Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственная организация высшего профессионального образования





Государственная организация высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

 

Кафедра туризма

 

 

Голубничая С.Н.

 

Экскурсология

КУРС ЛЕКЦИЙ

для студентов очной и заочной форм обучения

Направления подготовки «Туризм»

(профиль «Туризмоведение»)

 

 

Заслушано:

на заседании кафедры туризма

протокол № __ от _______ 2017 г.

 

Утверждено:

на заседании учебно – методического совета

протокол № __ от _______ 2017 г.

 

 

ДонНУЭТ

Донецк


УДК 338.48-32(076.5)

ББК 65.433.1я73

Г 62

 

 

Рецензент: к.Э.н. Панасюк Е.А.

 

 

Г62 Голубнича С.Н. Экскурсология. Курс лекций для студентов оч. и заоч. форм обучения направления подготовки «Туризм» (профиль «Туризмоведение)/ С.Н. Голубничая: ГО ВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», каф. туризма. - Донецк: [ДонНУЭТ], 2017. – 94 с.

 

 

УДК 338.48-32(076.5)

ББК 65.433.1я73

© Голубничая С.Н., 2017

© ГОВПО «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Ввдение
Содержательный модуль І. Научные аспекты экскурсионной деятельности
Тема 1. Экскурсология как наука
1.1. Понятие и задачи , предмет исследований экскурсологии
1.2. Методология и методика экскурсонного дела
1.3. История развития экскурсологии
1.4. Связь экскурсологии с другими науками
Тема 2. Экскурсионный метод познания
2.1. Методы познания и их использование в экскурсионном процессе
2.2. Требования к экскурсионному метода
2.3. Принципы экскурсионного метода
Тема 3. Экскурсия как педагогический процесс
3.1. Воспитательное влияние экскурсии
3.2. Обучение во время экскурсии
3.3. Использование дидактических принципов в экскурсии
3.4. Педагогическая техника в экскурсии и ее составляющие
Тема 4. Психология экскурсионной деятельности
4.1. Механизмы восприятия информации на экскурсии
4.2. Правила экскурсионного общения
4.3. Психоэмоциональный контакт между экскурсоводом и группой
4.4. Активность экскурсантов как показатель эффективности экскурсии
Тема 5. Логика в экскурсиях
5.1. Требования логики к содержанию и способу подачи экскурсионного материала
5.2. Законы логики в экскурсиях
5.3. Логические проблемы в экскурсиях и способы их устранения
5.4. Умозаключение как логическая форма пролучения знаний экскурсантами
5.5. Логические переходы в экскурсиях
Содержательный модуль ІІ. Экскурсоведческое мастерство и пути ее совершенствования
Тема 6. Пути совершенствования экскурсионной методики
6.1. Методика экскурсионного показа
6.2. Методика рассказа в экскурсиях
6.3. Уровни взаимодействия показа и рассказа в экскурсии
6.4. Особенности экскурсионной методики в разных видах экскурсий
Тема 7. Личность и профессиональное мастерство экскурсовода
7.1. Требования к экскурсовоу
7.2. Профессиональное мастерство экскурсовода
7.3. Пути повышения профессионального мастерства экскурсовода
7.4. Формы ораторского искусства экскурсовода
7.5. Невербальные средства общения в экскурсиях
Список литературы

Введение



Экскурсии являются неотъемлемой частью туристического обслуживания, потому что познание окружающего мира, других стран, новых мест является наиболее эффективным под руководством специалисту. Экскурсии входят в состав почти всех туристических пакетов, одни как часть туристического продукта, другие как факультативный вид обслуживания. В то же время экскурсия является самостоятельной услугой, отличается от других наибольшей демократичностью. Отсутствие необходимости выезда за пределы постоянного места жительства, относительно невысокая стоимость оказывают экскурсионному обслуживанию особую популярность среди детей и молодежи. Кроме социального эффекта экскурсии имеют и экономичен, так как могут обеспечивать увеличение прибыли не только туристических компаний, но и музеев, ботанических садов, театров, промышленных предприятий, объектов природно-заповедного фонда и др.

Успешная организация экскурсионного обслуживания обеспечивается комплексом условий, каждая из которых является обязательным. Это и ее тщательная подготовка и правильность проведения и личность экскурсовода. Образовательно-профессиональной программе подготовки магистров по направлению подготовки «Туризм» (профиль «Туризмоведение») предусматривается изучение блока профессионально-ориентированных дисциплин, к которому принадлежит дисциплина «Экскурсология».

Обучение базируется на теоретическом обобщении опыта проведения экскурсионной деятельности, методических способах проведения экскурсии, оправдали себя на практике. В процессе обучения студенты должны овладеть не только теоретическими основами дисциплины, но и получить практические навыки по разработке и проведения экскурсии и подготовки необходимой методической документации. Также предполагается написание студентами рефератов, выполнение индивидуальных заданий, проведения научно-исследовательской студенческой работы по вопросам совершенствования организации экскурсионной деятельности.

Главной целью преподавания курса является формирование у студентов теоретических, профессиональных знаний и практических навыков, которые дают им возможность самостоятельно организовывать и планировать экскурсионную деятельность; разрабатывать и проводить экскурсии осуществлять экскурсионное обслуживание.

Изучение дисциплины предусматривает решение следующих задач:

- Овладение знаниями по организации экскурсионного обслуживания в индустрии туризма;

- Выявление основных направлений и тенденций развития экскурсионного обслуживания в современных условиях;

- Приобретение студентами навыков работы с нормативными материалами по организации экскурсионной деятельности в туристической индустрии;

- Умение применять теоретические знания в решении практических задач.


Содержательный модуль 1. Научные аспекты экскурсионной деятельности.

Тема 1. Экскурсология как наука

Понятие и задачи, предмет исследования екскурсологии

Методология и методика экскурсионного дела

История развития екскурсологии

Связь екскурсологии с другими науками

Тема 2

Экскурсионный метод познания

Методы познания и их использование в экскурсионном процессе

Требования экскурсионного метода

Принципы экскурсионного метода

Тема 3.

Экскурсия как педагогический процесс

Воспитательное воздействие экскурсии

Обучение во время экскурсии

Использование дидактических принципов в экскурсии

Педагогическая техника в экскурсии и ее составляющие

Обучение во время экскурсии

 

Во время экскурсии экскурсовод использует педагогические методы сообщения знаний. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Применяя индуктивный метод сообщения знаний, экскурсовод обобщает факты и делает выводы на основе изложенного материала, продвигаясь от частного к общему, от единичных фактов к общему положению.

Используя дедуктивный метод, он идет от общего к частному и только после этого с помощью аргументов доказывает тезис, выдвинутый сначала. Обычно в качестве такой тезис выступает формулировка подтемы или одного из основных вопросов.

Основываясь на требованиях педагогики, экскурсовод использует пять уровней перехода от прямого дедуктивного объяснения, возможного при наличии достаточных знаний, к вероятному объяснения при отсутствии достаточных знаний:

- первый - объяснение фактов из известных теоретических знаний;

- второй - объяснение фактов на основе перестройки ранее усвоенных знаний и их комбинирования;

- третий - высказывание способа объяснения в форме дедуктивного догадки в тех случаях, когда объяснение невозможно первыми двумя путями;

- четвертый - объяснение с помощью моделирования (индуктивно-дедуктивным путем) или аналогии;

- пятый - объяснение индуктивное. Применяется при отсутствии возможности использовать моделирование или аналогию.

Логическая схема при пятом уровне объяснения представляет собой следующее: сначала формулируется гипотеза, затем она в процессе приложения к новым фактам, их объясняя, превращается в доказательное понятие, умозаключение.

Как и на первом уровне, в свете общего положения рассматриваются частицы, отдельные факты и явления. В конце объяснения экскурсовод, возвращаясь к исходной точке, делает вывод.

Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов. Создатели экскурсий для учащейся молодежи в двадцатом года ставили задачу - добиться максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, побудить их самостоятельно "работать" на экскурсиях. От экскурсовода требовали так вести показ объектов, чтобы подводить экскурсантов к анализу зрительных впечатлений, накопленных в ходе наблюдения объектов.

Важной частью педагогического процесса, протекающего в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции - сравнение с ранее увиденное и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главное и второстепенное, обобщения, выводы.

Другая задача экскурсии как педагогического процесса - вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную "экскурсионную грамотность", прежде всего умение видеть объект.

Важное место в экскурсионном процессе занимает организаторская работа экскурсовода, проводимая на протяжении всего маршрута с момента посадки группы в экскурсионный автобус, с первых шагов в пешеходной экскурсии. Организовать экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанности педагога.

Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача - превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.

Тема 4.

Тема 5.

Логика в экскурсиях

Законы логики в экскурсиях

Законы логики в экскурсиях

 

Закон тождества. Каждая мысль должна быть четкой по объему, ясной по содержанию и оставаться неизменной в ходе одного и того размышления. Любая мысль в процессе размышлений должна быть тождественна сама себе. Этот закон требует четкости в раздумьях. Это не значит, что нельзя анализировать один и тот же объект в одном случае по одним, а в другом - по другим признакам, но в каждой конкретной ситуации конкретный признак предмета или объекта должны быть неизменными. Предмет анализа не должен безосновательно изменяться, а понятия смешиваться.

Закон непротиворечия. Два суждения, в одном из которых что-то утверждается, а в другом в то же самое время и в том же смысле отрицается, не могут быть истинными одновременно. Этот закон требует отсутствия в объяснении экскурсовода, в изложении исторических событий или характеристике конкретного объекта противоречивых суждений.

Любая мысль не может менять свое содержание в течение всей экскурсии. Авторы экскурсий не должны предполагать противоречий при толковании событий или оценке объектов, высказывать полярные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Закон исключенного третьего. Из двух суждений одно истинно, другое - ложное, а третьего не нет и не может быть. Если одна мысль утверждает, другая отрицает, то истиным будет одно из этих утверждений. Третьего не существует. Закон требует, если в рассказе есть варианты суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает вариант, который подтверждает его истинность.

Закон достаточного основания. Этот закон требует, чтобы всякая мысль была обоснована только при этом она может быть признана истиной. Если экскурсовод утверждает, то он не должен это делать безобоснованно, он должен подтверждать свои суждения.

Знание законами логики позволяет решать логические проблемы.

 

Тема 6.

Тема 7.

Требования к экскурсоводу

Требования к экскурсоводу

Профессия экскурсовода, как и любая другая, требует от человека не только определенных знаний, но и навыков, которые приобретаются в ходе специального обучения и практики. В наше время экскурсоводов готовят высшие учебные заведения туристского профиля. До 60-х гг. ХХ в. работа экскурсовода была видом любительских занятий, то есть специалисты различных отраслей знаний, педагогики, музейные работники без отрыва от своей основной деятельности проводили экскурсии. К людям, которые выбрали для себя профессию экскурсовода, предъявляются следующие требования: хорошая дикция, знание экскурсионных тем, склонность к культурно-воспитательной работы, пополнения и совершенствования знаний, инициатива и творческий поиск, изучение интересов и запросов экскурсантов, воспитанность, эрудиция, вежливость, внимательность к экскурсантов, владение методиками, любовь к профессии, знание основ педагогики, психологии, логики, умение анализировать свои действия, давать объективную оценку, требовательность и принципиальность.

В ходе подготовки новых экскурсоводов нужно помочь каждому специалисту овладеть необходимой системой знаний и умений. Правильно использовать потенциал специалиста - одна из задач подготовки.

Социальный престиж (уважение) профессии экскурсовода связан с оригинальностью этого вида деятельности, интеллектуальным характером. У молодых людей, пожелавших стать экскурсоводами, что решающим фактором в выборе специальности является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать ежедневную оценку своей деятельности.

Престиж профессии тесно связан с профессиональным мастерством, он не распространяется автоматически на каждого конкретного экскурсовода, формируется и подтверждается в процессе деятельности на маршруте.

Экскурсовод как личность должен иметь активную жизненную позицию, что выражается в отношении к труду, обществу, государству, самому себе. Уровень активности позиции зависит от воспитания, мировоззрения, убежденности, выработки профессиональных умений, от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний. В силу особенностей профессии экскурсовода человек, ею овладевает, поставленный в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции.

В формировании личности экскурсовода большую роль играют задатки и способности.

Природную основу развития способностей составляют задатки - врожденные особенности нервной системы. Такие задатки, как память, наблюдательность, воображение, сообразительность, могут стать основой незаурядных способностей, то есть индивидуальных особенностей личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенной деятельности.

Существует разделение способностей на общие и специальные. К первым относится то, что нужно для овладения любой деятельностью: трудолюбие, настойчивость, наблюдательность и т.д. Для овладения навыками определенной профессии нужны специальные способности: музыкальные, литературные, художественные, математические и др.

Для экскурсовода так же, как и для учителя, преподавателя, характерные четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические.

Умение отобрать и правильно оформить материал экскурсии, понятно преподнести его - это конструктивные способности, которые служат основой для умственной деятельности экскурсовода. Так как экскурсовод руководит группой экскурсантов, направляет их внимание в нужное русло, важные организаторские способности. Установление деловых контактов с группой, правильное построение взаимоотношений с водителем автобуса, работниками музеев, гостиниц, другими экскурсоводами невозможны без коммуникативных способностей, то есть умение общаться.

Для объективной оценки проведенной экскурсии, эффективности использования методов и приемов нужны аналитические способности. Не все экскурсоводы имеют названные способности в равной степени.

Убежденность личности должна стать неотъемлемым качеством экскурсовода. Она основывается на знаниях, идейности и активной жизненной позиции, проявляется в четкой направленности взглядов и действий, стремлении убедить экскурсантов в правильности своей точки зрения.

Проведение экскурсии зависит и от темперамента. Эмоции экскурсовода, его настроение не должны влиять на ход экскурсии. Умение взять себя в руки является важной составляющей екскурсознавчои мастерства. В подготовке экскурсоводов нужно уделять внимание преодолению тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами, при этом следует учитывать особенности того или иного типа темперамента. Экскурсовод должен знать о проявлениях темперамента, сущности и характере эмоций еще и по той причине, что все экскурсанты тоже личности.

Свойства личности регулируют психическую деятельность человека. Экскурсовод не должен быть снисходительным к своей работе. Ему необходимо постоянно контролировать свои действия, в ходе экскурсии задавая себе вопрос: "Так ли я делаю?", "Правильно показываю объект?». Навыки самоконтроля нужно прививать на курсах подготовки, повышения квалификации. Уровень самоконтроля зависит от таких качеств, как мировоззрение, идейная убежденность, сознание.

В результате сопоставления своих действий с определенными нормами экскурсовод проводит самооценку, которая должна быть объективной. Завышенная самооценка приводит к высокой высокомерия, нетерпимости к критике, занижена - к пассивности, пессимизма. Важно не только выявить имеющиеся в себя лично недостатки, но и уметь устранить их.

Личность экскурсовода формируется во время всей деятельности человека: в школе, вузе, на работе, в быту, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Обязательными качествами должны быть оптимизм, моральное удовлетворение. Оптимизм выражается в доброжелательности, приветливости, вниманию к людям, умении создать нужный климат в группе, исправить плохое настроение. Этому способствуют приподнятый тон голоса, убежденность в пользе сообщаемых знаний, чувство юмора, вера в успех. Добрая улыбка иногда помогает справиться с трудностями, возникающими в ходе экскурсии, улучшают настроение группы и самого экскурсовода. Выполняемая экскурсия должна быть от радости, морального удовлетворения. В тех случаях, когда экскурсовод, оценив свою деятельность, не испытывает морального удовлетворения, он делает выводы для себя, что нужно исправить, улучшить, то есть совершенствуется.

Каждый человек - индивидуальность, его отличают язык, стиль изложения, жесты, мимика. Все сказанное в полной мере относится и к экскурсоводу. Один имеет литературные способности, читает стихи, другой - умело использует паузы. Особенно ярко индивидуальность проявляется в опытных экскурсоводов, в них большое разнообразие используемых методических приемов.

Авторитет экскурсовода базируется на его умениях, знаниях, опыте, а основа его - высокая культура поведения и речи.

Государственная организация высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

 

Кафедра туризма

 

 

Голубничая С.Н.

 

Экскурсология

КУРС ЛЕКЦИЙ

для студентов очной и заочной форм обучения









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.