|
СВОБОДА ПЕЧАТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА.Свобода – одно из старейших конституционных личных прав человека и политических прав граждан, составной частью которого являются права свободы мысли и слова. Право на свободу было 27 впервые провозглашено во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Вопрос о свободе печати часто поднимается в литературе, СМИ и общественной практике. С одной стороны, свобода печати стоит в одном ряду с такими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести; с другой – журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам, поскольку оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей. В статье 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., записано: «Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Специалисты считают, что лозунг свободы печати возник в конце XVII в., после того как английский парламент отменил закон о выдаче королевской властью лицензий на издательскую деятельность, в результате чего была ликвидирована база для монархической монополии на печать и цензуры. Последовательными сторонниками ограничения всесилия государства выступали идеологи молодой буржуазии в период ее борьбы с феодализмом, которые сформировали революционно-демократический взгляд на свободу печати. Идеи данной концепции ярко выражены в статье К. Маркса 1842 г. «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания», где изложено понимание автором свободы печати – свободная печать исторична и призвана честно отражать реалии своего времени и способствовать разрешению социальных противоречий. В противовес революционно-демократическому взгляду сформировался предпринимательский подход к свободе журналистской деятельности, когда в ходе дебатов в Прусском парламенте оратор от городского сословия (то есть зарождающегося класса капиталистов) назвал свободу печати превосходной вещью и предложил приравнять ее к промысловой свободе. Представители русской буржуазии лозунг «свободы печати» стали употреблять лишь во второй половине XIX в. В современных конституциях и законах о СМИ понятие «свобода печати» включается в понятие «свобода информации». Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь «право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды». Она же допускает законодательное ограничение пользования информацией в «целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав». На протяжении многих лет государства стремились выработать правовые нормы для прессы и тем самым упорядочить взаимоотношения СМИ, общества и государства, а также максимально приблизиться к решению вопроса о свободе печати. Первый в нашей стране закон о СМИ носил название «О печати и других средствах массовой информации». Он был принят в 1990 г. еще в СССР. В основе его концепции лежали свобода массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности в различных ее видах. Сегодня в Республике Беларусь Закон «О средствах массовой информации» представляет собой комплексный документ, регламентирующий взаимоотношения журналистики с социальным миром; статья 7 закона гласит о недопустимости незаконного ограничения свободы массовой информации, которое выражается: · в осуществлении цензуры – требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений; · во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации; · в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований Закона о СМИ, иных актов законодательства Республики Беларусь; · в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации; · в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных законодательством Республики Беларусь; · в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации. В 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение о ежегодном праздновании 3 мая Всемирного дня свободы печати. Эта дата была выбрана в ознаменование Виндхукской декларации по содействию в обеспечении независимости и плюрализма африканской печати, принятой 3 мая 1991 г. на одноименном семинаре, организованном ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций в Виндхуке, Намибия. Идеально независимых СМИ в современном обществе не существует. СМИ всегда будут зависимы, поскольку налицо целый ряд факторов зависимости: от учредителя, экономических факторов, идеологических установок и аудитории. СМИ не являются властью, потому что они не ведут борьбу за власть. СМИ – это инструмент, который используется теми силами, которые ведут борьбу за власть. Наряду с вопросом о свободе печати в течение многих лет остается актуальной и широко обсуждается проблема социальной ответственности в журналистике и позиции журналиста. Социальная ответственность – это принцип журналистики, предполагающий субъективную обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия. Социальная позиция журналиста – одно из основных индивидуальных и коллективных свойств профессиональной деятельности. Автор имеет право искать, получать и передавать факты, но это право должно быть реализовано во взаимосвязи с окружающими политическими, идеологическими, социальными сферами общества. Этот процесс должен формироваться на основе общечеловеческих ценностей свободы прессы, а не ее ограничения. Нельзя рассматривать социальную позицию журналиста только как присущую его профессиональному труду. На выбор и идейно-психологическое формирование интересов журналиста и общества не могут не оказывать существенного влияния следующие факторы: необходимость соблюдения законов государства и правовых норм, регулирующих творческое взаимоотношение журналиста с редакционным коллективом; обязанности и обязательства по сохранению высокого престижа профессии; мнение владельцев СМИ, соучредителей, держателей акций и спонсоров, осуществляющих контроль над идейно-тематическим содержанием массовых информационных потоков и вынуждающих журналистов постоянно корректировать свою социальную позицию; контроль работы творческих сотрудников главным редактором и др. Журналист может проявлять индивидуальный подход к каждому из этих положений, устанавливать степень их ценности или ограничения и определять, что для него является наиболее важным при 30 выборе социальной позиции в творческом процессе. Но прежде всего это осознанная необходимость честного выполнения своего журналистского долга. Социальная позиция, как и творческий процесс в целом, носит индивидуальный характер и не может быть одинаковой для всех журналистов. Честный, добропорядочный журналист в принятии решений в первую очередь будет руководствоваться такими ценностями, как объективность и профессиональная ответственность за правдивость формирования массовых информационных потоков. Социальная позиция журналиста с одинаковой степенью ответственности проявляется на всех ступенях массово-информационной деятельности и является одной из основных в профессиональном и морально-нравственном аспектах, проявляющаяся в способности объективно отражать реальный мир. Именно от этой позиции зависит, какие факторы внутреннего воздействия будут проявляться на следующих стадиях подготовки текста для средства массовой информации. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|