|
Символика плодородия в мегалитических гробницах Западной ЕвропыКак мы уже видели, западноевропейские мегалитические гробницы не были могилами в современном понимании этого слова, но представляли собой священные памятники, в которых происходили ритуалы, связанные с регенерацией и с поклонением предкам. Вырезанные на стенах гробниц изображения являются символами регенерации. На камнях входа, ортостатах, камнях свода и насыпях были выдолблены, вырезаны и, порой, нарисованы разнообразные символы. Однако на протя-
tma VII, Религия Бооини
жении почти ста лет мегалитическое искусство считалось чисто орнаментальным, а его религиозное значение игнорировалось. Меж тем эти символы не менее значимы для расшифровки верований строителей мегалитов, нежели для христианства - скульптуры и иконы. Большой вклад в изучение мегалитического искусства внесла Э.Туиг, собрав в одном томе практически все символы, которые только были вырезаны или нарисованы на камнях от Португалии до Ирландии56. Хотя она не предложила какой-либо собственной интерпретации, ее работа сделала доступными важные материалы по мегалитическому искусству. Ключ к расшифровке мегалитического искусства дал М.Бреннан, который разглядел связь между расстановкой памятников и их символикой, с одной стороны, и точками солнцестояния, равноденствия, солнечных и лунных восходов, а также лунных циклов, сдругой57. Важность этого наблюдения сомнению не подлежит. Однако не следует видеть в этих символах лишь отражение астрономических и математических знаний, не имеющих никакого отношения к религии. Мегалитические памятники необходимо рассматривать в контексте ритуалов. Мы не много выиграем, если будем знать чтоГавринис Нью-Грейндж Маэс-Хоу и другие гробницы были ориентированы на восход солнца в момент зимнего солнцестояния. Вопрос втом почему они были так ориентированы. И ответ на него может дать лишь анализ символики мегалитов. За резными или рисованными знаками, которые появляются во всех регионах распространения мегалитического искусства, безусловно стоит некий символический язык. Эти единичные или сгруппированные вместе изображения нельзя считать случайными «макаронами» или граффити: они являются частью древней системы религиозной экспрессии. Можно выделить следующие категории: Схематические изображения Богини: сюда относятся холмообразные фигуры с выступом вместо головы (порой с волосами) или без него, совинообразные менгиры и стелы, а также изображения глаз и грудей. Ее жизнеродящая вульва обозначается треугольником, двойным треугольником, ромбом и «песочными часами». Водные знаки: зигзаги, волнистые линии, многочисленные дуги и чашевидные знаки. Змеи: свернувшиеся клубком или извивающиеся. Одна свернувшаяся змея идентична изображению солнца, удвоенная — изображению глаза и бараньих рогов. Солнце с лучами и солнечные часы с чашевидным знаком посередине — символы жизненной энергии. Деревья жизни или жизненные столпы: вертикально составленные дуги или вертикально ползущие змеи и другие изображения сходного типа.
Спирали, крюки, рога, топоры и «гребни» — стимуляторы жизненных сил. Быки или бычьи рога - символы утробы Богини. Ладьи - мостки в потусторонний мир и катализаторы возрождения. Эти образы поддаются расшифровке только в контексте всей символической системы древне-европейского неолита. Однако изучение тех или иных мотивов и их сочетаний на примере отдельно взятых памятников, таких как Гавринис в Бретани или Нью-Грейндж и Наут в Ирландии, также может быть весьма плодотворным. Важно задаться вопросом, почему на мегалитах бывают только строго определенные символические изображения — треугольники, вульвы, чашевидные знаки, концентрические дуги, глаза, свернувшиеся змеи и солнце? Почему на погребальных памятниках фигурируют дерево жизни и жизненные столпы? Существенное значение имеет взаимосочетаемость знаков. К примеру, есть отчетливая связь между водными знаками, змеями и женскими изображениями. Чашевидные знаки взаимозаменяемы с треугольниками; они либо ассоциируются с водными знаками, либо окружены ими, а также концентрическими дугами или кругами и волнистыми линиями. Можно также говорить о внутренней связи между свернувшейся змеей и солнцем или глазом. Спирали, полумесяцы Dora kdiokh и топоры сопровождают сим-волические обозначения жизненного источника и выступают в качестве стимулятооов жизненных сил Все они - «символы становления». Сперва обратимся к символам, которые можно обозначить как общепринятые знаки образа Богини. В человеческом обличий она почти не появляется, за исключением антропоморфных менгиров, схематизированных изображений человеческой фигуры (рис. 7-117, 7-П8) и гибридов женщины-птицы. Да и для них бывают характерны не столько антропоморфные, сколько совиные очертания, как это можно видеть по изображению на стеле из западного коридора Наута (рис. 7-119) и по пластинам аспидного сланца и костям из Португалии, Испании и Южной Франции. Чаще всего встречаются символические изображения Богини в виде глаз, клюва и бровей (рис. 7-120.7 8) или свернувшихся змей, солнечных дисков пзтаи и ожерелий (см tmc 7-41) или же в виде геометрических форм -треугольников ромбов и «песочных часов». У входа в мегалитические гробницы иногда стоят огромные камни треугольной (Ьормы: не исключено, что они представляют собой Богиню (рис. 7-121). Тесную связь между Богиней и ее знаками можно также наблюдать на примере трапециевидных пластин аспидного сланца, коровьих костей и сосудов, которые находят в коридорных гробницах. На некоторых имеются схематические изображения лица или одних глаз, на других вырезаны ряды треугольников, Ihunyrihw М. Нчеи.шм ия я Ве т кой Бог ат
зигзагов, ромбов, дуг, чашевидных знаков, порой - знаков «X» и «песочных часов» (см. рис. 7-120). Теперь обратимся к некоторым наиболее значительным мегалитическим гробницам. Нью-Грейндж Для Нью-Грейнджа характерна высокая концентрация символов либо на самых заметных, либо на самых важных с точки зрения культа участках58. Таковыми здесь являются стоящий при входе камень насыпи № 1, камень свода восточного алькова и камень насыпи № 52. Все они отличаются виртуозностью орнамента и техническим совершенством отделки. На камне насыпи № 1 можно видеть типичное для Нью-Грейнджа сочетание символов (рис. 7-122). Большую часть его поверхности покрывают одинарные, двойные и тройные изображения свернувшихся змей. Два верхних завитка образуют характерный для коридорных гробниц Ирландии мотив глаза. К ним присоединен третий, так что вместе они складываются в тройную спираль: этот знак повторяется не только в Нью-Грейндже, но и на других памятниках. Богиня являет Рис. 7-118 План коридорной гробницы Ле-Пьер-Плат, Локмарьякер, Бретань, с расположенным под углом коридором (верхний рисунок), и схематические изображения - возможно, Богини-совы, — выгравироаанные на внутренней стороне камней коридора (нижние рисунки). У всех изображений имеется вертикальная линия в центреи по три-четыре круга или дуги с каждой стороны. Кроме того, на всех можно видеть множество вырезанных в разное врем кругов. Вероятно, начало IV тыс. до н.э.
Рис. 7-117 Рис. 7-117 (а) Плита из коридорной гробницы, найденная у внешнего входа в коридор: на ней вырезано омфаличе-ское изображение («холм с шишкой»). Что касается камеры (Ь), то она имеет очертания улья (что, скорей всего, символизирует могущество Матери-земли), вздымающегося, как холм или беременное чрево. Я см Рис.7-119 Изображение Богини в обличий совы, выгравированное на камне, стоящем справа от камеры в западном коридоре гробницы Наут, Ирландия. В верхней части различимы круглив глаза совы вся оставшаяся поверхность покрыта орнаментом с мотивами лабиринта и водной стихии В центре выделена вульва Ок 3500 г до н э ' высота 48 1 см Рис. 7-120 Изображения глаз Богини-совы на трапециевидной сланцевой пластине, на коровь костях из коридорных гробниц Португалии и Испании, на сосудах из коридорных гробниц Северной Европы. Их поверхность покрыта рядами зигзагов, треугольников, дуг, штриховым и сетчатым узором. (1) Кинта-Фариньейра; (2) Лос-Милья-рес, Южная Испания; (3-6) Альмисарак, Испания; (7) Кинделёсе, Кирке-Хил-линге; (8) Хильдехёй, Дания. Ок. 3000 г. до н.э. Глава VII. Религия Богини
Рис. 7-118 ^^'iPi Рис. 7-119 Рис. 7-120 ▼.▼.▼▼▼ ▼.▼.▼▼ ■▼▼..▼.▼▼▼▼▼▼▼▼ ▼ ▼▼▼▼▼.▼-▼■У ▼ ▼▼▼▼▼-▼^ Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини I
себя в единичности, двойственности и тройственности, Она - все вместе взятое. Если свернувшаяся змея символизирует источник жизненных сил, то в тройной спирали заключено максимальное могущество. Внешняя линия третьего, нижнего завитка выходит за пределы тройной спирали, поворачивает в другую сторону и образует фигуру из нескольких дуг с треугольником посередине. Пространство между свернувшимися змеями заполнено ромбами, а по левую сторону тройного клубка ромбы окружены концентрическими дугами. Камень насыпи № 52 имеет два регистра, отделенные друг от друга вертикальной полосой (рис. 7-123). Слева доминируют свернувшиеся змеи, из которых складывается глазковый мотив. Несколько клубков сходятся в центре, намечая клюв и надбровные дуги. Справа к ним примыкает свернувшаяся змея меньшего размера, над ней — два чашевидных знака и концентрические дуги. Пространство снизу заполнено треугольниками, ромбами и зигзагами. В правом регистре имеется три картуша, в каждом из которых по три круглые чашевидные впадины, перемежающиеся треугольниками или «песочными часами». К картушам примыкают концентрические дуги с треугольником посередине. Можно предположить, что дуги с тре- Рис. 7-121 угольниками обозначают увеличение жизнеродной вульвы Богини. Подчеркнутое использование тройных отпечатков можно истолковать как символ тройственности источника жизни: скорей всего, существует смысловая связь между тремя чашевидными знаками и тройным змеиным клубком левого регистра. Символические изображения, которыми покрыта внутренняя сторона плиты свода восточного алькова Нью-Грейнджа, состоят из круглых совиных глаз, тройных (или более) клювов и учетверенного мотива надбровных дуг. В совокупности они образуют рисунок в виде розетки с прямоугольником посередине, крупные змеиные клубки и узор из концентрических овалов с двумя взаимообращенными полукругами посередине. Большой змеиный клубок в центре связан с утроенным мотивом глаз и клюва. К этим основным символическим изображениям примыкает полоса зигзагов; между ними рассыпаны знаки «V» шевроны ромбы зигзаги и dhcvhkh из-вивающихсязмей (рис 7-124). Как можно видеть, основной целью этих символов было обозначить присутствие Богини-совы и Богини-змеи. К этому выводу нас подводит подчеркнутое выделение мотива совиных глаз, сочетающегося с мотивом свернувшейся змеи, причем оба образа являются
Рис. 7-121 Большой камень треугольной формы у входа в камеру гробницы. Вильдесхау-зен, район Ольденбурга, Шлезвиг-Гольштейн; высота ок. 1,3 м. [.№ш VII. Религия Богини Рис. 7-122
См _) Рис. 7-122 Поразительно виртуозный символический орнамент, вырезанный на камнях при входе в гробницу Нью-Грейндж. Тройные и двойные свернувшиеся змеи перемежаются с ромбами и обрамлены шевронами (справа) и ромбами (слева). Два наибольших змеиных клубка образуют «глазковый» мотив, а их внешнее шес-тислойное продолжение окружает треугольник (внизу в центре). Ок. 3200 г. до н. э. Рис. 7-123 Рис. 7-123 Символический орнамент на камне керба № 52, Нью-Грейндж, вертикально поделенном на две части. Слева: крупный «глазковый» мотив, образованный двумя двойными свернувшимися змеями; к нему примыкают змеиный клубок поменьше и многослойная дуга; нижняя часть покрыта узором из треугольников, ромбов и зигзагов. Справа: три картуша с тремя чашевидными знаками в каждом; треугольники (вульвы) или чашевидные знаки внутри концентрических кругов. Ок. 3200 г. до н.э. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо г ини
могучими символами регенерации. Более отдаленные связи соединяют эти символы с чашевидными знаками, треугольниками или ромбами и тройками. Наут В Науте на некоторых камнях насыпи вырезаны изображения змей или лунных циклов. Согласно Бреннану, мотив извивающейся змеи мог использоваться для времяисчисления: их изображения нередко имеют 14—17 изгибов, что соответствует периоду прибывания луны. Не исключено, что изображенная на камне керба № 5 (Наут, участок 1)59 свернувшаяся змея, по бокам которой находятся С-образные дуги, представляет лунный цикл от новолуния к полнолунию и к убыванию луны (рис. 7-125). Не вызывает сомнений, что свернувшаяся змея - поливалентный символ, способный одновременно обозначать полно-луние, источник энергии спираль вечности во вре-меннбй плоскости, а также саму Богиню. Часто повторяющийся в Нью-Грейндже мотив змеи с нередко сопутствующими ему рядами ромбов или зигзагов в Науте можно видеть на камнях западного алькова, в главной камере, на четырех ортоста-тах и на нескольких камнях керба. Как уже отмеча- лось, угловые мотивы являются не просто декоративным узором, но развитием темы живородного треугольника Богини. Состоящие из двух треугольниш «песочные часы» представляют саму Богиню; а если, как на ортостате № 48 (восточная часть Наута, сбок) от центральной камеры), они оказываются заключены в картуш, то это еще более оттеняет их значимосп (рис. 7-126). Мотивы, украшающие свод и перемычки над ор-тостатами, всегда имеют «угловой» характер - ромбы в обрамлении отдельных зигзагов или несколькю рядов зигзагов (рис. 7-127). Эта закономерной! встречается во всех значительных гробницах, такю как Нью-Грейндж, Наут и Форнокс. Резьба на узко! наружной стороне камней предполагает, что на ню следовало смотреть с острия. Эти узоры наносил» заранее, а затем укладывали камни на предназначенное им место. Хотя они вполне декоративны, однакс и в них есть элементы регенерационной символики Мотивы повторяются в абстрактно-геометрическое порядке, напоминая медленное пение, литанию ил» зримую ворожбу. Окружности, точка в окружности, солнце и чашевидные знаки нередко обнаруживаются на утопленных в землю поверхностях или на нижней част!
Рис. 7 -124
Рис. 7-124 Группа взаимосвязанны) символов на внутренне стороне плиты свода и: восточного алькова Ныа Грейнджа: учетвереннъй «глазковый» мотив, тройной мотив глаза и дуги большие змеиные клубю и концентрический ом; с двумя противопостаВ' ленными полукружиям в центре, перемежаю щиеся знаками «V», шев ронами, кругами, ромба ми и извивающими^ змеями. Частичная ре конструкция. Г.ша VII. Религия Бог ини
ортостатов. Эти резные узоры не предназначались для людских взоров, но были средством ритуального контактирования с божественным, заклинания скрытых в камне жизнеродных сил Богини. Это - символы сердцевины, источника и средоточия, где зачинается и откуда бьет жизнь, расходясь концентрическими кругами и дугами. Если бы было возможно подсчитать все чашевидные знаки (искусственные и естественные) круги (концентрические и незамкнутые) и все проявления мотива «точки в круге» то стало бы очевидно что эти символы ЯВЛЯЮТСя наиболее многочислен -НЫМИ а пОТОМУ сЭ.мыМИ важными, Гавринис Традиция заклинания жизнеродных сил Богини путем вырезания символических рисунков лучше всего представлена в Гавринисе, одном из богатейших мегалитических памятников Бретани, славящемся совершенством своих рельефов (рис. 7-128, 7-129). Хронологически он совпадает с поздненеолитическим периодом коридорных гробниц и датируется приблизительно концом IV тыс. до н.э.; его перестали использовать ок. 2500 г. до н.э..0 Гавринис со всех сторон окружен водой, первоисточником жизни; он стоит на южной оконечности небольшого островка в заливе Морбиан (когда-то это был полvoctdoв северной сто-роной примыкавший к континенту) Он ориентирован на восход во время зимнего солнцестояния, то-гдэ как основное направление его кооидора указывает на мэксималь-ную точку потьема луны Во внутренней части святилища резной узор полностью покрывает поверхность 23 ортостатов, что создает впечатление символического единства. Широкое использование мотива волнистых и концентрических дуг напоминает о присутствии вокруг водного элемента. Среди символов доминиру- Рис.7-125 Свернувшаяся змея, обрамленная круглыми дугами с черточкой в центре: не исключено, что это — изображение лунного цикла. Северо-восточная часть Нау-та (ИЕ 6), 3500-3200 гг. до н. э. Рис. 7-126 В центре этого ортостата — изображения трех взятых в рамки «песочных часов» (особый знак Богини, состоящий из двух соединенных вершинами треугольников). Над ними - ряды зигзагов и ромбов. Восточная часть Наута, ортостат № 48.
Рис.7-126
Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богини Рис. 7-127.1
Рис. 7-127 (1) Планы святилища-гробницы Форнокс I; значком «х» отмечено местоположение декорированных ортостатов, ступенчатого свода и перемычек между нишами, 3500-3000 гг. до н.э. (2) Деталь перемычки при входе с орнаментом в виде зигзагов. Глава V II. Религия я огини Г яш ет изображение круга с точкой или вертикальной линией посередине, обозначающее вульву. Вокруг них -многочисленные волнистые линии и змеевидные дуги, составленные в вертикальные колонны (рис. 7-129). Эти жизненные столпы как будто говорят о том, сколь неисчерпаема жизнеродная сила Богини, вздымающаяся и текущая, подобно волнам. Эта вздымающаяся жизненная сила также проявляется в виде завивающихся линий, которые, возможно, следует интерпретировать как изображения змей. На внешней каменной плите в Гавринисе вырезано несколько быков и топор, что усиливает символику лона — воспроизводства рис. 7-130). Мегалитическое искусство являет собой символическое утверждение и прославление чередования циклов жизни и смерти на космическом уровне. Гробница уподоблена телу Богини, ориентирована на солнечный и лунный восход, украшена образами регенерации: это изящная метафора неизбежности вселенских циклов. Вселенная и есть тело Богини, внутри которого происходят смерть и озрождение. Свет который во время зимнего солнцестояния про-никает в мегалитические гробницы и освещает их внутренние покои, имеет и метафорическое значение. Это первое шевеление плода: утроба смерти об-новой жизнью. Богиня как могила и утроба Как мы видим, очертания и символика мегалитических гробниц безусловно связаны с грозной Богиней смерти и возрождения. Ее символические обозначения варьируются от оголенных костей до яйца и матки, от столбообразно условных изображений, грифов-падальшиков, кабанов и собак до возрождающих глаз и змеиных клубков. Некоторые мегалитические гробницы по сей день считаются «пещерами» Богини. Так, коридорная гробница в Нокмери (графство Тайрон', Ирландия) и сейчас зовется «Пещерой Аннайи». Действительно ли это Ее имя? Для ТОГО, чтобы найти ответ, следует обратиться к фольклору и к историческим источникам. В народных сказках Она является в виде старой ведьмы или великанши а именуют ее Ана Аннайа Ahv и Ahkv Из древних литературных источников известно что бретонская Ahkv или Маро и есть Смерть А ирландская Морриган идентифицируется с Аной которая считается хранительницей мертвых и матерью богов Можно предположить что эти имена - наследие строителей мегалитических гробниц Богиня смерти и возрождения — Богиня зимы и мрака. В фольклоре всех стран Европы она является в виде ведьмы на костяных ногах, белой или снежной Рис. 7-128 Рис. 7-128 Ортостаты с выгравированным орнаментом из святи-лшла-гробницы Гавринис. Основной повторяющийся мотив - знак вульвы, окруженный концентрическими дугами, волнистыми линиями и змеевидными формами. Поздний неолит, Бретань. IV тыс. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
Рис.7-129 Рис. 7-130 Рис. 7-129 Концентрические дуги расходятся от центрального вульво-подобного отверстия, в их верхних частях — омфаличе-ские выступы. Орнамент, выгравированный на ортостате из Гавриниса. Начало IV тыс. до н.э. женщины. Пора ее власти и мощи приходится на зиму, в особенности на конец декабря — начало января. В Скандинавии этот период называется «рождеством» («jol», а по-английски - «yule»), что не имеет ни малейшего отношения к Рождеству Христову. Как можно предположить, в доисторическую эпоху именно в этот период происходила большая часть ритуалов, необходимых для пробуждения природы и умиротворения Богини зимы. Ранней весной испуганная ведьма-Зима оборачивается прекрасной обнаженной девушкой. Она появляется у ручьев, потоков, озер и рек, расчесывая золотые волосы или качаясь на ветвях ивы. А ее сексуальная привлекательность говорит о том что зима перешла в период регенерации Этот мотив до сих пор существует в европейском фольклоре а его символический ряд имеет близкие параллели в характерных для погребальных памятников ЭПОХИ неолита обозззх смеПТИ и DCГЕНСОЭЦИИ Рис. 7-130 Гигантский топор и быки с огромными рогами, выгравированные на покровной плите камеры в Гавринисе.
Глава VIII Священные знаки-письмена
Вотивные приношения -дары божеству во исполнение обета, воли или пожелания — культовые предметы с сакральными знаками, которые обычно находят группами или рядами, являются характерной чертой неолита и медного века, особенно в Восточной и Центральной Европе. Сам факт изобретения письменных знаков более восьми тысяч лет назад представляется настолько немыслимым, что до сих пор эта возможность никем всерьез не рассматривалась, а имеющимся свидетельствам уделялось мало внимания. В мои намеренья не входит детальный анализ этих знаков или их «чтение», предпринятое некоторыми любителями, которые пытались опереться на индоевропейские языки. Древнеевро-пейские письмена не принадлежат к группе индо-европейских языков так же как критская иеро-глифика, линейное письмо А или кипро-минойская письменность котсшые поэтому и не удается рас-шифровать. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь будет найден сше один Розеттский KtlMCнь с ГШ-раллельным текстом на одном из индоевпопейских языков - в принципе ничего невероятного тут нет Пока же просто приглядимся к этому удивительному достижению Древней Европы. Честь изобретения письменности традиционно приписывается шумерам, однако в Центральной и Восточной Европе письменные знаки появились за две тысячи лет до всех известных нам примеров. В отличие от шумерского, древнеевропейское письмо не имело хозяйственного, юридического или административного назначения. Его развитие было обусловлено длительным использованием графических символов, существовавших в рамках все более усложнявшегося культа Великой Богини. Поскольку письмена встречаются лишь на культовых предметах, их, по всей видимости, следует интерпретировать как свя-щенные иероглифы.
История Первые археологические находки со священными знаками были сделаны в 1874 г. при раскопках Турдаша (Тордоша), раннего поселения культуры винча на территории Трансильвании. Однако лишь в 1961 г.. после того как в жертвенной яме ранней культуры винча в окрестностях Клужа (также в Трансильвании) были найдены так называемые «тартарские таблички», они пробудили настоящий интерес. М.С.Ф.Худ и другие ученые сочли их производной от известного шумерского письма и охарактеризовали таблички как «бессмысленную имитацию письмен- ных записей более цивилизованного народа...»'. С тех пор были обнаружены сотни священных предметов с «письменами», однако, даже несмотря на хорошо документированную стратиграфию, их несомненно важное значение по-прежнему игнорируется. Согласно калиброванной радиоуглеродной хронологии, они появились в первой половине VI тыс. до н.э. и использовались на протяжении двухтысячелетий. Не вызывает сомнения, что эти значки намного старше шумерской письменности Месопотамии или письменности цивилизации хараппы; что же касается критской иероглифики и кипро-минойского письма, то они появились на несколько тысячелетий позже. Следует полностью отвергнуть идею месопотам-ского заимствования, поскольку это очевидным образом противоречит хронологическим данным. Наличие священного письма вполне соответствует уровню развития древнеевропейских культур. Его использование приходится на то время, когда обитатели Центральной и Восточной Европы обладали металлургией, достаточно развитой архитектурой, широкой сетью торговых связей, удивительным мастерством и значительной степенью специализации при производстве разных изделий, а также сложной и отчетливо выраженной системой религиозных практик и представлений. Распространение Этот древнейший вид письма не был случайным явлением, зафиксированным в одном месте; напротив, перед нами феномен самого широкого распространения. К настоящему времени известно около сотни мест, при раскопках которых были обнаружены предметы с «письменами». Большая их часть относится к культурным группам винча и тиса (бассейны Моравы, Дуная и Тисы в Югославии, Восточной Венгрии, Северо-Западной Болгарии и Западной Румынии), а также к культуре караново (Центральная Болгария и Южная Румыния). Кроме того, написанные или нарисованные знаки, ранее таковыми не считавшиеся, были опознаны на керамике культур димини, кукутени, петрешти, бутмир, бюкк и линейно-ленточной керамики. Поэтому неуместно име-новать их «письмом культуры винча»: данный феномен не был единичным. Напротив, он был характерен для всех развитых культур Древней Европы VI-V тыс. до н.э. Отдельные значки порой встреча-ются на керамике и изделиях из кости в Южной Италии эпохи неолита и в мегалитической культуре Западной Европы.
Гимбутас М. Цивили зация Великой Богин
Внутренний анализ Внутренний анализ надписей из 29 поселений культуры винча представлен в диссертации Ш.М.М.Уинна «Знаки культуры винча» (1973), позже опубликованной под названием «Предписьмен-ность Юго-Восточной Европы: знаковая система культуры винча» (1981)2. Каталог Уинна включает 210 опознаваемых знаков, в том числе простые и модифицированные символы, линии, точки и кривые. Как считает автор, все они состоят из 5 базовых элементов, куда входят: 1) прямая линия; 2) две прямых линии, пересекающиеся в центре; 3) две линии, соединенные с одного конца; 4) точка; 5) кривая. Уинн не задавался целью проводить одзличие между сиМВОЛАМИ и письменами. Его классификация представляет гипотетический процесс развития графики от простых форм к более сложным. В этом корпусе из 210 знаков культуры винча около трети — символы, использовавшиеся по всей Европе. Обычно они стоят отдельно и не вписаны в ряды знаков: исключение составляют символы «V», «М», «X» (или «+»), а также 2-4 вертикальные черточки или точки, которые входят в состав письма Всего насчитывается около 30 базовых знаков (рис. 8-1), остальные образовывались путем добавления к ним одной, двух или трех линий или благодаря комбинированию двух базовых знаков — удвоению, инверсии, противоположению (рис. 8-2). Базовые знаки в корне отличаются друг от друга; обособились они чрезвычайно рано. Я не считаю, к примеру, что «V» ведет происхождение от диагонали, поскольку этот знак был в ходу с верхнего палеолита. Также не похоже, чтобы знак «М» возник из удвоения перевернутого знака «V», поскольку с самого начала он имел вид зигзага. Как и египетский иероглиф воды, ^^^, ти, «М» в качестве идеограммы воды мог обрести фонетический эквивалент
VAMA//W ХтУ П D<0> А
Рис. 8-1 Основные знаки древнеевропейского «письма», 5300-4300 гг. до н.э.
Sma VIII. Священные знаки-пись мена Рис. 8-2 V X ^Tv7^ f> z\ ^ ^ ^»/ $ Ф xxi ^4 tX X X) -Х- ix i их!'# х Х> К ни ^i^^+'+jfrJ- м /^ /v\ W >\ лдл, v^ д^ /у\ ^ч рА /-Л /^ ((:(С С- H С I 3 СС-ДОС») г + + Н Т YS*1 I- п Пя«пnmн
Рис. 8-2 Базовые знаки (слева) и их производные (справа), образованные с помощью добавления одной или двух черточек, точки, изогнутой линии или при удвоении или перевертывании базовых знаков. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богж
Рис. 8-3 Рис. 8-3 Мадонна из Раста, Западная Румыния, со знаками на спине и по бокам. На спине ясно различима полоса с «письменными» знаками; есть они и на так ребенка. Культура винча. Начало Vтыс. до н.э.; высота 12см. Рис. 8-4 Терракотовая статуэтка из кургана в Тангыру, бассейн Нижнего Дуная, Румыния, с полоаами знаков спереди и сзади (см. рисунки под изображением статуэтки). Культурная группа боян, фаза Па. Конец VI тыс. до н.э.; высота 9 см.
Рис. 8-4 ^N<] v5)»^ -Чч<И)Г^ Рис. 8-5 Глиняная статуэтка с вырезанными на маске знаками. Винча; высота 5 см. Рис. 8-6 Полосы знаков вокруг ножек антропоморфного сосуда куль туры тиса. Кёкеньдомб, Сегвар, Юго-Восточная Венгрия. Ок. 5300-5000 гг. до н.э.
Рис. 8-7 Горизонтальные и вертикальные ряды знаков на миниатюрны) сосудах, м.б. вотивного характера. (1) Винча, средний периш культуры винча; (2) Сегвар-Тюз-кёвеш, Сентеш, Венгрия, культура тиса; (3) Дая-Романа (Дал-лендорф), район Альба, Западная Румыния. Высота (1)5 см: (2) 8 см; (3) ширина 6,4 см. !т а а Ш, Священные е наки-п и сьмена
Пш бутас М. Цивили з аця я Великой Богш
Рис. 8-8 Рис. 8-8 Глиняная модель святилища из Градешницы с символическим орнаментом на фасаде, стенах и кровле. На фронтальных колоннах тто обеим сторонам от входа — вертикальные полосы «письменных» знаков. Культура винча. Начало Утыс. до н.э.; выссутэ 14 5 см Рис. 8-9 Глиняный фаллос со знаками на пьедестале. Культура старчево-криш, Окна-Сибиулуй, район Сибиу, Центральная Румыния. Ок. 5500 г. до н. э.; высота 10 см. Рис. 8-11
Рис. 8-10 ^ У"\ Рис. 8-10 Пряслице с «надписью» из знаков (ниже — она же в развернутом виде). Фафос, поселение культуры винча в Косовска-Митровице, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; длина 8,2 см. Рис. 8-11 Овальная терракотовая пластина (символ священного каравая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого располагаются «письменные» знаки. Вид сверху и сбоку. Ранний период культуры винча. Ок. 5200-5000гг. до н.э., Баница, Белград; длина 15 см. Рис. 8-12 Мелкий сосуд из Градешницы, Враца (поселения культуры винча в Северо-Западной Болгарии), с обеих сторон покрытый «письменными» знаками. (1) Внешняя сторона: знаки окружают символическую фигуру; (2) внутренняя сторона: четыре полосы знаков. Начало Утыс. до н.э.; длина 12,5 см.
У4* Рис. 8-12 bam VIII, Св ященные знаки-письмена еще в глубокой древности. В классической слоговой азбуке Кипра знак /\/\ обозначает слог mi. Аналогичные знаки существовали в VI тыс. до н.э. Поскольку некоторые знаки о ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|