Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Погребение в два этапа: экскарнация и перезахоронение





На протяжении многих веков как в Европе, такив Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь -черепа, собирали и перезахоранивали после того, ш они, в результате разложения или каким-либо другим путем, были избавлены от плоти. Распад плоти - пе­реходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были го­лые кости. Перед тем, как вновь присоединитьсяк сообществу предков, мертвое тело должно было пол­ностью освободиться от плоти путем экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.

В эпоху раннего неолита (VIII - середина VI тысс до н.э.) на Ближнем Востоке и в Европе не выявлено особых мест для погребения за пределами жилья, Младенцев, детей и женщин хоронили под полом дома, однако в целом виде археологи находят только скелеты новорожденных, которых зарывали в позе эмбриона. Черепа, как правило, погребали отдельно, а у расчлененных костяков часто недостает тех или иных частей. Мужские захоронения просто отсутст­вуют34: по всей видимости, их тела отдавали грифам, а кости затем хоронили где-то за пределами поселе-ния. Подобного рода могилы с расчлененными ске­летами обнаружены в Греции35. Кроме того, подпо­лом жилищ и в свайных ямах находят бычьи и оле­ньи рога, собачьи черепа и каменные топоры. Хотя после 5500 г. до н.э. в Юго-Восточной Европе и на Дунае стали появляться специальные погребальные участки суля по всемv практикавторичногозахоро-нения какое-то время еще продолжала существовать: на это указывает довольно частое отсутствие у скеле-тов голов ovк или ног В ряде случйсв черепа чдхопз-нивали отдельно, в особо отведенной части могиль-

ни КЯ ок ПУЖИВ ИХ черепаМИ и чел ЮСТЯМИ ОЛ ене Й Kfll

свиней и волов (подобная практика к примеру была характерна для культуры хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело (см. рис. 7-26). Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища еше до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая



Рис. 7-98 Гробницы яйцевидной формы из некрополя культуры линейно-ленточной керамики в Нит-ре, Словакия. Ок. 5000 г. до н. э.

 



Гимбутас M. Цивилизаця я Великой Боши


 


Рис.7-99

часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины36. В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки37.

О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчлененные кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рас­сыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, воз­можно, указывает на желание содействовать их бы­стрейшей дезинтеграции в царство предков*.

Теперь чуть более подробно остановимся на не­скольких интересных захоронениях и гробницах Ев­ропы, для которых, с одной стороны, характерны экс-карнация и вторичное захоронение, а с другой - бо­гатство символического языка: это поселение Лепенски-Вир в Северной Югославии, гипогеи Мальты и Сардинии, пещера Скалория в Юго-Вос­точной Италии, а также курган Айсбистер, располо­женный в Шотландии на Оркнейских островах. В заключение мы скажем несколько слов о символике, характерной для мегалитических гробниц Западной Европы.

Лепенски-Вир

Лепенски-Вир - погребальный комплекс с полу­подземными святилищами: он расположен на Дунае неподалеку от Железных Ворот (Северная Югосла­вия); в 1965—1968 гг. раскопки здесь проводили Д.Срейович и З.Летица38. Это место производит силь­ное впечатление уже в силу своих природных особен­ностей, поскольку стоящие на берегу святилища об­ращены к гигантскому водовороту («вир» на сербско­хорватском означает «водоворот») и голым скалам противоположного берега. Треугольные/трапецие­видные постройки небольшого размера (собственно, треугольные, но с одной квадратной стороной) стоят полукругом, их входы смотрят на Дунай (рис. 7-100). Эти святилища были построены в период с 6500 по 5500 г. до н.э. (Табл. 2); не исключено, что здесь же мертвые тела выставляли птицам для ритуальной экс-карнации. Кости затем собирали и хоронили под хра-


Рис. 7-99 Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпира­ют камни. Культура ворон-ковидных кубков, Метцен-дорф, район Харбурга, Ни-дерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см.

 

мовыми алтарями, сопровождая эту процедуру реге-нерационными обрядами.

Лепенски-Вир нельзя считать обычным поселени­ем, которое существовало с такого-то по такое-то время. Его священные постройки возводились посте­пенно на протяжении почти тысячи лет.

Были проведены раскопки более 50 святилищ, отличающихся большим сходством форм и структу­ры. Пол в них сделан из смеси красного известнякаи глины, — смеси такой прочности, что ее не смогли разрушить тысячелетия дунайских разливов. В сере­дине каждого святилища сохранились остатки прямо­угольного каменного алтаря, окруженного плоскими камнями в форме «V», которые образовывали непре­рывный ряд треугольников, стоявших острым кон­цом вниз (рис. 7-101). У алтарного изголовья - одна-две статуи из красного известняка, валуны яйцевид­ной формы или коробы для приношений высотой в 50-60 см. Одним из них служила окрашенная крас­ной охрой яйцевидная скульптура из песчаника в виде набухшей вульвы (цветная вклейка 24). В общей сложности было обнаружено 54 круглых, овальных или эллиптических скульптуры, причем у 15 из них были либо антропоморфные лицо и грудь, либо ры­бьи глаза и рты. Кроме того, найдены изображения трехпалых рук которые принято считать птичьими лапками. У ряда скульптур можно видеть признаки всех трех ипостасей' Богини смерти и возрождения -женщины рыбы и хищной птицы (рис 7-102; цвет­ная вклейка 23) Многие украшены резным орнамен­том в виде лабиринта и полностью или частично ох-раптеньткраснойохрой Таким образом здесь преоб-ладает символика регенерации с характерными для нее обпязами яйтта рыбы лабиринта и везде nmicvr-ствует красный цвет Очертания фундаментов этих святилищ напоминают женский лобковый тре-угtiJTьнHK В центре установлен алтарь к kotodomv


ие

В более поздние эпохи, когда кости стали ассоциироваться с возможностью реинкарнации, истребление и размалывание костей означало невозможность возрождения. Так поступали с врагами и преступниками. - Прим. ред.


Г

Шва VII. Религия Богини



 


вели два ряда камней, как бы указывая путь в утро­бу Богини. В изголовье алтаря стояла скульптура, представлявшая либо саму Богиню, либо ее регене­рирующее лоно: в символическом смысле они были вполне взаимозаменяемыми. Почти все обнаружен­ные здесь предметы были украшены регенерацион-ными символами — лабиринтами, спиралями, сетя­ми и рыбами.

Внутри прямоугольных алтарей были найдены
кости рыб, маралов, собак и дикого кабана39. Изу­
чение символики доисторической и исторической
эпохи показывает, что собаки и кабаны были сви­
той и ипостасью Богини смерти, тогда как маралы и
рыбы символизировали другую ее часть — ту, что от­
носится к рождению и регенерации. Выбор для
жертвоприношений именно этих животных говорит
о том, что Лепенски-Вир - не обычное поселение,
чье население жило охотой, но место, требовавшее
отбора лишь одобающих Богине животных. В не­
скольких алтарях были обнаружены целые скелеты
собак: значит их не съели а принесли в жертву. Что
касается ыбьих костей, то ни в основном принад-
псжат крупным видам — occtdv шукс карпу и по-
юсатойзубатке От маралов остались черепа и ло­
патки* которые по-видимому считались наделен­
ными особой силой., W

Похожие на Лепенски-Вир сакральные сооруже­ния были найдены еще в 14 местах по обоим берегам Дуная; они менее богаты археологическими материа­лами и считаются ответвлениями культуры лепенски-вир. Некоторые из них хронологически предшество­вали титульному поселению. К примеру, в 3 км к юго-востоку от Лепенски-Вира расположено поселение Власац IX тыс. до н.э., а на румынской стороне -Куина-Туркулуй XII—XI тыс. до н.э. Считается, что культура лепенски-вир была прямым продолжением палеолитической культуры граветт40.

Аналогичные погребальные практики и жертво­приношения продолжали существовать на протяже­нии тысячелетий. Лежащие в этих местах человече­ские останки в основном имеют произвольную, а не анатомическую последовательность. Особо тщатель­ного захоронения удостаивались черепа, которые — как по отдельности, так и сразу по несколько штук, — окружали или покрывали камнями. Мла­денцев 5—6 дней от роду хоронили под полом свя­тилищ. Кости обсыпали охрой, иногда обкладыва­ли зубами крупных пород рыб, которые соседство­вали с челюстями собак и иких кабанов, а также с рогами, черепами и лопатками маралов. о Власаце были кроме того обнаружены кремированные ос­ти. О том, что здесь практиковалась экскарнация говорят найденные еред святилищами останки хищных птиц — орлов, сов, пеликанов, воронов и сорок. Части скелетов, с оторыми не могли пра-


виться птицы, собирали и захоранивали рядом со святилищем или под ним.

Гипогеи Мальты и Саадинии

Гипогей Халь-Сафлиени (Восточная Мальта) -одно из самых примечательных святилищ Древней Европы41. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проемами и сту­пенчатый свод, высечены из известняка (рис. 7-103). Эта работа длилась много веков: первые слои восхо­дят где-то к 3600 г. до н.э. (период мгарр), а завер­шающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. (период тарксиенны). Комплекс высечен внутри хол­ма и покрывает площадь в 480 кв. м, если учитывать те три уровня, что были раскопаны: внизу остается гораздо больше, но до них раскопки пока не дошли. Восемь помещений первого уровня отличаются бо­лее или менее яйцевидными очертаниями, непра­вильной формой и грубой отделкой, что делает их похожими на подземные гробницы Ксемксийи(Се­веро-Западная Мальта). На среднем уровне 19 ком­нат и примерно 14 небольших ниш; проходы более широкие их украшают как высеченная из известня­ка храмовая архитектура так и напоминающие дре­во жизни красные спирали и диски которыми рас-писаны стены и потолок (рис. 7-104). На нижнем

уровне--- 6 комнат и столько же высоких И УЗКИХ ниш

В нескольких могилах обнаруженьт керамика стату-этки и съестные приношения, и почти во всех кости

лежали в полном fiеспорядке----- не исключено что их

перенесли в мавзолей после экскарнэллии

В некоторых гробницах были найдены кости те­лят, козлят, ягнят и кроликов, а также, по всей види­мости, останки ежей, лягушек и свиней - священ­ных животных Богини возрождения. Наличие чере­пов косуль с рогами указывает на то, что ритуалы здесь проводились весной, поскольку косули сбрасы­вают рога в октябре, а новые у них вырастают к мар­ту. Кроме того, среди находок есть схематичная ста­туэтка из кости столбообразного типа изображение Белой Богини смерти, а также подвески в виде пары ягодиц и статуэтки из алебастра и известняка с яйце­образными ягодицами.

Два нижних уровня обильно украшены красной охрой, символически связанной с кровью, жизнен­ной влагой. А такие символы циклического обнов­ления жизни, как деревья, лозы, змеи и спирали, луч­ше всего видны в так называемой «комнате оракула» и в центральном зале.

Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным симво­лам, — еще одно свидетельство того, что гипогей и


Использовались как гадательный инструмент. - Прим. ред.



Гимбутас А/. Цивилизаця я Великой Богини


Рис.7-100





 

 


М



Рис. 7-101


Рис. 7-100 Планы треугольно-трапецие­видных полуподземных святи­лищ Лепенски-Вира с оштука­туренными полами и прямо­угольными алтарями. Район Железных Ворот, Северная Югославия. Ок. 6500-5500 гг. ДО н э


 


Рис. 7-101 Детали внутреннего устройства святилищ Лепенски-Вира. Пол покрыт слоем красноватой извести, в центре - прямоугольный обложенный камнями алтарь, окруженный тонкими вертикаль­ными каменными плитами треугольной формы. За алтарем ус­тановлена скульптура. Лепенски-Вир Id, святилище № 19. Ок. 6000 г. до н.э.; диаметр широкого конца ок. 7 м.


Рис. 7-102 Яйцевидные скульптуры Боги­ни-рыбы, найденные у изго­ловья алтарей в Лепенски-Вире; песчаник; Лепенски-Вир П. Ок. 6000 г. до н.э.; высота (1) 38 см, (2) 51 см.



гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приоб­щались к великому круговороту смер­ти и возрождения. Тем же, кто скепти­чески относится к этой древней «сим­волике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно».

Еще один знак культового исполь­зования этих утробообразных помеще­ний — скульптуры Спящих дам, кото­рые покоятся на низком ложе: они свя­заны с двумя кубическими комнатами, выходящими в центральный зал (рис. 7-105, 7-106). Ту из них, что имеет наи­более отчетливые черты, можно счи­тать истинным шедевром. Она извест­на под именем «Спящей госпожи Ги-погея»: это дама весьма округлых форм, с яйцеобразными ягодицами, которая дремлет, лежа на боку, и мож­но поклясться, видит сны. Но почему она спит в могиле? Одно из возможных объяснений состоит в том что это — воспроизведени е инициационного или инкубационного ритуала. Спать в ут-робе Богини значит умереть и снова возродиться к жизни Помимо проче­го эта Спящая госпожа мопа иметь вотивный характер и бытьдагюм чело­века успешно прошедшего здесь через инкубационный ритуал Не исключе­но, что она также связана с лечебной практикой В классический ттериод инкубация ассоцииоовалась с цели­тельными ритуалами из которых луч­ше всего известны те,' что проходили в

хПЯМР Аскгтепия в ^ПИЛЯНПР Pvtk про-

целурысостояла в том что пациент спепва подвергался первичном у очи шению совершая омовения и постясь п затем ппово^^

1ПтГ Ппг/пл^Гн?пе1ГГпппейгКпи симяппичегкпи^игтРМР ZZ-ITJZZ иппг?яг7й nS гяыпй Rnr^HM S ^1 ™*н^"пГп° ^прпяткГ^пп urn

нерацию, или и то, и другое.

Другие регенерационные символы можно видеть на найденных в гипогее



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


 


Рис. 7-104 Гипогей Халь-Сафлиени, так называемая «комната оракула»: на потолке крас­ная охряная роспись в виде спиралей или виноградных лоз и дисков.

Рис. 7-103


Рис. 7-103 Планы трех подземных эта­жей сообщающихся гробниц Халь-Сафлиени, Мальта. Просторные залы и боко­вые ниши имеют яйцевид­ную форму. Этот гипогей использовался в IV - нача­ле III тыс. до н.э.


Глава V II. Религия Бооини



 


сосудах: это в первую очередь быки, букрании ияйца. На внутренней стороне одного блюда имеется резное и инкрустированное белым цветом изображение де­вяти быков с огромными рогами, а на его внешней стороне — изображения яиц, соединенных между со­бой пучками параллельных линий (рис. 7-108). Это сочетание изображений быка или его рогов с изобра­жением яиц — типичная для Древней Европы симво­лическая передача идеи регенерации, повторявшаяся на протяжении тысячелетий. Лучше всего она про­слеживается в кукутенской и минойской культурах. Символика мальтийских монументов в целом соот­ветствует той, что характерна для прочих частей Древ­ней Европы.

На Сардинии насчитывается несколько сотен весьма интересных подземных гробниц; большая их часть восходит к периоду оциери и датируется кон­цом V - началом IV тыс. до н.э. (рис. 7-109). Можно предположить, что они появились в результате эво­люции предшествовавших им скальных гробниц с яйцевидными ячейками.

Гипогеи Оциери свидетельствуют о настоящем взрыве в строительстве гробниц. Некоторые из них невелики по размеру и состоят из одной, двух или трех яйцевидных ячеек; другие, напротив, отлича­ются размахом и большим количеством ячеек, а кроме того, имеют зал с колоннами посередине. К числу последних относится гипогей Сан-Андреа-Приу в Бонорве, в северной части Сардинии (см. рис. 5-19). Это большие и легко доступные гроб­ницы, которые были разграблены еще в древности: в них остались лишь украшавшие стены росписи, резьба и барельефы.

Человеческие останки в этих гробницах удается обнаружить лишь в крайне редких случаях, как, ска­жем, в Сан-Бенедетто, Иглесиас (Юго-Западная Сар­диния). Сохранившиеся там кости говорят о том, что на Сардинии, как на Мальте и в ряде других мест, практиковалось захоронение в два этапа. Всего в Сан-Бенедетто было найдено 35 черепов и много разроз­ненных костей, которые находились как в централь­ном зале, так и в боковых ячейках (рис. 7-110; ма­ленькие кружки внутри плана гробницы обозначают расположение черепов и костей).

Мы практически ничего не знаем о том, каким образом осуществлялась здесь экскарнация, однако в Северной Сардинии есть один в высшей степени за­гадочный монумент, который, возможно, имел отно­шение к погребальным церемониям. Это Монте-д'Ак-кодди неподалеку от Альгеро — огромная прямоуголь­ная платформа, высоко поднятая на каменном фундаменте, к которой ведет покатая насыпь (рис. 7-111). Здесь было обнаружено блюдо с изображением пляски: девушки, чьи силуэты имеют очертания «пе­сочных часов», держась за руки, образуют круг и, на­сколько можно судить, танцуют (рис. 5-15.2). Эта платформа должна была идеально подходить для про-


ведения ритуальных церемоний. Но выставляли здесь умерших птицам или нет — мы не знаем.

Над входами в гипогеи располагались огромные рога или рельефы бычьих голов: иначе говоря, для того, чтобы попасть во внутренние покои, следовало пройти через букранию, символически уподоблен­ную утробе (рис. 7-112). Окрашенные в красный цвет изображения или рельефы больших бычьих голов или рогов также украшали стены внутренних покоев (рис. 7-113). Помимо этого, орнаментальные мотивы включали в себя изображения треугольников-вульв (единичные, тройные или многофигурные), барань­их рогов или свернувшихся змей, а также концентри­ческих кругов. Наиболее богато декорированная сар­динская керамика и знаменитые алебастровые мра­морные и костяные статуэтки нагой Белой Богини смерти как правило обнаруживаются в тех местах которые местное население именует «ведьмовскими домами» («domus de Janas»).

Пещера Скалоряя в Юго-Восточной Италии

Расположенная неподалеку от города Манфредо-ния (Юго-Восточная Италия), пещера Скалория со­стоит из двух частей: верхняя пещера представляет собой просторное помещение, вполне пригодное для обитания; здесь были обнаружены керамика и камен­ные орудия конца VII — конца VI тыс. до н.э. Ниж­няя пещера — длинная и узкая, как рукав, со сталаг­митами и бьющим на дне ключом. Возле ключа было найдено большое количество раскрашенных керами­ческих предметов; поданным радиоуглеродного ана­лиза, церемонии здесь проходили в середине VI тыс. до н.э., приблизительно в 5600-5300 гг. до н.э. (рис. 7-114А).

Местные археологи, среди которых были и непро­фессионалы, обнаружили эту пещеру еще в начале XX в. и вынесли из нее значительное количество ке­рамики. К счастью, в ней прекрасно сохранились со­суды, которые так затвердели по соседству со сталаг­митами, что изъять их оказалось невозможно. Во вре­мя моей экспедиции 1979 и 1980 гг. нам удалось собрать в верхней и нижней пещере осколки 1500 украшенных регенерационными символами сосудов с изображениями яиц, треугольников, змей, расти­тельным и солярным узором, а также символиче-скими знаками самой Богини регенерации — V-об-разными фигурами, треугольниками, песочными ча­сами и бабочками (рис. 7-114В). Насколько можно судить церемонии проходившие в таинственных глубинах пещеры вблизи от «жизненной влаги», име­ли регенерационный характер.

У входа в узкую пещеру было похоронено более 137 человек, один над другим и безо всякого поряд­ка. Большая часть скелетов принадлежит молодым женщинам в возрасте от 20 до 22 лет, которые, воз­можно, умерли при родах, а также младенцам. У не-


"



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


Рис. 7-105



 


 



Рис. 7-106


Рис. 7-105 Мальтийская «Спящая дама». Женщина (боги­ня или жрица) лежит на дисковидном ложе, под головой подушка. Ее ягодицы напоминают два яйца, что подразумевает регенерационную сим­волику. Гипогей Халь-Сафлиени, Мальта, каме­ра яйцевидной формы. Терракота с до сих пор заметными следами красной краски. Конец IVтыс. до н.э.; длина 12 см.

Рис. 7-106 Еще одна мальтийская «Спя­щая дама», лежащая на ложе лицом вниз: изображение под­черкивает символическую зна­чимость яйцевидных ягодиц, являющихся символом регене­рации. Гипогей Халь-Сафлие­ни, найдена в подземном поме­щении яйцевидной формы, расписанном красными змее­видными спиралями. Конец IVтыс. до н.э.; длина 6 см.


 

 


та VII. Религия Бог ини



 



Рис. 7-108 ътийское блюдо, расписанное двумя основными регенерационными символа­ми, яйцами и быками. Заштрихованные участки могут символизировать воду или лучи энергии. Халь-Сафлиени, Мальта. Конец IVтыс. до н.э., ок. 3000 г. до н.э.; диаметр 27 см.

 

 

Рис. 7-107

Рис. 7-107 Глиняная рыба на ложе, маль­тийский гипогей; высота 5,5 см,

длина 8 см.


 

 


Рис. 7-108




Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини

 

Рис. 7-110

Рис.7-109

Рис. 7-109 Планы и разрезы сардинских подземных могил в окрестно­стях Оциери, Северная Сарди­ния. Период оциери. Конец V -начало IV тыс. до н.э.


Рис. 7-110 Разрез и план гипогея Сан-Бе-недетто-Иглесиас, Кальяри. Маленькими кружками обо­значено местоположение чере­пов и разрозненных костей.


 


 


 


 


 


 


Рис. 7-111

 



Рис. 7-111 Схематическая зарисовка монумента Монте-д'Аккодди к се­веро-западу от Сассари. Прямоугольная платформа имеет пло­щадь 37,5 на 30,5 м. Возможно, что в период оциери (конец Vтыс. до н.э.) здесь происходили погребальные ритуалы, со­провождавшиеся музыкой и плясками. Здесь же было обнару­жено блюдо с изображением держащихся за руки танцующих девушек (см. рис. 5-15. 2).

 


haea VII. Религия Богини



 


Рис. 7-112


Ъ&\-Ж*^;ЛЪ/Л&гЛи <-&&К'*^$.>^гы

^"■."Г,^ >ft-/^..^v.^-. Hf^ j-^v^i;.^ |'^.:\i.~-


Рис. 7-112 Сардинские подземные гробницы: входы в форме бычьей головы и бычья голова над входом. (1, 2) Сос-Фурригезос, Анела; (3) Мандра-Антине-о-Турри, провинция Сассари. Ок. Vтыс. до н.э.

Рис. 7-113

Рис. 7-113 Подземная гробница с настенными рельефами бычьих голов, которые своей формой напоми­нают матку. Южное Лезеи, Боннанаро, Сардиния. Ок. 4000 г. до н.э.



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини


 


которых черепа были отделены до того, как тело было положено в могилу, на других заметны насечки42. Те­перь мы можем в этом угадать очень древнюю и ши­роко распространенную практику погребения, когда у мертвых тел отделяли головы, проводили с ними особые ритуальные процедуры, а затем захоранива­ли их отдельно от остальных останков. Все это отнюдь не указывает на существование здесь человеческих жертвоприношений.

Мегалитическая гробниаа Айсбистер на Оркнейских островах {Шотландия)

Расположенная на одном из Оркнейских остро­вов у северо-восточной оконечности Шотландии, гробница Айсбистер являет собой редкий пример мегалитического захоронения, в котором сохрани­лись сотни разрозненных человеческих скелетов, ос­танки орланов и других хищных птиц, сотни рыбьих скелетов, костей животных, зерен и многое другое. В основном мегалитические гробницы скудны на на­ходки, поскольку были разграблены еще в древние времена или разрушены рудокопами.

Айсбистер — один из 76 известных мегалитиче­ских монументов Оркнейских островов. Все эти гроб­ницы выстроены из местного камня и покрыты ка­менными насыпями круглой или овальной формы. Внутрь гробницы ведет коридор, упирающийся в центральную камеру, которая либо разбита на мно­жество ячеек, либо на три или на большее количе­ство отсеков. Снаружи гробницы были снабжены двориками и окружены каменными платформами, а некоторые — земляными насыпями.

Айсбистер находится на южной оконечности од­ного из южных Оркнейских островов. Сверху ее по­крывает каирн размером 10 на 8 м и в 3—3,5 м высо­той. Ее внутренняя камера имеет около 8 м в длину и снабжена боковыми ячейками и концевыми отсека­ми (рис. 7-115). Основные раскопки проводились здесь в 1976 г. Р.Саймисоном. Судя по радиоуглерод­ным датировкам, ее сооружение началось приблизи­тельно в 3150 ± 80 г. до н.э., а использовалась она око­ло 800 лет.

Поскольку здесь были обнаружены кости и ске­леты орланов, Айсбистер получила известность как «Гробница орланов» —так называется посвященная ей книга Дж.Хеджеса43. Однако это не только пти­чье захоронение. Как и в случае других мегалитиче­ских гробниц, это было священное место, куда по­сле экскарнации помещали человеческие останки. Около 90% хищных птиц, с чьей помощью кости освобождали от плоти, были белохвостыми орлана­ми. 35 их скелетов, а также скелеты чаек, сов, во­рон, воронов и других птиц были найдены как внут­ри камеры, так и вокруг гробницы. Тот факт, что орланов то ли хоронили, то ли приносили в жертву в центральной части гробницы, указывает на их важ-


ное значение в качестве птиц Богини смерти и воз­рождения.

Раскопки Айсбистера явились наиболее убеди­тельным доказательством существования практики экскарнации, поскольку все помещенные там остан­ки были полностью разъяты. Очевидно, что мертвые тела сперва оставляли снаружи, чтобы они были очи­щены от плоти, а затем часть костей переносили в камеру. Судя по тому, что кости эти были побелев­шими и со следами атмосферного воздействия, они находились под открытым небом довольно долгое время. Отдельные кости затем складывали штабеля­ми вдоль стен основного покоя, черепа помещали в боковые ячейки, а костные остатки — под полками концевых отсеков и на них. Считается, что экскар-нация происходила в непосредственной близости от гробницы возможно на специально для того прел-назначенных платформах. Подсчитав, какое количе-ство тел могут представлять тысячи сложенных в центральной камере костей и каков был периолее использования Хеджес сделал вывод что экскава­ция в среднем должна была проводиться два раза l год. В таком случае кости достаточно долго остава-лись под открытым небом чтобы побелеть и испы-тать воздействие погоды Дж Честерман поовел ана­лиз останков из другой оокнейской гообнииы Ктан-

тыи обитреныло такой степени что их почти не возможно было илентасЬ^иииюмть^ По вилимош

м^^^впе^^^особ^ит^ьтЗ mSoiajraft«ПмЖи» rmvuen^S

начале се™ уже остя^исГпяни кпети I нелТ ние^окпйники еше пппл^е спуп^яли теле'снГтЛ

^™Т г£зм™ ™ Tn ^n^JZlTZZrtf^l n нечное очищение ос iинков, осооенно если На кистях

^о вн™ Возможно что ^^енишкшш

еще оставались куски мягких тканей.

Те особые дни, когда кости возвращались в оби­тель предков, были радостными праздниками. Внут­ри камеры обнаружены многочисленные остатки пиров: кости овец, коз, крупного рогатого скота и свиней. На мясо забивали молодых животных, кото­рым в основном было меньше года, причем явное предпочтение отдавалось окорокам, в особенности ногам ягненка. Кроме того, было найдено больше трехсот зерен ячменя, а также кости марала, выдрыи сотни, если не тысячи, рыбьих скелетов. Почему так


Рис. 7-114В Сосуды из пещеры Ска-лория (Манфредония, Юго-Восточная Ита­лия), украшенные сим­волами регенерации: яйцами, солнечными дисками, растениями и знаками Богини в виде буквы «V» и треугольни­ков; красная роспись на белом фоне. Согласно радиоуглеродному ана­лизу, они датируются 5600-5300 гг. до н.э.

Рис.7-П4А В пещерных святили­щах «столбы жизни» представлены фалло-сообразными сталагми­тами. В пещере Скало-рия (Манфредония, Юго-Восточная Ита­лия) вокруг сталагми­тов и у священного ис­точника на дне были найдены расписные со­суды. Ок. 5600-5300 гг. до н.э.

 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 


много рыбы? Если бы она шла в пищу, то мы бы на­ходили лишь отдельные кости и небольшие фрагмен­ты. Я полагаю, что эта рыба, как и орланы, воплоща­ла могущество Богини и были захоронена здесь в ка­честве одного из главных символов регенерации. Мы знаем, что рыба играла какую-то роль в регенераци-онных обрядах: свидетельства тому есть в мальтий­ском гипогее Халь-Сафлиени, где можно видеть скульптурное изображение рыбы, возлежащей на ложе (см. рис. 7-107). В Лепенски-Вире рыба, наряду с со­бакой и оленем, была одним из основных жертвенных животных; а великолепные каменные изваяния Боги­ни-рыбы имеют вид гибрида рыбы, женщины и хищ­ной птицы (см. рис. 7-102 и цветную вклейку 23).

В других мегалитических гробницах Оркнейских островов в качестве священного животного Богини погребали не рыбу, а собак: так, в Кувине было най­дено 24 собачьих черепа, а на Баррее собачьи черепа и скелеты были обнаружены во всех частях могилы47. В северной части о. Папа-Уэстрей найдена дюжина оленьих рогов — они могли служить как символами регенерации, так и частью головного убора, необхо­димого для оленьих плясок. Свидетельства сущест­вования последних известны от раннего постледни­кового периода вплоть до нашего времени

1 В ново-


ЮТ-

годние праздники мужчины по-прежнему наряжают­ся в женское платье, надевают рога и исполняют зна­менитый олений танец, способствующий регенера­ции и служащий залогом удачного года.

Факт захоронения рыбы, собак и оленей говорит о том, что эти празднества не сводились к простому поеданию мяса. Безусловно, не обходилось без му­зыки и плясок. К сожалению, керамика, найденная в мегалитических гробницах Оркнейских островов, не имеет изобразительных росписей, однако извест­но, что погребальные обряды, совершавшиеся в ги-погеях Сардинии и в других местах, включали в себя пляски (см. рис. 7-111, 7-112, 7-113). На венгерской погребальной керамике VI в. до н.э. (период галь-штат) есть изображения танцев и музыкантов с лира­ми, а кроме того — охоты и похоронных игрищ, как это можно видеть на сосуде из Шопрона49. Танцую­щие фигуры имеют очертания треугольников или «пе­сочных часов», так же как и едущая на четырех­колесной повозке Богиня (рис. 7-116). Музыканты, охотники и участники игрищ — мужчины. Под изо­бражениями основных погребальных церемоний, ко­торые мы видим на сосуде из Шопрона, расположе­ны орнаментальные панно, состоящие либо из рядов треугольников и песочных часов, либо из сочетания


 


 
 



 

^•--

 

 
«^»™

9 ХОД

1. Замурованные под полом кости 2. Сваленные кучей на полу кости без черепов 3. Поврежденная верхняя полка

Рис.7-115


Рис. 7-115 (а) Схема камеры кургана Айс-бистер (Ь) и его общий вид. Оркнейские острова, Шотлан­дия. Конец IVтыс. до н.э.

раскопки 1958 г. раскопки до 1958 г.

раскопки 1976 г.

-----,

К>'>'\ россыпь керамики

ортостаты

вертикальные каменные плиты

преимущественно черепа

черепа и кости


Глава VII. Религия Богини



 


треугольников и ромбов. Как будет явствовать из сле­дующего раздела, эти же мотивы присутствуют на стенах мегалитических гробниц. Эта неизменность образного ряда на протяжении трех тысячелетий -сильный аргумент в пользу того, что эти фигуры име­ют некую символическую связь с погребальными об­рядами.

Этнографические параллели

Айсбистер - прекрасный образец неолитическо­го захоронения костей, священнейшего места на тер­ритории родовой группы. Величественные мегалити­ческие постройки были символами центра, сердце­вины, служили живой связью с землей предков и с самими предками, объединяли членов родовой груп­пы. Именовать их, как это делает К.Ренфрю50, «тер­риториальными ориентирами» значит без должного уважения относиться к этой культуре. Мы обычно не говорим о наших сельских церквях как о «террито­риальных ориентирах», хотя они так же заметны и так же почитаемы в качестве религиозных центров, как это было в случае мегалитических гробниц.

Практика поэтапного захоронения и строительст­ва больших мегалитов имеет этнографические парал­лели. Их близкие аналоги можно найти у народно­сти мерина, обитающей в центральной части остро­ва Мадагаскар51. Мерина эндогамны; они живут родовыми группами на землях предков (М.Блок име­нует их «демес»). Для этих людей суть их общности


заключается в неразрывной связи между группой и находящимися в общем пользовании орошаемыми землями. В каждом демесе ест<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.