Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВОБОДА ПЕЧАТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА.





Свобода – одно из старейших конституционных личных прав человека и политических прав граждан, составной частью которого являются права свободы мысли и слова. Право на свободу было 27 впервые провозглашено во французской Декларации прав человека и ­гражданина 1789 г. Вопрос о свободе печати часто поднимается в ­литературе, СМИ и общественной практике. С одной стороны, свобода печати стоит в одном ряду с такими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести; с другой – журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам, поскольку оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей. В статье 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., записано: «Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Специалисты считают, что лозунг свободы печати возник в конце XVII в., после того как английский парламент отменил закон о выдаче королевской властью лицензий на издательскую деятельность, в результате чего была ликвидирована база для монархической монополии на печать и цензуры. Последовательными сторонниками ограничения всесилия государства выступали идеологи молодой буржуазии в период ее борьбы с феодализмом, которые сформировали революционно-демократический взгляд на свободу печати. Идеи данной концепции ярко выражены в статье К. Маркса 1842 г. «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания», где изложено понимание автором свободы печати – свободная печать исторична и призвана честно отражать реалии своего времени и способствовать разрешению социальных противоречий. В противовес революционно-демократическому взгляду сформировался предпринимательский подход к свободе журналистской деятельности, когда в ходе дебатов в Прусском парламенте оратор от городского сословия (то есть зарождающегося класса капиталистов) назвал свободу печати превосходной вещью и предложил приравнять ее к промысловой свободе. Представители русской буржуазии лозунг «свободы печати» стали употреблять лишь во второй половине XIX в. В современных конституциях и законах о СМИ понятие «свобода печати» включается в понятие «свобода информации».



Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь «право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды». Она же допускает законодательное ограничение пользования информацией в «целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав».

На протяжении многих лет государства стремились выработать правовые нормы для прессы и тем самым упорядочить взаимоотношения СМИ, общества и государства, а также максимально приблизиться к решению вопроса о свободе печати.

Первый в нашей стране закон о СМИ носил название «О печати и других средствах массовой информации». Он был принят в 1990 г. еще в СССР. В основе его концепции лежали свобода массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности в различных ее видах.

Сегодня в Республике Беларусь Закон «О средствах массовой информации» представляет собой комплексный документ, регламентирующий взаимоотношения журналистики с социальным миром; статья 7 закона гласит о недопустимости незаконного ограничения свободы массовой информации, которое выражается:

·  в осуществлении цензуры – требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений;

·  во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

·  в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований Закона о СМИ, иных актов законодательства Республики Беларусь;

·  в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;

·  в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных законодательством Республики Беларусь;

·  в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.

В 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение о ежегодном праздновании 3 мая Всемирного дня свободы печати. Эта дата была выбрана в ознаменование Виндхукской декларации по содействию в обеспечении независимости и плюрализма африканской печати, принятой 3 мая 1991 г. на одноименном семинаре, организованном ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций в Виндхуке, Намибия. Идеально независимых СМИ в современном обществе не существует. СМИ всегда будут зависимы, поскольку налицо целый ряд факторов зависимости: от учредителя, экономических факторов, идеологических установок и аудитории. СМИ не являются властью, потому что они не ведут борьбу за власть. СМИ – это инструмент, который используется теми силами, которые ведут борьбу за власть. Наряду с вопросом о свободе печати в течение многих лет остается актуальной и широко обсуждается проблема социальной ответственности в журналистике и позиции журналиста. Социальная ответственность – это принцип журналистики, предполагающий субъективную обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Социальная позиция журналиста – одно из основных индивидуальных и коллективных свойств профессиональной деятельности. Автор имеет право искать, получать и передавать факты, но это право должно быть реализовано во взаимосвязи с окружающими политическими, идеологическими, социальными сферами общества. Этот процесс должен формироваться на основе общечеловеческих ценностей свободы прессы, а не ее ограничения. Нельзя рассматривать социальную позицию журналиста только как присущую его профессиональному труду. На выбор и идейно-психологическое формирование интересов журналиста и общества не могут не оказывать существенного влияния следующие факторы: необходимость соблюдения законов государства и правовых норм, регулирующих творческое взаимоотношение журналиста с редакционным коллективом; обязанности и обязательства по сохранению высокого престижа профессии; мнение владельцев СМИ, соучредителей, держателей акций и спонсоров, осуществляющих контроль над идейно-тематическим содержанием массовых информационных потоков и вынуждающих журналистов постоянно корректировать свою социальную позицию; контроль работы творческих сотрудников главным редактором и др. Журналист может проявлять индивидуальный подход к каждому из этих положений, устанавливать степень их ценности или ограничения и определять, что для него является наиболее важным при 30 ­выборе социальной позиции в творческом процессе. Но прежде всего это осознанная необходимость честного выполнения своего журналистского долга. Социальная позиция, как и творческий процесс в целом, носит индивидуальный характер и не может быть одинаковой для всех журналистов. Честный, добропорядочный журналист в принятии решений в первую очередь будет руководствоваться такими ценностями, как объективность и профессиональная ответственность за правдивость формирования массовых информационных потоков. Социальная позиция журналиста с одинаковой степенью ответственности проявляется на всех ступенях массово-информационной деятельности и является одной из основных в профессиональном и морально-нравственном аспектах, проявляющаяся в способности объективно отражать реальный мир. Именно от этой позиции зависит, какие факторы внутреннего воздействия будут проявляться на следующих стадиях подготовки текста для средства массовой информации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.