Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Развитие образования и педагогическая мысль





В эпоху средних веков

Средние века в Западной Европе это огромный временной пласт, охватывающий более двенадцати столетий. Обычно рассматривают­ся три периода: V—X вв. — раннее Средневековье; XI—XIV вв. — развитое Средневековье и XV—XVI вв. — позднее Средневековье, переходящее в эпоху Возрождения. На всех этапах осуществляла свое влияние религия и как идеология, и как культура, и как мо­раль, церковь как социальная структура. В оценке Средневековья оправдан формационно-классовый подход, ибо это феодальный строй, господствующей силой которого выступают светские и ду­ховные феодалы, а на другом полюсе — зависимое крестьянство. Средневековье представляется в своем существовании как арена постоянной борьбы за власть и господство над умами и сердцами людей, как непрерывная цепь завоевательных войн, походов и т. д. Вместе с тем, это эпоха, когда создавались непревзойденные образ­цы во всех областях науки, культуры, искусства, особенно в период позднего Средневековья и эпоху Возрождения. Все это отражается в теории и практике воспитания, образования, обучения.

Культура и образование Средневековья всегда вызывали инте­рес и широко освещались в истории педагогики. Еще до револю­ции была издана книга Н. Сперанского «Очерки по истории на­родной школы в Западной Европе» (М., 1896), книга П. Г. Мижуева «Главные моменты в развитии западноевропейской школы» (М., 1913) и ряд других работ. Переведенная на русский язык в 1908 г. Н. Сперанским книга немецкого историка педагогики Ф. Паульсена «Исторический очерк развития образования в Гер­мании» содержит огромное количество фактов, ярких описаний, оригинальных оценок.

Большое количество работ, посвященных этой эпохе, включа­ет и советская, и постсоветская история педагогики и как наука, и как учебный предмет.



Средневековое образование как утверждение религиозной мо­рали, идеологии, культуры включало целостную систему школь­ного образования. В раннем Средневековье школы обычно суще­ствовали при приходах, как подготовка священника низшего ран­га, и особенно при монастырях. Католическая церковь уделяла боль­шое внимание распространению монашества, созданию монас­тырей и школ при них, как внешних, так и внутренних. Монас­тыри имели библиотеки, в которых были книги, главным обра­зом, на латинском языке. Особенно плодотворным для развития школ и возрождения античной культуры был период правления (768—814) во Франкском государстве короля Карла Великого, который в 800 г. принял титул императора. Сосредоточием этой культуры и были монастыри. Монахами переписывались, а в мо­настырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Цицерона. Обучение в монастырских школах чтению и письму было наиболее важным. Овладев техникой чтения и письма, мо­нахи могли читать и переписывать Священное писание, духов­ные стихи, имеющиеся в монастырях книги, что считалось бого­угодным делом. Большое значение придавалось и обучению пе­нию. Изучение нотной грамоты, которая была необходима для богоугодного пения псалмов, так же, как и вообще учение, не давалось легко. Удары палкой, кулаком со стороны недовольного учителя обрушивались непрерывно. Очень часто применялось и наказание розгой. Суровость, жестокость наказаний в средневе­ковой школе — ее характерная особенность.

В монастырских школах, а особенно в соборных (кафедраль­ных), которые создавались при соборах, образование для некото­рых учащихся переходило на уровень изучения «семи свободных искусств». В него входило изучение тривиума — грамматики, рито­рики и диалектики и квадривиума — арифметики, геометрии, аст­рономии и музыки. Все обучение в школах раннего Средневековья происходило как индивидуальная работа ученика с учителем. Каждый ученик учился в полной независимости от своего соседа, свой­ственным ему темпом. От организации обучения на основе класс­но-урочной формы эту школу отделяют века.

Организация и содержание образования сохраняются в основ­ных чертах и в период развитого Средневековья (XI—XIV вв.). Вме­сте с тем, монархические режимы ряда стран Европы стремятся сосредоточить власть в своих руках, на известную самостоятель­ность претендуют города, усиливается роль городской культуры. И, как следствие, подвергаются сомнению незыблемые ранее ре­лигиозные догматы.

В этих условиях служители церкви изыскивают новые способы утверждения веры не только путем расправы с инакомыслящими силами инквизиции, но и путем доказательств истинности самих божественных догм. Возникает новый вид средневековой учено­сти — схоластика, цель которой и заключалась в том, чтобы пред­ставить вероучение в форме научного знания.

Главным представителем и создателем этого направления в ут­верждении религиозных догм был Фома Аквинский(1225—1274). Уроженец Италии, он объездил всю Европу, выступал и препода­вал в Париже, Кельне, Риме. В качестве основы для своих логичес­ких построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует логику Аристотеля, строя на ее основе утверждение о незыблемости религиозных догм, о Боге как конечной цели вся­кого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были при­няты церковью. Оно представляло собой как бы философию рели­гии, способствовало связям религии и науки, хотя и довольно ис­кусственным.

Укрепление в период развитого Средневековья городов приво­дит к усилению роли в обществе такого социального слоя, как ремесленники и купцы. Для их детей и были созданы цеховые и гильдейские школы. Обучение в них проходило на родном языке; наряду с чтением и письмом преподавалась арифметика, а рели­гия входила как обязательный предмет. Однако развитию этих школ мешало отсутствие квалифицированных учителей. Чаще всего в этой роли выступали недоучившиеся студенты, беглые монахи и т. д.

Поэтому особое значение для детей ремесленников, купцов, а также крестьянства имела семья. Она передавала опыт, знания осо­бенностей профессии, а также воспитывала нравственные каче­ства, используя традиции, обычаи, обряды.

Общие черты воспитания в семье заключались в том, что ог­ромное влияние оказывала религиозная вера, непререкаем был авторитет родителей, старшего, господина в конце концов, Слово старших было основным источником знания, пример старших — образцом поведения. Воспитание строилось на непререкаемости требований, суровости, физических наказаниях.

В период развитого Средневековья большое значение в разви­тии культуры и образования приобретают средневековые универси­теты. Сначала они возникают как корпорации (объединения) учителей и учащихся и лишь постепенно приходят к своей структуре высшего учебного заведения. Их возникновение было связано с потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки. Первые университеты появи­лись в XII в. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский универ­ситеты. Позже были открыты университеты в славянских странах — Пражский и Краковский.

Все университеты строили свою работу как бы по единому стан­дарту: они имели четыре факультета. Первый — артисти­ческий — был подготовительным, на нем студент изучал «семь свободных искусств» и продвигался от степени «бакалавра искусств» до степени «магистра искусств». Он получал право поступать на один из трех факультетов — богословский, медицинский, юридичес­кий, по окончании которого ему присваивалась степень бакалавра и магистра соответственно по богословию, медицине, праву. Сро­ки обучения были неопределенными, учение в целом могло про­должаться 11 —12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок.

Основное содержание и методы обучения в университете были как бы замкнуты в определенных рамках. Содержание определя­лось книгами по каждой специальности. Это творения Гиппократа и Галена на медицинском факультете, Аристотеля и средневеко­вых схоластов на богословском, труды главным образом по рим­скому праву на юридическом. Их интерпретацию, толкование осу­ществляли профессор на лекции, студенты на диспутах. Эти два метода можно считать единственными, тем более что долгое время даже для студентов медицинского факультета прикосновение к мертвому телу, изучение его считалось богохульством.

Важнейшая особенность средневековых университетов — их по­стоянное стремление к независимости, «вольностям». Студентам было присвоено право подчиняться только студенческому, а не городскому суду, право свободного перехода из одного универси­тета в другой. Широкое использование этого права Ф. Паульсен называет кочевничеством.

Стандартизированность, одинаковость содержания и организа­ции университетов порождали известный космополитизм, нару­шение связей университета со страной, городом, равнодушие к жизни своих соотечественников. Эти черты западноевропейских университетов отмечал и критиковал К. Д. Ушинский. В то же вре­мя особенностью жизни, быта студентов и профессоров была при­верженность университетским традициям, церемониям, знамена­тельным датам, строго установленной форме одежды и т.д.

Деятельность университетов в период развитого Средневековья и более позднее время — яркая страница развития культуры и об­разования в Западной Европе.

Рыцарское воспитание получали сыновья светских феодалов, ко­торые готовились к выполнению своих главных функций — быть воинами, владеть оружием. Уже в раннесредневековый период сло­жилась, а позже окончательно оформилась известная система ры­царского воспитания, особенности которой позже обобщил и опи­сал Винцент из Бове (1140 — 1264) в своем сочинении «Об обуче­нии детей благородных особ».

До семи лет мальчики воспитывались дома, главным образом под наблюдением матери. Затем их отправляли ко двору сюзере­на, и здесь до 14 лет они выполняли обязанности пажа, прислу­живая, демонстрируя свою преданность хозяйке дома. После 14 лет они выполняли обязанности оруженосца при знатном рыцаре, нередко вместе с ним участвуя в походах. В 21 год они получали титул рыцаря. За все предшествующие годы будущий рыцарь дол­жен был овладеть семью «рыцарскими добродетелями», к кото­рым относились умения охотиться, ездить верхом, плавать, фех­товать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». Овладевали будущие рыцари и основами придворного этикета. Война, бог, любовь — вот основа жизни средневекового рыцаря. Верность «даме сердца», предан­ность сюзерену, рыцарская честь не исключали грубость нравов, унижение, притеснение зависимых, простых людей. Постоянная вражда знатных кланов между собой, войны, боязнь возмущения со стороны крепостных — все это нередко оправдывало культ силы, хитрости, власти над людьми, что достаточно ярко отра­жено в великих произведениях литературы, посвященных этой эпохе.

Девочки — дети знатных родителей — воспитывались в семье, а позже направлялись в женские монастыри, где обучались грамоте, основам ведения хозяйства и т. д. Приобщаясь к культуре, образо­ванию, они утверждали гуманистические нормы поведения в об­ществе, могли смягчить, даже своим присутствием, жестокость рыцарей—мужчин. Известно, например, что платок, брошенный женщиной между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог пре­дотвратить дуэль и вызвать примирение.

В период Средневековья религия выступает в первую очередь как идеологическая основа жизни общества и отношений в нем, а также как основа морали и культуры. И все же влияние церкви на все сферы жизни было достаточно противоречиво и не так уж безраздельно. Люди, представители разных общественных групп, находились как бы между небом и землей, между богом, силу и власть которого они полностью принимают, и земными помысла­ми и устремлениями, утверждением жизни здесь, на этом свете. В полной мере диалектика этих связей проявляет себя в новый период существования Западной Европы — в период Реформации и эпоху Возрождения.

Реформация это религиозное движение, возникшее в XVI в. и направленное против католицизма, выступавшее, прежде всего, за изменение религиозных установлений и требований. Оно сфор­мировалось на основе многочисленных антикатолических выступ­лений, идеологии братских общин, которые проявляли себя уже в XV в. В результате Реформации возникает новое направление в хри­стианстве — протестантизм, основу которого составляет протест против жестокости требований к человеку в католической религии. Борьба за приоритеты в вере между протестантами и католиками — это кровавые страницы истории Западной Европы.

Деятели Реформации выдвинули требование, чтобы содержание Библии, Священного писания было доступно людям, поэтому они утверждали необходимость перевода Библии на родной язык и сами этим занимались. В XVI в. центром протестантизма стала Германия, и связано было это движение с именем Мартина Лютера (1483 —1546), который, по сути дела, заложил основы новой религии, но­вого религиозного учения, доступного и понятного всем людям. Деятельность Лютера отмечена реформацией целого ряда законода­тельных актов в церковных требованиях. Широкое распространение идей реформации во многом объясняется как религиозным созна­нием людей той эпохи, так и соответствием новых доступных и понятных массам духовно-религиозных установок повседневным интересам и чаяниям различных слоев населения.

Нельзя не отметить прогрессивные реформы на основе проте­стантизма в области школьного дела. Многие идеи о значении образования, о доступности школы и равенстве прав на образо­вание деятели Реформации заимствовали из учений и практики братских общин. В 1524 г. Лютер обратился ко всем немецким бур­гомистрам с призывом открывать доступные для всех начальные школы, в которых изучается Библия на родном языке, а также даются знания по географии, истории, природоведению, уделя­ется внимание преподаванию арифметики. Таким образом, в пе­риод Реформации выдвигается и в какой-то мере осуществляется требование о распространении начального обучения, причем на родном языке, о создании условий для равноправия в получении образования. Некоторые изменения вносятся и в высшее образо­вание. Возрастает количество университетов, они становятся бо­лее национально-локальными, хотя содержание образования пе­рестраивается медленно.

Таким образом, Реформация оказала влияние на развитие шко­лы и просвещения в Европе. Однако наиболее существенный про­рыв в педагогической науке произошел в эпоху Возрождения. Необ­ходимо связывать педагогический план эпохи Возрождения с изме­нением в экономических и культурных сферах. Это был период рас­цвета многих областей науки, искусства, литературы. Совершаются великие географические открытия, против незыблемых религиоз­ных догм о строении Вселенной направлены учения Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Создаются великие произведения в об­ласти искусства, литературы, такие как величайшие творения Лео­нардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Петрарки, Боккаччо.

Утверждаются новые жизненные идеалы. Характеризуя особые изменения в ценностях жизни, Ф. Паульсен утверждает, что глав­ное в эпохе Возрождения это быстрый победоносный поворот в сторону земного мира, отступление на задний план забот об аде и рае, поворот от монастырского аскетизма к веселью и разгулу.

Название эпохи — Возрождение — означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основа­ниях. Ее называют также эпохой гуманизма, ибо ее деятели утвер­ждают ценность человека, право его на счастье, на земную лю­бовь, право на радость жизни.

Идеи эпохи Возрождения отражены в педагогических учениях ее представителей. Гуманизм как исходная основа определял цен­ность гуманитарного знания, особенно образцов античной куль­туры. Вместе с тем, в обучение включаются предметы, связанные с изучением природы, и природа рассматривается как сфера жиз­ни и развития подрастающего человека. Гуманистические идеи ре­ализуются практически отказом от жестокости в воспитании, как в школьном, так и в домашнем. Это отказ от жесткой дисциплины и телесных наказаний, введение таких средств воспитания, как игры, прогулки, развлечения.

Обучение в школе должно было заложить фундамент общей куль­туры, подготовить человека к жизни в цивилизованном обществе.

Практическую реализацию педагогических идей гуманизма обычно связывают в первую очередь со школой итальянского педагога Витторино да Фельтре(1378—1446). Эта школа была созда­на в поместье герцога Мантуанского, и обучались в ней не только дети знатных родителей, но и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Эта «Школа радости», как называл ее сам Витто­рино, оправдывала свое название даже расположением — вдали от города, окруженная лесом, вблизи от реки. Школа давала гу­манитарное образование, особенно знание древних языков. Но Витторино стремился к известной энциклопедичности знаний, по­этому в программу были включены «семь свободных искусств», особенно математические знания, ибо сам Витторино был выдаю­щимся математиком; большое внимание уделялось музыке, пению, танцам. Но самым существенным в воспитании было общение с природой — прогулки, наблюдения, игры на воздухе. Обстановка школы — доброе отношение учителей к своим воспитанникам, уважение к ним, поощрение их самостоятельности — реализовала общую направленность педагогики гуманизма. Богатейший прак­тический опыт Витторино да Фельтре, создаваемый и осуществ­ляемый в течение почти четверти века, определил его ведущее место в теории и практике педагогики эпохи Возрождения.

Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес зна­менитый французский писатель-гуманист Франсуа Рабле(1483 — 1553). Представив в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» ед­кую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность сред­невековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое зна­чение он придает знакомству ученика с явлениями природы, на­блюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханже­ство в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям.

Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярно­стью и были переведены на многие европейские языки.

Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский(1469—1536) снискал себе славу своим сочинением-памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеи­вание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляюще­го их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное зна­чение приобщения к урокам античности, глубокого знания древ­них языков, истории, литературы.

Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в ис­тории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влия­ние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практи­ку школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогичес­кой мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации про­цесса учения, уважения личности ребенка.

Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обо­гатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие об­разцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.