Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиозные и теологические искания Лютера





Между тем собственные религиозные и теологические искания Лютера становились все более напряженными. Он исполнял все обязанности, которые налагала на него монашеская жизнь, боролся с сомнениями, применял терпение, но не получал желаемого утешения ни от таинств, ни от мудрых советов духовников. Эти страдания Лютера, вызванные его беспокойным сознанием, бросили его в отчаяние и тревогу.

«Наконец я начал понимать правосудие Боже как оправдание, в котором оправданный живет через Божий дар, — через веру. И я стал постигать: понятие о том, что с помощью Евангелия открывается справедливость Божья, — это пассивное понятие. Милосердный Бог делает нас праведными через веру, как написано: “Праведный верой жить будет”. При этом я почувствовал себя таким, что заново родился, как бы самостоятельно вошел в рай через его раскрытые врата».

Лютер придавал важнейшее значение учению об оправдании верой: Боже свободное и прощающее милосердие выражает себя в Иисусе Христе; очищенная совесть может быть спокойной и душа, освобожденной от вины, может служить Богу с радостной, непосредственной, творческой послушностью. В своем переводе Библии Лютер пришел к тому, что прибавил “только” перед словом “верой” (sola fide) в тексте “Потому что мы признаем, что человек оправдывается верой, независимо от дел Закона” (Рим. 3:28), поскольку он чувствовал, что этого требует особенность выражения в немецком языке. Слово “только” или “единственно” было сохранено реформаторами и после Лютера, поскольку оно казалось им гарантией от разного рода искажений.

Разрыл с Римом

Борьба против индульгенций.

Индульгенции были заменой части светских наказаний, наложенных за грех, а также процедурой духовного покаяния, которое требовало пожертвований в интересах церкви от грешника, чтобы он мог получить отпущение грехов. В конце концов, существование индульгенций стало иметь в виду, что Боже прощение может быть куплено или продано, или же что они действенны и для тех, кто не покаялся. Масштабы злоупотреблений оказались наиболее угрожающими именно в Германии, где слабая центральная власть была не в состоянии им помешать.

Конфронтация назревала уже тогда, когда в 1476 г. папа Сикст IV распространил свою власть на души в чистилище. Обращенные к жадности и страху людей, возмутительные предложения торговцев индульгенциями были предметом общего недовольства. Но непосредственной причиной публичного протеста Лютера послужила индульгенция, продажу которой в Саксонии курфюрст Фридрих запретил, хотя в близлежащих землях она свободно распространялась.

Девяносто пять тезисов.

Причиной возмущения Лютера была деятельность продавца индульгенций, доминиканского монаха Иоганна Тецеля. Когда монах развернул свою деятельность в окрестностях Виттенберга, Лютер начал критиковать эту практику, указывая, что отпущение грехов дается только тем, кто искренне кается и живет согласно заповедям Божьим.

В ночь на 1 ноября в 1517 г., на праздник Всех Святых, Лютер написал и прибил к дверям церкви 95 тезисов, в которых критиковал заведенную практику раскаяния и начертил первые шаги очищения христианства от искажений, что их он видел в теории и практике католицизма. Обосновывая правовую и моральную беспочвенность индульгенций, он раскрыл библейские принципы учения о покаянии (1-4 тезиса). Отрицая власть папы над душами в чистилище (8-29 тезисы), поставил под сомнение право законность самого института папского, его претензий на апостольскую преемственность. Рисуя непривлекательный образ католического духовенства, противопоставил ему нравственность и чистоту евангельских персонажей (41-52 тезиса). В 53-80 тезисах обосновав незаконность церковного запрещения на чтение простым народом Слова Божьего, поднес значение Евангелия в спасении. Самым глубоким разрывом с католическим мировоззрением стали последние тезисы Лютера: он проводит четкую границу между «внешней» религией и «внутренней» верой во Христа.

После публикации тезисов они на протяжении 2 недель стали известны всей Германии, а за месяц облетели всю Европу. Мысли, выраженные в тезисах, получили поддержку разных социальных слоев: князей, бюргерства, низов. Патриотически-национальная и социальная оппозиция папству получила в тезисах свой лозунг. Лютер не был доволен таким резонансом своего выступления.

Быстро появились первые отзывы на тезисы Лютера, папский цензор Сильвестр Приерий требовал сжигания еретика, однако часть теологов поддержала Лютера. Для разъяснения своих взглядов Лютер написал объяснение к тезисам известное под названием «Resolutiones». В произведении автор делает различие между решениями папы и постановлениями собора, которые одни могут считаться безошибочными. Относительно отпущения грехов он утверждает, что хотя Бог и дарует его через служителя церкви, однако лишь на основании веры в божественную благодать, а потому если священник и откажет в прощении тому, кто действительно верит, то Бог все равно простит ему. Таким образом, Лютер разрывал связь христианина с иерархией и провозглашает “христианскую свободу”.

Лютер перед Каэтаном

В ответ Рим стал требовать выдачи Лютера на суд. Осенью в 1518 г. в Аугсбурге состоялась встреча Лютера с папским легатом Каэтаном, на которой от Лютера требовалось отречься от своих взглядов, однако он отказался. Каэтан требовал, чтобы курфюрст Фридрих Саксонский выдал монах на суд в Рим, и князь ответил, что нельзя требовать от Лютера отречения, если не доказана ошибочность его взглядов, а потому он имеет право защищать себя на диспутах. Новый папский нунций Карл Мильтиц в нач. в 1519 г. пытался задобрить М.Лютера, побуждал его написать письмо папе, в котором тот признавал, что был слишком резок в своих нападениях на церковь и выражал ей свою покорность.

Диспут с Экком

Летом этого же года состоялся диспут Лютера с профессором Экком. Диспут состоялся в Лейпциге и в его время Лютер подтвердил свою позицию, признав, что единственным авторитетом для веры является Писание. Стало понятно, что он не вернется назад. Не удовлетворяясь пропагандой своих идей в проповедях и лекциях, реформатор развил поражающую литературную деятельность, создавая все новые полемичные произведения.

В этот период теология Лютера была в основном “теологией креста”, то есть она придавала особенное значение откровению Христа на кресте. Согласно с Лютером, “теология креста” кажется безумием мудрости мира и естественной теологии власти и величия, которое он критиковал как схоластическую “теологию славы”.

Продолжение Реформации

Никакие попытки остановить реформатора указаниями на то, что его деятельность может привести к ужасному расколу церкви, не действовали. Он писал Спалатину: “Заклинаю тебя, если ты предан Евангелию, то не должен думать, что его дело можно вести без смут, искушений и гнева. Нельзя сделать из меча – перо, из войны – мир. Слово Боже – это меч, война, разрушение, искушение, гибель, яд.”

В это время Лютера стали поддерживать часть гуманистов (Ф.Меланхтон, Ульрих фон Гуттен) и рыцарей (Франц фон Зиккинген). Ободренный их поддержкой реформатор начал выступать в более патриотическом духе, обращая свои надежды на светскую власть.

В августе в 1520 г. вышла печатью новая книга Лютера “Его императорскому величеству и христианскому дворянству немецкой нации” – это целая программа превращения не только церкви, но и государства, цель которого освободить Германию от зависимости от Рима. По его мнению, все члены церкви, как духовные, так и миряне имеют одинаковые права как христиане. Разница между ними лишь в должности. Потому духовенство не должно иметь никаких преимуществ, собственной юрисдикции. Поскольку папа по духовным делам не стоит выше других христиан, то последние могут понимать Слово Боже не хуже от него. Если же папа поступает вопреки Писанию, то собор имеет право осудить его. Лютер энергично осуждает все формы зависимости национальных церквей от Рима.

Переходя к реформе церковно-моральных порядков, Лютер требует отмены безбрачия духовенства, ограничения монастырей, отмены обязательных постов, многочисленных праздников, пилигримств, призывает реформировать университеты, освободив их от церковного влияния. Этот труд поднес Лютера в ранг общенационального героя и пророка.

Радикальная реформа Лютером постулатов католицизма осуществлена в труде “О вавилонском пленении церкви”. Реформатор сокращает число таинств, указывает на их истинное значение. Относительно причастия, то Лютер требовал, чтобы оно совершалось под обоими видами, и отрицал католическое учение о транссубстанциализации, настаивая на буквальном понимании слов “Сие есть тело Мое”.

Эти два произведения завершают разрыв Лютера с римской церковью. В ответ, Рим издал буллу, в которой учение Лютера было осуждено как еретическое, а Лютер получил 60 дней для того, чтобы покаяться. Лютер написал открытое письмо папе. К этому письму он присоединил небольшую книжку “О свободе христианина”, в которой он выкладывает “всю сумму христианской жизни”.

Большинство немецких князей отказались опубликовать папскую буллу в своих владениях. Укрепленный общей поддержкой, Лютер отважился на неслыханный шаг: 10 декабря в 1520 г. на торжественном ходе из студентов и профессоров папская булла была сожжена. По этому случаю, он сказал: “Ты изуродовала правду Божью, так пусть же Бог разрушит тебя в этом огне!”

Сейм в Вормсе

В апреле в 1521 г. Лютер был вызван на сейм в г. Вормс для того, чтобы отречься от своего учения. 11 апреля реформатор был приглашен на заседание сейма, однако без права защищать свои взгляды. Блестящее собрание сановников империи напугало Лютера, он отвечал на вопрос несмело и попросил один день на размышления. Однако на следующий день, когда он явился на собрание, в его тоне не было колебания и испуга. На вопрос хочет он защищать все свои произведения или готов отречься Лютер ответил, что откажется от своего учения только, когда ему на основании Писания будет доказана ошибочность его взглядов. Лютеру было поставлено требование дать в четкой форме ответ на вопрос или готов он отречься своего учения. На это Лютер ответил:

“От меня хотят прямого, ясного и категорического ответа. Хорошо, я отвечу вам прямо, без всяких изворотов. Я не могу подчинить своей веры ни папе, ни соборам, потому что ясно, как день, что они часто впадали в заблуждения и даже противоречили сами себе. Потому, если меня не убедят свидетельствами Св. Писания или очевидными доказательствами ума, если меня не убедят теми же текстами, которые я привел, и если таким образом мою совесть не свяжут Словом Божьим, то я не могу и не хочу отказываться ни от чего, потому что не подобает христианину поступать против своей совести. Я весь здесь перед вами. Я не могу иначе. Пусть поможет мне Бог. Аминь.”

После этого сейм выдал эдикт, согласно с которым вступала в действие папская булла. Однако, когда Лютер покидал Вормс, он был похищен рыцарями Фридриха и отвезен в замок Вартбург, в котором провел полтора года. Эти полтора года стали также периодом напряженного труда: в печати появляются трактаты, толкования, сборники проповедей, полемические брошюры. Здесь же начато дело всей его жизни – перевод Библии на немецкий язык. В 1523 г. был завершен перевод Нового Завета, а Ветхий Завет был переведен в 1533 г.

Радикальная и умеренная Реформация

Во время отсутствия Лютера Реформация набирала оборотов, иногда радикальных. Лютер выступал против спешки, а также принудительных действий, считая, что сущность религии заключается не во внешних формах, а во внутреннем настроении. В марте в 1522 г. реформатор был вынужден вернуться в Виттенберг из-за роста влияния “цвиккауских пророков.” Это были два суконщика из саксонского города Цвикау, к которым примкнул также прежний Виттенбергский студент Маркус Штюбнер. Они намного выше Писания ставили внутреннее откровение. Их проповедь в Виттенберге произвела сильное впечатление на антикатолическое движение, управляемое Карлштадтом. Меланхтон не отважился вмешаться и обратился за советом к Лютеру.

Вернувшись, он принял обязанности проповедника Виттенбергский церкви и сказал там проповеди о главных положениях христианской веры. Здесь раскрылись очевидные отличия между консерватизмом Лютера и радикальными реформаторами. Лютер не одобрял применения насилия. Он не верил, что мятеж может состояться без разрушений и кровопролития невинной крови. Он считал, что настоящие идолы находятся не в церковных стенах, а в сердцах людей.

С того времени и дальше Лютер вел войну на два фронта: против католиков и против тех, кого обобщенно называл “энтузиастами”. Одним из результатов восстания в Виттенберге было как раз замедление хода практических превращений, и хотя Лютер ввел реформированный порядок богослужения (“Формула мессы”, 1523), но только в 1526 г. он представил литургию немецким языком (“Немецкая месса”). Однако, все-таки, евангельское движение разрасталось по всей Германии. Нюрнбергский рейхстаг 1522-23 гг. отказался ограничивать деятельность евангельских проповедников.

Водораздел 1525 г.

Значительным препятствием для развития Реформации стала крестьянская война в Германии в 1525-1526 гг. Программы крестьян содержали требования конкретных средневековых свобод. Некоторые крестьяне требовали отмены основ феодального строя: крепостного права, десятин, разрешению свободного пользования земельными угодьями, права избирать своих пасторов и евангельской проповеди.

Некоторые более рассудительные крестьяне включали Лютера в число своих возможных арбитров. Он сам опубликовал в мае в 1525 г. “Напутствие к миру”, в котором проанализировал “Двенадцать статей” швабских крестьян и выразил им сочувствие, но только в их жалобах на притеснения. Лютер также критиковал князей, но отбросил понятие так называемого “христианского восстания”: «Мои дорогие друзья, христиане не такие многочисленны, чтобы им вместе собираться в толпу». Однако, когда крестьяне проявили жестокость во время восстания, реформатор, боясь компрометации Реформации связью с крестьянским бунтом, перешел на сторону князей и выдал брошюру “Против кровопийц и мятежников-крестьян”, в которой призывал убивать крестьян. Крестьянское восстание было утоплено в крови, а их положение еще больше ухудшилось.

Лютер отказался примкнуть к выступлению крестьян. Тем самым он подтолкнул много крестьян на сторону радикальной Реформации. В Германии набирала роста тенденция о том, что именно Лютер и является виновником крестьянского восстания. Резкий тон памфлетов Лютера, направленных против духовенства, его призывы к освобождению церкви, беспощадная критика власти и действительно усиливали радикальные настроения. Отречение Лютера от событий крестьянской войны создавало впечатление об измене им собственному народу. Такой ход вещей можно объяснить лишь тем, что Лютер был убежден в том, что его слово – это слово Христа, а потому восставшие крестьяне, которые компрометировали его дело, были слугами дьявола.

Бракосочетание

Год 1525-м стал поворотным для карьеры Лютера и в других отношениях. В июне в 1525 г., Лютер “дьяволу назло” женился на прежней монахине Катарине фон Бора, которая оказалась прекрасной женой. Дом был для Лютера символом христианского призвания, и он включал домашнюю жизнь в число своих “трех иерархий” (или “порядков создания”) христианского существования в этом мире, тогда как двумя другими для него были его политическая и церковная жизни.

Лютер и Эразм

В 1525 г. состоялся открытый разрыв с Эразмом Роттердамским. Эразм видел в Лютере неистового, догматичного монаха-теолога, и разочаровывался в Реформации. Папа, император, князья, ученые требовали, чтобы Эразм прямо заявил, на какой он стороне. Потому он опубликовал в 1524 г. книгу “Диатриба или рассуждение о свободе воли”. В ней он поддал критике доктрину Лютера о порабощенной человеческой воле. Ответ Лютера вышел в свет лишь в декабре в 1525 г. Это был трактат “О рабстве воле”, который показал глубину разногласию Лютера с гуманизмом.

Новый курфюрст саксонский Иоганн, вместе с другими курфюрстами, особенно, Филиппом Гессенским, и с Альбрехтом Бранденбургским образовали группу в имперском рейхстаге. Таким образом, из 1525 г. реформационное движение перешло в русло церковной организации, получив правительственный характер.

Церковное визитирование

В 1527-1528 гг. было проведено визитирование саксонской церкви группой юристов и теологов. Результаты визитирования стали тяжелым ударом для Лютера: они показали низкий моральный уровень народа, его религиозную неграмотность. Он осознал, что проповедь о спасении одной верой может быть опасной для простого народа, и потому пытался установить в своем учении равновесие между верой и добрыми делами. Эта тенденция заметна в написанных им катехизисах.

На втором рейхстаге в Шпейере в 1529 г. католическое давление привело к аннулированию ранее сделанных уступок, которых добились евангельские курфюрсты. Из ряда городов был заявлен протест в знак непризнание этого решения. С того времени сторонники Реформации стали называться протестантами.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.