Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подход Комиссии ООН по устойчивому развитию





В апреле 1995 года Комиссия ООН по устойчивому развитию приняла рабочую программу по показателям устойчивого развития, в которую был включён исходный набор показателей (130 наименований). Программа была опубликована[180] и предложена правительствам всех стран для оказания содействия в процессе принятия политических решений на национальном уровне. Набор показателей был назван «исходным», так как предусматривалась его дальнейшая корректура по результатам всемирного обсуждения. Кроме того, предполагалось, что не все показатели могут подойти для каждой конкретной страны, поэтому каждая страна выберет те, которые отвечают её национальным приоритетам. Показатели могут быть применены и к отдельно взятой территории.

Показатели сгруппированы по четырём категориям:

· социальные;

· экономические;

· экологические;

· институциональные.

Внутри названных категорий показатели сгруппированы в соответствии с главами Повестки дня на XXI век – документа, принятого Международной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год)[181] и представляющего собой по сути проект устойчивого социально-экономического и экологического развития мирового сообщества на текущий век. Поэтому показатели, непосредственно отражающие степень реализации Повестки Дня, вполне правомерно рассматривать, как показатели устойчивого развития.

В соответствии с системным подходом, главы характеризуются показателями трёх видов:

· показатели входного воздействия – представляют действия человека, а также процессы и модели, непосредственно воздействующие на устойчивое развитие как систему;

· показатели состояния – указывают на конкретное «состояние» устойчивого развития;



· показатели управления – указывают на выбор того или иного политического курса, а также на другие виды реагирования на изменение состояния.

Для каждого отдельного показателя был разработан методологический лист, в котором объясняется значение показателя (его «стратегическая актуальность»), даётся его методологическая характеристика, включающая ключевые определения и понятия, относящиеся к этой области, методы расчёта показателя, его местоположение в структуре «входное воздействие – состояние – управление». Также оценивается доступность источников соответствующих данных и указываются специализированные учреждения, задействованные в разработке показателя.

Применение методологических листов позволяет избежать неверного толкования смысла показателей в разных странах, которое порой происходит при переводе с одного языка на другой, или из-за применения в национальной статистике какой-либо страны наименования данного показателя несколько в другом смысле, или из-за того, что в национальной статистике принята иная методика расчёта показателя, что искажает его смысл. Таким образом, показатели устойчивого развития, вычисленные в соответствии с методологическими листами, являются абсолютно сопоставимыми между собой, что очень ценно с точки зрения возможностей их последующего анализа.

Работа над показателями осуществлялась под координационным руководством Управления ООН по политической координации и устойчивому развитию. В ней принимало участи большое число международных организаций, в том числе входящих в структуру ООН, которые работали в тесном взаимодействии между собой. Это: Управление ООН по социально-экономической информации и политическому анализу; Отдел ООН по поддержке развития и услугам по управлению; Отдел ООН по гуманитарным вопросам; Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата; Международный фонд ООН по оказанию помощи детям; Конференция ООН по торговле и развитию; Программа ООН по развитию; Бюро ООН по борьбе с опустыниванием и засухой; Программа ООН по окружающей среде; Центр ООН по населённым пунктам (Хабитат); Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры; Организация ООН по промышленному развитию; Университет при ООН.

Применение Рабочего списка показателей Комиссии ООН по устойчивому развитию очень удобно в практическом плане. Конечно, список рассчитан на национальный уровень. Тем не менее он может и должен служить основой для формирования подобных списков для регионального, а затем и муниципального уровней. Ведь положения Повестки дня на XXI век должны реализовываться совместными усилиями и национальных, и региональных, и муниципальных властей в рамках их полномочий. Для согласованности действий между различными уровнями государственной и муниципальной власти желательно, чтобы каждый показатель низового уровня соответствовал аналогичному показателю более высокого территориального уровня. Аналогичные показатели для разных территориальных уровней могут быть одинаковыми (например, демографические). Могут отличаться с учётом специфики территориального уровня (например, лесохозяйственные показатели годятся для национального и регионального уровней, а для отдельного города они могут быть трансформированы в показатели озеленения). В последнем случае ориентиром для муниципальных показателей должны служить показатели, принятые на более высоком территориальном уровне. Какие-то показатели на муниципальном уровне могут отсутствовать (например: показатели, связанные с сельским хозяйством, – на уровне городского муниципального образования; показатель площади территории, поражённой опустыниванием, – для сельского муниципального образования, расположенного в зоне нормального увлажнения, показатели по горным районам – для равнинной территории).

Подход центра ООН по населённым пунктам (Хабитат)[182]

Система показателей устойчивого развития, разработанная Центром ООН по населённым пункта «Хабитат», ориентирована на города. Её показатели соответствуют двадцати главным областям ответственности, сформулированным в Повестке дня Хабитат – документе, принятом на Второй Конференции ООН по населённым пунктам (Хабитат II), проходившей в Стамбуле в 1996 году[183]. Этот документ конкретизировал положения Повестки дня XXI применительно к городским населённым пунктам.

Система содержит набор из 23 главных показателей и 9 качественных данных[184].

Главные показатели – те, по которым могут быть получены количественные данные, выражаемые в виде чисел, процентов или коэффициентов.

Качественные данные – оценивают состояние в тех областях, которые не поддаются количественному измерению, поэтому представляют собой аналитические вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Показатели сгруппированы в шесть разделов с делением на двадцать главных областей ответственности. Каждый показатель оснащён краткой методической картой, которая объясняет значение показателя, раскрывает его определение, приводит методическую справку, указывает на актуальность гендерного аспекта и выявляет связь данного показателя с другими показателями. Поскольку формулировки показателей нуждаются в разъяснении, в данном пособии конкретное содержание каждого показателя прокомментировано его определением, взятым из методической карты.

Данная система показателей ООН-ХАБИТАТ, как уже отмечалось в самом начале, предназначена для оценки устойчивого развития на городском уровне. В то же время ряд показателей требует сбора соответствующих данных как на городском уровне, так и на уровне всей страны, так как городам одной страны бывают присущи общие проблемы, обусловленные национальным законодательством в части полномочий городских органов управления.

Подводя итог необходимо отметить, что работа над выявлением показателей, которые оценивали бы многочисленные параметры, характеризующие экономические, социальные и политические процессы, происходящие в обществе в их взаимной связи с потреблением природных ресурсов и изменениями окружающей среды, во всём мире продолжается. Понятие «устойчивое развитие» слишком многогранно, чтобы его мог отразить какой-либо небольшой перечень индикаторов.

Можно выделить два существующих в настоящее время подхода к определению показателей устойчивого развития:

1. «Научно-аналитический» подход сводится к выявлению критических состояний отдельных подсистем и индикаторов, значения которых могли бы сигнализировать о потенциальной возможности наступления критического состояния на стадии зарождения соответствующей тенденции развития. Этот подход представляется наиболее перспективным в научном смысле, однако его применение на практике достаточно затруднено как в силу недостаточной разработанности самого подхода, так и в силу его объективной сложности для понимания. Необходимо отчётливо представлять себе общую структуру взаимосвязей между подсистемами и их отдельными компонентами во всей их сложности и диалектической противоречивости.

2. «Прикладной» подход ориентирован на соответствие показателей конкретным положениям программных документов ООН по устойчивому развитию и поэтому гораздо более понятен управленцам и широкому кругу общественности. При таком подходе конкретные формулировки показателей могут вызывать критику, однако они гарантированно оценивают состояние тех конкретных сфер, которые выделены в программных документах в качестве проблемных с точки зрения устойчивого развития. Трудностью применения этого подхода на локальном уровне является то, что в программных документах ООН основное внимание уделено проблемам, стоящим перед мировым сообществом в целом. Для уровня отдельного муниципального образования многие из этих проблем могут оказаться неактуальными или даже абсолютно далёкими от их реалий (а значит, лишены практической значимости и соответствующие показатели). В то же время именно специфические местные проблемы, проблемы данного региона или проблемы конкретной страны могут иметь для развития муниципального образования решающее значение. Поэтому необходимо проделать серьёзную работу, для того, чтобы отсечь «ненужные» с местной точки зрения показатели, трансформировать какие-то «глобальные» показатели в показатели «локального» уровня и наконец – добавить специфические «местные» показатели.

Успехи в дальнейшей разработке обоих подходов должны привести в конечном итоге к сближению их результатов. «Научно-аналитический» подход должен выработать более доступную в применении методологию, которую можно было бы применять на любом территориальном уровне – от страны до отдельного муниципалитета, а системы «прикладных» показателей для разного территориального уровня должны совершенствоваться в направлении более глубокой научной обоснованности и системной целостности.

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации– документ, который должен быть разработан согласно Указу Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440 в развитие «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Этот документ должен содержать стратегические принципы устойчивого развития территории страны в целом, которые затем могли бы быть развиты, конкретизированы и дополнены на региональном и других территориальных уровнях с учётом их специфики. Государственная стратегия федерального уровня должна служить для региональных и местных стратегий идеологической и методологической основой.

Национальные советы по устойчивому развитию (НСУР) – организации, создание которых во всех странах рекомендовано Повесткой дня XXI как организаций с широким представительством для того, чтобы сформулировать и воплотить в жизнь политику устойчивого развития на уровне отдельной страны.

Основными целями НСУР применительно к странам с переходной экономикой должны быть разрешение конфликтов и достижение согласия общества. НСУР должен обеспечить создание в стране условий, при которых самые различные силы, заинтересованные в устойчивом развитии, смогут быть вовлечены в разработку общих целей.

Показатели (индикаторы) устойчивого развития – количественные или качественные параметры, позволяющие оценивать, насколько современное состояние и сложившиеся тенденции в экономике, политике, социальной сфере и экологии соответствуют или противоречат принципам устойчивого развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

1. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчёт, представленный на рассмотрение Балатонской группы / Перевод с английского, ИПОС СО РАН, Тюмень, 2001.

2. Консультации по устойчивому развитию для региона Новых Независимых государств. Эко-согласие, Москва, 1998.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 года № 440.

4. Методика описания показателей развития города. Руководство / Перевод с английского под ред. В.Р. Цибульского, ИПОС СО РАН, Тюмень, 2002.

5. Показатели устойчивого развития: структура и методология / Перевод с английского под ред. В.Р. Цибульского, ИПОС СО РАН, Тюмень, 2000.

6. Состояние городов России. Отчёт по проекту Центра ООН по населённым пунктам (Хабитат) FS/RUS/98/SO2-A, НИНП «Город – Регион – Семья», Москва, 2000.

Тема 2.4









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.