Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К какой функции канала распределения относится сбор и распространение маркетинговой информации?





1.Ведение деловых операций; 2.Логистическая функция;

3.Обслуживающая функция; не является функцией канала распределения.

6. Перемещение товаров от изготовителя к посреднику, а затем к потребителю называется:

1.Косвенным каналом распределения; 2.Прямым каналом распределения;

2.косвенным каналом товародвижения; 4.Товародвижением с посредниками.

7.Перемещение товаров без участия посредников называется:

1.Косвенным каналом распределения; 2.Прямым каналом распределения;

3.Прямым каналом товародвижения; 4.Товародвижением с посредниками.

8.При использовании прямого канала распределения продажа товара осуществляется:

1.Коммивояжерами предприятия;

2.Магазинами розничной торговли, принадлежащими производителю;

3.С помощью почты; 4.Все ответы верны; 5.Правильного ответа нет.

9.Швейная фабрика Б создала свой фирменный магазин по продаже одежды. В данном случае она использует канал распределения:

1.Нулевого уровня; 2.Первого уровня;

3.Второго уровня; 4.Канал распределения отсутствует.

10.Прямой канал сбыта выберет, скорее всего, производитель:

1.Одноразовых шприцев; 2.Модной одежды «haute couture»;

2.Садово-огороднического инвентаря; 3.все ответы верны

11.Многоуровневый канал выберет, скорее всего, фирма, выпускающая:

1.Вакуумное оборудование; 2.Автомобили;

3.Косметику; 4.Замороженные полуфабрикаты.

12.Интенсивное распределение товара осуществляется:

1.Поставками в сеть специализированных магазинов;

2.Через большое число торговых точек массового на­значения;

3.Путем поставки товара непосредственно потреби­телю; 4.Все ответы верны;

13.Товародвижение на рынке не может осуществляться путем:

1.Рекламы; 2.Оптовой торговли; 3.Персональной продажи;

4.Транспортировки; 5.Правильного ответа нет;

14.Среди торговых посредников правом собственности на товар, как правило, обладают:

1.Брокеры; 2.Агенты; 3.Дилеры;

15.Вертикальная маркетинговая система как канал распределения:

1.Базируется на авторитете одного из участников канала;

2.Предполагает механизм мотивирования одним уча­стником канала распределения всех остальных участников канала;

3.Базируется на принуждении участников распределения принять участие в ее функционировании;

4.Все варианты возможны

Тема 12. Конкурентная среда

Назначение раздела

Успех фирмы на рынке зависит от того, насколько ее товары будут пользоваться спросом среди товаров конкурентов. Для маркетинга основной смысл конкуренции сводится к соперничеству, к борьбе за потенциально лидирующее (отличное от других компаний) положение товара или фирм на рынке. Конкуренция одновременно есть и фактор, и следствие маркетинговой деятельности различных компаний: конкуренция заставляет создавать маркетинговые службы в компаниях, они в своих попытках воздействовать на рынок усиливают конкуренцию, которая, в свою очередь, активизирует фирменный маркетинг.

В разделе рассматриваются понятие конкуренции, её виды, конкурентные стратегии и понятие конкурентоспособность товара и фирмы.

.

Цели раздела:

1. Формирование общих компетенций ОК.1, ОК.5, ОК.7

2. Формирование профессиональной компетенции ПК2.7 (см. стр. 8 УМК)

Требования к умениям:

уметь:

- проводить анализ конкурентов по матрицам;

- оценивать конкурентоспособность товара.

Требования к знаниям:

знать:

- понятие и виды конкуренции;

- конкурентные стратегии;

- понятие конкурентоспособности товара;

- ключевые слова и термины.

Ключевые слова и термины

Конкуренция, предмет и объект конкуренции, конкурентные преимущества, продуктовое, ценовое лидерство, лидерство в нише, конкурентоспособность товара, показатели конкурентоспособности.

План раздела

12.1. Понятие конкуренции. Её виды

12.2. Конкурентные стратегии

12.3. Конкурентоспособность товара и фирмы

Понятие конкуренции. Её виды

Пожалуй, самым интересным вопросом всей рыночной системы хозяйствования является вопрос о конкуренции. Да и само происхождение маркетинга нужно искать здесь, и только здесь. Маркетинг – оружие именно конкурентной борьбы, главный приз в которой – деньги потребителя.

Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального её определения не существует.

Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых фирмы соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя.

Объектом конкуренции является потребитель и покупатель, и в этом качестве он имеет возможность сказать своё последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» и показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет)- с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой. А значит, и различные методы и приёмы конкурентной борьбы и различное их влияние.

Сложившаяся система отношений фирмы со всеми субъектами рынка (поставщиками, посредниками, конкурентами, прессой, властными структурами, общественными организациями, деловыми кругами, клиентами) формирует конкурентную среду фирмы.

Конкуренция в сфере маркетинга бывает нескольких видов (рисунок 12.1.).

 

Рисунок 12.1. Виды конкуренции в сфере маркетинга.

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики.

Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности не существует. Обычно под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня – наличие у него конкурентных преимуществ, т. е. Качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории (рисунок 12.2):

 

Рисунок 12.2. Категории конкурентных преимуществ фирмы.

Конкурентные стратегии

Согласно общей конкурентной матрице М. Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке может быть обеспеченна тремя основными путями (рисунок 12.3).

  Снижение издержек Дифференциация продукции  
Широкая «Ценовое лидерство» «Продуктовое лидерство»  
Область конкуренции  
«Лидерство в нише»  
Узкая  

Рисунок 12.3. Общая конкурентная матрица.

Продуктовое лидерство основывается на политике дифференциации товаров. Доминирующую роль здесь играет маркетинг. Основное внимание уделяется совершенст­вованию товаров, приданию им большей потребительской полезности, развитию марочной продукции, дизайну, сервисному и гарантийному обслуживанию, формированию привлекательного имиджа и др. Повышение ценности товара для потребителей приводит к тому, что он готов платить за нужный ему товар более высокую цену. Вместе с тем, повышение цены, приемлемое для покупателя, должно быть больше повышения издержек, которые несёт предприятие, чтобы производить и поддерживать элемент дифференциации.

Сочетание высокой полезности и высокой цены формирует «рыночную силу» товара. Она защищает предприятие от конкурентов, обеспечивает стабильность положения на рынке. Задача маркетинга тогда заключается в том, чтобы постоянно отслеживать предпочтения потребителей, контролируя их «ценность», а также срок жизни элемента дифференциации, соответствующего данной ценности.

Ценовое лидерство обеспечивается на основе возможности предприятия снижать затраты на производство продукции. Здесь доминирующую роль играет производство. Особое внимание уделяется стабильности инвестиций, стандартизованным товарам, строгому управлению издержками, внедрению рациональных технологий, контролю расходов и т. п.

Лидерство в нише связанно с фокусированием продуктового или ценового преимущества на узком сегменте рынка, не охватывая весь рынок. Кроме того выбранный предприятием специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Такое лидерство чаще всего используется предприятиями малого бизнеса. Может применятся и крупными компаниями для выделения узкой группы потребителей (профессионалы, «новые русские» и т. п.)

Фирма, не сумевшая направить свою стратегию по одному из трёх путей, оказывается в чрезвычайно плохом стратегическом положении.

Возможности по достижению конкурентного преимущества определяются на основе анализа конкурентных сил. Предложенная М. Портером модель конкурентных сил позволяет предпринимателям знать и умело использовать некоторые правила конкуренции (рисунок 12.4).

 

  Угроза появления новых конкурентов  
Угроза потребителей Конкуренция среди действующих компаний Угроза поставщиков
  Угроза появления новых товаров  

Рисунок 12.4. Модель конкурентных сил.

При этом целью с позиции маркетинга является применение этих правил на пользу предприятия, т. е. необходимо действовать лучше, чем это делают конкуренты (таблица 12.1.)

Действия компании по предотвращению угроз. Таблица 12.1

Угрозы Стратегические действия компании по предотвращению угроз
Конкуренция среди действующих компаний Направлена на достижение ими более выгодного положения на рынке. Необходимо учитывать традиционные действия конкурентов (например, в области изменения конкуренции, цены, рекламы, стимулирования и др.). Следует также предвидеть и возможные изменения в интенсивности конкуренции, связанные с новой ситуацией на рынке, активными действиями конкурентов (например, желание стать лидером).
Угроза появления новых конкурентов Стратегические действия по предотвращению угрозы со стороны новых конкурентов предполагают создание для них различного рода препятствий и барьеров. Этому могут служить сокращение издержек по мере роста объёмов производства, дифференциация продукции, формирование приверженности потребителей к торговой марке, стимулирование посредников, использование патентов и ноу-хау и др.
Угроза появления новых товаров Угрозе появления товаров-конкурентов (товаров-субститутов) следует противопоставить постоянный поиск и реализацию идей товаров «рыночной новизны», использование новых технологий, развёртывание НИОКР по улучшению ассортимента, сервиса, рекламы и т. п.
Угроза потребителей Угроза со стороны потребителей проявляется в их возможности влиять на уровень конкуренции через изменение требований к продукции, цене, торговому обслуживанию и др. Это предполагает постоянное проведение работ по изучению покупательского поведения, готовности к быстрому реагированию на их нужды, умение активно формировать спрос.
Угроза поставщиков Возможности поставщиков повлиять на уровень конкуренции могут выражаться, например, в их угрозах поднять цены или снизить качество поставляемых материалов. Необходимо постоянно следить за действиями поставщиков, вести поиск новых партнёров, привлекать новые технологические и сырьевые возможности.

Возможные стратегии по достижению и удержанию конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены следующей матрицей (рисунок 12.5).

Позиция на рынке Упреждающие стратегии Пассивные стратегии
Лидеры рынка «Захват» «Защита» «Перехват» «блокировка»
Преследователи лидеров рынка «Атака» «Прорыв» по курсу» «Следование» «Окружение»
Избегающие прямой конкуренции «Сосредоточение сил на участке» «Сохранение позиций» «Обход»

Рисунок 12.5. Матрица конкурентных преимуществ.

Тип выбираемой стратегии зависит от того положения, которое занимает предприятие на рынке, и от характера его действий (таблица 12.2.).

Возможные позиции предприятия на рынке Таблица 12.2.

Позиция на рынке Характеристики позиции
Лидер рынка Занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие. Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями.
Преследователь лидера рынка Это предприятие, не занимающее в настоящее время доминирующего положения, но желающее атаковать лидера, бросить ему вызов по мере накопления конкурентных преимуществ.
Избегающие прямой конкуренции Это предприятия, которые намерены мирно сосуществовать с лидером и согласны со своим положением на рынке.

Занимая определённое положение на рынке, предприятия выбирают упреждающие (активные) или пассивные стратегии обеспечения своих конкурентных преимуществ (таблица 12.3.).

Стратегии обеспечения конкурентных преимуществ. Таблица 12.3.

Стратегии Обеспечение конкурентных преимуществ
«Захват рынка» Это расширение глобального роста на продукцию предприятия путём использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличение интенсивности потребления и др.
«Защита рынка» Воздействие на «своих» потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.
«Блокировка рынка» Стремление не допускать, чтобы преследователи добились преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и т. д.
«Перехват» Реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности.
«Атака в лоб» («Фронтальная атака») Использования преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового, как правило, в соотношении 3 к 1) для установления конкурентного преимущества.
«Прорыв» («Фланговая атака») Использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши.
«Окружение» Постепенное накопление преимуществ перед лидером путём определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.
«Следование по курсу» Минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике.
«Сосредоточение сил на выгодных участках» Выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов.
«Обход» Избежание конкуренции путём выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др.
«Сохранение позиции» Поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов.

Важнейшей и завершающей стадией определения конкурентных стратегий предприятия является оценка реакции конкурентов на действия предприятия. Реакцию конкурентов можно оценить и предупредить, используя предложенную М. Портером модель реакции конкурентов (рисунок 12.6).

Цели конкурента   Текущая стратегия
  Характер реакции конкурентов  
Самооценка занимаемой позиции на рынке   Маркетинговые возможности

Рисунок 12.6. Модель реакции конкурентов.

Необходимо постоянно обдумывать возможные ответные шаги конкурентов, глубинные мотивы их поведения, иметь варианты упреждающих действий.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.