|
ПРОФЕССИЯ, РАБОТА, КВАЛИФИКАЦИЯС эпохи ремесла и мануфактуры тянется к нашим дням разделение всех занятий и видов труда на профессии и специальности. Если ремесло дало нам мир профессий, то мануфактура, базирующаяся на узкой специализации, — мир специальностей. Ремесло надо считать не специальностью, а профессией, т.е. не частичным, а полным трудом. Принцип ремесла — знание всей технологической цепочки и владение всеми операциями, специальностями, необходимыми для выполнения полного трудового цикла, — сохранился сегодня лишь в некоторых сферах труда. Такова деятельность бизнесмена, врача, менеджера, преподавателя и ряда других. Их называют профессиями, все другие виды труда — специальностями, или занятиями. Прежде было мастерство, теперь появилась квалификация. Разделение работ на простые и сложные, появление заданий, которые надо было выполнять порознь, сделали возможным само явление квалификации. Квалификация — уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда. Квалификационный разряд был введен как показатель, который устанавливался с учетом сложности и ответственности цеховой работы в соотнесении с определенной системой правил. Эти правила фиксируются в тарифно-квалификационном справочнике. Появилось разделение на квалифицированный и неквалифицированный труд. С фабричной системой зарождается интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического труда (разнорабочие, квалифицированные рабочие) и работниками преимущественно умственного труда (служащие, руководители), а также социальное — между работодателями-собственниками и рабочими-несобственниками. Работа при капитализме обладает статусом оплачиваемого труда, а занятия распределяются через рынок труда, где рабочие подыскивают себе работодателей, готовых платить заработную плату или жалованье в обмен на ту пользу, которую они получают в результате применения навыков, знаний и физических усилий рабочего. При капитализме труд выступает товаром. Это означает, что наемный работник, обладающий определенными способностями к труду (он физичес- ки и психически здоров) и профессиональной квалификацией (подготовкой, суммой знаний и практических навыков по конкретной специальности), предлагает свою рабочую силу предпринимателю в обмен за известное вознаграждение (заработную плату). Процесс, когда человек применяет свои способности и квалификацию для изготовления продукции, которую можно продать за деньги и благодаря этому получить заработную плату, называют работой. Работа — это также затрата энергии с ожиданием эквивалентной компенсации затрат — вознаграждения. Когда один человек дарит на день рождения другому подарок, он неявно ожидает, что берущий подарок через какое-то время сам подарит дающему эквивалентную ценность. Купля-продажа отличается от дарения тем, что ценность обмениваемых вещей заранее известна и по поводу их обмена заключен договор между сторонами, устный или письменный, формальный или неформальный. Работа отличается от купли-продажи тем, что на вещь обменивается не вещь, а затрачиваемая энергия. К примеру, человек захотел хрустальную вазу, но денег, достаточных, чтобы ее приобрести, у него нет. Он предлагает владельцу вазы отработать, т.е. затратить свою физическую и (или) умственную энергию. К стоимости хрустальной вазы приравнивается стоимость его труда. Причем человек заранее прикидывает и обговаривает с владельцем вазы количество затрачиваемой энергии, оценивая свои возможности и силы. Сутью обмена работы на вазу выступает оценка эквивалентных ценностей: сколько часов придется трудиться и как именно за вазу стоимостью 50 руб. Обмениваемые работы и вещь оцениваются по своему качеству. Именно поэтому существует такое понятие, как качество работы. При измерении качества работы учитываются: качество, надежность в использовании, конструктивные и эстетические ценности конечной продукции, произведенной трудом; профессионализм работника; престиж фирмы, от имени которой работник выполняет работу. Престиж оценивается по предшествующей деятельности данной фирмы (долго или нет работает данная фирма на рынке, были или нет у нее рекламации, т.е. отзывы о некачественной работе, солидные или несолидные у нее клиенты и т.д.), неформальному авторитету фирмы у массы (а не отдельных) потребителей, отзывам в прессе, обороту, размерам капитала и пр. Профессионализм работника оценивается на основании формальной квалификации и реальной. Формальная квалификация представляет собой совокупность теоретических знаний, приобретенных в школе, колледже, вузе, на курсах повышения квалификации и т.п., умноженную (или разделенную) на престиж учебного заведения. Выпускники Московского и Саранского университетов, даже при одинаковых объемах знаний, будут цениться работодателями по-разному. Оценка работодателей, как правило, не вникающих в качество и глубину обучения ни в том, ни в другом вузе либо знающих о них понаслышке, определяется общественным мнением. Иными словами, тем неформальным престижем, какой закрепился за двумя вузами у большинства людей, чаще всего представителей одного с работодателем круга общения, либо в прессе (часто того и другого вместе). Реальная квалификация представляет собой совокупность практических навыков и умений, приобретенных за годы работы после окончания вуза. Как правило, вузовские знания лишь в 15—20% полезны в будущей работе. Ос- тальное приобретается впрок и составляет трудовой потенциал работника (точнее сказать, его часть). Этот потенциал сработает в тот момент, когда работник потеряет работу и ему придется переквалифицироваться, скажем, из философов в социологи. Чаще всего полученных в учебном заведении знаний не хватает для полной переквалификации (т.е. смены профессии или специальности). Обычно приходится обучаться дополнительно. У каждого работника есть присвоенная ему официальными органами и зарегистрированная соответствующим сертификатом формальная квалификация, определяемая в разрядах, рангах, степенях: слесарь 6-го разряда, капитан второго ранга, кандидат технических наук — наименования квалификации. Квалификация представляет собой попытку количественно измерить то, что является по существу качественной характеристикой, а именно: мастерство, искусность работника. Количественная мера квалификации всегда условна и приблизительна. Два кандидата философских наук формально равны, но реально они могут различаться очень существенно: один опубликовал 40 статей и 3 монографии, а другой даже тезисы к конференции не в состоянии подготовить. Так же обстоит дело и в других занятиях. Если, к примеру, провести статистику аварийности у капитанов первого ранга, то окажется, что они, обладая одним квалификационным разрядом, проявляют совершенно разное искусство в вождении кораблей. Квалификация определяется сложностью выполняемой работы. Те, кто имеет 1—2-й разряд, выполняют простую, малоквалифицированную работу, требующую преимущественно физического, а не умственного труда. Напротив, работающие по 5—6-му разрядам, заняты сложным высококвалифицированным трудом, где умственные нагрузки преобладают над физическими. Простой и сложный труд определяются характером задания. Задание, как уже говорилось, — это техническое обозначение конкретной цели работы. Оно, к примеру, может звучать так: выкопать траншею глубиной 0,5 м и длиной 3 м за 8 ч. Задание может быть гораздо более сложным, например адаптировать программу Exel под Widows-98. Для его выполнения потребуется программист высокого класса, который проявляет в работе не только те знания, которые получил в вузе, но и нечто гораздо большее, что пришло к нему с талантом, опытом, самообразованием. Итак, работа как вид человеческой деятельности обладает следующими параметрами: ♦ субъект — лицо, выполняющее работу; ♦ объект — предмет, на изменение которого направлена деятельность субъекта; ♦ средства — инструменты, с помощью которых осуществляется изменение объекта; ♦ рабочее место — помещение или часть пространства, предоставленное для процесса изменения объекта; ♦ рабочее время — временной отрезок, в течение которого достигается постаатенная цель (выполняется задание); ♦ задание — техническое название конкретной цели, ради которой осуществляется деятельность; ♦ процесс труда — совокупность технологически взаимосвязанных действий по достижению поставленной цели (их называют также операциями). Для капиталиста цена рабочей силы представляет собой вычеты из прибыли. Собственник заинтересован в минимизации цены труда (цены рабочей силы), поэтому он нанимает работников на то время, пока ему это выгодно. Страх перед увольнением и угроза безработицы — дополнительный (к высокой заработной плате) стимул хорошо трудиться. Труд вознаграждается не только и не столько пропорционально квалификации рабочего (чем выше квалификация, тем выше заработная плата), сколько пропорционально рыночной цене данного вида труда (чем дефицитнее специальность, тем выше она ценится). Рыночная цена конкретной специальности и конкретной квалификации выступает базисом вознаграждения. Рынок m/ycta действует таким образом, что работник с более высокой квалификацией обладает большими возможностями торговаться за более высокую заработную плату, чем работник с низкой квалификацией. Подобные возможности называются попыткой контролировать рыночное предложение. Следовательно, чем выше квалификация, тем больше возможностей выторговать высокую заработную плату и сильнее контроль рыночного предложения. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|