Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ





Предприятие и фирмы в рыночной экономике не могут успешно функ­ционировать, если не создана надлежащая финансовая инфраструктура — совокупность взаимосвязанных институтов, группирующихся чаще всего по предметному принципу и призванных обеспечить активное функциониро­вание и поддержание рынка. Основу такой инфраструктуры создают три элемента — рынок, биржа, банк. В систему рыночной инфраструктуры вхо­дят также предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, страховые компании, фонды, аудиторские фирмы, рекламные агентства, юридические конторы и т.д.

В зависимости от того, что предлагают продавцы, рынки специализиру­ются по предмету продажи. Например, место, где беднейшие слои населе­ния продают подержанные веши — старые часы, одежду, всевозможные гвоз­ди, гайки, замки и т.д., именуется толкучкой, а еще базаром. Место, где про­давцы, обычно солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образцы продукции и, рекламируя ее, призывают потенциальных покупателей заклю­чать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и вы­ставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии предметов первой необходимости (крупы, масло, овощи, мясные и рыбные изделия), по ценам более низким, чем в магазинах, именуют опто­выми рынками. Место, где продают и покупают акции, называют рынком цен­ных бумаг или фондовой биржей.

Биржа (от гол. beurs, нем. Borse) — уникальное изобретение человеческой мысли. Обычно это просторное и оснащенное современным оборудованием здание, где целый день на странном для непосвященных языке, перемежа­ющемся сленгом и жестами, идет торговля компаниями, партиями товаров, валютой, полезными ископаемыми, акциями и даже рабочей силой. На офи­циальных фондовых биржах допускаются операции с акциями только круп­ных компаний. Сотрудники таких учреждений состоят из двух категорий — брокеров и дилеров. Брокеры (англ. ед. ч. broker) (маклеры) — отдельные лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях; за посредничество получают вознаграждение в форме определенного процен­та с суммы сделки. Дилеры (англ. ед. ч. dealer) — отдельные лица или фирмы,

занимающиеся куплей-продажей цен­ных бумаг, валют, различных товаров. Они действуют от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера формиру­ется из разницы цен (курсов) продав­ца и покупателя, а также за счет изме­нения цен (курсов) во времени.

В биржу стекается информация о ценах и рыночной конъюнктуре со всей страны и со всего мира. Биржевые маклеры систематизируют информа­цию о всех или большинстве факторов, влияющих на цену товаров и объемы их запасов. Они в курсе колебаний цены на разных рынках, объеме спроса и предложения. На цены влияют инфляция, соотношение цены на один и тот же товар на разных рынках страны и мира, уровень их производства, изме­нения в технологии, крупные политические потрясения: революция, война, дворцовые перевороты, смена правительства, отставка президента, а также стихийные бедствия, например вызванные засухой неурожаи.

Банки. Деньги аккумулируются и распределяются через сложную финан­совую систему, основным звеном которой выступают банки (от итал. banco — скамья, лавка менялы) — учреждения, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расче­ты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, ино­странной валютой и другие функции. Это еще один экономический инсти­тут в сфере обмена. Подавляющее большинство населения говорит о банках, подразумевая любой финансовый институт, который принимает вклады и выдает ссуды. Главная функция банков — обеспечивать сохранность вкладов, фондов и быть источником ссуд. Банки — финансовые посредники. Они выполняют эту роль, передавая деньги от вкладчика заемщику, т.е. от тех, кто хочет оставить деньги на будущее, тем, кто желает использовать их в насто­ящем. Люди помещают в банк свои сбережения, так как уверены, что деньги будут возвращены им тотчас, как только они этого захотят, и что кроме фи­зической сохранности денег от пожара и грабежа банки предоставляют стра­ховку по вкладам. Подобно тому, как кровь в нашем организме прокачива­ется по всем сосудам, наполняя его живительной силой, банки прогоняют деньги по всем финансовым артериям экономики, придавая ей силу и здо­ровье. Всякие приостановки платежей подобны закупорке сосудов, что мо-

жет привести к необратимым последствиям. Поэтому с уверенностью мож­но утверждать, что деятельность банков жизненно важна для нормального функционирования экономики. Коммерческие кредиты позволяют фирмам оплачивать текущие счета и финансировать расходы. Ссуды гражданам по­зволяют им приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих за­работков.

Одна из основных статей дохода банков и сберегательных институтов — это получение процентов с кредитов и ссуд. Банки, обеспечивающие эконо­мику «кровью», дают «ее» предприятиям и частным лицам под проценты. Им это явно невыгодно, поскольку через год придется отдавать занятую сумму с прибавкой набе­жавших процентов. Почему же заемщики идут на невыгодные на первый взгляд сдел­ки? Потому что им, как и человеку, попав­шему в беду, вливание свежей крови нуж­но сегодня, а не завтра. Завтра они уже мо­гут умереть. Взяв в кредит дорогие деньги у банка, скажем на год, фирма надеется, что дела у нее наладятся и она вернет кредит с процентами. Итак, к банковскими креди­там обращаются только попавшие в нужду заемщики. От хорошей жизни к банкирам никто не придет.

Банки возникали двумя путями: через менял и обмен и через ювелиров и хранение. Начало банкам положено еще в XII в. дея­тельностью менял, которых было множе­ство в самой торговой стране того време­ни — Северной Италии. Каждый город тог­да чеканил собственные монеты. Для торгового оборота был необходим постоян­ный обмен, и этим занимались менялы за определенное вознаграждение. Они часто брали на себя обмен при условии предостав­ления требуемой монеты через какой-то срок, добивались кредита у своих клиентов. Впоследствии они расширили свою деятельность, принимая вкла­ды на хранение. Следующей ступенью был выпуск векселей и денежных пе­реводов.

Банки сосредоточивают у себя значительную часть свободных капиталов, имеющихся в стране (пассивные операции), и передают их в руки тех, кто может увеличить свои обороты (активные операции). Банки стараются со­брать все капиталы, которые лежат в кассах отдельных фирм и у крупных бизнесменов, а также на руках («в чулках») рядовых граждан без движения. Памятуя, что деньги должны порождать деньги, банки предлагают передать их на хранение под процент (на «вырост»). Деньги вкладчика вырастают на 3 или 5% потому, что за тот срок, на который он их отдал, банки «прокручи­вают» их по нескольку раз. Разумеется, все деньги своих вкладчиков банки не могут отдать взаймы и «прокручивать» их, поскольку вкладчики могут

отозвать свои средства в любой момент. Для страховки на этот случай суще­ствуют банковские резервы. Объем банковских резервов выражается в процентном отношении к совокупной сумме депозитов и называется нормой резервов. Она может составлять 15—20%.

Банки занимаются покупкой и продажей акций. Пользуясь связями с миром промышленных предпринимателей, они берут на себя размещение акций вновь возникающих промышленных предприятий, а также скупку акций для тех, кто пожелал бы стать их собственниками. Конечно, банки занимаются выпуском акций не бескорыстно. С каждым выпуском они ос­тавляют у себя так называемую учредительскую прибыль. Еще прежде чем образован акционерный капитал, банки, заинтересованные в предприятии, стараются создать ему хорошую репутацию. С помощью находящихся на их содержании газет они широко рекламируют новые предприятия и старают­ся внушить, что дело должно принести хорошую прибыль. И до выхода ак­ций в свет вокруг них создается особое возбужденное настроение — ажиотаж. Если номинальный капитал акций составляет 1 млн руб., то еще до выпуска акций цены на них вздувают до 1,5—2 млн руб. и более в зависимости от уме­ния учредителей. Часть акций остается в «портфеле» банка по их номиналь­ной цене, скажем 100 руб., а остальные продаются по 150—200 руб. Учреди­тели таким образом сразу оставляют себе денежный куш, происхождение которого чисто спекулятивного свойства.

Банки принимают самостоятельное участие в биржевой игре и в сущнос­ти являются главными руководителями биржи. Они более всех осведомле­ны о действительном положении дел на предприятиях, имеют возможность направить большие суммы денег на закупку тех или иных ценных бумаг,

чтобы создать на них искусственный спрос и взвинтить цены, или «выбро­сить» большое количество ценных бу­маг, подорвав их биржевой курс.

Банки живут насыщенной и беспо­койной жизнью: сливаются и укрупня­ются, разоряются и поглощаются, рас­ширяются (создают филиалы), выхо­дят на международную арену, их счета могут арестовать, государство может поставить во главе банка временную администрацию. Банки заручаются выгодными политическими, а нередко и криминальными связями, шпионят друг за другом, обеспечивают электронную защиту от компьютерных хаке­ров, возводят финансовые пирамиды, берут в долг и не отдают, мошеннича­ют, т.е. делают все, что делают обычные люди в рыночном обществе, но толь­ко в гораздо больших масштабах.

В понимании бизнеса встречается огромное множество самых разных, порой противоречащих друг другу трактовок. Слова «бизнес» нет ни в изда­нии Большой Советской Энциклопедии 1927 г., ни в издании 1976 г. (воз­можно, оно будет в Новой Российской энциклопедии, том I которой вышел в 2003 г.). Но зато в зарубежных словарях определений бизнеса можно встре­тить в избытке.

Но если подходить к проблеме строго, то можно сказать, что бизнес — это финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований. Иными словами, бизнес озна­чает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг в целях получения прибыли, а именно: коммерция, торгов­ля, индустрия, транспорт. При этом коммерция и торговля — деятельность тех, кто занимается обменом и транспортом предметов потребления; индус­трия — деятельность тех, кто производит предметы потребления; транс­порт — деятельность тех, кто вовлечен в операции людских и товарных пе­ремещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.).

Отличительными чертами бизнеса являются следующие:

♦ совокупные активы — совокупность наличных средств, товарно-мате­риальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия;

♦ собственный капитал — совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами; обычно инвесторами в корпорации являются акционеры, которые приобретают акции;

♦ ежегодная выручка от продаж;

♦ численность работников.

Малый бизнес — это деятельность тех, кто занят в сфере обслуживания: так­си, грузовые перевозки, склады, оптовая и розничная торговля, гостиницы, парикмахерские, реклама, автозаправки, обувные мастерские, ателье и др.

В США, чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно иметь в штате не более 500 наемных работников (согласно рекомендации министер­ства торговли), принадлежать независимому владельцу (не быть частью дру­гого предприятия) и самостоятельно управляться. Здесь 80% новых рабочих мест обеспечивается предприятиями, в которых работают 100 работников и менее. В среднем мелкие производители получают боольшую прибыль на соб­ственный капитал, внедряют в 2 раза больше нововведений в расчете на од­ного работающего, чем большие фирмы.

В России в категорию малых попадают предприятия с числом работаю­щих не более 100 человек (в зависимости от сферы деятельности: торговля, издательское дело — до 50 человек, строительство — до 100), в 1999 г. было более 860 тыс. малых предприятий, где работало около 7 млн человек. Каза­лось бы, это достаточно много. Но сравнительная статистика говорит о дру­гом: в 1999 г. в Европе на 1000 жителей приходилось 20—30 малых предпри­ятий, а в России — только 7. Основные препятствия для российского малого бизнеса — правовая незащищенность и высокие налоги.

К причинам того, почему малые предприятия преуспевают больше, чем крупные государственные, и почему государство поощряет их развитие, мож­но отнести следующие. Во-первых, малые предприятия могут быстрее и с меньшими затратами, чем крупные государственные, реагировать на рыноч­ные изменения, обновлять ассортимент товаров и услуг, технологические процессы. Во-вторых, малый бизнес стал привлекателен для талантливых людей, а значит, его интеллектуальный потенциал в среднем выше, чем на крупных государственных предприятиях. В-третьих, для своего развития малые предприятия не требуют бюджетных средств и выступают для госу­дарства дополнительным источником налогов, в то время как госпредприя-

тия сами берут деньги из казны. Кроме того, малый бизнес создает допол­нительные рабочие места.

Во всем мире в 1980—90-е гг. престиж малого бизнеса стал повышаться. Благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые ра­бочие места он считается цементом экономики, а для общества — экономи­ческой основой демократии.

У малого бизнеса есть и свои проблемы, с которыми он порой не в состо­янии справиться", высокий показатель риска и неудач, отсутствие управлен­ческого опыта, несовершенное законодательство, рэкет, большие налоги, сильная конкуренция, вялая торговля, высокая стоимость кредита.

Известно также, что экономическая нестабильность отрицательно сказы­вается на малом бизнесе, здесь доходы падают быстрее, а шансы обанкротить­ся выше. В современном производстве решающую роль иногда играет пра­вильный подбор кадров. Но нередко на малых предприятиях подбор кадров осуществляется по критерию родства. Выражение «семейный бизнес» у нас приобрело двойной смысл: форма занятости небольшого коллектива род­ственников и способ трудоустройства «своих» людей, недопущение работни­ков со стороны. Иначе в малом бизнесе строится и разделение труда: здесь работник должен быть многопрофильным, тогда как на крупных предприя­тиях требуются узкие специалисты. Как показывает опыт, первых подобрать сложнее, чем вторых.

Госпредприятия требуют крупных инвестиций в отличие от малых. По­этому сегодня многие крупные российские заводы и фабрики простаивают.

Другое зло кроется в том, что крупные предприятия менее мобильны, не спо­собны адаптироваться к меняющимся условиям рынка и снижению спроса. В крупные предприятия «советского типа» капиталовложения поступали прямо из бюджета. При социализме, когда директоров заводов по рукам и ногам сковывали многочисленные ин­струкции и постановления, в результа­те они так и не научились самостоя­тельно выживать и конкурировать. Намеченных целей большой бизнес (корпорации) и малый (предприни­мательство) достигают, будучи организованы по-разному. В корпорации риск распределяется между участниками. Ее руководители рискуют личными ка­питаловложениями. Поскольку крупный бизнес оперирует огромными ре­сурсами, неудача редко приводит к закрытию корпорации в отличие от ма­лого предприятия. Крупные корпорации с их многоэтажными пирамидами власти ограничивают возможности нововведений и свободной реализации личности.

Другая особенность бизнеса — его юридическая законность. Хотя в обы­денном сознании россиянина бизнес часто ассоциируется с мошенничеством, уклонением от налогов, распродажей сырьевых ресурсов, моральной нечис­топлотностью, рэкетом и коррупцией, цивилизованный бизнес во всех раз­витых странах протекает в рамках закона.

История бизнеса свидетельствует, что одной из ведущих общемировых тенденций в этом движении является возрастание строгости требований к этике деловых отношений. Когда зарубежные бизнесмены отказываются иметь дело с отдельными российскими предпринимателями, подозревая криминальное происхождение их капиталов, они тем самым указывают нам на отсутствие в России правового поля, в рамках которого должен действо­вать настоящий бизнес. Только правовое поле гарантирует сохранность на­житых капиталов. Человеку, который зарабатывает деньги, приобретает соб­ственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед уг­розой моментальной потери нажитого. Следование законам — одно из необходимых условий сведения к минимуму подобного риска.

В цивилизованном обществе даже сомнительного происхождения капи­талы, не говоря о незаконно приобретенных, скорее отталкивают, чем при­тягивают. С их владельцами стараются не заключать сделок, не вступать в долговременные отношения, не приглашать их в круг своих знакомых; они находятся под контролем органов правопорядка. Незаконно полученные деньги приходится «отмывать» через несколько банков в разных странах, чтобы сбить со следа ИНТЕРПОЛ и полицию. Такие деньги больше других привлекают внимание организованной преступности. В результате риск уд­ваивается: если нечестного бизнесмена не раскроет государство, до него до­берутся преступники.

Уклонение от закона может быть добровольным, продиктованным алч­ностью бизнесмена, и вынужденным, когда к этому его принуждает государ­ство. В России оба момента переплелись. Действительно, государство обло­жило предпринимателей непосильным налоговым бременем, при котором честно заниматься бизнесом стало убыточным занятием. Оно отбирает с каж­дого полученного рубля от 85 до 94 коп., не оставляя на развитие дела прак­тически ничего. Но бизнес не может существовать, не получая прибыли. Вот почему предприниматели, даже те, кто этого не хочет, вступают в конфликт с законом. То же государство, но двумя десятилетиями раньше, преследова­ло предприимчивых людей и формировало у населения негативное к ним отношение. В частности, к тем, кто выращивал цветы, фрукты, обвощи на приусадебном участке и продавал их на рынке и т.п. Известны случаи, когда милиция разрушала парники граждан и уничтожала выращиваемые для про­дажи помидоры. Таких людей ставили в один ряд с теми, кто что-то своро­вал.

СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА

Исходные элементы

Производством в широком смысле называют процесс создания разных видов экономических продуктов. Под производством в узком значении под­разумевают материальное производство — процесс создания материальных благ, услуг. Основу материального производства составляет промышлен­ность. К ней относят ведущие отрасли материального производства: пред­приятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой матери-

алов и энергии, изготовлением машин. Промышленность включает компа­нии и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо ока­зывающие полезные услуги. Промышленность создает все товары и услу­ги, требуемые обществом, и распределяет их потребителям. Все, что создано в сфере материального производства данной страны, входит в валовой на­циональный продукт (ВНП) — статистический показатель национального дохода, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в ры­ночных ценах. ВНП включает стоимость потребленных населением това­ров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо платежного баланса.

Термин «промышленность» обозначает также группу предприятий, вы­пускающих однородную продукцию. Например, автомобильная промышлен­ность включает всю совокупность заводов по изготовлению легковых и гру­зовых автомобилей, автобусов и т.д. Группу однородных предприятий име­нуют отраслью. Входящие в отрасль предприятия производят одинаковые продукты, используют сходную технологию или одинаковое сырье. При выделении отраслей используются два критерия: сходство продукта, сходство технологии.


Рис. 16. В технически развитой, но не процветающей стране все ресурсы нацелены на развитие промышленности группы А и внутри еена военно-промышленный комплекс

 

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства — оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Она состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. Промышленность условно подразделяется на производство средств производ­ства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). К при­меру, автомобильная промышленность — это отрасль машиностроения, про­изводящая легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты, т.е. она занята производством средств производства, как и все машиностроение. Легкая промышленность занята изготовлением одежды, обуви, головных уборов и других предметов широкого потребления. Она удовлетворяет потребности людей и относится к производству предме­тов потребления. Соотношение между двумя группами производств таково,

что только группа А определяет уровень развития научно-технического про­гресса в стране. Она — визитная карточка страны. Но уровень и качество жизни населения страны определяет группа Б. Если страна преуспела в том и другом, то ее можно считать технически развитой и материально процве­тающей. Но может сложиться так, что все ресурсы страны нацелены только на развитие группы А, а внутри его — на военно-промышленный сектор, группа Б пришла в запустение. В итоге страдает население. Такую страну можно назвать технически развитой, но не процветающей. (Как вы думаете, о каких странах здесь идет речь? Приведите примеры.)

Для СССР была характерна односторонне развитая экономика: '/4 произ­водства — товары народного потребления, а У4 — средства производства. При этом в СССР производилось материально-технических ресурсов, сырья, топ­лива, энергии на единицу конечной продукции в 2—3 раза больше, чем в раз­витых странах. Такая экономика досталась в наследство современной России.

Предприятие — исходная клеточка отрасли, самостоятельный хозяйствен­ный субъект, созданный в установленном законом порядке. Предприятие яв­ляется юридическим л и цом — товариществом, акционеры ы м обществом и т. п. Закон Российской Федерации предусматривает образование унитарных пред­приятий (только государственных и муниципальных) — коммерческих орга­низаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В нашей стране, недавно перешедшей от социализма к капитализму, су­ществуют предприятия двух форм собственности — государственные (кото­рые достались от прошлого и чаще так и называются «предприятия») и част­ные (новообразование); их предпочитают именовать деловыми предприяти­ями, фирмами, бизнесом.

По форме все предприятия делятся всего на три типа: предприятия (за­вод), фирма, отрасль.

Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, мелкого или крупного магазина, выполняющих одну или несколько специ­фических функций по производству и распределению товаров. В свою оче­редь, предприятия состоят из множества цехов, которые специализируются по циклам производства (цех снабжения, металлургический цех, штамповоч­ный, транспортный и т.д.), но заняты одним и тем же, скажем изготовлени­ем автомобиля. Цех (от нем. Zeche) — основное производственное подразде­ление предприятия; различаются: основные, вспомогательные, обслужива­ющие, подсобные, побочные цехи.

Фирма — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную дея­тельность на этих предприятиях. Нередко при одной крупной фирме имеет­ся несколько предприятий — крупных, средних и мелких. К примеру, авто­мобильная фирма может иметь предприятие по производству автомобилей, транспортное предприятие по их перевозке, сеть магазинов по их продаже и систему станций обслуживания автомобилей. Эти предприятия различают­ся характером и циклом, но имеют один предмет — автомобили. Стало быть, все они принадлежат одной отрасли. Таким должно быть современное по­нимание трех категорий экономики — предприятия, фирмы и отрасли.

В рыночной экономике предприятия (государственные, частные, акцио­нерные) и фирмы производят товары и оказывают услуги, которые должны

быть востребованы рынком. Иначе говоря, фирма предлагает нечто, а рядо­вые граждане (или другие фирмы) спрашивают их. Это значит, что фирма является агентом предложения, а потребитель — агентом спроса. Если про­дукцию никто не спрашивает, то ее незачем производить. Она должна про­даваться — таков закон рынка.

Продукция будет продаваться при непременном выполнении двух усло­вий: она высокого качества и недорогая по цене.

Цены — истинный диспетчер рынка. Он сообщает одним (покупателям), куда надо двигаться, чтобы купить товар подешевле. Покупатели обычно точно знают те оптовые рынки, где цены ниже и куда надо приезжать в пер­вую очередь. Цена — диспетчеррынка — сообщаетдругим (производителям), куда им выгоднее везти продукцию, чтобы продать ее дороже. Таким обра­зом, цены, подобно авиадиспетчеру, расписывают маршруты производите­лям и потребителям. Но эти маршруты направлены в противоположные сто­роны: покупатель ищет, где дешевле, а продавец — где подороже. Таковы их экономические интересы. Они-то и определяют маршрут передвижения спроса и предложения.

Итак, в рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Происходит это благодаря трем составляющим: спросу, пред­ложению, закону соотношения спроса и предложения.

Под спросом понимается количество товаров и услуг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Предложение, т.е. выброс на рынок все большего числа товаров, определя­ется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. Производитель заинтересован выпустить как можно больше продукции, чтобы получить выше прибыль. Но у потребителя всегда ограниченный спрос. Вслед за ограничением спроса по­требителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. В ры­ночной экономике он — слуга, а в плановой был хозяином: государство зака­зало 200 тыс. т чугуна, и заводы его из­готовляют, не очень беспокоясь, купят продукцию или нет — товар заранее оплачен госбюджетом, т.е. всем населе­ нием. Получается, что продукцию на­селению как бы навязывают, хочет оно того или нет. В рыночной экономике все иначе: не нравится — не покупай. Предприятию приходится приноравливаться к потребителю. Покупатель пе­рестал приобретать чугун, и производитель прекратил его изготовлять. По-другому он не может: произвел — не купили — разорился — такова цепочка убыточной работы. Ею управляет известный закон рынка, который связывает между собой три главных фактора — спрос, предложение, цены.

Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товаров и ус­луг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Когда цены на товары растут, у производителей появляется со­блазн выпустить их больше по высокой цене. При этом они надеются, чтс спрос на них не уменьшится, но не знают, что решили конкуренты. А те по-

ступили точно так же, поскольку рост цены — стимул для массовых действий. Все производители однотипной продукции полагают, что за ростом цен скры­вается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на данный товар не увели­чивался, то и цены не повышались. В какой-то момент происходит насыще­ние рынка: все, кому данный товар нужен, его купили, а заводы продолжа­ют его изготовлять. Спрос падает, продукцию не разбирают — заводы терпят убытки.

Чтобы не разориться, опытный предприниматель прибегает к двум по­мощникам — рекламе и маркетингу. Реклама призвана расхваливать поку­пателю собственный товар, а маркетинг — пристально изучать чужой товар. Чем шире рекламная кампания, тем выше вероятность, что все покупатели, кому нужен данный продукт, узнают о нем. Реклама — это один из способов снизить риск, производя ту или иную продукцию. Противоположную функ­цию на рынке выполняет маркетинг (англ. marketing, от market — рынок) — система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.

Развитие сферы производства

Развитие общественного производства прошло несколько исторических этапов: ремесленная система — эпоха раннего Средневековья, мануфактура — позднего Средневековья. Переход к машинному, или индустриальному, тру­ду знаменует окончание Средневековья и переход к Новому времени.

В доиндустриальном обществе большинство занятого населения труди­лось в аграрном секторе (сельском хозяйстве), а основой системы производ­ства выступала не индустрия, а система ручного ремесла. Ремесло — это мел­кое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до по­явления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней). В ремесленной системе решающее значение имело личное мастерство ремесленника, царил индивидуальный характер производства (ремесленник работал один или с ограниченным числом помощников). Эта система существовала в обществе, для которого характерны бедность, деп-ривация и грубая эксплуатация. Отношения между рабочим и работодателем в ремесленной системе квалифицируются как личные, персональные. Их обязанности по отношению друг к другу гораздо более глубокие и всеохва­тывающие, чем сегодня. Ремесленник владел орудиями труда и рабочим местом, сам покупал сырье и сам продавал готовый продукт непосредствен­но потребителям. Ремесленник — и в этом его отличие от свободного наем­ного работника — знал не часть производственного процесса, а всю техно­логию и мог выполнять любые операции, как бы много их ни было. Ремес­ленную систему можно назвать еще домашним производством, так как здесь объединены место работы и место жительства. Ремесленник трудится на дому. Но не только он. В России многие крестьяне трудились на домашних фабриках — в светелках, тесных помещениях, где, например, обрабатывалась пряжа и выделывалась ткань.

На смену ремесленной системе пришла мануфактура. Мануфактура (от лат. manus — рука и factum — изготовление) — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Она существовала с се­редины XVI в. до последней трети XVIII в. в странах Западной Европы, со

второй половины XVII в. до первой половины XIX в. в России. В силу узкой специ&чизации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углуб­лению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.

Машинное производство является важнейшей стадией становления мате­риальной основы индустриального производства, на которой произошла за­мена мануфактуры фабрикой. Для машинного производства характерно при­менение системы машин, и возникло оно в результате промышленного пе­реворота во второй половине XVIII в. На смену доиндустриальному обществу пришло индустриальное. На новую ступень в развитии машинного произ­водства позволила шагнуть научно-техническая революция. Именно XVI11 в. считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономи­ческий облик Европы.

Переход к машинному производству, раннюю стадию которого именуют фабричной системой, внес в общество радикальные социальные изменения. Во-первых, место жительства отделилось от места работы. Все занятые в производстве — и мастер, и его ученики — отныне трудились не дома, а к специальных помещениях — цехах, фабриках. Во-вторых, появился жес­ткий режим, или регламентация труда. Концентрация рабочей силы в одном месте потребовала слаженности работы большого числа людей, их четкой ко­операции. Наряду с дисциплиной появился третий элемент — специализация труда — выполнение одним человеком одной или нескольких операций, которые не охватывают весь трудовой цикл.

Юридически рабочие были свободными, но экономически и социально они зависели от работодателя. Распространение машин, использующих силу ветра, воды и пара, а позже электричества, углубило специализацию. Маши­ны стоили намного дороже ручных орудий труда, поэтому их внедрение в производство требовало концентрации капитала. Опытного и умелого ремес­ ленника заменили полу- и неквалифи­цированные рабочие, выполнявшие фрагменты полного цикла труда, которые получили название заданий. Дроб­ление труда привело к сокращению контактов частичных рабочих друг с другом. Более того, личное общение и контакты заменились опосредован­ным общением — деловыми контактами. Наконец, рабочие потеряли право собственности на сырье, орудия и продукт труда.

Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышлен­ности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большин­ство населения, не прибегая к обработке земли (сегодня в сельском хозяй­стве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%).

Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появи­лись тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на сме­ну старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу.

Переход от фабричной системы к современному поточному производству (его также именуют массовым) знаменует окончательную победу частично-

го, т.е. фрагментарного, труда (разбитого на фрагменты, части). Сложный ручной труд ремесленника сведен к простому труду конвейерного рабочего. В индустриальном обществе частичный труд — самый массовый. Историю ручного труда можно представить как процесс, в ходе которого рабочий по­степенно терял контроль над своими знаниями и умениями. Менеджмент, организующий и соединяющий в единое целое фрагментарные задания и частичные виды труда, устанавливает монополию на знания и контроль над процессом труда.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.