов в СМИ, что приведет к более плодотворной работе редакционного коллектива.

 

Журналист персонаж».

Обычно недопустимо в каче­стве персонажа выбирать родных и близких, друзей.

Имея дело с реальным человеком журналист обязан не на­рушить известное правило «прежде всего не навреди».

4. «журналист редакционный коллектив».Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации ре­дакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение.

Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

5. «журналист коллеги».Коллегиальность и товарищеское взаимодействие.

Правдивость и объективность

Журналист должен давать правдивое отражение действительности путем подробной и исчерпывающей информации.

Добросовестность

Добросовестность журналиста имеет своей предпосылкой скрупулезную проверку фактов, точную передачу сведений, взятых из документальных или других источников; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные мнения, вымысел и фабрикацию материалов.

Деонтология

По мере развития журналистики и повышения ее роли в жизни общества, в связи с ростом аудитории, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к работникам СМИ. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности и самоотдаче журналиста и мере выполнения им обязанностей перед обществом, о самокритичном анализе своей деятельности в условиях постоянного и возрастающего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике.

Именно поэтому, завершая первичное знакомство с журналистикой и ее общими законами, важно перевести изложение из объективно-закономерностного плана в субъективно-личностный. Ведь знание законов, - можно сказать, всего лишь «полдела». Профессионалу важно постоянно размышлять над тем, в чем его долг перед обществом и насколько эффективно он его исполняет.

В практической деятельности неизбежно возникает (явный или скрытый) вопрос о характере ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом. И мере выполнения долга.

Проблема ответственности за выполнение долга описывается системой деонтологических принципов и норм. Деонтология (греч. deon - «должное» + logos - «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг журналиста (как в других областях - медика, юриста, бизнесмена, служителя правопорядка и т.д., - где профессиональная деятельность связана с широким общением с людьми) по всему спектру его свойств, проявляющихся в творческой деятельности. Само вступление в журналистский корпус предполагает, что он принимает на себя широчайший круг обязанностей.

Основой при этом является сознание своего долга перед обществом за максимально эффективное участие в информационном «обслуживании» аудитории, основанном на всей системе требований к современным СМИ.

Деонтологической нормой поэтому является ясное самосознание журналиста, что проявляется в самокритичной оценке всех «составляющих» его личности как профессионала, направленной на всестороннее самосовершенствование, начиная со склонностей и способностей и кончая формированием своего личностно-профессионального имиджа.

Нет ничего такого в облике и поведении журналиста, что не требует деонтологического анализа и принятия решений. Даже такие «мелочи» как манера одеваться, говорить, общаться с окружающими и т.д., поскольку они отражаются на характере и мере выполнения профессионального долга, требуют деонтологической самооценки и в необходимых случаях «исправления».

Главное же - принципиальное - требование деонтологии касается формирования такой социальной позиции и такой ее реализации, чтобы творческая деятельность способствовала социальному прогрессу в рамках гуманистической направленности и, на этой базе, консолидации общества.

Выработка гуманистической ориентации в том или ином ее варианте требует от журналиста активности в познавательной сфере. Его долг - знакомиться с различными социальными концепциями и ответственно выбирать и формировать свой взгляд на нужды общественного развития и пути достижения «желаемого будущего».

А все это связано с совершенствованием и развитием тех личностных качеств (интеллектуальных, волевых, нравственных и др.), которые обеспечивали бы успех деятельности. Разумеется, то же касается общегуманитарных и специальных знаний, составляющих «знаньевую» основу и поддержку творческой деятельности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.