|
Тема 11. Основные тенденции развития мирового⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Образовательного процесса
В конце XX в. электронно-вычислительная техника как новое средство обработки и хранения информации стала повседневным атрибутом научной и деловой жизни общества. Необходимость и неизбежность внедрения в образование компьютерных средств очевидна, но процесс обучения с применением персональных компьютеров изучен весьма слабо. Медицинские, психологические и педагогические требования к применению компьютерных средств учащимися только предстоит разработать, и это является одной из важнейших задач теории и практики образования, психологии и медицины. Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран. В Великобритании еще до окончания второй мировой войны был принят акт Батлера. Этот закон демократизировал и упорядочил школьную жизнь, расширив права попечительских и родительских комитетов, увеличил срок обязательного обучения детей до 15 лет. При этом были узаконены три типа средних учебных заведений: современная школа, грамматическая школа и средняя техническая школа. Нужно отметить, что выпускники современной школы, составлявшие две трети всех выпускников, были лишены права поступления в высшие учебные заведения. Автономия графств в области принятия решений относительно системы образования усложняла управление школой, мешала установлению единого содержания образования, что сказывалось на уровне общеобразовательной подготовки учащихся в целом. В 60-е гг. были учреждены так называемые единые общеобразовательные школы (comprehensive school), выпускники которых получили право поступления в высшие учебные заведения. В настоящее время это самый массовый тип среднего учебного заведения в Великобритании. По реформе образования 1988 г. был введен «Единый национальный учебный план» для школ всех типов, который лег в основу унификации системы образования в Великобритании. Развитие американской школы в послевоенный период проходило в русле процесса централизации управления образованием. К концу войны лишь немногим более 10% школ оставались частными. Но проблема заключалась в том, что по ранее сложившейся традиции каждый штат имел право самостоятельно и независимо составлять учебный план и формировать собственную школьную политику. Такое положение оставалось вплоть до принятия закона об образовании в целях национальной обороны в 1958 г., который вместе с рядом последующих федеральных актов существенно скоординировал деятельность в области образования в США. В середине 60-х гг. в США началось широкомасштабное движение за устранение остатков расовой и религиозной сегрегации в школе. Дискриминация отдельных групп людей была признана пережитком рабовладельческого прошлого, недостойным современной цивилизации явлением. Этот процесс происходил постепенно, в течение почти десяти лет. Весьма актуальными в этот период стали идеи гуманизации и демократизации образования. Во второй половине 70-х гг. стало заметным снижение уровня общеобразовательной подготовки, даваемого массовой школой. Отмечалось также, что треть взрослого населения страны не имеет среднего образования. Это объяснялось невостребованностью работников с образованием такого уровня на данном этапе экономического развития. Следуя логике решения перспективных стратегических задач, вопреки временным требованиям экономики в 1981 г. в США вступил в силу закон об объединении и улучшении программ образования, который положил начало стандартизации содержания школьного образования. Приоритетными областями были признаны естественнонаучные дисциплины и математика. Ближайшей перспективной задачей американской школы начало считаться обучение компьютерной грамотности начиная с младших классов школы. В период второй мировой войны национальная система образования во Франции, как и в других странах, находившихся под немецкой оккупацией, была фактически разрушена, и первые послевоенные годы были посвящены ее восстановлению. Современная система образования во Франции отличается от многих европейских государств сохранением централизованного управления. Территория государства поделена на учебные округа, в которые входит несколько учебных департаментов. Министерство национального образования и культуры Франции управляет деятельностью учебных заведений всех типов. Полное среднее образование во Франции 12-летнее. Оно подразделяется на начальную школу, неполную среднюю — коллеж и полную среднюю — лицей. Уже в коллеже учащийся должен определить техническую или гуманитарную ориентацию при выборе дальнейшего пути образования. В лицее учащимся предлагается выбор более чем из десяти различных профилей: экономический, юридический, технологический и т.д. Выпускникам лицея присваивается степень бакалавра, т.е. они получают аттестат зрелости и право поступления в университет на факультет того же профиля без экзаменов. Наиболее престижными в 90-х гг. во Франции считались математический и естественнонаучный профили обучения. Федеративная Республика Германии организована исторически по федеративному принципу: все входящие в нее земли обладают значительной самостоятельностью, и система образования соответственно также децентрализована. Унификация германского образования, создание единой школьной системы являются важнейшим направлением деятельности государства в области образовательной политики. Только в 1969 г. федеральное правительство получило право директивного управления школой. Для получения полного среднего образования во всех землях необходимо закончить гимназию — единственный тип учебного заведения, дающий право поступления в университеты. Кроме того, в ФРГ существуют так называемые реальные школы, которые имеют практическую направленность и дают право поступления в высшие профессиональные школы различного профиля. С середины 60-х гг. приоритетным в Германии считается естественнонаучное, математическое и техническое образование. Развитие образования в других западных странах происходило под влиянием тех же факторов. К концу XX в. практически везде развиваются сложившиеся ранее национальные системы образования при учете современных образовательных потребностей общества. Кроме того, в последней четверти XX столетия стало особенно заметно влияние на национальные школы американских идей в области образования. Американский вариант английского языка стал реальным языком международного общения, американский взгляд на культуру, американский образ жизни стали широко распространяться практически во всех странах Европы. Эта тенденция вызывает обеспокоенность многих европейских педагогов, считающих важным сохранение национальных традиций в образовании. Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогической науке, которые ориентированы на приск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Реализация преемственности прослеживается достаточно явно во всех педагогических концепциях, хотя можно встретить и принципиально новые подходы и идеи. Получило широкое распространение гуманистическое направление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности. Такие известные западные ученые, как К. Роджерс, Дж. Браун, К. Паттерсон, А. Маслоу, Ш. Бюллер и др., принимали участие в разработке психолого-педагогических основ данного направления. Потребности и интересы ребенка в русле этих идей считаются приоритетными относительно ценностей и потребностей общества, которые зачастую считаются чуждыми личности ребенка и насильственно привнесенными. Вследствие этого в практике обучения рекомендуется ориентироваться на познавательные стремления ребенка, а не на логику наук и внешние требования. Ребенку предоставляется выбор предмета и формы обучения. В идеях гуманистической педагогики прослеживается противопоставление личности и общества, которое существенно ограничивает цели воспитания и образования в практике реализации данной педагогической концепции. В послевоенный период наблюдалось обращение к дидактическим идеям 20-х гг. В практике образования возродился интерес к методу проектов, «недирективному обучению», взаимному обучению, методу «учебных контрактов» и т.п. Этот интерес связан с тем, что все эти методы ориентированы прежде всего на помощь в социализации личности, дают учащемуся большую свободу выбора как учебного предмета, так и формы обучения, хотя снижение качества знаний из-за нарушения системности изложения неизбежно. Это проявлялось как в 20-е гг., так и подтверждается в наше время. В 50—60-е гг., вместе с возникновением и развитием кибернетики как теории управления широкое распространение во всех странах мира получила концепция так называемого программированного обучения, основополагающие идеи которой были предложены американским психологом Берресом Федериком Скиннером (1904—1990) и разрабатывались такими известными учеными, как Н. Краудер и Е. Стоуне Процесс учения представлялся как чрезмерно формализованный объект управления, что иногда приводило к тому, что этот механистический и технократический подход даже сравнивали с дрессурой. На учащегося в процессе обучения должны были оказывать воздействие различные стимулы, поддерживающие его активность. Сам процесс учения предполагалось представлять в виде подробно разветвленного плана — программы, в которой предусматриваются различные варианты вопросов и ответов учителя и ученика. Данный подход создал теоретические предпосылки для создания «обучающих машин», бытовало даже мнение некоторых «новаторов», что в будущем эти машины вытеснят учителя из класса. В начале 70-х гг. увлечение программированным обучением начало проходить. Новые психолого-педагогические исследования показали, что порицаемая традиционная практика более эффективна, что непрограммированное обучение оставляет для учащихся больше возможностей для творчества и общения в процессе учебной деятельности. Сторонники программированного обучения обычно упускают из виду и то, что педагогический процесс не может быть по своей сущности технологичным и бесконечная вариативность личностных особенностей человека не может быть учтена в рамках программ или технологий. Тем не менее в настоящее время вновь поднимается дискуссия о педагогических технологиях, которые, как и программированное обучение, лишают педагогическую деятельность творческого начала, а учителя — возможности реализации в полной мере своей профессиональной индивидуальности. В этот период достаточно широкое распространение приобрело течение «педагогика мира». Сторонники данной идеи, прежде всего Э. Фромм, а также более поздние разработчики Дж. Верч, У. Бронфенбреннер, Дж. Рид и др. считали, что дети должны учиться чувствовать себя гражданами Земли в целом, стремиться к преодолению всех видов границ и разногласий между народами. Эта идея хотя и не нашла в 50-е гг. массового применения, обсуждается педагогами из разных стран по сей день. В 60-е гг. XX в. получила распространение концепция проблемного обучения, выдвинутая Джеромом Сеймуром Брунером (1915—1998), предлагающая структурирование учебного материала таким образом, чтобы для его усвоения учащийся был вынужден опираться на интуицию и эвристическое мышление. Учение путем решения проблем связывалось с процессом самовыражения ученика, что якобы создает дополнительную устойчивую мотивацию учения, и этот процесс происходит более интенсивно. В ходе практической реализации этой идеи было неизбежно нарушение системности изучения школьных предметов. Идеи проблемного обучения, разработанные и внедренные благодаря таким западным ученым, как Дж. Кэрролл, Б.С. Блум, Дж. Блоком, Л. Андерсон и др., тем не менее нашли и позитивное воплощение в теории и практике обучения. Проблемная постановка учебных задач в ходе традиционного обучения признается как весьма эффективный дидактический метод, который широко использовался и используется педагогами. В последние десятилетия получила распространение идея дробления учебного материала на «дидактические единицы», предлагаемые учащимся с различными возможностями, для изучения с различным темпом и за различное время с целью добиться одинакового результата и одинаково положительной оценки. Такой подход, называемый иногда «системой полного усвоения знаний», представляет собой фактически традиционный учебный процесс, который предусматривает различные для каждого учащегося время и темп обучения при одинаковом объеме и качестве усвоенных знаний. Переход к XXI в. можно охарактеризовать как период, в котором обнаруживается поиск разных подходов к воспитанию, образованию и обучению. Такие тенденции, как гуманизация воспитания и гуманитаризация образования, заняли прочное место в педагогической теории и практике. Конечно, многие современные идеи требуют объективного критического анализа, существенной доработки, но в целом нельзя не отметить позитивных изменений, которые приближают воспитательную и образовательную практику во всем мире к потребностям времени.
IV. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» Семинарское занятие № 1 (тема 2) Социальный характер воспитания. Древневосточная цивилизация — прародина образования
Цель Уяснение студентами смысла социальной природы воспитания и роли древневосточной цивилизации в мировом педагогическом наследии.
Вопросы 1. Социальная природа воспитания. 2. Школы Древней Месопотамии, Египта. 3. Характеристика школы и воспитания Древней Индии. 4. Влияние конфуцианства на развитие образования Древнего Китая. 5. Древневосточная цивилизация - прародина образования.
Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1. По каким источникам можно судить о содержании и методах обучения в школах стран Древнего Востока? 2. Покажите общие и специфические особенности развития в странах древневосточной цивилизации. 3. Кратко раскройте суть этико-политического учения Конфуция, составлявшего основу всей системы образования в Древнем Китае. 4. В чем, по-вашему, состоит историческое значение образовательных систем древневосточной цивилизации для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования как ее важнейшего составляющего компонента?
Семинарские занятия № 2—3 (тема 3-4) Педагогическая мысль, школа, воспитание в эпоху рабовладельческого строя и Средневековья Цель Понимание студентами причин отличия целей воспитания в Древней Спарте и Афинах; сущности сословного характера образования и разницы содержания образования светских и духовных феодалов. Вопросы 1. Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Греции: • воспитание в Спарте; • афинское воспитание; • греческая и римская философия, ее значение для педагогики. 2. Воспитание и обучение в средневековой Западной Европе: • типы церковных школ, содержание церковного образования; • воспитание светских феодалов, светское образование; • схоластика и средневековые университеты. 3. Педагогика эпохи Возрождения.
Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1. Чем был обусловлен характер спартанской системы воспитания? 2. Какими факторами были обусловлены цели и задачи афинской системы воспитания? 3. Разница целей воспитания в древних Спарте и Афинах определялась (выберите нужное): • географическим положением; • уровнем развития ремесла и торговли; • формой рабовладения. 4. Проведите сравнительный анализ педагогических идей теоретиков спартанской, афинской и римской образовательных систем. 5. Покажите разницу в содержании светского и церковного бразования (средние века). 6. Раскройте общую концепцию педагогики эпохи Возрождения.
Семинарские занятия № 4-5 (тема 5) Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.) Цель Целостное осмысление особенностей процесса воспитания в Древней Руси и Русском государстве до эпохи Петра. Вопросы 1. Воспитание и обучение у древних славян: • образ домашней жизни и семейные обряды; увеселения, игры, забавы; • средства народной педагогики (былины, духовные стихи, народная песня и др.). 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв.): • Крещение Руси и начало развития школ; • начало развития просвещения (средства, способы обучения детей грамоте); • книжные писцы, берестяные грамоты. 3. Воспитание и обучение в ХУ-ХУ1 вв.: • деятельность «мастеров грамоты»; • педагогические идеи в памятниках литературы; • братские школы. 4. Педагогическая мысль России в XVII в.: • начальные и греко-латинские школы; • Киевская академия - первое высшее учебное заведение в России; • Славяно-греко-латинская академия; • учебные книги. Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1. Какие события в древней Руси IХ-Х вв. повлияли на развитие культуры и распространение грамотности? 2. Чем характеризовался процесс возникновения школ и распространения грамотности в Киевской Руси (Х-ХШ вв.) и по каким источникам можно судить об этом? 3. Охарактеризуйте значения первых отечественных высших учебных заведений. 4. Какие духовно-нравственные ценности утверждались педагогической мыслью в древней Руси и Русском государстве.
Семинарское занятие № 6 (тема 6) Сравнительная характеристика основных педагогических взглядов Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо
Цель Выстроить систему взглядов педагогов и оценить прогрессивные тенденции становления педагогики. Вопросы 1. Дайте характеристику социальных взглядов педагогов. 2. Я.А. Коменский, Д. Локк и Ж.-Ж. Руссо о факторах развития личности. 3. Трактовка принципа природосообразности авторами. 4. Какие цели воспитания определяются каждым из педагогов? 5. Как они представляли организацию воспитания и обучения (Семья? Школа?). 6. Место учителя-воспитателя и требования к нему в системе идей педагогов. 7. Каково, по их мнению, должно быть содержание образования? 8. Отношение педагогов к телесным наказаниям. 9. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании.
Семинарское занятие № 7 (тема 7) Школьное дело в России XVIII в.
Цель Выделить исторические, социальные, культурные предпосылки развития школьного дела.
Вопросы 1. Социально-культурные истоки развития образования и педагогических идей в XVIII в. 2. Школьное дело при Петре I (Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев). 3. Просвещение в России эпохи Екатерины Великой (И.И. Шувалов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево). 4. Становление высшего образования России XVIII в. (М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов и др.). 5. Основные теоретические направления в образовании.
Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1.Подготовьте сообщение о просветительской деятельности ученых XVIII в.: Ф.С. Салтыкова, И.Т. Бецкого, Ф.И. Янковича де Мириево, Н.И. Новикова, М.Е. Головина, АН. Радищева (на выбор). 2.Покажите роль первой учительской семинарии в развитии российского образования. 3.Деятельность каких типов образовательно-воспитательных заведений произвели на Вас наибольшее впечатление почему?
Семинарские занятия № 8 (тема 7) Становление и развитие научной педагогики в России XIX в.
Цель Проанализировать влияние общественно-педагогического движения в России на развитие научной педагогики. Вопросы 1. Оформление разных направлений в общественной педагогике. 2. В.Г. Белинский о «разумном и добром воспитании». 3. А.И. Герцен о «климатологическом» воспитании. 4. Гуманистические идеи Н.И. Пирогова: • идея общечеловеческого воспитания (статья «Вопросы жизни»); • вопросы дидактики; • проблемы дисциплины учащихся (статья «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей»). 5. Л.Н. Толстой - создатель оригинальной педагогической теории: • деятельность Яснополянской школы; • критерии свободного воспитания; • о соотношение воспитания и образования; дидактические взгляды; • религиозно-нравственное воспитание.
Семинарское занятие № 9 (тема 7) Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник научной педагогики
Цель Увидеть целостность и универсальность педагогической системы К.Д. Ушинского - основателя русской педагогической теории.
Вопросы 1. Личность К.Д. Ушинского, его педагогическая деятельность. 2. Идеал народности в общественном воспитании - основа педагогической системы К.Д. Ушинского. 3. Роль труда в развитии общества и формировании современного человека. 4. Взгляд на педагогику как науку и искусство. 5. Учитель-воспитатель - центральная фигура образовательного процесса. 6. Современность идей К.Д. Ушинского.
Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1. Докажите, что педагогическая система К.Д. Ушинского базируется на философской и естественно-научной основе. 2. Обоснуйте мнение К.Д. Ушинского о педагогике как искусстве воспитания. 3. Почему К.Д. Ушинский придает нравственному воспитанию приоритетное значение?
Семинарское занятие № 10 (тема 11) Современная зарубежная школа
Цель Познакомиться с современной зарубежной школой.
Вопросы 1. Основные направления школьной политики разных государств. 2. Охарактеризовать образовательные системы Англии, США, Франции, Японии и других стран. Показать альтернативные школы: • структура; • содержание образования; • организация; • методы обучения и воспитания. Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1.Покажите истоки реформаторской педагогики. 2.Выделите главные принципы альтернативной педагогики. 3.Приготовьте сообщение об одной из школ.
Семинарское занятие № 11 (тема 9) Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко
Цель Осмыслить новаторский характер педагогической деятельности и идеи А.С. Макаренко в разработке целостной системы воспитания.
Вопросы 1. Основные принципы педагогической деятельности А.С. Макаренко. 2. Учение о коллективе: • определение коллектива; • этапы развития; • пути формирования: а) система перспективных линий; б) принцип параллельного педагогического действия; в) система ответственной зависимости и взаимной ответственности; г) традиции; д) игра; е) отношения, тон, стиль; ж) эстетизация среды; з) педагогический коллектив. 3. Трудовое воспитание в опыте и теории А.С. Макаренко. 4. Учение о воспитании сознательной дисциплины. 5. А.С. Макаренко о воспитании детей в семье. Общие условия семейного воспитания. Родительский авторитет. 6. Современность педагогических идей А.С. Макаренко. Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1. Покажите достоинства и главный недостаток школьного образования 20-х годов XX в. 2. Проверка и оценка знаний учащихся в 30-е годы в отечественной школе - это: • выявление качества и прочности знаний; • фактор стимулирования познавательной самостоятельности школьников. 3. Приведите примеры корректирующих приемов педагогического воздействия, применяемых А.С. Макаренко в педагогической деятельности («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»): а) созидающих: • одобрение; • похвала; • доверие; • выражение положительного отношения; • авансирование личности; • обходное движение; • проявление огорчения; • побуждение гуманных чувств; • организация успеха в учении; • ожидание лучших результатов; б) тормозящих: • констатация поступка; • осуждение; • изменение отношения; • наказание-ограничение; • предупреждение; • проявление возмущения; • возбуждение тревоги о предстоящем наказании; • необычный подарок.
Семинарское занятие № 12 (тема 9) Гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского
Цель Проанализировать гуманистические идеи и принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского.
Вопросы 1. В.А. Сухомлинский о формировании духовного облика личности ребенка. 2. Формирование гражданственности - центральная задача нравственного воспитания. 3. Значение труда в формировании гражданского самосознания. 4. Дидактика В.А. Сухомлинского: • уроки мысли, их источники (книга, природа, творчество); • проблемное обучение; • роль отметки; • домашнее задание; • самообразование школьников (работа в библиотеке, умственный труд дома). 5. В.А. Сухомлинский об учителе - духовном наставнике молодежи, о педагогической культуре учителя. 6. Значение идей В.А. Сухомлинского для нашего времени.
Задания для повторения и самостоятельного изучения материала 1. Какие общечеловеческие нормы нравственности заложены в «Азбуке моральной культуры» В.А. Сухомлинского? 2. Покажите ваше понимание мысли В.А. Сухомлинского «... и чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они хорошо учились». 3. Подумайте, какие требования В.А. Сухомлинского к педагогу, на Ваш взгляд, современны.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|