Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Символика плодородия в мегалитических гробницах Западной Европы





Как мы уже видели, западноевропейские мегали­тические гробницы не были могилами в современ­ном понимании этого слова, но представляли собой священные памятники, в которых происходили ри­туалы, связанные с регенерацией и с поклонением предкам. Вырезанные на стенах гробниц изображе­ния являются символами регенерации.

На камнях входа, ортостатах, камнях свода и на­сыпях были выдолблены, вырезаны и, порой, нари­сованы разнообразные символы. Однако на протя-


 


tma VII, Религия Бооини



 


жении почти ста лет мегалитическое искусство счи­талось чисто орнаментальным, а его религиозное значение игнорировалось. Меж тем эти символы не менее значимы для расшифровки верований строи­телей мегалитов, нежели для христианства - скульп­туры и иконы.

Большой вклад в изучение мегалитического ис­кусства внесла Э.Туиг, собрав в одном томе практи­чески все символы, которые только были вырезаны или нарисованы на камнях от Португалии до Ир­ландии56. Хотя она не предложила какой-либо соб­ственной интерпретации, ее работа сделала доступ­ными важные материалы по мегалитическому искус­ству.

 

Ключ к расшифровке мегалитического искусства дал М.Бреннан, который разглядел связь между рас­становкой памятников и их символикой, с одной сто­роны, и точками солнцестояния, равноденствия, сол­нечных и лунных восходов, а также лунных циклов, сдругой57. Важность этого наблюдения сомнению не подлежит. Однако не следует видеть в этих символах лишь отражение астрономических и математических знаний, не имеющих никакого отношения к религии. Мегалитические памятники необходимо рассматри­вать в контексте ритуалов. Мы не много выиграем, если будем знать чтоГавринис Нью-Грейндж Маэс-Хоу и другие гробницы были ориентированы на вос­ход солнца в момент зимнего солнцестояния. Вопрос втом почему они были так ориентированы. И ответ на него может дать лишь анализ символики мегали­тов.



За резными или рисованными знаками, которые появляются во всех регионах распространения мега­литического искусства, безусловно стоит некий символический язык. Эти единичные или сгруппи­рованные вместе изображения нельзя считать случай­ными «макаронами» или граффити: они являются частью древней системы религиозной экспрессии. Можно выделить следующие категории:

Схематические изображения Богини: сюда относят­ся холмообразные фигуры с выступом вместо голо­вы (порой с волосами) или без него, совинообразные менгиры и стелы, а также изображения глаз и гру­дей. Ее жизнеродящая вульва обозначается треуголь­ником, двойным треугольником, ромбом и «песоч­ными часами».

Водные знаки: зигзаги, волнистые линии, много­численные дуги и чашевидные знаки.

Змеи: свернувшиеся клубком или извивающиеся. Одна свернувшаяся змея идентична изображению солнца, удвоенная — изображению глаза и бараньих рогов.

Солнце с лучами и солнечные часы с чашевидным знаком посередине — символы жизненной энергии.

Деревья жизни или жизненные столпы: вертикаль­но составленные дуги или вертикально ползущие змеи и другие изображения сходного типа.

 


Спирали, крюки, рога, топоры и «гребни» — стиму­ляторы жизненных сил.

Быки или бычьи рога - символы утробы Богини.

Ладьи - мостки в потусторонний мир и катализа­торы возрождения.

Эти образы поддаются расшифровке только в контексте всей символической системы древне-европейского неолита. Однако изучение тех или иных мотивов и их сочетаний на примере отдельно взятых памятников, таких как Гавринис в Бретани или Нью-Грейндж и Наут в Ирландии, также может быть весьма плодотворным.

Важно задаться вопросом, почему на мегалитах бывают только строго определенные символические изображения — треугольники, вульвы, чашевидные знаки, концентрические дуги, глаза, свернувшиеся змеи и солнце? Почему на погребальных памятни­ках фигурируют дерево жизни и жизненные столпы? Существенное значение имеет взаимосочетаемость знаков. К примеру, есть отчетливая связь между вод­ными знаками, змеями и женскими изображениями. Чашевидные знаки взаимозаменяемы с треугольни­ками; они либо ассоциируются с водными знаками, либо окружены ими, а также концентрическими ду­гами или кругами и волнистыми линиями. Можно также говорить о внутренней связи между свернув­шейся змеей и солнцем или глазом. Спирали, полу­месяцы Dora kdiokh и топоры сопровождают сим-волические обозначения жизненного источника и выступают в качестве стимулятооов жизненных сил Все они - «символы становления».

Сперва обратимся к символам, которые можно обозначить как общепринятые знаки образа Богини. В человеческом обличий она почти не появляется, за исключением антропоморфных менгиров, схемати­зированных изображений человеческой фигуры (рис. 7-117, 7-П8) и гибридов женщины-птицы. Да и для них бывают характерны не столько антропо­морфные, сколько совиные очертания, как это мож­но видеть по изображению на стеле из западного ко­ридора Наута (рис. 7-119) и по пластинам аспидного сланца и костям из Португалии, Испании и Южной Франции. Чаще всего встречаются символические изображения Богини в виде глаз, клюва и бровей (рис. 7-120.7 8) или свернувшихся змей, солнечных дис­ков пзтаи и ожерелий (см tmc 7-41) или же в виде геометрических форм -треугольников ромбов и «пе­сочных часов». У входа в мегалитические гробницы иногда стоят огромные камни треугольной (Ьормы: не исключено, что они представляют собой Богиню (рис. 7-121).

Тесную связь между Богиней и ее знаками можно также наблюдать на примере трапециевидных пла­стин аспидного сланца, коровьих костей и сосудов, которые находят в коридорных гробницах. На неко­торых имеются схематические изображения лица или одних глаз, на других вырезаны ряды треугольников,



Ihunyrihw М. Нчеи.шмияя Веткой Богат


 


зигзагов, ромбов, дуг, чашевидных знаков, порой - знаков «X» и «пе­сочных часов» (см. рис. 7-120).

Теперь обратимся к некоторым наиболее значительным мегалити­ческим гробницам.

Нью-Грейндж

Для Нью-Грейнджа характерна высокая концентрация символов либо на самых заметных, либо на самых важных с точки зрения культа участ­ках58. Таковыми здесь являются стоящий при входе камень насыпи № 1, камень свода восточного алькова и камень насыпи № 52. Все они отли­чаются виртуозностью орнамента и техническим совершенством отдел­ки.

На камне насыпи № 1 можно видеть типичное для Нью-Грейнджа сочетание символов (рис. 7-122). Большую часть его поверхности по­крывают одинарные, двойные и тройные изображения свернувшихся змей. Два верхних завитка образуют характерный для коридорных гроб­ниц Ирландии мотив глаза. К ним присоединен третий, так что вме­сте они складываются в тройную спираль: этот знак повторяется не только в Нью-Грейндже, но и на других памятниках. Богиня являет


Рис. 7-118 План коридорной гробницы Ле-Пьер-Плат, Локмарьякер, Бретань, с расположенным под углом коридором (верхний ри­сунок), и схематические изо­бражения - возможно, Боги­ни-совы, выгравироаанные на внутренней стороне камней коридора (нижние рисунки). У всех изображений имеется вертикальная линия в центреи по три-четыре круга или дуги с каждой стороны. Кроме того, на всех можно видеть множест­во вырезанных в разное врем кругов. Вероятно, начало IV тыс. до н.э.


 


 
 


Рис.7-117


Рис. 7-117 (а) Плита из коридорной гробницы, найденная у внешнего входа в коридор: на ней вырезано омфаличе-ское изображение («холм с шишкой»). Что касается камеры (Ь), то она имеет очертания улья (что, ско­рей всего, символизирует могущество Матери-зем­ли), вздымающегося, как холм или беременное чре­во.

Я см


Рис.7-119 Изображение Богини в обли­чий совы, выгравированное на камне, стоящем справа от каме­ры в западном коридоре гроб­ницы Наут, Ирландия. В верх­ней части различимы круглив глаза совы вся оставшаяся по­верхность покрыта орнаментом с мотивами лабиринта и водной стихии В центре выделена вульва Ок 3500 г до н э ' вы­сота 48 1 см

Рис. 7-120 Изображения глаз Богини-совы на трапециевидной слан­цевой пластине, на коровь костях из коридорных гробниц Португалии и Испании, на со­судах из коридорных гробниц Северной Европы. Их поверх­ность покрыта рядами зигзагов, треугольников, дуг, штриховым и сетчатым узором. (1) Кинта-Фариньейра; (2) Лос-Милья-рес, Южная Испания; (3-6) Альмисарак, Испания; (7) Кинделёсе, Кирке-Хил-линге; (8) Хильдехёй, Дания. Ок. 3000 г. до н.э.


Глава VII. Религия Богини



 


       
   
 
 



Рис. 7-118


^^'iPi


Рис. 7-119


Рис. 7-120

▼.▼.▼▼▼ ▼.▼.▼▼

■▼▼..▼.▼▼▼▼▼▼▼▼

▼ ▼▼▼▼▼.▼-▼■У

▼ ▼▼▼▼▼-▼^



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


I


 


себя в единичности, двойственности и тройствен­ности, Она - все вместе взятое. Если свернувшаяся змея символизирует источник жизненных сил, то в тройной спирали заключено максимальное могуще­ство. Внешняя линия третьего, нижнего завитка вы­ходит за пределы тройной спирали, поворачивает в другую сторону и образует фигуру из нескольких дуг с треугольником посередине. Пространство между свернувшимися змеями заполнено ромбами, а по ле­вую сторону тройного клубка ромбы окружены кон­центрическими дугами.

Камень насыпи № 52 имеет два регистра, отделен­ные друг от друга вертикальной полосой (рис. 7-123). Слева доминируют свернувшиеся змеи, из которых складывается глазковый мотив. Несколько клубков сходятся в центре, намечая клюв и надбровные дуги. Справа к ним примыкает свернувшаяся змея меньшего размера, над ней — два чашевидных знака и концен­трические дуги. Пространство снизу заполнено тре­угольниками, ромбами и зигзагами. В правом регист­ре имеется три картуша, в каждом из которых по три круглые чашевидные впадины, перемежающиеся тре­угольниками или «песочными часами». К картушам примыкают концентрические дуги с треугольником посередине. Можно предположить, что дуги с тре-

Рис. 7-121


угольниками обозначают увеличение жизнеродной вульвы Богини. Подчеркнутое использование тройных отпечатков можно истолковать как символ тройствен­ности источника жизни: скорей всего, существует смы­словая связь между тремя чашевидными знаками и тройным змеиным клубком левого регистра.

Символические изображения, которыми покры­та внутренняя сторона плиты свода восточного аль­кова Нью-Грейнджа, состоят из круглых совиных глаз, тройных (или более) клювов и учетверенного мотива надбровных дуг. В совокупности они образу­ют рисунок в виде розетки с прямоугольником посе­редине, крупные змеиные клубки и узор из кон­центрических овалов с двумя взаимообращенными полукругами посередине. Большой змеиный клубок в центре связан с утроенным мотивом глаз и клюва. К этим основным символическим изображениям примыкает полоса зигзагов; между ними рассыпаны знаки «V» шевроны ромбы зигзаги и dhcvhkh из-вивающихсязмей (рис 7-124).

Как можно видеть, основной целью этих символов было обозначить присутствие Богини-совы и Богини-змеи. К этому выводу нас подводит подчеркнутое вы­деление мотива совиных глаз, сочетающегося с моти­вом свернувшейся змеи, причем оба образа являются

 

Рис. 7-121 Большой камень треуголь­ной формы у входа в каме­ру гробницы. Вильдесхау-зен, район Ольденбурга, Шлезвиг-Гольштейн; вы­сота ок. 1,3 м.


[.№ш VII. Религия Богини



Рис. 7-122



 


 


 


 


См

_)


Рис. 7-122 Поразительно виртуозный символический орнамент, вырезанный на камнях при входе в гробницу Нью-Грейндж. Тройные и двойные свернувшиеся змеи перемежаются с ромбами и обрамлены шевронами (спра­ва) и ромбами (слева). Два наибольших змеиных клубка образуют «глазковый» мотив, а их внешнее шес-тислойное продолжение окружает треугольник (внизу в центре). Ок. 3200 г. до н. э.

Рис. 7-123

Рис. 7-123 Символический орнамент на камне керба № 52, Нью-Грейндж, вертикально поделенном на две части. Сле­ва: крупный «глазковый» мотив, образованный двумя двойными свернувшимися змеями; к нему примыка­ют змеиный клубок поменьше и многослойная дуга; нижняя часть покрыта узором из треугольников, ром­бов и зигзагов. Справа: три картуша с тремя чашевидными знаками в каждом; треугольники (вульвы) или чашевидные знаки внутри концентрических кругов. Ок. 3200 г. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 


могучими символами регенерации. Более отдаленные связи соединяют эти символы с чашевидными знака­ми, треугольниками или ромбами и тройками.

Наут

В Науте на некоторых камнях насыпи вырезаны изображения змей или лунных циклов. Согласно Бреннану, мотив извивающейся змеи мог использо­ваться для времяисчисления: их изображения неред­ко имеют 14—17 изгибов, что соответствует периоду прибывания луны. Не исключено, что изображенная на камне керба № 5 (Наут, участок 1)59 свернувшаяся змея, по бокам которой находятся С-образные дуги, представляет лунный цикл от новолуния к полнолу­нию и к убыванию луны (рис. 7-125). Не вызывает сомнений, что свернувшаяся змея - поливалентный символ, способный одновременно обозначать полно-луние, источник энергии спираль вечности во вре-меннбй плоскости, а также саму Богиню.

Часто повторяющийся в Нью-Грейндже мотив змеи с нередко сопутствующими ему рядами ромбов или зигзагов в Науте можно видеть на камнях запад­ного алькова, в главной камере, на четырех ортоста-тах и на нескольких камнях керба. Как уже отмеча-


лось, угловые мотивы являются не просто декоратив­ным узором, но развитием темы живородного тре­угольника Богини. Состоящие из двух треугольниш «песочные часы» представляют саму Богиню; а если, как на ортостате № 48 (восточная часть Наута, сбок) от центральной камеры), они оказываются заключе­ны в картуш, то это еще более оттеняет их значимосп (рис. 7-126).

Мотивы, украшающие свод и перемычки над ор-тостатами, всегда имеют «угловой» характер - ром­бы в обрамлении отдельных зигзагов или несколькю рядов зигзагов (рис. 7-127). Эта закономерной! встречается во всех значительных гробницах, такю как Нью-Грейндж, Наут и Форнокс. Резьба на узко! наружной стороне камней предполагает, что на ню следовало смотреть с острия. Эти узоры наносил» заранее, а затем укладывали камни на предназначен­ное им место. Хотя они вполне декоративны, однакс и в них есть элементы регенерационной символики Мотивы повторяются в абстрактно-геометрическое порядке, напоминая медленное пение, литанию ил» зримую ворожбу.

Окружности, точка в окружности, солнце и ча­шевидные знаки нередко обнаруживаются на утоп­ленных в землю поверхностях или на нижней част!


 

Рис. 7-124



 

 

 

Рис. 7-124 Группа взаимосвязанны) символов на внутренне стороне плиты свода и: восточного алькова Ныа Грейнджа: учетвереннъй «глазковый» мотив, трой­ной мотив глаза и дуги большие змеиные клубю и концентрический ом; с двумя противопостаВ' ленными полукружиям в центре, перемежаю щиеся знаками «V», шев ронами, кругами, ромба ми и извивающими^ змеями. Частичная ре конструкция.


Г.ша VII. Религия Богини



 



Рис.7-125

ортостатов. Эти резные узоры не предназначались для людских взоров, но были средством риту­ального контактирования с боже­ственным, заклинания скрытых в камне жизнеродных сил Богини. Это - символы сердцевины, ис­точника и средоточия, где зачина­ется и откуда бьет жизнь, расхо­дясь концентрическими кругами и дугами. Если бы было возможно подсчитать все чашевидные зна­ки (искусственные и естествен­ные) круги (концентрические и незамкнутые) и все проявления мотива «точки в круге» то стало бы очевидно что эти символы ЯВ­ЛЯЮТСя наиболее многочислен -НЫМИ а пОТОМУ сЭ.мыМИ важны­ми,

Гавринис

Традиция заклинания жизне­родных сил Богини путем выреза­ния символических рисунков луч­ше всего представлена в Гавринисе, одном из богатейших мегалити­ческих памятников Бретани, сла­вящемся совершенством своих рельефов (рис. 7-128, 7-129). Хронологически он совпадает с поздненеолитическим периодом коридорных гробниц и датируется приблизительно концом IV тыс. до н.э.; его перестали использовать ок. 2500 г. до н.э..0 Гавринис со всех сторон окружен водой, первоис­точником жизни; он стоит на юж­ной оконечности небольшого ост­ровка в заливе Морбиан (когда-то это был полvoctdoв северной сто-роной примыкавший к континен­ту) Он ориентирован на восход во время зимнего солнцестояния, то-гдэ как основное направление его кооидора указывает на мэксималь-ную точку потьема луны

Во внутренней части святили­ща резной узор полностью покры­вает поверхность 23 ортостатов, что создает впечатление символи­ческого единства. Широкое ис­пользование мотива волнистых и концентрических дуг напоминает о присутствии вокруг водного эле­мента. Среди символов доминиру-


Рис.7-125 Свернувшаяся змея, обрамлен­ная круглыми дугами с черточ­кой в центре: не исключено, что это — изображение лунного цик­ла. Северо-восточная часть Нау-та (ИЕ 6), 3500-3200 гг. до н. э.

Рис. 7-126 В центре этого ортостата — изо­бражения трех взятых в рамки «песочных часов» (особый знак Богини, состоящий из двух со­единенных вершинами тре­угольников). Над ними - ряды зигзагов и ромбов. Восточная часть Наута, ортостат № 48.


 

Рис.7-126


 


 



 

mm

Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


Рис. 7-127.1



25 фт

 



Рис. 7-127.2

Рис. 7-127

(1) Планы святилища-гробницы Форнокс I; значком «х» отмечено местоположение декорированных ортостатов, сту­пенчатого свода и перемычек между нишами, 3500-3000 гг. до н.э.

(2) Деталь перемычки при входе с орнаментом в виде зигзагов.


Глава VII. Религия яогини

Гяш

ет изображение круга с точкой или вертикальной ли­нией посередине, обозначающее вульву. Вокруг них -многочисленные волнистые линии и змеевидные дуги, составленные в вертикальные колонны (рис. 7-129). Эти жизненные столпы как будто говорят о том, сколь неисчерпаема жизнеродная сила Богини, взды­мающаяся и текущая, подобно волнам. Эта вздымаю­щаяся жизненная сила также проявляется в виде за­вивающихся линий, которые, возможно, следует ин­терпретировать как изображения змей. На внешней каменной плите в Гавринисе вырезано несколько быков и топор, что усиливает символику лона — вос­производства рис. 7-130).

Мегалитическое искусство являет собой символи­ческое утверждение и прославление чередования циклов жизни и смерти на космическом уровне. Гроб­ница уподоблена телу Богини, ориентирована на сол­нечный и лунный восход, украшена образами реге­нерации: это изящная метафора неизбежности все­ленских циклов. Вселенная и есть тело Богини, внутри которого происходят смерть и озрождение. Свет который во время зимнего солнцестояния про-никает в мегалитические гробницы и освещает их внутренние покои, имеет и метафорическое значе­ние. Это первое шевеление плода: утроба смерти об-новой жизнью.


Богиня как могила и утроба

Как мы видим, очертания и символика мегалити­ческих гробниц безусловно связаны с грозной Боги­ней смерти и возрождения. Ее символические обо­значения варьируются от оголенных костей до яйца и матки, от столбообразно условных изображений, грифов-падальшиков, кабанов и собак до возрождаю­щих глаз и змеиных клубков. Некоторые мегалити­ческие гробницы по сей день считаются «пещерами» Богини. Так, коридорная гробница в Нокмери (граф­ство Тайрон', Ирландия) и сейчас зовется «Пещерой Аннайи». Действительно ли это Ее имя? Для ТОГО, чтобы найти ответ, следует обратиться к фольклору и к историческим источникам. В народных сказках Она является в виде старой ведьмы или великанши а име­нуют ее Ана Аннайа Ahv и Ahkv Из древних лите­ратурных источников известно что бретонская Ahkv или Маро и есть Смерть А ирландская Морриган идентифицируется с Аной которая считается храни­тельницей мертвых и матерью богов Можно пред­положить что эти имена - наследие строителей ме­галитических гробниц

Богиня смерти и возрождения — Богиня зимы и мрака. В фольклоре всех стран Европы она является в виде ведьмы на костяных ногах, белой или снежной


Рис. 7-128



Рис. 7-128 Ортостаты с выгравирован­ным орнаментом из святи-лшла-гробницы Гавринис. Основной повторяющийся мотив - знак вульвы, окру­женный концентрическими дугами, волнистыми линия­ми и змеевидными форма­ми. Поздний неолит, Бре­тань. IVтыс. до н.э.


 



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 



Рис.7-129

Рис. 7-130


Рис. 7-129 Концентрические дуги расхо­дятся от центрального вульво-подобного отверстия, в их верхних частях — омфаличе-ские выступы. Орнамент, вы­гравированный на ортостате из Гавриниса. Начало IV тыс. до н.э.


женщины. Пора ее власти и мощи приходится на зиму, в особенности на конец декабря — начало января. В Скандинавии этот период назы­вается «рождеством» («jol», а по-английски - «yule»), что не имеет ни малейшего отношения к Рожде­ству Христову. Как можно предпо­ложить, в доисторическую эпоху именно в этот период происходила большая часть ритуалов, необходи­мых для пробуждения природы иумиротворения Богини зимы. Ран­ней весной испуганная ведьма-Зима оборачивается прекрасной обнаженной девушкой. Она появ­ляется у ручьев, потоков, озер и рек, расчесывая золотые волосы иликачаясь на ветвях ивы. А ее сексу­альная привлекательность говорит о том что зима перешла в период регенерации Этот мотив до сих пор существует в европейском фольк­лоре а его символический ряд име­ет близкие параллели в характер­ных для погребальных памятников ЭПОХИ неолита обозззх смеПТИ и DC­ГЕНСОЭЦИИ


Рис. 7-130 Гигантский топор и быки с огромными рогами, выгравированные на покровной плите камеры в Гавринисе.


 

Глава VIII

Священные знаки-письмена


 

 


 


Вотивные приношения -дары божеству

во исполнение обета, воли или пожелания — культо­вые предметы с сакральными знаками, которые обычно находят группами или рядами, являются ха­рактерной чертой неолита и медного века, особенно в Восточной и Центральной Европе. Сам факт изо­бретения письменных знаков более восьми тысяч лет назад представляется настолько немыслимым, что до сих пор эта возможность никем всерьез не рассмат­ривалась, а имеющимся свидетельствам уделялось мало внимания. В мои намеренья не входит деталь­ный анализ этих знаков или их «чтение», предпри­нятое некоторыми любителями, которые пытались опереться на индоевропейские языки. Древнеевро-пейские письмена не принадлежат к группе индо-европейских языков так же как критская иеро-глифика, линейное письмо А или кипро-минойская письменность котсшые поэтому и не удается рас-шифровать. Остается лишь надеяться, что когда-ни­будь будет найден сше один Розеттский KtlMCнь с ГШ-раллельным текстом на одном из индоевпопейских языков - в принципе ничего невероятного тут нет Пока же просто приглядимся к этому удивительному достижению Древней Европы.

Честь изобретения письменности традиционно приписывается шумерам, однако в Центральной и Восточной Европе письменные знаки появились за две тысячи лет до всех известных нам примеров. В от­личие от шумерского, древнеевропейское письмо не имело хозяйственного, юридического или админи­стративного назначения. Его развитие было обуслов­лено длительным использованием графических сим­волов, существовавших в рамках все более усложняв­шегося культа Великой Богини. Поскольку письмена встречаются лишь на культовых предметах, их, по всей видимости, следует интерпретировать как свя-щенные иероглифы.

 

История

Первые археологические находки со священны­ми знаками были сделаны в 1874 г. при раскопках Турдаша (Тордоша), раннего поселения культуры винча на территории Трансильвании. Однако лишь в 1961 г.. после того как в жертвенной яме ранней куль­туры винча в окрестностях Клужа (также в Трансиль­вании) были найдены так называемые «тартарские таблички», они пробудили настоящий интерес. М.С.Ф.Худ и другие ученые сочли их производной от известного шумерского письма и охарактеризовали таблички как «бессмысленную имитацию письмен-


ных записей более цивилизованного народа...»'. С тех пор были обнаружены сотни священных предметов с «письменами», однако, даже несмотря на хорошо документированную стратиграфию, их несомненно важное значение по-прежнему игнорируется.

Согласно калиброванной радиоуглеродной хроно­логии, они появились в первой половине VI тыс. до н.э. и использовались на протяжении двухтысячеле­тий. Не вызывает сомнения, что эти значки намного старше шумерской письменности Месопотамии или письменности цивилизации хараппы; что же касает­ся критской иероглифики и кипро-минойского пись­ма, то они появились на несколько тысячелетий поз­же. Следует полностью отвергнуть идею месопотам-ского заимствования, поскольку это очевидным образом противоречит хронологическим данным.

Наличие священного письма вполне соответствует уровню развития древнеевропейских культур. Его использование приходится на то время, когда обита­тели Центральной и Восточной Европы обладали металлургией, достаточно развитой архитектурой, широкой сетью торговых связей, удивительным мас­терством и значительной степенью специализации при производстве разных изделий, а также сложной и отчетливо выраженной системой религиозных практик и представлений.

Распространение

Этот древнейший вид письма не был случайным явлением, зафиксированным в одном месте; напро­тив, перед нами феномен самого широкого распро­странения. К настоящему времени известно около сотни мест, при раскопках которых были обнаруже­ны предметы с «письменами». Большая их часть от­носится к культурным группам винча и тиса (бассей­ны Моравы, Дуная и Тисы в Югославии, Восточной Венгрии, Северо-Западной Болгарии и Западной Ру­мынии), а также к культуре караново (Центральная Болгария и Южная Румыния). Кроме того, написан­ные или нарисованные знаки, ранее таковыми не считавшиеся, были опознаны на керамике культур димини, кукутени, петрешти, бутмир, бюкк и линей­но-ленточной керамики. Поэтому неуместно име-новать их «письмом культуры винча»: данный фе­номен не был единичным. Напротив, он был харак­терен для всех развитых культур Древней Европы VI-V тыс. до н.э. Отдельные значки порой встреча-ются на керамике и изделиях из кости в Южной Италии эпохи неолита и в мегалитической культуре Западной Европы.


5огит

Гимбутас М. Цивилизация Великой Богин


 



Рис. 8-1

Внутренний анализ

Внутренний анализ надписей из 29 поселений культуры винча представлен в диссертации Ш.М.М.Уинна «Знаки культуры винча» (1973), позже опубликован­ной под названием «Предписьмен-ность Юго-Восточной Европы: знаковая система культуры винча» (1981)2. Каталог Уинна включает 210 опознаваемых знаков, в том числе простые и модифицирован­ные символы, линии, точки и кри­вые. Как считает автор, все они со­стоят из 5 базовых элементов, куда входят: 1) прямая линия; 2) две прямых линии, пересекающиеся в центре; 3) две линии, соединенные с одного конца; 4) точка; 5) кривая. Уинн не задавался целью прово­дить одзличие между сиМВОЛАМИ и письменами. Его классификация представляет гипотетический про­цесс развития графики от простых форм к более сложным.

В этом корпусе из 210 знаков культуры винча около трети — сим­волы, использовавшиеся по всей Европе. Обычно они стоят отдель­но и не вписаны в ряды знаков: исключение составляют символы «V», «М», «X» (или «+»), а также 2-4 вертикальные черточки или точ­ки, которые входят в состав пись­ма Всего насчитывается около 30 базовых знаков (рис. 8-1), ос­тальные образовывались путем до­бавления к ним одной, двух или трех линий или благодаря комби­нированию двух базовых знаков — удвоению, инверсии, противопо­ложению (рис. 8-2).

Базовые знаки в корне отлича­ются друг от друга; обособились они чрезвычайно рано. Я не счи­таю, к примеру, что «V» ведет про­исхождение от диагонали, по­скольку этот знак был в ходу с верхнего палеолита. Также не по­хоже, чтобы знак «М» возник из удвоения перевернутого знака «V», поскольку с самого начала он имел вид зигзага. Как и египетский иероглиф воды, ^^^, ти, «М» в качестве идеограммы воды мог об­рести фонетический эквивалент


 

VAMA//W

ХтУ

П D<0> А

 

 

Рис. 8-1 Основные знаки древнеевропейского «письма», 5300-4300 гг. до н.э.

 


Sma VIII. Священные знаки-письмена



Рис. 8-2

V


X


^Tv7^ f> z\ ^ ^ ^ »/ $ Ф

xxi ^4 tX X X) -Х- ix i их !'# х Х> К


ни

^i^^+'+jfrJ-


м


/^ /v\ W >\ лдл, v^ д^ /у\ ^ч рА /-Л /^


( (:( С С- H С I 3 СС-ДОС»)

г + + Н Т YS*1 I-


п


Пя«пnmн


 

Рис. 8-2

Базовые знаки (слева) и их производные (справа), образованные с помощью добавления одной или двух черточек, точ­ки, изогнутой линии или при удвоении или перевертывании базовых знаков.



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богж


 


***

Рис. 8-3


Рис. 8-3

Мадонна из Раста, Западная Румыния, со знаками на спине и по бокам. На спине ясно раз­личима полоса с «письменны­ми» знаками; есть они и на так ребенка. Культура винча. Нача­ло Vтыс. до н.э.; высота 12см.

Рис. 8-4 Терракотовая статуэтка из кур­гана в Тангыру, бассейн Нижне­го Дуная, Румыния, с полоаами знаков спереди и сзади (см. ри­сунки под изображением стату­этки). Культурная группа боян, фаза Па. Конец VI тыс. до н.э.; высота 9 см.


 



 

Рис. 8-4

^N<] v5)»^


-Чч<И)Г^


Рис. 8-5 Глиняная статуэтка с вырезан­ными на маске знаками. Вин­ча; высота 5 см.

Рис. 8-6 Полосы знаков вокруг ножек антропоморфного сосуда куль туры тиса. Кёкеньдомб, Сегвар, Юго-Восточная Венгрия. Ок. 5300-5000 гг. до н.э.

 

 

Рис. 8-7

Горизонтальные и вертикальные ряды знаков на миниатюрны) сосудах, м.б. вотивного характе­ра. (1) Винча, средний периш культуры винча; (2) Сегвар-Тюз-кёвеш, Сентеш, Венгрия, куль­тура тиса; (3) Дая-Романа (Дал-лендорф), район Альба, Запад­ная Румыния. Высота (1)5 см: (2) 8 см; (3) ширина 6,4 см.


а аШ, Священные енаки-письмена




Рис. 8-5

Рис. 8-6

 



 

Рис. 8-7

 


 


 
 

 


 



Пшбутас М. Цивилизацяя Великой Богш


 


Рис. 8-8


Рис. 8-8 Глиняная модель святилища из Градешницы с символическим орнаментом на фасаде, стенах и кровле. На фронтальных колон­нах тто обеим сторонам от вхо­да — вертикальные полосы «письменных» знаков. Культура винча. Начало Утыс. до н.э.; выссутэ 14 5 см

Рис. 8-9 Глиняный фаллос со знаками на пьедестале. Культура старчево-криш, Окна-Сибиулуй, район Сибиу, Центральная Румыния. Ок. 5500 г.до н. э.; высота 10 см.


Рис. 8-11


 



Рис. 8-9

Рис. 8-10


^

У"\


Рис. 8-10 Пряслице с «надписью» из зна­ков (ниже — она же в разверну­том виде). Фафос, поселение культуры винча в Косовска-Митровице, Южная Югосла­вия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; длина 8,2 см.

Рис. 8-11 Овальная терракотовая пласти­на (символ священного кара­вая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого рас­полагаются «письменные» зна­ки. Вид сверху и сбоку. Ранний период культуры винча. Ок. 5200-5000гг. до н.э., Баница, Белград; длина 15 см.

Рис. 8-12 Мелкий сосуд из Градешницы, Враца (поселения культуры винча в Северо-Западной Бол­гарии), с обеих сторон покры­тый «письменными» знаками.

(1) Внешняя сторона: знаки ок­ружают символическую фигуру;

(2) внутренняя сторона: четыре полосы знаков. Начало Утыс. до н.э.; длина 12,5 см.

 

У4*


Рис. 8-12



bam VIII, Священные знаки-письмена









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.