Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экологический профиль города





Подготовка Экологического профиля является первоочередной работой в ходе создания проекта и имеет две главные цели:

· обеспечение систематического и краткого обзора мероприятий по развитию города и их влияния на городскую окружающую среду;

· поддержка процесса определения и мобилизации «стейкхолдеров» в процессе подготовки соответствующей информационной базы для Экологического профиля.

Экологический профиль объединяет информацию об отдельных сферах городского развития и осуществляемых мероприятиях, о ресурсах окружающей среды и опасностях в этой области, о системах управления городом (группах и организациях, влияющих на развитие города и состояние окружающей среды).

Экологический профиль объединяет информацию об отдельных сферах городского развития и осуществляемых мероприятиях, о ресурсах окружающей среды и опасностях в этой области, о системах управления городом (группах и организациях, влияющих на развитие города и состояние окружающей среды). Решающим является то, что он соединяет эту информацию особым способом, позволяющим проводить систематический анализ взаимодействия городского развития и окружающей среды в двух разрезах – по сферам развития и по проблемам. Таким способом Экологический профиль не только выявляет и тщательно разрабатывает экологические проблемы, стоящие перед городом, но и помещает их в определенный контекст развития и управления. Такой подход также позволяет идентифицировать различные группы и организации («стейкхолдеров»), которые имеют серьезные (и зачастую противоречивые) интересы в различных направлениях развития и вариантах решения экологических проблем.



Экологический профиль должен отражать текущее состояние знаний по определенному вопросу, следовательно, он должен строиться на основе существующей информации и базе данных. Сбор информации должен быть достаточным быстрым и недорогим, т.к. нет возможностей для проведения дорогостоящего и требующего больших затрат времени исследования. Да и нет необходимости в исследовании такого рода. В большинстве городов необходимая для Экологического профиля информация доступна, по крайне мере, на уровне, достаточном для планирования и управления. Важно, чтобы информация соответствовала целям и была систематизирована, абсолютная точность и научная обоснованность не так важны.

Существенно то, что Экологический профиль является рабочим документом, который должен быть доступен и понятен широкому кругу участников и партнеров; его цель заключается в донесении информации и идей. Экологический профиль – не научно-исследовательский документ, и его создание – не научно-техническая задача.

Экологический профиль должен быть читабельным и понятным для всех. Поэтому он должен доносить информацию кратко и эффективно. Чрезвычайно важно, чтоб Экологический профиль был написан ясным и простым языком. Важно также, чтобы информация была организована и представлена в структурированном виде и логически последовательно. В качестве дополнения к тексту необходимо использовать достаточное количество итоговых таблиц, схематичных карт и диаграмм. Наконец, Экологический профиль должен представлять информацию выборочно и в краткой форме.

Указания по стилю изложения Экологического профиля.

Избегайте специальной терминологии:

· используйте простые слова из каждодневного оборота,

· сводите технические описания к минимуму (часто их можно поместить в Приложении),

· если технические описания необходимы, объясните их тщательно с помощью простых слов и терминов.

Используйте ясный стиль письма:

· стремитесь к журналистскому подходу,

· используйте короткие предложения и короткие параграфы,

· всегда себя спрашивайте: «Ясна ли моя мысль?».

Сохраняйте презентационную простоту и ясность:

· избегайте сложных и непонятных объяснений,

· делайте аргументацию и объяснения простыми и краткими,

· спрашивайте себя: «Могу ли я сказать то же самое более простым языком?»

Будьте избирательны:

· включите в текст только наиболее важную информацию,

· детали и дополнительная информация должны помещаться в Приложении,

· избегайте соблазна включить слишком много деталей.

Упрощайте текст путем использования краткого изложения, графиков, таблиц и карт:

· краткое изложение (подразделяющееся на позиции) – удобный способ выделить ключевые моменты, сведя к минимуму объем текста,

· краткие статистические таблицы, схематичные карты и другая графика может служить важным способом разъяснения сложных вещей и представления информации в легко усвояемом виде,

· таблицы (когда они понятно составлены) намного эффективнее текста при изложении цифрового, статистического материала.

Важно, чтобы в Экологическом профиле была представлена информация отдельно по различным административно-территориальным образованиям или входящим в них административным единицам более низкого уровня. А также благодаря наличию тесных связей между урбанизированными зонами и окружающими их территориями (особенно в части загрязнения окружающей среды и природных ресурсов) очень важно включать информацию по более широкому столичному или урбанизированному региону, хотя бы касающуюся экологических проблем.

Городская консультация

Характер и роль Городской Консультации.

В общем виде Городская Консультация – это совещание, проводимое в целях определения путей и методов решения наиболее важных проблем взаимодействия элементов социально-экономического развития и окружающей природной среды.

На Городской Консультации должны присутствовать представители общественного и частного секторов, которые связаны с этими проблемами или могут способствовать их решению, – стэйкхолдеры. К ним можно отнести группы, организации и отдельные лица, которые вносят определённый вклад в процесс городского регулирования природопользования.

В период запуска Проекта устойчивого развития Городская Консультация имеет первостепенное значение. Подход к устойчивому развитию основан на коллективном решении задач через проведение переговоров, разрешение противоречий, создание атмосферы согласия и партнерства, а всё это требует эффективного участия стэйкхолдеров в принятии решений, и Городская Консультация обеспечивает соответствующий механизм для этого.

Первичные цели Городской Консультации.

Городская Консультация имеет следующие первичные цели:

1. Определить и разъяснить городские проблемы приоритетного значения, которые затрагивают устойчивый рост и развитие города.

2. Соединить вместе ключевых стэйкхолдеров от государственного, муниципального, общественного и частного секторов, чтобы они могли сообща договориться:

· о сотрудничестве между секторами (отраслями), которое определит устойчивое, экологически безопасное развитие;

· о создании механизмов, которые дадут возможность им вместе работать над решением этих проблем;

· о приоритетных проблемах и соответствующих организационных рамках для устойчивого развития, которые объединяются или связываются с существующими структурами, чтобы выявить, какие ресурсы необходимы и как они могут быть соединены для решения проблем.

3. Мобилизовать социальную и политическую поддержку и получить обязательство, необходимое для функционирования межотраслевых Рабочих Групп в решении приоритетных проблем, определенных и согласованных в Городской Консультации.

Согласие, которое появляется в конце Консультации, позволяет поддерживать процесс городского управления через организационные рамки проекта устойчивого развития, открывает новые возможности продвижения и укрепления межотраслевой и межведомственной координации.

На этом согласии и обязательствах строятся проблемно-ориентированные Рабочие Группы, которые будут созданы для ведения переговоров, выработки стратегий и необходимой координации.

Структура Городской Консультации.

Городская Консультация организована как ряд совещаний, каждое новое совещание строится на результатах предыдущего и обеспечивает основание для следующего.

Как правило, Городская Консультация занимает полный рабочий день (идеально – с двумя небольшими перерывами на кофе и одним большим обеденным перерывом).

Однодневная Городская Консультация имеет следующую структуру:

Первая часть Городской Консультации – «Открытие и краткий обзор городской ситуации».

1) Проведение пленарного заседания:

· открытие и представление Основных документов (Краткий Городской обзор, Краткий обзор глобального процесса устойчивого развития, примеры Городского Демонстрационного Проекта устойчивого развития, структуры и цели Городской Консультации);

· рассмотрение Краткого Городского обзора (резюме оценки общегородских проблем), выдвигает на первый план ключевые моменты развития города и окружающей среды и озабоченность по поводу перспектив управления городом.

2) Определение и рассмотрение проблем.

Рассматриваются проблемы, которые затрагивают интересы ряда групп стэйкхолдеров в городе: предварительно подготовленные стэйкхолдеры, представляющие различные учреждения и группы, делают сообщения, в которых они освещают беспокоящие их проблемы, затем участники имеют возможность подискутировать не только по этим проблемам, но также и по любым другим проблемам.

В большинстве городов приоритетные проблемы ясны и поэтому фокус внимания Городской Консультации должен направляться на достижение консенсуса и мобилизацию всеобъемлющей поддержки решения проблемы. При ограниченных ресурсах устанавливаются приоритеты обсуждаемых тем.

Вторая часть Городской Консультации – «Обсуждение конкретных проблем городского развития».

Участники разбиваются на Дискуссионные группы, каждая из которых работает над одной проблемой, при этом следуют установленному порядку:

· выступление участников;

· дискуссия по проблеме;

· подготовка сообщения по результатам дискуссии.

Ключевым критерием выбора определенных проблем для выноса их на Городскую Консультацию является их показательность с точки зрения демонстрации преимуществ широкого участия общественности в решении этих проблем и демонстрации эффективности межотраслевого подхода.

Третья часть Городской Консультации – «Обсуждение организационных проблем».

Это совещание не отличается по структуре от совещаний второй части Городской Консультации, но посвящено рассмотрению организационных проблем, которые снижают эффективность управления.

Совещание рассматривает, как может улучшиться система управления городским развитием и природопользованием при реализации городского проекта устойчивого развития.

Ключевым результатом, ожидаемым от этого совещания, должна быть полная поддержка его участниками использования проекта устойчивого развития как механизма реализации целей, утверждённых Городской Консультацией, а также достижение соглашения по организационным рамкам и методике решения проблем.

Четвертая часть Городской Консультации делится на две части:

1. Подведение итогов.

Проводится пленарное заседание, на котором выводы и заключения каждого совещания будут представлены в объединённом и систематизированном виде предварительно назначенными Экспертами, обсуждены и зафиксированы участниками. Затем они включаются в Декларацию Консультации, выпущенную в конце Консультации.

2. Закрытие Городской Консультации.

Заключительное совещание обеспечивает возможность известить о результатах Городской Консультации и привлечь внимание к вопросам, в которых будет требоваться поддержка наиболее весомых, решающих стэйкхолдеров.

Кроме заключительных речей, которые будут сказаны в течение совещания, должен быть принятключевой документ – Декларация Консультации.

Запуск Городской Консультации.

Для успешного запуска Городской Консультации необходимо:

· разработать краткое, простое и ясное изложение процесса Городской Консультации;

· создать Учредительный Комитет Городской Консультации,

· отработать схему предварительных действий;

· определить время для каждого выступающего;

· приблизительно оценить материально-технические ресурсы, требующиеся для проведения Городской Консультации с учётом числа участников;

· составить список проблем, которые необходимо представить на решающую встречу со стэйкхолдерами перед проведением Городской Консультации;

· договориться о времени проведения Городской Консультации;

· составить список представителей ключевых учреждений – стейкхолдеров для участия в Городской Консультации;

· наметить общую стратегию освещения Консультации средствами массовой информации;

· организовать трансляции по телевидению интервью с Мэром и Руководителем Проекта;

· подготовить издание газетных статей и других форм рекламы.

Создание Организационного Комитета Городской Консультации.

Организационный Комитет Городской Консультации должен состоять из:

· руководителя и членов Группы Технической Поддержки проекта;

· фасилитатора Городской Консультации;

· экспертов, непосредственно составляющих Предложения Дискуссионных Групп и обеспечивающих техническую поддержку Городской Консультации;

· нанятых профессионалов и представителей стэйкхолдеров, привлечённых к подготовке Городской Консультации.

По каждой проблеме должен быть разработан свой Документ с Предложениями, который затем выносится на Пленарное заседание для всеобщего обсуждения. Выбор дискуссантов для этого обсуждения осуществляется на основе обеспечения межотраслевого представительства.

По крайней мере, за восемь недель до Городской Консультации – Группой Технической Поддержки совместно с Экспертами должно быть закончено создание Рабочих Листов для Дискуссионных Групп. Имея проект Рабочего Листа заранее, можно определить и содержание Документов с Предложениями.

За шесть недель до Городской Консультации должен быть назначен фасилитатор[187] Городской Консультации. При найме фасилитатора ему заранее дается возможность обучения участников в процессе подготовки.

За три недели до Городской Консультации все документы (или по крайней мере их аннотации) должны быть рассмотрены Руководителем Проекта. К ним относятся:

· «Оценка проблем городского развития» – полный текст или аннотация.

· Основные Документы.

· Предложения Дискуссионных Групп.

· Рабочие листы Дискуссионных Групп.

· Выступления докладчиков.

За две недели до Городской Консультации Руководитель проекта вместе с Группой Технической Поддержки должны завершить составление списков выступающих, председателей Пленарных заседаний и Дискуссионных групп и докладчиков.

За одну неделю до Городской Консультации - Группа Технической Поддержки должна встретиться с фасилитатором, экспертами, докладчиками и председателями Пленарных заседаний и Дискуссионных Групп и удостовериться, что приготовления к каждому совещанию закончены.

Создание Исполнительной Группы – основы контроля качества Городской Консультации.

За один или два дня перед Городской Консультацией Руководитель Проекта должен созвать Исполнительную Группу для определения ролей ее членов и постановки задачи. Группасостоит из членов Организационного Комитета, ключевых стэйкхолдеров, Председателей Дискуссионных Групп и полномочных представителей ООН-ХАБИТАТ.

После окончания Городской Консультации Исполнительная Группа делает анализ её работы, фиксирует уроки опыта, которые могут быть использованы затем другими городами.

Отчёт о Консультации.

На следующий день после завершения Городской Консультации проводится заключительнаявстреча Экспертов, Секретариата и Группы Технической Поддержки, на которой рассматриваются отчеты и собранные материалы и определяется, что включить в Отчёт о проведении Консультации.

От Группы Технической Поддержки назначается ответственное лицо, отвечающее за то, что Отчёт будет подготовлен в пределах установленного срока. Ответственный совместно с Руководителем проекта составляют Оглавление Отчёта о Консультации.

Отчёт должен содержать итоги каждого совещания, согласованный список проблем, освещение важных выступлений, рекомендации по последующим действиям, обязательства, принятые участвующими организациями и прочее.

Декларация Консультации должна быть отредактирована и включена в Отчёт.

Отчёт должен быть составлен в двух версиях:

Кратка версия, которая включает Исполнительное Резюме совещаний, Протоколы совещаний и их итоги, Программу Городской Консультации и Список Участников.

Полная версия, которая в дополнение к содержанию Итоговой версии, включает резюме всех презентаций, копии речей, темы выступлений докладчиков, копии документов, выработанных в течение Консультации, а также копии любых других материалов, представляющих особый интерес.

За выпуск Отчёта отвечает Группа Технической Поддержки. Ответственное лицо координирует его выпуск и распространение.

Полная версия выпускается ограниченным тиражом – для органов власти города и архива проектной организации.

Рабочие группы

Ниже приводятся методические рекомендации по организации деятельности Рабочих Групп применительно к условиям российских городов.

Как показывает полученный опыт, обычно в российских городах Рабочие Группы формируются преимущественно из чиновников городской Администрации соответствующим распоряжением Главы города. Это, с одной стороны, облегчает организацию и проведение заседаний и обеспечивает полноценную отдачу от членов Рабочих Групп, так как вся работа протекает фактически в их рабочее время. Однако, с другой стороны, при таком положении дел работа неминуемо приобретает чрезмерно заорганизованный характер, подавляются личная инициатива и выдвижение каких-либо ярких, нестандартных идей и предложений.

Эти рекомендации раскрывают ключевую роль деятельности Рабочих Групп в процессе реализации Проекта устойчивого развития города, его отдельных программ и пилотных проектов, а также содержат практические советы в части того, как правильно организовать Рабочие Группы (оптимальное количество и состав участников) и что нужно для того, чтобы их деятельность протекала в нужном направлении и, в конечном счёте, принесла максимальный результат.

Роль Рабочих Групп в разработке и реализации Проекта устойчивого развития.

Во время проведения Городской Консультации Проект устойчивого развития получает политическую и общественную поддержку и создаются Рабочие Группы, на которые возлагается практическая работа над Проектом.

Рабочие Группы обычно приступают к своей деятельности сразу после проведения Городской Консультации, основываясь на результатах работы, проведённой до или во время Консультации. Они могут быть созданы на базе «Консультативных Групп», которые обычно формируются незадолго до Городской Консультации. Рабочие Группы являются элементом организационной структуры Проекта и занимаются непосредственной разработкой конкретных задач, определённых на Городской Консультации. Рабочие Группы занимаются крупномасштабными, межотраслевыми проблемами, имеющими большое значение для города, но по своей природе не вписывающимися в существующие административно-организационные структуры. Эти проблемы могут быть решены лишь усилиями нескольких организаций разного профиля, специалистов различных профессий. Рабочие Группы служат основой для институционализации долговременной работы проекта.

Каждая отдельная Рабочая Группа должна состоять из «стейкхолдеров», заинтересованных в решении определённой конкретной проблемы и обладающих необходимой властью, знаниями и информацией, обеспечивающих разработку, реализацию, мониторинг, корректировку и обновление Стратегического плана по этой проблеме.

Спецификой Рабочих Групп является разносторонний охват лиц и организаций, заинтересованных в решении проблемы – как представителей государственного и частного секторов экономики, так и широкий спектр лиц – от простых городских жителей (например, пенсионеров) до журналистов, научных работников, представителей общественных организаций, студентов и т.п.

Основные особенности Рабочих Групп.

Рабочие Группы не обладают самостоятельными властными полномочиями. Степень их влияния определяется влиятельностью участвующих в них ключевых стэйкхолдеров.

Рабочие Группы не заменяют существующие организации и не конкурируют с ними, но дополняют их, обеспечивая новый механизм координации их совместных действий по решению отдельных приоритетных городских проблем.

Рабочая Группа имеет дело с межотраслевыми проблемами, для которых сотрудничество различных организаций является крайне необходимым, а традиционные административные структуры дают не лучшие результаты.

Размер Рабочей Группы.

Оптимальный размер Рабочей Группы составляет порядка 10 человек. Такое количество участников обеспечивает её управляемость и создаёт наиболее благоприятные условия для продуктивной работы. При большем количестве участников работа Группы получает уклон в сторону малоконструктивной дискуссии, а при меньшем её размере трудно гарантировать достаточно широкое представительство стэйкхолдеров.

Основные формы деятельности Рабочих Групп:

· Расширенные встречи Рабочей Группы (встречи по определенным темам, на которые приглашаются дополнительные стэйкхолдеры).

· Мини-Консультации (широкие встречи по определенной проблеме, которая соединяет всех возможных стэйкхолдеров).

· Проблемно-ориентированные семинары (проблемно- или тематически-ориентированные встречи, в основном, технического характера, включающие расширенный круг стэйкхолдеров).

· Подгруппы Рабочей Группы (постоянные подкомиссии Рабочей Группы, которые решают частные специфические вопросы по проблеме данной Рабочей Группы, привлекая к своей работе дополнительных участников, не являющихся членами Рабочей Группы),

Группы демонстрационных проектов (маломасштабные демонстрационные проекты предпринимаются по инициативе Рабочей Группы, при этом разработчики демонстрационных проектов привлекают к своей деятельности заинтересованных стэйкхолдеров).

Критерии определения значимости стэйкхолдеров.

Степень значимости стейкхолдеров для привлечения их к участию в Рабочей Группе определяется ответами на следующие вопросы:

· характером их воздействия на проблему,

· характером воздействия проблемы на них,

· степенью их информированности по проблеме,

· наличием у них возможностей воздействия на решение проблемы,

· наличием ресурсов, которые они могут предоставить для решения проблемы.

Не следует включать в Рабочие Группы слишком большое количество представителей проектных и научно-исследовательских институтов, поскольку они склонны рассматривать научно-технические стороны проблем. В то же время чрезвычайно важно, чтобы Рабочая Группа увязывала свои предложения с возможностями существующей системы управления городом. Рекомендуемое количество проектных и научных работников не должно превышать пятой части от общего состава Группы.

Официально состав Рабочих Групп утверждается на Городской Консультации.

Этапы деятельности Рабочей Группы

Запуск.

В начале деятельности по разработке Проекта устойчивого развития создаются так называемые «Ядра» Рабочих групп, состоящие из 1–2 стейкхолдеров, проявляющих инициативу по продвижению конкретных проектов или идей и готовых принимать участие в их разработке и реализации.

Развитие.

Рабочая Группа постепенно расширяется за счет включения в её состав всех необходимых стэйкхолдеров. При этом повышается интенсивность деятельности Рабочей Группы, достигая высшей точки во время разработки Стратегий, Планов Действий и подготовки проектных предложений.

Зрелость.

Деятельность Рабочей Группы приобретает устойчивый характер, при котором каждый участник успешно выполняет свои функции. Появляются первые результаты, удачные инициативы осваиваются другими группами.

Завершение.

Успешное выполнение Рабочей Группой своих задач приводит к её ликвидации, а её действия и идеи продолжают осуществляться участвовавшими в её работе организациями и стэйкхолдерами.

Основные функции Рабочей Группы:

· участие в SWOT–анализе,

· оформление предложений в виде бизнес-планов и информационных карт, а также демонстрационных материалов для Городской консультации,

· составление согласованных Планов Действий по разработке проектов и программ,

· определение необходимых затрат на осуществление проектов и программ,

· поиск возможных источников финансирования.

Координация деятельности Рабочих Групп.

С целью координации деятельности Рабочих Групп, после проведения Городской Консультации создаётся Координационная Рабочая Группа, которая формируется путём назначения Координатора от каждой Рабочей Группы. Энергичный, хорошо осведомленный и компетентный Координатор крайне важен для успеха Рабочей Группы. Он выбирается исходя из местных специфических условий и может быть, например:

· выдвинут штатом проекта SCP;

· избран членами Рабочей Группы;

· назначен по предложению консультанта Проекта;

· выявлен в ходе работы над Проектом из числа членов Рабочей Группы, а затем его кандидатура поддержана остальными членами.

Идеальный Координатор должен:

1) обладать навыками общения и иметь личные связи с рядом различных стейкхолдеров;

2) иметь достаточный практический опыт и профессиональные знания, чтобы уверенно чувствовать себя при работе с Группой.

3) иметь хорошее понимание процесса SCP, общей концепции и подходов к Проекту.

4) уметь распределять время и силы, необходимые для организации заседаний, их проведения и всей последующей необходимой работы.

Координационная Рабочая Группа обычно состоит из Координаторов всех групп и Руководителя Проекта, который обычно является её Председателем. Иногда, для наблюдения в неё включается также профессиональный специалист из Проектной Команды.

Если задачей Рабочих Групп является аналитическая и организационная работа над проблемами, то Координационная Рабочая Группа разрабатывает детальную рабочую программу, координирующую и объединяющую их деятельность.

В обязанности Координационной Рабочей Группы также входит организация всех видов необходимой поддержки деятельности Рабочих Групп, например, разработка географической информационной системы и составление карт; финансовый и экономический анализ приоритетных проектов и проведение встреч и переговоров специализированного характера, которые требуют специальных знаний в понимании и решении определенных проблем.

Координационная Рабочая Группа должна встречаться весьма регулярно, поскольку ее основная цель состоит в том, чтобы обеспечивать хорошую непрерывную связь и координацию между различными Рабочими Группами, а также гарантировать, что они в целом функционируют должным образом в соответствии с рабочей программой проекта.

Организация и проведение заседаний.

Наилучшим способом является проведение заседаний на регулярной основе, по заранее спланированному графику, что даёт членам РГ возможность включить заседания в свой личный распорядок времени. Это будет способствовать росту посещаемости.

Чтобы обеспечить конструктивность, каждое заседание Рабочей Группы, плановое или специальное, должно иметь чёткий и хорошо продуманный план – Повестку дня. Когда заседание проходит в соответствии с заранее составленным планом, члены Рабочей Группы перед его завершением договариваются об основных вопросах следующего заседания. На этом основании Координатор Рабочей Группы приступает к подготовке и организации следующего заседания.

Важно увязать подготовку Повестки дня с тщательным распределением времени заседания. Времени всегда не хватает, и если его не контролировать, то оно будет просто потрачено впустую. Кроме того, если стейкхолдеры почувствуют, что их время должным образом или фактически не используется, то они постепенно станут отходить от участия в Рабочей Группе, будучи не в состоянии тратить время на посещение заседаний. Если заседания Рабочей Группы не будут заканчиваться конкретными результатами, это приведет к неудаче всей её деятельности.

Формулировка проблемно-ориентированных Стратегий и Планов Действий

Ниже освещаются подходы к формулировке проблемно-ориентированных Стратегий и Планов Действий по обеспечениюустойчивого развития городов, что является ключевым моментом в процессе стратегического планирования.

Проект устойчивого развития муниципального образования в российских условиях – как правило, комплексный документ, определяющий взаимоувязанное развитие производственной и социальной сфер муниципалитета, основанное на рациональном использовании природных ресурсов и последовательном решении экологических проблем. Обязательным условием его успешной реализации является достижение социального согласия широких кругов населения в выборе основных целей и принципиальных направлений социально-экономического развития города и наличие политической воли ключевых стейкхолдеров, заинтересованных в достижении этих целей. Образец подготовки согласованного плана устойчивого развития и генерального плана представлен в картографическим приложении.

См.: Картосхема 2.5.3. «Стратегические планы устойчивого развития городов как основа для разработки генеральных планов. Стратегия жилищного строительства и зеленый каркас города. Историко-культурный потенциал Пскова»;

Картосхема 2.5.4. «Стратегические планы устойчивого развития городов как основа для разработки генеральных планов. Стратегия использования территориальных резервов промышленности. Стратегия развития основных внутригородских транспортных магистралей»;

Картосхема 2.5.5. «Город Псков – центр туристического кластера».

Приведенный материал представляет собой практическое руководство для городских властей и активных представителей общественности – для всех, кто непосредственно заинтересован в обеспечении устойчивого характера поступательного развития своих городов.

Общие положения.

Стратегия– долгосрочное видение широких целей и общих направлений развития города.

Цель стратегии – определить долгосрочную перспективу устойчивого развития города. Кроме того, наличие стратегии обеспечивает общий вектор, который может объединить действия и интересы различных заинтересованных организаций или лиц, делает их действия непротиворечивыми и совместимыми с желательными долгосрочными целями устойчивого развития.

План Действий отличается от стратегии, но вытекает из неё, а именно:

· Стратегияподразумевает согласование долгосрочных приоритетов социально-экономического развития с существующим спектром общественно-политических интересов, а Планы Действий переводят согласованные приоритеты в конкретные обязательства по их выполнению.

· Стратегии охватывают средний и долгосрочный периоды, в то время как Планы Действий концентрируются на мероприятиях в ближайшем времени и краткосрочной перспективе.

Планы Действий также отличаются от социально-экономических планов:

· Социально-экономические планы разрабатываются согласно установленным административным процедурам: они соответствуют нисходящим методологиям планирования и полагаются на юридические меры принудительного осуществления.

· Планы Действий составляются по восходящему принципу, то есть инициируются заинтересованными участниками процесса стратегического планирования, располагающими необходимыми ресурсами для их осуществления.

· Социально-экономические планы влияют на хозяйственную деятельность и инвестиционные проекты в частном и государственном секторах путём использования прямых рычагов управления и косвенных методов регулирования.

· Планы Действий (по контрасту) соединяют заинтересованных участников от публичного (государственного и муниципального), общественного и частного секторов, которые связаны взаимными обязательствами.

· Социально-экономические планы составляются строго в административно-территориальном или традиционном отраслевом разрезе.

· Планы Действий при необходимости могут быть применены к территории, относящейся одновременно к различным административно–территориальным единицам или к межотраслевому комплексу.

В Планах Действий чётко определяются:

· цели – решается проблема, имеющая общую значимость;

· исполнителей – четко устанавливаются выполняемые ими обязательства;

· границы – рассматривается строго определенная территория,

· время– действия чётко распланированы по времени;

· ресурсы – План Действий обоснован наличием существующих ресурсов;

· механизм контроля – способ проверки выполнения плана.

Ориентация на проблемы.

В Проектах устойчивого развития городов разработка стратегий сосредоточена на тщательно выстроенных по приоритетам проблемах городского развития, так как:

· интересы различных заинтересованных организаций или лиц и роли и обязанности участников становятся более ясными на уровне конкретных проблем;

· число проблем больше, чем позволяют решить финансовые, организаторские и человеческие ресурсы. Проблемы, распределённые по приоритетам, позволяют сосредоточить усилия на тех, которые имеют первостепенное значение.

Существуют три общих правила по выделению городских проблем:

Правило 1. Применение объективного набора критериев для расстановки проблем по приоритетам.Эти критерии должны определяться общими целями городского планирования и управления и касаться экономического роста и улучшения социальных условий с учетом экологически устойчивого развития и местной специфики.

Правило 2. Ограничить число проблем, которые будут решаться одновременно, концентрируя на них ресурсы,т.к. городская действительность слишком сложна и динамична, а ресурсы ограничены, чтобы иметь дело одновременно со всеми проблемами.

Правило 3. В пределах небольшого числа выбранных приоритетных проблем часто бывает эффективным сосредоточиться на некоторых критических аспектах проблем или на специфических частях города.Одинаково полезно сосредоточиться на специфике отдельных частей, для которых проблема (или под-проблема) является особенно актуальной.

Выработка Стратегий.

В Проектах устойчивого развития городов стратегии вырабатываются в процессе переговоров между заинтересованными организациями или лицами и включают следующие шаги:

1. Определение целей.

Стратегия решает, куда идти и каким путём. Цели формулируются на основе оценки существующей ситуации, важности проблемы, наличия реальных возможностей для решения и имеют определенные временные рамки (обычно средне- и долгосрочные).

2. Ведение переговоров по стратегиям.

Ведение переговоров по стратегиям подчеркивает прямое участие заинтересованных лиц или представителей заинтересованных организаций в формулировке и формировании стратегий. Это является принципиальным ключевым методологическим моментом, который отличает этот способ от вертикально-централизованного подхода, характерного для традиционного отечественного планирования.

Важный аспект, который нужно рассмотреть при оценке различных вариантов стратегии – возможность извлечения выгоды из этой стратегии для всех или большинства заинтерес









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.