Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ресурсные войны: «Стратегия модернизации армии – 2008»





 

Полное объяснение причин этого нового развертывания лежит в документе Пентагона «Стратегия модернизации армии – 2008». В нем указано, что цель американской военной стратегии – захватить и поддерживать господство во всей вселенной, а не только на земном шаре. Документ призывает к «эффективной при проведении кампаний экспедиционной армии, способной доминировать по всему спектру конфликта в любое время, в любой среде и против любого противника в течение длительных периодов времени». (3) И далее: «Армия должна сосредоточить свои усилия по оснащению и модернизации на двух взаимодополняющих вещах – восстановление баланса и достижение полного спектра доминирования». (4)

Ни одна армия в истории не ставила столь амбициозных целей.

Но самое важное, что «Модернизация армии» предполагает, что Соединенные Штаты, по крайней мере, в ближайшие «тридцать-сорок лет» будут участвовать в непрерывных войнах за контроль над полезными ископаемыми.

Кроме того, очевидно имея в виду Китай и Россию, Пентагон заявляет: «Мы сталкиваемся с потенциальной [возможностью] возврата традиционных угроз безопасности, создаваемых возникающими почти равными нам силами [соперниками] по мере того, как мы в глобальном масштабе соперничаем за истощающиеся природные ресурсы и зарубежные рынки». (5)

С точки зрения экономического роста единственным на планете «почти равными нам силами» в 2008 году был Китай, который прочесывал и обыскивал землю в поисках безопасных источников нефти, металлов и другого сырья для поддержания своего стремительного роста.

С военной и энергетической точки зрения единственной потенциальной «почти равной нам по силам» будет Россия. Россия играет стратегическую роль в поставках практически всех жизненно важных ресурсов, требующихся для развитой индустриальной экономики – все: от нефти и газа до металлов и сырья. Россия стала ключевым (за исключением ЮАР и южноафриканских государств) поставщиком стратегических ресурсов, не находящихся под прямым контролем Соединенных Штатов. Рост влияния России в Африке был одним из главных факторов, определявших с 1991 года вашингтонскую конфронтационную военную политику использования НАТО для окружения России.



Серьезную озабоченность в Пентагоне и в вашингтонских политических кругах вызывало то, что Россия и Китай, скорее всего, будут углублять свое экономическое и даже военное взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Если это произойдет, то, по утверждению Збигнева Бжезинского, глобальное господство Соединенных Штатов будет основательно подорвано. (6)

«Стратегия модернизации армии – 2008» Пентагона является продолжением доктрины, разработанной затворником-футуристом и стратегом Министерства обороны Эндрю Маршаллом. Маршалл, старший аналитик «Корпорации РЭНД», пришедший в Пентагон в 1973 году, был назначен президентом Никсоном главой специально созданного в Пентагоне стратегического Управления общих оценок. Маршалл получил уникальный и неслыханный статус в цепочке командования: он докладывал только министру обороны, минуя пентагоновские инстанции.

На протяжении многих лет Маршалл, до сих пор несмотря на свой 87-летний возраст отвечающий за долгосрочную стратегию Пентагона, создал школу учеников для осуществления своей так называемой «революции в военном деле». В числе его подопечных были Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Пол Вулфовиц, Ричард Перл и многие другие военные ястребы. Именно Маршалл в 2001 году убедил Рамсфелда и Чейни, что стратегические баллистические противоракеты на границе России станут воплощением давней мечты США о ядерном превосходстве: способности нанести первый ядерный удар по России и уничтожить ее способность ответить на удар. (7)

Стремление США к ядерному превосходству было реальной причиной, стоявшей за жесткой реакцией России в августе 2008 года на, казалось бы, периферийную провокацию в Южной Осетии; оно же стояло за желанием США привести Украину в НАТО.

Маршалл был архитектором катастрофической стратегии Рамсфелда в войне в Ираке, так называемое «электронное поле боя» с использованием «сетевого» солдата, подключенного к сети Интернет и оснащенного разведывательной глобальной системой позиционирования («джи-пи-эс»). Даже когда критика в адрес Рамсфелда вынудила президента снять его с поста, она не затронула Маршалла, столь велико его влияние в Пентагоне.

 

Американские планы «бесконечной ресурсной войны»

 

«Стратегия модернизации армии – 2008» раскрывает ряд глубоких значительных стратегических принципов и оперативных предположений, которые уже были приняты в качестве официальной доктрины американскими военными. В своей преамбуле эта доктрина предсказала будущее «вечных войн» после окончания «холодной» войны.

Официальный составитель документа генерал Стивен Спикс утверждал в предисловии:

«Этот документ 2008 года радикально отличается от предыдущих лет. В этом году мы сделали суть вещей совершенно ясной с кратким описанием нашей стратегии модернизации с наилучшими путями и средствами того, как мы намерены использовать инициативу оснащения армии для достижения цели государства, определяемой так: солдаты, оснащенные наилучшим из доступного оборудованием, что сделает нашу армию самой мощной военной силой в мире с полным спектром возможностей.

Америка входит в эпоху постоянных конфликтов, которые продолжат подчеркивать нашу силу. Чтобы победить в этой борьбе, нам нужна армия, которая оснащена для дальних расстояний, которая имеет для [своих] солдат все, что ей необходимо, чтобы выполнять свою миссию по всему спектру конфликта.» (8)

В документе Пентагона подчеркивается:

«Мы вступили в эпоху постоянных конфликтов... безопасность окружения гораздо более неоднозначна и непредсказуема, чем то, с чем мы сталкивались в период "холодной" войны.»

«Стратегия модернизации армии – 2008» описывает основные черты своей запланированной эпохи непрерывных войн, включая обычную риторику использования террористами оружия массового уничтожения. Показательно, что впервые после стратегического «Меморандума-200» Генри Киссинджера времен администрации Форда армия США среди своих официальных «миссий» заявила и контроль над ростом населения в богатых сырьем странах. (9)

«Стратегия модернизации – 2008» называет «рост населения» преобладающей угрозой для безопасности США и их союзников и призывает к войнам за контроль над сырьевыми ресурсами. Эти два положения взаимосвязаны:

«Рост населения, особенно в развивающихся странах, приводит образующийся "молодежный демографический навес" к антиправительственным и радикальным идеологиям, которые представляют потенциальную угрозу стабильности правительства.

Ресурсная конкуренция, индуцированная ростом численности населения и расширяющимися экономиками, будет потреблять все большее количество продовольствия, воды и энергии. Государства или учреждения, контролирующие эти ресурсы, будут максимально использовать их как часть своего моделирования безопасности.» (10)

Оба этих официальных приоритета Пентагона (контролирование роста молодежного населения в богатых ресурсами развивающихся странах и отстранение Китая и России от доступа к продовольствию, воде и энергии в развивающихся странах) стали мотивами для создания АФРИКОМ.

Ранее американская внешняя политика не предусматривала или не могла себе вообразить, что подобное командование может понадобиться; США думали, что контролируют ресурсы Африки. Но в 2006 году, через несколько недель после саммита в Пекине, Джордж Буш подписал президентский приказ о создании АФРИКОМ.

Во времена «холодной» войны контроль США над Африкой и ее огромными минеральными богатствами опирался на убийства и тайно разжигаемые гражданские войны или на сотрудничество с бывшими жестокими колониальными державами, такими как Великобритания, Франция, Португалия и Бельгия. Вашингтон был более чем обеспокоен, увидев, с каким уважением и достоинством принимает Китай глав африканских государств и предлагает им торговые соглашения на миллиарды долларов, а не условия МВФ или американские программы жесткой экономии. (11)

Пытаясь противостоять растущему влиянию Китая в Африке, Вашингтон предпринимал шаги повсюду: от Дарфура, где Китайская государственная нефтяная компания получила от правительства Судана крупную концессию на разведку и добычу нефти, до Нигерии, Чада и Южноафриканской республики.

Определив рост населения в развивающихся странах как угрозу, стратегический документ Пентагона 2008 года подчеркнул специфическое изменение парадигмы, которое должно произойти в методах войн будущего:

«Недавно армия раскрыла свою новейшую доктрину – Основной устав ВС США FM 3-0, который является основой для действий в неопределенном будущем и служит основной движущей силой перемен в наших организациях, подготовке кадров и руководителей, кадровой политике, сооружениях и материальном развитии.

FM 3-0 институционализирует то, как командующие одновременно используют наступление, оборону, стабильность или гражданскую поддержку операций. FM 3-0 признает тот факт, что операции XXI века потребуют нанимать солдат из различных народов и различных культур, а не избегать этого.» (12)

В некотором смысле Пентагон официально объявил об избавлении от «вьетнамского синдрома», который предписывал не подвергать американских солдат риску на земле, ограничивая боевые действия главным образом ударами с воздуха, как это было в случае обеих войн в Ираке и в Афганистане.

 

«Права человека» как оружие войны

 

В отличие от политики бряцания оружием против потенциальной российской угрозы политика США в отношении экономического возрождения Китая в Азии, Африке и за ее пределами включает неожиданное оружие войны – «права человека» и «демократию». Нетипичные в качестве оружия войны «демократия» и «права человека» стали современной версией тактики опиумных войн 1840 года, направленной на то, чтобы заставить Китай открыться для полного владычества американской супердержавы. (13) И разумеется, именно это не нравилось китайскому правительству.

В соответствии с официальным докладом Конгресса США, между 1999 и 2006 годами правительство Соединенных Штатов «предоставило или утвердило примерно 110 млн долларов на программы, связанные с демократией в Китае». (14)

В исследовательском докладе Конгресса добавлено, что сводный закон ассигнований на 2000 финансовый год (Публичный закон 106–113) предоставил базирующейся в США тибетской НПО во имя сохранения культурных традиций и содействия устойчивому развитию и охране окружающей среды 1 млн долларов, другой миллион долларов – на поддержку исследований о Китае, а также одобрил финансирование неправительственных организаций по продвижению демократии в Китае. На 2001 финансовый год (Публичный закон 106-429) Конгресс выделил Тибету до 2 млн долларов. В 2002 финансовом году (Публичный закон 107-115) Конгресс предоставил 10 млн долларов на помощь в мероприятиях по поддержке демократии, прав человека и верховенства закона в Китае и Гонконге, в том числе до 3 млн долларов – для Тибета. В 2003 финансовом году (Публичный закон 108-7) Конгресс выделил 15 млн долларов на связанные с демократией программы в Китае, в том числе до 3 млн долларов для Тибета и 3 млн долларов для Национального фонда в поддержку демократии. (15)

Согласно этому докладу, одобренная Конгрессом помощь США на продвижение демократии в Китае, включая Тибет, раздулась с 2 435 000 долларов в 2000 финансовом году до 33 695 000 долларов в 2006-м. Рост свыше 1400% в течение шести лет! Очевидно, Вашингтон становится все энергичнее в деле продвижения своей специальной версии «демократии» в Китае, особенно на Тибете.

Примечательно, что в 2004 году в рамках Государственного департамента США «Бюро по демократии, правам человека и труду стало основным администратором китайских демократических программ». (16). Это Бюро подчиняется офису заместителя Государственного секретаря по демократии и глобальным вопросам, возглавляемому доктором Полой Дж. Добрянски. Как отмечает официальный сайт Госдепартамента США:

«С момента своего назначения в 2001 году заместитель Госсекретаря Добрянски также работала по совместительству Специальным координатором по тибетскому вопросу. В этом качестве она является ключевой персоной правительства США по вопросам тибетской политики, в том числе: поддержка диалога между Китаем и Далай-ламой или его представителями, поощрение [соблюдения] прав человека в Тибете и усилия по сохранению уникальной культурной, религиозной и языковой индивидуальности Тибета.» (17)

Пола Добрянски получила докторскую степень в Гарвардском университете в области советской военной политики. Она перешла на пост в Государственном департаменте с должности Первого вице-президента и директора вашингтонского офиса Совета по международным отношениям, где была первым ведущим научным сотрудником Джорджа Ф. Кеннана в области российских и евразийских исследований. Она также награждена Национальным фондом в поддержку демократии медалью «За службу демократии», а Международным республиканским институтом – премией имени Джейн Киркпатрик. Обе организации, как упоминалось выше, были основным инструментом Государственного департамента США для продвижения проамериканских смен режимов в мире.

Связи Добрянски с Национальным фондом в поддержку демократии не были случайными. Ее официальная биография отмечает, что до перехода в Государственный департамент она работала на посту вице-председателя Фонда, а также выступала в качестве члена совета директоров «Фридом Хаус». Кроме того, Добрянски являлась старшим научным сотрудником Института Хадсона, одного из наиболее ярых неоконсервативных и воинствующих исследовательских центров в Вашингтоне.

Пола Добрянски также является членом другой неоконсервативной исследовательской организации «Проект нового американского столетия» (ПНАС). (18) В этом качестве Добрянски отстаивала уникальную роль Америки «в сохранении и распространении международного порядка, дружественного нашей безопасности, нашему процветанию и нашим принципам». (19)

Добрянски также подписала 26 января 1998 года письмо группы ПНАС президенту Биллу Клинтону, в котором последнему уже тогда, всего за пять лет перед операцией «Шок и трепет», рекомендовалось атаковать Ирак, поскольку по мнению Добрянски сдерживание не удалось. В письме «Проекта» было прямо заявлено:

«Единственно приемлемой является стратегия, которая исключает возможность того, что Ирак сможет применить или угрожать применением оружия массового уничтожения. В краткосрочной перспективе это означает готовность к проведению военных действий, поскольку дипломатия явно не справляется. В долгосрочной перспективе это означает устранение Саддама Хуссейна и его режима от власти.» (20)

Коллеги Добрянски, подписавшие «Открытое письмо ПНАС» по проблеме Ирака, вошли в список «Кто есть кто» среди старших должностных лиц в период Джорджа Буша: министр обороны Дональд Рамсфелд; торговый представитель США, а затем глава Всемирного банка Роберт Зеллик; заместитель Госсекретаря США Ричард Армитидж; заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц, бывший затем президентом Всемирного банка; заместитель Госсекретаря Джон Болтон; помощник министра обороны Питер Родман и старшие должностные лица Совета национальной безопасности Эллиот Абрамс и Залмай Халилзад. (21)

На своем посту в Госдепартаменте, что не удивительно, Добрянски являлась агрессивным публичным сторонником (финансируемых правительством США) «цветных» революций. Добрянски любила цитировать призыв Джорджа Буша-младшего к распространению «демократических движений и институтов в каждой нации и культуре... [и] покончить с тиранией в нашем мире» из его инаугурационной речи. (22) В конце февраля 2005 года, реагируя на антисирийскую демонстрацию в Ливане, Добрянски заявила; «Как отметил президент на прошлой неделе в Братиславе, была «революция роз» в Грузии, «оранжевая» революция на Украине и совсем недавно «пурпурная» революция в Ираке. В Ливане мы видим растущий импульс к «кедровой» революции». (23)

Задача Полы Добрянски после 2004 года заключалась, среди прочего, в координировании деятельности Государственного департамента США и тибетских организаций, в том числе базирующихся в США НПО. Сосредоточенность на Тибете, очевидно, была частью долгосрочной стратегии Вашингтона по наращиванию давления на Пекин.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.