Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение 3. Семь видов сознания





 

Существует семь видов знания и осознавания[79]. Мы рассмотрим пять из них с точки зрения развития сознания и достижения реализации. Это учение больше связано с «Праманаварттикой». В «Праманаварттике» говорится, что все наши омрачения происходят от извращенного сознания. Именно это извращенное, ошибочное сознание называется неведением. Оно считает существующее несуществующим, а несуществующее – существующим. Это самый низший вид сознания. Оно считает непостоянное постоянным. А сансару, природой которой является страдание, оно считает счастьем. А то, что имеет природу уродства, это извращенное сознание наделяет природой красоты.

 

Например, человеческое тело состоит из кожи, мяса, костей, плоти. Разберите тело по частям и посмотрите, где в нем можно найти красоту? Но когда все эти части соединены в одном человеческом облике, мы считаем, что это красиво. Красота – обман. Если вы смотрите на кого-то издалека, этот человек кажется вам красивым. Но вглядитесь в него внимательнее и увидите, что на самом деле в нем ничего красивого нет. Особенно явственно вы поймете это, увидев его внутренности. Какая может быть красота во внутренностях? Человек представляет собой фабрику по производству мочи и экскрементов. Когда мы видим мочу и экскременты, мы с отвращением зажимаем нос. Но ту фабрику, которая все это производит, мы считаем чистой.

 

Итак, существует много видов извращенного, ошибочного сознания.

 

Что касается, например, шестнадцати аспектов четырех истин, в данный момент наши представления являются полной противоположностью этим шестнадцати аспектам. Рассмотрим четыре аспекта первой благородной истины.



 

Первый аспект – непостоянство. Мы считаем непостоянное постоянным. У вас вовсе нет внутреннего ощущения, что вы с каждой минутой меняетесь, разрушаетесь, приближаетесь к смерти. Напротив, вы считаете себя постоянным явлением: «Сегодня есть такое плотное, постоянное «я», завтра я останусь таким же, и даже через десять лет это буду тоже я». Если я пообещаю вам подарить миллион долларов через восемьдесят лет, вы обрадуетесь. Еще до того, как вдумаетесь в мои слова и поймете, что это за срок, вы первым делом почувствуете радость, которую даст вам концепция постоянства. У вас возникнет спонтанное ощущение, что даже через восемьдесят лет вы будете еще не совсем старым, будете живы и останетесь таким же. Это называется концепция постоянства, и она есть у нас в уме.

 

Второй аспект первой истины – страдание, страдательная природа. Вместо того чтобы познавать сансару как страдание, мы считаем, что в ней есть счастье. Мы пытаемся найти счастье в сансаре. Это тоже извращенное, ложное сознание. Это неведение, потому что вы несуществующее наделяете существованием. В сансаре нет никакого счастья, но вы считаете, что оно есть.

 

Третий аспект – пустота. Пустоту вы считаете самобытием. Ваши пять скандх пусты от самобытия, но вы считаете их самосущими. Это тоже неведение, корень всех омрачений. А бессамостность вы считаете самосущим «я» – это четвертый аспект.

 

Таковы четыре заблуждения, связанные с первой благородной истиной.

 

Четыре аспекта истины страдания являются противоядием от этих четырех заблуждений.

 

Первый аспект второй благородной истины, истины об источнике, – это источник. В отношении него у нас тоже есть извращенное сознание. Мы считаем, что источник наших страданий находится где-то во внешнем мире. В действительности источником наших страданий являются наши омрачения, но мы ищем этот источник вне нас, поэтому пытаемся убить наших врагов. Мы считаем врага источником наших страданий. Буш хочет убить Саддама Хусейна, потому что не знает, что источник его страданий – его собственные омрачения. Он думает, что Саддам Хусейн – источник его страданий и что, если Саддам Хусейн умрет, все проблемы будут решены. Но если он не уничтожит внутренний источник своих страданий, на смену погибшему Саддаму Хусейну придут тысячи новых Саддамов Хусейнов. Поэтому с помощью насилия вы не можете противостоять насилию, терроризму.

 

Посмотрите, как мало чеченцев живет в Чечне. Российские власти думают, что, убив самых воинственных из них, они решат свои проблемы, связанные с этой республикой. Но прошло столько лет, а проблема все еще не решена. Столько российских солдат было послано в Чечню! А ведь это маленькая республика. Это наглядно показывает, что насилие не приносит желаемых результатов. Источник наших проблем – внутри нас. Поэтому сначала нужно усмирить себя. Опираясь на эту теорию, буддизм утверждает, что на поле боя не бывает победителей, обе стороны – проигравшие. И Чечня, и Россия являются проигравшими в этом бою, никто из них не победит. Но если вы прибегнете к мирным способам, с их помощью вы сможете решить проблему.

 

Итак, из-за извращенного понимания четырех аспектов каждой из четырех благородных истин у вас порождается много проблем, много омрачений. Старайтесь устранить в себе ошибочное сознание, потому что, пока оно у вас будет оставаться, позитивные виды сознания, позитивные качества не смогут возникнуть в вашем уме. В «Праманаварттике» говорится, что извращенное, ошибочное сознание является корнем всех остальных омрачений, а также подчеркивается, что важно понимать, какие виды сознания достоверны, а какие – недостоверны. На основе достоверного сознания рождаются все позитивные качества ума, а недостоверное сознание рождает все омрачения.

 

Благодаря изучению «Праманаварттики», достоверного познания, великие мастера Индии, махасиддхи, познавали истину не в позе медитации с закрытыми глазами, а в процессе диспута. Они вели диспут не ради победы над своим оппонентом, а для того чтобы опровергнуть собственные ошибочные представления. В результате диспута почва для ваших ошибочных представлений словно уходит из-под ваших ног, потому что на каждый аргумент вашего ошибочного сознания вы получаете опровержение. Вы цепляетесь за каждый из своих прежних аргументов и выдвигаете возражения, но вас опровергают в диспуте. Вы сами опровергаете неверные обоснования, которые привели вас к ошибочным взглядам. В итоге неведению больше не за что зацепиться. Ваша прежняя вера в неистинность истинного начинает расшатываться, вы уже не так уверены в своем ошибочном убеждении, вы начинаете сомневаться в прежних взглядах.

 

Чандракирти говорит: если благодаря слушанию учения и размышлениям у вас появляется сомнение в истинном существовании, самобытии своего «я» (а раньше вы твердо считали «я» самосущим, потому что оно казалось вам таким), само это сомнение сотрясает корень сансары. Если вы усомнились в своих заблуждениях, такое сомнение по-настоящему позитивно. Считая любое сомнение омраченным, вы придете к противоречивому утверждению, будто с помощью омрачения можно сотрясти корень сансары.

 

Итак, из семи категорий знания и осознавания первый уровень знания – ошибочное, извращенное сознание. От него мы переходим на второй уровень – уровень сомнения. Есть три вида сомнения. Первый вид сомнения – сомнение, склоняющееся к ошибочному выводу. Второй вид сомнения – балансирование между истинным и ошибочным взглядами. А третий вид – это сомнение, склоняющееся к правильному выводу.

 

Третья категория знания и осознавания называется правильное предположение. В настоящий момент большинство из вас в своей вере в закон кармы, будущую жизнь и тому подобное лишь предполагает, допускает, что это так. Ваше сознание относится к этой категории. Это лучше, чем сомневаться. Вы предполагаете: «Наверное, это существует». Вы уже не сомневаетесь. Но если я спрошу вас, почему вы считаете это существующим, вы не сможете привести мне достаточно четкие обоснования. У вас уже есть какая-то уверенность в своем предположении, но подробно объяснить свои взгляды вы не способны.

 

Вы продвигаетесь по этим категориям с помощью слушания, размышления и медитации. Именно так следует двигаться к реализациям. Точно так же следует продвигаться по каждой из тем Ламрима, на которую вы аналитически медитируете: начиная от преданности Учителю и заканчивая единством блаженства и пустоты.

 

Например, если мы возьмем первую тему – медитацию на преданность Учителю, то в процессе этой аналитической медитации следует устранить ряд заблуждений относительно Духовного Наставника. Например, заблуждение о том, что он не Будда. Следует устранить это заблуждение и убедиться, что он Будда. Следует устранить заблуждение, что он не так добр к вам. Подобным же образом мы проходим через все остальные темы Ламрима, двигаясь от извращенного, ошибочного сознания к прямому познанию. Ведь если мы устраним заблуждение, ему на смену придет достоверное сознание, реализация.

 

Благодаря тому что на смену ошибочному сознанию приходит правильное понимание, возникает реализация. Благодаря этому у нас возникают правильные мысли, мы приходим к правильному философскому выводу. Когда же, заменив заблуждение правильным пониманием, мы делаем достоверный философский вывод, вслед за этим у нас порождается безошибочное мышление: преданность, вера, правильное отношение. Если мы будем считать, что Духовный Наставник не является Буддой, что он обычный человек, что он не так уж и добр к нам, вследствие этого мы не будем испытывать к нему уважение и потеряем веру в него. Мы будем верить во внешнюю видимость: «Как он может быть Буддой, если он выглядит как обычный человек? А на вид он обычный».

 

С точки зрения продвижения есть пять видов знания. Еще одна категория, которая называется повторное познание[80], здесь не так важна. Некоторые философские школы буддизма считают его достоверным видом познания, другие считают недостоверным, но это не столь важно. В Мадхьямаке Прасангике считается, что повторное познание достоверно. Есть определенные аргументы в пользу того, что оно недостоверно. Мадхьямака Прасангика опровергает их и приводит обоснование достоверности этого вида познания, но для вашей медитации это неважно.

 

Следующая категория, которая идет после предположения, – логическое познание. Это гораздо более сильный вид познания, чем предыдущий. Если вы способны объяснить, что нечто существует, приводя логические обоснования, это называется логическое познание. Если вы способны обосновать существование будущей жизни, это называется логическим познанием, или познанием с помощью умозаключения. Благодаря аналитической медитации вы можете дойти до этого вида познания. Например, такие вещи, как будущая жизнь, можно познать логически, а в отношении таких тем, как преданность Учителю, вы можете породить стопроцентную убежденность, основанную на достоверных логических аргументах. В отношении страданий сансары вы приводите много аргументов, анализируя эту тему, и в итоге приходите к точному выводу, что сансара имеет природу страдания. Таков четвертый вид познания.

 

Пятая категория называется прямое познание, или спонтанное постижение. Возьмем, к примеру, непостоянство. Вы длительное время медитируете на эту тему и в итоге достигаете прямого познания непостоянства. Что касается будущей жизни, в результате медитации ее нельзя познать напрямую, но вы можете достичь спонтанного осознания факта существования будущей жизни, основанного на предшествующих логических аргументах. Спонтанной реализации можно достичь и в отношении таких тем, как отречение и бодхичитта. Сначала вы проводите аналитическую медитацию на эти темы, и в результате, когда у вас порождается сильная убежденность в них, вы пытаетесь сохранять в себе эту убежденность как можно дольше, однонаправленно сосредоточившись на ней. В результате длительной медитации на эту тему ваша убежденность станет спонтанной и превратится в спонтанное постижение. Это называется реализацией.

 

Каков критерий достижения реализации отречения? Как только вы услышите слово «сансара», у вас от одного этого слова непроизвольно возникает сильное желание достичь освобождения. Когда у вас появится эта непроизвольная спонтанная реализация, это будет означать, что вы достигли реализации отречения. А каков критерий порождения бодхичитты? Когда вы видите любое существо или слышите слова «живое существо», у вас непроизвольно появляется желание стать буддой, чтобы помочь этому существу, освободить его от страданий, привести его к состоянию покоя и счастья. Это желание, возникающее в вашем сознании непроизвольно, и называется спонтанной реализацией бодхичитты. Это достижимо.

 

Например, если вы сильно ненавидите Олега, вы долго анализируете все его плохие поступки, сколько вреда он вам причинил. Однажды вы лежите, отдыхаете. Но если я при вас скажу «Олег», у вас мгновенно покраснеет лицо, вас тут же охватит гнев на Олега. Это называется спонтанная реализация гнева на Олега.

 

Если мать потеряет своего сына, она будет все время думать о нем и постоянно страдать. Когда она немного забудется, отвлечется от своих тягостных мыслей, если в этот момент кто-нибудь скажет при ней «твой сын», от одних только звуков имени сына у нее потекут слезы из глаз. Так происходит из-за привычки. Если ее ум привык к мысли: «Как мой сын драгоценен! Я его потеряла и никогда больше не увижу», то возникает такая спонтанная реакция. А привыкание и есть медитация. Если вы можете достичь непроизвольных реакций в том, что касается негативных эмоций, негативных тем, почему же вы не можете достичь того же самого в позитивном?

 

Когда медитируете на пустоту, вы начинаете с извращенного сознания, потом проходите через этапы сомнения, правильного предположения, логического познания. Несмотря на то что вы можете добиться очень ясного концептуального познания пустоты, оно все еще не будет являться прямым познанием. Даже концептуальное познание пустоты до определенной степени может устранить наши омрачения, но оно все еще не является прямым противоядием. Если же вы будете медитировать на концептуальный образ пустоты с помощью шаматхи, рано или поздно вы достигнете пути видения, то есть прямого познания пустоты. Тогда вы поймете, что мудрость, познающая пустоту, находится не столь далеко – не где-то в космосе, как Юпитер или Марс. Это не есть нечто абстрактное.

 

Пять видов поступательного знания, или пять видов осознавания, очень важно знать, потому что это поможет вам понять цель вашей медитации. Вы понимаете, что реализация – это не то, что вам кто-то дает или приносит. Реализация – это то, чего вы должны достичь сами, создать в своем уме. Именно вы – создатель этого состояния.


Геше Джампа Тинлей

Четыре благородные истины

Комментарий ко второму тому «Ламрим Ченмо» Дже Цонкапы

 

Ответственный редактор: А. Коновалова

Корректор: О. Арапова

Оригинал-макет:

Обложка: Т. Сабитов

 


[1] Lam-rim (тиб.) – учение по этапам пути к Пробуждению. – Прим. ред.

[2] Lam-rim chen-mo – «Большое руководство к этапам пути Пробуждения», труд Дже Цонкапы. – Прим. ред.

[3] Бодхичитта – ум, устремленный к Пробуждению ради освобождения от страданий сансары всех живых существ. – Прим. ред.

[4] Термин «пустота», или «пустотность» (санскр. shunyata, тиб. stong pa nyid) указывает на абсолютный способ существования всех феноменов, а именно на отсутствие их объективного существования, вне зависимости от обозначения мыслью. Далее значение термина будет разъяснено подробнее. – Прим. ред.

[5] Духовная личность низшего уровня – практикующий, который движим мотивацией заботы о благоприятном перерождении. – Прим. ред.

[6] Духовная личность среднего уровня – практикующий, который движим мотивацией собственного освобождения от страданий сансары. – Прим. ред.

[7] Здесь и далее мудрость – познание абсолютной и относительной природы феноменов; заслуги, или добродетели, – это отпечатки, которые оставляют в уме позитивные действия. В результате благих действий тела, речи и ума наш ум обретает силу осуществлять желаемое. – Прим. ред.

[8] Праджняпарамита – запредельная мудрость. В данном контексте речь идет о разделе учения, посвященном мудрости. – Прим. ред.

[9] Пхова – практика переноса сознания в чистые земли, выполняемая в момент смерти. – Прим. ред.

[10] Это статуя Будды, которая находится в Лхасе, одна из самых драгоценных статуй в мире. – Прим. авт.

[11] Кадам(па) (bka'-gdams-pa) – школа тибетского буддизма, основанная великим индийским мастером Атишей и его учеником Дромтонпой. – Прим. ред.

[12] Союз блаженства и пустоты – это плод пути тантры. «Когда самый тонкий уровень сознания, ясный свет, познает пустоту непосредственно, напрямую, тогда это называется ясным светом по сути. В этом наитончайшем состоянии сознания заключено великое блаженство. Это союз блаженства и пустоты, а также союз метода и мудрости, в котором познание пустоты – это мудрость, а блаженство – метод. Таким образом, в тантре мудрость и метод оказываются неразрывно объединены в одном сознании» (Геше Джампа Тинлей. «Сутра и тантра – драгоценности тибетского буддизма»). – Прим. ред.

[13] Шаматха (санскр. shamatha, тиб. zhi gnas – «умиротворенное пребывание») – совершенное сосредоточение и совершенная податливость тела и ума (безмятежность). – Прим. ред.

[14] Драгоценность человеческой жизни определяется наличием 18 характеристик: восьми свобод (от рождения в аду, в мире прет, в мире животных и в мире богов, от рождения в отдаленном от учения районе, рождения неполноценным, приверженности ложным взглядам и неприязни к Будде) и десяти благих условий (человеческое тело, полноценные органы, центральный район, вера в Дхарму и несовершение пяти тяжелейших деяний, а также присутствие в этом мире Будды, его последователей, Дхармы, вашего Учителя и получение помощи от других). – Прим. ред.

[15] Три вида значимости драгоценной человеческой жизни состоят в том, что, опираясь на нее, можно снова обрести драгоценное человеческое рождение, освободиться от сансары и достичь состояния будды. – Прим. ред.

[16] Страх перед рождением в низших мирах связан с мотивацией низшей личности, поэтому вначале порождается именно он. С мотивацией средней и высшей личности связан, соответственно, страх перед сансарой и страх перед страданием в сансаре других существ. – Прим. ред.

[17] Десять негативных карм: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь, злословие, грубая речь, пустословие, алчность, злонамеренность, ложные взгляды. – Прим. ред.

[18] Четыре характеристики кармы: 1) определенность, 2) невозможно получить результат, не создав причины, 3) карма приумножается, 4) созданная карма не исчезает. – Прим. ред.

[19] Страдание страданий – то, что мы распознаем как страдание; страдание перемен – то, что мы распознаем как счастье; всепроникающее страдание – обусловленность загрязненными скандхами. Три вида страдания подробно рассматриваются ниже. – Прим. ред.

[20] Истина святых (арьев), т. е. то, что признается в качестве истины лишь арьями, – буквальный перевод с санскрита «благородной истины». – Прим. ред.

[21] В данном случае под «пресечением» имеется в виду пресечение страданий и источника страданий. Но в оригинальной тибетской терминологии используется просто термин «пресечение», без уточнения. С тибетского языка названия четырех истин буквально переводятся так: «истина арьев о страдании», «истина арьев об источнике», «истина арьев о пресечении» и «истина арьев о пути». – Прим. авт.

[22] Имеется в виду, что нужно отбросить объект истины источника – омрачения и загрязненную карму. – Прим. ред.

[23] Самобытие (тиб. rang bzhin gyis grub pa, санскр. svabhāvasiddhi) – существование «со стороны объекта вне зависимости от простого обозначения мыслью» [Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота. С.131].

[24] Речь идет о школах буддийской философии: Вайбхашике, Саутрантике, Читтаматре и Мадхьямаке. Только последняя из этих школ, точнее ее подшкола Мадхьямака Прасангика, отрицает самобытие феноменов. С точки зрения Мадхьямаки Прасангики, остальные школы являются низшими, поскольку не раскрывают воззрение Будды во всей полноте. Нагарджуна был первым, кто комментировал сутры Праджняпарамиты с точки зрения Прасангики. – Прим. ред.

[25] Ученые из зала отвечают, что огонь не может стать холодным. – Прим. ред.

[26] Иначе говоря, отрицание познается достоверным умом, и в силу этого считается феноменом, существующим. Подробнее о феноменах отрицания и утверждения см. Приложение 1. Классификация феноменов. – Прим. ред.

[27] Психофизические совокупности, или скандхи, – основные составляющие живого существа: форма (рупа), ощущение (ведана), различение (самджня), волевые импульсы (самскара) и сознание (виджняна). – Прим. ред.

[28] Как говорил Шантидева, без отречения невозможно взрастить бодхичитту. Если у вас самих нет желания освободиться от сансары, как вы сможете пожелать это другим? – Прим. авт.

[29] Двенадцатизвенная цепь взаимозависимого происхождения – это учение, описывающее механизм вращения живого существа в сансаре под контролем омрачений. – Прим. ред.

[30] О видах логических соотношений между объектами – см. Приложение 2 в конце книги. – Прим. ред.

[31] Любая из пяти загрязненных совокупностей будет объектом первой благородной истины. – Прим. ред.

[32] Страдания страданий, которые переживаются существами трех высших миров (людьми, асурами и богами), будут описаны ниже. Некоторые из них включены в классификации восьми и шести видов страдания, в целом же они описаны в отдельном параграфе, посвященном страданиям высших миров. – Прим. ред.

[33] Досточтимый Геше Тинлей цитирует отрывки из стихотворения Гунтанга Кончок Дронме «Беседа старца с юношей о природе смерти и непостоянства». – Прим. ред.

[34] Асуры (полубоги) – это соседи мирских богов, как животные – соседи людей, а голодные духи – соседи существ ада. – Прим. авт.

[35] Три основы пути – отречение, бодхичитта и мудрость, познающая пустоту. – Прим. ред.

[36] Цампа – обжаренная ячменная мука, традиционная пища тибетцев. – Прим. ред.

[37] О сомнении как об одном из этапов развития сознания, или одном из видов знания и осознавания, см. Приложение 3, в котором дается классификация видов знания и осознавания. Это сомнение в прежнем извращенном сознании не является омрачением. – Прим. ред.

[38] Неотносимый составной фактор (тиб. ldan min ‘du byed, санскр. viprayuktasamskāra) – то, что непостоянно, не относится ни к категории формы, ни к категории сознания, существует в зависимости от двух (или более) разнородных объектных основ. – Прим. ред.

[39] Субстанциональная причина (тиб. nyer len, санскр. upādāna) – причина, полностью переходящая в результат. «Субстанция», из которой результат «состоит» (это будет в буквальном смысле субстанция для материальных объектов, например, глина как причина глиняного горшка, и в небуквальном смысле – для нематериальных объектов, например, предыдущий момент сознания как субстанциональная причина нынешнего момента того же сознания). – Прим. ред.

[40] Обусловливающая причина (тиб. lhan cig byed rkyen, санскр. sahakāri-pratyaya) – причина, являющаяся условием для появления результата. Например, для глиняной чашки такая причина – человек, который слепил ее. – Прим. ред.

[41] Телом, речью и умом. – Прим. ред.

[42] Кирсан Илюмжинов. – Прим. ред.

[43] Бардо – это состояние вашего сознания, в котором оно пребывает с момента смерти в предыдущей жизни и до принятия нового рождения. – Прим. авт.

[44] В переводе «Ламрима» говорится несколько иначе: «Если после семи дней, например, в бардо богов, не удалось родиться, существо умирает, и для него наступает бардо асуров или же бардо людей и так далее. Ибо вступает в действие другая карма, и от этого меняется семя бардо. Так же и с другими уделами». Здесь немного неточный перевод, из которого можно заключить, что бардо меняется само по себе, а это неверно. Оно меняется лишь вследствие определенных условий. – Прим. пер.

[45] «Сутра рисового ростка» ('phags pa swa lu'i ljang pa zhes bya ba chen po'i mdo, Арья шалистамбха нама махаяна сутра) – одна из сутр, в которых излагается двенадцатизвенная цепь взаимозависимого происхождения. – Прим. ред.

[46] Тиб. /'di yod pas 'di 'byung la / 'di skyes pa'i phyir 'di skye ba ste/.

[47] Если нечто – негативная карма, несомненно, она является также недобродетельной, т. е. ввергает нас в низшие миры. – Прим. авт.

[48] Простое «я» означает существующее номинально, не самосущее. – Прим. авт.

[49] Неведение, карма и сознание периода причины (два с половиной) относятся к прошлой жизни. Сознание периода плода относится уже к нынешнему рождению. – Прим. ред.

[50] Здесь под именем и формой имеются в виду именно зачатки скандх – это период от зачатия до развития у эмбриона органов чувств. – Прим. ред.

[51] Иначе говоря, соприкосновение – это встреча объекта восприятия, органа чувств и соответствующего первичного сознания. – Прим. ред.

[52] В русском переводе «Ламрим Ченмо» это называется ввергающие причины и ввергаемые результаты. Однако досточтимый Геше Тинлей говорит, что это не совсем точно: мы не можем говорить о второй группе – ввергаемом – как о результатах. Если первая группа подобна семенам, то вторая подобна потенциалу этих семян, а это не совсем результат. – Прим. пер.

[53] Первой задает вопрос группа учеников, отстаивающая позицию, что не все, а только семь звеньев двенадцатизвенной цепи относятся к благородной истине страдания. Их оппоненты считают, что все звенья цепи – страдание. – Прим. ред.

[54] Это вопрос той группы учеников, которая отстаивает точку зрения, что все звенья цепи – страдание. – Прим. ред.

[55] Понятием большего объема, которое включает в себя сравниваемое с ним понятие меньшего объема. О «трех альтернативах» см. также Приложение 2. – Прим. ред.

[56] Неведение, карма, влечение, цепляние, существование. – Прим. ред.

[57] Все упомянутые в этом абзаце звенья (имя и форма, опоры восприятия, соприкосновение, ощущение), которые имеются у нас в этой жизни, относятся к предшествующей цепи взаимозависимого происхождения. Имя и форма и пр. рассматриваемой цепи возникнут в следующей жизни, как объясняется ниже. – Прим. ред.

[58] Другими словами, страдание сосуществует с омрачениями и поддерживает их, но не является их прямой причиной. – Прим. ред.

[59] Результат подобного действия – один из четырех результатов кармы – подразумевает формирование привычки к совершению такого действия вновь и вновь. – Прим. ред.

[60] Юктишастика (rig-pa drug-bcu-pa), «Шестьдесят строф по логике» – трактат Нагарджуны, в котором приводится опровержение воззрений ранних школ буддийской философии. – Прим. ред.

[61] Нет необходимости говорить «благородная истина о пресечении страдания», достаточно сказать «благородная истина о пресечении», потому что в отношении пресечения различают два вида пресечения: пресечение страдания и пресечение омрачений. Если вы говорите «благородная истина о пресечении страдания», это сужает значение термина. – Прим. авт.

[62] Объектом третьей благородной истины является не только полное пресечение омрачений (нирвана), но и частичное пресечение. Классификация пресечений дается ниже. – Прим. ред.

[63] Т. е. тем, что противоположно пресечению грязи. – Прим. ред.

[64] В отношении благородной истины пресечения по-тибетски буквально говорится «полностью отброшенное», а в отношении истины пути – «полностью отбрасывающее». В тибетском языке между этими терминами есть разница во времени: для пресечения используется прошедшее время, а для пути – настоящее, потому что путь отбрасывает омрачения. – Прим. авт.

[65] Пять путей: накопления, подготовки, видения, медитации, более-не-учения – рассматриваются также в книге Геше Тинлея «Ум и пустота» как пять последовательных стадий развития ума, устремленного к Пробуждению. В данном контексте словом «путь» обозначается определенное состояние ума. Последний путь на самом деле является уже состоянием будды. Критерии достижения этих путей в традиции Хинаяны и Махаяны несколько отличаются. – Прим. ред.

[66] Парамита (санскр.) – «запредельное совершенство». Шесть парамит – шесть деяний бодхисаттвы, в которых он посредством практики достигает запредельного совершенства: даяние, нравственность, терпение, усердие, сосредоточение, мудрость. – Прим. ред.

[67] «Ожерелье нектаров, дающих высшее исцеление», тиб. «zhu lan sman mchog bdud rtsi phreng ba» (диалог между Кармаваджрой, наставником школы Ньингма Лхобрагом Кхенченом и Бодхисаттвой Ваджрапани, имевший место в присутствии Дже Цонкапы в Лхо Браге в 1396 году). – Прим. ред.

[68] Речь идет о бодхисаттвах, не достигших третьего уровня пути подготовки. – Прим. ред.

[69] Бхуми (санскр.) – буквально «земля». Десять бхуми бодхисаттвы – десять ступеней реализации, на которых посредством прямого постижения пустоты очищаются сначала омрачения (1-7 бхуми), а потом препятствия к всеведению (8-10 бхуми). – Прим. ред.

[70] Туммо (тиб. gtum-mo) – йога внутреннего тепла, одна из шести йог Наропы. – Прим. ред.

[71] «О, монахи». – Прим. пер.

[72] Майтрея присутствовал тогда на учении Будды. На самом деле Майтрея давно стал Буддой и к тому моменту уже не нуждался в учениях. Майтрея и Шакьямуни в течение долгого времени рождались все время вместе как два брата или два друга. Однажды, когда в одной из своих предыдущих жизней Будда Шакьямуни родился царевичем, Будда Майтрея родился его старшим братом. Они все время были неразлучны. Но в тот момент, когда Будда Шакьямуни в Нирманакае пришел в этот мир, чтобы давать учение, Будда Майтрея явил себя в виде его ученика, для того чтобы задавать правильные вопросы, создавая правильные обучающие ситуации. – Прим. авт.

[73] В вопросе приводится цитата из «Ежедневной молитвы для упражнений в медитации»: «В отсутствии трех нравственных основ я не могу стать буддой, поэтому прошу благословения на обретение силы трудиться по исполнению обетов бодхисаттвы». – Прим. ред.

[74] «Ламрим Ченмо». – Прим. ред.

[75] Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра. – Прим. ред.

[76] Мадхьямака. – Прим. ред.

[77] Когда эта птица пьет смесь молока и воды, она способна выпивать лишь молоко, оставляя воду. – Прим. авт.

[78] Кхенпо (тиб.) – настоятель монастыря. – Прим. ред.

[79] Семь видов знания и осознавания: правильное предположение (допущение), восприятие без познания (познание, при котором объект воспринимается, но не определяется), повторное познание, извращенное познание, сомнение, прямое познание, умозаключение. – Прим. ред.

[80] Сакья Пандита трактует повторное познание как воспоминание прошлого, т. е. не прямое, а концептуальное познание, смешивающее конкретный объект с его ментальным образом. – Прим. ред.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.