|
Погребение в два этапа: экскарнация и перезахоронениеНа протяжении многих веков как в Европе, такив Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь -черепа, собирали и перезахоранивали после того, ш они, в результате разложения или каким-либо другим путем, были избавлены от плоти. Распад плоти - переходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были голые кости. Перед тем, как вновь присоединитьсяк сообществу предков, мертвое тело должно было полностью освободиться от плоти путем экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник. В эпоху раннего неолита (VIII - середина VI тысс до н.э.) на Ближнем Востоке и в Европе не выявлено особых мест для погребения за пределами жилья, Младенцев, детей и женщин хоронили под полом дома, однако в целом виде археологи находят только скелеты новорожденных, которых зарывали в позе эмбриона. Черепа, как правило, погребали отдельно, а у расчлененных костяков часто недостает тех или иных частей. Мужские захоронения просто отсутствуют34: по всей видимости, их тела отдавали грифам, а кости затем хоронили где-то за пределами поселе-ния. Подобного рода могилы с расчлененными скелетами обнаружены в Греции35. Кроме того, подполом жилищ и в свайных ямах находят бычьи и оленьи рога, собачьи черепа и каменные топоры. Хотя после 5500 г. до н.э. в Юго-Восточной Европе и на Дунае стали появляться специальные погребальные участки суля по всемv практикавторичногозахоро-нения какое-то время еще продолжала существовать: на это указывает довольно частое отсутствие у скеле-тов голов ovк или ног В ряде случйсв черепа чдхопз-нивали отдельно, в особо отведенной части могиль- ни КЯ ок ПУЖИВ ИХ черепаМИ и чел ЮСТЯМИ ОЛ ене Й Kfll свиней и волов (подобная практика к примеру была характерна для культуры хаманджия). Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике грифа, спускающегося на обезглавленное тело (см. рис. 7-26). Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища еше до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа складывали под букраниями, которые символически ассоциировались с маткой. В докерамическом Иерихоне (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая
Гимбутас M. Цивилизаця я Великой Боши
часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины36. В Северной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнаружены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки37. О широте распространения вторичных захоронений свидетельствуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитических гробниц, в которых обычно сложены расчлененные кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рассыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, возможно, указывает на желание содействовать их быстрейшей дезинтеграции в царство предков*. Теперь чуть более подробно остановимся на нескольких интересных захоронениях и гробницах Европы, для которых, с одной стороны, характерны экс-карнация и вторичное захоронение, а с другой - богатство символического языка: это поселение Лепенски-Вир в Северной Югославии, гипогеи Мальты и Сардинии, пещера Скалория в Юго-Восточной Италии, а также курган Айсбистер, расположенный в Шотландии на Оркнейских островах. В заключение мы скажем несколько слов о символике, характерной для мегалитических гробниц Западной Европы. Лепенски-Вир Лепенски-Вир - погребальный комплекс с полуподземными святилищами: он расположен на Дунае неподалеку от Железных Ворот (Северная Югославия); в 1965—1968 гг. раскопки здесь проводили Д.Срейович и З.Летица38. Это место производит сильное впечатление уже в силу своих природных особенностей, поскольку стоящие на берегу святилища обращены к гигантскому водовороту («вир» на сербскохорватском означает «водоворот») и голым скалам противоположного берега. Треугольные/трапециевидные постройки небольшого размера (собственно, треугольные, но с одной квадратной стороной) стоят полукругом, их входы смотрят на Дунай (рис. 7-100). Эти святилища были построены в период с 6500 по 5500 г. до н.э. (Табл. 2); не исключено, что здесь же мертвые тела выставляли птицам для ритуальной экс-карнации. Кости затем собирали и хоронили под хра- Рис. 7-99 Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпирают камни. Культура ворон-ковидных кубков, Метцен-дорф, район Харбурга, Ни-дерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см.
мовыми алтарями, сопровождая эту процедуру реге-нерационными обрядами. Лепенски-Вир нельзя считать обычным поселением, которое существовало с такого-то по такое-то время. Его священные постройки возводились постепенно на протяжении почти тысячи лет. Были проведены раскопки более 50 святилищ, отличающихся большим сходством форм и структуры. Пол в них сделан из смеси красного известнякаи глины, — смеси такой прочности, что ее не смогли разрушить тысячелетия дунайских разливов. В середине каждого святилища сохранились остатки прямоугольного каменного алтаря, окруженного плоскими камнями в форме «V», которые образовывали непрерывный ряд треугольников, стоявших острым концом вниз (рис. 7-101). У алтарного изголовья - одна-две статуи из красного известняка, валуны яйцевидной формы или коробы для приношений высотой в 50-60 см. Одним из них служила окрашенная красной охрой яйцевидная скульптура из песчаника в виде набухшей вульвы (цветная вклейка 24). В общей сложности было обнаружено 54 круглых, овальных или эллиптических скульптуры, причем у 15 из них были либо антропоморфные лицо и грудь, либо рыбьи глаза и рты. Кроме того, найдены изображения трехпалых рук которые принято считать птичьими лапками. У ряда скульптур можно видеть признаки всех трех ипостасей' Богини смерти и возрождения -женщины рыбы и хищной птицы (рис 7-102; цветная вклейка 23) Многие украшены резным орнаментом в виде лабиринта и полностью или частично ох-раптеньткраснойохрой Таким образом здесь преоб-ладает символика регенерации с характерными для нее обпязами яйтта рыбы лабиринта и везде nmicvr-ствует красный цвет Очертания фундаментов этих святилищ напоминают женский лобковый тре-угtiJTьнHK В центре установлен алтарь к kotodomv
В более поздние эпохи, когда кости стали ассоциироваться с возможностью реинкарнации, истребление и размалывание костей означало невозможность возрождения. Так поступали с врагами и преступниками. - Прим. ред.
Шва VII. Религия Богини
вели два ряда камней, как бы указывая путь в утробу Богини. В изголовье алтаря стояла скульптура, представлявшая либо саму Богиню, либо ее регенерирующее лоно: в символическом смысле они были вполне взаимозаменяемыми. Почти все обнаруженные здесь предметы были украшены регенерацион-ными символами — лабиринтами, спиралями, сетями и рыбами. Внутри прямоугольных алтарей были найдены Похожие на Лепенски-Вир сакральные сооружения были найдены еще в 14 местах по обоим берегам Дуная; они менее богаты археологическими материалами и считаются ответвлениями культуры лепенски-вир. Некоторые из них хронологически предшествовали титульному поселению. К примеру, в 3 км к юго-востоку от Лепенски-Вира расположено поселение Власац IX тыс. до н.э., а на румынской стороне -Куина-Туркулуй XII—XI тыс. до н.э. Считается, что культура лепенски-вир была прямым продолжением палеолитической культуры граветт40. Аналогичные погребальные практики и жертвоприношения продолжали существовать на протяжении тысячелетий. Лежащие в этих местах человеческие останки в основном имеют произвольную, а не анатомическую последовательность. Особо тщательного захоронения удостаивались черепа, которые — как по отдельности, так и сразу по несколько штук, — окружали или покрывали камнями. Младенцев 5—6 дней от роду хоронили под полом святилищ. Кости обсыпали охрой, иногда обкладывали зубами крупных пород рыб, которые соседствовали с челюстями собак и иких кабанов, а также с рогами, черепами и лопатками маралов. о Власаце были кроме того обнаружены кремированные ости. О том, что здесь практиковалась экскарнация говорят найденные еред святилищами останки хищных птиц — орлов, сов, пеликанов, воронов и сорок. Части скелетов, с оторыми не могли пра- виться птицы, собирали и захоранивали рядом со святилищем или под ним. Гипогеи Мальты и Саадинии Гипогей Халь-Сафлиени (Восточная Мальта) -одно из самых примечательных святилищ Древней Европы41. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проемами и ступенчатый свод, высечены из известняка (рис. 7-103). Эта работа длилась много веков: первые слои восходят где-то к 3600 г. до н.э. (период мгарр), а завершающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. (период тарксиенны). Комплекс высечен внутри холма и покрывает площадь в 480 кв. м, если учитывать те три уровня, что были раскопаны: внизу остается гораздо больше, но до них раскопки пока не дошли. Восемь помещений первого уровня отличаются более или менее яйцевидными очертаниями, неправильной формой и грубой отделкой, что делает их похожими на подземные гробницы Ксемксийи(Северо-Западная Мальта). На среднем уровне 19 комнат и примерно 14 небольших ниш; проходы более широкие их украшают как высеченная из известняка храмовая архитектура так и напоминающие древо жизни красные спирали и диски которыми рас-писаны стены и потолок (рис. 7-104). На нижнем уровне--- 6 комнат и столько же высоких И УЗКИХ ниш В нескольких могилах обнаруженьт керамика стату-этки и съестные приношения, и почти во всех кости лежали в полном fiеспорядке----- не исключено что их перенесли в мавзолей после экскарнэллии В некоторых гробницах были найдены кости телят, козлят, ягнят и кроликов, а также, по всей видимости, останки ежей, лягушек и свиней - священных животных Богини возрождения. Наличие черепов косуль с рогами указывает на то, что ритуалы здесь проводились весной, поскольку косули сбрасывают рога в октябре, а новые у них вырастают к марту. Кроме того, среди находок есть схематичная статуэтка из кости столбообразного типа изображение Белой Богини смерти, а также подвески в виде пары ягодиц и статуэтки из алебастра и известняка с яйцеобразными ягодицами. Два нижних уровня обильно украшены красной охрой, символически связанной с кровью, жизненной влагой. А такие символы циклического обновления жизни, как деревья, лозы, змеи и спирали, лучше всего видны в так называемой «комнате оракула» и в центральном зале. Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным символам, — еще одно свидетельство того, что гипогей и Использовались как гадательный инструмент. - Прим. ред. Гимбутас А/. Цивилизаця я Великой Богини Рис.7-100
М Рис. 7-101 Рис. 7-100 Планы треугольно-трапециевидных полуподземных святилищ Лепенски-Вира с оштукатуренными полами и прямоугольными алтарями. Район Железных Ворот, Северная Югославия. Ок. 6500-5500 гг. ДО н э
Рис. 7-101 Детали внутреннего устройства святилищ Лепенски-Вира. Пол покрыт слоем красноватой извести, в центре - прямоугольный обложенный камнями алтарь, окруженный тонкими вертикальными каменными плитами треугольной формы. За алтарем установлена скульптура. Лепенски-Вир Id, святилище № 19. Ок. 6000 г. до н.э.; диаметр широкого конца ок. 7 м. Рис. 7-102 Яйцевидные скульптуры Богини-рыбы, найденные у изголовья алтарей в Лепенски-Вире; песчаник; Лепенски-Вир П. Ок. 6000 г. до н.э.; высота (1) 38 см, (2) 51 см. гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приобщались к великому круговороту смерти и возрождения. Тем же, кто скептически относится к этой древней «символике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно». Еще один знак культового использования этих утробообразных помещений — скульптуры Спящих дам, которые покоятся на низком ложе: они связаны с двумя кубическими комнатами, выходящими в центральный зал (рис. 7-105, 7-106). Ту из них, что имеет наиболее отчетливые черты, можно считать истинным шедевром. Она известна под именем «Спящей госпожи Ги-погея»: это дама весьма округлых форм, с яйцеобразными ягодицами, которая дремлет, лежа на боку, и можно поклясться, видит сны. Но почему она спит в могиле? Одно из возможных объяснений состоит в том что это — воспроизведени е инициационного или инкубационного ритуала. Спать в ут-робе Богини значит умереть и снова возродиться к жизни Помимо прочего эта Спящая госпожа мопа иметь вотивный характер и бытьдагюм человека успешно прошедшего здесь через инкубационный ритуал Не исключено, что она также связана с лечебной практикой В классический ттериод инкубация ассоцииоовалась с целительными ритуалами из которых лучше всего известны те,' что проходили в хПЯМР Аскгтепия в ^ПИЛЯНПР Pvtk про- целурысостояла в том что пациент спепва подвергался первичном у очи шению совершая омовения и постясь п затем ппово^^ 1ПтГ Ппг/пл^Гн?пе1ГГпппейгКпи симяппичегкпи^игтРМР ZZ-ITJZZ иппг?яг7й nS гяыпй Rnr^HM S ^1 ™*н^"пГп° ^прпяткГ^пп urn нерацию, или и то, и другое. Другие регенерационные символы можно видеть на найденных в гипогее Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рис. 7-103 Рис. 7-103 Планы трех подземных этажей сообщающихся гробниц Халь-Сафлиени, Мальта. Просторные залы и боковые ниши имеют яйцевидную форму. Этот гипогей использовался в IV - начале III тыс. до н.э. Глава V II. Религия Бооини
сосудах: это в первую очередь быки, букрании ияйца. На внутренней стороне одного блюда имеется резное и инкрустированное белым цветом изображение девяти быков с огромными рогами, а на его внешней стороне — изображения яиц, соединенных между собой пучками параллельных линий (рис. 7-108). Это сочетание изображений быка или его рогов с изображением яиц — типичная для Древней Европы символическая передача идеи регенерации, повторявшаяся на протяжении тысячелетий. Лучше всего она прослеживается в кукутенской и минойской культурах. Символика мальтийских монументов в целом соответствует той, что характерна для прочих частей Древней Европы. На Сардинии насчитывается несколько сотен весьма интересных подземных гробниц; большая их часть восходит к периоду оциери и датируется концом V - началом IV тыс. до н.э. (рис. 7-109). Можно предположить, что они появились в результате эволюции предшествовавших им скальных гробниц с яйцевидными ячейками. Гипогеи Оциери свидетельствуют о настоящем взрыве в строительстве гробниц. Некоторые из них невелики по размеру и состоят из одной, двух или трех яйцевидных ячеек; другие, напротив, отличаются размахом и большим количеством ячеек, а кроме того, имеют зал с колоннами посередине. К числу последних относится гипогей Сан-Андреа-Приу в Бонорве, в северной части Сардинии (см. рис. 5-19). Это большие и легко доступные гробницы, которые были разграблены еще в древности: в них остались лишь украшавшие стены росписи, резьба и барельефы. Человеческие останки в этих гробницах удается обнаружить лишь в крайне редких случаях, как, скажем, в Сан-Бенедетто, Иглесиас (Юго-Западная Сардиния). Сохранившиеся там кости говорят о том, что на Сардинии, как на Мальте и в ряде других мест, практиковалось захоронение в два этапа. Всего в Сан-Бенедетто было найдено 35 черепов и много разрозненных костей, которые находились как в центральном зале, так и в боковых ячейках (рис. 7-110; маленькие кружки внутри плана гробницы обозначают расположение черепов и костей). Мы практически ничего не знаем о том, каким образом осуществлялась здесь экскарнация, однако в Северной Сардинии есть один в высшей степени загадочный монумент, который, возможно, имел отношение к погребальным церемониям. Это Монте-д'Ак-кодди неподалеку от Альгеро — огромная прямоугольная платформа, высоко поднятая на каменном фундаменте, к которой ведет покатая насыпь (рис. 7-111). Здесь было обнаружено блюдо с изображением пляски: девушки, чьи силуэты имеют очертания «песочных часов», держась за руки, образуют круг и, насколько можно судить, танцуют (рис. 5-15.2). Эта платформа должна была идеально подходить для про- ведения ритуальных церемоний. Но выставляли здесь умерших птицам или нет — мы не знаем. Над входами в гипогеи располагались огромные рога или рельефы бычьих голов: иначе говоря, для того, чтобы попасть во внутренние покои, следовало пройти через букранию, символически уподобленную утробе (рис. 7-112). Окрашенные в красный цвет изображения или рельефы больших бычьих голов или рогов также украшали стены внутренних покоев (рис. 7-113). Помимо этого, орнаментальные мотивы включали в себя изображения треугольников-вульв (единичные, тройные или многофигурные), бараньих рогов или свернувшихся змей, а также концентрических кругов. Наиболее богато декорированная сардинская керамика и знаменитые алебастровые мраморные и костяные статуэтки нагой Белой Богини смерти как правило обнаруживаются в тех местах которые местное население именует «ведьмовскими домами» («domus de Janas»). Пещера Скалоряя в Юго-Восточной Италии Расположенная неподалеку от города Манфредо-ния (Юго-Восточная Италия), пещера Скалория состоит из двух частей: верхняя пещера представляет собой просторное помещение, вполне пригодное для обитания; здесь были обнаружены керамика и каменные орудия конца VII — конца VI тыс. до н.э. Нижняя пещера — длинная и узкая, как рукав, со сталагмитами и бьющим на дне ключом. Возле ключа было найдено большое количество раскрашенных керамических предметов; поданным радиоуглеродного анализа, церемонии здесь проходили в середине VI тыс. до н.э., приблизительно в 5600-5300 гг. до н.э. (рис. 7-114А). Местные археологи, среди которых были и непрофессионалы, обнаружили эту пещеру еще в начале XX в. и вынесли из нее значительное количество керамики. К счастью, в ней прекрасно сохранились сосуды, которые так затвердели по соседству со сталагмитами, что изъять их оказалось невозможно. Во время моей экспедиции 1979 и 1980 гг. нам удалось собрать в верхней и нижней пещере осколки 1500 украшенных регенерационными символами сосудов с изображениями яиц, треугольников, змей, растительным и солярным узором, а также символиче-скими знаками самой Богини регенерации — V-об-разными фигурами, треугольниками, песочными часами и бабочками (рис. 7-114В). Насколько можно судить церемонии проходившие в таинственных глубинах пещеры вблизи от «жизненной влаги», имели регенерационный характер. У входа в узкую пещеру было похоронено более 137 человек, один над другим и безо всякого порядка. Большая часть скелетов принадлежит молодым женщинам в возрасте от 20 до 22 лет, которые, возможно, умерли при родах, а также младенцам. У не- " Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини Рис. 7-105
Рис. 7-106 Рис. 7-105 Мальтийская «Спящая дама». Женщина (богиня или жрица) лежит на дисковидном ложе, под головой подушка. Ее ягодицы напоминают два яйца, что подразумевает регенерационную символику. Гипогей Халь-Сафлиени, Мальта, камера яйцевидной формы. Терракота с до сих пор заметными следами красной краски. Конец IVтыс. до н.э.; длина 12 см. Рис. 7-106 Еще одна мальтийская «Спящая дама», лежащая на ложе лицом вниз: изображение подчеркивает символическую значимость яйцевидных ягодиц, являющихся символом регенерации. Гипогей Халь-Сафлиени, найдена в подземном помещении яйцевидной формы, расписанном красными змеевидными спиралями. Конец IVтыс. до н.э.; длина 6 см.
та VII. Религия Бог ини
Рис. 7-108 ътийское блюдо, расписанное двумя основными регенерационными символами, яйцами и быками. Заштрихованные участки могут символизировать воду или лучи энергии. Халь-Сафлиени, Мальта. Конец IVтыс. до н.э., ок. 3000 г. до н.э.; диаметр 27 см.
Рис. 7-107 Рис. 7-107 Глиняная рыба на ложе, мальтийский гипогей; высота 5,5 см, длина 8 см.
Рис. 7-108
Рис. 7-109 Планы и разрезы сардинских подземных могил в окрестностях Оциери, Северная Сардиния. Период оциери. Конец V -начало IV тыс. до н.э. Рис. 7-110 Разрез и план гипогея Сан-Бе-недетто-Иглесиас, Кальяри. Маленькими кружками обозначено местоположение черепов и разрозненных костей.
Рис. 7-111
haea VII. Религия Богини
Рис. 7-112 Ъ&\-Ж*^;ЛЪ/Л&гЛи <-&&К'*^$.>^гы ^"■."Г,^ >ft-/^..^v.^-. Hf^ j-^v^i;.^ |'^.:\i.~- Рис. 7-112 Сардинские подземные гробницы: входы в форме бычьей головы и бычья голова над входом. (1, 2) Сос-Фурригезос, Анела; (3) Мандра-Антине-о-Турри, провинция Сассари. Ок. Vтыс. до н.э. Рис. 7-113 Рис. 7-113 Подземная гробница с настенными рельефами бычьих голов, которые своей формой напоминают матку. Южное Лезеи, Боннанаро, Сардиния. Ок. 4000 г. до н.э. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини
которых черепа были отделены до того, как тело было положено в могилу, на других заметны насечки42. Теперь мы можем в этом угадать очень древнюю и широко распространенную практику погребения, когда у мертвых тел отделяли головы, проводили с ними особые ритуальные процедуры, а затем захоранивали их отдельно от остальных останков. Все это отнюдь не указывает на существование здесь человеческих жертвоприношений. Мегалитическая гробниаа Айсбистер на Оркнейских островах {Шотландия) Расположенная на одном из Оркнейских островов у северо-восточной оконечности Шотландии, гробница Айсбистер являет собой редкий пример мегалитического захоронения, в котором сохранились сотни разрозненных человеческих скелетов, останки орланов и других хищных птиц, сотни рыбьих скелетов, костей животных, зерен и многое другое. В основном мегалитические гробницы скудны на находки, поскольку были разграблены еще в древние времена или разрушены рудокопами. Айсбистер — один из 76 известных мегалитических монументов Оркнейских островов. Все эти гробницы выстроены из местного камня и покрыты каменными насыпями круглой или овальной формы. Внутрь гробницы ведет коридор, упирающийся в центральную камеру, которая либо разбита на множество ячеек, либо на три или на большее количество отсеков. Снаружи гробницы были снабжены двориками и окружены каменными платформами, а некоторые — земляными насыпями. Айсбистер находится на южной оконечности одного из южных Оркнейских островов. Сверху ее покрывает каирн размером 10 на 8 м и в 3—3,5 м высотой. Ее внутренняя камера имеет около 8 м в длину и снабжена боковыми ячейками и концевыми отсеками (рис. 7-115). Основные раскопки проводились здесь в 1976 г. Р.Саймисоном. Судя по радиоуглеродным датировкам, ее сооружение началось приблизительно в 3150 ± 80 г. до н.э., а использовалась она около 800 лет. Поскольку здесь были обнаружены кости и скелеты орланов, Айсбистер получила известность как «Гробница орланов» —так называется посвященная ей книга Дж.Хеджеса43. Однако это не только птичье захоронение. Как и в случае других мегалитических гробниц, это было священное место, куда после экскарнации помещали человеческие останки. Около 90% хищных птиц, с чьей помощью кости освобождали от плоти, были белохвостыми орланами. 35 их скелетов, а также скелеты чаек, сов, ворон, воронов и других птиц были найдены как внутри камеры, так и вокруг гробницы. Тот факт, что орланов то ли хоронили, то ли приносили в жертву в центральной части гробницы, указывает на их важ- ное значение в качестве птиц Богини смерти и возрождения. Раскопки Айсбистера явились наиболее убедительным доказательством существования практики экскарнации, поскольку все помещенные там останки были полностью разъяты. Очевидно, что мертвые тела сперва оставляли снаружи, чтобы они были очищены от плоти, а затем часть костей переносили в камеру. Судя по тому, что кости эти были побелевшими и со следами атмосферного воздействия, они находились под открытым небом довольно долгое время. Отдельные кости затем складывали штабелями вдоль стен основного покоя, черепа помещали в боковые ячейки, а костные остатки — под полками концевых отсеков и на них. Считается, что экскар-нация происходила в непосредственной близости от гробницы возможно на специально для того прел-назначенных платформах. Подсчитав, какое количе-ство тел могут представлять тысячи сложенных в центральной камере костей и каков был периолее использования Хеджес сделал вывод что экскавация в среднем должна была проводиться два раза l год. В таком случае кости достаточно долго остава-лись под открытым небом чтобы побелеть и испы-тать воздействие погоды Дж Честерман поовел анализ останков из другой оокнейской гообнииы Ктан- тыи обитреныло такой степени что их почти не возможно было илентасЬ^иииюмть^ По вилимош м^^^впе^^^особ^ит^ьтЗ mSoiajraft«ПмЖи» rmvuen^S начале се™ уже остя^исГпяни кпети I нелТ ние^окпйники еше пппл^е спуп^яли теле'снГтЛ
^о вн™ Возможно что ^^енишкшш еще оставались куски мягких тканей. Те особые дни, когда кости возвращались в обитель предков, были радостными праздниками. Внутри камеры обнаружены многочисленные остатки пиров: кости овец, коз, крупного рогатого скота и свиней. На мясо забивали молодых животных, которым в основном было меньше года, причем явное предпочтение отдавалось окорокам, в особенности ногам ягненка. Кроме того, было найдено больше трехсот зерен ячменя, а также кости марала, выдрыи сотни, если не тысячи, рыбьих скелетов. Почему так
Рис.7-П4А В пещерных святилищах «столбы жизни» представлены фалло-сообразными сталагмитами. В пещере Скало-рия (Манфредония, Юго-Восточная Италия) вокруг сталагмитов и у священного источника на дне были найдены расписные сосуды. Ок. 5600-5300 гг. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
много рыбы? Если бы она шла в пищу, то мы бы находили лишь отдельные кости и небольшие фрагменты. Я полагаю, что эта рыба, как и орланы, воплощала могущество Богини и были захоронена здесь в качестве одного из главных символов регенерации. Мы знаем, что рыба играла какую-то роль в регенераци-онных обрядах: свидетельства тому есть в мальтийском гипогее Халь-Сафлиени, где можно видеть скульптурное изображение рыбы, возлежащей на ложе (см. рис. 7-107). В Лепенски-Вире рыба, наряду с собакой и оленем, была одним из основных жертвенных животных; а великолепные каменные изваяния Богини-рыбы имеют вид гибрида рыбы, женщины и хищной птицы (см. рис. 7-102 и цветную вклейку 23). В других мегалитических гробницах Оркнейских островов в качестве священного животного Богини погребали не рыбу, а собак: так, в Кувине было найдено 24 собачьих черепа, а на Баррее собачьи черепа и скелеты были обнаружены во всех частях могилы47. В северной части о. Папа-Уэстрей найдена дюжина оленьих рогов — они могли служить как символами регенерации, так и частью головного убора, необходимого для оленьих плясок. Свидетельства существования последних известны от раннего постледникового периода вплоть до нашего времени 1 В ново- ЮТ- годние праздники мужчины по-прежнему наряжаются в женское платье, надевают рога и исполняют знаменитый олений танец, способствующий регенерации и служащий залогом удачного года. Факт захоронения рыбы, собак и оленей говорит о том, что эти празднества не сводились к простому поеданию мяса. Безусловно, не обходилось без музыки и плясок. К сожалению, керамика, найденная в мегалитических гробницах Оркнейских островов, не имеет изобразительных росписей, однако известно, что погребальные обряды, совершавшиеся в ги-погеях Сардинии и в других местах, включали в себя пляски (см. рис. 7-111, 7-112, 7-113). На венгерской погребальной керамике VI в. до н.э. (период галь-штат) есть изображения танцев и музыкантов с лирами, а кроме того — охоты и похоронных игрищ, как это можно видеть на сосуде из Шопрона49. Танцующие фигуры имеют очертания треугольников или «песочных часов», так же как и едущая на четырехколесной повозке Богиня (рис. 7-116). Музыканты, охотники и участники игрищ — мужчины. Под изображениями основных погребальных церемоний, которые мы видим на сосуде из Шопрона, расположены орнаментальные панно, состоящие либо из рядов треугольников и песочных часов, либо из сочетания
Рис.7-115 Рис. 7-115 (а) Схема камеры кургана Айс-бистер (Ь) и его общий вид. Оркнейские острова, Шотландия. Конец IVтыс. до н.э. раскопки 1958 г. раскопки до 1958 г. раскопки 1976 г. -----, К>'>'\ россыпь керамики ортостаты вертикальные каменные плиты преимущественно черепа черепа и кости Глава VII. Религия Богини
треугольников и ромбов. Как будет явствовать из следующего раздела, эти же мотивы присутствуют на стенах мегалитических гробниц. Эта неизменность образного ряда на протяжении трех тысячелетий -сильный аргумент в пользу того, что эти фигуры имеют некую символическую связь с погребальными обрядами. Этнографические параллели Айсбистер - прекрасный образец неолитического захоронения костей, священнейшего места на территории родовой группы. Величественные мегалитические постройки были символами центра, сердцевины, служили живой связью с землей предков и с самими предками, объединяли членов родовой группы. Именовать их, как это делает К.Ренфрю50, «территориальными ориентирами» значит без должного уважения относиться к этой культуре. Мы обычно не говорим о наших сельских церквях как о «территориальных ориентирах», хотя они так же заметны и так же почитаемы в качестве религиозных центров, как это было в случае мегалитических гробниц. Практика поэтапного захоронения и строительства больших мегалитов имеет этнографические параллели. Их близкие аналоги можно найти у народности мерина, обитающей в центральной части острова Мадагаскар51. Мерина эндогамны; они живут родовыми группами на землях предков (М.Блок именует их «демес»). Для этих людей суть их общности заключается в неразрывной связи между группой и находящимися в общем пользовании орошаемыми землями. В каждом демесе ест< Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|