|
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИПредприятие и фирмы в рыночной экономике не могут успешно функционировать, если не создана надлежащая финансовая инфраструктура — совокупность взаимосвязанных институтов, группирующихся чаще всего по предметному принципу и призванных обеспечить активное функционирование и поддержание рынка. Основу такой инфраструктуры создают три элемента — рынок, биржа, банк. В систему рыночной инфраструктуры входят также предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, страховые компании, фонды, аудиторские фирмы, рекламные агентства, юридические конторы и т.д. В зависимости от того, что предлагают продавцы, рынки специализируются по предмету продажи. Например, место, где беднейшие слои населения продают подержанные веши — старые часы, одежду, всевозможные гвозди, гайки, замки и т.д., именуется толкучкой, а еще базаром. Место, где продавцы, обычно солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образцы продукции и, рекламируя ее, призывают потенциальных покупателей заключать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии предметов первой необходимости (крупы, масло, овощи, мясные и рыбные изделия), по ценам более низким, чем в магазинах, именуют оптовыми рынками. Место, где продают и покупают акции, называют рынком ценных бумаг или фондовой биржей. Биржа (от гол. beurs, нем. Borse) — уникальное изобретение человеческой мысли. Обычно это просторное и оснащенное современным оборудованием здание, где целый день на странном для непосвященных языке, перемежающемся сленгом и жестами, идет торговля компаниями, партиями товаров, валютой, полезными ископаемыми, акциями и даже рабочей силой. На официальных фондовых биржах допускаются операции с акциями только крупных компаний. Сотрудники таких учреждений состоят из двух категорий — брокеров и дилеров. Брокеры (англ. ед. ч. broker) (маклеры) — отдельные лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях; за посредничество получают вознаграждение в форме определенного процента с суммы сделки. Дилеры (англ. ед. ч. dealer) — отдельные лица или фирмы, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, различных товаров. Они действуют от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера формируется из разницы цен (курсов) продавца и покупателя, а также за счет изменения цен (курсов) во времени. В биржу стекается информация о ценах и рыночной конъюнктуре со всей страны и со всего мира. Биржевые маклеры систематизируют информацию о всех или большинстве факторов, влияющих на цену товаров и объемы их запасов. Они в курсе колебаний цены на разных рынках, объеме спроса и предложения. На цены влияют инфляция, соотношение цены на один и тот же товар на разных рынках страны и мира, уровень их производства, изменения в технологии, крупные политические потрясения: революция, война, дворцовые перевороты, смена правительства, отставка президента, а также стихийные бедствия, например вызванные засухой неурожаи. Банки. Деньги аккумулируются и распределяются через сложную финансовую систему, основным звеном которой выступают банки (от итал. banco — скамья, лавка менялы) — учреждения, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции. Это еще один экономический институт в сфере обмена. Подавляющее большинство населения говорит о банках, подразумевая любой финансовый институт, который принимает вклады и выдает ссуды. Главная функция банков — обеспечивать сохранность вкладов, фондов и быть источником ссуд. Банки — финансовые посредники. Они выполняют эту роль, передавая деньги от вкладчика заемщику, т.е. от тех, кто хочет оставить деньги на будущее, тем, кто желает использовать их в настоящем. Люди помещают в банк свои сбережения, так как уверены, что деньги будут возвращены им тотчас, как только они этого захотят, и что кроме физической сохранности денег от пожара и грабежа банки предоставляют страховку по вкладам. Подобно тому, как кровь в нашем организме прокачивается по всем сосудам, наполняя его живительной силой, банки прогоняют деньги по всем финансовым артериям экономики, придавая ей силу и здоровье. Всякие приостановки платежей подобны закупорке сосудов, что мо- жет привести к необратимым последствиям. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что деятельность банков жизненно важна для нормального функционирования экономики. Коммерческие кредиты позволяют фирмам оплачивать текущие счета и финансировать расходы. Ссуды гражданам позволяют им приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков. Одна из основных статей дохода банков и сберегательных институтов — это получение процентов с кредитов и ссуд. Банки, обеспечивающие экономику «кровью», дают «ее» предприятиям и частным лицам под проценты. Им это явно невыгодно, поскольку через год придется отдавать занятую сумму с прибавкой набежавших процентов. Почему же заемщики идут на невыгодные на первый взгляд сделки? Потому что им, как и человеку, попавшему в беду, вливание свежей крови нужно сегодня, а не завтра. Завтра они уже могут умереть. Взяв в кредит дорогие деньги у банка, скажем на год, фирма надеется, что дела у нее наладятся и она вернет кредит с процентами. Итак, к банковскими кредитам обращаются только попавшие в нужду заемщики. От хорошей жизни к банкирам никто не придет. Банки возникали двумя путями: через менял и обмен и через ювелиров и хранение. Начало банкам положено еще в XII в. деятельностью менял, которых было множество в самой торговой стране того времени — Северной Италии. Каждый город тогда чеканил собственные монеты. Для торгового оборота был необходим постоянный обмен, и этим занимались менялы за определенное вознаграждение. Они часто брали на себя обмен при условии предоставления требуемой монеты через какой-то срок, добивались кредита у своих клиентов. Впоследствии они расширили свою деятельность, принимая вклады на хранение. Следующей ступенью был выпуск векселей и денежных переводов. Банки сосредоточивают у себя значительную часть свободных капиталов, имеющихся в стране (пассивные операции), и передают их в руки тех, кто может увеличить свои обороты (активные операции). Банки стараются собрать все капиталы, которые лежат в кассах отдельных фирм и у крупных бизнесменов, а также на руках («в чулках») рядовых граждан без движения. Памятуя, что деньги должны порождать деньги, банки предлагают передать их на хранение под процент (на «вырост»). Деньги вкладчика вырастают на 3 или 5% потому, что за тот срок, на который он их отдал, банки «прокручивают» их по нескольку раз. Разумеется, все деньги своих вкладчиков банки не могут отдать взаймы и «прокручивать» их, поскольку вкладчики могут отозвать свои средства в любой момент. Для страховки на этот случай существуют банковские резервы. Объем банковских резервов выражается в процентном отношении к совокупной сумме депозитов и называется нормой резервов. Она может составлять 15—20%. Банки занимаются покупкой и продажей акций. Пользуясь связями с миром промышленных предпринимателей, они берут на себя размещение акций вновь возникающих промышленных предприятий, а также скупку акций для тех, кто пожелал бы стать их собственниками. Конечно, банки занимаются выпуском акций не бескорыстно. С каждым выпуском они оставляют у себя так называемую учредительскую прибыль. Еще прежде чем образован акционерный капитал, банки, заинтересованные в предприятии, стараются создать ему хорошую репутацию. С помощью находящихся на их содержании газет они широко рекламируют новые предприятия и стараются внушить, что дело должно принести хорошую прибыль. И до выхода акций в свет вокруг них создается особое возбужденное настроение — ажиотаж. Если номинальный капитал акций составляет 1 млн руб., то еще до выпуска акций цены на них вздувают до 1,5—2 млн руб. и более в зависимости от умения учредителей. Часть акций остается в «портфеле» банка по их номинальной цене, скажем 100 руб., а остальные продаются по 150—200 руб. Учредители таким образом сразу оставляют себе денежный куш, происхождение которого чисто спекулятивного свойства. Банки принимают самостоятельное участие в биржевой игре и в сущности являются главными руководителями биржи. Они более всех осведомлены о действительном положении дел на предприятиях, имеют возможность направить большие суммы денег на закупку тех или иных ценных бумаг, чтобы создать на них искусственный спрос и взвинтить цены, или «выбросить» большое количество ценных бумаг, подорвав их биржевой курс. Банки живут насыщенной и беспокойной жизнью: сливаются и укрупняются, разоряются и поглощаются, расширяются (создают филиалы), выходят на международную арену, их счета могут арестовать, государство может поставить во главе банка временную администрацию. Банки заручаются выгодными политическими, а нередко и криминальными связями, шпионят друг за другом, обеспечивают электронную защиту от компьютерных хакеров, возводят финансовые пирамиды, берут в долг и не отдают, мошенничают, т.е. делают все, что делают обычные люди в рыночном обществе, но только в гораздо больших масштабах. В понимании бизнеса встречается огромное множество самых разных, порой противоречащих друг другу трактовок. Слова «бизнес» нет ни в издании Большой Советской Энциклопедии 1927 г., ни в издании 1976 г. (возможно, оно будет в Новой Российской энциклопедии, том I которой вышел в 2003 г.). Но зато в зарубежных словарях определений бизнеса можно встретить в избытке. Но если подходить к проблеме строго, то можно сказать, что бизнес — это финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований. Иными словами, бизнес означает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг в целях получения прибыли, а именно: коммерция, торговля, индустрия, транспорт. При этом коммерция и торговля — деятельность тех, кто занимается обменом и транспортом предметов потребления; индустрия — деятельность тех, кто производит предметы потребления; транспорт — деятельность тех, кто вовлечен в операции людских и товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.). Отличительными чертами бизнеса являются следующие: ♦ совокупные активы — совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия; ♦ собственный капитал — совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами; обычно инвесторами в корпорации являются акционеры, которые приобретают акции; ♦ ежегодная выручка от продаж; ♦ численность работников. Малый бизнес — это деятельность тех, кто занят в сфере обслуживания: такси, грузовые перевозки, склады, оптовая и розничная торговля, гостиницы, парикмахерские, реклама, автозаправки, обувные мастерские, ателье и др. В США, чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно иметь в штате не более 500 наемных работников (согласно рекомендации министерства торговли), принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоятельно управляться. Здесь 80% новых рабочих мест обеспечивается предприятиями, в которых работают 100 работников и менее. В среднем мелкие производители получают боольшую прибыль на собственный капитал, внедряют в 2 раза больше нововведений в расчете на одного работающего, чем большие фирмы. В России в категорию малых попадают предприятия с числом работающих не более 100 человек (в зависимости от сферы деятельности: торговля, издательское дело — до 50 человек, строительство — до 100), в 1999 г. было более 860 тыс. малых предприятий, где работало около 7 млн человек. Казалось бы, это достаточно много. Но сравнительная статистика говорит о другом: в 1999 г. в Европе на 1000 жителей приходилось 20—30 малых предприятий, а в России — только 7. Основные препятствия для российского малого бизнеса — правовая незащищенность и высокие налоги. К причинам того, почему малые предприятия преуспевают больше, чем крупные государственные, и почему государство поощряет их развитие, можно отнести следующие. Во-первых, малые предприятия могут быстрее и с меньшими затратами, чем крупные государственные, реагировать на рыночные изменения, обновлять ассортимент товаров и услуг, технологические процессы. Во-вторых, малый бизнес стал привлекателен для талантливых людей, а значит, его интеллектуальный потенциал в среднем выше, чем на крупных государственных предприятиях. В-третьих, для своего развития малые предприятия не требуют бюджетных средств и выступают для государства дополнительным источником налогов, в то время как госпредприя- тия сами берут деньги из казны. Кроме того, малый бизнес создает дополнительные рабочие места. Во всем мире в 1980—90-е гг. престиж малого бизнеса стал повышаться. Благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места он считается цементом экономики, а для общества — экономической основой демократии. У малого бизнеса есть и свои проблемы, с которыми он порой не в состоянии справиться", высокий показатель риска и неудач, отсутствие управленческого опыта, несовершенное законодательство, рэкет, большие налоги, сильная конкуренция, вялая торговля, высокая стоимость кредита. Известно также, что экономическая нестабильность отрицательно сказывается на малом бизнесе, здесь доходы падают быстрее, а шансы обанкротиться выше. В современном производстве решающую роль иногда играет правильный подбор кадров. Но нередко на малых предприятиях подбор кадров осуществляется по критерию родства. Выражение «семейный бизнес» у нас приобрело двойной смысл: форма занятости небольшого коллектива родственников и способ трудоустройства «своих» людей, недопущение работников со стороны. Иначе в малом бизнесе строится и разделение труда: здесь работник должен быть многопрофильным, тогда как на крупных предприятиях требуются узкие специалисты. Как показывает опыт, первых подобрать сложнее, чем вторых. Госпредприятия требуют крупных инвестиций в отличие от малых. Поэтому сегодня многие крупные российские заводы и фабрики простаивают. Другое зло кроется в том, что крупные предприятия менее мобильны, не способны адаптироваться к меняющимся условиям рынка и снижению спроса. В крупные предприятия «советского типа» капиталовложения поступали прямо из бюджета. При социализме, когда директоров заводов по рукам и ногам сковывали многочисленные инструкции и постановления, в результате они так и не научились самостоятельно выживать и конкурировать. Намеченных целей большой бизнес (корпорации) и малый (предпринимательство) достигают, будучи организованы по-разному. В корпорации риск распределяется между участниками. Ее руководители рискуют личными капиталовложениями. Поскольку крупный бизнес оперирует огромными ресурсами, неудача редко приводит к закрытию корпорации в отличие от малого предприятия. Крупные корпорации с их многоэтажными пирамидами власти ограничивают возможности нововведений и свободной реализации личности. Другая особенность бизнеса — его юридическая законность. Хотя в обыденном сознании россиянина бизнес часто ассоциируется с мошенничеством, уклонением от налогов, распродажей сырьевых ресурсов, моральной нечистоплотностью, рэкетом и коррупцией, цивилизованный бизнес во всех развитых странах протекает в рамках закона. История бизнеса свидетельствует, что одной из ведущих общемировых тенденций в этом движении является возрастание строгости требований к этике деловых отношений. Когда зарубежные бизнесмены отказываются иметь дело с отдельными российскими предпринимателями, подозревая криминальное происхождение их капиталов, они тем самым указывают нам на отсутствие в России правового поля, в рамках которого должен действовать настоящий бизнес. Только правовое поле гарантирует сохранность нажитых капиталов. Человеку, который зарабатывает деньги, приобретает собственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед угрозой моментальной потери нажитого. Следование законам — одно из необходимых условий сведения к минимуму подобного риска. В цивилизованном обществе даже сомнительного происхождения капиталы, не говоря о незаконно приобретенных, скорее отталкивают, чем притягивают. С их владельцами стараются не заключать сделок, не вступать в долговременные отношения, не приглашать их в круг своих знакомых; они находятся под контролем органов правопорядка. Незаконно полученные деньги приходится «отмывать» через несколько банков в разных странах, чтобы сбить со следа ИНТЕРПОЛ и полицию. Такие деньги больше других привлекают внимание организованной преступности. В результате риск удваивается: если нечестного бизнесмена не раскроет государство, до него доберутся преступники. Уклонение от закона может быть добровольным, продиктованным алчностью бизнесмена, и вынужденным, когда к этому его принуждает государство. В России оба момента переплелись. Действительно, государство обложило предпринимателей непосильным налоговым бременем, при котором честно заниматься бизнесом стало убыточным занятием. Оно отбирает с каждого полученного рубля от 85 до 94 коп., не оставляя на развитие дела практически ничего. Но бизнес не может существовать, не получая прибыли. Вот почему предприниматели, даже те, кто этого не хочет, вступают в конфликт с законом. То же государство, но двумя десятилетиями раньше, преследовало предприимчивых людей и формировало у населения негативное к ним отношение. В частности, к тем, кто выращивал цветы, фрукты, обвощи на приусадебном участке и продавал их на рынке и т.п. Известны случаи, когда милиция разрушала парники граждан и уничтожала выращиваемые для продажи помидоры. Таких людей ставили в один ряд с теми, кто что-то своровал. СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА Исходные элементы Производством в широком смысле называют процесс создания разных видов экономических продуктов. Под производством в узком значении подразумевают материальное производство — процесс создания материальных благ, услуг. Основу материального производства составляет промышленность. К ней относят ведущие отрасли материального производства: предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой матери- алов и энергии, изготовлением машин. Промышленность включает компании и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо оказывающие полезные услуги. Промышленность создает все товары и услуги, требуемые обществом, и распределяет их потребителям. Все, что создано в сфере материального производства данной страны, входит в валовой национальный продукт (ВНП) — статистический показатель национального дохода, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. ВНП включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо платежного баланса. Термин «промышленность» обозначает также группу предприятий, выпускающих однородную продукцию. Например, автомобильная промышленность включает всю совокупность заводов по изготовлению легковых и грузовых автомобилей, автобусов и т.д. Группу однородных предприятий именуют отраслью. Входящие в отрасль предприятия производят одинаковые продукты, используют сходную технологию или одинаковое сырье. При выделении отраслей используются два критерия: сходство продукта, сходство технологии.
Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства — оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Она состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. Промышленность условно подразделяется на производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). К примеру, автомобильная промышленность — это отрасль машиностроения, производящая легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты, т.е. она занята производством средств производства, как и все машиностроение. Легкая промышленность занята изготовлением одежды, обуви, головных уборов и других предметов широкого потребления. Она удовлетворяет потребности людей и относится к производству предметов потребления. Соотношение между двумя группами производств таково, что только группа А определяет уровень развития научно-технического прогресса в стране. Она — визитная карточка страны. Но уровень и качество жизни населения страны определяет группа Б. Если страна преуспела в том и другом, то ее можно считать технически развитой и материально процветающей. Но может сложиться так, что все ресурсы страны нацелены только на развитие группы А, а внутри его — на военно-промышленный сектор, группа Б пришла в запустение. В итоге страдает население. Такую страну можно назвать технически развитой, но не процветающей. (Как вы думаете, о каких странах здесь идет речь? Приведите примеры.) Для СССР была характерна односторонне развитая экономика: '/4 производства — товары народного потребления, а У4 — средства производства. При этом в СССР производилось материально-технических ресурсов, сырья, топлива, энергии на единицу конечной продукции в 2—3 раза больше, чем в развитых странах. Такая экономика досталась в наследство современной России. Предприятие — исходная клеточка отрасли, самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Предприятие является юридическим л и цом — товариществом, акционеры ы м обществом и т. п. Закон Российской Федерации предусматривает образование унитарных предприятий (только государственных и муниципальных) — коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В нашей стране, недавно перешедшей от социализма к капитализму, существуют предприятия двух форм собственности — государственные (которые достались от прошлого и чаще так и называются «предприятия») и частные (новообразование); их предпочитают именовать деловыми предприятиями, фирмами, бизнесом. По форме все предприятия делятся всего на три типа: предприятия (завод), фирма, отрасль. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, мелкого или крупного магазина, выполняющих одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров. В свою очередь, предприятия состоят из множества цехов, которые специализируются по циклам производства (цех снабжения, металлургический цех, штамповочный, транспортный и т.д.), но заняты одним и тем же, скажем изготовлением автомобиля. Цех (от нем. Zeche) — основное производственное подразделение предприятия; различаются: основные, вспомогательные, обслуживающие, подсобные, побочные цехи. Фирма — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Нередко при одной крупной фирме имеется несколько предприятий — крупных, средних и мелких. К примеру, автомобильная фирма может иметь предприятие по производству автомобилей, транспортное предприятие по их перевозке, сеть магазинов по их продаже и систему станций обслуживания автомобилей. Эти предприятия различаются характером и циклом, но имеют один предмет — автомобили. Стало быть, все они принадлежат одной отрасли. Таким должно быть современное понимание трех категорий экономики — предприятия, фирмы и отрасли. В рыночной экономике предприятия (государственные, частные, акционерные) и фирмы производят товары и оказывают услуги, которые должны быть востребованы рынком. Иначе говоря, фирма предлагает нечто, а рядовые граждане (или другие фирмы) спрашивают их. Это значит, что фирма является агентом предложения, а потребитель — агентом спроса. Если продукцию никто не спрашивает, то ее незачем производить. Она должна продаваться — таков закон рынка. Продукция будет продаваться при непременном выполнении двух условий: она высокого качества и недорогая по цене. Цены — истинный диспетчер рынка. Он сообщает одним (покупателям), куда надо двигаться, чтобы купить товар подешевле. Покупатели обычно точно знают те оптовые рынки, где цены ниже и куда надо приезжать в первую очередь. Цена — диспетчеррынка — сообщаетдругим (производителям), куда им выгоднее везти продукцию, чтобы продать ее дороже. Таким образом, цены, подобно авиадиспетчеру, расписывают маршруты производителям и потребителям. Но эти маршруты направлены в противоположные стороны: покупатель ищет, где дешевле, а продавец — где подороже. Таковы их экономические интересы. Они-то и определяют маршрут передвижения спроса и предложения. Итак, в рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Происходит это благодаря трем составляющим: спросу, предложению, закону соотношения спроса и предложения. Под спросом понимается количество товаров и услуг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Предложение, т.е. выброс на рынок все большего числа товаров, определяется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. Производитель заинтересован выпустить как можно больше продукции, чтобы получить выше прибыль. Но у потребителя всегда ограниченный спрос. Вслед за ограничением спроса потребителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. В рыночной экономике он — слуга, а в плановой был хозяином: государство заказало 200 тыс. т чугуна, и заводы его изготовляют, не очень беспокоясь, купят продукцию или нет — товар заранее оплачен госбюджетом, т.е. всем населе нием. Получается, что продукцию населению как бы навязывают, хочет оно того или нет. В рыночной экономике все иначе: не нравится — не покупай. Предприятию приходится приноравливаться к потребителю. Покупатель перестал приобретать чугун, и производитель прекратил его изготовлять. По-другому он не может: произвел — не купили — разорился — такова цепочка убыточной работы. Ею управляет известный закон рынка, который связывает между собой три главных фактора — спрос, предложение, цены. Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше по высокой цене. При этом они надеются, чтс спрос на них не уменьшится, но не знают, что решили конкуренты. А те по- ступили точно так же, поскольку рост цены — стимул для массовых действий. Все производители однотипной продукции полагают, что за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на данный товар не увеличивался, то и цены не повышались. В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому данный товар нужен, его купили, а заводы продолжают его изготовлять. Спрос падает, продукцию не разбирают — заводы терпят убытки. Чтобы не разориться, опытный предприниматель прибегает к двум помощникам — рекламе и маркетингу. Реклама призвана расхваливать покупателю собственный товар, а маркетинг — пристально изучать чужой товар. Чем шире рекламная кампания, тем выше вероятность, что все покупатели, кому нужен данный продукт, узнают о нем. Реклама — это один из способов снизить риск, производя ту или иную продукцию. Противоположную функцию на рынке выполняет маркетинг (англ. marketing, от market — рынок) — система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка. Развитие сферы производства Развитие общественного производства прошло несколько исторических этапов: ремесленная система — эпоха раннего Средневековья, мануфактура — позднего Средневековья. Переход к машинному, или индустриальному, труду знаменует окончание Средневековья и переход к Новому времени. В доиндустриальном обществе большинство занятого населения трудилось в аграрном секторе (сельском хозяйстве), а основой системы производства выступала не индустрия, а система ручного ремесла. Ремесло — это мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней). В ремесленной системе решающее значение имело личное мастерство ремесленника, царил индивидуальный характер производства (ремесленник работал один или с ограниченным числом помощников). Эта система существовала в обществе, для которого характерны бедность, деп-ривация и грубая эксплуатация. Отношения между рабочим и работодателем в ремесленной системе квалифицируются как личные, персональные. Их обязанности по отношению друг к другу гораздо более глубокие и всеохватывающие, чем сегодня. Ремесленник владел орудиями труда и рабочим местом, сам покупал сырье и сам продавал готовый продукт непосредственно потребителям. Ремесленник — и в этом его отличие от свободного наемного работника — знал не часть производственного процесса, а всю технологию и мог выполнять любые операции, как бы много их ни было. Ремесленную систему можно назвать еще домашним производством, так как здесь объединены место работы и место жительства. Ремесленник трудится на дому. Но не только он. В России многие крестьяне трудились на домашних фабриках — в светелках, тесных помещениях, где, например, обрабатывалась пряжа и выделывалась ткань. На смену ремесленной системе пришла мануфактура. Мануфактура (от лат. manus — рука и factum — изготовление) — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Она существовала с середины XVI в. до последней трети XVIII в. в странах Западной Европы, со второй половины XVII в. до первой половины XIX в. в России. В силу узкой специ&чизации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству. Машинное производство является важнейшей стадией становления материальной основы индустриального производства, на которой произошла замена мануфактуры фабрикой. Для машинного производства характерно применение системы машин, и возникло оно в результате промышленного переворота во второй половине XVIII в. На смену доиндустриальному обществу пришло индустриальное. На новую ступень в развитии машинного производства позволила шагнуть научно-техническая революция. Именно XVI11 в. считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. Переход к машинному производству, раннюю стадию которого именуют фабричной системой, внес в общество радикальные социальные изменения. Во-первых, место жительства отделилось от места работы. Все занятые в производстве — и мастер, и его ученики — отныне трудились не дома, а к специальных помещениях — цехах, фабриках. Во-вторых, появился жесткий режим, или регламентация труда. Концентрация рабочей силы в одном месте потребовала слаженности работы большого числа людей, их четкой кооперации. Наряду с дисциплиной появился третий элемент — специализация труда — выполнение одним человеком одной или нескольких операций, которые не охватывают весь трудовой цикл. Юридически рабочие были свободными, но экономически и социально они зависели от работодателя. Распространение машин, использующих силу ветра, воды и пара, а позже электричества, углубило специализацию. Машины стоили намного дороже ручных орудий труда, поэтому их внедрение в производство требовало концентрации капитала. Опытного и умелого ремес ленника заменили полу- и неквалифицированные рабочие, выполнявшие фрагменты полного цикла труда, которые получили название заданий. Дробление труда привело к сокращению контактов частичных рабочих друг с другом. Более того, личное общение и контакты заменились опосредованным общением — деловыми контактами. Наконец, рабочие потеряли право собственности на сырье, орудия и продукт труда. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли (сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%). Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу. Переход от фабричной системы к современному поточному производству (его также именуют массовым) знаменует окончательную победу частично- го, т.е. фрагментарного, труда (разбитого на фрагменты, части). Сложный ручной труд ремесленника сведен к простому труду конвейерного рабочего. В индустриальном обществе частичный труд — самый массовый. Историю ручного труда можно представить как процесс, в ходе которого рабочий постепенно терял контроль над своими знаниями и умениями. Менеджмент, организующий и соединяющий в единое целое фрагментарные задания и частичные виды труда, устанавливает монополию на знания и контроль над процессом труда. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|