|
Тема 6. Образование и педагогическая мысль в новое времяЯн Амос Коменский — выдающийся представитель мировой науки в гуманитарной области знания. Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в ряде стран Европы. Он был философом, разрабатывающим гуманистические основания совершенствования общества и человека, создателем педагогического учения, которое составляет целую эпоху в развитии теории и практики воспитания, образования, обучения. Наследие великого педагога широко освещалось в мировой науке, а также в историко-педагогических исследованиях в нашей стране. Можно сказать, что к учению Коменского обязательно обращались все ученые в области истории педагогики, освещая, анализируя его с разных позиций. Вместе с тем, в современных условиях осуществляются новые подходы к оценке наследия Коменского. Они строятся на более широких методологических основаниях и особом значении в этом плане антропологического подхода. Осуществляются более глубокие характеристики Коменского с философских позиций с учетом, в частности, опубликованного полностью уже в наше время философского труда Коменского «Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих». Более всесторонне, в том числе и с методологических позиций, оценивается фундаментальный для учения Коменского принцип природосообразности. На этих основаниях осуществляется более глубокое понимание Коменского как педагога, создателя «Великой дидактики» и многих других работ по проблемам воспитания, образования, обучения. В освещении учения Коменского важно учитывать, что в просвещении людей он видел средство и способы устранения пороков, разрабатывал эти способы в своих трудах, что свидетельствует о том, что он утверждал социальное значение воспитания. Все эти аспекты обоснований педагогического учения Яна Амоса Коменского составляют содержание данной главы. Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Чехии, в провинции Южная Моравия. Он жил в одну из самых бурных эпох европейской истории, полностью испытав на себе те беды и страдания, которые несет людям война. Родители Коменского входили в общину богемских братьев, которые выступали как протестантское направление в сектантских движениях. В идейных установках этой секты наиболее характерными были требования об установлении всеобщего равенства людей, антикатолическая направленность, борьба против сословных привилегий. При этом они отказывались от вооруженной борьбы и связывали достижение своих целей с распространением просвещения, повсеместным открытием школ, равенством прав на образование для всех детей независимо от сословной принадлежности. Все эти демократические тенденции отразились в мировоззрении и педагогике Коменского. С общиной богемских братьев связана его жизнь и деятельность. После обучения в латинской школе и университете, в возрасте 22 лет он стал учителем школы и проповедником, а затем и епископом в общине. Коменский полностью испытал все тяготы и лишения во время тридцатилетней войны между Чехией и Германией (1618—1648) Все чехи-протестанты вынуждены были покинуть свою родину. Часть их вместе с Коменским нашла приют в небольшом польском городе Лешно. Здесь и были созданы основные педагогические произведения Коменского: изданная сначала на чешском языке, а затем переведенная на латинский язык «Великая дидактика», первая в истории педагогики книга для родителей «Материнская школа», целый ряд учебников, в частности, учебник латинского языка «Открытая дверь языков». В Лешно Коменский реализует свою идею о создании пансо-фии — своеобразной энциклопедии знаний о мире в сочетании с основами христианского вероучения. В 1650 г. Коменский был приглашен в Венгрию для усовершенствования школьного дела. Здесь в небольшом городе Шарош-Патаке была произнесена им речь «О развитии природных дарований», в которой были сформулированы существенные идеи Коменского о природных основах развития человека. Здесь, в Венгрии, Коменский закончил свою замечательную книгу «Мир чувственных вещей в картинках» и написал некоторые другие работы. В 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Но начавшаяся между Польшей и Швецией война привела к разрушению города, община богемских братьев перестала существовать. В ходе войны погибает все имущество, рукописи Коменского. Сам он находит приют в Амстердаме, где его принимают как великого ученого. Здесь были изданы его дидактические труды, выход которых явился эпохой в истории педагогики. В Амстердаме Коменский работает над завершением своего философского труда под названием «Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих». Этот труд был издан у нас лишь в 1966 г. Умер Коменский в 1670 г. Коменский как философ, создавший оригинальное философское учение, в котором важное место занимают проблемы воспитания, предстает в своем незаконченном труде «Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих». Этот труд был открыт в рукописном виде лишь в 1930-е гг. XX в. и опубликован в 50-х гг. «Всеобщий Совет» состоит из семи частей. В отрывках он опубликован во 2 томе избранных педагогических сочинений. Особое значение для педагогов имеет четвертая часть — так называемая «Пампедия», которая полностью посвящена вопросам воспитания и образования. В этой части выражены общие идеи Коменского о высоком назначении воспитания, о подготовке подрастающего поколения к совершенствованию весьма несовершенного человеческого общества. Но если взгляды Коменского как философа изложены им самим в данном труде уже в конце жизни, то известные философские предпосылки этих взглядов могут быть обнаружены на основе подходов ученого к проблемам воспитания при создании им педагогического учения. Это идеи Коменского о человеке, о смысле и цели его жизни, о преобразующей роли воспитания для человека и общества. Все эти аспекты философских предпосылок педагогического учения Коменского тесно связаны с его мировоззрением. Мировоззрение Коменского в советской истории педагогики оценивалось по-разному. В учебных пособиях Коменского чаще всего критиковали в связи с тем, что он не мог быть причислен к плеяде последовательных материалистов. Коменский признавал божественное происхождение человека и целью воспитания считал подготовку его к жизни вечной. Вместе с тем, он считал, что человек есть часть природы и подчинен ее законам. Коменского возможно отнести к такому философскому направлению, как реализм, ибо его философские взгляды имели своей основой «естественную философию» Ф. Бэкона, утверждающую опытное, чувственное познание действительности. Однако следует учитывать, что реализм Коменского как философское основание его педагогического учения сосуществовал с учением о божественном происхождении всего сущего и оценкой предназначения воспитания с позиций глубоко религиозных. Мировоззренческий аспект педагогики Коменского тесно связан с принципом природосообразности. Как считает Ш. А. Амонашвили, природосообразность у Коменского представлена в качестве универсального закона мироздания. При этом природной основой развития выступает сама способность к развитию. Эти положения раскрывают и конкретизируют методологическое значение принципа природосообразности. Педагогические аспекты этого принципа выражаются в том, что Коменский на его основе определяет цель и сущность воспитания. На основе природных дарований осуществляется воспитание, благодаря которому человек становится человеком в самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит совершенствование человека и, что существенно, подготовка его к улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем. В этом и состоит цель воспитания. С другой стороны, религиозные аспекты мировоззрения Коменского приводят к известной двойственности в определении цели и сущности воспитания. Здесь особенно большое значение имеет речь Коменского. «О развитии природных дарований». В ней содержится ответ на вопрос о понимании Коменским природных основ развития ребенка. Эти природные основы Коменский раскрывает через понятие дарование, вкотором он видит врожденные свойства души, природные предпосылки развития. Это такие природные основы, как ум, способность отражать окружающий мир. Ум это зеркало всех вещей, он включает суждения, понимание, он выступает «живыми весами ирычагом всех вещей». Вторая составная природных дарований это воля, как судья всех решений и повелений, то есть фактически как бы субъектная основа нравственности. Далее это способность действия (рука) и речь (язык) как способность истолкования и выражения мысли. Оценивая подход Коменского к трактовке сущности природных основ развития, можно говорить об известном объективизме этой системы, ее научной ограниченности, однако ценность здесь в самом стремлении Коменского представить природные основы развития человека в системе и определенных взаимосвязях. Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике», Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации, в разработке системы школ, содержания обучения и его организации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую он называет весной человечества, на четыре шестерки. Это детство — от рождения до 6 лет. И характеризуется оно физическим ростом и развитием органов чувств. Отрочество — от 6 до 12 лет. Здесь главное — развитие памяти и совершенствование языка и руки. Юность — от 12 до 18 лет, когда особое значение имеет развитие «понимания и суждения», т. е. фактически развитие ума. Возмужалость — от 18 до 24 лет. И здесь главное — развитие воли, фактически способность управлять собой. Большая заслуга Коменского как создателя педагогического учения заключается в том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию воспитания, образования, обучения в их единстве, опираясь при этом на принцип природе-сообразности, обогащая и конкретизируя его в тесной связи с гуманистическими основаниями. Он реализует идею универсальности образования как приобщения подрастающего поколения ко всему богатству культуры. Первой ступенью воспитания и первоначального образования для детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа. Это воспитание ребенка в семье под руководством матери. Подробное изложение этого процесса представлено в одном из ранних его сочинений «Материнская школа». Фактически этой книгой Коменский заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Исходя из своей идеи о природных основаниях, он видел главную задачу в развитии органов чувств, в обогащении представлений детей об окружающем мире, в развитии речи и развитии руки, чему способствуют элементарные трудовые навыки, ручные умения. Коменский обозначает первоначальные знания детей о мире как учебные предметы — начала астрономии, начала географии, история, экономические познания, даже политические познания и т. д. Однако речь идет об обогащении детей самыми первоначальными представлениями, живыми впечатлениями, с учетом возможностей детского возраста, особенностей жизни и быта семьи, отношений ребенка с окружающими, прежде всего с матерью. Осуществляются здесь и аспекты нравственного воспитания, особенно связанные с отношением к людям — воспитываются почтительность к старшим, послушание, справедливость в поступках, правдивость, вежливость, приветливость, услужливость и другие качества подрастающего человека. Вторая ступень в развитии человека, по Коменскому, — возраст от 6 до 12 лет, когда реализуются задачи универсального образования. Для всех детей этого возраста должна быть создана школа родного языка. Надо, считал Коменский, «чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа для совместного воспитания юношества». В этой школе обучение идет на родном языке. И в этом также новаторство Коменского, его отступление от многовековой традиции Средневековья — вести обучение только на латинском языке, связь с идеями реформаторства. Третья ступень обучения — это латинская школа, которая должна быть в каждом городе и предназначена для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию наукой. Здесь главенствует латинский язык и вместе с тем изучаются реальные предметы — математика, физика, в которую фактически входят элементы естествознания. А венчают весь курс обучения риторика и диалектика. Для этого типа школ и предназначался учебник «Открытая дверь языков» — одно из ранних произведений Коменского. Завершающей, четвертой ступенью образования должна быть Академия, и хотя в учении Коменского нет детального указания о содержании и организации обучения в этот период, но можно предположить, что оно отражало особенности образования в средневековых университетах. Таким образом, Коменский разработал школьную систему, реализуя в ней свои демократические устремления, стремясь преодолеть средневековую ограниченность образования, опираясь на гуманистические требования к его организации. В содержании образования, его организации и методах обучения краеугольным камнем выступает проблема пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, как отражение в сознании человека всего сущего. Через идею пансофиии Коменский определял задачи воспитания, которые включали знание человеком всех вещей и самого себя, а также человек должен быть «образцом Божьим», видеть в божественном начале источник всего сущего. Фактически Коменский говорит о научном образовании, приобщении к нравственным требованиям и воспитании религиозности. В полной мере идея пансофиии, ее сущность, значение, а главное, приобщение к ней подрастающего поколения реализуется в его труде «Великая дидактика». Уже в заголовке книги Коменский определяет ее содержание как «универсальное искусство учить всех всему... кратко, приятно, основательно». В содержание «Великой дидактики» входят не только проблемы образования и обучения, но и нравственного воспитания, дисциплины, требований к учителю и т. д. В этом труде принцип природосообразности реализуется не только в обосновании всего содержания и организации образования, но даже в своеобразной манере, форме изложения. Природа выступает как пример, образец для подражания. Через всю «Великую дидактику» проходят три образа, характеризующих процесс обучения: яйцо, из которого вылупится птенец, птичка-мать, садовник, иногда строитель, плотник. Все эти аналогии с природой в «Великой дидактике» это именно форма изложения, а не главный путь реализации принципа природосообразности. В «Великой дидактике» Коменский реализует свою идею о поисках универсального метода, который необходим для торжества пансофии. Надо открыть, считал Коменский, легкий, простой, надежный метод обучения. Сущности этого универсального метода, его разным аспектам посвящена «Великая дидактика». Вместе с тем, Коменский как бы конкретизирует этот универсальный метод, раскрывая отдельные стороны, условия успешности обучения. Коменский не пользуется понятием «принципы дидактики». Однако если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то вполне правомерно говорить о разработке Коменским таких принципов. В первую очередь это достаточно всесторонние, теоретические основания и реализация в практике принципа наглядности обучения. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Коменский сформулировал золотое правило наглядности: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами», — пишет Коменский в «Великой дидактике». Познание начинается с ощущения, подчеркивает Коменский. В своем обосновании наглядности Коменский, безусловно, учитывал то, что содержала теория и практика обучения до него. Однако он придал наглядности обучения всеобъемлющий характер, пытался найти опору этому принципу в возрастных особенностях и обосновать его законами познания. Но этим не исчерпывается роль Коменского в разработке и реализации принципа наглядности. Огромная заслуга Коменского состоит в том, что он создал первый в истории человечества иллюстрированный учебник «Видимый мир в картинках», который он закончил в 1650 г. в Венгрии. В своем «Предисловии» сам Коменский называл этот учебник «Энциклопедией видимого мира». В этом учебнике отразилось стремление Коменского преподать универсальное знание о мире в виде изображения строения вселенной, всякого рода ремесел, необходимых для человека вещей и многого другого. Оценивая учебник Коменского, К. Д. Ушинский называл его «переработкой наук в учебник», поэтому можно говорить о том, что это был и первый учебник вообще в педагогическом смысле этого слова. Уже при жизни Коменского «Видимый мир» был переведен во многих странах мира, в том числе и в России. Таким образом, наглядность в деятельности Коменского получила воплощение не только в теории, но и в средствах обучения, каковым и стала эта удивительная книга. С принципом наглядности тесно связан у Коменского принцип легкости обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. В этом понятии «легкость обучения» фактически концентрируются дидактические требования, такие, как доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста. Метод обучения, считал Коменский, должен возбуждать у детей радость познания нового, желание спешить в школу, как на игру. Большое значение придавал Коменский прочности знаний, связывая достижение этой цели с последовательностью в изложении учебного материала как переходом от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному. Особое значение он придавал упражнениям, повторению, специально раскрывая некоторые способы их организации, в том числе и на уроке. Велики заслуги Коменского и в организации школьного дела, во введении в школьную практику классно-урочной системы. И хотя сам термин вошел в педагогику позже, но сама идея школьного класса и характеристика работы с ним представлены в дидактике Коменского. Этому посвящена глава XIX «Великой дидактики», содержание которой Коменский определяет как основы кратчайшего пути обучения. Он пишет о недостатках индивидуального обучения, предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельными предметами... Одними и теми же лучами оно освещает все». Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». В работе с классом Коменский отводит большую роль учителю: «...стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он подобно солнцу будет распространять свои лучи на всех». Вместе с тем, Коменский считал, что учитель может обучать большое количество учеников, привлекая помощников из числа самих детей-«декурионов». Особенно подробно Коменский описывает организацию упражнений на уроке, главным образом, как многократное повторение. Классно-урочная система, разработанная Коменским, во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки совершенствования или даже отказа от нее. Однако это лишь отдельные попытки. Коменский ввел понятие школьного года с его делением на учебные четверти, предусмотрел каникулы. Особое внимание он уделяет организации учебного дела, считая что в школе родного языка должно быть четыре урока в день, а в латинской шесть. Коменский стремился решить основные вопросы организации, функционирования школы и управления ею. Оценивая с этих позиций его трактат «Законы хорошо организованной школы», исследователь его творчества А. А. Красновский считает, что в нем дается решение принципиальных вопросов деятельности школы как социального института по передаче культуры новым поколениям. Таким образом, можно утверждать, что Коменский разработал целостную систему дидактики, создал новую дидактику, решающую на определенном уровне социальные, психологические и педагогические проблемы в русле определения целей, содержания, организации, результатов образования. Как подчеркивает исследователь его взглядов Д. Лордкипанидзе, он считал неразрывным единым процессом обучение как деятельность учителя и учение как деятельность ученика. Разрабатывая, прежде всего, проблему метода, он видел в нем способ достижения этого единства. В основу своего метода он ставит принцип природосообразности. Значительное место в учении Коменского занимают проблемы нравственного воспитания. Здесь в полной мере находят свое выражение гуманистические, демократические идеи. Главный девиз Коменского: «Человек должен быть воспитан для человечности». Христианско-протестантская этика «чешских братьев» лежит в основе его нравственных принципов, его четырех добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям. Все эти добродетели подрастающий человек приобретает в школе, в том числе в материнской. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения, неоднократно подчеркивая, что «ученость — спутница высокой морали». В своих правилах развития нравственности он говорит о нравственном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели». Правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность» (Правило VI). Опираясь в содержании и организации нравственного воспитания на гуманистические, демократические основания, Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, подлинно человеческих отношений между людьми. Уже в предисловии к «Великой дидактике» он говорит о господствующем положении в обществе, когда «вместо взаимной любви и справедливости — взаимная ненависть, вражда, войны». Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, и достигаются в ней эти цели, если в самой школе господствует доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость. Эти идеи о предназначении школы составляют стержень его «Законов хорошо организованной школы», его блестящего опуса «Об изгнании из школ косности», соответствующих глав «Великой дидактики», его всеобъемлющих «Правил поведения». Анализ этих трудов позволяет говорить о методах нравственного воспитания. И хотя само это понятие Коменским не употребляется, но, обобщая его высказывания, можно назвать такие методы, как личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание. Примеру он придает большое значение и неоднократно возвращается к нему уже в «Материнской школе». Основывается значение примера на склонности детей к подражанию, пример выступает как «образец добродетелей», и в этом плане особенно значим пример родителей, учителя, окружающих ребенка людей. Но пример не дает нужных результатов, если он не сопровождается живым словом, разъяснением, наставлением. В этих способах находит свое выражение уважение Коменского к слову, воспитание как приобщение к нравственному знанию. Здесь важно непосредственное знакомство с нравственными требованиями, которые должны отличаться определенностью, доступностью, поддерживаться не только школой, но и семьей, родителями, всеми окружающими ребенка людьми. Воспитательное значение он придавал художественной литературе, которая изучается во всем ее богатстве. В воспитании нравственности Коменский отводит большое место организации поведения детей во всех сферах их жизни и, прежде всего, в учении, что в полной мере раскрывается его «правилами поведения». Упражнениями детей в нравственных поступках могут служить, по Коменскому, и игры детей, значение которых он вычленяет в «Правилах поведения». «Украшение игры — подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам и победа доблестью, а не хитростью» («Правила поведения», XV). Важное место Коменский отводил поощрению. Он советует учителю быть внимательным к поведению ученика и, если он проявит старание, преодолеет трудности, добьется успеха в учебе, в поведении, надо поощрять его похвалой, отметкой, подарком. Но меру поощрения учителю, родителям надо выбирать взвешенно, не допускать чрезмерной фамильярности и излишней ласки. Достаточно подробно Коменский рассматривает в своем учении проблему наказаний. Он говорит о воспитательной сущности наказания, его видах, способах применения. И здесь Коменский не всегда последователен, и хотя выступает против средневековой системы наказаний, все же не освобождается полностью от ее влияния. За это в основных историко-педагогических источниках он обычно подвергается критике, которая далеко не всегда увязывается с причинами такой непоследовательности во взгляде на эту проблему. Коменский вычленяет те проявления в поведении ученика, которые заслуживают особой строгости и наказаний. Это богохульство, упрямство, ложь. В таких случаях допустимо даже наказание розгой. Но надо строго отличать проступок нечаянный от злоумышленного и строго наказывать лишь за сознательные проступки. Проблема наказаний занимает большое место в системе воспитания дисциплины, которую Коменский рассматривает как условие успешного обучения и воспитания, как предмет воспитания и его метод (способ). Поэтому к вопросам дисциплины он возвращается в каждом своем труде. Школа, считает он, это маленькое государство, основу которого составляет порядок, строгое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», — пишет он в специальной главе «Великой дидактики», посвященной дисциплине (глава XXVI). В «Законах хорошо организованной школы», во всех их «25 подразделениях», Коменский формулирует требования ко всем сторонам организации школьной жизни и особенно требования к поведению учеников, к их умениям уважать порядок, понимать его значение, стремиться к его неукоснительному поддержанию. Но дисциплина это и нравственное качество, и хотя Коменский не вводит термина «дисциплинированность», но он связывает дисциплину ученика с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Не отрицая физические наказания в системе нравственного воспитания, он вводит их и в воспитание дисциплины. Он называет проступки, когда оправданы эти наказания: это проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень. Этим перечислением проступков, за которыми может и должно следовать физическое наказание, Коменский сближает проблемы дисциплины с воспитанием нравственности, хотя и выбирает для этого способ неоправданный для педагога, стоящего на позициях гуманизма. Таким образом, вопросы нравственного воспитания тесно связаны у Коменского с его дидактическим учением, постоянно сближаются с вопросами содержания обучения, его воспитывающего значения, организации обучения, с его общим подходом к школе как универсальному пространству, на котором могут быть решены все проблемы воспитания, образования, подготовки человека к жизни общества, его совершенствования. Решение всех этих проблем в школе Коменский связывает с особенностями личности учителя, осознанием им самим своего предназначения в обществе. Проблема учителя занимает большое место в педагогическом учении Коменского. Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя «поставлены на высоко почетном месте... им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» («Законы хорошо организованной школы», XX). Коменский обобщает в подходах о роли учителя свой собственный опыт, ибо он был учителем-практиком у себя на родине, в Польше (в Лешно), в Венгрии (в Шарош-Патаке). Стержнем в характеристике личности учителя выступает гуманизм в отношении к ученикам. Поэтому его рассуждения об особенностях учительской профессии, о требованиях к учителю, об отношении к нему звучат удивительно конкретно и современно. Быть учителем — это дар Божий, и если человек чувствует в себе это призвание, то он может посвятить ему всю свою жизнь. Коменский сравнивает учителя с пастухом, садовником, акушером, полководцем, который стережет и охраняет «свое стадо», ухаживает за детьми, как за растениями в саду и т. д. Но чтобы быть таким, учитель должен уважать себя и свою профессию. Кто сам считает постыдным быть учителем, рассуждает Коменский, и остается им только ради денег, конечно, сбежит из школы, лишь только найдет более выгодное занятие. Но и государство должно заботиться об учителях и о том, чтобы ими становились люди почтенные, мудрые, набожные, деятельные. А если учителю не хочется работать в школе, его трудная профессия ему в тягость, пусть он оставит школу, и никто не должен ему в этом мешать. Важнейшее качество учителя — вера в ученика, постоянное стремление прийти к нему на помощь. В этом плане интересны суждения Коменского о плохом учителе, который как бы не видит своих учеников, швыряет им задания, как собакам кости и приходит в бешенство, когда эти задания не выполняются. «Что это, как не способ подавлять естественную наклонность и насильственно вызывать отвращение к занятиям», — замечает Коменский в своем труде «Об изгнании косности из школ». Итак, учитель — это пример для ученика, это его наставник и друг, организатор учения; фактически, Коменский говорит об организации познавательной деятельности ученика, хотя и с учетом особенностей своего времени. Главное в организации деятельности ученика — это помогать ему слушать, запоминать, наблюдать, чему служат иллюстрации, наглядность, а также помогать выполнять упражнения в первую очередь на самом уроке. Коменский считал, что отношение ученика к школе, к учению целиком определяется учителем. Это должны понимать родители, очень бережно поддерживая авторитет учителя в глазах ученика. Таким образом, все учение Коменского об учителе основано на глубоком понимании и утверждении его социальной роли, особенностях его личности, значения его как носителя культуры, обеспечивающего гуманистическую направленность всего дела воспитания, образования, обучения. Коменский был великим деятелем культуры, создателем оригинального педагогического учения, гуманистом, патриотом. Его жизнь была образцом служения своей родине — Чехии. Вместе с тем, он был горячим поборником развития всех народов мира. Он хотел светлого будущего для всего человечества. Этому он посвятил всю свою жизнь, на этой основе он создал все свои многочисленные труды, составляющие важную часть педагогического наследия прошлого. И если оценивать Коменского с методологических позиций с учетом взаимодополняемости разных подходов, то можно увидеть влияние на него той формации, в которую он был включен, той цивилизации, которая была связана с переходом от Средневековья к Новому времени. Важно увидеть и оценить стремление Коменского как бы повернуть все дело воспитания, образования, обучения к подготовке подрастающего человека к восприятию, пониманию, принятию целостной картины мира, мира культуры, мира человека. В его системе человек — это главная ценность. Он есть цель воспитания, критерий его успешности, все богатство, все содержание, весь пафос педагогического учения великого мыслителя.
Веком небывалого для предшествующей истории взлета человеческого духа в самых разнообразных областях его проявления стал не только в Англии, но и в континентальной Европе XVII век. Современниками Д. Локка (1632—1704) были ученые Галилей, Бойль, Ньютон; философы Декарт, Гобсс Спиноза, Лейбниц; композиторы Гендель и Бах; писатели Мольер и Свифт. В XVII столетии человеческий гений воплотился в полотнах Рубенса и Рембранта, в скрипках Страдивари. В 1642 г. создан первый барометр, в 1662 г. основано Королевское общество, в 1675 г. построена Гринвичская обсерватория. В Англии берет начало реалистически-гуманистическая педагогия, выраженная в идеях Томаса Мора; умы захватывает свободомыслящий эмпиризм (Ф. Бэкон), оказавший сильное влияние на Педагогию XVII в. Возглавляемое Джоном Локком, в Англии начинается просветительное движение, главная характеристика которого — всепроникающий дух рассудочности, исходящий из убеждения в силе и могуществе разума: все определить, все найти, всему указать наилучший путь. Духовное обновление в XVII в. всегда привлекало пытливую Мысль потомков, особенно в те поворотные периоды их жизни, когда объективным ходом общественно-исторического процесса на повестку дня ставился вопрос о коренной ломке отживших свой век социально-экономических и политических порядков и окостеневших духовных — научных, нравственных, эстетических, философских — традиций. Какое же место в духовной жизни человечества занимает Д. Локк? Почему почти 300 лет спустя после смерти его философские и педагогические идеи по-прежнему привлекают к себе внимание, вызывают споры? Каков он сам как человек? В августе 1632 г. в Европе произошло два примечательных события. В солнечную Флоренцию прибыл приказ из Рима о конфискации только что увидевшей свет книги Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой». 29 августа в небольшом городе Рингтон, расположенном на западе Англии, недалеко от Бристоля, в семье адвоката родился Джон Локк. Летом 1633 г. суд инквизиции в Риме заставил убеленного сединами Галилея стать на колени — отречься от коперниковских взглядов как от заблуждения и ереси. Локку было суждено внести большой вклад в теоретическое обоснование того духа свободомыслия, который церковь стремилась похоронить в казематах инквизиции. Д. Локк — известный философ и педагог XVII в. «И в политике, как и в религии, является сыном классового компромисса 1688 г.», — говорил о нем Ф.Энгельс. Д.Локк родился в канун бурных событий английской истории. Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствующей в стране англиканской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. Д. Локк испытал на себе влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент. В 1646 г. Локк был зачислен в Вестминстерскую школу; в 1652 г. поступил в Оксфордский университет. В ходе буржуазной революции в 1649 г. буржуазия и новое дворянство вступили в союз как против феодальной монархии, так и против «чрезмерных» революционных требований широких народных масс. Уступая давлению народа, они пошли на ликвидацию монархии, установление республики, однако последующая в 1660 г. реставрация монархии Стюартов, на которую буржуазия и новое дворянство согласились из боязни революционности народных масс, поставила под угрозу завоевания революции. Период реставрации обострил борьбу между сторонниками феодализма и монархии и сторонниками буржуазии и нового дворянства. Остро встала проблема веротерпимости (пресвитериане пытались насильственно навязать всей стране кальвинизм). Если учесть, что основные экономические и политические коллизии английской буржуазной революции 1642—1649 гг. и периода реставрации преломлялись в сознании борющихся классов и социальных групп как религиозные в с Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|